Научная статья на тему 'Перспективы роста рынка электронной коммерции'

Перспективы роста рынка электронной коммерции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2483
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / E-COMMERCE / ОНЛАЙН-ТОРГОВЛЯ / ONLINE TRADE / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ONLINE SHOP / КАНАЛ ПРОДАЖ / SALES CHANNEL / ПЛАТЕЖНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА / ELECTRONIC PAYMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исаева А. В.

Тема. Динамичное развитие информационной индустрии и появление инновационных каналов коммуникации в последнее десятилетие послужило импульсом к формированию новой бизнес-среды. Традиционные схемы предпринимательской деятельности не всегда эффективны в условиях современных рыночных реалий. Переход предприятия к электронным методам ведения бизнеса позволяет повысить эффективность маркетингового продвижения, расширить каналы дистрибуции, улучшить клиентский сервис и коммуникации с целевой аудиторией, а также способствует оптимизации финансовых и временны́х затрат. Поэтому на нынешнем этапе рыночной модели исследование и прогнозирование тенденций рынка электронной коммерции приобретает особую актуальность. Цели. Изучение текущего состояния рынка электронной коммерции в России и прогнозирование ключевых направлений развития данного рынка в перспективе. Методология. При достижении цели и решении поставленных задач применялись общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение, экономический и маркетинговый анализ. Результаты. Установлены основные направления развития рынка электронной коммерции, выявлены особенности ключевых сегментов данного рынка и обозначены основные барьеры и драйверы роста. Выводы. Рынок электронной коммерции это мобильный канал, оперативно реагирующий на запросы потребителей и изменение их поведенческих моделей. Поэтому вопреки экономическому кризису данный сегмент сможет сохранить свою эффективность. Вокруг рынка продолжит выстраиваться инфраструктура: это касается как агентств, так и облачных сервисов и инструментов управления интернет-маркетингом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for growth in the e-commerce market

Importance Whereas the IT industry has been dynamically developing and innovative communication channels have emerged for the recent decade, it gives an impetus to a new business environment. Conventional business schemes have not been always effective in the current market circumstances. As businesses adopt electronic business management methods, it enhances the market position, expands distribution channels, improves the client service and communication with the target audience, and optimizes financial costs and time. Currently, it is especially relevant to investigate and project the e-commerce market trends. Objectives The research examines the current e-commerce market in Russia and forecasts key areas of the e-commerce market development. Methods I applied general scientific methods, i.e. analysis, synthesis, comparison, economic and marketing analysis. Results I determined the principal areas for the e-commerce market development, identified the specifics of its key segments, growth constrains and drivers. Conclusions and Relevance The e-commerce market is a mobile channel, which promptly responds to consumers’ requests and changes in their behavioral models. Thus, notwithstanding the economic crisis, this segment may remain effective and become the center of the emerging infrastructure. It concerns agencies, cloud services and tools to manage internet marketing.

Текст научной работы на тему «Перспективы роста рынка электронной коммерции»

ISSN 2311-8768 (Online) Мониторинг экономических процессов

ISSN 2073-4484 (Print)

ПЕРСПЕКТИВЫ РОСТА РЫНКА ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ Аполлинария Вячеславовна ИСАЕВА

аспирантка, Центральный экономико-математический институт Российской академии наук, Москва, Российская Федерация rampascat@gmail. com

История статьи:

Принята 27.11.2015 Принята в доработанном виде 17.12.2015

Одобрена 22.12.2015

УДК 339.658.6 JEL: L26, L81

Ключевые слова: электронная коммерция, онлайн-торговля, интернет-магазин, канал продаж, платежная электронная система

Аннотация

Тема. Динамичное развитие информационной индустрии и появление инновационных каналов коммуникации в последнее десятилетие послужило импульсом к формированию новой бизнес-среды. Традиционные схемы предпринимательской деятельности не всегда эффективны в условиях современных рыночных реалий. Переход предприятия к электронным методам ведения бизнеса позволяет повысить эффективность маркетингового продвижения, расширить каналы дистрибуции, улучшить клиентский сервис и коммуникации с целевой аудиторией, а также способствует оптимизации финансовых и временных затрат. Поэтому на нынешнем этапе рыночной модели исследование и прогнозирование тенденций рынка электронной коммерции приобретает особую актуальность.

Цели. Изучение текущего состояния рынка электронной коммерции в России и прогнозирование ключевых направлений развития данного рынка в перспективе. Методология. При достижении цели и решении поставленных задач применялись общенаучные методы исследования: анализ и синтез, сравнение, экономический и маркетинговый анализ.

Результаты. Установлены основные направления развития рынка электронной коммерции, выявлены особенности ключевых сегментов данного рынка и обозначены основные барьеры и драйверы роста.

Выводы. Рынок электронной коммерции - это мобильный канал, оперативно реагирующий на запросы потребителей и изменение их поведенческих моделей. Поэтому вопреки экономическому кризису данный сегмент сможет сохранить свою эффективность. Вокруг рынка продолжит выстраиваться инфраструктура: это касается как агентств, так и облачных сервисов и инструментов управления интернет-маркетингом.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Мировая экономика характеризуется в наши дни высокой степенью глобализации и автоматизации бизнес-процессов. Интернет как наиболее значимое явление информационной эпохи стал символом нового мира, новых экономических решений, непременным атрибутом современного человека.

Уникальные свойства - оперативность, доступность, возможность передавать различные виды сообщений (текстовые, звуковые, видеоизображения) - делают глобальную информационную сеть эффективным

инструментом, открывающим новые перспективы для бизнеса [1].

Появление Интернета привело к настоящей революции в области менеджмента, маркетинга и организации коммерческой деятельности [2]. Преобразования коснулись как внешних отношений между организациями и их партнерами или клиентами, так и внутренних бизнес-процессов самих компаний. Появились новые подходы к управлению бизнесом, принципиально изменились уже существующие.

Понятие «электронная коммерция» достаточно емкое, поскольку это явление охватывает широкий спектр коммерческой активности. Электронная коммерция подразумевает не только торговлю, но и банковские, страховые услуги, факторинг, лизинг, инвестирование, а также иные виды предпринимательской деятельности. Все организационные и бизнес-процессы в этой среде реализуются электронным способом [3].

Таким образом, электронная коммерция основана на принципиально новых, высокотехнологичных подходах к коммерческим процедурам (электронным платежам, виртуальному обмену данными, электронной переписке посредством почтовых серверов и т. д.) [4]. Все эти технологии позволяют усовершенствовать важнейшие организационные процессы и процедуры бизнеса посредством оперирования потоками информации в электронной форме.

Итак, электронную коммерцию можно определить как коммерческую деятельность, которая реализуется посредством электронных технологий, таких как электронные платежи, виртуальный обмен данными, электронная переписка

посредством почтовых серверов. Эта новая технологичная модель обусловливает

необходимость реорганизации бизнес-процессов и внедрения новых приемов работы, базирующихся на применении новейших информационных технологий.

История электронной коммерции насчитывает всего около двух десятилетий интенсивного развития1. Если сравнивать этот период с историей других секторов экономики, станет очевидным, что данная сфера только начинает свое развитие. Своим появлением на свет первые системы и методы электронной коммерции обязаны развитию технологий автоматизации при продаже авиабилетов, совершении банковских операций, появлению пластиковых карт и созданию электронных систем управления ресурсами организаций [5].

Значительной вехой в развитии электронной коммерции можно считать 1998 г., когда был разработан и внедрен IRC-протокол обмена мгновенными сообщениями2. На его базе построены такие популярные сервисы, как ICQ, QIP и др. Практически любой объект интернет-торговли сегодня имеет несколько рабочих номеров ICQ с функцией виртуальной поддержки пользователей, и в режиме реального времени решаются все возникающие вопросы. Это более оперативно, нежели электронная почта, более удобно и для интернет-предпринимателя, и для потребителей.

Первым пиком в развитии электронной коммерции можно считать 1991 г., когда сеть Интернет стала общедоступной во всем мире. Это было своеобразным вторым рождением электронной коммерции и электронного бизнеса, созданием для них дешевой, общедоступной и популярной транспортной среды. «Всемирная паутина» стала родоначальником новых бизнес-моделей электронной коммерции [6].

С середины 1990-х гг. во всем мире наблюдается рост активности в сфере онлайн-торговли. Вслед за крупными фирмами, продающими компьютерное оборудование, на интернет-рынке возникли более мелкие компании, торгующие обычными товарами3. Начали появляться магазины, торгующие книгами, CD- и DVD-

1 Russel Jesse. Traffic to your website. Bookvika publ., 2012. 122 p.

2 Сибирская Е.В., Старцева О.А. Электронная коммерция. М.: Форум, 2008. 288 с.

3 CohlRonald. Marketing. Bookvika publishing, 2013. 104 p.

дисками, медицинскими препаратами,

ювелирными украшениями и т.п. Сейчас практически любые товары можно купить через электронную сеть.

Популярность таких покупок растет в геометрической прогрессии - за последние годы эта сфера разрослась в Европе на 30%, в США - на 25%4. Многочисленные аналитики и эксперты отмечают стремительный рост рынка электронной коммерции в России.

Согласно различным источникам, в 2015 г. рост отечественного рынка электронной коммерции составил 35%. Его доля достигла 4,5% от общего объема розничной торговли в нашей стране. В то же время аналогичный показатель на Западе превышает 6%5.

Основными стимулами к развитию этого сегмента рынка являются рост количества пользователей высокоскоростного Интернета и активное использование в повседневной жизни банковских карт [7]. А ключевым препятствием на этом пути выступают такие факторы, как слабая система логистики, относительно невысокий уровень дохода большей части населения, а также слабо развитая практика онлайн-расчетов (по статистике 90% заказов оплачиваются наличными деньгами при получении товара или оказании услуги).

Эксперты оценивают объем российского рынка электронной коммерции как средний. Показатели сравнительной оценки объемов рынка электронной торговли в разных странах представлены на рис. 1.

По сравнению с рынком Великобритании (45 млрд долл. США, 9,6% розничной торговли) или Китая (296 млрд долл., 4%) российский рынок невелик (примерно 17 млрд долл., или 2,2% от розничной торговли). Однако он больше, чем, например, итальянский рынок (5 млрд долл., 1,6%) [8].

Тем не менее Россия считается страной с наиболее динамично развивающимся рынком электронной коммерции. По прогнозам экспертов, его доля к 2020 г. в общем объеме торговых операций

4 Интернет-торговля вытесняет традиционные магазины. URL: http://www.rg.ru/2015/02/03/torgovlya.html

5 Развитие электронной коммерции. Рынок и его перспективы в 2015 году. URL:

http://marketingup.ru/blogs/razvitie-elektronnoy-kommercii-rynok-i-ego-perspektivy-v-2015-godu

составит 7%, а объем рынка вырастет до 72 млрд долл6.

Оценивая финансовые индикаторы рынка электронной коммерции, следует отметить, что он интегрирует ряд взаимосвязанных сегментов, использующих Интернет как платформу для коммерческой деятельности, и выступает самой крупной частью российского сектора всемирной сети [9].

Аналитики рынка выделяют два ключевых направления:

- интернет-ретейл - торговлю через Интернет товарами и услугами (билеты на концерты, в театр, купоны и т.д.);

- туристические интернет-услуги - продажу авиационных и железнодорожных билетов, туров, бронирование мест размещения и т.д. [10].

Аналитическая компания J'son & Partners Consulting оценила объем рынка электронной коммерции в России в 2014 г. в 683 млрд руб., заявив, что в течение последних пяти лет этот рынок демонстрировал восходящую динамику -рост свыше 40% ежегодно7. Сегодня, по оценкам данной исследовательской группы, на рынке действует более 40 тыс. игроков, при этом самые значительные доли принадлежат компаниям в сегментах бытовой техники и электроники, а также гипермаркетам.

В дальнейшем роль и доля онлайн-гипермаркетов будут постоянно расти, поскольку они непрерывно расширяют предлагаемый ассортимент и свою географию.

В то же время продажи бытовой техники и электроники несколько снизятся: это будет обусловлено ростом цен на импортные товары и активизацией продаж на вторичном рынке.

Динамика торговли одеждой и обувью в сети Интернет будет развиваться в соответствии с динамикой рынка в целом. В то же время сегмент детских товаров может продемонстрировать максимальный рост и положительную динамику вплоть до 2018 г.8

6 Электронная коммерция сегодня. URL: http://www.osp.ru/cio/2013/09/13037522

7 Интернет-торговле грозит спад сегодня. URL: http://www.comnews.ru/node/89914

8 Электронная коммерция в России: тренды рынка,

предпочтения покупателей и прогнозы. URL: http://netology.ru/blog/403-rif-2014-rynok-elektronnoy-kommercii-v-rossii

Ключевыми драйверами сегмента одежды и обуви стали технологии виртуальных примерочных и просмотра товаров в формате 3D. Их внедрение наряду с развитием консалтинговых услуг в торговле и интернет-маркетинге привели к активному развитию сегмента. Сегодня инфраструктура выполнения заказов в сфере потребительских товаров реализуется посредством фулфилмент-операторов - компаний, берущих на себя внутренние процессы интернет-торговли. Появление данных участников рынка стимулировало массовый выход fashion-брендов на интернет-рынок [11].

Сегменты автомобильных товаров, строительных и отделочных материалов будут расти в связи с тем, что ключевые игроки рынка и ретейлеры будут открывать свои интернет-магазины [12].

Приобретение товаров в названных сегментах проходит в наши дни как посредством электронного расчета, так и традиционным способом. В связи с этим аналитики рынка электронной коммерции говорят о необходимости выделения отдельного сегмента электронных платежей, который, в свою очередь, входит в структуру рынка онлайн-торговли [13].

Построение сегмента электронных платежей достаточно специфично, поскольку он включает в себя не только отплату покупок, но и комиссионные сборы. Помимо этого, сейчас в данном сегменте наблюдается тенденция переориентации оплаты от платежных терминалов к интернет- и мобильным банкам, а также к электронным денежным средствам [14].

Эксперты утверждают, что данный сегмент в структуре рынка электронной коммерции стабильно растет. Как следует из показателей, представленных на рис. 2, в 2014 г. его объем составил 350 млрд руб., что на 30% превысило показатель 2013 г. По оптимистичным прогнозам аналитиков рынка, рост электронных платежей в 2015 г. может превысить 40%9.

Драйверами роста в этом сегменте выступают такие факторы, как увеличение количества покупок через мобильные телефоны и планшеты, а также развитие финансовой грамотности целевого сегмента потребителей [15].

Эксперты J'son & Partners Consulting прогнозируют снижение объемов рынка в 2015 г.

9 Итоги и перспективы Рунета: сегмент «электронная коммерция». URL:

http://www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=169894

на 5% в связи с тяжелой макроэкономической ситуацией. Затем ожидается небольшое восстановление и рост рынка к 2017 г. более чем на 20%10.

Трансграничная онлайн-торговля в настоящее время представляется наиболее востребованным сегментом в сфере электронной коммерции [16]. Об этом свидетельствуют, например, прогнозы компании iKS-Consulting, согласно которым оборот электронной торговли в России вырастет в 2015 г. на 15% - до 10,9 трлн руб.

Суммарный объем покупок в российских и зарубежных интернет-магазинах превысит 1,4 трлн руб., что на треть выше результата предыдущего года. По данным компании Morgan Stanley, в 2015 г. объем рынка электронной коммерции в России достигнет 36 млрд долл., при этом его доля вырастет до 4,5%11.

Аналитики компании BayRu (доставка товаров из интернет-магазинов США) дают прогнозы на 2015 г., согласно которым объем российского рынка зарубежных онлайн-покупок вырастет в четыре раза - с 700 млн до 3 млрд долл. Причем доля иностранного шопинга увеличится вдвое - до 10% от общего объема. И этот сегмент электронной торговли будет ежегодно увеличиваться в среднем на 55%. BayRu отмечает, что азиатские товары занимают 21% рынка12.

Таким образом, очевидно, что сегмент трансграничных покупок показывает значительно

более высокие темпы роста по сравнению с общим рынком электронной коммерции в России [17].

Обзоры и прогнозы развития рынка электронной коммерции, по разным источникам, несколько различаются, тем не менее общая картина демонстрирует активное развитие электронной коммерции. Обобщая расчеты экспертов и аналитических агентств, можно представить прогнозные показатели развития рынка электронной коммерции в России на ближайшие три года (рис. 3).

Таким образом, авторская позиция относительно тенденций развития российского рынка электронной коммерции, сформированная в результате анализа и экстраполяции экспертных оценок, совпадает с мнением аналитиков агентства J'son & Partners Consulting. 2015 г. окончился для рынка электронной коммерции небольшим спадом, не более 5%. Уже в 2016 г. рынок вернется к докризисному показателю и в дальнейшем будет демонстрировать устойчивый рост, поскольку это мобильный канал, оперативно реагирующий на запросы потребителей и изменение их поведенческих моделей. Поэтому вопреки экономическому кризису данный рынок сможет сохранить свою эффективность. Вокруг него продолжит выстраиваться инфраструктура: это касается как агентств, так и облачных сервисов и инструментов управления интернет-маркетингом.

10 Электронная коммерция в России - обзор рынка и прогнозы. URL: http://blog.otcommerce.com

11 Morgan Stanley прогнозирует взлет российской онлайн-торговли. URL:

http://adindex.ru/news/tendencies/2013/01/10/95866.phtml

12 В 2015 году рынок зарубежных онлайн-покупок вырастет в четыре раза. URL:

http://digit.ru/pressreleases/20130404/400364015.html

Рисунок 1

Сравнительная оценка объемов рынка электронной торговли в разных странах по состоянию на декабрь 2014 г., млрд долл. США

296

300 250 200 150 100

45

50 0

Великобритания

Источник: составлено автором Рисунок 2

Динамика рынка электронных платежей, млрд руб.

Источник: составлено автором

Рисунок 3

Прогноз развития рынка электронной коммерции, млрд руб.

816

800 700 600 500 400 300 200 100 О

683 680

очо

2014

2015 (прогноз]

2016 (прогноз)

2017 (прогноз)

Источник: составлено автором

Список литературы

1. Бабкин Ф.В. Электронная коммерция и новые организационные формы компаний // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 23-27.

2. Forsyth Patrick. Marketing and selling. Kogan Page, 2013. 310 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мокшина С.И. Перспективные направления развития электронной коммерции на потребительском рынке // Электронный бизнес: проблемы, развития и перспективы: м-лы науч. конф. Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2014. С. 21-22.

4. Зуев М., Маурус П., Прокофьев А. Интернет-маркетинг 3.0. СПб.: Питер, 2011. 216 с.

5. Гречков В.Ю. Современное состояние и перспективы электронной коммерции: маркетинговый подход // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 6. С 17-20.

6. Hanlon Annmarie. Quick Win Social Media Marketing. Oak Tree Press, 2014. 176 p.

7. Ахромов Я.В. Системы электронной коммерции. М.: Оникс, 2007. 416 с.

8. МейерсонМ., СкарбороМ. Основы интернет-маркетинга. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 320 с.

9. Sandhusen RichardL. Marketing. Barron's Educational Series, 2010. 628 p.

10. Gartner Ota. Marketing research of specific product. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013. 52 p.

11. Forsyth Patrick. Marketing researches. Kogan Page, 2014. 448 p.

12. Лемешкина И.А. Современный рынок электронной коммерции // Современные тенденции в науке и образовании: м-лы конф. М.: АР-Консалт, 2013. С. 86-87.

13. Kalpokaite S., Sarapovas T. E-commerce success factors of B2C: Lithuanian and Danish Cases. LAP Lambert Academic Publishing. 84 p.

14. Katherine Tasheff Carlton. Webworks: e-commerce. Rockport Publishers, 2011. 180 p.

15. Cotton David. Keys to management. Longman, 2010. 224 p.

16. Сигел Д. Шагни в будущее. Стратегия в эпоху электронного бизнеса. М.: Олимп-бизнес, 2011. 384 с.

17. Савельев А. Электронная коммерция в России и за рубежом. М.: Статут, 2014. 544 с.

ISSN 2311-8768 (Online) Monitoring of Economic Processes

ISSN 2073-4484 (Print)

PROSPECTS FOR GROWTH IN THE E-COMMERCE MARKET Apollinariya V. ISAEVA

Central Economics and Mathematics Institute, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation rampascat@gmail. com

Article history:

Received 27 November 2015 Received in revised form 17 December 2015 Accepted 22 December 2015

JEL classification: L26, L81

Keywords: e-commerce, online trade, online shop, sales channel, electronic payment system

Abstract

Importance Whereas the IT industry has been dynamically developing and innovative communication channels have emerged for the recent decade, it gives an impetus to a new business environment. Conventional business schemes have not been always effective in the current market circumstances. As businesses adopt electronic business management methods, it enhances the market position, expands distribution channels, improves the client service and communication with the target audience, and optimizes financial costs and time. Currently, it is especially relevant to investigate and project the e-commerce market trends.

Objectives The research examines the current e-commerce market in Russia and forecasts key areas of the e-commerce market development.

Methods I applied general scientific methods, i.e. analysis, synthesis, comparison, economic and marketing analysis.

Results I determined the principal areas for the e-commerce market development, identified the specifics of its key segments, growth constrains and drivers.

Conclusions and Relevance The e-commerce market is a mobile channel, which promptly responds to consumers' requests and changes in their behavioral models. Thus, notwithstanding the economic crisis, this segment may remain effective and become the center of the emerging infrastructure. It concerns agencies, cloud services and tools to manage internet marketing.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 20i6

References

1. Babkin F.V. Elektronnaya kommertsiya i novye organizatsionnye formy kompanii [E-commerce and new organizational forms of companies]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom = Management in Russia and Abroad, 2010, no. 1, pp. 23-27.

2. Forsyth P. Marketing and Selling Professional Services: Practical Approaches to Practice Development. Kogan Page, 2013, 310 p.

3. Mokshina S.I. [Promising areas for e-commerce development in the consumer market]. Elektronnyi biznes: problemy, razvitie i perspektivy: materialy konferentsii [Proc. Sci. Conf. E-business: Issues, Development and Prospects]. Voronezh, Voronezh State University Publ., 2014, pp. 21-22.

4. Zuev M., Maurus P., Prokof'ev A., Raitsin M. et al. Internet-marketing 3.0: net russkoi ruletke! [Internet Marketing 3.0.: Say No to the Russian Roulette!]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011, 216 p.

5. Grechkov V.Yu. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy elektronnoi kommertsii: marketingovyi podkhod [The current state and prospects of e-commerce: a marketing approach]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2013, no. 6, pp. 17-20.

6. Hanlon A. Quick Win Social Media Marketing. Oak Tree Press, 2014, 176 p.

7. Akhromov Ya.V. Sistemy elektronnoi kommertsii [E-commerce Systems]. Moscow, Onix Publ., 2007, 416 p.

8. Meyerson M., Scarborough M. Osnovy internet-marketinga [Mastering Online Marketing]. Moscow, Mann, Ivanov i Ferber Publ., 2014, 320 p.

9. Sandhusen R.L. Marketing. Barron's Educational Series, 2010, 628 p.

10. Gartner O. Marketing Research of Specific Product. LAP LAMBERT Academic Publishing, 2013, 52 p.

11. Forsyth P. Marketing Researches. Kogan Page, 2014, 448 p.

12. Lemeshkina I.A. [Modern e-commerce market]. Sovremennye tendentsii v nauke i obrazovanii: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferetsii [Proc. Int. Sci. Conf. Modern Trends in Science and Education]. Moscow, AR-Konsalt Publ., 2013, pp. 86-87.

13. Kalpokaite S., Sarapovas T. E-commerce Success Factors of B2C: Lithuanian and Danish Cases. LAP Lambert Academic Publishing, 84 p.

14. Tasheff Carlton K. Webworks: E-commerce. Rockport Publishers, 2011, 180 p.

15. Cotton D. Keys to Management. Longman, 2010, 224 p.

16. Siegel D. Shagni v budushchee. Strategiya v epokhu elektronnogo biznesa [Futurize Your Enterprise: Business Strategy in the Age of the E-Customer]. Moscow, Olimp biznes Publ., 2011, 384 p.

17. Savel'ev A. Elektronnaya kommertsiya v Rossii i za rubezhom [E-commerce in Russia and abroad]. Moscow, Status Publ., 2014, 544 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.