25 (211) - 2014 _
Проблемы глобализации
УДК 336.02
ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО ЦЕНТРА
В МОСКВЕ
В статье анализируется опыт зарубежных стран по созданию международных финансовых центров, оценивается влияние этого процесса на развитие национальной экономики. Делается вывод о том, что Москва по финансовому, экономическому, научному и геополитическому потенциалу не уступает, а зачастую даже превосходит существующие региональные финансовые центры.
Ключевые слова: офшор, международный финансовый центр, влияние, национальный, экономика
Создание в Москве международного финансового центра (МФЦ) является одним из приоритетных направлений развития инфраструктуры финансового рынка в России. Оно должно решить сразу несколько задач:
• увеличить объемы привлечения и размещения капитала российскими и иностранными инвесторами на территории России;
• расширить состав участников отечественного рынка инвестиций;
• ввести в практику инвестирования новые инструменты;
• повысить степень интегрированности российского финансового рынка в мировой. Решение этих задач потребует правовой базы,
кардинальной перестройки системы государствен-
И.С. ИВАНЧЕНКО,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансово-экономического инжиниринга E-mail: [email protected] Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
ного регулирования финансового сектора, перехода к новому качественному уровню контроля за денежными потоками, а также развития финансовых институтов, способствующих улучшению инвестиционного климата в стране.
Функционирование финансовых центров приводит к увеличению количества рабочих мест для высококвалифицированных специалистов в области финансов, компьютерных технологий и в смежных секторах; к росту налогооблагаемой базы, повышению уровня жизни населения в данном регионе. Такая огромная страна, как Россия, имеющая большое экономическое влияние на соседние страны, просто обязана обзавестись собственным финансовым центром и повысить статус своей валюты как минимум до регионального уровня.
Создание и становление МФЦ - процесс сложный и небыстрый, он будет проходить в обстановке жесткой конкуренции и противодействия функционирующих финансовых центров. Но нашей стране необходимо пройти этот путь до конца, в противном случае российские банки и рынок ценных бумаг будут полностью поглощены иностранными институтами, и Россия потеряет финансовую независимость, как это произошло с большинством стран Восточной Европы.
«Нельзя добиться наибольшего успеха в развитии экономики, если финансовый рынок в стране
будет частью зарубежного финансового центра -такое развитие неизбежно будет ограничено», - утверждает А.В. Тимофеев, председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка [10]. Подтверждением этих слов может служить недавнее волюнтаристское отключение коммерческого банка «Россия» от платежной системы в связи с введением американцами экономических санкций из-за событий на Украине.
Ознакомившись с зарубежным опытом организации и функционирования международных финансовых центров на основе достаточно широкой подборки иностранных публикаций на эту тему, можно сделать вывод о том, что выбор Москвы для создания МФЦ является наиболее оптимальным решением этого вопроса для нашей страны.
Город обладает огромным финансовым и научно-техническим потенциалом для создания международного финансового центра: здесь концентрируются практически все свободные финансовые ресурсы нашей страны, расположено большинство работающих в России зарубежных банков и международных финансовых организаций, сконцентрирована практически вся биржевая торговля ценными бумагами. Поэтому неудивительно, что Правительство РФ утвердило программу развития международного финансового центра именно в Москве [2], а также наметило шаги по усовершенствованию системы налогообложения доходов, приносимых финансовыми инструментами, для упрощения приобретения иностранными инвесторами российских ценных бумаг [1]. Правительство Москвы также предпринимает значительные усилия по созданию МФЦ [3]. Однако разразившийся финансовый кризис стал серьезным препятствием на пути решения этой масштабной задачи.
Прежде всего необходимо выяснить, какой вид финансового центра может быть построен в Москве. В распоряжении Правительства РФ от 11.07.2009 № 911-р [4] приведена следующая классификация МФЦ:
• глобальные (Лондон, Нью-Йорк) - предоставляют полный спектр финансовых услуг;
• региональные (Гонконг, Сингапур) - оказывают широкий спектр финансовых услуг внутри определенного региона;
• локальные (Токио, Франкфурт) - предоставляют ограниченный набор финансовых операций на национальном рынке;
• офшорные (Каймановы острова) - используются для налоговой оптимизации и специализи-
рованных финансовых операций с нерезидентами.
По всей видимости, Москва обладает признаками национального финансового центра, поэтому она вполне способна претендовать на роль регионального МФЦ. Для повышения финансового статуса нашей столицы имеется целый ряд экономических и инфраструктурных предпосылок:
• емкая, экспортно ориентированная экономика, предъявляющая устойчивый спрос на финансовые ресурсы;
• высокий уровень образования жителей Москвы;
• возможность в течение торгового дня проводить сделки со всеми крупными европейскими и азиатскими финансовыми центрами;
• развитая финансовая инфраструктура города;
• отсутствие языковых барьеров с соседними странами.
Однако статус финансового центра сам по еще не является гарантией привлечения большого объема зарубежных инвестиций. Например, отдельные офшорные зоны, такие как Кипр, могут перераспределять больше финансовых потоков, чем некоторые локальные МФЦ. Кроме того, на пути создания международного центра в Москве имеются серьезные препятствия, мешающие достижению этой цели. К ним относятся пробелы в законодательстве, жесткое государственное регулирование, низкая интегрированность в глобальные рынки, высокий уровень коррупции. Поэтому, может быть, построение финансового центра в Москве следует все-таки начать с организации офшорной зоны как наиболее простого и достаточно эффективного способа резкого увеличения объемов привлекаемого зарубежного капитала и последующего его перераспределения в форме инвестиций в реальный сектор экономики?
Что общего и чем отличаются локальные и региональные финансовые центры от финансовых центров в форме офшоров? На обывательском уровне в сознании россиян офшорные зоны ассоциируются с темными финансовыми дырами, поглощающими денежные потоки сомнительного, зачастую криминального, происхождения; с площадками, на которых торговля капиталом происходит практически при полном отсутствии правового и налогового контроля. Так ли это?
Ответ на этот сложный вопрос можно найти в публикациях зарубежных авторов, изучающих механизм функционирования международного перераспределения капитала при помощи офшорных
МФЦ. Как было выяснено, офшоры, действительно, являются юридическими анклавами, зонами обработки иностранных инвестиций, а также нерегулируемыми международными финансовыми рынками, созданными на территории некоторых государств с целью организации «удобного флага» для международного движения капитала, регистрации зарубежных компаний, уклонения их от национального регулирования и налогообложения без необходимости физического перемещения бизнеса.
Устойчивость офшорной деятельности базируется на технологии гибкого, доверительного управления капиталом при помощи юридических и финансовых стратегий, основанных на отыскании и эксплуатации законодательных пробелов при перемещении международных капиталов.
Научная литература выявила целый ряд факторов, способствующих возникновению офшорных финансовых услуг в глобальной экономике. Один из них, который следует напомнить, заключается в том, что офшоры предоставляют возможность для фирм сокращать или ликвидировать налоговые обязательства.
Еще одна полезная функция в контексте международных потоков капитала состоит в том, что транзит в офшорах может трансформировать национальную идентичность или гражданство актива при пересечении государственной границы принимающей юрисдикции. Это может быть использовано, например, при инвестировании капитала, возникающего в Китае, немедленно уходящего с континента и меняющего «флаг», а затем возвращающегося в Поднебесную в качестве прямых иностранных инвестиций. Вся эта сложная цепочка прохождения инвестиций нужна фирмам для того, чтобы получить от китайского правительства льготный режим инвестирования [19].
Феномен офшорных финансовых услуг в Карибском бассейне датируется началом 1960-х гг., когда Каймановы острова стали использоваться банками и трастовыми компаниями как территория проведения международных финансовых транзакций. Ряд государств создали это офшорное пространство, в котором работают финансовые центры Карибского бассейна. Это пространство является продуктом их законов и правил, касающихся обращения инвестиций, капиталов, материальных активов, налогов, страховых услуг и других видов экономической деятельности. Следовательно, пока национальные законодательные органы сохраняют
преференции для некоторых форм финансового капитала над другими формами (например, прямых иностранных инвестиций по сравнению с внутренними сбережениями), граждане и фирмы будут мотивированы использовать офшоры, чтобы получать финансовые привилегии [14].
На карибские офшоры приходится значительная доля международного финансового бизнеса. Бермудские острова являются домом для 75% фирм из списка Fortune 100. Согласно данным Standard & Poor, 13 из лучших в мире 40 перестраховщиков аккредитованы на Бермудах. Текущая стоимость активов, размещенных в офшорных зонах Карибских островов, точно неизвестна, но, по оценкам МВФ, она может достигать 6-7 трлн долл. США, что эквивалентно одной трети глобального ВВП [11].
Несмотря на это, правительства стран G7 озабочены проблемами мошенничества и коррупции, сопутствующими инвестированию на Бермудских, Каймановых и Багамских островах, и не скрывают, что будут выступать за резкое сокращение уровня банковской тайны в офшорах для искоренения попыток уклонения от уплаты налогов.
В результате исследования офшорных зон были обнаружены две закономерности: сокращение в создавших их странах уровня занятости и снижение государственных доходов [15].
Подтверждением этого может служить современное положение экономики Кипра. Если в XX в. создание офшорных зон приводило к росту материального благосостояния, то в последние годы ситуация с экономическим эффектом от офшора перестала быть столь однозначной.
В настоящее время развитие экономики по офшорному сценарию, как утверждает автор приведенной ниже статьи, не сулит ничего хорошего и ставит под вопрос дальнейшую эксплуатацию офшорных финансовых центров как средств достижения экономического развития. В работе отмечается, что налоговая конкуренция, т.е. создание офшорных зон, достаточно вредна для современной мировой экономики, потому что это искажает модели международной торговли и инвестирования. Те инвесторы, которые используют налоговые убежища, чтобы уменьшить свои отечественные налоговые обязательства, не в состоянии внести достойный вклад в развитие общественного благосостояния ни в одной стране мира. Следовательно, становление международного финансового центра в Москве не должно идти по офшорному сценарию
развития. Российская столица имеет все шансы стать региональным, а в перспективе - глобальным финансовым центром.
Обратимся к опыту создания и функционирования крупных международных финансовых центров. Знаменитый американский экономист, профессор Чикагского университета Саския Сассен опубликовала глубокую и содержательную работу [13], посвященную проблемам функционирования международных финансовых центров и их влиянию на мировую экономику. Автор отмечает, что превращение глобальных рынков капитала в новый наднациональный порядок продолжается быстрыми темпами, несмотря на текущий финансовый кризис.
Количество финансовых транзакций, выполняемых на национальной основе, постоянно сокращается, они замещаются операциями на международном уровне. Но в то время как международная сеть финансовых центров действительно расширяется, в мире продолжает господствовать кучка старых стратегических финансовых центров. Только несколько городов имеют ресурсы, чтобы доминировать над остальными и продолжать оставаться глобальными финансовыми центрами. Это прежде всего Лондон и Нью-Йорк с их огромной концентрацией капиталов и финансистов. Эти два центра будут проводить наиболее важные и сложные финансовые операции и в будущем.
Второй уровень составляет сеть небольших экономических столиц во главе с Франкфуртом-на-Майне - продукт экономического и валютного союза в Европе, а также Гонконг и Токио. Несмотря на то, что Сингапур и Сидней укрепляют свои международные позиции как финансовые центры, трудно представить себе, что они потеснят в обозримом будущем Токио и Гонконг в Тихоокеанском регионе.
Саския Сассен выделяет два главных фактора, превращающих обычный город в глобальный финансовый центр. Первый - концентрация крупных национальных капиталов в городах, приобретающих статус финансовых лидеров. Второй -либерализация национального законодательства в области международного движения капиталов, а также появление новых значительных капиталов на развивающихся рынках, несмотря на нынешние финансовые потрясения.
В другой работе [16] ирландского экономиста оценивается роль Международного центра фи-
нансовых услуг в региональном развитии страны, созданного в Дублине в 1987 г. Центр способствовал организации более десяти тысяч рабочих мест, связанных с его функционированием, и обновлению инфраструктуры ирландских городов. Основанный в период высокой инфляции, безработицы и эмиграции, он стал инструментом политического вмешательства в экономику.
Цель создания ирландского МФЦ - реконструкция городов и образование новых рабочих мест -была достигнута. Современные офисные здания и апартаменты возвышаются в ранее заброшенной части Дублина. Кроме того, многие ирландцы получили доступ к современным финансовым знаниям и стали крупными специалистами в этой области.
Однако на пути дальнейшего развития ирландского финансового центра стоят существенные как внутренние, так и внешние препятствия. В стране быстро растет стоимость рабочей силы и коммерческой недвижимости, ужесточается конкуренция со стороны новых членов ЕС. Например, Венгрия и Эстония создали аналогично низкие налоговые режимы и перехватили уже определенную часть прямых иностранных инвестиций, поступавших в ЕС через ирландский МФЦ. Кроме того, Германия и Франция стремятся создать единую европейскую ставку корпоративного налога, что может серьезно подорвать привлекательность дублинского офшора как международного финансового центра.
Международные финансовые центры не могут образоваться в любом городе мира: для этого необходимы наличие и агрегация глобальных финансовых факторов. Будет ли город развиваться в качестве МФЦ, зависит от конкурентоспособности его строительного и финансового рынков, от экономического роста, промышленного потенциала, стандартов сервисного обслуживания, городской и национальной инфраструктур.
В эпоху экономической глобализации международные финансовые центры могут похвастаться более богатыми функциями и более разнообразными типами многомерных моделей развития. МФЦ имеет следующие основные характеристики:
• во-первых, включает в себя определенное количество международных финансовых институтов, таких как международные крупные банки, брокерские и страховые компании, фонды фондов и так далее;
• во-вторых, обладает относительно сформированной международной финансовой системой,
в том числе рынками ценных бумаг, межбанковского кредитования, золота, валют;
• в-третьих, осуществляет относительно крупномасштабную международную финансовую торговую деятельность, в том числе операции с акциями, американскими депозитарными расписками, заимствование капитала и кредитование;
• в-четвертых, должен быть расположен в современном городе с развитыми сетями связи, сферой услуг, безопасными условиями дорожного движения, а также с относительно высокой степенью открытости.
Вообще говоря, финансовым центром является город или район, который имеет большую концентрацию финансовых учреждений, играет роль посредника, управляет денежными потоками, облегчает осуществление соответствующих услуг, предлагает весьма развитую коммерческую связь и инфраструктуру, с помощью которых проводится большое количество внутренних и международных торговых операций. Таким образом, появление финансовых центров - далеко не случайное событие.
Формирование финансовых центров было отражено в экономической теории. Например, концепция экономии масштаба утверждает, что финансовый центр - результат финансовой кластеризации. Это явление может привести к увеличению эффективности финансовых операций и сокращению расходов по сделкам в связи с агломераций финансов, а также создать информационную симметрию на базе экономии знаний.
Финансовая география делает акцент на информационной глубинке и информационном центре. Д.Дж. Портеоус определяет информационную глубинку как «регион, конкретной основой которого является город, действующий в качестве областного центра, обеспечивающий наилучшую точку доступа к полноценным информационным и финансовым потокам» [12]. Произошло усиление роли мегаполисов в управлении глобальной экономической деятельностью.
Таким образом, с 1980 г. многие ученые выполнили обширные исследования экономики глобальных городов и сделали выводы о том, что МФЦ являются желанными местами проживания граждан страны с высокими показателями качества жизни, что привлекает в эти центры талантливых специалистов и профессионалов. Расположение МФЦ должно быть близко к другим ключевым центрам, таким как торговые, транспортные, телекоммуни-
кационные и т.д. Высокоразвитая инфраструктура является основным условием для создания МФЦ. Кроме того, он должен иметь финансовую свободу, разумный налоговый режим, стабильную политическую и экономическую среду и хорошую деловую репутацию. А главной функцией финансового центра является привлечение международного капитала и снижение финансовых рисков при оптимизации распределения этих ресурсов для глубинки. Таким образом, МФЦ требует справедливого, прозрачного, эффективного нормативно-правового режима при поддержке и надзоре со стороны правительства.
Образование и функционирование международных финансовых центров привлекают большое внимание общественности во всем мире. Стало необходимым выполнять всестороннюю научную оценку состояния развития международных финансовых центров.
В 2010 г. китайское агентство «Синьхуа», связанное с компанией Standard & Poor и Чикагской товарной биржей, владеющей индексом Dow Jones, запустило совместно с компаньонами Синьхуа-Доу-Джонс - интернациональный индекс развития финансовых центров (Xinhua - Dow Jones International Financial Centers Development Index, индекс IFCD). Отчеты по этому индексу выходят каждый год для того, чтобы оценить уровень развития международных финансовых центров, а также проводить научные исследования [17].
Количество выбранных городов, для которых рассчитывался индекс IFCD в 2013 г., составило 45. На основе комплексной системы оценки получены следующие результаты ранжирования: в течение последних трех лет первые шесть мест стабильно занимают одни и те же города (Нью-Йорк, Лондон, Гонконг, Токио, Сингапур, Шанхай). Гонконг впервые опередил Токио в 2013 г., Чикаго занял более высокое положение, Сидней вернулся в топ-10 с 2012 г. Однако неравномерные темпы роста уровня услуг в мировых финансовых центрах свидетельствуют о том, что в будущем расстановка сил на глобальном рынке может измениться.
Так что же нужно для того, чтобы крупный город стал международным финансовым центром? Существуют ли некие общие предпосылки формирования и развития МФЦ, которые можно выявить при помощи анализа научных исследований?
Зарубежные авторы выделяют несколько факторов, способствующих становлению международного финансового центра:
- человеческий капитал;
- бизнес-среда;
- регулирование и законодательство;
- финансовый потенциал.
Для российского истеблишмента был бы интересен анализ пути, пройденного в этом направлении Шанхаем [18]. В последние два десятилетия этот город в качестве нового финансового центра расширил свою конкурентоспособность и получил возможность стать МФЦ.
Необходимо отметить, что Шанхай уже с 1990 г. являлся региональным финансовым и торговым центром в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он извлекает выгоду из благоприятного географического положения, имеет прочную экономическую базу в сочетании с быстрым и устойчивым ростом ВВП.
Город добился значительного прогресса во многих аспектах, после того как китайское правительство приняло амбициозные планы по превращению этого города в МФЦ. Претворению этих планов в жизнь способствуют огромный внутренний товарный рынок Китая, большой рынок внутреннего капитала и богатые человеческие ресурсы в сочетании со значительным улучшением инфраструктуры и привлекательностью города для иностранных инвесторов.
Шанхай является вторым по величине мировым центром фондового рынка, обогнав Лондон и Токио и занимая третье место среди мировых фондовых бирж, уступая только Нью-Йоркской фондовой бирже и крупнейшей электронной бирже мира NASDAQ. Это второй по величине мировой центр торговли фьючерсами, который можно сопоставить только с Чикаго. Кроме того, Шанхай является глобальным центром операций по покупке (продаже) золота и вторым крупнейшим центром алмазных сделок спот.
Другими важными факторами становления и развития международного финансового центра являются деловая среда, инфраструктура и уровень образования жителей мегаполиса. В последние годы Шанхай добился большого прогресса в улучшении всех видов инфраструктуры для успешного ведения бизнеса.
Значительно улучшен в качестве и количестве транспорт. Протяженность высокоскоростной железной дороги увеличилась почти в восемь раз за последние пять лет. Порт Шанхая является одним из основных в материковой части Китая, и на него приходится более 10% морского грузооборота
страны. Город обладает двумя аэропортами мирового класса, самой протяженной сетью метро в мире.
ВВП Шанхая рос двузначными числами на протяжении большинства последних лет. Четверть населения Шанхая имеет высшее образование, и ряд самых престижных университетов Китая, в том числе Фудань, расположен в этом городе. Все это стало сильной экономической основой для финансового развития города.
Тем не менее по сравнению с другими зрелыми МФЦ, такими как Гонконг и Сингапур, Шанхай по-прежнему имеет большие пробелы и сталкивается с серьезными трудностями, в том числе с нехваткой талантливых специалистов в области финансов, и с низким качеством жизни.
Другими недостатками являются серьезная коррупция, непрозрачность банковских операций, инсайдерские сделки, неэффективное государственное регулирование, отсутствие верховенства закона.
Налоговый режим Китая сложен. Ставка подоходного налога с населения в Шанхае достигает высшего уровня в 45% по сравнению с 17% в Гонконге. Одной из причин является то, что муниципальные власти Шанхая могут администрировать только местные налоги, но никак не могут повлиять на ставки национальных налогов.
Дальнейшее финансовое развитие Шанхая сдерживается ограниченностью экономической и финансовой свобод, вмешательством коммунистической партии в хрупкие основы бизнеса и зависимостью судебных решений от мнения государственных чиновников. Все эти препятствия серьезно ограничивают совершенствование города в качестве международного финансового центра. Кроме того, существенным препятствием выступает слабое знание жителями иностранных языков, в частности английского. Однако, по прогнозам аналитиков, город имеет наибольший потенциал, чтобы стать третьим поистине глобальным финансовым центром после Лондона и Нью-Йорка.
Существует еще один сдерживающий фактор развития МФЦ в Шанхае - экономическая конкуренция между Пекином и Шанхаем. Руководство последнего предпочитает высокую либерализацию и открытость, а все его решения напрямую контролируются Пекином. Из-за опасения, что вслед за экономическим усилится и политическое влияние Шанхая на континентальный Китай, столица не
принимает некоторых полезных и выгодных экономических законов, способствующих развитию финансового центра в Шанхае.
Следовательно, политическим руководством России правильно выбрана площадка для строительства отечественного международного финансового центра. Если бы создание МФЦ было запланировано, например в Санкт-Петербурге, вполне возможно, что возник бы аналогичный конфликт интересов между двумя российскими столицами.
Москва, как и Шанхай, вполне может стать международным финансовым центром для стран СНГ. Если Правительство РФ вложит в создание московского МФЦ адекватные ресурсы, то у него появятся реальные шансы добиться успеха [8].
Однако не все специалисты в области российской политики и финансов разделяют столь оптимистичные взгляды на перспективы построения финансового центра в Москве. Так, экс-премьер Правительства РФ Е.М. Примаков считает утопией создание в Москве международного финансового центра [9]. Главным препятствием на этом пути, по мнению Евгения Максимовича, является слабость национальной банковской системы, неспособность банков профинансировать крупные инвестиционные проекты. Выход из этой ситуации только один - укрупнение и оздоровление российской банковской системы, ликвидация «карманных» и криминальных банков.
Скорее всего, нынешняя чистка банковской системы, проводимая Центральным банком РФ, является претворением в жизнь слов экс-премьера по искусственному укрупнению российских банков с государственным участием и подготовке условий для создания МФЦ в Москве.
Хотелось бы верить, что мнение Е.М. Примакова по данному вопросу является ошибочным. Тем не менее превращения Москвы в мировую финансовую столицу пока не произошло. Очевидно, что одним из обязательных условий для этого является возвращение торговых операций с финансовыми инструментами и сырьевыми товарами, привязанными к России, на локальные рынки. Сейчас подавляющая часть операций, например с производными финансовыми инструментами (а это сотни миллиардов долларов в год), проводится в других юрисдикциях, где условия для инвесторов удобнее [6].
Чтобы стать действительно международным, финансовый центр в Москве должен базироваться
прежде всего на солидном экономическом фундаменте. Московский МФЦ не сравняется по финансовой значимости с Нью-Йорком, Лондоном или Гонконгом, до тех пор пока российская экономика не перейдет на инновационный путь развития и не увеличит темпов роста ВВП до 6-7% в год; пока доходы на душу населения в нашей стране не достигнут уровня развитых стран.
Кроме того, должна значительно вырасти капитализация российского финансового рынка. Доля отечественного фондового рынка в капитализации мирового рынка в последние годы даже сократилась и составляет лишь 0,5%. Доля же Китая (третье место в мире по рыночной капитализации после США и Японии) близка к 8,5%. Для превращения Москвы в мировой финансовый центр необходим не только комплекс инфраструктурных и правовых изменений на финансовом рынке. Требуется изменить макроэкономическую политику, стимулировать доверие россиян к этому рынку и не способствовать высокой концентрации собственности в руках узкой олигархической прослойки [5].
Таким образом, позитивных моментов, связанных с созданием международного финансового центра, достаточно много. Становление МФЦ в Москве поставит Россию в один ряд с развитыми странами мира. Кроме того, проведение финансово-экономических реформ по западному образцу может способствовать политической и экономической либерализации [7].
У страны появятся новые рычаги глобального политического и экономического влияния, а предприятия реального сектора экономики бывших советских республик получат более эффективный доступ к мировому рынку капитала. Кроме того, укрепление России в финансово-экономическом плане может привести к ускорению интеграционных процессов на постсоветском пространстве, усилению политического влияния Таможенного союза.
Учитывая все сказанное, можно полагать, что Москва имеет все необходимое, чтобы к 2020 г. войти в десятку ведущих финансовых центров мира, а в ближайшие годы стать лидером на региональном финансовом рынке среди стран СНГ, Балтии и Восточной Европы. Однако создание МФЦ в российской столице - долгосрочный процесс, который осуществим только при стабильной поддержке Правительства РФ, бизнес-элиты в условиях благоприятной политической конъюнктуры как на международной арене, так и внутри страны.
Список литературы
1. БолвачевА., Наумов Ф. Перспективы Москвы как мирового финансового центра // Депозитариум. 2009. №. 9. С. 4-8.
2. ГолутвинИ. Поможет ли мегарегулятор превратить Москву в международный финансовый центр? URL: http://m.forbes.ru/artide.php?id=142354.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.
4. ЛобановаМ. МФЦ в Москве: экономическая необходимость или идеологический проект власти? // Обозреватель - Observer. 2013. № 8. С. 120-126.
5. Международный финансовый центр в Москве. URL: http://delonovosti.ru/news/1310-mezhdunarodnyy-finansovyy-centr-v-moskve.html.
6. О первоочередных мерах по развитию Москвы как национального и международного центра финансовых услуг: распоряжение Правительства Москвы от 07.08.2008 № 1801-РП.
7. О Плане мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 11.07.2009 no. 911-р. URL: http://www. economy.gov.ru/minec/activity/sections/ finances/ creation/plan911r.
8. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Одобрено Правительством Российской Федерации 30.05.2013.
9. Примаков Е. Создание в Москве международного финансового центра - утопия. URL: http://www.vedomosti.ru/politics/news/7961311/ primakov_schitaet_utopiej_sozdanie_v_moskve_ mezhdunarodnogo.
10. Тимофеев А.В. Конкурентные преимущества для финансового центра / Интервью с председателем правления НАУФОР. Сентябрь 2009 г. URL: http://www.rcb.ru/dep/2009-09/25686.
11. Marshall D. The New International Financial Architecture and Caribbean OFCs: confronting financial stability discourse. Third World Quarterly, 2007, vol. 28, no. 5, pp. 917-938.
12. Porteous D.J. The Geography of Finance: Spatial Dimensions of Intermediary Behavior. Aldershot, Avebury, 1995, pp. 112-114.
13. Sassen S. Global Financial Centers. Foreign Affairs. 1999, January - February, pp. 75-87.
14. Vlcek W. Competitive or Coercive? The Experience of Caribbean Offshore Financial Centres with Global Governance. The Round Table, June 2008, vol. 97, no. 396, pp. 439-452.
15. Vlcek W. Why Worry? The Impact ofthe OECD Harmful Tax Competition Initiative on Caribbean Offshore Financial Centres. The Round Table, June 2007, vol. 96, no. 390, pp. 331-346.
16. White M.C. Assessing the Role of the International Financial Services Centre in Irish Regional Development. European Planning Studies, April 2005, vol. 13, no. 3, pp. 387-405.
17. Xinhua - Dow Jones International Financial Center Development Index - 2013, pp. 1-62. Available at: http://www.sh.xinhuanet.com /shstatics/ images2013/ IFCD2013_En.pdf.
18. Zhao X. Shanghai's potential to become an international financial center. Journal of Academic Studies, 2013, vol. 58, p. 19-44.
19. Zhong J. Offshore Financial Centers affect Cross-Border Capital Flow in China. China Economic, 2004. Available at: http://en.ce.cn/Insight/t20040607_ 1016937.shtml.
Challenges of globalization PERSPECTIVES OF MOSCOW INTERNATIONAL FINANCIAL CENTER
Igor' S. IVANCHENKO
Abstract
The article analyzes the experience of foreign countries for the establishment of international financial centers, as well as it assesses the way this process impacts the national economy. The author makes a conclusion that Moscow with respect to financial, economic, scientific
and geopolitical potential is not inferior and often even superior to existing regional financial centers.
Keywords: offshore zone, international financial center, influence, national, economics
References
1. Bolvachev A., Naumov F. Perspektivy Moskvy kak mirovogo finansovogo tsentra [Prospects of Moscow as a global financial center]. Depozitarium - Depository, 2009, no. 9, pp. 4-8.
2. Golutvin I. Pomozhet li megareguliator prevratit' Moskvu v mezhdunarodnyifinansovyi tsentr? [Will the mega-regulator turn Moscow in an international financial center?]. Available at: http://m.forbes.ru/article. php?id=142354. (In Russ.)
3. Order of the RF Government "The Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020" of November 17, 2008 № 1662-r. (In Russ.)
4. Lobanova M. MFTs v Moskve: ekonomicheskaia neobkhodimost' ili ideologicheskii proekt vlasti? [An International financial center in Moscow: economic necessity or the ideological project of power?]. Obozre-vatel' - Observer, 2013, no. 8, pp. 120-126.
5. Mezhdunarodnyi finansovyi tsentr v Moskve [International financial center in Moscow]. Available at: http://delonovosti.ru/news/1310-mezhdunarodnyy-finansovyy-centr-v-moskve.html. (In Russ.)
6. Order of the Moscow Government "On Priority measures for the development of Moscow as a national and International Center for financial services" of August 7, 2008 № 1801-RP. (In Russ.)
7. Decree of the Russian Federation "On Action Plan for the establishment of an international financial center in the Russian Federation" of July 11, 2009 № 911-r. Available at: http://www.economy.gov.ru/ minec/activity/sections/finances/creation/plan911r. (In Russ.)
8. Executive order of the Government of the Russian Federation "On Main directions of tax policy in the Russian Federation for the year 2014 and in 2015 and 2016 plan period" of May 30, 2013.
9. Primakov E. Sozdanie v Moskve mezhdunarod-nogo finansovogo tsentra - utopiia [An international financial center in Moscow is a utopia]. Available at: http://www.vedomosti.ru /politics/news/7961311/pri-makov_schitaet_utopiej_sozdanie_v_moskve_mezh-dunarodnogo. (In Russ.)
10. Timofeev A.V. Konkurentnye preimushchestva dlia finansovogo tsentra. Interv'iu s predsedatelem pravleniia NAUFOR [Competitive advantages for financial center. Interview with Board Chairman of NAUFOR]. September, 2009. Available at: http://www. rcb.ru/dep/2009-09/25686/. (In Russ.)
11. Marshall D. The New International Financial Architecture and Caribbean OFCs: confronting financial stability discourse. Third World Quarterly, 2007, vol. 28, no. 5, pp. 917-938.
12. Porteous D.J. The Geography of Finance: Spatial Dimensions of Intermediary Behavior. Aldershot, Avebury, 1995, pp. 112-114.
13. Sassen S. Global Financial Centers. Foreign Affairs. 1999, January-February, pp. 75-87.
14. Vlcek W. Competitive or Coercive? The Experience of Caribbean Offshore Financial Centres with Global Governance. The Round Table, June 2008, vol. 97, no. 396, pp. 439-452.
15. Vlcek W. Why Worry? The Impact of the OECD Harmful Tax Competition Initiative on Caribbean Offshore Financial Centers. The Round Table, June 2007, vol. 96, no. 390, pp. 331-346.
16. White M.C. Assessing the Role of the International Financial Services Centre in Irish Regional Development. European Planning Studies, April 2005, vol. 13, no. 3, pp. 387-405.
17. Xinhua - Dow Jones International Financial Center Development Index - 2013, pp. 1-62. Available at: http://www.sh.xinhuanet.com /shstatics/ im-ages2013/IFCD2013_En.pdf.
18. Zhao X. Shanghai's potential to become an international financial center. Journal of Academic Studies, 2013, vol. 58, p. 19-44.
19. Zhong J. Offshore Financial Centers affect Cross-Border Capital Flow in China. China Economic, 2004. Available at: http://en.ce.cn/Insight/t20040607_ 1016937.shtml.
Igor' S. IVANCHENKO
Rostov State Economic University, Rostov-on-Don,
Russian Federation