Научная статья на тему 'Перспективы развития топливной промышленности республики Саха (Якутия) в условиях присоединения России к ВТО'

Перспективы развития топливной промышленности республики Саха (Якутия) в условиях присоединения России к ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
539
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лыткина Н. В.

Содержится анализ мероприятий Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года в топливно-энергетическом комплексе на предмет соответствия требованиям Всемирной торговой организации. Рассматриваются проблемы, возникающие на начальном этапе реализации Схемы, и пути их решения. В заключительной части статьи даются предложения по реализации мероприятий Схемы в условиях присоединения России к ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development perspectives of the fuel industry in the Sakha Republic (Yakutia) under condition of Russia's joining the World Trade Organization (WTO)

The author presents analyses of activities of the Scheme on complex development of productive forces, transport and power industry in the Sakha Republic (Yakutia) up to 2020 in the fuel-power sphere according to requirements of WTO. The author studies problems that appear at the initial stage of the Scheme and suggests ways of solution. In the final part the author gives proposals on implementation of the Scheme activities within the framework of Russia's joining to WTO.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития топливной промышленности республики Саха (Якутия) в условиях присоединения России к ВТО»

УДК 338.45

Н.В. Лыткина

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

Содержится анализ мероприятий Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года в топливно-энергетическом комплексе на предмет соответствия требованиям Всемирной торговой организации. Рассматриваются проблемы, возникающие на начальном этапе реализации Схемы, и пути их решения. В заключительной части статьи даются предложения по реализации мероприятий Схемы в условиях присоединения России к ВТО.

В начале 2007 года на федеральном уровне утверждена Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года (далее - Схема). Схема является комплексным документом, в котором интегрированы аналитические, прогнозные и стратегические показатели макроэкономической, социальной, отраслевой и территориальной направленности. Она является основой для планирования экономики республики на долгосрочную перспективу.

В топливно-энергетическом комплексе Схемой предусмотрена реализация ряда масштабных проектов, среди которых строительство трубопроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан», формирование объединенной энергосистемы Восточной Сибири и Дальнего Востока через энергоузлы централизованного электроснабжения Республики Саха (Якутия), масштабное освоение ресурсов Южной Якутии и формирование Южно-Якутского угольно-гидроэнергетического кластера, развитие нефтегазового комплекса для обеспечения внутренних потребностей Дальнего Востока в природном газе и нефти и орга-низации экспорта топливных ресурсов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Однако в настоящее время существующая инфраструктура республики не способствует реализации столь глобальных проектов - недостаточно развиты железнодорожные пути и станции, автомобильные трассы, речной и морской флот изношен, местные кадры не имеют достаточной квалификации.

Вследствие дороговизны грузоперевозок автомобильным транспортом и слабого развития железной дороги в республике основной объем грузов для промышленности завозится в навигацию внутренним водным транспортом. Так, в навигацию 2006 года завезено 2 750,4 тыс. тонн грузов, в т.ч. нефть и нефтепродукты - 862,5 тыс. тонн, сухогрузы - 1 887,9 тыс. тонн [1, с. 101].

Дополнительно к указанным объёмам в целях выполнения запланированных на 2007-2008 годы строительномонтажных работ только по объекту «Расширение трубопроводной системы «Восточная Сибирь-Тихий океан», требуется доставить в навигацию 2007 года более 1 348 тыс. тонн грузов (по данным ОАО «АК «Транснефть»).

Для обеспечения указанного завоза, необходима подготовка дополнительных речных судов, оборудование новых причалов и пристаней, что потребует значительных финансовых ресурсов. Кроме того, руководство ОАО «Транснефть» - генерального подрядчика строительства ВСТО отметило, что возможно удорожание проекта из-за завышенных цен на грузоперевозки речным транспортом.

На участке железной дороги «Тында - Алдан» предполагается завезти 696 км труб. В настоящее время определены 11 станций/разъездов складирования труб. Учитывая то, что планируемые объемы поставки будут максимальными на северных пунктах (к ст. Алдан), велика вероятность возникновения проблем с пропускной способностью железной дороги при несвоевременных работах по разгрузке и складированию труб.

Подобные проблемы также возникнут при начале реализации новых перспективных проектов по комплексному развитию Южной Якутии. Кроме указанных выше проблем, при реализации проекта развития Южной Якутии препятствием могут стать ограниченная мощность дальневосточ-ных портов для перевалки угля на экспорт и недостаточная провозная способность дальневосточных железных дорог.

Таким образом, при реализации крупных проектов, в первую очередь, необходимо предусмотреть развитие соответствующей инфраструктуры, способной обеспечить требуемый объем грузоперевозок, энергии, а также обеспечение квалифицированными кадрами. Особое внимание необходимо уделить экспортной инфраструктуре, так как экспорт является основой развития экономики республики в долгосрочной перспективе.

Н.В. Лыткина. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

По итогам реализации Схемы в 2020 году объем экспорта углей прогнозируется на уровне 37 млн тонн, природного газа - 32 тыс. куб. м., нефти - 10 млн тонн [2, с. 161, 169]. Для наращивания экспорта углей требуется увеличение производительности дальневосточных портов по перевалке углей, а также пропускной способности дальневосточных железных дорог. Для начала экспорта природного газа и сырой нефти необходимо строительство трубопроводов с выходом на внешние рынки. В свою очередь, для строительства трубопроводов необходимы масштабный завоз труб и продукции технического назначения, специально обученные трудовые ресурсы и, конечно, поток финансовых средств за счет всех источников финансирования.

Далее приведем краткий анализ соответствия положений Схемы требованиям и условиям Всемирной торговой организации (ВТО). Данный вопрос является актуальным, так как процесс присоединения России к ВТО находится на стадии завершения. Необходимо отметить, что при разработке Схемы не учтен фактор присоединения России к ВТО из-за неясности окончательных условий присоединения. Поэтому в рамках Схемы разработаны два сценария дальнейшего возможного развития Республики Саха (Якутия) - инерционный и инновационный.

Инерционный сценарий основывается на консервативных оценках прогнозного роста ключевых показателей республики. Предполагается, что в основном темпы роста валового регионального продукта, реальных душевых доходов населения, бюджетных доходов будут не отклоняться от тенденций, происходящих в последние пять лет, а ожидаемые структурные сдвиги будут происходить неторопливо. Из всей совокупности обсуждаемых сегодня крупных инвестиционных проектов национального и мирового значения в республике будут реализованы лишь несколько и позднее, чем предполагается сегодня.

Инновационный сценарий социально-экономического развития республики строится на более благоприятном сочетании внешних и внутренних факторов, предполагает достижение среднегодовых темпов роста валового регионального продукта (ВРП) Республики Саха (Якутия) в размере 5-6% и сохранением такой динамики в период до 2020 года при интенсификации инвестиционной деятельности и быстром росте реальных доходов населения. Практически все обсуждаемые сегодня инвестиционные проекты будут реализованы в Республике Саха (Якутия) - это выход Талаканского месторождения на проектную мощность в 2008 году, освоение Эльгинского угольного месторождения в 2008-2013 годах, начало освоения Чаяндин-ского месторождения в 2012 году.

Инновационный вариант развития в большей мере учитывает аспекты функционирования экономики страны в условиях ВТО, чем инерционный вариант, в частности, прогнозирует рост инвестиций и реальных доходов населения. Однако, на наш взгляд, при расчете прогнозных макроэкономических показателей развития республики до

2020 года необходимо еще учесть влияние изменения экспортных и импортных тарифов, постепенного выравнивания внутренних и внешних цен на топливно-энергетические ресурсы, поэтапного открытия рынков труда, капитала и некоторые другие факторы.

Снижение экспортных пошлин на сырьевые товары, например, на нефть, может привести к росту прибыли экспортеров нефти, что, в свою очередь, способствует росту налоговых поступлений по налогу на прибыль в бюджет, а также увеличению инвестиций за счет рентабельности предприятий. Однако данная мера приведет к сокращению поступлений таможенных платежей в федеральный бюджет.

Снижение импортных пошлин на оборудование и материалы будет способствовать снижению себестоимости продукции отраслей промышленности за счет сокращения материальных затрат и внедрения новых энерго- и ресурсосберегающих технологий. Данный фактор приведет к росту прибыли и отчислений по налогу на прибыль. Кроме того, удешевление импортного оборудования позволит обновить производственные фонды предприятий в соответствии с требованиями международных стандартов качества и экологических стандартов.

Выравнивание внутренних и внешних цен на топливно-энергетические ресурсы будет иметь двоякое влияние на состояние экономики республики. С одной стороны, произойдет рост расходов бюджета на обеспечение государственного заказа на топливно-энергетические ресурсы. В 2007 году объем госзаказа составляет 874 млн тонн угля, 158,8 млн тонн нефти, 43 млн тонн газового конденсата на общую сумму 1 712 млрд руб. При применении мировых цен, стоимость госзаказа составила бы 3 256 млрд руб., что больше в 1,9 раза. С другой стороны, рост цен на внутреннем рынке способствовал бы увеличению прибыли предприятий топливной отрасли, что означает рост поступлений по налогу на прибыль, рост благосостояния работников отрасли, рост инвестиций в основной капитал.

Поэтапное открытие рынка труда положит начало свободному передвижению рабочей силы между странами-участницами ВТО. Так как на Дальнем Востоке России начинается реализация масштабных проектов, при открытии границ прогнозируется приток дешевой рабочей силы из густонаселенных стран, например Китая, а также из стран ближнего зарубежья. Это может вызвать рост безработицы у местного населения и снижение уровня заработной платы, что ведет к снижению темпов экономического роста республики.

Либерализация рынка капитала усилит конкуренцию на финансовом рынке республики за счет открытия филиалов иностранных банков на территории республики. Общеизвестно, что, имея высокий уровень капитализации и резервов, иностранные финансовые институты предлагают привлекательные кредиты по низким процентным ставкам. Это благоприятно повлияет на финансовое состояние

местных предприятий за счет сокращения расходов на уплату процентов и будет способствовать росту инвестиций в основной капитал за счет привлеченных средств.

В отношении стран-членов ВТО делает упор на увеличение доли в структуре экспорта готовой продукции, а не сырьевых ресурсов. Согласно Схеме, в прогнозный период до 2020 г. республиканский экспорт будет носить преимущественно сырьевой характер с переориентацией с минерально-сырьевого направления на топливно-энергетическое. Так, по укрупненным расчетам, прогнозируется рост доли топливных ресурсов с 17,7% в 2006 году до 83% в 2020 году за счет увеличения экспорта угля, нефти и природного газа.

Однако при этом в Схеме отмечено, что «основной упор будет направлен на диверсификацию структуры экспорта, переход на глубокую переработку минерального сырья и биологических ресурсов, переход к экологически чистым и высоким ресурсосберегающим технологиям, отвечающим принципам экологически устойчивого развития» [2, с. 223]. Однако конкретные мероприятия по указанным направлениям в Схеме не прописаны, что, возможно, предполагает их реализацию после 2020 года.

Одним из основных положительных последствий присоединения страны к ВТО будет повышение ее инвестиционной привлекательности за счет применения режима наибольшего благоприятствования и национального режима по отношению к иностранным компаниям. После присоединения России к ВТО крупнейшие иностранные компании смогут участвовать в добыче полезных ископаемых на территории Якутии (месторождения железных руд -«Таежное» и «Десовское»; каменного угля - «Эльгинское», «Второе Нерюнгринское», «Денисовское», «Чульмаканс-кое»; полиметаллических руд - «Сардаана»; серебра, свинца и цинка - «Прогноз», Эльконская группа урановых месторождений). Уже имеются рамочные договоренности о заинтересованности в этих направлениях иностранных компаний из Японии, Китая, Южной Кореи. Это приведет к значительному росту инвестиций в основной капитал, в т.ч. за счет привлечения кредитных ресурсов в иностранных финансовых институтах.

В целом, можно сделать вывод, что мероприятия Схемы не противоречат основным принципам и условиям ВТО, так как способствуют более глубокой вовлеченности республики в международные экономические связи, росту внешнеторгового оборота, ускорению темпов экономического роста республики и повышению уровня благосостояния населения.

При реализации мероприятий Схемы в условиях присоединения России к ВТО необходимо предпринять следующие меры.

В краткосрочной перспективе:

• просчитать вариант развития экономики республики до 2020 года с учетом факторов влияния присоединения России к ВТО;

• организовать целенаправленную работу государственных органов власти по организации завоза грузов и обеспечению квалифицированными кадрами;

• первоочередное внимание обратить на развитие экспортной инфраструктуры республики и Дальнего Востока в целом;

• разработать федеральную целевую программу по под -готовке предприятий страны к функционированию в рамках ВТО.

В долгосрочной перспективе:

• принять действенные меры по повышению в структуре экспорта доли готовой продукции за счет увеличения глубины переработки сырьевых ресурсов;

• внести изменения в федеральное и республиканское законодательство в области инвестиций и внешнеторговой деятельности, направленные на либерализацию экспорта и создание благоприятных условий для иностранных инвестиций.

Литература

1. Социально-экономическое положение Республики Саха (Якутия) за январь-декабрь 2006 года. Якутск: ТО ФСГС по РС(Я), 2007. 329 с.

2. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Якутск-Москва: Правительство Республики Саха (Якутия), 2006. 280 с.

N. V Lytkina

Development perspectives of the fuel industry in the Sakha Republic (Yakutia) under condition of Russia’s joining the World Trade Organization (WTO).

The author presents analyses of activities of the Scheme on complex development of productive forces, transport and power industry in the Sakha Republic (Yakutia) up to 2020 in the fuel-power sphere according to requirements of WTO. The author studies problems that appear at the initial stage of the Scheme and suggests ways of solution. In the final part the author gives proposals on implementation of the Scheme activities within the framework of Russia’s joining to WTO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.