Перспективы сотрудничества стран Шанхайской организации сотрудничества* в рамках проекта «Экономический пояс на Великом шелковом пути»
Т. Н.Чеклина Идею объединить усилия и на основе инновационных
методов взаимодействия создать «Экономический пояс Великого шелкового пути» 1 (ЭПВШП) предложил пред-УДК [339 9+339 5] (5) седатель КНР Си Цзиньпин в сентябре 2013 г. во время ББК [65.5+65.428] (5) визита в Казахстан. Как было заявлено, целью представ-Ч-372 ленной инициативы является «укрепить экономические
связи и сотрудничество для расширения пространства развития стран Евразии».2 В октябре 2013 года в Индонезии была озвучена аналогичная инициатива для развития сотрудничества со странами Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии под названием «Морской шелковый путь XXI века». 3
ЭПВШП - это не первый проект возрождения сухопутного Великого шелкового пути, предложенный за последние годы. Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия «ТРАСЕКА». Летом 1998 года двенадцать стран
* Странами-участницами Шанхайской организации сотрудничества являются Казахстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
1 Великий шелковый путь как торговая магистраль представлял собой систему караванных дорог, соединявших Восток с Западом на протяжении почти 18 столетий (начиная со II века до н.э.). Полностью прекратил свое существование к XVI веку в связи с развитием мореплавания вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии, многочисленными войнами, не раз нарушавшими целостность маршрута.
2 Выступление Председателя КНР Си Цзиньпина в Назарбаев университете. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. kz.chineseembassy.org>rus/zhgx/t1077192.htm
3 В Средние века Морской Шелковый путь связывал порты на побережье Китая с Персией и Аравийским полуостровом.
^ 30
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2015
Кавказа и Центральной Азии (ЦА), при поддержке США, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России. Но на протяжении последних 16 лет этот проект интеграции в мировую экономику государств ЦА и Кавказа через создание разветвленной транспортной и коммуникационной сети не получил своего развития. Летом 2011 г. администрация Б. Обамы обнародовала концепцию «Нового шелкового пути». Инициатива предполагает создание инфраструктуры, связывающей Центральную и Южную Азию через Афганистан и либерализацию региональной торговли. В рамках программы осуществлено строительство нескольких автодорог, мостов, электрических линий и железнодорожной ветки на Мазари-Шариф между Ираном и сопредельными центрально-азиатскими государствами. Предполагается реализовать, несмотря на существующие риски, сооружение газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ) и высоковольтной ЛЭП из Киргизии и Таджикистана в Пакистан через территорию Афганистана (CASA-1000).
В отличие от американской программы китайский проект формирования экономической зоны «шелкового пути» является грандиозным. Он охватывает широкую горизонтальную полосу - от Тихого океана до Европы, включая в себя государства Южной и Центральной Азии, Закавказья. Построением зоны тесных отношений в экономической, политической и гуманитарной областях предполагается объединить 18 стран Евразии с населением в 3 млрд человек (свыше 40% населения Земли). Проект включает все страны-члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), но в плане региональной кооперации выходит далеко за рамки этой организации.
Известны общие контуры сухопутного проекта. Предполагается, что северный коридор «шелкового пути» (протяженностью 8,5 тыс. км) пройдет из Западного Китая в Европу через Казахстан и далее через Оренбург к Санкт-Петербургу и Балтийскому морю, от него западная ветвь пойдет через Белоруссию и далее Варшаву - к Берлину. Маршрут среднего коридора будет проложен в Европу через страны Закавказья (Азербайджан, Армения, Грузия, Абхазия и Южная Осетия) и Турцию. Южный коридор пройдет к Индийскому океану через Мьянму, Индию и Бангладеш в обход Индокитая.
ЭПВШП продвигается руководством КНР как мегапроект усиления своих геополитических и геоэкономических позиций на основе углубления многостороннего и комплексного взаимодействия со странами Евразии.
В основу концепции положен принцип «взаимной выгоды и совместного выигрыша». КНР, обладая большими индустриальными, товарными и финансовыми возможностями, предлагает сопредельным государствам расширить торгово-экономическое сотрудничество, «благодаря чему соседние государства смогут извлечь для себя пользу из экономического развития Китая», а Китай - получать выгоду и
2 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
31 ^
поддержку от совместного с ними развития. Директор Китайского института по изучению международных проблем Цюй Син изложил исходную точку построения «экономической полосы Великого шелкового пути» следующим образом: «На фоне глобализации экономики все страны планеты взаимно заинтересованы друг в друге - они наслаждаются совместным процветанием и сообща несут риски, можно сказать, что отдельной стране очень трудно развиваться вне зависимости от других стран мира, поэтому необходимо придерживаться принципа взаимной выгоды и совместного выигрыша»4.
С точки зрения Си Цзиньпина, представленной в лекции в Назарбаев-университете в Астане, и последующих комментариев китайских экспертов формирование ЭПВШП предполагает:
□ разрушение политических барьеров между странами и нахождение точек соприкосновения интересов путем обмена мнениями, консультаций и согласований с целью продвижения регионального сотрудничества;
□ создание современной единой инфраструктуры (транспортной, телекоммуникационной), соединяющей Китай и Центральную Азию с Европой, - от Тихого океана до Балтийского моря;
□ увеличение торговых связей и масштабов взаимного сотрудничества на основе создания благоприятных условий для торговли и инвестиций: обсуждение и принятие соответствующего комплекса мер в целях постепенного снижения и затем полной ликвидации торговых и инвестиционных барьеров между участниками ЭПВШП и облегчения благодаря этому деятельности предпринимателей государств региона;
□ расширение использования национальных валют во взаимных расчетах для снижения валютных издержек, укрепления способности к обеспечению собственной финансовой безопасности и защите национальных экономических интересов на международной арене;
□ развитие культурных и гуманитарных связей, взаимопонимания и дружбы между народами как надежной основы развертывания регионального сотрудничества.
По утверждению Пекина, особенностью китайского проекта является абсолютное отсутствие политических требований к участникам («бизнес и никакой политики»).
Как объясняет в своем докладе Ван Лицзю, научный сотрудник Института по исследованию России Китайского института по исследованию современных международных отношений, экономическая зона будет формироваться по восьми направлениям («полосам»): транспорт, энергетика, торговля, сельское хозяйство,
4 Великая шелковая полоса и Евразийский союз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www/news.putcorg/news/velikaja_shjolkovaja_polosa_i_evrazijskij_sojuz/2014-04-22-1703
^ 32
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2015
туризм, информационное и научно-техническое сотрудничество, безопасность и политическое взаимодействие5. Строительство этих специальных «полос» может продвигаться одновременно, а также поочередно, в зависимости от степени зрелости условий, активности и восприимчивости стран-участниц.
Отметим, что «специальные полосы» ЭПВШП соответствуют основным направлениям сотрудничества, отраженным в документах ШОС.
Китайская «шелковая» инициатива в значительной степени опирается на уже созданную в предыдущие годы экономическую базу сотрудничества с Россией и странами ЦА. Взаимный товарооборот партнеров по ШОС характеризуется высокими темпами роста: в 2013 г. его объем составил 288,1 млрд долларов по сравнению с 33,1 млрд долларов в 2001 г., то есть увеличился в 8,7 раза.6 Динамичное развитие взаимной торговли обусловлено преимущественно растущим спросом КНР на энергоносители и другие виды сырья, металлы, а также бурным ростом импортных закупок китайских товаров, во многих случаях более конкурентоспособных по соотношению цена-качество, чем европейские аналоги.
За последние годы КНР стал ведущим торговым партнером стран ШОС: занимает первое место во внешнеторговом обороте России и Казахстана, второе у Киргизии и Узбекистана и третье у Таджикистана. В 2013 г. Китай с долей 41% взаимного товарооборота лидировал в суммарном взаимном внешнеторговом обороте государств ШОС, Россия переместилась на вторую позицию (38%).
Стремительный рост масштабов китайского экономического присутствия в государствах-участницах стал возможен, в первую очередь, благодаря предоставлению партнерам целевых льготных кредитов (под 2-5%, с пятилетней отсрочкой платежа) для реализации проектов. Сегодня Китай - это ведущий кредитор го-
5 Китай выдвинул собственную программу переустройства Азии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.szef.ru/index.php/ru/politica-i-geopolitica/proect/416-china-and-its-role-in-a-new-world-order/
6 Рассчитано по данным: Статистика Межгосударственного статистического комитета СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cisstat.org; Федеральная таможенная служба Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.customs.ru; База данных статистики международной торговли ООН (UN COMTRADE) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.comtrade.un.org;
База данных статистики международной торговли Центра международной торговли (ITC) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.intracen.org; Национальный банк Таджикистана [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.nbt.tj; Агентство Республики Казахстан по статистике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stat.gov.kz; Национальный статистический комитет Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. stat.kg; Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stat.tj;Национальное управление статистики КНР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stats.gov.cn.
2 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
33 Q
сударств ЦА и крупный инвестор в их экономику - преимущественно в энергетический сектор, горнодобывающую отрасль и инфраструктуру (транспортную, энергетическую). По оценке, на начало 2014 года накопленные китайские прямые инвестиции в странах-участницах ШОС превысили 25 млрд долларов, из них порядка 18 млрд поступили в Казахстан и 4 млрд долларов в Россию.7
Разворачивается создание мощной региональной энергетической системы, сориентированной на Китай. При финансовом участии КНР осуществлены крупномасштабные инфраструктурные проекты, обеспечивающие транспортировку углеводородов. В частности, за последние годы построены казахстанско-китайский и российско-китайский нефтепроводы, две нитки магистрального газопровода «Центральная Азия-Китай», по которым поставляется природный газ из Туркмении, а также Казахстана и Узбекистана. С 2018 г. ОАО «Газпром» предполагает экспортировать в Китай 38 миллиардов кубических метров газа ежегодно по газопроводу «Сила Сибири», строительство которого началось в 2014 году. В ноябре 2014 г. подписано Рамочное соглашение между «Газпромом» и китайской нефтегазовой компанией CNPC о поставках еще 30 миллиардов кубических метров в год по трубопроводу «Алтай», который предстоит построить.
Активно идет формирование новой транспортной инфраструктуры, соединяющей Китай с регионом ШОС и зарубежными странами. Открыты новые железнодорожные линии, ведущие из КНР в Европу и Западную Азию по территории РФ и государств ЦА, сооружается автомагистраль Западный Китай - Западная Европа, проходящая через Казахстан и Россию, построены дороги между Китаем, с одной стороны, Киргизией, Казахстаном и Таджикистаном, с другой.
На территории всех участниц ШОС созданы совместные с КНР научные и индустриальные парки, сельскохозяйственные зоны, добывающие и обрабатывающие предприятия.
В обозримом будущем Китай, располагающий огромным инвестиционным потенциалом, займет еще более важное место в экономическом развитии стран ШОС на основе продолжения предоставления крупных финансовых средств, а также реализации планируемых крупномасштабных проектов. Государства Центральной Азии, прежде всего, Киргизия и Таджикистан, рассматривают продолжение кре-дитно-инвестиционного сотрудничества с КНР как важнейший фактор социально-экономического развития.
Появление инициативы «Экономический пояс Великого шелкового пути» продиктовано рядом взаимосвязанных внутренних и внешних причин. Проект направлен на реализацию экономических интересов стремительно наращивающего свою мощь Китая. Однако его часто называют проявлением не только экономических,
7 «Мониторинг прямых инвестиций - Евразия». Доклад. Евразийский банк развития. Центр интеграционных исследований. Санкт-Петербург. Декабрь 2013.
^ 34
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2015
но и внешнеполитических амбиций КНР - крупнейшей экономики мира. ЭПВШП логично связан со стратегией «Китайской мечты о возрождении величия Китая и китайской нации», сформулированной Си Цзиньпином вскоре после его избрания на пост генерального секретаря ЦК КПК (ноябрь 2012 года). В области экономики она нацелена на построение к 2021 г. (столетие образования КПК) «среднеза-житочного общества», а к 2049 г. (столетие образования КНР) - «процветающей, сильной, демократической, культурно развитой, гармоничной и современной социалистической страны».
Предполагается, что формирование экономической зоны Великого шелкового пути позволит Китаю:
□ более полно раскрыть потенциал менее экономически развитых северных и северо-западных территорий - Нинся-Хуэйского автономного и Синьцзян-Уйгур-ского автономного районов, провинций Шэньси, Ганьсу и Цинхай;
□ укрепить ресурсную базу, необходимую для дальнейшего подъема китайской экономики, за счет природных богатств России и географически близкого центрально-азиатского региона;
□ обеспечить условия (путем создания зон свободной торговли) для беспрепятственного продвижения китайских товаров на рынки стран, через которые проходит «шелковый» путь;
□ сформировать более короткие и безопасные маршруты доставки экспортных и импортных грузов, прежде всего углеводородов;
□ повысить региональную безопасность, необходимую для динамичного и стабильного социально-экономического роста, с учетом исходящих из соседних стран угроз (радикализация ислама, терроризм, высокий уровень социальной напряженности, др.);
□ улучшить имидж Китая в соседних государствах путем популяризации китайских морально-этических ценностей, продвижения образовательных проектов, финансирования различных культурных мероприятий.
Инициатива ЭПВШП является как бы ответом на существующие в интеграционные проекты без китайского участия. Это - создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начнет действовать с января 2015 г.,8 и продвигаемое Соединенными Штатами Америки Транс-Тихоокеанское торговое партнерство9.
8 Полноправными членами Евразийского экономического союза являются Армения, Белоруссия, Казахстан и Россия.
9 Целью Соглашения о Транс-Тихоокеанском Стратегическом Экономическом Сотрудничестве (Trans-Pacific Strategic Economic Partnership Agreement) является создание огромной зоны свободной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В переговорах по проекту участвуют 13 стран - Новая Зеландия, Сингапур, Чили, Бруней, США, Австралия, Вьетнам, Перу, Малайзия, Канада, Мексика, Япония, Тайвань.
2 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
35 Q
Реализация концепции построения экономической «шелковой» зоны рассчитана на длительный период времени - грядущие десятилетия. Успех грандиозного проекта не гарантирован: сегодня целый ряд политических и экономических факторов препятствуют достижению договоренностей между странами евразийского региона, между Китаем, с одной стороны, государствами Евразии и Россией, с другой. Трудно решаемыми вопросами, например, являются существенное облегчение таможенных процедур и создание зон свободной торговли, гармонизация тарифов на перевозки грузов и проч. Нестабильность в Центральной Азии, связанная с неурегулированными территориальными и этническими проблемами, использованием трансграничных водных ресурсов, или возобновление вооруженных конфликтов в Афганистане и проч. могут обрушить стройную логистику «шелкового» проекта.
Появление инициативы ЭПВШП требует ответа на ряд вопросов, прежде всего, об экономической целесообразности ее реализации для России и партнеров по ШОС. Совместное строительство и обустройство в опоре на огромные финансовые возможности КНР новых транспортных коммуникаций и объектов логистики на территории России и стран ЦА сулит серьезные выгоды. (В настоящее время из-за неразвитости российской транспортной инфраструктуры грузы из Японии или из торговых портов Китая поступают в Европу в основном по морю в обход территории РФ.) Транспортный коридор, соединяющий Балтийское море с Тихим океаном, а Центральную Азию с Индийским океаном и Персидским заливом, повысит транспортную связанность пространства ШОС, позволит развивать экономику и торговлю партнеров друг с другом и с третьими странами, максимально полно реализовывать транзитный потенциал и, соответственно, увеличить доходы от экспорта транспортных услуг. Как отметил Президент России на заседании Совета глав государств ШОС в сентябре 2014 г., идея формирования общей транспортной системы ШОС, в том числе с использованием транзитного потенциала российской Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали, сопряжённая с планами Китайской Народной Республики по развитию «Шелкового пути», имеет большие перспективы10.
Для России и партнеров по ШОС есть и риски реализации «шелкового» проекта, одной из целей которого является ускорение создания зон свободной торговли для обеспечения беспрепятственного взаимного обмена товарами, услугами и капиталами между Китаем и странами, расположенными на основных направлениях торговых коммуникаций Поднебесной. Полное таможенное разоружение участниц ШОС может поставить крест на планах создания современных производств
10 Путин предложил актуализировать Программу торгово-экономического сотрудничества ШОС. ИА REGNUM 12.09.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /www. regnum.ru>
^ 36
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2015
с высокой добавленной стоимостью, ре-индустриализации постсоветских стран, ныне проигрывающих конкурентную борьбу с более дешевыми китайскими промышленными товарами на внутреннем и региональном рынке. Импорт китайских потребительских товаров и продовольствия по относительно низким ценам, как известно, сдерживает развитие (блокирует возрождение) аналогичных отраслей промышленности в России и участницах ШОС, в том числе на уровне малых и средних предприятий и, соответственно, увеличивает дефицит внутренних источников хозяйственного роста. В этой связи напомним, что одним из смыслов образования Таможенного союза Белоруссии, Казахстана, России и на его основе Евразийского экономического союза было противодействие продвижению китайских экономических интересов в странах-участницах в той их части, которая вступает в конкуренцию с собственными интересами.
Однако реализация китайского проекта еще не началась, рассчитана на десятилетия, которые страны-партнеры по ШОС и ЕАЭС могут использовать для модернизации экономик на основе проведения эффективной национальной и общей согласованной промышленной и сельскохозяйственной политики в условиях обеспечения умеренного уровня протекционизма.
Вопросом является и то, как международная организация региональной экономической интеграции - Евразийский Экономический Союз будет сочетаться с ЭПВШП? Противопоставление этих двух проектов представляется необоснованным в силу существующих отличий. «Шелковая» инициатива не преследует цель интеграционного сближения, не направлена на проведение скоординированной, согласованной или единой политики в ряде отраслей экономики, или создание международной организации. Китайское руководство рассматривает ЭПВШП как открытый формат экономического взаимодействия с использованием существующих механизмов и организаций. То есть предлагается механизм экономической координации с учетом интересов, пожеланий и потребностей всех партнеров со своими национальными центрами принятия решений. Учреждение наднациональной управляющей структуры, которая существует в рамках ЕАЭС, проект не предусматривает.
Си Цзиньпин в своем выступлении в Казахстане (сентябрь 2013 г.) подчеркнул, что Китай собирается реализовывать концепцию формирования сухопутного «шелкового» пути совместно с Россией, соединив потенциалы ЕАЭС и ШОС. Эксперты КНР рассматривают Евразийский экономический союз как неотъемлемую часть и надежное звено будущего «экономического пояса», но при этом России и членам ЕАЭС отводится роль младших партнеров с учетом ограниченных экономических возможностей.11 В соответствии с «шелковым» проектом создание
11 Дергачев Владимир. Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dergachev.ru/analit/The_Great_Silk_Road/
2 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
37 0
«нового образца» региональной экономической кооперации будет проходить под эгидой ее инициатора - Китая, опираясь на огромные финансовые и технологические возможности страны. Следствием реализации ЭПВШП явится упрочение положения КНР как ведущей экономической силы в регионе Евразия. Расширение объемов взаимной торговли в национальных валютах (одна из целей инициативы) делает вполне возможной перспективу превращения юаня в региональную резервную валюту, которая будет способна потеснить позиции доллара и евро.
Это реалии, которым современной России мало что есть противопоставить в экономическом плане. Наша страна не в состоянии выдвинуть альтернативу предлагаемым центрально-азиатским странам на выгодных условиях капиталам и товарам Китая. Введенные западными странами санкции в отношении ряда секторов российской экономики уменьшают экономические и политические возможности РФ по оказанию поддержки странам-партнерам по ШОС.
Учитывая объявление Западом по существу «холодной войны» нашей стране и усиление потребности в китайской поддержке, России необходимо совместно (в том числе используя платформу ШОС) искать точки соприкосновения китайских «шелковых» планов с проектом создания ЕАЭС, делить ответственность и сферы влияния в географически близком регионе Евразии. Необходимо максимально эффективно использовать преимущества китайской инициативы, с одной стороны, и минимизировать существующие риски (превращение РФ и стран ЦА в сырьевой придаток КНР, консервация однобокой сырьевой структуры, снижение стимулов к модернизации национальной промышленности), с другой.
Ежегодные встречи глав государств ШОС, двусторонние контакты на высшем уровне демонстрируют стремление российской и китайской сторон к взаимодействию в ряде ключевых сфер политики и экономики. Один из пунктов Совместного заявления Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, принятого 20-го мая 2014 года в Шанхае, гласит: «Россия считает важной инициативу Китая по формированию «Экономического пояса Шелкового пути» и высоко оценивает готовность Китайской Стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта «Экономического пояса Шелкового пути» и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе.»12
12 Совместное заявление РФ и КНР о новом этапе отношений партнерства и взаимодействия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www//russiapost.su/archives/24766
^ 38
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2015
Предложение Китая о создании «экономического пояса на Великом шелковом пути» было принято и поддержано Шанхайской организацией сотрудничества, о чем свидетельствует резолюция Форума ШОС (Бишкек, июнь 2014 г.).13
В настоящее время китайская сторона активно работает над конкретизацией «шелковой» концепции с привлечением большого количества экспертов: в КНР и заинтересованных государствах проводятся конференции, симпозиумы и научные форумы. С целью формирования условий для реализации проектов «Экономический пояс Великого шелкового пути» и «Морской шелковый путь XXI века» учреждается Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) с уставным фондом 100 млрд долларов. Крупнейшим его акционером выступает Китай с долей в капитале до 50%. Банк, штаб-квартира которого расположится в Пекине, предполагается официально открыть до конца 2015 года. Меморандумы о взаимопонимании по созданию АБИИ подписали (на середину декабря т. г.) 22 азиатские государства14. (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций может в перспективе составить конкуренцию Азиатскому банку развития, капитал которого составляет 165 млрд долларов, а 31% акций принадлежит США и Японии.)
В ноябре 2014 г. Китай объявил о создании Фонда развития Великого шелкового пути в размере 40 млрд долларов. Средства Фонда будут использованы для финансирования проектов в сфере инфраструктуры, освоения природных ресурсов, индустриального сотрудничества и проч. на территории стран Центральной и Южной Азии, расположенных вдоль сухопутного и морского «шелкового пути».15 Выделение Китаем больших финансовых ресурсов свидетельствует о серьезности намерений реализовать идею возрождения Великого шелкового пути. В кратчайшие сроки предполагается составить планы действий на ближайшие несколько лет с конкретными целями и сроками строительства объектов инфраструктуры, разработать дорожные карты.
13 ШОС одобряет создание Экономического пояса Великого Шелкового пути. ИА REGNUM 23.06.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.regnum.ru/news/ pobit71817174.html
14 Соучредителями Банка являются: Казахстан, Бангладеш, Бруней-Даруссалам, Камбоджа, Китай, Индия, Кувейт, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Непал, Оман, Пакистан, Филиппины, Катар, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд, Узбекистан, Вьетнам, Индонезия.
15 Китай решил учредить Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и Фонд развития Всемирного Шелкового пути [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.tazabek. kg/news:382856/
2 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
39 0
БИБЛИОГРАФИЯ:
Китай выдвинул собственную программу переустройства Азии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.szef.ru/index.php/ru/politica-i-geopolitica/proect/416-china-and-its-role-in-a-new-world-order/ (Kitaj vydvinul sobstvennuju programmu pereustrojstva Azii [Jelektronnyj resurs])
Великая шелковая полоса и Евразийский союз [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www/news.putcorg/news/velikaja_shjolkovaja_polosa_i_evrazijskij_sojuz/2014-04-22-1703 (Velikaja shelkovaja polosa i Evrazijskij sojuz [Jelektronnyj resurs])
Дергачев Владимир. Кто будет владеть Евразией? Суперпроект века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: /www.dergachev.ru/analit/The_Great_Silk_Road/ (Dergachev Vladimir. Kto budet vladet' Evraziej? Superproekt veka [Jelektronnyj resurs]
Сыроежкин Константин. «Концепция формирования «Экономического пояса на Шелковом пути»: Проблемы и перспективы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www. ipp.kg/ru/news/2768/ (Syroezhkin Konstantin. «Koncepcija formirovanija «Jekonomicheskogo pojasa na Shelkovom puti»: Problemy i perspektivy» [Jelektronnyj resurs])
IX Форум ШОС: «Современные вызовы экономическому развитию региона» (июнь 2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www//nisi.kg/uploads/jornal/ Сборник%020ШОС- Final.pdf (IX Forum ShOS: «Sovremennye vyzovy jekonomicheskomu razvitiju regiona» (ijun' 2014 g.) [Jelektronnyj resurs])
^ 40
Российский внешнеэкономический вестник
2 - 2015