2. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год // Рос. газета. - № 61. - 24.03.2016.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
4. Левин А. А. Взаимодействие неправительственных правозащитных организаций с политическими институтами в Российской Федерации // Вестн. Кем-ГУ. - 2014. - № 2 (58). - С. 140-144.
5. О защите прав потребителей: закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. - 15.01.1996. - № 3. - Ст. 140.
6. О реабилитации жертв политических репрессий: закон РФ от 18.10.1991 № 1761 -1 (ред. от 09.03.2016) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 31.10.1991. - № 44. - Ст. 1428.
7. Об утверждении Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий: распоряжение Правительства РФ от 15.08.2015 № 1561 -р // СЗ РФ. - 24.08.2015. - № 34. - Ст. 4930.
8. Сажнов А. Н. Особенности государственной политики в отношении правозащитных организаций в современной России (2000-2015 гг.) // Власть. -2016. - № 6. - С. 74-79.
Н. А. Мошкина
Перспективы совершенствования законодательства о таможенном контроле
Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу связано с выполнением различных таможенных процедур, среди которых особая роль отводится таможенному контролю, осуществляемому в различных формах и нацеленному на выявление, пресечение и предупреждение нарушений таможенного законодательства.
«Таможенный контроль является прямым следствием проводимой государством внешнеэкономической политики, направленной на выполнение международных обязательств Российской Федерации и на защиту экономического суверенитета страны. Реформирование таможенного законодательства затрагивает и контрольную функцию таможенных органов, что отражается не только на понятийном аппарате, но и на формах проведения таможенного контроля» [2, с. 3-4].
В научных определениях таможенного контроля особое внимание уделяется целям контроля. Думается, что дефиниция, представленная в проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), наиболее полно отражает сущность рассматриваемой процедуры, поскольку наряду с целью обеспечения соблюдения таможенного законодательства предусматривает и проверку его соблюдения. А основная цель таможенного контроля состоит в определении с помощью различного рода проверок соответствия действий субъектов таможенно-правовых
59
отношений требованиям норм таможенного законодательства и выявление, пресечение и предупреждение на основе этого нарушений таможенных правил.
Формы контроля могут быть различными, из числа разрешенных к применению действующим Таможенным кодексом, а сущность таможенного контроля заключается в проверке достоверности сведений, сообщенных при декларировании.
Заметим, что ни Таможенный кодекс Таможенного союза, ни проект ТК ЕАЭС не содержат законодательного определения формы таможенного контроля, в связи с чем предлагается под формой таможенного контроля понимать «способ внешнего выражения контрольной деятельности уполномоченных должностных лиц таможенных органов, направленной на обеспечение соблюдения порядка и правил, при которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу» [2, с. 65].
В настоящее время перечень форм таможенного контроля определен в ст. 110 ТК ТС. Перечень же форм таможенного контроля, содержащийся в проекте ТК ЕАЭС, значительно сужен, даже по сравнению с Таможенным кодексом РФ (7 - в проекте ТК ЕАЭС, 12 - в ТК ТС и 10 - в ТК РФ).
Отдельные формы исключены из перечня, например устный опрос. Отметим, что исключение устного опроса из числа форм таможенного контроля вполне оправданно, поскольку отсутствует необходимость в ее существовании. Норма, регулирующая указанное отношение, носит декларативный характер и не имеет практической ценности ни для целей таможенного контроля, ни для целей производства по делу об административном правонарушении либо по уголовному делу, поскольку сведения, полученные в ходе устного опроса, не фиксируются надлежащим образом, т. е. в процессуальной форме, установленной каким-либо нормативным актом.
Вместе с тем такие отдельные формы таможенного контроля получают иное назначение - они предусматриваются в качестве мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Это, например, устный опрос, идентификация товаров, документов, транспортных средств, а также помещений и других мест, учет товаров, находящихся под таможенным контролем, таможенное наблюдение и др.
Объяснимо и отсутствие таможенного наблюдения в проекте ТК ЕАЭС, ведь в действующем Таможенном кодексе законодателем не установлены конкретные формы фиксации результатов таможенного наблюдения, что препятствует применению их на практике, в первую очередь в процессе таможенного контроля, административного или уголовного расследования, судебного разбирательства.
В то же время в проекте ТК ЕАЭС такая форма таможенного контроля, как проверка документов и сведений получила новое наименование - проверка таможенных, иных документов и (или) сведений. В Проекте подробно регламентируется проверка, начатая до выпуска товаров и проверка, начатая после выпуска товаров и в иных случаях.
В проекте ТК ЕАЭС изменениям подверглись и такие наиболее распространенные формы таможенного контроля, как таможенный осмотр и таможенный досмотр. В частности, в Проекте впервые закреплена цель таможенного досмотра - проверка и (или) получение сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль.
Применительно к личному таможенному досмотру Проект не упоминает об исключительности данной формы таможенного контроля, но указывает, что может проводиться только в отношении физических лиц, следующих через таможенную границу Союза и находящихся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне международного аэропорта, при наличии достаточных оснований полагать, что такие лица скрывают при себе и добровольно не выдают товары, перемещаемые через таможенную границу Союза в нарушение международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования. Однако по-прежнему видна неоднозначность толкования фразы «при наличии достаточных оснований».
Если в действующем Таможенном кодексе ТС содержится лишь упоминание об осуществлении таможенной проверки в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки, то Проект подробно регламентирует названные виды проверки.
Безусловно, таможенный контроль может быть проведен только в определенной форме, четко закрепленной законодателем, и, по мнению С.А. Агамагомедовой, различается в зависимости от формы, в которой он осуществляется таможенными органами, «воплощается в реальность» [1, с. 5].
В проекте ТК ЕАЭС контрольные полномочия таможенных органов сконцентрированы в сторону контроля после выпуска товаров. Так, предусматривается проведение таможенного контроля после выпуска товаров в отношении условно выпущенных товаров. «Если при проведении таможенного контроля в отношении таких товаров таможенному органу не представлены документы, подтверждающие использование указанных товаров в целях и с соблюдением условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а также ограничений по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, и не предъявлены указанные товары (не под-
тверждено место их нахождения)», соблюдение целей и условий предоставления льгот считается неподтвержденным.
При проведении таможенного контроля таможенные органы в случае необходимости могут привлекать для совершения отдельных действий незаинтересованного в результатах таких действий специалиста, обладающего специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия таможенным органам, в том числе при применении технических средств таможенного контроля. Таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов государств-членов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.
Таким образом, следует констатировать, что, несмотря на значительные изменения в правовом регулировании таможенного контроля в проекте ТК ЕАЭС, отдельные аспекты законодательной регламентации нуждаются в доработке.
Список литературы
1. Агамагомедова С.А. Виды таможенного контроля: понятие и критерии классификации // Таможенное дело. - 2016. - № 3.
2. Погодина Н.А. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств как форма таможенного контроля: правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук. -Саратов, 2010.
Н. А. Назаренко, М. С. Савченко
К вопросу о базовых и частных правилах классификации товаров на основании товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) представляет собой систематизированный перечень товаров с указанием соответствующих им кодов товарных групп, позиций, субпозиций и подсубпозиций, примечаний к ним, одновременно содержащий базовые и частные правила классификации, т. е. установления кода товара по товарной номенклатуре. По своей сути классификация товаров по ТН ВЭД представляет собой разновидность правоприменительной технологии, которая, в свою очередь, выступает подвидом юридической технологии, т. е. системы знаний о средствах, способах и методах наиболее эффективной и плодотворной юридической практики.
Таким образом, от того, к какому классификационному коду ТН ВЭД будет отнесен товар, зависит ставка ввозной или вывозной таможенной пошлины и ее окончательный размер, подлежащий уплате, а соответственно, и сумма исчисляемых на ее основе