• напряжение бортовой сети;
• общий пробег;
• время стоянок;
• маршруты перемещений.
Принцип работы системы спутникового или GPS контроля заключается в определении местоположения предмета по времени задержки сигнала от спутниковой системы с известными координатами, до терминала, установленного на контролируемом объекте. Подвижные объекты (контейнеры, автомобили, самолеты, корабли) оборудуются особыми навигаторами. От спутника они получают подробную информацию о своем нахождении с временем и точными географическими координатами [2].
Внедрение СКАУТ в компанию ООО «Тетра-Логистик». Системы спутникового отслеживания за транспортными операциями снижают количество потерь груза, либо вообще предотвращают случаи потери, а значит, приобретают все большее доверие у клиента и снижают убытки компании. Кроме того, такие системы снижают реальный автопробег транспорта и расход топлива. То есть опять же снижение расходов компании и увеличение доходов.
В компании «Тетра-Логистик» нет системы спутникового мониторинга за транспортными операциями, а значит, что какая-то часть груза периодически теряется. Нет контроля за расходом топлива, за реальным автопробегом, за временем стоянок, в общем, за маршрутом.
Таким образом, предлагаю внедрить систему СКАУТ в компанию ООО «Тетра-Логистик», которая позволит круглосуточно контролировать транспорт и спецтехнику, сократить несанкционированный расход топлива, уменьшить реальный и исключить накрученный пробег.
Затраты на топливо. Несанкционированный расход топлива (незапланированная стоянка/остановка) выходит в месяц на 18 часов. Исходя из нормы расхода топлива 2-2,4 литра/ч за месяц получается 27 литров. За год для парка в 60 автомобилей расход топлива составляет 30400 литров, т.е. расходы в рублях составляют 1 650 300 рублей.
При наличии системы СКАУТ снижение расходов достигло бы разницы от 20-40 %, то есть от 330060 рублей до 660120 рублей.
Точно так же снизиться расход топлива при контроле маршрута (проезд непланового количества км).
Затраты на содержание. ТО проводится с определенной периодичностью в зависимости от пробега. Перерасход средств на ТО, ремонт и запчасти связан в первую очередь с повышенным пробегом, нарушением условий, правил эксплуатации техники и внутренних процессов персоналом. Самый простой пример -накрутка одометра и увеличение отчетных показаний водителями. Например, приписки составляли 50 % и более от реального пробега, что приводило к более частому необоснованному ТО и увеличивало расходы на ремонт и запчасти.
Снижение/ликвидация потерь при транспортировке. Объем грузооборота в год составляет 500 000 м3, при этом объем увеличиться на 20-25 %, если уменьшить или исключить потери при грузоперевозках. То есть при внедрении системы СКАУТ потери уменьшаться на 20-25 %,а значит уменьшаться расходы [3].
Исследуя расход топлива при транспортировке, обслуживание автотранспорта и снижение потерь при грузоперевозке, делаю вывод о том, что компании, занимающейся транспортировкой и складированием, необходима система спутникового отслеживания за транспортными операциями, такая как СКАУТ, с помощью которой компания сможет определить местонахождение транспорта, контролировать когда и где автомобиль совершил остановку или стоянку, время стоянки, расход топлива, скорость автомобиля. Таким образом, увидеть разницу между потерями и убытками без системы мониторинга и с системой СКАУТ.
Библиографические ссылки
1. Малиндретос Г., Морозова И. В., Балобанов А. О. Транспортная логистика и интермодальные перевозки : учеб. пособие. 2008.
2. Лукинский В. С.. Логистика автомобильного транспорта : учеб. пособие. М., 2004. 169 с.
3. Официальный сайт компании «Тетра-Логистик». URL: http://www.tetralog.ru/.
© Колесникова К. И., 2012
УДК 658.7
А. К. Кудрева Научный руководитель - Н. Е. Гильц Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Проанализированы проблемы транспортной логистики и инфраструктуры Красноярского края и города Красноярска, определенны пути решения этих проблем, рассмотрены принятые и находящиеся на рассмотрении проекты развития региона.
Транспорт - важнейший системообразующий элемент экономики, и его главная задача - поддерживать единство социально-экономического пространства,
обеспечивая физическую связанность всех элементов и подсистем экономики, мобильность населения и материальных ресурсов.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
В Транспортной стратегии России на период до 2020 года, разработанной Минтрансом РФ с привлечением ведущих ученых и специалистов, большое внимание уделено региональным аспектам транспортной политики, обеспечению единства экономического пространства страны, ускорению товародвижения, снижению удельных транспортных издержек в экономике, завершению формирования опорной транспортной сети без разрывов и «узких» мест, ликвидации диспропорций в развитии транспортной системы в рамках отдельных регионов страны. К сожалению, существует ряд проблем, которые не позволяют достичь высокого уровня развития логистики не только в некоторых регионах, но и в их центральных городах.
Краю с его пространством планов без развитой транспортной инфраструктуры действительно не обойтись и не совершить мощный рывок в своем экономическом и социальном развитии. На данный момент емкость красноярского «грузового» рынка по оценке экспертов составляет более 5 млрд тони. Более половины объема приходится на долю местных транспортно-экспедиционных компаний. Но на местный рынок приходят крупнейших российских логистических операторов, таких как «Русская логистическая компания», «STS Logistics», что, скорее всего, изменит положение вещей.
Сегодня транспортная инфраструктура РФ в целом, как и Красноярского края, имеет много проблем, главные из которых - изношенность на 50-80 % основных фондов и медленное строительство новых линий сообщений.
Программа «Развитие транспортной системы Красноярского края на 2012-2014 годы» утверждена на заседании регионального Правительства в декабре 2011 года. Как заявили в Министерстве транспорта это первая ведомственная целевая программа, объединившая в себе мероприятия, направленные на развитие двух отраслей - транспорта и дорожного хозяйства Красноярского края. Ранее каждая отрасль имела собственные программы.
Финансирование мероприятий краевого дорожного комплекса позволит планомерно увеличить сеть региональных и межмуниципальных автомобильных дорог и содержать их в соответствии с нормативными требованиями. Особое внимание будет уделяться внедрению перспективных дорожных технологий в области строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и объектов дорожного сервиса.
Общий объем расходов по отрасли «Транспорт» на период 2012-2014 годы составляет 4 101,7 млн рублей.
В рамках реализации мероприятий в области железнодорожного и внутреннего водного транспорта предусмотрены средства на компенсацию перевозчикам, возникающие в результате государственного регулирования тарифов. Программа предусматривает компенсацию расходов организациям железнодорожного транспорта, предоставляющим льготные перевозки.
Главная цель программы - комплексное развитие автомобильного, железнодорожного и водного транспорта Красноярского края для полного и эффективного удовлетворения потребностей населения и экономики края в транспортных услугах. Благодаря реали-
зации программных мероприятий будут оставлены все гарантии по льготным перевозкам и сохранена краевая маршрутная сеть.
Развитие авиации в крае во многом предопределено проектом создания мультимодального транспортного узла, который начали разрабатывать с 2000 г. На сегодняшний день международный хаб в Красноярске - один из наиболее крупных и перспективных проектов России. Максимально возможное количество рейсов, удобные стыковки, географически обоснованные маршруты, повышение уровня сервиса - к 2015 г. все это позволит увеличить общий пассажиропоток аэропорта Красноярск до 10 млн. пассажиров в год. По оценкам специалистов, географическое положение Красноярска позволяет претендовать на значительное увеличение доли рынка авиаперевозок - от 10 % на направлениях Россия - Европа и до 60 % на азиатских направлениях. Расширение внешнеэкономических отношений со странами Азии, Европы, и Северной Америки открывает новые возможности для развития инфраструктуры аэропортов Емельяново и Черем-шанка. Реализация проекта зависит от того, сможем ли мы на конкурсной основе доказать, что наш проект лучше, чем аналогичный в Новосибирске.
«Красноярская железнодорожная магистраль» входит в проектные рамки таких транспортных коридоров как Кузбасс - Дальний Восток и Южный ход. В связи с этим в край будут привлечены новые инвестиции на строительство новых путей сообщения по этим коридорам, усилятся межрегиональные транспортные связи и будет подучен доступ к портам Дальнего Востока. Принятая недавно администрацией Красноярского края программа развития Нижнего Приангарья ставят задачей освоение северных территорий, поэтому Красноярская железная дорога заинтересована в модернизации данного участка и увеличении перевозок. Всего на развитие Нижнего Приангарья планируется потратить в общей сумме 5 млрд 150 млн руб.
Еще один из проектов развития транспортной инфраструктуры региона - это строительство СевероСибирской железнодорожной магистрали (Севсиб) длиной 2 тыс. км, которая соединит центральную часть Красноярского края (Лесосибирск) на запад - с Нижневартовском (Ханты-Мансийский АО) через Белый Яр (Томская область) и на восток - с Усть-Илимском (Иркутская область) для выхода на БАМ.
Проект является частью долгосрочной стратегии развития железнодорожного транспорта России до 2030 года. Цена его реализации - свыше 12 млрд долларов. Потом эту линию, возможно, соединят с Якутской железной дорогой, и тогда данная магистраль пройдет через всю Сибирь параллельно Транссибу. Эта новая железная дорога - возможность для сибирских регионов реализовывать крупные бизнес-проекты, так как транспортная сеть охватит еще не освоенные территории Восточной и Западной Сибири.
Одним из важных результатов строительства капитальных автотрасс станет возможность активно развивать лесовозные дороги центрального региона Красноярья. Дело в том, что низкая инфраструктурная обеспеченность приводит к значительному росту се-
бестоимости лесозаготовок. Поэтому власть заинтересована в привлечении инвесторов.
Развитие транспортной системы региона становится не только необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста всей страны, но и активным фактором его формирования и повышения качества жизни населения. Остается наде-
яться, что начатые проемы по развитию транспортной инфраструктуры будут завершены, и транспортно-логистические компании будут иметь возможность без преград предоставлять широкий спектр услуг.
© Кудрева А. К., 2012
УДК 658
А. А. Матвеева, Д. О. Якимова Научный руководитель - В. Н. Товстоношенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
МОДЕЛЬ «ТОЧНО-В-СРОК» В ЛОГИСТИКЕ
Рассмотрена концепция и модель «точно в срок».
Прежде чем дойти до конечного потребителя, материалы и сырье преодолевают длинный путь, проходя через различные этапы снабжения, производства и сбыта. Важные первоначальные свойства материалов и сырья: форма, состав и внешний вид - подвергаются изменениям в процессе прохождения через эти этапы. При переходе из одного этапа в другой возникают различные проблемы несогласования. Например:
• комплектующие для изделия А поступили производителю. Неожиданно на рынке стало популярным изделие В, а комплектующие для изделия А пылятся на складе;
• в прошлом году на пике моды были сумки цвета «пинк». Производитель едва поспевал выполнять заявки розничной торговли. Наконец, производство было переориентировано, и магазины полностью были снабжены этими сумками. В новом году спросом стали пользоваться черные сумки, и магазины оказались завалены прошлогодним товаром;
• экспедитор по поручению своего клиента должен доставить ему груз от производителя ровно в 12.00. Так как экспедитору долго добираться до клиента, и едет он по загруженным транспортом улицам, то он выехал рано утром. Но улицы оказались свободными, и он уже в 10.30 был на месте. Товар, однако, к этому времени еще не был произведен, экспедитор должен был ждать, а следовательно, его грузовик занял надолго небольшую парковку перед предприятием.
Эти примеры ясно показывают: если промышленности, торговле и предприятиям-поставщикам услуг удастся так планировать, управлять и контролировать материальными потоками, что точно во время будут производиться и предоставляться только действительно необходимые изделия и услуги, то можно достичь большой экономии времени, материалов, трудовых ресурсов и энергии.
Термин «точно-в-срок» (just-in-time - JIT) используется по отношению к промышленным системам, в которых перемещение изделий в процессе производства и поставки от поставщиков тщательно спланированы во времени - так, что на каждом этапе процесса следующая (обычно небольшая) партия прибывает
для обработки точно в тот момент, когда предыдущая партия завершена [4].
Подход «точно-в-срок» был разработан в японской автомобильной компании Toyota. Его автор - Тайиши Оно и несколько его коллег. На то, что JIT была разработана именно в Японии, вероятно, повлиял факт, что Япония является перенаселенной страной с очень ограниченными природными ресурсами. Неудивительно поэтому, что японцы очень чувствительны к пустым тратам материалов, времени и средств, и к неэффективности труда. Они расценивают брак и исправления дефектов как необоснованные затраты, а запасы - как зло, потому что они занимают пространство и связывают ресурсы.
В системах JIT, качество «встроено» как в изделие, так и в производственный процесс. Они имеют высокую надежность, исключены главные источники неэффективности и срывов, а рабочие обучены не только трудиться в системе, но и непрерывно ее совершенствовать [3].
Помимо Toyota подход был успешно реализован в таких компаниях как Dell, General Motors и в других крупных компаниях. В России яркими представителями являются КамАЗ, АВТОВАЗ.
Большинство ученых и специалистов рассматривают «точно в срок» на концептуальном описательном или семантическом уровне, и крайне мало публикаций, где концепция «точно в срок» доведена до модели, на основе которой можно принимать решения. В СПбГИЭУ, начиная с 1995 года, проводились исследования на базе предприятия ЗАО «Матрален», в результате которых были разработаны два варианта модели точно в срок: аналитическая и имитационная.
Аналитическая модель «точно в срок» позволяет определить продолжительность логистического цикла с заданной доверительной вероятностью. Из случайного характера времени составляющих логистического цикла следует, что понятие «точно в срок» должно рассматриваться с учетом доверительных границ времени цикла. Если время выполнения заказа «точно в срок» задано каким-то определенным значением времени, время цикла заказа является верхней доверительной границей времени, если время выполнения