Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-2 URL статьи: http ://naukovedenie. ru/PDF/ 160EVN215.pdf DOI: 10.15862/160EVN215 (http://dx.doi.org/10.15862/160EVN215)
УДК 338.242.2
Тахтамышева Зарема Шахамбиевна
ГАОУ ВПО «Невинномысский гуманитарно-технический институт» (ГАОУ ВПО «НГГТИ»)
Россия, г. Невинномысск1 Кандидат экономических наук Доцент кафедры «Экономики и управления» E-mail: [email protected]
Дзамыхов Мурат Исмаилович
ГАОУ ВПО «Невинномысский гуманитарно-технический институт» (ГАОУ ВПО «НГГТИ»)
Россия, г. Невинномысск Аспирант E-mail: [email protected]
Перспективы роста конкурентных преимуществ отечественных предприятий автомобильной промышленности в новых экономических условиях
1 357108, Российская Федерация, Невинномысск, Бульвар Мира, 17
Аннотация. В статье проведён анализ российского рынка автомобильной промышленности. Определено влияние нынешней экономической ситуации на динамику и структуру рынка, рассмотрены факторы - ограничители, влияющие на его развитие, изучены трудности, возникающие перед производителями, основные причины спада и открывающиеся возможности для роста производства автомобилей. В качестве основных причин спада спроса на продукцию автопрома и, как следствие, производства автомобилей наряду с влиянием экономического кризиса и экономическими санкциями в отношении России от ряда государств в статье рассматриваются и такие факторы, как снижение курса национальной валюты и повышение процентных ставок на кредиты. Вместе с тем в статье представлены меры поддержки спроса на автомобили на государственном уровне, особо подчёркивается роль государственной программы по льготному автокредитованию в развитии авторынка. Выделены факторы конкурентного преимущества для отечественных предприятий в краткосрочной и среднесрочной перспективе, в частности, отмечено, что на данный момент главным конкурентным преимуществом является размещение производства на территории России. Авторами статьи предложено участникам рынка использовать это преимущество, которое в условиях продолжающегося перераспределения долей рынка позволит им после его стабилизации оказаться на лучших позициях, чем иностранным производителям-потенциальным конкурентам. Сделан вывод, что современные условия необходимо рассматривать не только как болезненные ограничения в возможностях сбыта продукции, импорта зарубежного сырья, падение прибыли, но и с позиции поиска выгоды в сложившейся ситуации и использования всех возможностей.
Ключевые слова: экономический кризис; конкурентное преимущество; конкурентная борьба; конкурентоспособность; спрос; перераспределение долей рынка; ценовой сегмент; кредиты; перспективы развития.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Тахтамышева З.Ш., Дзамыхов М.И. Перспективы роста конкурентных преимуществ отечественных предприятий автомобильной промышленности в новых экономических условиях // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/160EVN215.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/160EVN215
Нынешнее время диктует российской автомобильной промышленности определенные ограничения, обусловленные не только экономическим кризисом и снижением курса национальной валюты, но и экономическими санкциями в отношении России от ряда государств. Совокупность негативных факторов в нашей экономике буквально обрушила продажи новых автомобилей. Основной причиной резкого спада продаж является снижение курса рубля - один из ключевых аспектов, оказавший влияние на авторынок в 2014 г. и определяющий ситуацию в 2015 г. Обесценение рубля по отношению к доллару и евро в 2014 г. составило 99% и 67%, соответственно. Южнокорейская вона и японская йена укрепились к рублю на 93% и 77%, соответственно [1]. Как следствие, в течение всего 2-3 месяцев произошел резкий скачок рублевых цен на автомобили, из-за которого, по прогнозам автопроизводителей, российский рынок в 2015 году сократится на 24% несмотря на спад в 32,1% за январь-февраль 2015 года по отношению к прошлогодним показателям за тот же период [2]. Продажи начала года не показательны для всего года в целом, т.к. пик продаж пришелся на декабрь 2014 г., когда курс рубля достигал максимальных значений, и покупатели спешили приобрести автомобили до серьезного подорожания, затем спрос ожидаемо упал.
Являясь причиной подорожания импортной продукции и сырья, низкий курс рубля, в то же время, предоставляет конкурентное преимущество для отечественных предприятий с высокой степенью локализации в России, что может привести к значительному перераспределению долей секторов рынка, в которых представлены отечественные товары и конкурентная борьба наиболее сильна. В подтверждении этому, несмотря на общий значительный спад продаж новых легковых автомобилей в России, отечественные производители в январе-феврале 2015 г. продемонстрировали не худшие показатели: спад в процентном соотношении составляет для ОАО «Ульяновский автомобильный завод» - 11,6%, ОАО «АвтоВаз» - 24,6%. Хотя другие предприятия на Российском рынке, занимавшие значительные доли рынка, показывают куда большие потери в низшем-среднем ценовом сегменте: Honda - 85.6%, Opel - 81.8%, Ford - 69,6%, Renault - 39.5%, Nissan - 34,2%. Но не всем крупным предприятиям начало года принесло значительное потери, например, продажи некоторых производителей, имеющих собственные сборочные заводы в России, упали незначительно: Skoda - 3,5%, Kia - 2,4%, а Hyundai и вовсе показал рост на 4% [3]. Мы рассматриваем низший и средний ценовой сегмент рынка, который стал основным фактором развития автомобильной промышленности, так как именно в них представлена продукция российских и локализованных в России предприятий по режиму «промышленной сборки» (CKD) [4]. Доля произведенных автомобилей в России в этом режиме составляет сегодня 62% [5]. Сборка по режиму CKD — (от англ. Complete Knock Down, «полноразборный») — технология импорта автомобилей, в основном ориентирована на обход высоких импортных пошлин или акцизных сборов. Технология заключается в том, что машинокомплект, состоящий из отдельных деталей, ввозят в страну дальнейшего сбыта и собирают на местном производстве. Выгода состоит в уплате таможенных пошлин за комплектующие, ставки по которым обычно ниже, чем на готовый автомобиль. Кроме того, если производство части деталей выполняется в стране сборки транспортного средства (как правило, это крупногабаритные детали, такие как рама, кузов и др.), то имеет место экономия на транспортных расходах и может быть экономия в самой стоимости производства таких деталей.
Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ и Минфина РФ от 15 апреля 2005 г. N 73/81/58н утвержден порядок, определяющий понятие «промышленная сборка» и устанавливающий применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства автомобилей, их узлов и агрегатов.
Первыми организаторами производства в режиме промышленной сборки стали российские предприятия «ИжАвто» и «Северсталь-авто», наладившие сборку южнокорейских моделей. В 2006 году заявки на использование режима промышленной сборки начали подавать иностранные концерны. В частности, с июля 2006 года на работу в таком режиме перешло предприятие «Форд-Всеволожск». В 2010 году 9 из 10 моделей автомобилей — лидеров продаж были выпущены в России. Это стало возможным благодаря сочетанию адресной поддержки предприятий отрасли и последовательности государственной политики при реализации соглашений по «промышленной сборке». В результате в течение нескольких лет доля легковых автомобилей, произведенных в России, постепенно росла и в 2010 году вдвое превысила объём продаж импортных легковых машин. В конце 2010 года отмечалось, что результат работы режима «промсборки» с 2005 года — создание 18 новых предприятий (как чисто иностранных, так и в партнёрстве с российскими компаниями). Практически все глобальные игроки воспользовались предложенными условиями, пришли в Россию и открыли свои предприятия, к концу десятилетия иномарок Российского производства было собрано чуть менее половины от общего количества новых авто. [6].
В отличии от ОАО «АвтоВаз» и других отечественных предприятий, почти полностью локализованных в России, иностранным компаниям, собирающим авто по режиму промышленной сборки, в условиях нынешней экономической ситуации, возможно, придется частично переходить на отечественные комплектующие или самим наладить здесь, в России, их производство, в противном случае, им грозит серьезное сокращение своей доли на рынке из-за возросшей итоговой стоимости продукции.
В случае, если в среднесрочной или долгосрочной перспективе будет удерживаться низкий курс рубля, значительная часть автопроизводителей, не имеющих собственных производственных или сборочных линий в России будут вынуждены значительно поднимать цены на продукцию, что неизбежно понизит конкурентоспособность по отношению к предприятиям, уже наладившим производство в России. Доли рынка таких автопроизводителей будет постепенно распределяться в пользу предприятий, локализированных в России, в том числе и из-за ввозных пошлин.
Учитывая ослабление рубля, автопроизводители были вынуждены скорректировать рублевые цены на продаваемые в России автомобили. Большинство брендов корректировали цены (и продолжают это делать) в несколько этапов, пытаясь найти баланс между спросом и необходимостью минимизировать убытки. Ключевые аспекты, учитываемые при установлении новой цены: динамика курса рубля к основной валюте производителя, уровень локализации производства в России и стратегия бренда. В этом плане наличие производства в России уже является серьезным преимуществом, позволяющим в краткосрочной и среднесрочной перспективе значительно укрепить свои позиции на рынке, особенно при дальнейшей работе по увеличению степени локализации.
Еще одним фактором, значительно влияющим на спрос является доступность кредита. Если в 2013 году доля автомобилей, купленных в кредит была в среднем на уровне 45%, то после увеличения Центробанком ставки рефинансирования, эта доля значительно сократилась [7], что, безусловно, негативно повлияло на рынок в целом. Спад продаж в 2014 году произошел, в том числе и из-за прекращения в апреле государственной программы по льготному автокредитованию. Данная программа, запущенная в июле 2013 г. [8], позволяла получить кредит на автомобиль по льготным процентным ставкам, 2/3 из которых покупателю возмещало государство. В апреле 2015 г. данная государственная программа стартует снова. Условиями получения льготного кредита на покупку автомобиля являются его стоимость - до 700 тыс. руб. и российская сборка. Такая мера поддержки спроса, как ожидается, увеличит продажи определенного списка моделей в низшем ценовом сегменте,
еще больше провоцируя перераспределение долей рынка в пользу российских предприятий. Это лишний раз подтверждает целесообразность перехода ряда производителей на сборку автомобилей в России.
В качестве дополнительных мер по поддержке автопрома, помимо льготного автокредитования, правительство Российской Федерации решило продлить программу утилизации автомобилей на 2015 год. Данная программа обновления автопарка, позволяющая автовладельцам сдать на утилизацию или по схеме trade-in старый автомобиль и получить взамен скидку на покупку нового [9], позволила за январь-февраль 2015 года субсидировать продажу около 30 тыс. новых автомобилей, однако положительный эффект от данной программы не будет долгосрочным, т.к. Программа будет прекращена при израсходовании выделенных на нее денежных средств, и общее количество автомобилей, продажа которых будет субсидировано оценивается в 60 тыс. штук [10], что значительно не повлияет на ситуацию даже в среднесрочной перспективе.
В целом, рассмотрев рыночную ситуацию, можно резюмировать, что два основных фактора падения продаж - это снижение курса национальной валюты и повышение процентных ставок на кредиты. Эти факторы привели к ситуации, в которой резкое подорожание автомобилей подкреплялось отсутствием возможности в получении кредита, это больнее всего ударило по низшему и среднему ценовому сегменту, отчего больше всего пострадали «иномарки» не российской сборки и «иномарки» с низкой степенью локализации. Падение продаж отечественных автомобилей можно объяснить также отсутствием возможности в льготном кредитовании и сложной экономической ситуацией в целом, хотя разница в курсе валют и не столь сильно отразилась на нём.
Что касается перспективы развития промышленного производства, то на данный момент сложно давать какие-либо прогнозы роста, причиной этому можно назвать неустойчивость курса рубля, неопределенность со ставкой рефинансирования и общее экономическое состояние. Однако, можно с уверенностью говорить о том, что производство, размещенное в России, на данный момент является главным конкурентным преимуществом. Такое производство дает возможность избежать ввозных пошлин, снижает общую стоимость из-за разницы курса, позволяет участвовать в гос. программах по поддержке автопрома. От участников рынка следует ожидать использование этого преимущества, ведь продолжающееся перераспределение долей рынка позволит им, после его стабилизации, оказаться на куда лучших позициях, чем иностранным конкурентам.
Современные условия необходимо рассматривать не только как болезненные ограничения в возможностях сбыта продукции, импорта зарубежного сырья, падение прибыли, но и с позиции поиска выгоды из сложившейся ситуации и для этого следует использовать все возможности.
ЛИТЕРАТУРА
1 С. Литвиненко. Автомобильный рынок России: результаты 2014 года и перспективы развития. [электронный ресурс] // pwc.ru: информ.-справочный портал 2015. URL: http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/automotive/publications/assets/ 201502_pwc_automotive_press-briefing_final.pdf (дата обращения 01.05.2015).
2 А. Сивашенков. Надежды и разочарования: что произойдет с авторынком в 2015 году? [электронный ресурс] // aif.ru: информ.-справочный портал Аргументы и Факты 2015 URL:http://www.aif.ru/auto/about/1426206 (дата обращения: 04.04.2015).
3 С. Целикова. Динамика продаж новых легковых автомобилей в январе-феврале 2015 года [электронный ресурс] // autostat.ru: Аналитическое агенство «Автостат» 2015 URL:http://www.autostat.ru/news/view/20428/ (дата обращения: 20.03.2015).
4 CKD [электронный ресурс] // ru.wikipedia.org: информ.-справочный портал, 2015. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/CKD (дата обращения: 20.03.2015).
5 А. Савенков. Итоги работы автомобильной промышленности в 2014 году. [электронный ресурс] // tpprf.ru: Сайт поргово-промышленной палаты Российской Федерации. 2015 URL: http://www.tpprf.ru/ru/news/na-konferentsii-v-tpp-rf-podveli-itogi-raboty-avtomobilnoy-promyshlennosti-v-2014-godu-i-rassmotreli-i60282/ (дата обращения: 01.05.2015).
6 Дзамыхов М.И., Тахтамышева З.Ш. Перспективы развития сборочного производства автомобилей в России с учетом государственной политики РФ // сборник «Перспективы развития экономики и менеджмента» Челябинск 2014 с. 28-32.
7 Автопроизводители: Падение рубля вынуждает увеличить степень локализации [электронный ресурс] // vz.ru: информ.-справочный портал «Взгляд», 2015. URL:http://vz.ru/news/2015/1/22/725724.html (дата обращения: 19.03.2015).
8 Льготное автокредитование 2014. Список автомобилей.[электронный ресурс] // bankclub.ru информ.-справочный портал «Клуб банковских аналитиков» 2014. URL:http://bankclub.ru/24801_lgotnoe_avtokreditovanie_2014_spisok_avtomobiley. html (дата обращения: 19.03.2015).
9 М. Бондаренко. Программа утилизации автомобилей продлена на 2015 год. [электронный ресурс] // top.rbc.ru: Информационное агенство «РосБизнесКонсалтинг» 2015 URL:http://top.rbc.ru/economics/02/12/2014/ 547defeccbb20fc3527c31a5 (дата обращения 02.15.2015).
10 Медведев продлил программу утилизации автомобилей на 2015 год [электронный ресурс] // Interfax.ru: Сетевое издание «Интерфакс» 2015 URL:http://www.interfax.ru/business/430922 (дата обращения 02.05.2015).
Рецензент: Этлухов О.А-Г, доктор экономических наук, профессор кафедры «Эксплуатации автомобильного транспорта», ГАОУ ВПО НГГТИ.
Takhtamysheva Zarema Shakhambievna
Nevinnomyssk State Humanitary and Technical institute
Russia, Nevinnomyssk E-mail: [email protected]
Dzamykhov Murat Ismailovich
Nevinnomyssk State Humanitary and Technical institute
Russia, Nevinnomyssk E-mail: [email protected]
Prospects of the evolution of the competitive advantages in the domestic automotive industry under changing
economic conditions
Abstract. The article provides the analysis of the Russian market of the automotive industry. It reviews the effect of the current economic situation on the dynamics and structure of the market. It also discusses the factors aka constraints that affect its development, covers the difficulties faced by manufacturers, as well as the main reasons for the decline and the opportunities for growth in automotive industry. Along with the economic crisis and the economic sanctions against Russia, the authors state other important reasons for the decline in demand for the products of the automotive industry such as the depreciation of the national currency and increased interest rates on bank credits. At the same time, the article presents state level measures to support the demand for the automobiles, among which is the state program of the preferential loaning to the companies of the automotive market. The authors also discuss the factors that contribute to the competitive advantage of the domestic enterprises on the short and medium time scales, in particular, marking the production on the territory of the country as the most significant advantages. The authors suggest that market participants take advantage of it, which in the context of the ongoing redistribution of the market shares will enable them after the stabilization of the process to be in a better position than foreign manufacturers. The article concludes that current conditions should be reviewed not only as painful limitations to the imports of foreign raw materials, falling sales and profits, but also from the perspective of the search for the competitive advantages and optimized use of all the possibilities that the current situation has to offer.
Keywords: economic crisis; competitive advantage; competition; competitiveness; demand; redistribution of market shares; price segments; loans; development prospects.
REFERENCES
1 S. Litvinenko. Avtomobil'nyy rynok Rossii: rezul'taty 2014 goda i perspektivy razvitiya. [elektronnyy resurs] // pwc.ru: inform.-spravochnyy portai 2015. URL: http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/automotive/publications/assets/201502_pwc_automotive _press-briefing_final.pdf (data obrashcheniya 01.05.2015).
2 A. Sivashenkov. Nadezhdy i razocharovaniya: chto proizoydet s avtorynkom v 2015 godu? [elektronnyy resurs] // aif.ru: inform.-spravochnyy portal Argumenty i Fakty 2015 URL:http://www.aif.ru/auto/about/1426206 (data obrashcheniya: 04.04.2015).
3 S. Tselikova. Dinamika prodazh novykh legkovykh avtomobiley v yanvare-fevrale 2015 goda [elektronnyy resurs] // autostat.ru: Analiticheskoe agenstvo «Avtostat» 2015 URL:http://www.autostat.ru/news/view/20428/ (data obrashcheniya: 20.03.2015).
4 CKD [elektronnyy resurs] // ru.wikipedia.org: inform.-spravochnyy portal, 2015. URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/CKD (data obrashcheniya: 20.03.2015).
5 A. Savenkov. Itogi raboty avtomobil'noy promyshlennosti v 2014 godu. [elektronnyy resurs] // tpprf.ru: Sayt porgovo-promyshlennoy palaty Rossiyskoy Federatsii. 2015 URL: http://www.tpprf.ru/ru/news/na-konferentsii-v-tpp-rf-podveli-itogi-raboty-avtomobilnoy-promyshlennosti-v-2014-godu-i-rassmotreli-i60282/ (data obrashcheniya: 01.05.2015).
6 Dzamykhov M.I., Takhtamysheva Z.Sh. Perspektivy razvitiya sborochnogo proizvodstva avtomobiley v Rossii s uchetom gosudarstvennoy politiki RF // sbornik «Perspektivy razvitiya ekonomiki i menedzhmenta» Chelyabinsk 2014 s. 28-32.
7 Avtoproizvoditeli: Padenie rublya vynuzhdaet uvelichit' stepen' lokalizatsii [elektronnyy resurs] // vz.ru: inform.-spravochnyy portal «Vzglyad», 2015. URL:http://vz.ru/news/2015/1/22/725724.html (data obrashcheniya: 19.03.2015).
8 L'gotnoe avtokreditovanie 2014. Spisok avtomobiley.[elektronnyy resurs] // bankclub.ru inform.-spravochnyy portal «Klub bankovskikh analitikov» 2014. URL:http://bankclub.ru/24801_lgotnoe_avtokreditovanie_2014_spisok_avtomobiley. html (data obrashcheniya: 19.03.2015).
9 M. Bondarenko. Programma utilizatsii avtomobiley prodlena na 2015 god. [elektronnyy resurs] // top.rbc.ru: Informatsionnoe agenstvo «RosBiznesKonsalting» 2015 URL:http://top.rbc.ru/economics/02/12/2014/547defeccbb20fc3527c31a5 (data obrashcheniya 02.15.2015).
10 Medvedev prodlil programmu utilizatsii avtomobiley na 2015 god [elektronnyy resurs] // Interfax.ru: Setevoe izdanie «Interfaks» 2015 URL:http://www.interfax.ru/business/430922 (data obrashcheniya 02.05.2015).