Научная статья на тему 'Перспективы Российско-Марокканского сотрудничества: потенциал и вызовы'

Перспективы Российско-Марокканского сотрудничества: потенциал и вызовы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
855
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЯ / МАРОККО / "АРАБСКАЯ ВЕСНА" / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / СОТРУДНИЧЕСТВО / ТОРГОВЛЯ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жерлицына Наталья Александровна

В статье исследуются новые реалии российской внешней политики после «арабской весны» и перспективы усиления российского влияния в Магрибе и Средиземноморском регионе на примере двусторонних отношений с Марокко. Россия и Марокко являются стратегическими партнерами, которых связывают многолетняя дружба и взаимные интересы в политической и экономической сферах. Но текущий уровень торгово-экономических связей не отражает коммерческого потенциала двух стран. Расширение спектра взаимного взаимодействия укрепит двусторонние отношения, позволит в будущем менее болезненно переживать кризисные периоды как в экономическом, так и в политическом плане. В статье дан анализ становления, структуры и перспектив российско-марокканских экономических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF RUSSIAN-MOROCCAN COOPERATION: POTENTIAL AND CHALLENGES

The article examines the new realities of Russian foreign policy after “Arab spring" and the prospects of strengthening of Russian influence in the Maghreb and the Mediterranean region on the example of the bilateral relations with Morocco. Russia and Morocco are strategic partners, the two countries are linked by long-term friendship and mutual interests in the political and economic spheres. But the current level of trade and economic relations does not reflect the commercial potential of the two countries. Further increase of the interaction will strengthen bilateral relations, will make it easier to survive during the political and economic crisis. The article provides an analysis of the formation, structure and prospects of RussianMoroccan economic relations.

Текст научной работы на тему «Перспективы Российско-Марокканского сотрудничества: потенциал и вызовы»

УДК 339

НА. Жерлицына ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-МАРОККАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ПОТЕНЦИАЛ И ВЫЗОВЫ1

Аннотация. В статье исследуются новые реалии российской внешней политики после «арабской весны» и перспективы усиления российского влияния в Магрибе и Средиземноморском регионе на примере двусторонних отношений с Марокко. Россия и Марокко являются стратегическими партнерами, которых связывают многолетняя дружба и взаимные интересы в политической и экономической сферах. Но текущий уровень торгово-экономических связей не отражает коммерческого потенциала двух стран. Расширение спектра взаимного взаимодействия укрепит двусторонние отношения, позволит в будущем менее болезненно переживать кризисные периоды как в экономическом, так и в политическом плане. В статье дан анализ становления, структуры и перспектив российско-марокканских экономических отношений.

Ключевые слова: Россия, Марокко, «арабская весна», международный терроризм, сотрудничество, торговля, инвестиции.

NaMm aieriksma PROSPECTS OF RUSSIAN-MOROCCAN COOPERATION: POTENTIAL AND CHALLENGES

Annotation. The article examines the new realities of Russian foreign policy after "Arab spring" and the prospects of strengthening of Russian influence in the Maghreb and the Mediterranean region on the example of the bilateral relations with Morocco. Russia and Morocco are strategic partners, the two countries are linked by long-term friendship and mutual interests in the political and economic spheres. But the current level of trade and economic relations does not reflect the commercial potential of the two countries. Further increase of the interaction will strengthen bilateral relations, will make it easier to survive during the political and economic crisis. The article provides an analysis of the formation, structure and prospects of Russian- Moroccan economic relations.

Keywords: Russia, Morocco, "Arab spring", international terrorism, cooperation, trade, investment.

В условиях переориентации российской внешней политики эффективность внешнеэкономических связей России зависит от расширения круга партнеров и Магриб представляется весьма перспективным направлением. В последние несколько лет Северная Африка непрерывно привлекает внимание международного сообщества, что связано с появлением новых вызовов и угроз. Череда арабских революций, социально-политических потрясений, политический хаос, война с международным терроризмом и гуманитарные кризисы, связанные с незаконной миграцией, заставили внести коррективы в свой внешнеполитический курс многие страны мира, в том числе и Россию.

Королевство Марокко является страной открытой к сотрудничеству со всем миром, известной своей нейтральностью и объективными внешнеполитическими позициями. Во время «арабской весны» Марокко удалось избежать скатывания в хаос войны и разрухи во многом благодаря тому, что король Мухаммед VI последовательно проводит реформы демократического характера. Так, в 2004 г. была отменена однопартийная система и принят принцип политического плюрализма, в 2011 г. народ Марокко проголосовал за новую Конституцию. В России отметили мудрость марокканского руководства, которое начало процесс политических реформ в своей стране в самом начале периода, называемого «арабской весной».

Марокко и Россия рассматривают друг друга в качестве стратегических партнеров. Интенсивный политический диалог ведется по основным вопросам, затрагивающим взаимные интересы: ситуация на Ближнем Востоке и Северной Африке, Средиземноморье. Для РФ Марокко важна как актив-

© Жерлицына Н.А., 2015

1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ № 15-07-00017 «Сотрудничество России со странами Магриба: динамика и перспективы в свете политических изменений в арабском мире и российской внешней политике»

ный актер в Сахаро-Сахельской зоне, важном, перспективном районе, в котором сосредоточены огромные запасы ископаемых. И, как следствие, этот субрегион разрывают конфликты, борьба противоречивых интересов и сосредоточие проблем, связанных с международным терроризмом, незаконной миграцией и наркоторговлей. Особое беспокойство международного сообщества вызывают попытки террористической организации Исламское Государство закрепиться на территории Марокко. Радикалы используют географическую близость королевства к Европе, чтобы в той или иной форме вовлечь в джихад и Старый свет. Цель террористов - создать эмират исламского халифата в странах Магриба. Марокканские спецслужбы утверждают, что террористическая группировка «Джунд аль-Халифа», связанная с ИГ и ранее действовавшая на территории Алжира, предпринимает активные шаги для распространения влияния в стране. Члены группировки планировали провести ряд терактов в Марокко, в том числе и направленные против европейцев, и в Испании. Оружие группировка получала контрабандой из анклава Мелилья. Испанские и марокканские спецслужбы работают вместе, чтобы разрушить сеть контрабанды. Кроме того, члены террористических групп занимаются вербовкой новых солдат для войны в Сирии и Ираке. Глава Центрального бюро судебных расследований Марокко М. Хьям сообщил о 1354 марокканцах, присоединившихся к ИГ, из них 156 уже вернулись обратно в Марокко. 286 марокканцев погибли в Сирии и Ираке, кроме того 185 марокканских женщин вместе с 135 детьми присоединились к группировке [4]. Руководство России и Марокко неоднократно отмечали, что угроза терроризма является общей проблемой: «Борьба с терроризмом должна носить всеобъемлющий характер, вестись на постоянной и комплексной основе с учетом всех аспектов: политического, дипломатического, экономического, социального и финансового», - подчеркивается в декларации о стратегическом партнерстве двух стран [15, с.85].

Марокко также нуждается в России, принимая во внимание ее позиции по ряду существенных проблем, таких, как ситуация в Сирии, Ираке. Во время встречи в Москве министров иностранных дел двух стран в июле 2014 г. глава марокканского министерства иностранных дел (МИД) С. Мезуар подчеркнул, что «РФ играет крайне важную роль для равновесия в мире. Эту роль высоко ценят в Марокко, она важна для сохранения стабильности и соблюдения интересов народов всего мира - мира который переживает сейчас потрясения и ищет точку опоры» [9]. Для Марокко важно, что Россия в качестве постоянного члена Совета безопасности Организации объединенных наций (СБ ООН) оказывает непосредственное влияние на процесс решения одного из острейших и длительных региональных конфликтов - проблемы Западной Сахары. РФ выступает за политический диалог всех сторон конфликта, за обоюдно приемлемое правовое решение, поддерживает позицию СБ ООН о необходимости проведения референдума, представители России входят в состав Миссии ООН в Западной Сахаре.

Между РФ и Королевством Марокко ведется активный политический диалог, наладившийся еще в советское время: стороны многократно обменивались визитами государственных деятелей высокого уровня. Наиболее значимым был официальный визит в СССР в октябре 1966 г. короля Марокко Хасана II, завершившийся подписанием ряда соглашений о сотрудничестве, имевших долгосрочный характер и давших мощный импульс к активизации двусторонних связей. Важным итогом официального визита в Москву в октябре 2002 г. короля Марокко Мухаммеда VI стало подписание Декларации о стратегическом партнерстве, ставшей основой для дальнейшего расширения взаимодействия. Президент В.В. Путин и король Мухаммед VI встречались также в 2003 г. на полях саммита Организации исламская конференция. В 2006 г. впервые в истории двусторонних отношений глава России посетил Марокко и как следствие - двусторонние отношения интенсифицировались по всем направлениям. За последующие годы дальнейшее развитие получило двустороннее сотрудничество в традиционных областях взаимодействия - внешнеполитической, торгово-экономической, культурной, морском рыболовстве, туризме. За это же время дан старт сотрудничеству в новых сферах -

космосе, военно-техническом сотрудничестве. Наметились и другие направления - например, атомная и традиционная энергетика. С появлением у двух стран общего врага - международного терроризма - теснее стало взаимодействие между спецслужбами двух стран.

В июне 2014 г. король Мухаммед VI собирался вновь приехать в Россию, но за несколько дней до назначенной даты марокканцы визит отменили, ссылаясь на то, что не успели подготовить нужные документы. Однако, по мнению экспертов, король не поехал в Москву из-за ситуации на Украине и конфронтации России с Западом. Возобновлению контактов на высшем уровне должен способствовать официальный визит главы Совета Федерации РФ В.И. Матвиенко в Марокко, состоявшийся в мае 2015 г. Главной задачей Матвиенко было передать королю Мухаммеду послание от В.В. Путина, в котором президент предлагает активизировать сотрудничество двух стран и приглашает монарха посетить Россию. Все эти темы Матвиенко обсуждала с премьер-министром А. Бенки-раном.

Российский бизнес заинтересован в работе с Марокко, так как это открывает выход на многие мировые рынки: у королевства есть соглашения о свободной торговле с Европой, странами Африки и арабского мира. Марокко является вторым по величине инвестором в Африке. По объему валового внутреннего продукта (ВВП) страна занимает шестое место на континенте. Марокко занимает одно из первых мест в мире по запасам фосфатов и горючих сланцев. Освоение этих ресурсов может существенно повлиять на мировую конъюнктуру в топливной и химической промышленности. Традиционно основными экономическими партнерами Марокко являются США и Европейского союза (ЕС). Но ввиду финансового кризиса на Западе рост инвестиций из этих стран замедляется. Замедляются или откладываются многие промышленные и особенно высокотехнологичные проекты с участием западных капиталов.

Прочный фундамент экономических связей двух стран был заложен в советский период, особенно в области энергетики и горнорудной промышленности. При советской кредитно-финансовой и технической поддержке в Марокко были построены тепловая электростанция (ТЭС) «Джерада» мощностью 165 тыс. кВт, гидротехнический комплекс «аль-Вахда» с гидроэлектростанцией (ГЭС) мощностью 240 МВТ, этот комплекс и сейчас обеспечивает 30 % производства электроэнергии в стране, ГЭС «Мулан Юсеф», гидроузел «Мансур ад-Дахби» с ГЭС мощностью 24 тыс. кВт, линии электропередачи (ЛЭП) протяженностью 192 км. В вузах СССР прошли обучение 5 тыс. марокканских студентов [2].

Марокко входит в тройку наших главных торговых партнеров в Африке. По итогам 2014 г. Королевство Марокко стало вторым по объемам товарооборота торговым партнером РФ на Африканском континенте. Товарооборот вырос на 56 % по сравнению с 2013 г. и его объем сравнялся или превысил объем торговли России с таким традиционными партнерами как некоторые страны Содружества независимых государств (СНГ) [10]. Большая часть российского экспорта приходится на нефть и нефтепродукты (55 %), злаки (12 %), серу (11 %), жиры и масла (11 %), минеральные удобрения (6 %), черные металлы (3 %). Страна остается крупнейшим импортером российской сырой нефти среди арабских стран. По данным российского экспортера «Газпром экспорт» около 60 % экспортируемой российской серы поступает в Марокко [6].

Российский рынок представляет для Марокко стратегический интерес. Россия является вторым по величине рынком сбыта продовольственной и сельскохозяйственной продукции из Марокко. В российском импорте из Марокко преобладают цитрусовые (49 %), свежие овощи (20 %), трикотаж (15 %), обувь (5 %), рыбная мука и рыба (7 %) [5].

Внешнеторговый оборот России и Марокко в 2014 г. вырос на 7 % и достиг 1,5 млрд долларов. Положительное сальдо торгового баланса составило 338 млн долл. Российский экспорт в Марок-

ко за этот период составил 931 млн долл., что на 8 % превышает показатель 2013 г. В 2014 г. значительно возросли поставки черных металлов, злаков и продуктов неорганической химии.

Импорт из Марокко по итогам прошлого года составил 593 млн долл. Марокко поставляет России фрукты, орехи, овощи, корнеплоды, рыбу, ракообразных и моллюсков, одежду и обувь [12].

В сентябре 2014 г. в Рабате состоялось пятое заседание Межправительственной смешанной российско-марокканской комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Среди обсуждавшихся тем особое внимание было уделено аграрной сфере в свете введенного Россией эмбарго на поставки сельхозпродукции из стран ЕС. Марокканские сельхозпроизводители намерены приложить усилия, чтобы закрепиться на российском рынке. Наравне с традиционными экспортными товарами, такими как цитрусовые, томаты и другие овощи, марокканские производители намерены предложить России рыбу и морепродукты, оливковое и аргановое масла. С марокканской стороны было высказано намерение обратиться в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с предложением о создании зоны свободной торговли с Марокко. В королевстве рассчитывают, что произойдет увеличение экспорта марокканских фруктов в РФ. Для этого нужно решить проблему транспортировки: немалая часть марокканских товаров экспортировалась через европейские страны, что повышало их цены. Стороны намерены развивать прямой канал поставок из Агадира в Санкт-Петербург. По нему будет поставляться большинство овощей и фруктов. Планируется также открыть в Санкт-Петербурге филиал марокканской организации по контролю за качеством и безопасностью продукции. Стороны также решают технологическую проблему доставки рыбы, выловленной российскими кораблями в марокканской рыболовной зоне, не замороженной, а охлажденной. Эксперты двух стран считают, что сближение РФ и Марокко в результате санкций стимулирует двустороннюю торговлю и позволит создать больше возможностей для создания новых рабочих мест в Марокко.

Сотрудничество в области сельского хозяйства и рыболовства является одним из основных направлений взаимодействия двух стран. Интенсивно развивается сотрудничество в области морского рыболовства, соглашение о котором было подписано в 2006 г., а в 2013 г. оно было подтверждено новым соглашением на четыре года. Оно предусматривает присутствие российского рыболовецкого флота в экономической зоне Марокко, там одновременно могут находиться 10 российских кораблей. Россия получила квоту в размере 100 тыс. тонн рыбы. Плата РФ за право лова - 5 млн долл. [6]. В зоне атлантического побережья Марокко российскими судами ежегодно добывается около 80 тыс. тонн сардины, скумбрии и сардинеллы [14]. Российская сторона хотела бы увеличить ежегодную квоту на вылов мелких пелагических видов рыб в атлантической рыболовной зоне Марокко для российских промысловых судов до 160 тыс. т. Осенью 2014 г. Россельхознадзор дополнил список 130 аккредитованных ранее предприятий рыбохозяйственного комплекса Марокко еще 33 рыбоперерабатывающими заводами, получившими право поставлять свою продукцию на российский рынок. Стороны работают в направлении признания в перспективе эквивалентности систем ветеринарного надзора России и Марокко.

Созданный в 2006 г. российско-марокканский деловой совет является важнейшим инструментом для развития двусторонних деловых контактов, он действует в рамках Российско-Арабского делового совета (РАДС) под эгидой Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ. Гендиректор РАДС С. Янковец выделяет основные направления для развития деловых контактов между РФ и Королевством Марокко: энергетику, туризм, инвестиции в инфраструктуру и продовольственную безопасность. Отдельным фактором роста совместной торговли может стать выстраивание надежных логистических схем и увеличение экспорта российских зерновых культур в Марокко [8]. Среди задач, которые еще предстоит решить, чтобы развивать сотрудничество - принятие базовых правовых документов по торговле и сотрудничеству, и прежде всего - соглашения о взаимной защите инвестиций.

Заинтересованность Марокко в привлечении российского бизнеса и технологий основана на намерении властей «уйти» от аграрно-сырьевой экономики. Новый этап реиндустриализации страны видится ее элитам с участием зарубежного и, в частности, российского бизнеса. Правительство Марокко создает благоприятные условия для привлечения инвесторов: стратегические проекты с участием иностранного капитала получают господдержку в размере 5-10 % общей стоимости, также государство компенсирует 20 % стоимости приобретения земли для совместного предприятия (СП), инвесторы освобождаются на 36 месяцев от налога на добавленную стоимость (НДС) на ввоз оборудования. Кроме того, нерезиденты могут свободно вывозить из страны капиталы в любой валюте [3].

Основные инвестиционные проекты, предлагаемые марокканской стороной российским партнерам - это освоение нефтеносных сланцев (Марокко находится в десятке крупнейших обладателей этого сырья) фосфоритов (5-е место в мире) и производство сжиженного газа. Гендиректор марокканского агентства поддержки экспорта Maroc Export З. Маафири считает, что сферами, наиболее интересными для российских инвесторов могут быть туризм и гостиничный бизнес, химическая промышленность, энергетика и фармацевтическая отрасль, в частности производство так называемых дженериков [11]. Министр внешней торговли Марокко М. Аббу, посещавший Москву осенью 2014 г., сообщил, что Марокко заинтересована в привлечении инвестиций в такие сферы как автомобилестроение, аэронавтика, электроника.

В последние годы наблюдается тенденция к углублению и диверсификации сотрудничества: положительная динамика есть в фармацевтике и IT-технологиях. Кроме того, началось российско-марокканское сотрудничество в сфере освоения космического пространства. 10 декабря 2001 г. с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Зенит-2», она вывела в космос созданный в России первый марокканский спутник «Марок-Тубсат». Марокканский малый спутник предназначен для дистанционного зондирования Земли [15, c. 77].

Значимым элементом всего комплекса экономических отношений между Россией и Марокко является промышленное сотрудничество. ОАО «Силовые машины» ведет переговоры с Национальным агентством электроэнергетики и водоснабжения Марокко об участии в реализации проектов сооружения гидроаккумулирующей электростанции «Абдельмумен» (318 МВт) и модернизации ТЭС «Джерада» (165 МВт). Стороны обсуждают взаимодействие в освоении месторождений битуминозных сланцев и строительстве на их базе ТЭС «Тарфая» мощностью 300 МВт. ОАО «НПК Уралваго-завод» и марокканская компания «Casa Tram» провели переговоры о поставке подвижного состава для трамваев в городах Рабат и Касабланка. Российская компания ОАО «Атомэнергопроект» организовала в Национальном агентстве электроэнергетики Марокко презентацию проекта теплоэлектростанции мощностью 150 МВт с использованием горючих сланцев с марокканских месторождений. Также марокканским коллегам была предложена российская установка УТТ-3000, использующая уникальную российскую технологию получения синтетической нефти из горючих сланцев [13].

В июне 2014 г. в Москве состоялся российско-марокканский бизнес-форум «Марокко - стратегический партнер России», в котором приняли участие кроме должностных лиц 120 представителей марокканского бизнеса. В ходе форума были достигнуты важные договоренности. Так, соглашения о стратегическом партнерстве заключили крупнейшие банки двух стран, они предусматривают сотрудничество в инвестиционной сфере, в области импортно-экспортных операций, проектного и торгового финансирования.

Заметное место в двустороннем сотрудничестве отводится взаимодействию двух стран в сфере подготовки кадров. Марокко занимает третье после Индии и Китая место по численности студентов и аспирантов, обучающихся в российских вузах. В настоящее время это примерно 3,5 тыс. чел. [7]. О заинтересованности марокканской стороны в развитии отношений свидетельствует намерение арабских партнеров вкладывать средства в открытие русских школ у себя в стране. Председатель Ма-

роккано-Российского делового совета Х. Сантисси уверен, что «благодаря русским школам нам удастся наладить подготовку специалистов, которые в дальнейшем будут плодотворно развивать партнерские отношения между странами арабского мира и Россией» [1]. Кроме того, это позволит привлечь взаимные инвестиции и наладить сотрудничество в области образования.

Одной из важнейших отраслей экономики Марокко является туризм: всего в год королевство посещают более 10 млн туристов. Целью правительства Марокко является удвоение этой цифры к 2020 г., и сейчас предпринимаются усилия для совершенствования и развития туристической инфраструктуры, многие новые курорты строятся с нуля. В июне 2014 г. между правительствами двух стран были достигнуты новые договоренности в туристической сфере: Российский союз туринду-стрии и Национальное агентство по туризму Марокко подписали меморандум о сотрудничестве, взаимном продвижении услуг и помощи. Марокканские власти предприняли ряд шагов, направленных на повышение туристической привлекательности страны среди российских туристов с целью увеличения к 2020 г. турпотока из России в 2-3 раза (сейчас он составляет около 50 тыс. чел. в год). Бренд-стратегия марокканского направления акцентирует внимание на таких достоинствах королевства как стабильность, безопасность, хорошая погода круглый год. Перелет занимает всего четыре часа, страна может предложить как приморский отдых и серфинг, так и культурно-познавательные туры в берберские деревни и пустыню Сахара.

Таким образом, за последние годы России удалось, несмотря на политические катаклизмы, наладить активное сотрудничество с такой весомой страной Магриба, какой является Королевство Марокко. Для будущего двусторонних отношений особенно важно, что постепенно на первый план выходит сотрудничество в области современных технологий и инвестиционной деятельности. Вице-президент ТПП РФ Г. Петров отмечает, что «есть все возможности расширить торговый ассортимент и перейти к крупномасштабным совместным инвестпроектам» [3]. По его мнению, наиболее перспективным направлением сотрудничества является формат «Россия - Марокко - Африка». Региональные трансформации 2011-2014 гг., несмотря на рост политических рисков и возникновение очагов политического хаоса, открыли России новые возможности для продвижения в странах Магриба. Расширяя свое присутствие в Северной Африке, в Средиземноморье, РФ имеет шансы стать важным игроком в условиях нового баланса сил в регионе, усилить российское влияние на формирование нового облика международных отношений, более эффективно противостоять главной угрозе современности - международному терроризму.

Библиографический список

1. Арабские бизнесмены готовы вкладывать средства в открытие русских школ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://russian.rt.com/article/40175 (дата обращения : 10.07. 2014).

2. Архив внешней политики РФ (АВП РФ) Ф. 586. Оп. 30. П. 75. Д. 1. Л. 85; АВП РФ. Ф. 586. Оп. 31. П. 78. Д. 2. Л. 29 - 30; АВП РФ. Ф. 578. Оп. 36. П. 45. Д. 1. Л. 16.

3. Балиев, А. Магриб делится недрами // Российская бизнес-газета. [Электронный ресурс] / А. Балиев. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2014/06/17/magrib.html (дата обращения : 17.06.2014).

4. Герасименко, А. Марокко разоблачило отделение ИГИЛ [Электронный ресурс] / А. Герасименко. - Режим доступа : http://www.daily-news.com.ua. (дата обращения : 25.03.2015).

5. Интервью замминистра с/х Марокко М. Садики Газете.ги [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gazeta.ru/business/news/2014/09/15/n_6481021.shtml (дата обращения : 15.09.2014).

6. Касаев, Э. О. Новое в российско-марокканских внешнеэкономических связях [Электронный ресурс] / Э. О. Касаев. - Режим доступа : http://www.iimes.ru/?p=18447 (дата обращения : 03.06.2015).

7. Куделев, В.В. К визиту Президента РФ В.В. Путина в Марокко [Электронный ресурс] / В. В. Куделев. -Режим доступа : http://www.iimes.ru/?p=4907 (дата обращения : 16.03.2014).

8. Марокко. ТПП РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://tpprf.ru/ru/vneshnie-svyazy/vneshnie-svyazy-news/detail/?ID=45644 (дата обращения : 10.06.2014).

9. Марокко ищет в России точку опоры [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:// www.Bvostok.com/1309 (дата обращения : 04.07.2014).

10. Обзор состояния и итогов развития торгово-экономических отношений Королевства Марокко и РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ved.gov.ru/exportcountries (дата обращения : 26.02.2015).

11. Парфенова, А. Марокко готовится расширять сотрудничество с Россией [Электронный ресурс] / А. Парфенова. - Режим доступа : http://www.arafnews N1241436 (дата обращения : 29.10.2014).

12. Российский экспорт в Марокко вырос на 8 % в 2014 году [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.rusexporter.ru/news/detail/2174 (дата обращения : 21.05.2015).

13. Россия Марокко [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ved.gov.ru. N1052926 (дата обращения : 8.04.2014).

14. Россия - Марокко: надежные партнеры [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.russarabbc.ru/ELEMENT_ID33598 (дата обращения : 17.09.2014).

15. Россия и страны Магриба : сб. статей. - М., Институт Африки. 2011. - 122 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.