Научная статья на тему 'Перспективы создания и развития туристского бренда этнопоселения Дулан в Кабанском районе (Республика Бурятия)'

Перспективы создания и развития туристского бренда этнопоселения Дулан в Кабанском районе (Республика Бурятия) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
320
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ТУРИСТСКИЙ БРЕНД / ЭТНОПОСЕЛЕНИЯ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА / ПОБЕРЕЖЬЕ БАЙКАЛА / ОТДЫХ ВЫХОДНОГО ДНЯ / TOURIST'S BUSINESS / TOURIST RECREATION ZONE / BAIKAL COAST / DAY OF REST / ETHNOSETTLEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бабиков Владимир Александрович, Урбанова Чимита Болотовна

В статье рассмотрены проблемы создания и развития туристского бренда в пределах этнопоселения Дулан Кабанского района Республики Бурятия. Данная статья будет интересна специалистам в области рационального природопользования и туристического менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бабиков Владимир Александрович, Урбанова Чимита Болотовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the problems of creation ethnic settlement of the tourist brand Dulan Kabansky district (REPUBLIC OF BuryatIA)

The article is devoted to the problems of creation tourist' brand of the ethnic settlement Dulan (Kabansky district, Republic of Buryatia). It can be of use for experts of nature management and specialists in travel industry.

Текст научной работы на тему «Перспективы создания и развития туристского бренда этнопоселения Дулан в Кабанском районе (Республика Бурятия)»

I. ГЕОГРАФИЯ

УДК 394.9-339.48(571.54)

ББК 65.433.8.2 В.А. Бабиков, Ч.Б. Урбанова

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО БРЕНДА ЭТНОПОСЕЛЕНИЯ ДУЛАН В КАБАНСКОМ РАЙОНЕ (РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ)

В статье рассмотрены проблемы создания и развития туристского бренда в пределах этнопоселения Дулан Кабанского района Республики Бурятия. Данная статья будет интересна специалистам в области рационального природопользования и туристического менеджмента.

Ключевые слова: туристический бизнес, туристский бренд, этнопоселения, туристско-рекреационная зона, побережье Байкала, отдых выходного дня.

V.A. Babikov, Ch.B. Urbanova

THE PROBLEMS OF CREATION ETHNIC SETTLEMENT OF THE TOURIST BRAND DULAN KABANSKY DISTRICT (REPUBLIC OF BURYATIA)

The article is devoted to the problems of creation tourist ’ brand of the ethnic settlement Dulan (Kabansky district, Republic of Buryatia). It can be of use for experts of nature management and specialists in travel industry.

Key words: tourist ’s business, tourist recreation zone, Baikal coast, day of rest, ethnosettlement.

В современном мире любая территория (город, страна, регион) конкурирует с другими территориями за привлечение потребителей в виде населения (трудовых ресурсов), инвесторов, туристов и т.п. В условиях глобализации, постоянного роста конкуренции, уравнивания условий хозяйствования на различных территориях, маркетинг территории, ее имидж или бренд выходят на первый план при сравнении примерно равных по условиям хозяйствования и проживания географических зон. Поэтому все больше регионов целенаправленно занимаются маркетингом своих территорий, формированием собственного бренда, которые обусловливают инвестиционную и туристскую привлекательность определенной местности [4, 304].

Основой туристского бренда является буквально любая характеристика, вызывающая у потребителя определенный набор положительных эмоций, - уникальный природный объект, историческое событие, деятельность известного человека, миф, образ, легенда. При создании туристского бренда территории очень важна реанимация старых и создание новых мифов. Это, по мнению Ю.П. Веденина, является необходимым условием эффективной деятельности, направленной на созидание уникального ресурсного потенциала региона, формирование систем новых мест и объектов [3].

На наш взгляд, также эффективным методом привлечения в регион туристов, является разработка и создание брендов, раскрывающих этническую специфику конкретной территории. Туристы стремятся посетить новую для себя территорию и участвовать в зрелищном фольклорном, этническом шоу или мероприятии, в качестве его участника.

Туристы, особенно иностранные, всегда активно участвуют в игровых мероприятиях, культурноразвлекательных программах, конкурсах песен и танцев (исполнение старинного бурятского хороводного танца ехор) и обрядовых мероприятиях (шаманское камлание и обряд свадьбы) и т.д. Активное участие иностранных туристов в предлагаемых сюжетных турах (например, в традиционных ритуалах подготовки к ловле рыбы) помогает лучше воспринимать и надолго запомнить образ места посещения, оставить наилучшие впечатления о путешествии.

Особенностью этнической жизни кударинских или «морских» бурят, проживающих в районе дельты Селенги (с. Ранжурово, Корсаково, Хандала, Дулан), является то, что они единственная небольшая группа, насчитывающая около шести тысяч человек в Кабанском районе, сохранившая приверженность древнейшей религии бурят - шаманизму [2].

Дулан - одно из байкальских поселений Кабанского района Бурятии. Рядом с этнопоселением располагается автомобильная трасса Улан-Удэ - Сухая - Заречье, что обеспечивает хорошую степень

транспортной доступности. Расстояние от Улан-Удэ до Дулана составляет 140 км. Протяженность береговой линии составляет более 200 км. Все это стимулирует развитие туристско-рекреационного потенциала данного района.

По инициативе жителей села Дулан Кабанского района была разработана Концепция создания резиденции Усан-Лопсона - повелителя байкальских вод. Для этого в 2007 г. на побережье озера Байкал установили деревянную статую старца Усан-Лопсона, или «Повелителя вод» в 3,5 м. Открытие скульптуры Усан-Лопсона стало первым этапом в продвижении образа верховного владыки вод в шаманских представлениях бурят и в формировании туристского бренда этнопоселения Дулан.

Следующим этапом развития данной концепции является планировка и строительство этнопосе-ления для Хозяина Байкала и создание на его базе информационно-визитного центра, шаманского комплекса, рыбного ресторана, которые в дальнейшем и создадут комплексный бренд данной территории, что должно позитивно сказаться на развитии туризма в пределах исследуемой территории (рис.1).

Рис. 1. Схема формирования и создания комплексного туристского бренда этнопоселения Дулан Кабанского района (по материалам В.А. Бабикова, Ч.Б. Урбановой)

а) Информационно-визитный центр

Он может выглядеть в виде юрточного лагеря. Используя полученные данные, туристы могут воспользоваться интересующей их информацией о традициях, обычаях и верованиях кударинских бурят.

Основными задачами деятельности информационно-визитного центра должны стать следующие:

• мониторинг ресурсов состояния и развития территории;

• участие в разработке стратегических, среднесрочных и оперативных планов развития территории этнопоселения;

• разработка местных целевых программ, бизнес-планов инвестиционных проектов;

• организация и выполнение программ и проектов;

• привлечение научного потенциала, научно-методическая и инновационная деятельности;

• финансовая деятельность по привлечению средств и созданию фонда развития;

• изготовление печатной продукции и туристических буклетов;

• организация экскурсионной деятельности.

В рамках информационного центра организуются различные праздники, концерты, фестивали, анимационные представления, учебные тренинги, семинары и мастер-классы, разрабатывается экскурсионная программа.

В рамках информационно-визитного центра необходимо создание шаманского комплекса.

б) Создание шаманского комплекса

Культ «хозяев местности», поклонение им, совершение в их честь обрядов, принесение им жертв - эти обычаи прошли сквозь века и сохранились до наших дней у местных жителей. Отражением давней связи бурят с Байкалом является ежегодный обряд - тайлган, который проводится весной или в начале лета в честь духа-хозяина Байкала - Усан-Лопсона, имеющего облик белобородого старца в белых одеждах, живущего на дне моря в серебряном дворце.

Почитание «хозяина» Байкала является лишь одним звеном в цепи обрядов, проводимых жителями села. Как правило, ему предшествуют обряды, адресованные духам гор и «хозяину» местного «обоо» -языческого святилища в виде кучи камней на вершине горы, - в прошлом - родовой святыни.

Создаваемый шаманский центр может выполнять различные функции, начиная от астрологической (предсказания будущего) до лечебной (лечение различного рода заболеваний методами народной медицины).

Еще одним важным этапом в формировании туристского бренда этнопоселения села Дулан станет организация рыбного ресторана.

в) организация рыбного ресторана

Основным занятием населения, проживающего в прибрежных селах района вокруг залива Провал, издавна и до настоящего времени остается рыболовство, которое ведется в летний период. В заливе Провал встречаются основные промысловые виды рыб: омуль, сиг, и большинство сорных видов. В реки, впадающие в Байкал, заходят на нерест хариус, ленок и таймень (весной), омуль, сиг и налим (осенью).

Омулем питаются рыбаки на рыбалке, привозят его домой для семей, продают прямо на берегу Байкала приезжающим из Улан-Удэ и других населенных пунктов нашей республики. Вследствие слабого развития сельского хозяйства рыба выступает как один из главных продуктов питания населения исследуемой территории. Учитывая данный факт, рекомендуется создать на базе отдыха «Надежда» рыбный ресторан, где наряду с традиционными блюдами бурятской кухни подавались бы и рыбные блюда, изготовленные из свежей, только что пойманной рыбы (уха, рыба на рожне, раско-лотка, расстегаи, рыбные позы).

г) экскурсии и туристические маршруты

Совершить путешествие по р. Селенга до озера Байкал на катере-ракете - для туристов это уже настоящая экзотика. Во-первых, потому что это предполагает знакомство с историей, культурой и традициями коренных народов. Во-вторых, маршрут составлен таким образом, что предполагает массу «зеленых стоянок», а туристы из других регионов и стран, как известно, большие любители настоящей природы.

Таким образом, туристический потенциал местности формируется не только за счет реальной природной аттрактивности расположенных на территории объектов, но и за счет многообразия распространенных носителей, качества информационного материала и способа его подачи. Информационное обеспечение туристических маршрутов в пределах территорий, учитывающее потребности отечественных и зарубежных гостей, может способствовать более эффективному развитию туристического бизнеса, существенным образом корректируя направленность туристических потоков, создавая привлекательный образ места - бренда [5].

Развитие туристической деятельности в пределах этнопоселения села Дулан уже приносит определенные дивиденды. В последние годы среди местного населения растет популярность создания сельских гостиниц, где предоставляются услуги проживания и питания, но наиболее комфортные условия проживания предоставляет база отдыха «Надежда», созданная в 2008 г. База отдыха «Надежда» функционирует пока только в летнее время с июня по август и предоставляет определенные рекреационные услуги. В двух корпусах находится 30 номеров из них: 10 - двухместных, 10 - трехместных и 10 - четырехместных. В течение всего летнего периода наполняемость корпусов максимальная. Пик туристического потока приходится на конец июля и на начало августа. Особенно популярен отдых выходного дня (уикенд). В пределах базы отдыха «Надежда» предлагаются следующие услуги.

Таблица 1

Услуги и средние цены на них (лето 2008 г.)

Услуга На одного человека в р На группу из 3-4-х человек в р.

1. Проживание без питания в сутки 400-600 2000-2400

2. Проживание с питанием в сутки 800 До 3600

3. Экскурсия 100 400

4. Рыбалка 70 280

5. Катание на катере 150 450

6. Прокат лодки на час 200 -

7. Комплект дров для приготовления шашлыков 80-100 -

8. Размещение автомобиля от 30

По данным проведенного социологического опроса туристов география отдыхающих обширна.

Таблица 2

География туристов (средние показатели, июль 2008 г.)

№ п/п Населенные пункты откуда прибыли туристы Расстояние до Дулана, км Вид автотранспорта

1 Чита 940-1000 17 легковых автомобилей

2 Иркутск 500-600 57 легковых автомобилей + 10 микроавтобусов

3 Улан-Удэ 140-150 100 легковых автомобилей + 23 микроавтобусов

По проведенному социологическому опросу все посетители пребывают на место отдыха на личном автотранспорте.

Таблица 3

Структура транспортных средств туристов (средние показатели одного заезда, 2008 г.)

№ п/п Вид транспорта Количество автомобилей Количество человек %

1 Легковая машина 12 40 78

2 Микроавтобус 1 15 22

Итого 13 55 100

С появлением туристов в селе появится возможность у многих сельских жителей предложить свои услуги и получить доход от:

• предоставления в аренду площадок под палатки и кемпинги;

• использование жилых площадей;

• предоставление услуг питания;

• аренды спортивного, рыболовного инвентаря;

• продажи сельскохозяйственной продукции;

• реализации ремесленных и художественных изделий;

• организации экскурсионных услуг, мест отдыха, спортивных площадок.

Наличие хорошей информационно-аналитической базы данных, взаимный интерес участников туристического рынка и природопользователей позволяет осуществлять рациональную пространственную организацию территории различного иерархического уровня, интегрировать туристический бизнес в систему землепользования этнопоселения [6].

Туристический бизнес отличается высокой экономической эффективностью. Он становится более доходным по отношению к основным рабочим местам. Стимулируя производство местных продуктов (турист тратит на подарки и сувениры от 15 до 20 % всех его расходов), туризм является гарантированным источником поступления налогов в бюджеты всех уровней и т.д. Необходимо создание системы производства сувенирной продукции, в которой бы отражались черты культуры кударинских бурят. В этот процесс могут быть вовлечены все категории местного населения (от школьников до пенсионеров).

Таким образом, представленные нами проекты, направленные на формирование комплексного бренда этнопоселения Дулан будут реализованы в виде разработанных маршрутов, составленных с учетом интересов потенциальных потребителей, туристических программ, включающих игровое и ролевое содержание, и тогда можно будет с уверенностью сказать, что туристический бизнес в пределах исследуемой территории начал функционировать. Перспективы у него обширные, возможности с точки зрения ресурсного потенциала не ограниченные, а спрос со стороны потребителей постоянно возрастающий. Построение туристского бренда территории - процесс последовательный и состоит из определенных этапов: научно-методологическое обеспечение регионального развития, разработка концепции развития, составление программы развития и целевых программ, а также прогнозирование дальнейшего развития территории. Однако объединяющим началом всех названных работ должна служить идея, некая идеология развития территории, которая может воплотиться в построении бренда территории. На наш взгляд, такая работа уже начата, и она требует дальнейшего продолжения.

Литература

1. Актуальные проблемы социально-экономического развития Российской Федерации: Бренд региона // Материалы Всероссийской научно-практ. конф. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2008. - 224 с.

2. Бабушкин С.М. Этнокультурные традиции и современное состояние кударинских бурят. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. - 416 с.

3. Веденин Ю.А. Мифология туристских ресурсов и эволюция представлений о ресурсном потенциале территорий // Изв. РАН. Сер. Геогр. 1998. № 4. С. 88-89.

4. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 304 с.

5. Мирзеханова Д.Г. Значение информационных ресурсов для формирования туристического продукта // Территориальные исследования Дальнего Востока: материалы III Региональной школы-семинара молодых ученых, аспирантов и студентов. - Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН РАН-ДВГСГА, 2005. С. 55-58.

6. Нуртдинова А.М. Условия развития туризма в Республике Бурятия: материалы III междунар. научно-практ. конф. -Смоленск: Изд-во «Универсум», 2004. - С. 362-367.

Lliterature

1. Actual problems of social and economic development of the Russian Federation: a region Brand //Materials of the All-Russia scientifically-practical conference. - Ulan-Ude: Izdatelstvo VSGTU, 2008- 224 p.

2. Babushkin S.M. Ethno cultural traditions and a modern condition of Cudarin buryats. - Ulan-Ude: Izdatelstvo BGU, 2007.416 p.

3. Vedenin Ju.A. Mythology of tourist resources and evolution of representations about resource potential of territories//The Russian Academy of Sciences. Ser. geography. 1998. № 4. P. 88-89.

4. Gulyaev V.G.Turism: economy and social development. - Мoscow: Finansy i statistika, 2003. - 304 p.

5. Mirzekhanova D.G. Value of information resources for formation of a tourist product //Territorial researches of the Far East: Materials of III regional school-seminar of young scientists, post-graduate students and students. - Birobidzhan: the Russian Academy of Sciences of the Russian Academy of Sciences-DVGSGA, 2005. P. 55-58.

6. Nurtdinova A.M. Condition of tourism development in Republic of Buryatia. Materials of III international scientifically-practical conference. - Smolensk: Universum, 2004. - P. 362-367.

Сведения об авторах

Бабиков Владимир Александрович - канд. геогр. наук, доцент педагогического института БГУ, [email protected] 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

Урбанова Чимита Болотовна - канд. геогр. наук, ст. преп. каф. экономической и социальной географии, БГФ, БГУ, [email protected] 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а.

Data on authors

Babikov Vladimir Aleksandrovich, cand. of geography science, assistant professor of pedagogical institute of BSU, 670000 Ulan-Ude, Smolin str. 24a, E-mail: [email protected].

Urbanova Chimita Bolotovna, cand. of geography science, senior teacher of economic and social geography department of BSU, 670000 Ulan-Ude, Smolin str. 24a, E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 338.48

ББК 65.433 Е.Б. Болхосоева

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

В статье рассматриваются некоторые аспекты развития туристского бизнеса в Республике Бурятия на современном этапе. Внимание уделяется деятельности туристских организаций.

Ключевые слова: туризм, туристский бизнес, региональный туризм, туристские ресурсы, туристский рынок, туристские услуги.

ЕЛ. Bolkhosoeva

ECONOMIC GEOGRAPHIC ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE TOURIST BUSINESS IN REPUBLIC OF BURYATIA

The article is dedicated to study economic geografic aspects of the development of the tourist business in Republic of Buryatia in the modern situation.

Key words: tourism, tourist business, regional tourism, tourist resource, tourist market, factors of development of tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.