Научная статья на тему 'Перспективы внедрения ресурсосберегающих перегрузочных технологий в машинное земледелие Дальнего Востока'

Перспективы внедрения ресурсосберегающих перегрузочных технологий в машинное земледелие Дальнего Востока Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
93
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Панасюк А. Н., Липкань А. В., Канделя М. В., Лазарев В. И.

Обоснована необходимость внедрения в АПК Дальнего Востока перегрузочных технологий. Предложено решение проблем ресурсосбережения и формирования комплектов сменных технологических модулей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим сельскохозяйственным наукам , автор научной работы — Панасюк А. Н., Липкань А. В., Канделя М. В., Лазарев В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of resource-saving transshipping technologies application in engine farming agriculture of the Far East

The author states the need for introducing of transshipping technologies into agrarian and industrial complex of the Far East. The solution to energy-saving problems is given and the way of forming of replaceable technological modules packages is offered.

Текст научной работы на тему «Перспективы внедрения ресурсосберегающих перегрузочных технологий в машинное земледелие Дальнего Востока»

Изменение вида внешнего воздействия способствует тому, что адаптация зерновки к внешнему воздействию преодолевается, и она начинает «сопротивляться». Последовательность изменения полезности повторяется. Снятие внешнего воздействия х0 то же должно вызвать изменение реакции зерновки. Если внешние условия будут отличаться от условий воздействия х0, то уже зерновка за счет внутренних сил (если их осталось достаточно) сможет преодолеть состояние, в котором она оказалась за счет воздействия х0. Отсутствие внешнего воз-

действия х0 воспринимается как внешнее воздействие х1.

Использование принципа максимума информации для анализа процесса сушки зерна позволяет оценить его эффективность и определить направления совершенствования.

Список литературы

Голицин, Г.А. Информация и биологические принципы оптимальности: Гармония и алгебра живого / Г.А. Голицин, В.М. Петров. — Изд. 2-е, стереотипное. — М.: КомКнига, 2005. — 128 с.

УДК 631.17;631.3.076;631.374

А.Н. Панасюк, канд. техн. наук, директор

A.В. Липкань, канд. техн. наук, зав. отделом

Государственное научное учреждение «Дальневосточный научно-исследовательский и проектно-технологический институт механизации и электрификации сельского хозяйства»

М.В. Канделя, канд. техн. наук, генеральный конструктор Биробиджанский комбайновый завод «Дальсельмаш»

B.И. Лазарев, канд. техн. наук, доцент

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный агроинженерный университет»

ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕРЕГРУЗОЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАШИННОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Требования сохранения плодородия почвы и повышения эффективности посевных и уборочнотранспортных комплексов, особенно при уборке зерновых и сои, при заготовке кукурузы на силос в условиях переувлажнения почвы, обусловливают необходимость внедрения в сельскохозяйственное производство перегрузочных технологий, а следовательно, и создания почвощадящего полевого технологического транспорта (для сбора, транспортировки и перегрузки зерна, сбора от параллельно идущих комбайнов и транспортировки силосной и зеленой массы, соевой половы, для загрузки сеялок и т. п.). Подобная задача была поставлена ГСКБ по сельскохозяйственным машинам для зоны Дальнего Востока (г. Биробиджан) с момента производства на заводе «Дальсельмаш» первых гусеничных комбайнов СКГ-3 и СКГС-2,6, т. е. с начала 1960-х годов.

Чтобы повысить эффективность использования уборочной техники и автомобильного парка во время уборки в условиях переувлажнения почвы, дальневосточные ученые и конструкторы разработали перегрузочные технологии, опытные и экспериментальные технические средства транспортнотехнологического назначения, функционирующие в системе уборочная машина — транспортное сред-

ство (самосвальные кузова-перегрузчики СГТ-4, КП-6, бункеры-перегружатели СБПГ БСХИ-1, СБПГ-3 и БПГ-10). Однако, при всей потенциальной эффективности внедрения единичных экземпляров данных машин в уборочно-транспортный процесс некоторых хозяйств перегрузочные технологии так и не получили широкого распространения в дальневосточном регионе, поскольку реализующие их машины не были рекомендованы к серийному производству. Основные причины тому — малый ресурс металлозвенчатой гусеницы и низкая эксплуатационная надежность самой унифицированной гусеничной ходовой тележки (ГХТ) типа КСП-01, на базе которой их создавали.

Проведенные в регионе поисковые НИР показали, что наиболее перспективными в плане функционально-экологического совершенствования как самоходных зерно- и кормоуборочных комбайнов, так и вспомогательных самоходных транспортно-технологических машин на сегодня являются гусеничные ходовые тележки (ГХТ) с резиноармированными гусеницами (РАГ) типа ТГР-3 и ТГР-4 [1, 2, 3].

Внедрение уборочной и вспомогательной транспортно-технологической техники на РАГ

83

и с объемным гидроприводом ходовой части при сохранении тенденции на повышение мощности двигателя неизбежно вызвало проблему ресурсосбережения. Для решения этой проблемы рекомендуется использовать принципы унификации и универсальности энергетической части уборочно-транспортной техники с целью обеспечения более широкой сферы применения ее в течение года. Общемировая тенденция решения данной проблемы — производство подобных машин на основе модульного формирования на базе универсальных энергосредств (как высвобождаемых энергомодулей) и комплектов сменных технологических адаптеров. Работа в данном направлении осуществляется ГНУ ДальНИПТИ-МЭСХ совместно с ЗАО «БКЗ «Дальсельмаш».

В настоящее время реализация блочномодульного построения гусеничной модификации существующих зерноуборочных комбайнов пока проблематична вследствие конструирования их как моноблочных машин. Для кормоуборочной, вспомогательной уборочной и транспортно-технологической самоходной техники (валковых жаток, кузовов-перегрузчиков, кузовов-самовалов, пресс-подборщиков и др.), блочно-модульное построение, высвобождение энергомодуля и модульное построение на его базе специализированных машин нового поколения должно быть реализовано с целью повышения эффективности их использования. Это подтверждает опыт создания и испытаний модернизированного образца самоходного шасси модели УЭС-150РГ (рис. 1) и сконструированного на его базе специализированного комплекса самоходных сельскохозяйственных машин (СКССМ) (рис. 2). (ГНУ ДальНИПТИМЭСХ).

В результате модульного формирования самоходных машин на базе высвобождаемых самоходных шасси на резиноармированных гусеницах, прототипом которых может быть блочно-модульное средство УЭС-150РГ, разработанное на основе пре-

Рис. 1. Модернизированный образец универсального энергетического средства на резиноармированных гусеницах — самоходное шасси модели УЭС-150РГ

84

емственности с ранними разработками ГСКБ завода «Дальсельмаш», возникает проблема формирования комплектов сменных технологических модулей.

Наиболее рациональным решением формирования комплектов сменных технологических модулей является заимствование технологической части серийных сельскохозяйственных машин подобного функционального назначения. Например, перспективным решением формирования парка транспортно-технологических машин к разработанному энергосредству УЭС-150РГ можно считать использование практически без доработки в качестве технологических модулей набора сменных кузовов к автомобилям, тракторным полуприцепам и технологического оборудования, которые были разработаны коллективом ученых под руководством Н.Е. Ев-тюшенкова (ВИМ) [4].

Согласование присоединительных размеров энергомодуля и сменных технологических модулей обеспечивается промежуточными конструктивными адаптерами—монтажными приспособлениями. В этом случае привязка (адаптирование) технологических частей серийных машин, как сменных технологических модулей, к высвобождаемому энергомодулю осуществляется без значительных изменений их конструкции. Следовательно, реально ускоряется процесс разработки и освоения производства машин уборочного и транспортно-технологического назначений на основе концепции УЭС-РГ.

Еще более перспективно можно использовать самоходное шасси УЭС-150РГ в качестве полевого технологического транспорта в составе уборочнотранспортного комплекса, включающего в себя комбайны на РАГ, мобильные автосистемы (МАС) типа «Мультилифт» на шасси автомобилей КамАЗ, МАЗ и тракторные полуприцепы с комплектом универсальных бункеров-накопителей, если самоходное шасси УЭС-150РГ оснастить сменным рамным многофункциональным конструктивным адаптером, формирующим аналогичную мобильную автосистему (МАС-16 или МАС-20) [5]. Для реализации данной перегрузочной технологии, исключающей использование на поле тяжелой колесной техники, все полевые машины (уборочные комбайны и технологический транспорт) должны быть на РАГ. Только в этом случае как в экстремальных, так и в нормальных почвенных условиях гарантируются высокие эксплуатационно-технологические показатели уборочно-транспортного процесса и исключается сверхнормативное техногенное воздействие на почву, а соответственно и ее деградирование.

Создание комплекса машин зональной МПЭ нового поколения не моноблочной, а блочномодульной структуры позволит в течение года монтировать на мобильном энергомодуле минимум две-три и более технологические машины: технологические адаптеры, представляющие собой тех-

Рис. 2. Варианты агрегатирования и конструктивного исполнения самоходного шасси УЭС-150РГ:

а — с валковой самоходной жаткой ЖВС-6РГМ; б — с самоходным кузовом-самосвалом СКС-6РГ; в — с универсальным тягово-приводным энергосредством УТЭС-150РГ; г — с самоходным кузовом-перегрузчиком СКП-6РГ

нологические модули с дополнительным монтажным оборудованием — многофункциональными МА и специальными СА конструктивными адаптерами. В результате этого значительно повысится эффективность использования формируемых машин по сравнению с моноблочными [6, 7].

Разработанный СКССМ модели УЭС-150РГ, по сути, представляет собой основу для нового, перспективного направления формирования зональной системы машин, развитие которого позволит сделать эту систему более гибкой, технологичной и экосовместимой.

Список литературы

1. Канделя, М.В. Исследование и обоснование технического уровня различных типов гусеничных ходовых систем уборочно-транспортных машин: автореф. дис. ... канд. техн. наук. — Благовещенск, 1997. — 24 с.

2. Липкань, А.В. Основы стратегии создания перспективного экосовместимого типа гусеничного движителя для уборочно-транспортных машин / А.В. Липкань, В.Н. Рябчен-ко, М.В. Канделя // Перспективы развития комплексной механизации АПК Дальнего Востока. — Благовещенск: Даль-НИПТИМЭСХ, 2000. — С. 95-106.

3. Канделя, М.В. Результаты испытаний зерноуборочного комбайна на резиноармированных гусеницах «Енисей КЗС-954РАГ» в Амурской МИС / М.В. Канделя, В.И. Лазарев, А.В. Липкань // Механизация и электрификация технологических процессов в сельскохозяйственном производстве: сб. науч. тр. — Благовещенск: ДальГАУ, 2006. — Вып. 12. — С. 106-116.

4. Евтюшенков, Н.Е. Транспортные средства со сменными кузовами // Сельский механизатор. — 2004. — № 11. — С. 15, 49.

5. Измайлов, А.Ю. Научное обеспечение транспортного адаптера / А.Ю. Измайлов, А.А. Артюшин, Н.Е. Евтюшенков // Техника в сельском хозяйстве. — 2007. — № 6. — С. 22-23.

6. Липкань, А.В. Создание специализированного комплекса самоходных сельскохозяйственных машин блочномодульной структуры на базе высвобождаемого универсального энергосредства на резиноармированных гусеницах / А.В. Липкань // Научное обеспечение соеводства Дальнего Востока и Сибири: сб. науч. тр. — Благовещенск: ВНИИ-сои, 2006 — С. 142-153.

7. Липкань, А.В. Перспективное направление совершенствования зональной мобильной полевой энергетики / А.В. Липкань // Механизация и электрификация технологических процессов в сельскохозяйственном производстве: сб. науч. тр. — Благовещенск: ДальГАУ, 2006. — Вып. 13. — С. 11-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.