ПРОШМЫ.ПОИСК. РЕШЕНИЯ
10 (199) - 2013
УДК 339.976
перспективы участия россии
в азиатско-тихоокеанском экономическом сотрудничестве для развития туристской сферы страны
ю. в. Кудрявцева,
аспирантка кафедры
гостиничного и туристического бизнеса,
факультет «Высшая школа спортивной
и туристической индустрии»
E-mail: gavrilova-yulia@yandex. ru
Российский экономический университет
им. Г. В. Плеханова
В статье анализируются возможности, которые дает участие в региональных интеграционных группировках для развития отдельных секторов экономики стран - членов АТЭС1. На основе оценки влияния объединенной туристской политики АТЭС на рост экспорта туристских услуг в странах -участницах форума и доли в нем партнеров по группировке делается вывод о недостаточности координирующей роли наднационального механизма. Обоснована необходимость развития двусторонних взаимоотношений с участниками объединения.
Ключевые слова: региональная интеграция, АТЭС, туризм, туристическая политика, торговля туристскими услугами.
Сегодня о поступательном развитии взаимодействия между странами на региональном и международном уровне можно говорить как об устойчивой тенденции. Вполне очевидной для суверенных государств стала необходимость передачи части регулирующих функций на наднациональный уровень. Однако по-прежнему нет четкого ответа на вопрос, какие именно функции, в каком объеме и на
1 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - межгосударственный форум 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона для сотрудничества в области региональной торговли и либерализации капиталовложений. Форум АТЭС образован в 1989 г. по инициативе Австралии.
54 -
какой уровень глобальной системы регулирования государству необходимо передавать, чтобы повысить результативность своей экономической политики. Правомерна и такая постановка вопроса: что больше в условиях глобализации отвечает потребностям отдельных секторов экономики - глобальное сотрудничество или глобальное регулирование?
Не претендуя на то, чтобы в рамках одной статьи рассмотреть все аспекты данного вопроса, сфокусируемся на исследовании влияния региональной интеграции на развитие отдельно взятой сферы. Взяв в качестве объекта исследования объединенную туристскую политику АТЭС, рассмотрим различные пути ее реализации с точки зрения их эффективности для туристских секторов стран -членов группировки. Данный разрез изучения проблемы имеет особую актуальность для России как страны, активно ищущей свой оптимальный путь интеграции в мировую экономику. Что касается туристской индустрии, то она находится сейчас в центре внимания общественной жизни и государственной политики. Руководство страны никогда ранее не уделяло этой сфере столько внимания и одновременно не возлагало на нее таких надежд. Можно сказать, что туризм стал одним из приоритетных направлений развития экономики страны.
На мировом уровне о туризме заговорили всерьез в период начала восстановления мировой
экономики после кризиса, поскольку в отличие от многих других, эта сфера продемонстрировала относительную устойчивость и способность к восстановлению. Лидеры стран «Большой двадцатки» ^20) признали, что туризм и путешествия могут внести существенный вклад в восстановление экономики и быть важной составляющей глобальных усилий по развитию инфраструктуры, искоренению нищеты и созданию рабочих мест. 18-19 июня 2012 г. на саммите G20 в г. Лос-Кабос (Мексика) мировые лидеры назвали туристическую сферу одним из основных механизмов развития экономики2.
Для России же развитие туризма дает не только возможность экономического роста, решения социальных проблем, развития регионов, воспитания патриотизма, повышения имиджа страны3, но и является одним из вариантов расширения структуры экспорта. Туристская сфера является одним из крупнейших экспортных секторов экономики, уступая (по состоянию на 2010 г.) по объемам экспорта лишь нефтедобывающей и химической промышленности, офисному и телекоммуникационному оборудованию, автомобилестроению4.
Успехи туриндустрии являются настолько впечатляющими, что невольно возникает вопрос, нуждается ли эта сфера в каком-то дополнительном глобальном регулировании, или сама суть туризма, его трансграничный характер помогают ему эффективно развиваться в условиях растущей открытости мировой экономики. К сожалению, на своем пути туризм сталкивается с целым рядом проблем, требующих решения на наднациональном уровне. Политическая нестабильность, преступность, терроризм, природные и техногенные катастрофы, эпидемии, высокие цены на топливо - вот лишь некоторые из факторов, которые препятствуют реализации туристского потенциала в мировом масштабе и требуют объединения усилий заинтересованных экономик.
2 АТЭС: туристическая индустрия развивается, принося пользу бизнесу и населению. 22.08.2012 // АТЭС Россия 2012. URL: http://rus. apec2012.ru/news/20120822/462876548.html.
3 Минкультуры ждет от регионов не постановки задач, а конкретных предложений и решений // RATA news. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. № 3144. 10.10.2012. URL: http://ratanews. ru/news/news_ 10102012_1.stm.
4 См., например, International Trade Statistics 2011 (Table II. 1. World merchandise exports by major product group, 2010, Table III. 1. World trade in commercial services by category, 2010 //
Официальный сайт Всемирной торговой организации. URL: http://www. wto. org.
Что касается использования возможностей регионального уровня системы регулирования для развития туризма в России, то большое количество объединений, в которых она участвует, создает как дополнительные возможности, так и реальный риск распыления усилий и снижения эффективности сотрудничества. Практически все региональные объединения, членом которых является Россия (Ев-рАзЭС, АТЭС, ШОС, ОЧЭС, Таможенный союз), в той или иной степени занимаются туризмом. При этом круг обсуждаемых вопросов может быть достаточно широк - от развития туристского обмена, поддержки национальных туристских выставок и подготовки профессиональных кадров до объединения туристских политик и осуществления совместных капиталовложений в сферу туризма. Однако для оптимизации сотрудничества Россия должна четко сформулировать цели и задачи, которые можно решать в рамках каждого из этих объединений. Разберем это более подробно на примере АТЭС.
Туризм играет значительную роль в экономиках стран АТЭС. По данным за 2011 г., туристская индустрия обеспечила около 120 млн рабочих мест, что составляет 8,4 % общего количества занятых в странах - членах объединения. Предполагается, что в 2012 г. данный показатель возрастет на 1,8 % и составит свыше 122 млн чел. Доля индустрии туризма в общем объеме ВВП экономик АТЭС (3,22 трлн долл.) в 2011 г. составила 8,3 %. Ожидается, что к 2022 г. ее доля достигнет 9,2 % [1].
Что касается мировой индустрии туризма, то на АТЭС приходится около 2/3 мирового экономического роста, 54 % глобального ВВП, 44 % оборота международной торговли и 40 % мирового потока туристов5.
При этом нельзя забывать, что АТЭС объединяет страны, сильно различающиеся по размерам и уровню экономического развития. Неодинакова и степень развития туристской сферы в странах-членах и ее вклад в национальные экономики. Так, по данным Всемирного совета по путешествиям и туризму ^ТТС) за 2011 г., доля туризма в ВВП стран - участниц объединения колеблется от 0,9 % в Папуа-Новая Гвинея и 1,1 % в Канаде до 6,7 % в Гонконге и Малайзии. Значительно варьируется и доля занятых в туристской сфере от общего числа занятых: от 0,8 % в Папуа-Новая Гвинея и 1,8 %
5 Пресс-конференция по итогам министерского совещания по туризму. 24.07.2012 // АТЭС Россия 2012. URL: http://rus.
apec2012.ru/news/20120724/462786296.html.
в Канаде до 6,3 % в Малайзии, Мексике и 6,6 % в Гонконге.
Легко заметить, что в данном интеграционном блоке принимают участие как ярко выраженные страны-экспортеры, так и страны - импортеры туристских услуг. К числу первых можно отнести Гонконг, Малайзию, Мексику, Новую Зеландию, Перу, Таиланд, США и Вьетнам. Среди импортеров туристских услуг можно выделить Канаду, Китай, Японию, Папуа-Новую Гвинею и Россию (табл. 1).
Вполне логично, что взаимодействие таких разнородных стран-членов должно регулироваться особыми принципами. Так, все принимаемые на
Основные макроэкономические
высшем уровне объединения решения носят лишь рекомендательный, консультативный характер, причем выполняются участниками объединения на добровольной основе. Темпы финансовой и торговой либерализации страны также устанавливают исходя из своих внутренних возможностей и потребностей, что обеспечивает защиту интересов наиболее отсталых членов. В подобной ситуации для достижения стоящих перед объединением целей не требуется высокого уровня институционали-зации. Соответственно, в АТЭС не была создана система органов наднационального управления по образцу ЕС, а лишь консультационные органы
Таблица 1
показатели стран АТЭС в 2011 г.
Страна АТЭС (год присоединения) Население, тыс. чел. ВВП, млн долл. Доля туризма в ВВП, % Вклад туризма в занятость, °% Доля туризма в ВВП с учетом связанных секторов,% Вклад туризма в занятость с учетом связанных секторов, % Экспорт туристских услуг, млн долл. Импорт туристских услуг, млн долл.
Австралия (1989) 22 328,8 1 238* 2,4 4,1 9,7 11,9 31,443 26,914
Бруней (1989) 398,9 12,4* 2,0 2,9 6,6 7,6 - -
Канада (1989) 34 108,7 1 574 052,2 1,1 1,8 4,4 5,4 16,716 33,166
Чили (1994) 17 113,6 203 442,6 2,9 2,8 8,3 7,9 1,849 2,306
Китай (1991) 1 338 299,5 5 878 629,2 2,6 2,9 9,2 8,1 48,515 72,474
Гонконг (1991) 7 067,8 224 457,8 6,7 6,6 15,2 12,8 27,686 19,138
Индонезия (1989) 239 870,9 706 558,2 3,0 2,6 8,8 7,7 7,953 7,279
Япония (1989) 127 450,4 5 497 812,5 2,1 2,2 6,7 7,0 11,002 26,876
Республика Корея (1989) 48 875,0 1 014 483,1 1,8 2,2 5,3 5,7 12,304 15,406
Малайзия (1989) 28 401,0 237 803,8 6,7 6,3 14,8 12,9 18,247 3,711
Мексика (1993) 113 423,0 1 039 661,5 5,6 6,3 12,4 13,7 11,869 7,832
Новая Зеландия (1989) 4 367,8 140,5* 3,4 4,1 14,5 16,9 5,493 3,459
Папуа-Новая Гвинея (1993) 6 858,2 9 480,0 0,9 0,8 2,5 2,1 5 156
Перу (1998) 29 076,5 153 844,9 3,5 2,7 9,2 7,9 2,707 1,418
Филиппины (1989) 93 260,8 199 589,4 2,0 2,1 8,5 9,6 3,152 3,646
Россия (1998) 141 750,0 1 479 819,3 1,4 1,3 5,9 5,5 11,398 32,466
Сингапур (1989) 5 076,7 222 699,1 5,0 4,1 10,6 8,6 19,094 20,205
Тайвань (1991) 23 140,9 430 096,0 1,7 2,0 4,6 4,9 11,044 10,112
Таиланд (1989) 69 122,2 318 847,0 7,1 4,7 16,3 11,4 26,740 5,594
США (1989) 309 050,8 14 582 400,0 2,9 4,1 8,7 10,2 149,640 80,828
Вьетнам (1998) 86 936,4 103 571,7 4,3 3,7 10,0 8,6 5,620 1,100
* ВВП, млрд долл.
Источник: составлено по: APEC Outcomes and Outlook 2011-2012 // APEC Secretariat, 2012. Официальный сайт АТЭС. URL: http://publications. apec. org/publication-detail. php?pub_id=1247;
Travel & Tourism economic impact 2012. Country reports // Официальный сайт WTTC. URL: http://www. wttc. org/research/economic-impact-research/country-reports;
Value, shares and growth of services exports and imports by service category, annual, 1980-2011 // UNCTADStat. Официальный сайт ЮНКТАД. URL: http://unctadstat. unctad. org/TableViewer/tableView. aspx?ReportId=17629.
наднационального типа [2, с. 12]. Аналогичным образом организовано и регулирование туризма в рамках объединения.
Сотрудничеству в области туризма между странами АТЭС, основной задачей которого является стимулирование индустрии путешествий в регионе, уже более 20 лет. Высшим органом управления в рамках объединения являются проводимые с 1993 г. саммиты глав государств и правительств стран - членов АТЭС. На саммитах принимаются ключевые решения по вопросам углубления интеграции в регионе, формулируются стратегические цели и задачи группировки. О серьезности отношения к туризму в АТЭС говорит включение положения о способствовании его развитию в итоговую Декларацию последнего делового саммита Форума АТЭС-2012, проходившего 7-8 сентября во Владивостоке [5].
Органом, формирующим политику в области туризма в рамках объединения, является Министерское совещание, которое проходит раз в 2 года начиная с 2000 г. В промежутках между указанными совещаниями, примерно 2 раза в год, встречается Рабочая группа АТЭС по туризму (TWG), которая была сформирована в 1991 г. в целях обмена опытом и координации туристских политик.
Основным документом, определяющим деятельность указанной группы, является Хартия туризма АТЭС, принятая на 1-м Министерском совещании по туризму (Корея, 2000 г.). В хартии зафиксирована готовность стран-участниц предпринимать объединенные усилия для развития туристского сектора стран АТЭС в целях повышения экономического, культурного, социального и экологического благополучия экономики региона. В качестве основных приоритетов сотрудничества были выделены: удаление препятствий для бизнес-туризма и инвестиций, увеличение количества туристов и спроса на туристские товары и услуги, устойчивое управление туризмом, содействие признанию туризма как средства экономического и социального развития6.
К сфере компетенции Рабочей группы АТЭС по туризму относится разработка стратегических планов развития туризма, подготовка аналитических отчетов по результатам исследования рынка, подготовка итоговых отчетов к Министерским совещаниям, а также комплексных руководств по
6 Tourism (Working group) // Официальный сайт АТЭС. URL: http://apec. org/Home/Groups/SOM-Steering-Committee-on-Economic-and-Technical-Cooperation/Working-Groups/Tourism.
различным аспектам регулирования и развития туризма в странах-членах. В качестве примера можно привести такие документы, как:
• Разработка профессиональных стандартов, концепция и внедрение, 2008 г. (APEC Skill Standard Concept, System and Application, December 20081);
• Исследование причин, препятствующих развитию туризма. Часть III, 2008 г. (APEC Tourism Impediments Study Stage III, March 20088);
• Руководство по обеспечению безопасного туризма в условиях террористических угроз, 2004 г. (Best Practices in Safety and Security to Safeguard Tourism against Terrorism, October 2004. A Tourism Crisis Leadership Guide9);
• Тренинг по устойчивому развитию туристской индустрии, 2002 г. (Training for Sustainable Development in Tourism Industry, December 200210);
• Использование механизмов государственно-частного партнерства для устойчивого развития туризма, 2004 г. (Public/Private Partnership for Sustainable Tourism - Delivering a Sustainable Strategy for Tourism Destinations, July 2002n). Всего за период с 1991 по 2012 г. Рабочей группой
по туризму АТЭС было подготовлено 32 подобных документа. На последнем 41-м заседании Рабочей группы, прошедшем 21-22 июля 2012 г. в Хабаровске, большое внимание было уделено вопросу международного взаимодействия в сфере транспорта, а именно либерализации в сфере воздушных перевозок. Также рассматривались вопросы обеспечения устойчивости бизнеса, развития новых туристских направлений, устранения барьеров в туристской сфере, развития экотуризма и туристской инфраструктуры, привлечения инвестиций. В настоящий момент Рабочая группа
I APEC Skill Standard Concept, System and Application,
December 2008 // Официальный сайт АТЭС. URL: http:// publications. apec. org/publication-detail. php?pub_id=19.
8 APEC Tourism Impediments Study Stage III, March 2008 // Официальный сайт АТЭС. URL: http://publications. apec. org/ publication-detail. php?pub_id=148.
9 Best Practices in Safety and Security to Safeguard Tourism against Terrorism, October 2004 A Tourism Crisis Leadership Guide // Официальный сайт АТЭС. URL: http://publications. apec. org/publication-detail. php?pub_id=430.
10 Training for Sustainable Development in Tourism Industry, 2002 // Официальный сайт АТЭС. URL: http://publications. apec. org/publication-detail. php?pub_id=563.
II Public/Private Partnership for Sustainable Tourism - Delivering a Sustainable Strategy for Tourism Destinations, July 2002 // Официальный сайт АТЭС. URL: http://publications. apec. org/ publication-detail. php?pub_id=552.
действует в соответствии с утвержденным стратегическим планом АТЭС (ATSP) в области туризма на период до 2015 г., который ставит задачи повышения эффективности туристской индустрии, устойчивости развития туристских направлений и исследования коммерческих возможностей [1].
В этот же период (23-24 июля 2012 г.) в Хабаровске состоялось и 7-е Совещание министров экономик АТЭС по вопросам туризма. Дополнительный вес встрече придало участие в ней представителей Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), Всемирного совета по путешествиям и туризму (WTTC), Азиатско-Тихоокеанской туристической ассоциации (PATA), Международного центра АТЭС по развитию устойчивого туризма (AICST) и Организации экономического сотрудничества и развития (OECD). По итогам совещания министры и официальные лица АТЭС приняли Хабаровскую декларацию по туризму «Облегчение условий для туризма в целях укрепления экономики Азиатско-Тихоокеанского региона». По сути, документ представляет собой план действий, способствующих развитию индустрии туризма и приграничного сотрудничества.
В соответствии со Стратегическим планом АТЭС по туризму, в указанной декларации зафиксированы четыре основных направления дальнейшей деятельности Рабочей группы:
1) развитие лучшего понимания и признания роли туризма как двигателя экономического роста и процветания в регионе АТЭС;
2) обеспечение всеобъемлющего роста в сфере путешествий и туризма за счет содействия социальному и культурно ответственному туризму;
3) продвижение и наращивание устойчивости туристического бизнеса и направлений;
4) содействие эффективности и региональной экономической интеграции посредством гармонизации политики и структурных реформ [5]. Как видно, по сравнению с Хартией туризма
АТЭС цели остались практически неизменными, принципиально новым стал лишь последний пункт. Желание и готовность стран не только облегчать перемещение туристов и способствовать раскрытию туристского потенциала региона в целом, а проводить согласованную, гармонизированную туристскую политику говорит о новом этапе интеграции в сфере туризма между странами объединения. Кроме того, в декларации подчеркивается
важность следования стратегическому плану всеми экономиками объединения для развития местных туристских программ и политик, что, не нарушая принципа добровольности, говорит об усилении влияния наднациональной политики. В итоговой декларации Саммита АТЭС-2012 главы государств в очередной раз подтвердили готовность следовать «Богорским целям», способствуя завершению создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) к 2020 г. Данный вопрос приобрел особую актуальность после вступления России в ВТО, поскольку это гарантирует использование всеми экономиками - участницами открытого рынка одинаковых правил в торговле. Безусловно, этот важнейший шаг будет способствовать интеграции России не только в мировую экономику и торговлю в целом, но и налаживанию взаимосвязей с партнерами по группировкам, в том числе в рамках АТЭС.
Эффективным инструментом углубления интеграционных связей в регионе является создание региональных и двусторонних зон торговли. Способствование созданию эффективных региональных объединений и зон свободной торговли между участниками объединения было заявлено в качестве одной из целей АТЭС в Бусанской декларации Саммита АТЭС-2005 [6].
По состоянию на 2011 г., экономиками АТЭС подписано 119 соглашений о региональных торговых организациях и зонах свободной торговли, из них интра-соглашений (между странами-членами) -60 (50 %). Также на разных стадиях переговоров находятся еще 99 соглашений (51 между странами-членами). Если же брать отдельные экономики, то этот показатель может сильно варьироваться. Так, Россия, Мексика и Папуа-Новая Гвинея предпочитают заключать подобные соглашения с непосредственными соседями. В итоге доля интра-соглашений у Мексики составляет 25 % (НАФТА, Чили, Япония -3 из 12), у России - 10 % (Новая Зеландия и Вьетнам -2 из 21). Партнеры Южной Кореи, напротив, более разнообразны - 12 интра-соглашений из 2112.
Между тем, очевидно, что участие в субрегиональных группировках и заключение двусторонних соглашений являются мощными инструментами развития взаимной торговли между странами -участницами объединения. Это хорошо видно на примере торговли туристскими услугами.
12 Result of the Survey on APEC's REI Capacity Building Needs. Committee on Trade and Investment. - Korea, March, 2011. URL: http://www. apec. org/Home/Groups/Other-Groups/FTA_RTA.
К примеру, 18 %-ный рост доходов от туристской деятельности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. в Сингапуре был в основном обусловлен странами -партнерами по АТЭС - Индонезией, Австралией и Малайзией. Прирост числа туристов в Тайване (на 9,3 % выше по сравнению с 2010 г.) также произошел за счет экономик АТЭС, в частности Гонконга, Китая и Японии, а также Соединенных Штатов Америки. Что касается Малайзии, то для нее в 2011 г. девятью из десяти экономик - доноров международного туризма являлись именно страны - участницы Форума АТЭС, в том числе Сингапур, Индонезия и Таиланд [1].
Российский въездной туризм также показал рост по итогам 2011 г. по сравнению с 2010 г. (около 9,5 %), при этом вклад в него экономик АТЭС составил 4,4 % (табл. 2). Однако, если взглянуть глубже, то видно, что 3,6 % приходится на Китай, а остальные 0,8 % - на прочие страны АТЭС (США, Южную Корею, Канаду, Австралию, Таиланд, Малайзию, Филиппины и Японию, показавшую отрицательную динамику въезда). Таким образом, в число 40 стран - доноров российской туриндустрии попало меньше половины стран АТЭС, причем относительно солидные объемы и некоторую положительную динамику показали только Китай и США.
Как видно из анализа данных табл. 2, помимо активной работы по развитию торговых взаимоотношений на уровне объединения России сегодня необходимо сосредоточиться на заключении двусторонних соглашений со странами - партнерами по группировке. В настоящий момент из 57 межправительственных соглашений о сотрудничестве в области туризма, заключенных Россией со странами АТЭС, действуют 8. Таким образом, двустороннее сотрудничество в данной сфере формализовано лишь с половиной стран - участниц форума: Китаем (Соглашение от 03.11.1993), Мексикой (Соглашение от 28.01.1997), Вьетнамом (Соглашение от 24.11.1997), Японией (Меморандум о сотрудничестве от 13.11.1998), Южной Кореей (Соглашение от 28.02.2001), Таиландом (Соглашение от 17.10.2002), Филиппинами (Соглашение от 14.03.2006), Индонезией (Меморандум о взаимопонимании от 01.12.2006)13. Причем нетрудно заметить, что последний подобный документ подписывался 6 лет назад.
13 Межправительственные соглашения о сотрудничестве в области туризма // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ. URL: http://www. russiatourism. ru/rubriki/-1124140308.
Таблица 2
Въезд иностранных туристов в Россию в 2010-2011 гг., тыс. поездок
№ п/п Страна 2010 2011 Рост, %
1 Китай 158,1 234,1 3,56
2 США 162,4 169,8 0,35
3 Южная Корея 42,6 47,0 0,21
4 Япония 42,2 38,0 -0,20
5 Канада 31,5 34,9 0,16
6 Австралия 21,2 24,8 0,17
7 Таиланд 7,5 9,4 0,09
8 Малайзия 3,4 4,2 0,04
9 Филиппины 3,1 2,9 -0,01
10 Германия 347,2 346,6 -0,03
11 Финляндия 139,2 133,6 -0,26
12 Великобритания 126,5 128,5 0,10
13 Италия 123,0 125,1 0,10
14 Испания 86,7 100,8 0,66
15 Франция 94,3 94,9 0,03
16 Турция 56,4 80,8 1,14
17 Израиль 58,7 75,5 0,79
18 Нидерланды 34,9 37,9 0,14
19 Латвия 33,8 33,5 -0,01
20 Эстония 34,6 31,3 -0,16
21 Польша 25,6 29,9 0,20
22 Австрия 28,3 28,0 -0,01
23 Швеция 22,1 27,4 0,25
24 Швейцария 23,9 26,3 0,11
25 Норвегия 22,5 23,3 0,04
26 Литва 22,8 22,1 -0,03
27 Греция 18,1 17,1 -0,05
28 Чешская Республика 11,5 13,0 0,07
29 Болгария 6,0 6,8 0,04
30 Венгрия 6,4 6,5 0,01
31 Румыния 5,2 6,1 0,04
32 Хорватия 4,3 4,5 0,01
33 Словакия 3,4 4,1 0,03
34 Кипр 3,3 4,1 0,04
35 Египет 2,4 2,7 0,01
36 Куба 1,1 1,6 0,02
37 Мальта 1,0 1,1 0,003
38 Иордания 1,0 1,0 0,00
39 Тунис 0,5 0,4 -0,003
40 ОАЭ 0,3 0,4 0,004
41 Прочие страны 316,9 356,1 1,84
Въехало в целях туризма, всего... 2 133,9 2 336,0 9,47
В том числе из стран АТЭС, всего... 472,0 565,2 4,37
Источник: Показатели въезда иностранных туристов в Российскую Федерацию за 2011 г. // Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры РФ. URL: http://www. russiatourism. ru/rubriki/-1124140228.
Проиллюстрировать пользу и важность указанных соглашений для развития въездного туризма в Россию можно на примере Китая. Согласно текущим статистическим данным за первое полугодие 2012 г. в нашей стране побывало почти 113 тыс. китайских туристов, в том числе 53 тыс. (почти 50 %) не оформляли визы. Процент российских туристов, въехавших в Китай без визы за тот же период, еще выше - более 82 % (470 тыс. чел) 14. Это является прямым результатом действия Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, подписанного обеими сторонами в феврале 2000 г. Данное соглашение дает право на безвизовый въезд на срок не более 15 дней организованной группы туристов численностью от 5 до 50 чел. [4]. Получить разрешение на работу в рамках безвизового обмена может любая туристская компания, соответствующая требованиям, изложенным в приказе Ростуриз-ма от 28.11.2007 № 128 «О порядке определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года» [3].
Позитивный эффект указанного соглашения стал заметен не сразу. Однако наличие таких важных факторов увеличения числа поездок, как гибкость, простота, скорость оформления документов, низкая цена и минимальная бюрократизация всех процессов, в рамках соглашения создают предпосылки дальнейшего развития отношений между Россией и Китаем в сфере туризма. Так, например, туристская компания может оформить безвизовый групповой список за один-два дня до вылета туристов, в то время как на оформление визы в консульских отделах потребуется неделя. Немаловажно и то, что туристам, включенным в безвизовые списки, не требуется оплачивать консульский сбор, что уменьшает стоимость поездки как минимум на 1 500 руб.15
Помимо взаимного упрощения визового режима важную роль играют проводимые мероприятия,
14 Подавляющее большинство россиян, посещающих Китай, въезжают в эту страну в рамках безвизового обмена // RATA news. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии от 26.10.2012. URL: http://ratanews. ru/news/ news_26102012_5.stm.
15 Подавляющее большинство россиян, посещающих Китай, въезжают в эту страну в рамках безвизового обмена // RATA news. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. 26.10.2012.
направленные на продвижение России как туристского направления на китайском рынке. Так, хорошему турпотоку в Китай, безусловно, способствовало проведение официального Года российского туризма в Китае. Существенный рост ожидается и в 2013 г., который объявлен Годом китайского туризма в России.
Рассмотренный пример позволяет сделать вывод о том, что для эффективного использования членства России в АТЭС необходимо активно развивать двусторонние взаимоотношения с участниками объединения. Данная политика будет отвечать как внутренним экономическим интересам России, так и стратегической цели Форума АТЭС - углублению интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Список литературы
1. АТЭС Россия 2012 // Бюллетень Российского центра исследований Форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (Российского центра исследований АТЭС). 2012. № 39 (июль -август). С. 5. URL: http://www.apec-center.ru/publica-tions/40/1076/show.
2. Воронова Т. А., Пермякова Е. В. Перспективы расширения и диверсификации экономических отношений России и АТЭС (торгово-инвестионные, инновационно-энергетические и предпринимательские аспекты): монография. М.: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2012.
3. О порядке определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года: приказ Ростуризма от 28.11.2007 № 128. URL: http://www. russiatourism. ru/rubriki/-1124140225.
4. Соглашение от 29.02.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках. URL: http://base. consultant. ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=126324.
5. 2012 Leaders' Declaration. Vladivostok Declaration - Integrate to Grow, Innovate to Prosper. 8-9.09.2012 // Официальный сайт АТЭС. URL: http://apec. org/ Meeting-Papers/Leaders-Declarations/2012/2012_aelm. aspx.
6. 2005 Leaders' Declaration. Busan Declaration -Towards One Community: Meet the Challenge, Make the Change. 18-19.11.2005 // Официальный сайт АТЭС. URL: http://www. apec. org/Home/Groups/Other-Groups/~/link. aspx?_id=DE6107E12FFE477B9C7459A E1C4F2952& z=z.