УДК 7.05 Малкова А.Ю., Петросова И.А.
Малкова А.Ю.
студент, кафедра художественного моделирования, конструирования и технологии швейных изделий, Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(г. Москва, Россия)
Научный руководитель: Петросова И.А.
д.т.н., проф.,
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
(Г. Москва, Россия)
ПЕРСПЕКТИВЫ ВЛИЯНИЯ 3Б ПЕЧАТИ НА ИНДУСТРИЮ МОДЫ
Аннотация: изучено влияние 3D печати на индустрию моды.
Ключевые слова: 3D принтер, мода, аксессуары.
ЭЭ-печать в современном мире встречается почти везде и отовсюду мы про нее слышим. Мы ее встречаем в продуктах питания, домах и даже человеческих органах, напечатанных на 3D-принтере. Вот и фешен-индустрия не смога остаться в стороне от тех возможностей, которые сулит технология трехмерной печати. За последние года, можно все чаще встретить у модных дизайнеров коллекции, в которых воплотились в жизнь одежда, обувь и аксессуары, изготовленные на 3D-принтерах.
Не стоит забывать, что при помощи такого новшества как 3D печать, мы можем уменьшить выбросы производства в мировую экологию. Ведь за последние 15 лет продажи одежды по всему миру увеличились вдвое. Выбросы С02 стали меньше у отрасли морских перевозок и международных перелетов
вместе взятых, чем аналогичный показатель у всей текстильной промышленности. При этом 84% одежды заканчивает свой срок на свалках или мусоросжигательных заводах, и только оставшиеся 16% перерабатываются [1].
Решением этих проблем является внедрение новых технологий в индустрию моды, например, таких как 3D печать.
На данный момент существует большое количество технологий 3D печати, но наиболее распространенными являются: SLS - селективное лазерное спекание, SLA - лазерная стереолитография, PolyJet и PolyJetMatrix, MJM -технология, основанная на многоструйном моделировании с помощью полимерного материала, FDM - моделирование методом осаждения расплавленной нити[2].
В первопроходцах можно заметить голландского дизайнера Айрис ван Херпен (Iris van Herpen), которая представила коллекцию, сделанную при помощи 3D печати. В 2010 году на международной неделе моды в Амстердаме ван Херпен представила свое первое творение, созданное при помощи аддитивных технологий. Это был белый топ «Кристаллизация» из полиамида.
Процесс превращения жидкости в кристаллы - та самая кристаллизация - вдохновил Айрис на создание такой необычной формы. Модель вызвала фурор, и другие креативные дизайнеры обратили свой взор в сторону трехмерной печати. (рис.1)
Рисунок 1. Белый топ «Кристаллизация» из полиамида. - 974 -
Годом спустя, после появления бренда Continuum Fashion, который попытался пронести BD-печать за пределы мира кутюр, был создан прототип бикини, которое могло быть носимым не только на подиуме, но и в повседневной жизни. Это новшество выполнено из нейлона, и этот материал идеально подходит для такого вида одежды. Все элементы купальника, включая застежку, были напечатаны на BD-принтере и не имели швов. Найти эту модель в офлайновых магазинах было невозможно, но ее можно было заказать на сайте компании. Стоит отметить, что цена оказалась довольно высокой, что могло неприятно удивить покупателя. Но это был первый шаг к использованию 3D-печати в серийном производстве одежды. (рис.2)
Рисунок 2. Бикини без швов из нейлона.
Аддитивные технологии позволили воплотить самые смелые фантазии дизайнеров. В феврале 2013 года на конференции, проходившей в Нью-Йорке в Ace Hotel, появилась известная танцовщица Дита фон Тиз. Шикарное платье, надетое на ней, было напечатано на 3D-принтере и украшено кристаллами Swarovski. Этот наряд отличался от своих предшественников тем, что он был
достаточно гибким благодаря 3000 подвижных соединений. Его можно было снять и надеть как обычное платье, сшитое традиционным способом. (рис.3)
Рисунок 3. Платье, напечатанное на 3D принтере кристаллами Swarovski.
Дизайнерам Фрэнсису Битонти и Михаэлю Шмидту удалось полностью удивить публику. Чертежи 12 частей платья были созданы на компьютере, а затем напечатаны нью-йоркской компанией Shapeways с использованием метода селективного лазерного спекания (SLS).
После этого модельеры уже не могли остановиться. Трехмерные технологии прочно вошли в мир моды, хотя и пока только в мир моды высокой. В 2015 году голландская дизайнер Анук Виппрехт представила удивительное технологичное платье под названием Spider Dress. Как можно догадаться из названия, источником вдохновения для этого платья стала паука. Платье было выполнено в форме экзоскелета и оснащено 20 датчиками. "Лапки паука" поднимались и "защищали" пространство владельца, если датчики замечали нарастающий стресс. (рис.4)
Однако не все дизайнеры ограничивались экстравагантными моделями кутюр. К их числу относилась Данит Пелег, которая уже много лет занималась профессиональной 3D-печатью одежды для повседневной жизни. Хотя стоимость моделей из ее коллекций оставалась высокой для среднего покупателя, одежда была комфортной, практичной и эффектно выглядела.
Рисунок 5. Коллекция Данит Пелег напечатанная на 3D принтере.
Современные дизайнеры одежды используют аддитивные технологи не только для самовыражения, но и как средство сделать этот мир лучше, а одежду - практичнее. Джулия Давий (Julia Daviy) - дизайнер и специалист по экологически чистым технологиям - живет идеей биоразлагаемых материалов.
Рисунок 4. Технологичное платье Spider Dress.
ЭЭ-печать для нее это в первую очередь возможность сокращения производственных издержек и отходов.
Технология 3D-печати расширяет возможности дизайнеров и производителей одежды, позволяя им создавать уникальные узоры, принты и 3D-декор, которые невозможно воплотить иными способами. Это открывает совершенно новый мир для творчества и предоставляет неограниченную свободу дизайна, недоступную без этой технологии. Безусловно, в будущем 3D-печать будет все чаще применяться в производственных процессах компаний разных отраслей, включая индустрию моды. Это позволит компаниям сократить расходы на производство и хранение, так как они смогут производить технологию в требуемых объемах, соответствуя потребностям рынка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Голиков В.С., Царегородцева О.В. Влияние индустрии моды на экологию/ Научный электронный журнал "Меридиан" Выпуск №19(53), 2020. -С. 303-Э05;
2. Перспективы применения 3D печати при проектировании предметов одежды / Ф. А. Колиева, А. В. Гобеева, А. О. Гркикян, В. В. Гетманцева // Костюмология. - 2021. - Т. 6, № 1. - БЭК УОТС.
Malkova A. Yu., Petrosova I.A.
Malkova A.Yu.
Russian State University named after A.N. Kosygin (Moscow, Russia)
Scientific advisor: Petrosova I.A.
Russian State University named after A.N. Kosygin (Moscow, Russia)
PROSPECTS FOR INFLUENCE OF 3D PRINTING ON FASHION INDUSTRY
Abstract: the influence of 3D printing on the fashion industry has been studied.
Keywords: 3D printer, fashion, accessories.