Научная статья на тему 'Перспективы третьего этапа становления государственно-частного партнерства в России как технологии социально- экономического развития'

Перспективы третьего этапа становления государственно-частного партнерства в России как технологии социально- экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / ТИПОВЫЕ ДОГОВОРЫ / ТЕХНОПАРКИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / CONCESSION AGREEMENTS / MODEL AGREEMENTS / TECHNOPARKS / INVESTMENT ACTIVITY / ECONOMIC EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белов Вадим Геннадиевич

В статье рассматриваются проблемы и перспективы внедрения механизмов государственно-частного партнерства в России. Даются базовые характеристики и определение ГЧП. Раскрываются преимущества ГЧП с позиции каждого участника процесса. Приводится сравнительный анализ формирования механизмов ГЧП в европейских странах, рассматривается возможность их применения в российской экономической среде. Особое внимание уделяется концессионным соглашениям и необходимости интенсивного внедрения типовых договоров. Дается оценка состоянию нормативно-правовой базы ГЧП в Российской Федерации на современном этапе и рекомендации по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Белов Вадим Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of the Third Stage of Public-Private Partnership's Development in Russia as a Social - Economic Technology

The article covers the problems and prospects of introduction of public-private partnership mechanisms in Russia. The author provides basic features (characteristics) and definition of publicprivate partnership (PPP), comparative analysis of PPP mechanisms' development in Europe and further considers the possibility of their application in Russian economic environment. Special attention is paid to concession agreements and necessity of active use of model agreements. The author further assesses the current status of PPP legal basis in the Russian Federation and provides recommendations on its improvement.

Текст научной работы на тему «Перспективы третьего этапа становления государственно-частного партнерства в России как технологии социально- экономического развития»

ТЕМА НОМЕРА:

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ

Перспективы третьего этапа становления государственно-частного партнерства в России как технологии социальноэкономического развития

В статье рассматриваются проблемы и перспективы внедрения механизмов государственно-частного партнерства в России. Даются базовые характеристики и определение ГЧП. Раскрываются преимущества ГЧП с позиции каждого участника процесса. Приводится сравнительный анализ формирования механизмов ГЧП в европейских странах, рассматривается возможность их применения в российской экономической среде. Особое внимание уделяется концессионным соглашениям и необходимости интенсивного внедрения типовых договоров. Дается оценка состоянию нормативно-правовой базы ГЧП в Российской Федерации на современном этапе и рекомендации по ее совершенствованию.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессионные соглашения, типовые договоры, технопарки, инвестиционная деятельность, экономическая эффективность.

Развитие государственно-частного партнерства в России можно разделить на 2 этапа: 2002/2004 — 2006/2007 годы и 2006/2007 годы — по настоящее время.

Первые реальные призывы к развитию ГЧП в России начали звучать в начале 2000-х годов, когда экономическая ситуация стабилизировалась. Государство выстроило «властную вертикаль» и избавилось от влияния олигархического бизнеса. Модель развития ГЧП впервые появилась в программных документах, в которых определялись основные цели и задачи развития страны («Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» (от 30 марта 2002 года), «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (от

5 августа 2005 года), «Концепция Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» (от

6 июля 2006 года).

© Белов В.Г., 2010

В.П Белов

В 2005 году был принят Федеральный закон Российской Федерации № 115 — «О концессионных соглашениях», целью которого было привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Второй этап развития ГЧП в России начался, когда надежды на быстрое внедрение и развитие государственно-частного партнерства в России стали угасать. Несмотря на успешное функционирование ряда государственных программ, инновационная сфера государства остается малоразвитой, так же как и промышленная. Финансирование большинства проектов ГЧП оказалось заморожено, и в целом наметилось явное разочарование в партнерстве государства и бизнеса. Государство решило выступить в роли локомотива развития, началось создание госкорпораций, роль бизнеса отошла на второй план.

В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 гг.) содержался раздел «Развитие механизмов государственно-частного партнерства», определяющий приоритетные направления ГЧП, инструменты взаимодействия государства и бизнеса, финансовые институты взаимодействия. В октябре 2006 года в соответствии с поручением Правительства начата реализация Комплексного плана мероприятий на 2006—2007 годы по развитию механизмов ГЧП.

Были созданы «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», «Ростехнологии», «Роснанотех», «Олимпстрой», «Росатом», «Российские автомобильные дороги», в форме государственных корпораций созданы Банк развития и «Агентство по страхованию вкладов».

Меморандум о финансовой политике государственной корпорации «ВЭБ» определяет приоритет инструментов ГЧП, устанавливает показатели, механизмы и ограничения финансирования. В июне 2008 года был создан Центр ГЧП, целью которого стала «квалифицированная подготовка, организация и сопровождение проектов ГЧП для реализации отраслевых, региональных и городских стратегий развития, оказание поддержки органам муниципального и государственного управления по совершенствованию инструментов ГЧП». Стратегия развития Внешэкономбанка на период 2008—2012 годов устанавливает стратегической целью развитие механизмов ГЧП, определяет целевые показатели проектов ГЧП с участием Внешэкономбанка, формулирует задачи развития деятельности Центра с целью содействия разработке и реализации проектов на основе государственно-частного партнерства.

Уже к 2008 году эффективность деятельности государственных корпораций, которые, получая значительные средства из государственного

бюджета, были практически ему неподотчетны, оказалась под сомнением. В августе 2009 года по поручению Президента России Д.А. Медведева была проведена проверка финансовой деятельности госкорпораций, результаты которой показали нецелесообразность дальнейшего использования такой организационно-правовой формы и 12 ноября 2009 года в своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации подчеркнул, что считает форму госкорпораций в современных условиях бесперспективной.

Альтернативой деятельности госкорпораций могли бы стать концессионные соглашения. Однако, несмотря на их явные преимущества, данная форма государственно-частного партнерства используется в регионах крайне редко и лишь в ограниченных сферах. Механизм концессий развит в Санкт-Петербурге — в соответствии с городским Законом от 25 декабря 2006 года № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» (с изменениями от 10 апреля 2008 года) устанавливаются порядок и условия участия Санкт-Петербурга в ГЧП путем заключения и исполнения от имени Санкт-Петербурга соглашений, в том числе концессионных.

10 марта 2006 года Правительство Российской Федерации утвердило программу, предусматривающую общее государственное финансирование строительства сети технопарков в 7 регионах России в объеме до 29 млрд рублей (свыше 1,1 млрд долларов США в ценах 2006 года) в течение 4 лет с 2007 до 2010 года. Однако с началом финансового кризиса работа над строительством технопарков была приостановлена, и в 2009 году Министр связи и массовых коммуникаций И.О. Щеголев объявил о приостановлении федерального финансирования программы.

Несмотря на видимые попытки Правительства Российской Федерации наладить механизм взаимодействия с бизнесом: учреждение Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), создание Торговопромышленной палаты Российской Федерации, формирование многочисленных консалтинговых центров, выполняющих роль посредников между частным и государственным секторами, в России так и не сложилось отношений «соразмеренно равного» сотрудничества политической власти и частного бизнеса.

Свою лепту в этот процесс вносят и плохая организационная и координационная деятельность государственных структур, и высокий уровень коррупции, и растущая инфляция, а также недостаточная поддержка государством бизнеса, работающего в социальной, научной и инновационной сферах.

Попытки внедрения механизма государственно-частного партнерства в России оказались, за редким исключением, малопродуктивными. Тем не менее опыт западных и других интенсивно развивающихся экономик показывает, что партнерство государства и бизнеса необходимо, финансовый

кризис 2008—2009 годов доказал, что государственный и частный секторы не могут существовать независимо и бесконтрольно, безусловно, они не могут и слиться воедино, поэтому важно найти нечто среднее, то есть такой тип взаимоотношений, который был бы выгоден обеим сторонам и в итоге, приносил бы пользу обществу.

Развитие эффективных институтов взаимодействия власти и бизнеса становится одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности как в целом по стране, так и в отдельных регионах. Так, в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года, особое внимание уделяется взаимодействию государства, частного бизнеса и общества, как особых субъектов инновационного развития, направленному на «координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики».

ГЧП является одним из видов таких отношений, и поэтому сейчас перед Правительством России стоит важная задача — перейти к третьему этапу развития государственно-частного партнерства, поскольку иные подходы продемонстрировали свою ограниченную работоспособность в российских реалиях. Для этого этапа нужны комплексные решения и использование совместных действий — время упрощенных подходов ушло в прошлое. Структурные подразделения развития ГЧП есть в разных министерствах

Для выработки и реализации политики в сфере ГЧП в Министерстве экономического развития Российской Федерации создан Департамент инвестиционной политики и развития частно-государственного партнерства, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию в сфере инвестиционной деятельности, включая размещение российского капитала за рубежом, в области государственно-частного партнерства, а также в пределах полномочий Министерства в сфере амортизационной политики. В Госстрое России был в свое время организован Федеральный центр делегированного управления, занимавшийся вопросами ГЧП.

Создавая в России систему развития механизмов ГЧП, важно изучать и применять зарубежный опыт взаимодействия государства и бизнеса. Первый опыт применения ГЧП — постройка канала по концессионному принципу во Франции — датируется 1552 годом. Активно государственно-частное партнерство в концессионной форме использовалось многими странами, в том числе и Россией, на рубеже Х1Х—ХХ веков, особенно для строительства железных дорог.

В настоящее время значительное число государств успешно осуществляют стратегическое планирование деятельности государственных и час-

тных организаций. Наиболее активное внедрение механизмов государственно-частного партнерства ведут Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Дания, Финляндия, Новая Зеландия, Нидерланды и другие страны. Мировыми лидерами в области ГЧП признаны США и Великобритания, Франция и Германия. По данным консалтингово-аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC), в 2008 и 2009 годах в мире было заключено свыше 200 сделок ГЧП на сумму около 62 млрд долларов, из которых 152 проекта стоимостью 32 млрд долларов осуществлялись в Европе.

В Великобритании стоимость объектов частной финансовой инициативы, которая является там основной формой ГЧП, в течение последних 10 лет составляет 24 млрд фунтов стерлингов, а в течение следующих 3-х лет планируется реализовать проекты на общую сумму 12 млрд. Ежегодно заключается до 80 новых соглашений. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны.

В 1992 году с целью развития более эффективных общественных услуг высокого качества была основана «Частная финансовая инициатива» (PFI). В 1997 году процедуры PFI были изменены, и на свет появились новые критерии правительственной поддержки проектов государственночастных партнерств.

Под действие стереотипов упрощенных подходов «частная собственность всегда эффективнее государственной», «рынок сам отрегулирует экономику» попали даже высокоразвитые страны: Великобритания, Нидерланды и др. Итоги такого подхода в основном негативные. В результате масштабной смены собственников происходит рассогласование государственных (общественных) целей (public interest) и частных интересов. Для исправления ситуации понадобились другие формы. Поэтому далеко не случайно, что public private partnership (PPP) появилось и нашло наибольшее распространение именно в «приватизированной» Великобритании.

Великобритания — лидер по использованию механизмов ГЧП в Европе: в настоящее время реализуются около 700 проектов. Происходит изменение структуры британского рынка ГЧП: переход от крупных централизованных проектов с участием государства на региональный и муниципальный уровни (образование, здравоохранение, общественные здания, жилищно-коммунальное хозяйство, переработка отходов и т.п Ярко выражена тенденция перехода от реализации отдельных проектов к внедрению комплексных инвестиционных программ. Разработан обширный методологический инструментарий.

Франция обладает прочными традициями государственно-частного партнерства, включающими в себя деятельность «Сообществ смешанной экономики» (SEM) и предоставление концессий. Законодательные основы SEM восходят к 1966 и 1983 годам. Характеристикой SEM является

то, что государственный сектор и местные власти согласно законодательству, в частности, должны иметь большую долю в составе активов SEM и таким образом играть превалирующую роль в управлении ими. Французскую экономику отличают богатые традиции кооперации государства и частных лиц (с XIX века), раннее появление концепции концессии и разработка ее организационно-правовой формы. В 80-х годах ХХ века началось использование ГЧП в сфере социальной инфраструктуры, где услуги только частично оплачиваются пользователями.

Изначально ГЧП предназначались для удовлетворения нужд центрального правительства, сейчас примерно 3/4 (75%) проектов осуществляются на местном уровне; регулирование деятельности ГЧП проводится по отраслям (юстиция, здравоохранение, оборона). В 2004 году принят общий закон, посвященный «соглашениям о партнерстве», в 2005 году создана экспертная группа по ГЧП при Министерстве финансов.

В США кооперация властей и частников особенно широко распространена и приветствуется на муниципальном уровне. По данным Национального совета по государственно-частному партнерству (National Council for Public-Private Partnership), в США из 65 базовых видов деятельности муниципальных властей (водопровод, канализация, уборка мусора, школьное образование, эксплуатация парковок и т.д.) средний город использует коммерческие фирмы при исполнении 23 из них.

В Германии ГЧП развивалось в рамках инициативы федерации Quelle: PPP Task Force, Bundesministerium for Verkehr, Bau und Stadtentwicklung. В апреле 2001 года Федеральным канцлером созвана «рабочая группа канцлера». В июле 2002 года создан Руководящий комитет по вопросу «ГЧП в государственном надземном строительстве», который представил в октябре 2003 года федеральное экспертное заключение по ГЧП. В декабре того же года были разработаны «Практические рекомендации по рамочным условиям» и получено согласие на использование механизма со стороны конференции министров строительства федеральных земель. В сентябре 2007 — обнародование рабочим комитетом федерации и земель и Федеральным министерством финансов рекомендаций по ГЧП в бюджетной системе федерации. К активной разработке проектов ГЧП Германия приступила сравнительно поздно — начиная с 2003 года это позволило использовать накопленный международный опыт.

В соответствии с германским законодательством используются следующие алгоритмы заключения договоров по ГЧП:

• модель покупателя: аренда с правом выкупа сооружения;

• модель владельца: планирование, строительство, финансирование, эксплуатация в собственности заказчика;

• лизинговая модель: аренда с опцией выкупа объекта;

• арендная модель: арендный договор сроком более 10 лет;

• контрактная модель: договор об эксплуатации сооружения;

• концессионная модель: эксплуатация сооружения с частным взиманием платы с пользователей;

• операторская модель: эксплуатация сооружения компанией-оператором.

У наших западных соседей на создание ГЧП ушло более двух десятков лет. И даже пройдя столь длительную «шлифовку», не во всем похожие модели государственно-частного партнерства разных стран продолжают совершенствоваться. С точки зрения зарубежных специалистов, для реализации ГЧП необходимы следующие рамочные условия: политическая преемственность — эффективное независимое правосудие — стабильность цен — валютная стабильность — защита инвестиций.

Итак, каковы же условия развития ГЧП в России и какие проблемы необходимо преодолеть для развития ГЧП?

Вывоз капитала в огромных масштабах (по некоторым оценкам, вывезено 2 трлн долларов) свидетельствует о том, что условий для развития инвестиционного процесса в России не создано. Основной вопрос — насколько велик для бизнеса риск ведения совместных проектов с государством. Если государство представляет собой повышенный риск, то бизнес потребует за это компенсацию. То есть государственно-частное партнерство может быть просто не выгодно государству. Основным сдерживающим фактором является нежелание государства соблюдать свои обязательства.

Партнерство возможно только тогда, когда заинтересованы оба партнера и за счет взаимодействия они могут наиболее эффективно решить проблему. Нет законодательства, понятийно и юридически точно описывающего сам объект ГЧП, а также организационно-финансовые условия такого партнерства. Необходима ясная юридическая позиция относительно собственности, структуры налогообложения и регулирования потенциальных конфликтов интересов. Оно должно также установить приемлемую структуру для принятия государственным сектором связанных риском обязанностей.

Сейчас отношения между государством и бизнесом строятся на основе личного взаимодействия конкретного чиновника — губернатора, министра и т.п. — и бизнеса. Экспертами отмечается, что внедрение государственно-частного партнерства в России сталкивается с рядом проблем правового (отсутствие необходимой нормативной базы функционирования ГЧП), экономического (неразвитость рыночных отношений) и управленческого (слабое знакомство государственной бюрократии с принципами ГЧП и отсутствие у большинства чиновников профессиональной правовой подготовки для разработки соответствующих контрактов в данной области) характера. В этой связи возникает и вопрос о том, существуют ли политические условия для реализации партнерских отношений власти и бизнеса в нашей стране и в какой мере они к этому предрасполагают.

Многие проблемы низкой инвестиционной привлекательности или нежелания частного инвестора вкладывать средства в тот или иной сек-

тор лежат не в экономической и даже не в правовой плоскости. Бизнес зачастую не видит ни стратегических инвестиционных целей, определенных государством, ни самой готовности со стороны государства образовать коалицию с бизнесом на равноправной основе — то есть на принципах партнерства.

Государство на самом высшем уровне должно публично признать, что оно готово к сотрудничеству в форме партнерства, считает партнерство эффективной экономической формой, снимая тем самым все споры между различными экономическими школами и признавая правоту выбранной парадигмы. Необходимо совместно с наукой и бизнесом определить сферы ГЧП и цели реализации этих проектов. Закрепить на нормативноправовом уровне статус и полномочия участников проектов, выполняемых в рамках программ ГЧП, которые должны публично оглашаться и защищаться государством при поддержке институтов гражданского общества.

Административный аппарат должен получать научно обоснованные прогнозные задания и отвечать за их выполнение, включая выполнение функции координации процессов интеграции и кооперации бизнеса. Эти задачи должны решать «вертикаль стратегического управления» и программа стратегического взаимодействия с бизнесом в рамках реализации стратегий развития, включая преференции и интерактивный обмен информацией. Таким образом, достигается стратегическое согласование интересов государства и бизнеса. За выполнением этих показателей должен быть обеспечен общественный контроль, существенно разгружающий государственный. Отметим, что общественный контроль может иметь сетевую форму, которая принципиально не подвержена коррупции.

Для эффективного функционирования системы государственно-частного партнерства необходимо постоянное повышение квалификации государственных и муниципальных служащих. Большое внимание должно уделяться повышению профессионального уровня «на местах», осуществлению консультационной поддержки реализации проектов на региональном и муниципальном уровнях.

Необходимо внедрить систему контроля, которая позволяла бы отслеживать прозрачность конкурсных процедур и наличие свободного доступа потенциальных инвесторов к реализации программ ГЧП. Очень удобна форма грантов, при реализации которой чиновник не становится «фильтром», формирующим развитие отрасли в рамках собственных представлений.

Необходима культура совместной работы, такт, умение и желание понять позицию другой стороны, предупреждение возможных конфликтных ситуаций. Инициатива в данном вопросе должна принадлежать органам государственной и местной власти.

Особое значение в указанном направлении имеют нормативные вопросы обеспечения эффективности ГЧП. Принятие специального закона о ГЧП может оказаться полезным; но это, как правило, не решает всех

проблем (деятельность ГЧП затрагивает целый ряд отраслей и элементов права: договоры аренды, купли-продажи, подряда, займа, трудовые договоры); поэтому в большинстве тех стран, где широко используется инструмент ГЧП, нет специального закона о государственно-частных партнерствах (Великобритания, Германия).

Решающим остается согласование всего спектра нормативного регулирования ГЧП с релевантными для них законами и подзаконными актами, их «совместимость» со стратегией использования этого инструмента и принципами формирования пулов ГЧП.

Если отсутствует должное регулирование отношений собственности (в том числе государственной), нет внятной налоговой, тарифной и антимонопольной политики, не проведена реформа жилищно-коммунального комплекса и местного самоуправления, если велико политическое и институциональное противодействие, если имеется открытое противостояние интересов, то даже «хороший» закон о ГЧП работать не будет.

Нужно, чтобы практика и совершенствование законодательства шли «в ногу» (не ждать «идеального закона»),

Например, в Германии проблема заключается не в отсутствии закона о концессиях, а скорее в том, что для определенных проектов отсутствует нормативный документ, определяющий порядок расчета величины платы за проезд (т. н. модель <^»). Это увеличивает риски рефинансирования для частного инвестора. Следствие: реализация проектов ГЧП в сфере дорожного строительства с использованием модели «^» замедлилась.

В целом существует потребность в повышении качества расчетов экономической эффективности, оценки и распределения рисков, распределения вознаграждения, в оптимизации процедуры размещения заказов.

ГЧП — интеграция бизнеса в экономическую политику государства и расстановка приоритетов развития. Необходимо сформулировать стратегическую позицию по отношению к ГЧП как дополнительному инструменту государственных инвестиций, имеющему ограниченную сферу применения.

Существенными вопросами при этом будут:

1) В каких отраслях и секторах экономики этот инструмент особенно привлекателен? Для различных отраслей (транспортная инфраструктура, коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, туризм и т.д.) присуща разная степень пригодности ГЧП.

2) Каким проектам ГЧП отдается предпочтение на федеральном, на региональном и/или муниципальном уровне?

3) Какие модели (формы) ГЧП будут оптимальны как для сформированного портфеля проектов, так и для проявивших интерес частных инвесторов?

Разработка общих (рамочных) условий и инструментария требует существенных усилий. При этом нужно следовать принципу «ограниченности» ГЧП и при формировании пула реально реализуемых проектов ГЧП

добиваться максимальной однородности этих проектов, что позволит организовать эффективное сопровождение.

Процесс развития государственно-частного партнерства предусматривает, что фазы, включенные в проекты ГЧП, отрабатываются и постепенно расширяются, охватывая весь жизненный цикл объекта. Чем выше степень приватизации в соответствии с формой, тем строже разграничение между оператором проекта и надзором за ним.

ГЧП является механизмом поддержки малого и среднего бизнеса, катализатором административной реформы и модернизации органов госуп-равления. Стратегии ГЧП должны адаптироваться с учетом особенностей сферы применения. Например, в коммунальной сфере основным критерием успешности ГЧП является повышение эффективности оперативной и финансовой деятельности коммунальных организаций, в том числе с помощью частных операторов (партнеров). Поскольку на массивный приток частного капитала в коммунальное хозяйство в малых и средних городах рассчитывать не приходится, возможно, основной организационной формой останутся муниципальные предприятия.

Поддержка вовлечения муниципальных предприятий (муниципалитетов) в проекты с частными операторами и поиск максимально гибких форм как институциональных, так и договорных ГЧП, например, благодаря совершенствованию корпоративного управления государственными (муниципальными) предприятиями.

Дополнительным фактором повышения эффективности может стать развитие и модернизация сегмента поставщиков товаров и услуг муниципальным предприятиям.

Распорядительные полномочия местных властей в сфере ЖКХ должны иметь необходимые и экономически оптимальные объемы деятельности, что требует согласованной политики децентрализации и местного самоуправления. Совершенствование работы местных органов власти — одно из важнейших условий применения инструментов ГЧП. Требуемая концентрация и консолидация может быть обеспечена благодаря кооперации между муниципалитетами; это позволит оптимизировать функционирование ЖКХ (водоснабжение, канализация; переработка мусора и т.д.), сформировать возможность привлечения ресурсов за счет межмуниципальных облигационных займов. Возможно проведение скоординированной тарифной политики, поскольку существенная разница в тарифах принципиально меняет инвестиционную привлекательность конкретных систем, а также влияет на целый ряд параметров качества жизни.

Проекты государственно-частного партнерства не могут возникать и развиваться сами собой. Необходима поддержка со стороны специализированных научных центров, консалтинговых фирм, центров компетенции, библиотеки инвестиционных проектов. Это поможет решить проблему передачи информации и опыта, а также выработать практику по примене-

нию механизмов ГЧП на разных уровнях (отраслевом, региональном, муниципальном) на основании совместно разработанных и апробированных на практике стандартов.

Таким образом, целесообразно создавать специальные институты, которые станут осуществлять независимую оценку эффективности участия в проекте для каждой из сторон и общую социально-экономическую эффективность той или иной программы государственно-частного партнерства. А это в свою очередь позволит обеспечить российской экономике возможность плавного перехода от сырьевой зависимости к стабильному экономическому развитию.

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы» (от 6 июля 2006 года).

2. Материалы Счетной палаты Российской Федерации «Аналитическая записка по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности реализации крупномасштабных проектов и программ в субъектах Российской Федерации на условиях государственно-частного партнерства».

3. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство. Т. 1, 2. М.: ИМЭМО РАН, 2009.

4. Мочальников В.Н. Государство и бизнес станут партнерами // ЭКО. 2007. № 5.

5. Носкова В.Н. Государственно-частное партнерство как форма взаимодействия государства и российского бизнеса в инновационной деятельности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifti.ru.

6. Михеев В.А. Государственно-частное партнерство в реализации приоритетных национальных проектов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwx-sodety.ra/wmd.php?ГО=2912П&soch= 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.