Научная статья на тему 'Перспективы трансформативной политики и консолидации российского общества: фактор гражданственности'

Перспективы трансформативной политики и консолидации российского общества: фактор гражданственности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансформативная политика / гражданственность / политическая субъектность / коллективное воображаемое / социальные установки / transformative politics / civic spirit / political subjectivity / collective imaginary / social attitudes

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Недяк Ирина Леонидовна

Целью данного исследования политико-правовых аспектов институциональной среды современной России является выявление ресурсов и ингибиторов укрепления гражданственности, под которой понимается интегративное качество социума и индивидов, выступающее условием и средством формирования гражданской идентичности и гражданских доблестей, консолидации общества, легитимации политического порядка и укрепления национальной безопасности. На основании данных серии первичных массовых эмпирических обследований определен мощный генератор размывания основ гражданственности – неуверенность большинства респондентов в защищенности со стороны закона при взаимодействии с властью. Перспективы и ограничения укрепления гражданственности обозначили выявленные серьезные расхождения между коллективным воображаемым, оценочными суждениями и социальными установками респондентов, убежденных в наличии или отсутствии у них политико-правового статуса защищенного законом гражданина. Подтверждена и проиллюстрирована связь между уверенностью или неуверенностью человека в своей политической субъектности и его предрасположенностью к интериоризации таких проявлений гражданства как чувство принадлежности (со)обществу, институциональное и межличностное доверие, лояльность общественно-политическому порядку, гражданская компетентность и ответственность, гражданская и политическая активность. Обоснована актуальность проведения трансформативной политики, целеполагание и средства которой сопряжены с укреплением политической субъектности как первоосновы гражданственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Недяк Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives for Transformative Policy and Consolidation of Russian Society: Reliance on the Civic Spirit

Presented study of the political and legal aspects of the institutional environment of present-day Russia seeks to identify the resources and inhibitors of civic spirit. The latter is defined as the integrative quality of society and individuals, which serves as the necessary condition and means for achieving civil identity, consolidation of society, legitimation of the political order and strengthening national security. On the basis of data from a series of the original all-Russian surveys (2019–2022) a major factor that affects the foundations of civic spirit is identified. That is lack of confidence of the majority of respondents in protection under the law when interacting with the authorities. Correlation between self – confidence in political subjectivity and person’s predisposition toward institutional and interpersonal trust, loyalty to the socio-political order, civic and political activity is carried out. The prospects for strengthening the civic spirit are identified on the basis of the found discrepancies between the collective imaginary and social attitudes of respondents that are sure and unsure of their possession the political and legal status as a citizen. It is proved that erosion of the civic values diminishes the ability of the institutional environment to enforce social cohesion and societal integration. For this reason the study substantiates the need of transformative policy which setting goals and means relay on enhancing the role of political subjectivity and therefor contribution to the civic spirit development.

Текст научной работы на тему «Перспективы трансформативной политики и консолидации российского общества: фактор гражданственности»

5.5.2 Политические институты, процессы и технологии

(политические науки)

Political Institutions, Processes and Technologies

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-44-50 УДК: 323.2 ГРНТИ: 11.15 EDN: ^КАЕО

Перспективы трансформативной политики и консолидации российского общества: фактор гражданственности

И.Л. Недяк ©

Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация

E-mail: ¡[email protected]

Аннотация. Целью данного исследования политико-правовых аспектов институциональной среды современной России является выявление ресурсов и ингибиторов укрепления гражданственности, под которой понимается интегративное качество социума и индивидов, выступающее условием и средством формирования гражданской идентичности и гражданских доблестей, консолидации общества, легитимации политического порядка и укрепления национальной безопасности. На основании данных серии первичных массовых эмпирических обследований определен мощный генератор размывания основ гражданственности - неуверенность большинства респондентов в защищенности со стороны закона при взаимодействии с властью. Перспективы и ограничения укрепления гражданственности обозначили выявленные серьезные расхождения между коллективным воображаемым, оценочными суждениями и социальными установками респондентов, убежденных в наличии или отсутствии у них политико-правового статуса защищенного законом гражданина. Подтверждена и проиллюстрирована связь между уверенностью или неуверенностью человека в своей политической субъектности и его предрасположенностью к интериоризации таких проявлений гражданства как чувство принадлежности (со)обществу, институциональное и межличностное доверие, лояльность общественно-политическому порядку, гражданская компетентность и ответственность, гражданская и политическая активность. Обоснована актуальность проведения трансформативной политики, целеполагание и средства которой сопряжены с укреплением политической субъектности как первоосновы гражданственности.

Ключевые слова: трансформативная политика, гражданственность, политическая субъектность, коллективное воображаемое, социальные установки

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Недяк И.Л. Перспективы трансформативной политики и консолидации российского общества: фактор гражданственности // Социально-политические науки. 2024. Т. 14. № 4. С. 44-50. DOI: 10.33693/22230092-2024-14-4-44-50. EDN: NWKAEO

DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-44-50

Perspectives for Transformative Policy and Consolidation of Russian Society: Reliance on the Civic Spirit

I.L. Nedyak ©

Institute of Sociology - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation

E-mail: [email protected]

Abstract. Presented study of the political and legal aspects of the institutional environment of present-day Russia seeks to identify the resources and inhibitors of civic spirit. The latter is defined as the integrative quality of society and individuals, which serves as the necessary condition and means for achieving civil identity, consolidation of society, legitimation of the political order and strengthening national security. On the basis of data from a series of the original all-Russian surveys (2019-2022) a major factor that affects the foundations of civic spirit is identified. That is lack of confidence of the majority of respondents in protection under the law when interacting with the authorities. Correlation between self - confidence in political subjectivity and person's predisposition toward institutional and interpersonal trust, loyalty to the socio-political order, civic and political activity is carried out. The prospects for strengthening the civic spirit are identified on the basis of the found discrepancies between the collective imaginary and social attitudes of respondents that are sure and unsure of their possession the political and legal status as a citizen. It is proved that erosion of the civic values diminishes the ability of the institutional environment to enforce social cohesion and societal integration. For this reason the study substantiates the need of transformative policy which setting goals and means relay on enhancing the role of political subjectivity and therefor contribution to the civic spirit development.

Key words: transformative politics, civic spirit, political subjectivity, collective imaginary, social attitudes

/-

FOR CITATION: Nedyak I.L. Perspectives for Transformative Policy and Consolidation of Russian Society: Reliance on the Civic Spirit. Sociopolitical Sciences. 2024. Vol. 14. No. 4. Pp. 44-50. (In Rus.). DOI: 10.33693/2223-0092-2024-14-4-44-50. EDN: NWKAEO

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Текущие политическая и военная повестки - жесткая проверка жизнестойкости нашего социума. Накал политической ситуации в мире достиг градуса «исключительного случая» в трактовке К. Шмитта. Теоретик власти и насилия наделяет понятие экзистенциональ-ным смыслом: это не «какое-либо чрезвычайное постановление или любое осадное положение», это «вопрос... угрозы существованию государства» в условиях действующего с позиций силы прецедентного порядка, когда конфликты «не могут быть разрешены ни предпринятым заранее установлением всеобщих норм, ни приговором "непричастного" и потому "беспристрастного" третьего» [10: 8, 9, 302].

При таких обстоятельствах выявление факторов (раз)укрепления устойчивости социально-политического порядка и (де)консолидации общества приобретает особую актуальность.

Гражданственность выполняет функцию мощного ингибитора внешних и внутренних провокаторов процессов саморазрушения социума. Закономерно, что сохранение и укрепление гражданственности наряду

с другими традиционными ценностями рассматривается как «основа российского общества, позволяющая защищать и укреплять суверенитет России1.

Автор разделяет позиции исследователей, которые трактуют зонтичное понятие «гражданственность» как интегративное правовое, политическое, нравственное качество социума и социальных субъектов, как подкрепляющий публичную власть общественный порядок [7].

В статье рассмотрены некоторые политико-правовые аспекты институциональной среды России, которые размывают основы гражданственности, ослабляя государственность изнутри. На основании анализа данных пяти волн общероссийских репрезентативных опросов, проведенных научным коллективном отдела сравнительных политических исследований Института

1 Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703. «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период

до 2025 года,утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666». URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/43843

социологии ФНИСЦ РАН (далее ОСПИ)2 выявлены генераторы процессов деконсолидации общества и истощения гражданственности: неуверенность большинства опрошенных в своем политико-правовом статусе защищенного законом члена политии, убежденность респондентов в собственном бесправии при взаимодействии с властью, в ее неподконтрольности и слабой ориентированности на интересы граждан.

К МЕТОДОЛОГИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Сопряжение политико-институциональных аспектов отечественной политии с процессами (раз)укре-пления гражданственности исследуется через оптику институциональной политологии.

Особенность институциональной политологии в том, что это открытый новациям исследовательский подход и методологическая позиция, позволяющие критически осмысливать, перерабатывать, впитывать идеи и наработки многочисленных ветвей ин-ституционализма: исторического, социологического, конструктивистского, дискурсивного, сетевого, ин-ституционализма рационального выбора и т.д. [12]. Как следствие, площадка институциональной политологии комфортна для выбора и настройки под задачи исследования инструментария разных ветвей инсти-туционализма, равно как разных поведенческих дисциплин.

Научный коллектив ОСПИ, членом которого уже несколько лет является автор, стоял у истоков развития отечественной институциональной политологии. Результаты 10 лет его работы были обобщены в монографии [2]. Труд получил высокие оценки коллег по цеху, удостоен диплома первой степени Российской ассоциации политической науки (РАПН). Министерство науки и высшего образования РФ включило монографию в перечень обязательной литературы в проекте Концепции учебно-методического комплекса модуля «Основы российской государственности».

На платформе институциональной политологии коллектив ОСПИ ведет работу по переосмыслению и актуализации понятийно-категориального аппарата с целью формирования исследовательского инструментария, адекватного российскому контексту. Реконцептуализированы ключевые понятия политической науки («власть», «политика», «политизация», «политическое пространство»), созданы их идеал-типические конструкты, которые используются как аналитический инструмент изучения отечественной политии [4; 5]. Предложен альтернативный режимной методологии подход к измерению власти и политики

2 Обследования проводились совместно с Центром социального прогнозирования и маркетинга под руководством Ф.Э. Шереги. Объем выборок, репрезентативных для Российской Федерации в целом и федеральных округов РФ в частности, составил: 2018 г. - 700, 2019 г. - 700, 2020 г. - 1000, 2021 г. - 1000, 2022г. -1000. Отбор респондентов производился с соблюдением пропорций по численности населения в возрасте 18 лет и старше в федеральных округах, по типам поселений, а также с учетом квот по социально-профессиональным группам. Обследование проводилось во всех федеральных округах, в 21 субъекте РФ. Обработка полученных данных осуществлялась с использованием программы IBM SPSS Statistics. Общий для всех четырех опросов базовый инструментарий позволяет сопоставить результаты, выявить тенденции и создать единую базу размером 4400 респондентов.

в критериях теорий empowerment3 и концепций господства, трактуемого как нормативно нежелательная форма власти [1; 8].

В этом году выходит коллективная монография, обобщающая очередной многолетний цикл исследований [3]. Центральная тема - выявление и анализ сопряженных с институциональной средой ресурсов и ингибиторов трансформативной политики в России.

Под трансформативной мы понимаем эгалитарную в своих интенциях политику, целеполагание и средства которой связаны с развитием субъектности членов сообщества. Политическая субъектность определена как интегративное качество индивида/группы лиц, детерминирующее их способность и возможность делать и реализовывать целенаправленный выбор в публичной сфере с опорой на свои юридические, политические, гражданские, социальные, моральные права, на способность и возможность их отстаивать, применять, критически осмысливать, расширять.

Проведение трансформативной политики и развитие гражданственности - взаимообусловленные процессы, ибо формирование гражданственности предполагает прежде всего обретение и осознание индивидуально-личностной и/или групповой субъектности. Концептуальные синонимы понятия трансформативная политика - инклюзивная политика, политика empowerment.

СОСТОЯНИЕ ФУНДАМЕНТА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ: ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕСПОНДЕНТОВ О ЗАЩИЩЕННОСТИ СВОИХ ОСНОВНЫХ ПРАВ

Представления россиян об отечественной институциональной среде мало благоприятны для формирования гражданственности и гражданской идентичности (рис. I)4. Подавляющее число респондентов невысоко оценивает защищенность своих основных политических, гражданских, социальных прав и свобод - перво-материи гражданственности и всех режимов социальной сплоченности [11].

Необходимое для формирования критического сознания и гражданской компетенции право на получение информации считают хорошо и отлично защищенными всего чуть больше трети респондентов (32%). Препятствует вовлеченности граждан в политическую жизнь их представления о защищенности своего права избирать представителей в органы власти. Менее четверти опрошенных оценили ее (защищенность) на «хорошо» и «отлично» (21%). Столько же респондентов поднимает планку до уровня «хорошо» и «отлично», отвечая на вопрос о непременных атрибутах социальной и политической субъектности: защищенности права на свободу и личную неприкосновенность (21%); на социальные гарантии (22%). Еще пессимистичнее оценки защищенности права на собрания и митинги (12%), права контролировать власть (7%).

3 В русском языке пока не найдено однозначного соответствия термину empowerment. Его нередко переводят как «обретение власти», «расширение возможностей», «наделение полномочиями» и т.д. Чаще всего прибегают к довольно нескладной транслитерации - эмпауэрмент, поэтому автор предпочитает использовать англоязычный термин - щадящий русский язык вариант.

4 Задан закрытый вопрос с пятибалльной шкалой ранжирования: «Оцените защищенность следующих прав граждан России».

Данные опросов 2019, 2020, 2021 гг.

Право контролировать власть [The right to control power]

Право на собрания, митинги, демонстрации [The right to meetings, rallies, demonstrations, pickets]

Право на социальные гарантии [The right to social guarantees]

Право на свободу и личную неприкосновенность [The right to liberty and security of person]

Право на получение информации [The right to receive information]

Право избирать своих представителей в органы власти [The right to elect their representatives to the authorities]

60 %

Рис.1. Оценка респондентами защищенности прав граждан в России (2022-2019) Fig 1. Respondents' assessment of civil rights protection in Russia (2022-2019)

Положение усугубляет выраженная негативная динамика. За три года (2019-2021) заметно снизились оценки респондентов защищенности их избирательных прав (с 48 до 21%), права на свободу и личную неприкосновенность (с 44 до 21%), права на собрания и митинги (с 30 до12%). Ухудшилось положение дел с обязательным для формирования empowerment граждан правом контролировать власть - и без того, заметим, очень слабо обеспеченным (с 13 до 7%). Почти на 20 п.п. снизилась уверенность опрошенных в защищенности права на получение информации (с 50 до 32%), на 11 п.п. -права на социальные гарантии (с 33 до 22%).

Как и абсолютное большинство проведенных в стране опросов, обследования ОСПИ отметили эффект 2022 г. (см. рис. 1). По сравнению с 2021 г. на 16 и 15 п.п., взлетели оценки защищенности права на получение информации и на социальные гарантии; на 11 п. - право на свободу и личную неприкосновенность; на 10 п.п - права на собрания и митинги. Незначительно (на 3 п.п.), но все же улучшилось представление граждан о защищенности своего права контролировать власть.

Дальнейший анализ привел к заключению, что обследование 2022 г. зафиксировало не результат системных изменений, а аффективные проявления негативной консолидации и политической мобилизации. Что позволяет сделать такой вывод? Прежде всего, отсутствие положительной динамики в оценках граждан правового характера их взаимодействия с властью. Ответили, что не могут рассчитывать на защиту со стороны закона в случае конфликта с ней 67% опрошенных в 2018г. и 2019 г., 63% - в 2020 г., 68%, - в 2021 г., 67% - в 2022 г.5

5 Задан закрытый вопрос: «Считаете ли Вы, что сегодня можете рассчитывать на защиту со стороны закона в случае конфликта с властью?».

Иными словами, около 70% респондентов уверены, что живут вне пределов политико-правового пространства, в то время как важнейшей функцией последнего является формирование и развитие гражданственности. Положение дел обостряет уверенность почти двух третей респондентов (73%) в том, что за последние 10 лет ситуация с правами таких людей, как они, изменилась в худшую сторону или осталась без изменений. Положительную динамику отметили менее пятой части опрошенных (18%)6.

Убежденность большинства граждан в слабой обеспеченности порядка законоправия активизирует процессы ЖветрожегтеМ, которые ослабляют остойчивость общества. Обследования зафиксировали снижение проявлений гражданственности в формах социальной солидарности, ответственности, социального служения, гражданской и политической компетенции. Несмотря на побуждающие к взаимопомощи «ковид-ные» годы, на 22 п.п. снизилась готовность граждан тратить часть своего свободного времени на помощь другим - с 55% в 2019 г. до 33% в 2022 г. Ярче проявляются «душители» гражданских доблестей: признаки аномии, эскапизма, отчуждения. На 17 п.п. уменьшилось число верящих в способность граждан к самоорганизации -с 47% в 2019 г. до 30% в 2022 г. Абсолютное большинство стабильно уверенно в том, что политика не их дело - так ответили 77% опрошенных в 2020 г., 62% - в 2021 г. и 71% в 2022г.

6 Здесь и далее приводятся данные опроса, проведенного летом 2022 г., если не отмечено особо.

РЕСУРСЫ И ИНГИБИТОРЫ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ: КОГНИТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА И СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ РЕСПОНДЕНТОВ, УВЕРЕННЫХ И НЕУВЕРЕННЫХ В СВОЕМ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОМ СТАТУСЕ ЗАЩИЩЕННОГО ЗАКОНОМ ГРАЖДАНИНА

Выше упоминалось, что при проведении обследований респондентам был задан вопрос: «Уверены ли Вы в защите со стороны закона при конфликте с властью?». На основании ответов мы выделили две оказавшиеся схожими по социо-демографическим характеристикам группы респондентов. Первую составили респонденты, ответившие на вопрос утвердительно. Ее наименовали «Защищенные» или «Граждане». Во вторую группу, названную «Незащищенные» или «Подданные», вошли респонденты, давшие отрицательный ответ или затруднившиеся с ним. Особо отметим, что названия групп не имеют оценочных коннотаций.

Дальнейший анализ показал разительное отличие коллективного воображаемого и социальных установок респондентов выделенных групп. Ниже подробнее рассмотрены полученные данные, которые доказывают, что (не)уверенность человека в защите со стороны закона при взаимодействии с властью самым серьезным образом влияет на такие проявления гражданственности как лояльность власти, общественно- политическому и моральному порядкам; правовая и политическая культура; ориентированность на общее благо; чувство принадлежности (со)обществу; межличностное и институциональное доверие; активная гражданская и политическая позиция.

Проекции легитимации власти и политического порядка: представления респондентов о характере политико-властных отношений в современной России

Анализ эмпирических данных не оставляет сомнений в том, что убежденность в правовом характере отношений гражданина с властью является мощным фактором ее легитимации и укрепления политического порядка. Обратный эффект столь же убедительно доказывают ответы респондентов в группе «Незащищенные».

На очевидное направление действий по легитимации власти указывает разница в 46 п.п., с которой уверенные и сомневающиеся в своей правовой защите респонденты согласны с утверждением, что в современной России власть действует в интересах большинства населения (52 и 16% соответственно). На необходимость принятия неотложных и системных мер указывают данные по массиву - всего 22% опрошенных разделяют такое мнение.

Сходно оценивают в группах «Граждане» и «Подданные» российские законы. Почти половина группы «Защищенные» (49%) убеждена, что законы в РФ служат интересам граждан. С этим мнением согласны всего 15% респондентов во второй группе и 21% по массиву. Иными словами, подавляющее большинство опрошенных не воспринимает законы РФ как «акты общей воли» и «условия гражданской ассоциации» [6: 39].

Данные опроса подтверждают связь между уверенностью в защите со стороны закона и такими проявлениями гражданственности как межличностное и институциональное доверие, поддержка существующего социально-политического порядка.

В группе «Граждане» почти в два раза больше респондентов, считающих, что людям можно доверять -53%, против 28%.

В очень высокой и высокой степени доверяют: президенту - 85 и 61% (здесь и далее сначала приводятся ответы респондентов группы «Защищенные», затем -группы «Незащищенные); правительству - 61 и 33%; полиции - 40 и 20%; местной власти - 35 и 18%7. Разница в уровнях институционального доверия у респондентов двух групп не нуждается в комментариях и говорит сама за себя: 24, 27, 20 и 17 п.п. соответственно.

Согласны с утверждением, что существующая сейчас форма политического и социального устройства представляется наиболее полезной для развития России 43% респондентов в группе «Защищенные» и 26% в группе «Незащищенные».

Гражданственность в проекции социальных установок респондентов

Материалы проведенных обследований говорят о том, что респонденты, ощущающие себя вне политико-правового пространства, утрачивают предрасположенность к интериоризации социальных установок, которые необходимы для формирования «чувства гражданственности [способности и готовности]..., участвовать в формировании и совершенствовании политического уклада своей Родины..., осознавать значимость своего гражданского участия и перспективы своей самореализации в общественно-политическойжизни»8.

(Не)уверенность в защищенности со стороны закона со всей очевидностью конфигурирует мотиваци-онные и поведенческие установки респондентов двух групп. Рассмотрим, какое место отводят они себе в отечественной политии, какие видят перспективы своей самореализации в общественно-политической жизни, как определяют свой диапазон возможностей.

Больше половины в группе «Незащищенные» уверены, что интересы таких людей, как они, не учитываются при формировании политики (58%). Это мнение разделяет абсолютное меньшинство в группе «Защищенные» - (17%). С разницей в 31 п.п. в группах «Граждане» и «Подданные» оценивают возможность таких людей, как они, влиять на принимаемые властями решения (61 и 30% соответственно). Убеждены, что власть в России ничто не может ограничить 28% респондентов в первой группе и 40% - во второй.

Определение респондентами своей роли в res publica проявляется в их мотивационных и поведенческих установках. Полагают, что граждане России способны

7 Задан закрытый вопрос с пятибалльной шкалой ранжирования: «Насколько Вы лично доверяете перечисленным ниже организациям, структурам?».

8 Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период

до 2025 года,утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666». URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/43843

сами организоваться для решения важных для них задач 36% в группе «Граждане» и 28% в группе «Подданные». Всего 13% респондентов в группе «Защищенные» и почти в два раза больше в группе «Незащищенные» (25%) согласны с утверждением: «Нет смысла голосовать, все решают без нас».

Обращает на себя внимание (но не удивляет в свете изложенных выше результатов опросов) отношение респондентов двух групп к институтам, процедурам и этосу представительной демократии. Полагают, что в основе политики лежит принцип соблюдения прав человека 62% в группе «Граждане» и на 26 п.п. меньше в группе «Подданные» (36%). Считает обязанностью гражданина участвовать в выборах почти половина группы «Защищенные» (43%) и менее трети группы «Незащищенные» (29%). Согласны с тем, что в России есть партии, которые действуют в интересах таких людей, как они, 58% респондентов в первой группе и 45% - во второй.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Приведем цитату из исторической драмы Ф. Шиллера, для того чтобы подчеркнуть злободневность и серьезность выявленных триггеров ослабления изнутри общественно-политического порядка современной России и, как следствие, снижения устойчивости нашего общества к деструктивному воздействию. Русь по-бедима разве только Русью [9]. Такое наставление дает польский король Сигизмунд III Лжедмитрию I в начале Смутного времени, вскоре последующих интервенции и захвата московского престола.

В документе стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности указано: «Российская Федерация рассматривает традиционные ценности как основу российского общества, позволяющую защищать и укреплять суверенитет России»9. Проведение государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей названо стратегическим национальным приоритетом. К научно-аналитическим инструментам реализации этой политики отнесены (наряду с прочими) мониторинг достижений ее целей, выявление проблемных ситуаций на основе данных социологических исследований.

В статье на основе данных проведенных общероссийских обследований выявлены проблемные политико-институциональные аспекты отечественной

9 Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении "Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/40557 9061/?ysclid=lyofuovhg2774109456

политии, которые размывают основы гражданственности - интегративного качества индивида и социума, необходимого для обеспечения национальной безопасности, укрепления гражданского единства и консолидации общества.

Выявлен мощный фактор ослабления гражданственности - это убежденность большинства опрошенных в неправовом характере взаимоотношений граждан и власти. Коллективное воображаемое большинства опрошенных конгруэнтно процессам делиги-тимации власти и политического порядка: отсутствие уверенности в защищенности со стороны закона при взаимодействии с властью; убежденность в слабой ориентированности на интересы граждан власти и законов в нашей стране.

Представления респондентов об институциональной среде современной России мало благоприятны для укрепления традиционных ценностей. К пяти самым депривированным ценностным основаниям российского общества респонденты отнесли важнейшие духовно-нравственные устои: мораль, доверие, справедливость, равенство, уважение иного мнения10.

Сложившееся у граждан представление о характере политико-властных отношений выступает фактором синергетически связанных процессов, ослабляющих общество изнутри: снижение институционального и межличностного доверия; размывание основ гражданской идентичности, чувства сопричастности (со)обществу, гражданской идентичности; снижение социальной сплоченности и консолидации гражданской общественности; анергия и эскапизм.

Выявленные контроверзы в когнитивных, аффективных, мотивационных и поведенческих установках двух групп респондентов - уверенных и неуверенных в своем политико-правовом статусе защищенного законом гражданина - указали на перспективные стратегии трансформативной политики, целеполагание которой предполагает развитие политической субъект -ности и гражданственности. Точка схода стратегий -обеспечение правового порядка до уровня массового признания его доминирования в социальных и политических отношениях. Это необходимое условие для укрепления гражданственности, атрибутивных ей нормативно-ценностных и социальных установок, паттернов поведения.

10 Задан вопрос с пятибалльной шкалой ранжирования: «В какой степени российское общество основывается на следующих ценностях?». Меню вопроса: выгода, доверие, закон, конкуренция, личный успех, мораль, права человека, равенство, свобода, семья, сила, собственность, справедливость, традиция, труд, уважение иного мнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Господство против политики: российский случай. Эффективность институциональной структуры и потенциал стратегий политических изменений / отв. ред. C.B. Патрушев, Л.Е. Филиппова. М.: РОССПЭН, 2019. 319 с.

2. Институциональная политология: современный институ-ционализм и политическая трансформация России / под ред. C.B. Патрушева. М.: ИСП РАН, 2006. 586 с.

3. Институциональная политология 2.0. Трансформативная политика в России: социальные акторы и политические

REFERENCES

1. Domination vs. politics: The Russian case. The effectiveness of the institutional structure and the potential of political change strategies. S.V. Patrushev, L.E. Filippova (eds.). Moscow: ROSSPEN, 2019. 319 p.

2. Institutional political science: New institutionalism and political transformation of Russia. S.V. Patrushev (ed.). Moscow: ISP RAN, 2006. 586 p.

3. Institutional Political Science 2.0. Transformative politics in Russia: Social actors and political institutions in the field

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

институты в пространстве власти и господства / отв. ред. И.Л. Недяк, Т.В. Павлова, C.B. Патрушев. М.: Политическая энциклопедия, 2024.477 с.

4. Конституирование современной политики в России: институциональные проблемы / отв. ред. C.B. Патрушев, Л.Е. Филиппова М.: РОССПЭН, 2018. 262 с.

5. Недяк И.Л., Павлова Т.В., Патрушев C.B., Филиппова Л.Е. Политическое поле и зона власти: версии идеального типа и опыт эмпирической верификации // Социологические исследования. 2020. № 1. С. 42-53.

6. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права. М.: Юрайт, 2023.146 с.

7. Скалина А.Н. Гражданственность в современной России: сущность, структура, типология: дис.... канд. полит, наук. Уфа, 2009.165 с.

8. Структуры господства, граждане и институты / отв. ред. C.B. Патрушев, Л.Е. Филиппова. М.: РОССПЭН, 2020. 318 с.

9. Шиллер Ф. Избранные произведения. М.: Гос. изд-во ху-дож. лит-ры, 1954. С. 673.

10. Шмитт К. Понятие политического. СПб.: Наука, 2016. 568 с.

11. Green A. Regimes of social cohesion: societies and the crisis of globalization. Palgrave Macmillan, Springer, 2011. 248 p.

12. Peters B.G. Institutional theory in political science: The new institutionalism. Bloomsbury Publishing, 2011. 232 p.

of power and domination. I.L. Nedyak, T.V. Pavlova, S.V. Patru-shev (eds.). Moscow: ROSSPEN, 2024.477 p.

4. Constitution of modern politics in Russia: Institutional problems. S.V. Patrushev, L.E. Filippova (eds.). Moscow: ROSSPEN, 2018.262 p.

5. Nedyak I.L., Pavlova T.V., Patrushev S.V., Filippova L.E. The political field and the zone of power: Versions of the ideal type and the experience of empirical verification. Sociological Studies. 2020. Vol. 1. Pp. 42-53. (In Rus.)

6. Rousseau J.-J. The social contract, or principles of political right. Moscow: Urait, 2023.146 p. (In Rus.)

7. Skalina A.N. Citizenship in modern Russia: Nature, structure, typology: Dis.... of Cand. Sci. (Polit.). Ufa, 2009.165 p.

8. Structures of Domination, Citizens and Institutions. Patru-sev S., Filippova E. (eds.). Moscow: ROSSPEN, 2020. p.318. (In Russ.)

9. Schiller F. Selected works. Moscow: State Publishing House ofFiction, 1954. 708 p.

10. Schmitt C. The concept of the political. St. Petersburg: Nauka, 2016.568 p.

11. Green A. Regimes of social cohesion: societies and the crisis of globalization. Palgrave Macmillan, Springer, 2011. 248 p.

12. Peters B.G. Institutional theory in political science: The new institutionalism. Bloomsbury Publishing, 2011. 232 p.

Статья проверена программой Антиплагиат. Оригинальность - 76,67%

Рецензент: Шабров О.Ф., доктор политических наук, профессор; Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Статья поступила в редакцию 19.07.2024, принята к публикации 15.08.2024 The article was received on 19.07.2024, accepted for publication 15.08.2024

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Недяк Ирина Леонидовна, доктор политических наук; главный научный сотрудник, отдел сравнительных политических исследований; Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук; г. Москва, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-6695-1413; РИНЦ Author ID: 212155; SPIN: 3344-4506; E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR

Irina L. Nedyak, Dr. Sci. (Polit.); senior researcher, Department of Comparative Political Studies; Institute of Sociology - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences; Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-66951413; RSCI Author ID: 212155; SPIN: 3344-4506; E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.