Научная статья на тему 'Перспективы реализации механизмов Киотского протокола в России'

Перспективы реализации механизмов Киотского протокола в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
664
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы реализации механизмов Киотского протокола в России»

принятию решения, которое будет способствовать истощению биологических ресурсов. Например, при необходимости выбора из вырубки леса для заготовки сырья, ведения сельского хозяйства или для создания охраняемой природной территории на определенном лесном участке, скорее всего будет принято решение по использованию территории для получения экономической выгоды, но не для сохранения природы.

Так как эффективность экономики оценивается показателями ВВП, ВНП и др., в которые не отражается состояние окружающей среды и сокращение биоразнообразия, то выбранная государственная политика оказывается неэкологичной.

Институциональная неэффективность заключается в чрезмерной эксплуатации природных ресурсов. Чем четче будут определены права собственности на биоресурсы, тем эффективнее будет их использование в рамках рыночной экономики.

Эти три причины приводят к сокращению биоразнообразия из-за недостатка

выделяемых средств и инвестирования в его сохранение.

Таким образом в результате деятельности человека - охоты, разрушения мест обитания - быстро исчезает огромное количество видов. Из-за уничтожения растительности, распашки земель нарушаются природные циклы, что приводит к смыву в реки миллиардов тонн почвы. Из-за загрязнения атмосферы и уничтожения лесов изменяется климат планеты. Угрозы биоразнообразию увеличиваются из-за растущей потребности в биологическом ресурсе, т.к. население Земли постоянно растет. Неэффективная государственная политика вместе с «провалами» рынка и институциональной неэффективностью ведут к уменьшению образованию видов и постепенному уменьшению биоразнообразия на нашей планете. А ведь то, что плохо для биоразнообразия, плохо и для человека, т.к. человек зависит от окружающей среды.

— Коротко об авторах

Мясков А.В., Лукьянова Н.В. - Московский государственный горный университет.

---------------------------------------- © О. С. Коробова, 2005

УДК 622.8 О. С. Коробова

ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМОВ КИОТСКОГО ПРОТОКОЛА В РОССИИ

1ГЛ иотский протокол - это один из

XV немногих документов, посвященных решению экологических проблем, который приобрел, благодаря пристальному вниманию к нему СМИ и политической элиты, достаточно широкую известность. Наиболее часто обсуждаемые в ходе бурных дискуссий вопросы сводятся к следующим: насколько этот документ решает проблему изменения климата и насколько его ратификация выгодна Российской Федерации. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, с учетом современного уровня знаний, разобраться в климатической проблеме и в предлагаемых мировым сообществом механизмах ее решения.

Общеизвестно, что климат планеты менялся и до появления человеческой популяции. Климатическая система Земли формируется под действием множества как природных, так и антропогенных факторов, однако антропогенное воздействие может существенно повлиять на темпы этих изменений. Для исследования этого сложного вопроса к середине 80-х годов прошлого столетия правительства разных стран приняли решение о формировании объективного независимого органа и, как следствие,

в 1988 году была создана Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК). Задача этой организации заключается в том, чтобы оценить величину и сроки климатических изменений, выявить вероятные экологические и соци-ально-экономи-ческие эффекты и проанализировать возможные стратегии по предотвращению негативных последствий. В группу экспертов вошли климатологи, социологи, медики, экономисты и другие специалисты, изучающие эту многогранную

проблему. Причем, эксперты МГЭИК формируют свои выводы не проводя собственных исследований, а на основе обработки, анализа и суммирования всех имеющихся и прошедших тщательную рецензию научных данных. В настоящее время подготовлено три научных доклада группы экспертов по изменению климата, в последнем из которых приводятся следующие выводы. [1].

На основе исторических данных о климатических изменениях международными экспертами было установлено, что в индустриальную эпоху концентрация углекислого газа в атмосфере увеличилась с 280 до 368 частей на миллион. Средняя глобальная температура поверхности Земли повысилась на 0,6 °С в течение XX века. Признавая возможную неточность данных, группа экспертов рассмотрела различные сценарии и пришла к выводу, что к 2100 году в результате деятельности человека концентрация углекислого газа может составить от 540 до 970 частей на миллион. Была дана оценка соответствующего роста температуры. В период 1990-2050 гг. рост составит от 0,8 до 2,6 °С, а к 2100 г. - от 1,4 до 5,8 °С. Это приблизительно в 2-10 раз выше средней величины потепления, наблюдавшегося в течение XX века, причем прогнозируемые темпы потепления вполне могут оказаться, если исходить из палеоклиматических данных, самыми высокими за последние 10 тыс. лет. Внешнее воздействие парниковых газов может привести к крупномасштабным, сильнодействующим, нелинейным и потенциально резким изменениям в физических и биологических системах с вероятностью возникновения многочисленных связанных с этим явлений.

Экспертами также сделан вывод о том, что «существует новое и более убедительное свидетельство того, что большая часть потепления, наблюдаемого в последние 50 лет, связана с человеческой деятельностью».

К основным парниковым газам (ПГ) относятся углекислый газ, метан, закись азота и фторуглеводороды. Главным источников углекислого газа является сжигание ископаемого топлива, закиси азота - сельское хозяйство и промышленные процессы, метана - добыча, транспортировка ископаемого топлива, утечки и эмиссия от отходов и в животноводстве.

Соотношение выбросов различных ПГ зависит от структуры экономики страны. В табл. 1 приведена структура выбросов парниковых газов Российской Федерации [2].

Решение любой глобальной экологической проблемы, в том числе и климатической, предполагает наличие эффективных международных документов и механизмов их реализации на практике. Основным инструментом международного сотрудничества по преодолению негативных антропогенных последствий изменения климата является Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН).

Ниже приведены некоторые исторические даты по созданию и работе этого документа [3]:

1988 г. ВМО и ЮНЕП учредили Межправительственную группу экспертов по изменению климата (МГЭИК)

1992 г. РКИК ООН открыта к подписанию на Всемирном саммите в Рио-де-Жанейро.

1994 г. Российская Федерация ратифи-

цировала РКИК ООН

1995 г. Второй доклад МГЭИК, в котором отмечается необходимость серьезных действий по снижению выб-росов парниковых газов.

1997 г. На третьей Конференции Сторон РКИК ООН в Японии (г.Киото) принят Киотский протокол.

1999 г. Российская Федерация подписала Киотский протокол.

2001 г. Третий доклад МГЭИК, в котором подтверждается факт значительного антропогенного влияния на потепление климата, отмечается, что наблюдаемые изменения более сильные, чем считалось ранее.

2001 г. На седьмой Конференции Сторон РКИК ООН единогласно одобрены «Марракешские соглашения» - подзаконные акты Протокола.

2003 г. Киотский протокол ратифицирован всеми странами ЕС, Японией, Канадой, Китаем, Индией (на февраль 2005 г. 141 страна). Отказались от ратификации США и Австралия

2004 г. Россия ратифицировала Протокол

2005 г. 16 февраля вступление Киотского протокола в силу.

Основная цель, провозглашенная в РКИК ООН, заключается в том, чтобы добиться безопасного антропогенного воздействия на глобальную климатическую систему без ограничения возможностей экономического развития стран.

В Конвенции закреплены принцип «общей, но дифференцированной ответственности», который предусматривает ведущую роль развитых стран в борьбе с изменением климата, а также принцип

Таблица 1

Антропогенная эмиссия парниковых газов в Российской Федерации, млн т СОгЖв.

Год Диоксид углерода Уд.вес., % Ме- тан Уд.вес, % За- кись азота Уд.вес, % Фторугле водороды Уд.вес, % ПГ, всего

1990 2360 77,5 550 18 98 3,2 40 1,3 3050

1999 1510 79,6 290 16,4 35,8 1,8 42 2,2 1880

«предосторожности», провозглашающий, что отсутствие полной научной определенности не должно быть оправданием для бездействия (ст. 3 РКИК ООН).

Из конкретных обязательств стран следует отметить создание кадастра выбросов парниковых газов посредством проведения их регулярной инвентаризации; формирование политики и соответствующих программ; периодическое предоставление в руководящие органы Конвенции национальных сообщений. Промышленно развитые страны также обязались стремиться к сохранению в 2000 году уровня выбросов парни-ковых газов 1990 года. (Ст.4 РКИК ООН)

Конвенция стала первым историческим шагом в борьбе мирового сообщества с антропогенными выбросами парниковых газов. Однако, в ней не были предусмотрены количественные цели и временные рамки для их выполнения. Поэтому, Стороны Конвенции пришли к выводу о необходимости усиления обязательств по снижению выбросов парниковых газов, что привело к подписанию в 1997 году Киотского протокола (КП).

Протокол конкретизирует ряд общих положений Конвенции и вводит требования по учреждению национальных институциональных систем. КП подписан в 1997 г. всеми ведущими странами мира, в т.ч. и РФ и вступает в силу после того, как будет ратифицирован не менее 55 Сторонами Конвенции на долю которых приходится в совокупности как минимум 55 % общих выбросов диоксида углерода развитых стран и стран с переходной экономикой за 1990 год. По состоянию на начало февраля 2005 года Протокол ратифицирован 141 страной, являющимися Сторонами Конвенции, 30 из ко-

Рис. 2. Прогноз эмиссии С02 (индексы эмиссии, 1990 г. = 100 %)

торых относятся к развитым или странам с переходной экономикой и отвечают за 61,6 % выбросов С02 их совокупного объема.

Процесс подготовки Протокола к вступления в силу был продолжительным и трудным. Первый барьер был преодолен сравнительно быстро, но превысить рубеж в 55 % выбросов диоксида углерода после отказа от ратификации США (36 % выбросов развитых стран) и Австралии (2,1 % выбросов) оказалось проблематично. В силу сложившихся обстоятельств судьба Протокола целиком зависела от решения Российской Федерации (17 % выбросов) (см. рис. 1).

В России разгорелись бурные дискуссии по вопросу целесообразности ратификации нашей страной этого документа. По заданию Президента РФ был организован междисциплинарный совет-семинар РАН по проблемам изменения климата и Киотского протокола, в рамках деятельности которого мнения ученых также не были единодушны. Ниже приведены основные тезисы и

аргументы сторонников и оппонентов ратификации Россией Киотского протокола (табл. 2) [4].

Роль России в ратификации Киотского Протокола

Вклад России в общий выброс стран Приложения 1 (развитые страны и страны с переходной экономикой) РКИК (1990).

США

35% Россия

29% Велико- Герман.

ритания Япония ™

Для вступления в силу Киотского Протокола требуется ратификация странами вносящими55% от выброса СОа стран Приложения 1.Это означает, что если две страны - США и России не ратифицируют протокол, то он никогда не сможет вступить в силу

Мсточни*. Секретариат РКИК (РССС/$В1Л999/12)____________

Протокол установил конкретные обязательства каждой из развитых стран по снижению выбросов парниковых газов так, чтобы в 2008-2012 гг. (или в так называемый первый «бюджетный» период Протокола) они уменьшились по крайней мере на 5% по сравнению с уровнем 1990 г. Россия, в частности, к этому сроку должна обеспечить не превышение уровня выбросов 1990 года:

Количественные обязательства некоторых стран по Киотскому протоколу: Ограничить выбросы парниковых газов (в среднем за 5 лет, с 2008 по 2012 гг.) уровнями в процентах от выброса страны в 1990 г.:

ЕС - 92 % (с внутренним перераспределением)

США - 93%

Япония, Польша, Венгрия, Канада —

94%,

Россия, Украина - 100%

Норвегия - 101%

Австралия - 108%

Исландия - 110%

Для большинства промышленно развитых стран обязательства состоят в снижении выбросов на 6-8 % ив условиях экономического роста необходимость их выполнения только национальными мерами может оказаться чрезвычайно затратной. В то же время Россия, вследствие экономического спада и реструктуризации экономики, примерно на треть снизила свои выбросы к уровню 1990 г. (см. табл. 1) и при самых оптимистичных сценариях развития, включая удвоение ВВП в ближайшие 10 лет, нашей стране не грозит невыполнение

своих количественных обязательств (см. рис. 2, [2]).

Обязательства России по Киотскому протоколу:не превысить в среднем за 2008 —2012 гг. уровень выбросов ПГ 1990

г.;

• принять национальный план действий и мероприятий по снижению выбросов ПГ;

• создать и ежегодно пополнять кадастр выбросов парниковых газов и поглощения С02 лесами в строгом соответствии с правилами РКИК ООН;

• создать национальный реестр принадлежности, купли-продажи и передачи единиц учета выбросов парниковых газов.

Учитывая, что количественные цели по ограничению выбросов достаточно серьезны, в Протоколе предусмотрены механизмы гибкого взаимодействия между странами, которые позволят снизить затраты по достижению национальных обязательств. К этим «механизмам гибкости» относятся проекты совместного осуществления (ст. 6 Протокола); механизм чистого развития (ст. 12 Протокола); торговля квотами на выбросы ПГ (ст. 17 Протокола).

Проекты совместного осуществления упрощенно обозначают следующее. Страна, которая испытывает финансовые трудности с выполнением своих обязательств (или отдельная компания этой страны), может выделить средства на осуществление мероприятий в другой

Таблица 2

Аргументы сторонников и противников Киотского протокола

Тезис Аргумент оппонентов КП Аргумент сторонников КП

1 2 3

КП не имеет научного обоснования и не решает климатической проблемы 1. Климат планеты менялся на протяжении многих миллионов лет и эти изменения связаны со множеством природных факторов, не зависящих от антропогенной активности 2. КП регулирует меньшую часть природной и антропогенной эмиссии парниковых газов. Концентрация парниковых газов в результате проведения всех мероприятий, предусмотренных этим документом, изменится очень незначительно. 1. Климат планеты менялся и до появления человеческой популяции, но темпы его изменения в последнее время беспрецедентны. Потепление за последние 100 лет составило 0,6 °С (для территории России за столетие - около 1 °С.) В последние 50 лет скорость потепления увеличилась до 2,7 °С/100 лет, а после 1970 г. тренд потепления составил уже около 4 °С/100 лет. 2. Для того, чтобы вывести систему из равновесия, достаточно очень небольшой величины де стабилизационного фактора. Антропогенная эмиссия - это избыточное количество углекислоты, которое приводит к разбалансировке климатической системы. Человечество может и должно, согласно принципу предупредительности, управлять антропогенной частью выбросов парниковых газов. КП является пилотным документом, который отрабатывает механизмы устойчивого развития для решения как проблемы парникового эффекта, так и других глобальных экологических проблем.

КП не эффективен В первом «бюджетном» периоде под регулирование подпадает чуть более 30% мировых выбросов ПГ. При выполнении количественных обязательств, предусмотренных КП уровень мировых выбросов сократится только на 1%. Цель создания КП - придание юридического статуса обязательствам, заложенным в РКИК. Протокол охватывает 5 лет (2008-2012 гг.), за этот срок невозможно достигнуть значительного результата. Всякие глобальные по масштабам процессы начинаются с малого. КП является первым шагом в глобальном процессе борьбы с антропогенным изменением климата. В то же время, необходимо учитывать, что меры, направленные на ограничение выбросов ПГ, одновременно приводят к повышению эффективности производства и энергосбережению, а также дополнительному экологическому эффекту в отношении традиционных загрязнителей

КП не справедлив Протокол предусматривает количественные обязательства для развитых стран и их отсутствие для развивающихся. В то же время, темпы роста выбросов ПГ развивающихся стран выше, чем в развитых и «угроза» климату исходит именно от стран «третьего мира» Развитые страны имеют огромный экономический потенциал для реализации мер, предусмотренных КП, а развивающиеся страны в большинстве своем - нет, и, согласно принципу «общей, но дифференцированной ответственности», ведущая роль в борьбе с антропогенным изменением климата принадлежит развитым странам. Кроме того, развитые страны уже нанесли огромный ущерб окружающей среде и должны вернуть свой «экологический долг».

1 2 3

КП не выгоден России, ограничивает ее экономический рост 1. Протокол обрекает Россию на сохранение бедности, слабости и отсталости. Россия не выполнит обязательства на 2-й и последующие «бюджетные» периоды 2.Являясь экологическим донором Планеты, Россия не имеет никаких преимуществ от ратификации КП 3.Есть опасения, что Россия нужна мировому сообществу только для вступления КП в силу, после чего излишки российской квоты не будут востребованы. 1. Новые обязательства стран на период после 2012 г. принимаются при их согласии и подлежат повторной ратификации. Обязательства первого «бюджетного» периода не налагают ограничений на экономический рост России: ни один из вариантов развития экономики до 2015 г, рассмотренных в энергетической стратегии, не приводит к срыву российских обязательств по КП. Кроме того, опыт некоторых развитых стран доказывает возможность экономического роста при одновременной стабилизации и даже снижении уровня выбросов ПГ. 2. Россия значительно улучшит свой имидж, поддерживая международные усилия по борьбе с антропогенным воздействием на климат. В случае отказа от ратификации Протокола, Россия приобретет статус страны, не имеющей последовательной политики. 3. «Углеродные» рынки функционируют в мире и без России. Оттягивая решение, Россия теряет позиции на этих рынках.

стране, где снижение выбросов будет достигнуто с существенно меньшими затратами. Полученное снижение выбросов частично или полностью передается в страну, из которой предоставлен такой "кредит", и засчитывается ей в счет выполнения обязательств.

Механизм чистого развития фактически означает финансовую и технологическую помощь по осуществлению проектов в развивающихся странах, в результате которых стране-инвестору засчитывается эффект снижения/ предотвращения выбросов ПГ.

Торговля правами на выбросы предоставляет возможность странам, успешно выполняющим свои обязательства, переуступать права на выбросы странам, нуждающимся в них; этот механизм является стимулом для проведения соответствующих мероприятий на национальном уровне и использования двух других «механизмов гибкости».

Перспективы использования механизмов, предусмотренных Киотским протоколом, в России следующие.

Проекты совместного осуществления. Для реализации процедуры осуществления совместных проектов в нашей стране в первую очередь необходимо решить вопросы внесения изменений в государственные обязательства РФ на величину передаваемых по проекту сниженных выбросов и формализовать национальные процедуры экспертизы и одобрения проектов. В настоящее время в России отсутствуют национальный кадастр выбросов, созданный на базе инвентаризации; реестр изменения квот на выбросы ПГ и регистр осуществленных сделок. В связи с этим, организация проектов совместного осуществления (ПСО) возможна по усложненному варианту и включает в себя внутреннюю и международную экспертизы, необходимость получения российской компанией государственного разрешения на выпуск единиц сокращенных выбросов для их продажи инвестору, получение госу-

дарственных гарантий передачи сниженных выбросов из РФ в страну-инвестор. Такая процедура характеризуется наличием риска в связи с возможностью отклонения полностью готовых проектов руководящим органом Киотского протокола и высокими трансакционными издержками. Тем не менее, уже сегодня идет подготовка ПСО в различных отраслях промышленности, причем большая их часть обеспечена необходимой документацией и потенциальными углеродными инвесторами. Таким образом, при создании со стороны государства благоприятных условий реализации в стране ПСО компании могут обеспечить улучшение своих техникоэкономических показателей с дальнейшими позитивными последствиями для экономики страны в целом. Возможно, что в масштабах всей экономики эффект невелик (специалисты оценивают его в несколько млрд. долл. за 2008 -2012 гг.), но в целом он положителен и является значительной поддержкой «пионерам» деятельности по снижению выбросов парниковых газов.

Торговля квотами на выбросы парниковых газов. Переуступка РФ своих гос-обязательств по выбросам другой стране находится полностью в ведении государства. Применение этого механизма станет возможным, если страна создаст кадастр выбросов, реестр изменения квот, регистр сделок, основанные на достоверной инвентаризации выбросов ПГ, а также систему внутригосударственной отчетности и ежегодного представления национальных отчетов (ст. 2, 5, 7, 10 КП). По мнению большинства экспертов прямая переуступка гособязательств в массовом масштабе нецелесообразна вследствие необходимости резервирования избытка квот на второй период обязательств КП, хотя отдельные сделки не исключены, в особенности той части резерва квот РФ, которая получена в результате ранее проведенных мероприятий по снижению выбросов ПГ.

Механизм чистого развития. Механизм может найти применение, в основном, в связи с инвестиционной деятельностью российских компаний в странах СНГ (кроме Украины и Беларуси), а также в таких развивающихся странах, как Монголия, Индия, Китай, Турция. В дополнение к прочим выгодам компании могут получить сокращенные выбросы, которые могут быть реализованы на международном рынке. Функции государства по этим проектам сводятся к их регистрации и прибавлению получаемых единиц снижения выбросов к национальным обязательствам РФ.

Национальная система торговли правами на выбросы ПГ. Эта схема является дополнительной к механизмам Киотского протокола. Различные торговые схемы с выбросами получили в мире широкое распространение и демонстрируют свою высокую эффективность в плане стимулирования мероприятий по снижению выбросов и повышении эффективности производства. В схеме заложен принцип «квотирование и торговля». Наиболее характерным примером является введение в Евросоюзе с 1.01.2005 Европейской Системы Торговли Выбросами среди компаний. Данная торговая система является необязательным, вспомогательным инструментом КП, но она введена Евросоюзом законодательно; ее цель - максимально стимулировать национальные меры по снижению выбросов ПГ. Национальные торговые системы действуют в Дании, Великобритании, Нидерландах, вводятся в Японии. В США торговля возникла на базе инициатив нескольких штатов и добровольных обязательств компаний и функционирует через брокеров и Чикагскую климатическую биржу. В корпорациях «Шелл» и «Бритиш Петролеум» также несколько лет успешно действуют внутрикорпоративные системы торговли. Предполагается, что аналогичная торговая система, при условии ее ввода в РФ, будет совместима с международными системами, в первую очередь - Евросоюза, а уча-

стниками торгов станут также западные компании, испытывающие потребность в пополнении своих квот.

В заключении следует отметить, что при проведении в РФ активной работы по созданию институциональной системы реализации механизмов КП этот документ может быть дополнительным стимулом повышения энергоэффективности и энергосбережения, обеспечить приток финансовых средств, предназначенных для осуществления проектов повышения эффективности производства и ресурсосбережения. Реализация механизмов КП будет способствовать решению экологических и социальных проблем, поскольку Протокол в какой-то мере выступает в качестве «катализатора» всей экологической деятельности в целом, включая рост источников финансирования экологических, исследовательских и образовательных проектов,

1. Третий доклад МГЭИК об оценке изменения климата, 2001 г., 220 с.

2. Третье национальное сообщение Российской Федерации, МВК, Москва, 2002 г., 158 с.

создает возможность привлечения дополнительных инвестиций для модернизации социальной инфраструктуры, посадки лесов и т.п. Кроме того, следует учитывать, что при снижении выбросов парниковых газов одновременно уменьшается загрязнение воздуха и другими «не парниковыми» загрязнителями, что приводит к снижению заболеваемости и смертности людей.

Таким образом, Киотский протокол можно охарактеризовать как пилотный этап глобального соглашения по предотвращению катастрофических изменений климата, позволяющий начать практическую деятельность и запустить механизмы международной кооперации, и «катализатор» для поддержки научных исследований по проблеме изменения климата, экологических и социальных работ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Рамочная конвенция ООН об изменении климата. Первые десять лет, информационная служба Секретариата РКИК, 2004, 99 с.

4. Климатические изменения, взгляд из России/ под ред. В.И. Данилова-Данильяна. - М., ТЕИС, 2003, 416 с.

— Коротко об авторах -----------------------------

Коробова О.С. - НИЭО «Энергетический углеродный фонд».

© П.И. Пономаренко, Б.Л. Райхель,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.