Научная статья на тему 'Перспективы развития туризма в арктической зоне республики Саха (якутия) в условиях модернизации транспортной инфраструктуры'

Перспективы развития туризма в арктической зоне республики Саха (якутия) в условиях модернизации транспортной инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
266
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ТРАНСПОРТ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кулаковский Г. П., Алексеева К. И.

В статье изложена перспектива использования модернизированных видов транспорта, которые могли бы использоваться в арктических условиях для развития туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития туризма в арктической зоне республики Саха (якутия) в условиях модернизации транспортной инфраструктуры»

УДК: 338.48: 629 (211-17)

перспективы развития туризма в арктической зоне республики саха (якутия) в условиях модернизации транспортной инфраструктуры

г. п. кулаковский,

кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник отдела экономики транспорта

E-mail: kulgeo@km. ru К. и. АЛЕКСЕЕВА, научный сотрудник отдела экономики транспорта E-mail: alekseeva. kira@mail. ru научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, г. Якутск

В статье изложена перспектива использования модернизированных видов транспорта, которые могли бы использоваться в арктических условиях для развития туризма.

Ключевые слова: Арктика, транспорт, туризм.

В настоящее время высокоширотный туризм становится все более популярным. Арктика — один из самых труднодоступных регионов мира, именно в этом ее привлекательность для туристов. За год туризм в арктической зоне привлекает более 2 000 чел. при стоимости тура от 270 до 750 тыс. руб. в зависимости от сложности маршрута, и это при том, что обслуживанием туров в арктические зоны занимается в основном только одна компания — Мурманское морское пароходство. Несмотря на высокую стоимость, спрос на экстремальный туризм устойчиво растет: если раньше арктический туризм привлекал преимущественно туристов из стран Европы и США, то в последние годы наблюдается рост внутреннего туризма.

Арктический туризм в России представлен рядом этнографических комплексов, заповедников, расположенных на прибрежных территориях на островах Франца-Иосифа, Врангеля, а также в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, на Чукотке и в других арктических регионах страны. Причина высокой стоимости туров заключается в недостаточности, а иногда и в отсутствии транспортной инфраструктуры. В настоящее время в туристской индустрии Арктической зоны задействованы такие виды транспорта, как ледоколы, вертолеты, самолеты, вездеходы, снегоходы, оленьи и собачьи упряжки.

Республика Саха (Якутия) имеет неограниченные возможности для развития арктического туризма, который, несмотря на растущий спрос, все еще крайне не развит. Данная туристская территория вызывает все больший интерес как в среде российских, так и зарубежных любителей туризма. Международный туризм в республике представлен туристами из Японии, США, Германии, Великобритании, Франции и других европейских стран. В

2010 г. Якутию посетили 1 116 туристов из зарубежных стран, из них более половины составили представители стран Азиатско-Тихоокеанского региона (рис. 1).

Существует значительный потенциал для привлечения туристов в арктической части Якутии. В настоящее время под особую охрану взято более 1/4 части территории республики, что составляет 934,5 тыс. км2, или 30 % площади республики, представленной арктическими и субарктическими экосистемами [1]. Это резервные территории, неповторимые и живописные места, эталонные ландшафты, места массового размножения, миграции и переходов диких животных, в том числе концентрации редких и исчезающих видов, хода и нерестилища ценных видов рыб, скопления и перелета птиц. Это места прохождения арктических отечественных и зарубежных экспедиций, что привлекательно для создания маршрутов «По следам предков». Это исторически сложившиеся места проживания коренных малочисленных народов Севера, исполнения традиционных ритуалов, поклонения духам, природе и проведения национальных праздников, своего рода музей под открытым небом. В целом арктические территории Якутии обладают ярко выраженными компонентами, которые могут вызвать интерес у внешнего потребителя рекреационных услуг. Исходя из этого можно развивать этнотуризм (туристы могут проживать в семьях людей, ведущих традиционный уклад жизни коренных народов, пробовать традиционную пищу и участвовать в аутентичных развлечениях). Однако необходимо обеспечить

туристов всеми удобствами, к которым привыкли потребители из развитых стран.

При развитии инфраструктуры туризм стал бы одним из наиболее прибыльных секторов экономики региона. Туризм способствует перераспределению доходов, при этом значительная часть остается в местном бюджете и используется для развития инфраструктуры, повышения уровня жизни местного населения.

Однако несмотря на динамичное развитие туризма, главной проблемой остается транспортная доступность арктической зоны.

За счет федеральных и республиканских программ создается опорная сеть путей сообщения железнодорожного, авиационного, автомобильного и речного транспорта. Ускоренными темпами идет завершение строительства железной дороги до Якутска. Введено здание нового международного аэровокзального комплекса в Якутске, построен новый пассажирский терминал, реконструированы зал официальных делегаций, аэровокзал, объекты энергетического, транспортного хозяйства и связи, установлены телескопические трапы, проектируется развитие Якутского речного порта. Ведутся реконструкция и строительные работы на основных автомагистралях федерального значения. Создаваемая инфраструктура расширяет транспортную доступность центральной территории республики, тем самым создавая благоприятные условия для освоения туристско-рекреационного потенциала республики.

Добраться до арктических территорий Якутии в настоящее время возможно только авиа-

30 000 чел.и

25 000

20000

15 000

10 000

5 000

0 4

□ Въездной туризм

□ Внутренний туризм

□ Выездной туризм

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Источник: [1] Рис. 1. Динамика потока туристов с 2005 по 2010 г

транспортом, что, в свою очередь, обусловливает очень высокую стоимость на предлагаемый тур. К услугам туристов можно предложить несколько других видов транспорта. Например, низкозатратная транспортная инфраструктура характерна для малой авиации, дирижаблей, судов на воздушной подушке, экранопланов. Авиационный транспорт имеет высокую себестоимость перевозок и относительную стоимость подвижного состава на одно посадочное место.

К дирижаблям интерес возрождается благодаря таким их свойствам, как большая грузоподъемность при дешевизне перевозок и дальности беспосадочных перелетов (они имеют высокую надежность и безопасность). Однако низкая маневренность из-за высокого аэродинамического сопротивления при полете, трудности при причаливании, сложность и высокая стоимость хранения и обслуживания не позволяли говорить о широком применении дирижаблей при создании опорной транспортной сети северного региона. В настоящее время в России разрабатывается дирижабль «Атлант» грузоподъемностью до 200 т, который можно будет использовать для освоения Арктики (рис. 2).

Среди отличительных характеристик этого дирижабля называют очень низкое давление летательного аппарата на грунт, лед и воду. Он оснащен уникальной системой активной балластировки, позволяющей варьировать всплывную силу дирижабля как в полете, так и во время стоянки, а также системой управления вектором тяги, с помощью которой достигается высокая маневренность. Жесткий несущий корпус позволяет значительно расширить погодный диапазон использования. «Атлант» способен вертикально взлетать и садиться, удерживаться на ровной площадке или на водной поверхности без специальной подготовки. Учитывая, что некоторые модели дирижаблей имеют высокую грузоподъемность, их использование в качестве перевозчиков мобильных отелей в туристическом бизнесе будет весьма перспективным. Мобильные отели становятся все более популярными в Европе и Китае, они представляют собой грузовые антивандальные контейнеры площадью от 15 до 30 м2. Уникальностью такого отеля является мобильность (контейнеры могут перевозиться с места на место с помощью вертолетов и дирижаблей).

Институт проблем транспорта РАН среди перспективных транспортных средств, помимо дирижаблей, выделяет суда на воздушной подушке

Рис. 2. Дирижабль «Атлант»

Рис. 3. Экраноплан «Иволга»

и экранопланы. Первые два вида из перечисленных «новых» видов транспортных средств могут найти широкое применение в приморской зоне арктических территорий. У экранопланов большие перспективы в области пассажирских и грузовых перевозок. Научно-производственная компания ЗАО «Арктическая торгово-транспортная компания», специализирующаяся в области разработок и создания экранопланов, занимается и эксплуатацией созданных машин.

Из экранопланов, которые могли бы эффективно использоваться для туристских перевозок в арктической зоне, можно назвать экраноплан «Иволга» (рис. 3), который представляет собой экономичное всесезонное транспортное средство многоцелевого назначения с бесконтактным движением над поверхностью на высотах 0,2—3,0 м. Под новым названием «Орион-12» данный экраноплан поступает на вооружение пограничных войск России. При максимальной взлетной массе 3 700 кг и запасе топлива 250 кг «Орион-12» имеет дальность хода более 1 000 км, коммерческую нагрузку 1 300 кг. На крейсерской скорости 180 км/ч экраноплан может перемещаться в условиях бездорожья, над

равнинными неподготовленными участками суши с протяженными уклонами 1:10 и неровностями до 0,35 м, в заболоченной и наводненной местности, на внутренних водоемах и реках, в том числе покрытых снегом и льдом (в режиме «подскока» экраноплан может достигать высоты до 100 м). Экраноплан может самостоятельно выходить на берег и сходить в воду без применения причалов. По эксплуатационной экономичности он превосходит автомобили на 30 %, быстроходные суда и аппараты на воздушной подушке в 2—4 раза, а самолеты и вертолеты в 4—7 раз [2].

До 2016 г. в республике планируется решить вопросы разработки пассажирских линий и туристских маршрутов, испытаний, сертификации и организации сборки судов-амфибий в Республике Саха [3].

В настоящее время разрабатывается новый класс морских судов, на которых возможно будет осуществлять круглогодичную навигацию по трассе Северного морского пути, не прибегая к помощи ледоколов. Идея заключена в принципиально ином подходе к разламыванию ледового слоя во время передвижения по арктическим морям. Общераспространенная ледокольная практика подразумевает пролом льда сверху. Суда, предназначенные для таких операций, должны обладать огромной массой и очень мощными силовыми установками. Совершенно другие усилия необходимо затрачивать, если ломать лед из-под воды. Таким образом, предлагается создавать морские суда, которые будут ломать лед снизу. Если эта система получит дальнейшее развитие, то отечественные судостроители через некоторое время выйдут на новый виток развития. У данного типа судна высокая экономичность по сравнению с равными классическими судами ледового типа. Благодаря специфическому расположению силовых установок такие суда смогут совершать полный разворот без поступательного движения (одна группа двигателей будет работать вперед, другая — назад). Это позволит заходить

судну в любой полностью замерзший порт и без дополнительной помощи буксиров швартоваться. У такого судна не откажут рули или главный двигатель, так как этих элементов просто нет. В связи с тем, что осадка у данных судов минимальная, возможна круглогодичная навигация по северным маловодным рекам. Для строительства судов такого типа не нужны стапели, достаточно иметь плавучий док. Поэтому строить новые суда можно будет не только на специализированных судостроительных заводах, но и на судоремонтном заводе, например, в пос. Жатай (в пригороде Якутска). Активное строительство таких судов решит проблему транспортной инфраструктуры северных территорий. Это будет мощнейший толчок к освоению Арктической зоны Российской Федерации.

Туризм можно развивать только в комплексе с общим развитием инфраструктуры. Никогда ранее изменение социальных и природных систем Арктики не совершалось так быстро. Несмотря на существующие проблемы, за туризмом в Арктике большое будущее: в отличие от добычи полезных ископаемых и промышленности объемы инвестиций в туризм могут быть значительно ниже, а экономический эффект может быть получен гораздо быстрее. Развитие новых видов транспорта для Арктической зоны Российской Федерации позволит радикально модернизировать инфраструктуру арктических исследований, расширить возможности развития арктического туризма, что, в свою очередь, привлечет в Арктику большое количество туристов.

Список литературы

1. Региональная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Республики Саха (Якутия) (2012-2016 гг. )». URL: http://sakha. gov. ru/node/43523..

2. URL: http://www. trekivolga. ru.

3. URL: http://www. biztass. ru/news/one/31025.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.