Научная статья на тему 'Перспективы развития вариативного образования (на примере Республики Дагестан)'

Перспективы развития вариативного образования (на примере Республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / THE VARIATION FORMATION / THE CONTENT OF EDUCATION / THE METHODOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умеров Ахмедпаша Умарович

Темпы «возвратной модернизации» лицеев, гимназий и колледжей в отечественной системе образования позволяют утверждать, что альтернативные образовательные учреждения не только востребованы, но и нуждаются в педагогическом проектировании целей, содержания образования и методического обеспечения УВП в них. Свое видение данной проблемы предлагает автор статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The temps of "returned modernization" of lyceums, gymnasiums and colleges inside the domestic educational system allow to confirm that alternative educational institutions are in great demand, but they need pedagogical projecting of purposes, educational content and methodological support of educational process. The author of the article offers his own vision of the given problem.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития вариативного образования (на примере Республики Дагестан)»

ханизмы ее компенсации / Н. М. Мухарлямов ; Акад. мед. наук СССР. - М. : Медицина, 1978. - 248 с.

6. Талибов, А.Х. Индивидуализация тренировочной нагрузки тяжелоатлетов высокой квалификации на основе комплексного контроля : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Талибов Абсет Хакиевич ; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгаф-та. - СПб., 2005. - 20 с. : ил.

7. Талибов, А.Х. Влияние хронического физического перенапряжения на организм спортсменов // Адаптация в спорте : состояние, перспективы, проблемы. - СПб., 2009. - С. 230.

8. Шихвердиев, С.Н. Структура и содержание комплексного контроля за подготовленностью юных футболистов 15-16 лет в зависимости от различных режимов тренировочных нагрузок : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Н. Шихвердиев. - СПб., 1992. - 22 с.

9. Repair of mitral valve and subaortic mycotic aneurysm in a child with endocarditis / M.W. Frank, C. Mavroudis, C.L. Backer, A.P. Rocchini // Ann. Thorac. Surg. - 1998. -Vol. 65. - N 6. - P. 1788-1790.

10. Results of allograft aortic valve replacement for complex endocarditis / J.A. Dearani, T.A. Orszulak, H.V. Schaff et. al. // J. Thorac. Cardiovasc. Surg. - 1997. - Vol. 113. - N 2. - P. 285-291.

Контактная информация: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ВАРИАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

Ахмедпаша Умарович Умеров, ассистент,

Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ)

г. Махачкала

Аннотация

Темпы «возвратной модернизации» лицеев, гимназий и колледжей в отечественной системе образования позволяют утверждать, что альтернативные образовательные учреждения не только востребованы, но и нуждаются в педагогическом проектировании целей, содержания образования и методического обеспечения УВП в них. Свое видение данной проблемы предлагает автор статьи.

Ключевые слова: вариативное образование, содержание образования, методическое обеспечение.

THE PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF VARIANT EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF REPUBLIC DAGHESTAN)

Ahmedpasha Umarovich Umerov, the assistant,

The Dagestan State Pedagogical University Makhachkala

Annotation

The temps of "returned modernization" of lyceums, gymnasiums and colleges inside the domestic educational system allow to confirm that alternative educational institutions are in great demand, but they need pedagogical projecting of purposes, educational content and methodological support of educational process. The author of the article offers his own vision of the given problem.

Keywords: the variation formation, the content of education, the methodological support.

Согласно республиканской целевой программе «Развитие образования в Республике Дагестан на 2005-2010 годы», утвержденной постановлением от 26 декабря 2005 г. № 230 г. и в соответствии с Законом Республики Дагестан «Об утверждении Программы экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года» (Собрание законодательства Республики Дагестан, 2004, № 12, ч. 1, ст. 980), Министерство образования республики призвано создать условия для развития

системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности; повышения качества образования и воспитания детей; реализации новых подходов к формированию развивающей среды; наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей; увеличения количества учреждений системы общего образования, их отделений и филиалов, классов (групп) для способных и одаренных обучающихся, в том числе в сельской местности [5].

В целях решения задач нашего исследования, созвучных целям названной программы, мы осуществили анализ становления и развития национальной системы образования Республики Дагестан. Это позволяет нам утверждать, что в национальной системе образования республики имелись реальные предпосылки для формирования вариативной системы образования, в которую иерархично встраиваются лицеи, колледжи, гимназии, общее количество которых в республике превышает сотню [4].

Прежде всего, уточним ключевые понятия: вариативный - от слова вариант, означает видоизменение, разновидность [6]. Используя данное понятие, мы констатируем многообразие образовательных учреждений в республике. Далее, инновационное образовательное учреждение - это лицеи, колледжи, гимназии; альтернатива означает необходимость выбора одного из двух (или нескольких) возможных решений, вариантов [6]. Элитарный, то есть наилучший вариант (по качеству, уровню научнометодического обеспечения и т.п.) предоставления образования.

Таким образом, используемые нами понятия: альтернативный, вариативный, инновационный, элитарный имеют общую смысловую точку пересечения, подразумевающую возможность получения желаемого, наилучшего по форме, содержанию, способу предоставления качественного образования в том или ином образовательном учреждении (лицее, гимназии, колледже).

Следует отметить, что проблемы инновационного (вариативного, альтернативного, элитарного) образовательного учреждения в нашей республике вызывает огромный интерес как со стороны научной общественности (кадровый резерв, поле реализации научных идей и т.п.), так и со стороны родителей, ориентированных на предоставление наилучшего образования своим детям. Этим обусловлен регулярный мониторинг качества обучения в ИУЗ со стороны чиновничьего аппарата. В реальности же сложилась парадоксальная ситуация, которая порождена социально значимыми противоречиями между возрастающими потребностями российского общества в получении образования высокого уровня и реальными возможностями государства удовлетворить эти потребности средствами вариативной системы образования.

Тем не менее, при существующих разногласиях по поводу качества обучения в инновационных образовательных учреждениях существуют неоспоримые критерии -так, на республиканских олимпиадах:

- по предметам естественнонаучного цикла 43% призеров составили учащиеся ИУЗ;

- по гуманитарным дисциплинам - 16% (из общего числа победителей и призеров 24,5% составили лицеисты и гимназисты).

От 90 до 98% выпускников ИУЗ поступают в вузы [4].

При положительной динамике показателей качества образования в инновационных учреждениях исследователи проблем образования в республике подчеркивают необходимость пересмотра учебных планов, в которых имели место серьезные учебные перегрузки [4].

Согласно требованиям, обязательная нагрузка не может превышать нормативы, допустимые для всех общеобразовательных учреждений, в том числе для школ с углубленным изучением предметов, лицеев и гимназий. Однако до сих пор в отечественной науке нет специальных исследований, посвященных изучению данного вопроса в республике. Изучение практики функционирования ИУЗ в республике показало своевременность проводимого исследования и обозначило основные его направления: ожидания родителей от ИУЗ; проблема профессионального совершенствования педа-

гогов ИУЗ; методическое оснащение учебно-воспитательного процесса в ИУЗ; нормативно-правовое сопровождение УВП и др.

Обозначив основные направления исследования, мы определили комплекс задач, которые, по нашему мнению, позволят оптимизировать деятельность ИУЗ в перспективе. В числе задач определена необходимость:

- разработки варианта учебного плана гимназии (лицея, колледжа) как гуманитарного образовательного учреждения, который может быть использован в практике работы других учреждений;

- разработки концептуальной модели вариативного (элитарного) образования в республике;

- разработки программы повышения квалификации учителей для работы в альтернативных образовательных учреждениях.

Решение обозначенных задач обеспечивается изучением состояния вопроса в теории и практике. Теоретический экскурс в проблему, проведенное анкетирование родителей, педагогов и учащихся ИУЗ, позволило выявить, что состояние проблемы можно представить следующим образом.

Первое направление. Позиция родителей. В ходе опроса респондентам предлагалось оценить не только общую удовлетворенность образовательным учреждением, в котором учатся их дети, но и конкретизировать свою оценку по ряду критериев, характеризующих различные достоинства и недостатки образовательного учреждения. Подчеркнем, что предлагаемые в анкете аспекты функционирования школы оценивались родителями по пятибалльной шкале.

Таблица 1

Оценка родителями учеников инновационных школ по различным критериям их

функционирования(%)

Объект оценки Балл

Уровень и качество знаний, которые ребенок получает в школе по основным предметам 3,61

Возможность участия общественности и родителей в образовательном процессе, жизни школы 3,61

Профессиональный уровень педагогов 3,55

Объективность методов и критериев оценки учебной успеваемости вашего ребенка 3,53

Санитарно-гигиенические условия обучения ребенка 3,52

Уровень учебной нагрузки на ребенка 3,52

Учет реальных интересов ребенка в получении знаний 3,44

Уровень психологического комфорта вашего ребенка в школе 3,36

Участие школы в различных грантах и проектах 3,31

Организация досуга в школе 3,21

Возможность получения профильного обучения 3,20

Материально-техническая оснащенность школы (наличие компьютеров, оснащенность учебных кабинетов, спортивных залов, библиотек и т.д.) 3,14

Использование информационных компьютерных технологий в образовательном процессе 3,13

Возможность получения дополнительного образования 3,08

Качество медицинского обслуживания 2,88

Следует отметить, что в представленной таблице приведены средние баллы по оценке родителями учащихся того или иного аспекта работы образовательного учреждения. В рамках проведенного исследования в 2006-2007 учебном году нами были специально опрошены в 10 школах 5 населенных пунктов республики (в том числе, в Каспийской гимназии №1, Махачкалинском правовом лицее №51 и др.) родители детей, посещающих школу. Родителям был задан вопрос: нравится ли им школа, которую посещают их дети? 23,7% опрошенных сказали, что им скорее не очень нравится или полностью не нравится школа, где обучаются их дети. В принципе безразличны к этому 16% родителей; 43,6% опрошенных отметили, что им скорее нравится школа,

где обучаются их дети, очень нравится -14,4%, 2,2% опрошенных испытали затруднение с ответом. Что касается посещения родителями школы для того, чтобы узнать об успеваемости детей, то 2,7% респондентов сообщили, что ходят в школу для этого реже раза в год, 6,6% родителей посещают школу один раз в год, дважды - 12,8%. При этом каждую четверть осведомляются об успеваемости.

Опросы также показали, что количество родителей с предубежденным отношением к частному (элитарному) образованию в целом по Дагестану составляет около 30%. При этом данная цифра почти не зависит от масштабов образовательной системы. Большинство населения или выражают безоговорочное желание обучать детей в элитарной частной школе, или готовы сделать это при определенных условиях. При этом, одной из главных причин, препятствующих получению качественного образования детьми, родители называют социально-экономическое (материальное) положение семьи, что адекватно социально-экономическим показателям уровня жизни в дотационной республике, в которой основное население составляют сельские жители (60%).

Приведенные положения являются убедительными комментариями к следующей таблице, представляющей результаты выявленных запросов родителей по отношению к школе, а именно, что должен получить в результате обучения школьник.

Таблица 2

Представления родителей о том, что должен получить их ребенок в результате

школьного обучения (%)

Требования, предъявляемые к результатам обучения %

Прочные знания 67,3

Возможность развития своих способностей 57,8

Необходимую подготовку для поступления в вуз 49,0

Достаточный культурный уровень 35,4

Опыт социального общения и взаимодействия 31,3

Опыт участия в общественной жизни и деятельности 23,8

Воспитание позитивных личностных качеств учащихся 22,4

Хорошую предпрофессиональную подготовку 8,2

В целом, обобщая приведенные материалы, мы сформулировали выводы о том, чего ожидают родители от элитарной, альтернативной школы:

- увидеть реальные успехи и достижения ребенка;

- получить подтверждение позитивных черт его характера;

- убедиться в заинтересованности учителей в успехах ребенка;

- увидеть усилия педагогов в создании здорового нравственного климата и культурной среды в школе;

- участвовать лично в создании в школах атмосферы сотрудничества детей и взрослых;

- убедиться в заинтересованности учителей и администрации школы в развитии партнерских отношений с родителями.

Второе направление. Позиция педагогов. Анализ литературы по проблеме, собственные наблюдения автора, результаты анкетирования позволили сформулировать требования к личности педагога элитарной школы, предъявляемые государством и обществом:

- высокий профессионализм на фоне отсутствия ролевой, профессиональной деформации, свобода от стереотипов и педагогических догм, как в организации, так и в содержании учебно-воспитательного процесса;

- способность к творчеству и креативность мышления;

- широкая эрудиция, позволяющая обеспечить интегративное изложение материала, умение увязать его в единую систему и тем самым способствовать формированию в сознании ребенка целостной картины мира;

- высокий уровень психолого-педагогической подготовки, обеспечивающий

возможность реализации подлинно индивидуального подхода в организации как учебного, так и воспитательного процесса, создание эмоционально насыщенной атмосферы взаимоотношений с детьми и родителями;

- профессиональное владение широким набором психолого-педагогических методик и техник и др.;

- высокая общая культура и гуманные установки по отношению к людям.

В практике школ, следует отметить, такие требования продолжают оставаться недостаточно реализованными, так как вследствие массовости образование приобретает поточный характер, и педагог, соответственно, поставлен в условия своевременной «подачи» учебного материала и проведения запланированного мероприятия. По этой причине, многие проводимые воспитательные действия приобретают «мероприятий-ность», так как педагог не успевает донести до ученика истинный смысл и целевое назначение классного часа, встречи с интересными людьми, а заорганизованный учебный процесс превращает учителя в «урокодателя».

Изучение опыта инновационных школ республики показывает: им присуще авторское начало, а их создателям свойственно состояние активного творческого поиска. Преимущество и, в то же время, недостаток инновации - в том, что изменения в одном звене влекут за собой изменения во всех других, то есть к системным изменениям, этого же масштабы и темпы модернизации или реформирования не в состоянии выдержать.

Абстрагируясь от приведенных материалов, можно сформулировать ряд гипотетических положений:

- вариативное образование в республике испытывает кризис «возвратной модернизации» (альтернативные образовательные учреждения востребованы, но на практике недостаточно разработано методическое обеспечение УВП и др.);

- разработка концептуальной модели вариативного образования позволит научно обосновать его деятельность в настоящем и осуществлять педагогическое прогнозирование в будущем;

- преемственность в реализации концептуальной модели вариативного образования обеспечит эффективность ее реализации в условиях национальной системы образования (от альтернативной школы до системы повышения квалификации).

ЛИТЕРАТУРА

1. Акулов, С.В. Элитарное образование в России второй половины XVIII -первой половины XIX вв. : дис. ... канд. пед. наук / Акулов С.В. - Курск, 2004. - 182 с.

2. Об образовании : закон Рос. Федерации с изменениями и дополнениями на 10.09.2005 г. // ОвД. Межведомственный информационный бюллетень. - 2005. - № 26.

- С. 10-65.

3. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы // Народное образование. - 2007. - № 6. - С. 258-263.

4. Магомедов, Г.И. Национально-региональный компонент в системе образования Республики Дагестан : теория и практика / Г.И. Магомедов, М.И. Шурпаева. -Махачкала : Изд-во НИИ педагогики, 2003. - 384 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Мартиросян, Б.П. Повышение качества инновационной деятельности в образовательных учреждениях // Педагогика. - 2008. - № 7. - С. 25-32.

6. Республиканская целевая программа «Развитие образования в Республике Дагестан на 2005-2009 годы» : утв. постановлением Правительства Республики Дагестан от 26 декабря 2005 г. № 230

7. Шарипов, Р.Х. Концепция инновационного образования // Методист. -2008. - № 8. - С. 54-58.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.