Научная статья на тему 'Перспективы совершенствования правового регулирования процедуры финансового оздоровления'

Перспективы совершенствования правового регулирования процедуры финансового оздоровления Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
846
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / БАНКРОТСТВО / РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОЦЕДУРА / ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маликов Айвар Фанилевич

Задача. Изучение процедуры финансового оздоровления, ее эффективности, проблем, связанных с ее применением, а также путей совершенствования законодательства в этой области. Модель. В ходе изучения данной проблематики автор опирался на теоретические исследования российских и зарубежных ученых, изучались нормативно-правовые акты как действующие, так и законопроекты. Использовался сравнительно-правовой метод, также применялась статистика применения реабилитационных процедур в ходе банкротства. Выводы. Автором выявлены причины, препятствующие эффективному применению процедуры финансового оздоровления, а также предложены пути совершенствования законодательства для её более эффективного применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for improvement of legal regulation of financial recovery procedure

Purpose. To research the procedure of financial recovery, its efficiency, problems of its enforcement and ways of legislation improvement in this area. Approach. During the study of this problem, the author relied on theoretical studies of Russian and foreign scientists studied the statutory acts both existing laws and draft laws. The method of comparative law was used; the statistics of rehabilitation procedures application during bankruptcy was also applied. Findings. The author reveals the reasons that prevent the effective implementation of the financial recovery procedure and suggests the ways of improving the legislation for more effective application of the procedure.

Текст научной работы на тему «Перспективы совершенствования правового регулирования процедуры финансового оздоровления»

3.6. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Маликов Айвар Фанилевич, аспирант. Место учебы: Финансовый Университет при Правительстве РФ. Подразделение: кафедра предпринимательского права. Должность: ведущий юрисконсульт. Место работы: ООО «ИФСК «АРКС». E-mail: [email protected]

Аннотация

Задача. Изучение процедуры финансового оздоровления, ее эффективности, проблем, связанных с ее применением, а также путей совершенствования законодательства в этой области.

Модель. В ходе изучения данной проблематики автор опирался на теоретические исследования российских и зарубежных ученых, изучались нормативно-правовые акты как действующие, так и законопроекты. Использовался сравнительно-правовой метод, также применялась статистика применения реабилитационных процедур в ходе банкротства.

Выводы. Автором выявлены причины, препятствующие эффективному применению процедуры финансового оздоровления, а также предложены пути совершенствования законодательства для её более эффективного применения.

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, реабилитационная процедура, финансовое оздоровление, совершенствование.

PROSPECTS FOR IMPROVEMENT OF LEGAL REGULATION OF FINANCIAL RECOVERY PROCEDURE

Malikov Ayvar Fanilevich, postgraduate student. Place of study: Financial University under the Government of the Russian Federation. Department: business law chair. Positioin: senior legal counsel. Place of employment: IFCC ARKS LLC. E-mail: [email protected]

Annotation

Purpose. To research the procedure of financial recovery, its efficiency, problems of its enforcement and ways of legislation improvement in this area.

Approach. During the study of this problem, the author relied on theoretical studies of Russian and foreign scientists studied the statutory acts both existing laws and draft laws. The method of comparative law was used; the statistics of rehabilitation procedures application during bankruptcy was also applied.

Findings. The author reveals the reasons that prevent the effective implementation of the financial recovery procedure and suggests the ways of improving the legislation for more effective application of the procedure. Keywords: insolvency, bankruptcy, rehabilitation procedure, financial recovery, improvement.

Процедура финансового оздоровления весьма интересна для изучения, поскольку она по своей природе является чем-то промежуточным между внешним управлением с полным отстранением руководства от управления и самыми эффективными и радикальными восстановительными мероприятиями, и мировым соглашением, которое по своей природе наиболее дис-позитивно. Согласно Федеральному закону «О несо-

стоятельности (банкротстве)»1 (далее по тексту - закон о банкротстве) финансовое оздоровление - это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Аналогов процедуры финансового оздоровления в мире нет, она отражает исключительно специфику российского законодательства2. Чем, безусловно, вызывает интерес со стороны исследователей, как в России, так и за рубежом. Законодатель не случайно выделил финансовое оздоровление в отдельную процедуру, часть исследователей считает, что финансовое оздоровление по своей сути является пассивной реабилитационной процедурой, которая должна вводиться в ситуации, когда восстановления платежеспособности должника может быть осуществлено действующим руководством и его полное замещение арбитражным управляющим не требуется3.

В рамках финансового оздоровления восстановительные мероприятия можно условно разделить на две группы:

1) финансовая помощь участников/учредителей, собственника имущества унитарного предприятия -должника;

2) финансовая помощь третьих лиц.

В силу своей природы основные мероприятия, применяемые в рамках финансового оздоровления, носят «финансовый» характер, т.е. восстановление платежеспособности должника будет осуществляться путем привлечения дополнительных средств от участников/учредителей, собственника имущества унитарного предприятия - должника (далее по тексту - собственник) или третьих лиц.

В ходе финансового оздоровления руководство должника сохраняет свои полномочия, но с определёнными ограничениями, без согласия, административного управляющего, а в особо значимых случаях -собрания или комитета кредиторов не могут заключаться наиболее существенные сделки должника. «Максимальной жесткости эти меры достигают, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения данной процедуры, превысит уровень в двадцать процентов от общей суммы требований кредиторов по реестру. Тогда все последующие сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, будут совершаться исключительно с согласия собрания (комитета) кредиторов»4.

Учеными отмечается, что в рамках финансового оздоровления могут применяться такие мероприятия как: перевод долга с согласия кредиторов, дополнительные взносы в уставный капитал, выпуск облигаций должником, предоставление поручительств, гарантий для получения должником новых кредитов5. По своей

1 Федеральный Закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.10.2002. №43. Ст. 4190.

2 Мартышина Т.К. Финансовое оздоровление // Предпринимательское право. 2006. № 4.

3 Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная реабилитационная процедура // Адвокат. 2003. № 12.

4 Андреев С.Е. Соотношение реабилитационных и ликвидационных аспектов правоотношений в сфере банкротства: Дисс... канд. юрид. наук. М. 2004. С. 107.

5 Мартышина Т.К. Восстановительные мероприятия в рамках несостоятельности (банкротства): Дисс. канд. юрид. наук. М. 2009. С. 96-98.

природе финансовое оздоровления включает в себя мероприятия, направленные на получение денежных средств, и не влечет каких-либо существенных организационных, кадровых и иных мероприятий.

У финансового оздоровления есть признаки процедур мирового соглашения и внешнего управления. Схожесть с мировым соглашением финансовому оздоровлению придают следующие обстоятельства: должник получает отсрочку и рассрочку исполнения своих обязательств; руководство должника сохраняет свои полномочия и продолжает управлять должником с небольшими ограничениями. Общими чертами финансового оздоровления и внешнего управления являются: наличие плана процедуры, в соответствии с которым необходимо действовать, для достижения цели восстановления платежеспособности должника; арбитражный управляющий, который контролирует деятельность руководства; наличие определенного статуса платежей, которые можно охарактеризовать как мораторий6.

Несмотря на то, что у финансового оздоровления есть некоторые черты внешнего управления, мы полагаем, что в действующем виде финансовое оздоровление по своей природе производна от мирового соглашения. Российскими учеными высказывалось мнение, что финансовое оздоровление есть не что иное, как реструктуризация задолженности должника, которая осуществляется способом, отличающимся от реструктуризации, проводимой на основании договоренностей между кредиторами и должником7.

В таком случае возникает вопрос: для чего же нужна процедура финансового оздоровления, если с этими задачами в принципе может справиться мировое соглашение? Автор считает, что факт отсутствия подобной процедуры в зарубежных юрисдикциях говорит о том, что в ее регламентации просто нет необходимости, поскольку эти функции успешно может взять на себя мировое соглашение. Все мероприятия, которые могут быть применены в рамках финансового оздоровления, также можно предусмотреть в мировом соглашении (подобное сравнение необходимо проводить не с российским мировым соглашением, а с его зарубежными аналогами, поскольку российское мировое соглашение чрезмерно ограничено законом и не его предмет не позволяет предусмотреть иные вопросы, не связанные со способами исполнения обязательств). Любое мероприятие в рамках финансового оздоровления можно предусмотреть в рамках, например, английской процедуры добровольного урегулирования долгов (company voluntary agreement) , это касается перевода долга с согласия кредиторов, дополнительных взносов в уставный капитал, выпуск облигаций должником, предоставление поручительств, гарантий для получения должником новых источников финансирования. Даже такая основа финансового оздоровления, как обеспечение исполнения обязательств должником со стороны собственника или третьего лица будет только приветствоваться кредиторами. В рамках

6 Кравченко Е.А. Проблемы защиты и реабилитации должника при несостоятельности (банкротстве) в Великобритании, Германии, США, Франции, России (сравнительно-правовой анализ): Дисс... канд. юрид. наук. М. 2003. С. 87.

7 Лебедев К.К. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2003. С. 153. Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная реабилитационная процедура // Адвокат. 2003. № 12.

8 Goode R. Principles of corporate insolvency law. - Sweet & Max-

well, London, 2011. C. 494.

английской процедуры добровольного урегулирования долгов также можно предусмотреть управление должником прежним руководством, арбитражным управляющим или комитетом кредиторов. Если имеется необходимость ограничить полномочия руководства, это также можно сделать в рамках этой процедуры.

Как видно из вышеизложенного, только из-за того, что российское мировое соглашение ограничено в своем предмете, становится необходимым введение в закон о банкротстве иной процедуры - такой как финансовое оздоровление. Приведенное выше сравнение можно произвести не только с английским аналогом мирового соглашения, но и французским, немецким и американским, поэтому изменение законодательства в этой сфере представляется целесообразным.

Намерением законодателя регламентировавшего финансовое оздоровление было создание новой процедуры, которая будет наиболее применимой и актуальной для кредиторов и должника. Вот только ее недостатки были намного существеннее преимуществ, поэтому статистика применения данной процедуры является самой низкой. Кредиторы не хотят рисковать своим положением и голосовать за введение данной процедуры, если только кто-либо не захочет обеспечить исполнение обязательств должника, но кто будет вкладывать в проблемный и высокорисковый бизнес, который более того находится в процессе банкротства? Даже собственник бизнеса, то лицо, которое наиболее заинтересованно в сохранении бизнеса, скорее воздержится от дополнительных вливаний, поскольку они не гарантируют восстановления платежеспособности должника.

В действующем виде процедура финансового оздоровления является, на наш взгляд, малоприменимой и ненужной, а потому нуждающейся в серьезных изменениях и дополнениях. Самым правдивым подтверждением этого является самый низкий процент ее применимости и результативности среди всех других реабилитационных процедур9.

Какой должна быть процедура финансового оздоровления для того чтобы она стала более эффективной? Ответ на этот вопрос частично отвечает законопроект10 разрабатываемый Министерством экономического развития, касающийся регулирования вопросов финансового оздоровления и наблюдения (далее по тексту - Законопроект).

Если Законопроект Министерства экономического развития будет принят, в план финансового оздоровления можно будет включить такие мероприятия как: реорганизация должника; продажа предприятия должника или части имущества должника; замещение активов должника. Таким образом, получается, что должник получит возможность инициировать процедуру финансового оздоровления, в рамках которой руково-

9 Сведения о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2010-2013 гг. [Электронный ресурс] // Федеральные арбитражные суды Российской Федерации [Офиц. сайт]. 17.08.2015 г. URL:http://www.arbitr.ru/_upimg/A0397A1AFD76C6B4E3082E213B9 8BB5D_11.pdf (дата обращения 22.12.2015).

10 Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления» [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Офиц. сайт]. 17.08.2015. URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=22241 (дата обращения 22.12.2015).

дство сохранит возможность управления компанией, пусть и с определенными ограничениями, и появится возможность применить именно реорганизационные, а не восстановительные мероприятия. Реорганизационные мероприятия представляются нам наиболее эффективными, учитывая их положительный зарубежный 11

опыт .

Еще одним существенным положительным нововведением будет возможность начала процесса несостоятельности с финансового оздоровления. Если должник подаст заявление о введении финансового оздоровления к которому будет приложен отчет о финансовом состоянии должника, и (или) иные информация и документы, подтверждающие возможность восстановления платежеспособности должника, процедура финансового оздоровления может быть введена в обход наблюдения. Это очень существенно увеличит возможности реабилитации в купе с расширением перечня возможных реабилитационных мероприятий.

Если же рассматривать действующую процедуру финансового оздоровления, то учеными отмечается, что любые реабилитационные мероприятия, которые можно применить носят «финансовый» характер. То есть, сути это будет либо дополнительное финансирование должника, либо предоставление рассрочек или отсрочек по выплате долгов12. Законопроект же предоставляет возможность применения ряда «радикальных» мероприятий, которые сейчас доступны только в процедуре внешнего управления.

Еще одним важным фактором, связанным с результативностью финансового оздоровления, является срок его действия. Действующим законодательством финансовое оздоровление может вводиться на срок не более двух лет, некоторые ученые считают, что этого срока явно недостаточно особенно в ситуации, когда финансовое оздоровление связано с осуществлением крупномасштабных мероприятий13. Другие ученые считают, что этого срока для финансового оздоровления достаточно и оно не должно вводиться, если должник не сможет расплатиться с кредиторами в течение двух лет14. На наш взгляд, срок финансового оздоровления должен определяться в каждом конкретном случае кредиторами и должником самостоятельно. В определенных ситуациях, когда дело о банкротстве возбуждено в отношении крупного предприятия, восстановительные мероприятия также должны быть крупномасштабными, и порой их невозможно осуществить в столь короткий период сроком в два года. Законодательное ограничение этой процедуры на наш взгляд не совсем целесообразно, например сроки реабилитационных процедур в таких странах как США, Бельгия, Франция, Испания варьируются от пяти до десяти лет15.

В этой связи опять же стоит положительно оценить намерение законодателя продлить срок действия финансового оздоровления до восьми лет. Это не значит, что теперь каждый должник будет обладать правом на восьмилетнюю отсрочку. В каждом конкретном деле о банкротстве только сами лица, участвующие в деле,

11 Cowenberg, O. Survival Rates in Bankruptcy Systems: Overlooking the Evidence // European Journal of Law and Economics. 12. 2001. C. 253-273.

12 Мартышина Т.К. указ. соч.

13 Гиляровская Л.Т. Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости. СПб.: Питер, 2003. С. 246.

14 Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. указ. соч.

15 Таланцев В. Реструктуризация долга: новые механизмы в свете возможных изменений в Закон о банкротстве // Корпоративный юрист. 2010. №8.

должны решить, какой срок необходим для реабилитации должника. Восемь лет - это не стандартный срок процедуры, это ее максимальный срок, который может понадобиться для реабилитации крупных и общественно важных предприятий.

Если Законопроект Министерства экономического развития будет принят, то процедура финансового оздоровления может получить «второе дыхание», превратиться из ненужной и мало применяемой, в настоящий оплот реабилитации. Это станет возможным благодаря трем нововведениям: 1) включение дополнительных реорганизационных мероприятий из внешнего управления; 2) возможность начала процесса несостоятельности с реабилитационной процедуры, в обход процедуры наблюдения, благодаря чему начала действий реабилитационных мероприятий начнется гораздо раньше; 3) увеличение срока финансового оздоровления.

Поскольку согласно законопроекту финансовое оздоровление проводится под руководством действующего менеджмента, его можно будет даже противопоставить внешнему управлению, где руководство отстраняется. В перспективе это будут две реабилитационные процедуры, с одинаковой целью, одинаковыми мероприятиями, но руководить процедурой будут разные лица. В финансовом оздоровлении -это действующее руководство и собственник, во внешнем управлении - кредиторы.

Будущий облик финансового оздоровления существенно изменит его природу и отождествлять его с мировым соглашением будет уже не совсем правильно и корректно. Финансовое оздоровление станет полноценной реабилитационной процедурой, в рамках которой будет возможно применять мероприятия, которые смогут изменять организационную и производственную структуру компании.

В научной доктрине отмечается, что закон о банкротстве по своей природе уже является достаточно про-должниковым, и содержит достаточное количество реабилитационных процедур и мероприятий. Но, несмотря на это, практика правоприменения законодательства о несостоятельности является недостаточно реабилитационной. Полагаем, что работа Министерства экономического развития по разработке и актуализации Законопроекта направлена именно на увеличение практики применения реабилитационных процедур. Это в том числе связано с кризисными явлениями в экономике. К сожалению, данный законопроект находится в состоянии проекта с декабря 2009 года, что указывает на то, что законодатель порой теряет интерес к очень важному вопросу совершенствования реабилитационных процедур.

Список литературы:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.10.2002. №43.Ст. 4190.

2. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов применения процедур наблюдения и финансового оздоровления» [Электронный ресурс] // Федеральный портал проектов нормативных правовых актов [Офиц. сайт]. 17.08.2015. URL: http://regulation.gov.ru/projects# npa=22241 (дата обращения 22.12.2015).

3. Сведения о рассмотрении арбитражными судами Российской Федерации дел о несостоятельности (банкротстве) в 2010-2013 гг. [Электронный ресурс] // Федеральные арбитражные суды Российской Федерации [Офиц. сайт]. 17.08.2015 г. URL:http://www.arbitr.ru/ _upimg/A0397A1AFD76C6B4E3082E213B98BB5D_11.pd f (дата обращения 22.12.2015).

4. Андреев С.Е. Соотношение реабилитационных и ликвидационных аспектов правоотношений в сфере банкротства: Дисс... канд. юрид. наук. М. 2004. 216 с.

5. Гиляровская Л.Т. Вехорева А.А. Анализ и оценка финансовой устойчивости. СПб.: Питер, 2003.

6. Кравченко Е.А. Проблемы защиты и реабилитации должника при несостоятельности (банкротстве) в Великобритании, Германии, США, Франции, России (сравнительно-правовой анализ): Дисс. канд. юрид. наук. М. 2003. 234 с.

7. Лебедев К.К. Комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М., 2003.

8. Мартышина Т.К. Восстановительные мероприятия в рамках несостоятельности (банкротства): Дисс. канд. юрид. наук. М. 2009. 247 с.

9. Мартышина Т.К. Финансовое оздоровление // Предпринимательское право. 2006. № 4.

10. Миронова А.Н. О статистике и финансовой реабилитации и банкротства промышленных предприятий // Бизнес в законе. 2013. №4. С. 152 - 156.

11. Свечникова О.А. О мерах по совершенствованию процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических предприятий // Бизнес в законе. №2. 2014. С. 165 - 168.

12. Таланцев В. Реструктуризация долга: новые механизмы в свете возможных изменений в Закон о банкротстве // Корпоративный юрист. 2010. №8.

13. Телюкина М.В., Ткачев В.Н., Тарасов В.И. Финансовое оздоровление как пассивная реабилитационная процедура // Адвокат. 2003. № 12.

14. Cowenberg, O. Survival Rates in Bankruptcy Systems: Overlooking the Evidence // European Journal of Law and Economics. 12. 2001.

15. Goode R. Principles of corporate insolvency law. -Sweet & Maxwell, London, 2011.

Рецензия

на статью Маликова Айвара Фанилевича «Перспективы совершенствования правового регулирования процедуры финансового оздоровления»

Статья Маликова Айвара Фанилевича посвящена проблемам, стоящим на пути перед эффективным применением процедуры финансовое оздоровления и перспективам его совершенствования.

Учитывая особую значимость регулирования отношений несостоятельности, изучение реабилитационных процедур сегодня имеет большую актуальность для научной доктрины и практики.

Новизна исследования заключается в попытке автора иным образом взглянуть на процедуру финансовое оздоровление и на пути ее совершенствования. Данная процедура не оправдала возлагавшихся на нее надежд. Опираясь на зарубежный законодательный и правоприменительный опыт автор приходит к мнению, что в действующем виде реабилитационные мероприятия финансового оздоровления дублируют мероприятия мирового соглашения, в чем и кроется залог неудачи в применении изучаемой процедуры. Экспертами Министерства экономического развития уже разработан законопроект, направленный на существенное изменение правового регулирования в этой сфере. Автор полагает, что скорейшее введение данного законопроекта в действие увеличит как эффективность процедуры финансовое оздоровления, так и потенциал реабилитации закона о банкротстве в целом.

Научно-практическая значимость положений и выводов, содержащихся в статье, проявляется в том, что проведенный анализ будет применен в дальнейших исследованиях на данную тематику, что, безусловно, окажет благоприятное влияние на развитие как российского законодательства о несостоятельности, так и правоприменительной практики.

Вывод: статья А.Ф. Маликова «Перспективы совершенствования правового регулирования процедуры финансового оздоровления» может быть рекомендована к открытой печати в журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Научный руководитель:

профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Финансового университета при Правительстве РФ, доктор юридических наук, профессор А.В. Барков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.