А.А. Корухов
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТНК С ПОЗИЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
Международные компании в результате экспансии производственных структур и капитала за границу превратили мировую экономику в международное производство, положив тем самым начало новому этапу ее развития - транснационализации бизнеса. Мировой финансовый кризис изменил характер ведения международного бизнеса и отношения между транснациональными корпорациями и государствами их базирования. За свою историю активной интеграции в мировую экономику Россия впервые вынуждена определять перспективы развития транснациональных корпораций, учитывая грядущие вызовы нестабильности мировой экономической системы.
Ключевые слова: транснациональная корпорация, транснационализация, интернационализация, прямые зарубежные инвестиции, страна базирования ТНК, принимающая страна, материнская компания, дочерняя компания, инновации.
На современном этапе мирового развития международных экономических отношений основой глобализации стали процессы транснационализации производства и капитала. Международной торговле в данном случае предписана роль выполнения задачи специализации и кооперирования. В значительной мере данная задача выполняется в рамках одной и той же транснациональной компании1.
Под транснационализацией производства и капитала подразумевается, в первую очередь, рост числа и активности транснациональных компаний и транснациональных банков. Данный процесс представляет собой новый этап процесса интернационализации мирового хозяйства, отличающийся от предыдущих степенью во© Корухов А.А., 2011
влечения стран и предприятий в международное разделение труда. Это проявляется в интернационализации научно-технического прогресса и процесса производства, когда мировой рынок фактически диктует стандарты качества и технико-экономические показатели продукции, выпускаемой как материнской компанией, так и ее филиалами и дочерними компаниями.
Система транснационального производства имеет единую производственно-технологическую, организационно-информационную, социально-экономическую основу, относительно не зависящую от параметров эффективности национальных экономик, где расположены отдельные структурные подразделения. Иначе говоря, транснациональный бизнес становится относительно независимым от процессов воспроизводства в национальных границах какого-либо государства. Более того, неоднородность социально-экономической среды служит генератором роста, развития транснациональных формирований. Координация деятельности структурных единиц транснационального производства многократно увеличивает их потенциал в конкурентной борьбе2.
Процесс транснационализации производства как феномен современного мирового хозяйства имеет под собой объективную основу. Экономически процессы транснационализации обусловлены преимущественно возможностью и необходимостью перелива капитала из стран с его относительным избытком в страны с его дефицитом, где, однако, в избытке имеются другие факторы производства, которые не могут быть эффективно использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала3. Кроме того, эти процессы стимулируются потребностью в уменьшении рисков путем размещения капитала в разных странах, а также стремлением приблизить производство к перспективным рынкам сбыта и рационализировать налогообложение и таможенные платежи для транснациональной компании в целом.
Высокая степень открытости национальных рынков, являющаяся следствием реализации неолиберальной доктрины на практике, дает возможность мобилизации любых объемов капитала с любого финансового рынка, игнорируя территориальные границы и не испытывая никакой привязанности к определенным национальным правительствам4. Таким образом, транснационализация производства дает международным компаниям ряд неоспоримых преимуществ, в частности зарубежные филиалы обеспечивают им доступ к иностранным рынкам сырья и товаров, снижение издержек производства, рост прибыли и т. д.
Обширная сеть производственных филиалов, расположенных в различных странах, позволяет транснациональным компаниям уве-
личивать производство там, где его можно осуществлять с максимальной выгодой, и ограничивать там, где оно убыточно. Фирмы, входящие в международный концерн и попавшие в тяжелое положение, способны резко сокращать убыточное производство. Более решительные в сравнении с национальными фирмами действия транснациональных компаний объясняются тем, что добиться покрытия постоянных издержек они, в отличие от внутренних конкурентов, могут не только путем сохранения убыточного производства, но и за счет доходов, получаемых в других странах.
Участие транснациональных корпораций в международном бизнесе многозначно и имеет несколько уровней. Прежде всего, они являются наиболее активными участниками современной формы международного разделения труда и конкуренции на международном уровне. В рамках отдельных государств они конкурируют с местными компаниями или другими международными компаниями за рынки сырья и сбыта, а также за местные дотации и другие льготы.
На конец 2009 г. в мире действовало 82 000 ТНК, контролирующих 810 000 дочерних компаний. Объем экспорта товаров и услуг дочерними предприятиями составляет 1/3 от мирового экспорта. По данным на 2008 г., на предприятиях ТНК было занято 77 млн человек. За период с 2006 по 2008 г. (в среднем) 100 крупнейшим ТНК принадлежало 9% иностранных активов всех мировых ТНК, 16% от продаж всех мировых ТНК и 11% от общего числа занятых на ТНК5.
В пределах современной сложной и подчас конфликтной системы существуют две сферы отношений ТНК с государствами и правительствами: одна - между материнской структурой международной корпорации и правительством ее страны базирования; другая - между транснациональной корпорацией и правительством принимающей страны.
Деятельность транснациональных корпораций наиболее тесно связана с интересами государства их происхождения. Более того, в абсолютном большинстве случаев фундаментальные интересы государств и базирующихся на их территории ТНК объективно совпадают. В эпоху, когда прямой политический контроль над территориями других государств стал невозможен, ТНК позволяют экономически развитым странам, имеющим технологическое и экономическое преимущество, получать беспрепятственный доступ к ресурсам других государств. Кроме того, в тех случаях, когда другие государства могут применить протекционистскую политику в отношении товаров экономически развитых стран, ТНК, размещая производство на территории этих государств, избавляют страны
своего происхождения от необходимости преодолевать протекционистские барьеры и тем самым сохраняют за ними данное рыночное пространство в рамках существующей системы международного разделения труда. Образуя на территории других государств анклавы своей собственности в виде филиалов или дочерних компаний, ТНК создают и укрепляют за рубежом позиции своей страны базирования. Таким образом, все развитые страны активно способствуют развитию собственных ТНК, практикуя разнообразные меры поддержки транснационального капитала, среди которых можно выделить:
- предоставление государственных гарантий и страхование прямых зарубежных инвестиций;
- защиту инвестиций ТНК за рубежом путем заключения соответствующих двусторонних соглашений, а также создания специализированных институтов международного арбитража в инвестиционной сфере;
- создание справедливых недискриминационных инвестиционных условий, в частности исключение двойного налогообложения.
ТНК иногда прибегают и к непосредственным формам государственной экономической поддержки, таким как поддержка НИОКР, специальные субсидии в пользу определенных высокотехнологичных отраслей, создание национальных лидеров в области бизнеса, которые часто превращались в транснациональные компании.
Российские ТНК сильно отличаются от иностранных по ряду факторов. Уровень конкуренции в большинстве отраслей заметно ниже, чем в развитых странах, к тому же на нынешнем этапе пока еще чрезвычайно слаба такая важная составляющая конкуренции, как инновационное развитие.
Крупные корпорации в России сильно и несвязанно диверсифицированы. Чтобы сделать хотя бы один из бизнесов глобально конкурентоспособным, необходимы огромные инвестиционные и управленческие ресурсы, сопоставимые с ресурсами мировых транснациональных компаний. Катастрофически недостающие инвестиционные ресурсы распределяются зачастую между 3-4, а иногда и 10 несвязанными бизнесами. Отсюда следует, что наибольшие перспективы в глобальной конкуренции могут быть только у наиболее сфокусированных корпораций, придерживающихся «нишевых» стратегий.
Наиболее емким в России является рынок энергетических ресурсов, и именно в этом секторе экономики действует подавляющее большинство российских ТНК. С ними же и взаимодействуют иностранные партнеры. Это приводит к однобокости развития российской экономики и ее зависимости от одной сферы производства.
Кризисные явления в мировой экономике начиная с 2007 г. привели к модификации деятельности мировых ТНК, а также к изменению механизмов взаимодействия ТНК и правительств принимающих стран и стран базирования. Сначала кризис ударил по ин-дустриям, особо чувствительным к влиянию бизнес-циклов, таким как добывающая промышленность, транспортная промышленность, производство электроники. Начало 2009 г. ознаменовалось значительным сокращением пищевой промышленности, рынка энергоносителей и телекоммуникационных услуг. Сопротивляясь спаду прибылей, множество ТНК провели рестуктуризацию и запустили программы снижения издержек производства, включая массовые увольнения, сокращение инвестиций и т. д.
В разгар кризиса российский фондовый рынок продемонстрировал один из худших результатов среди всех рынков мира (индекс РТС потерял 75% с мая по октябрь 2009 г.), что говорит о том, что иностранный капитал носил высокоспекулятивный характер. Государству срочно потребовалось корректировать денежную и курсовую политику. Можно было ожидать, что главным фактором, влияющим на российскую экономику, станут резко упавшие цены на нефть и металлы и в соответствии с ожиданиями рынка они будут оставаться на таком же низком уровне в ближайшие годы. Сокращение нефтяного богатства при падении цены на нефть со 140 до 40 долл. невозможно исправить лишь денежной политикой и стабилизацией рубля. В 2008 г. инвесторы убедились, что и правовые, и политические риски в России по-прежнему очень высоки, и вряд ли можно ожидать существенного притока капитала в ближайшее время6.
Кризис распространился далеко за пределы финансового сектора и потряс реальную экономику. Имеется достаточно доказательств его негативного влияния на прямые иностранные инвестиции. С одной стороны, более жесткие условия кредитов и низкая прибыль ТНК способствовали понижению возможности финансирования зарубежных проектов. С другой стороны, растущие темпы глобальной экономической рецессии и завышенные оценки рисков подорвали устойчивую склонность бизнеса и ТНК к повышению уровня интернационализации. В результате многие крупные ТНК пересмотрели свои планы глобальной экспансии и, как следствие, большое число проектов и трансграничных слияний и поглощений было отложено. Эта тенденция является всеобъемлющей, и под ее негативное влияние подпадают практически все отрасли - от добывающей и обрабатывающей промышленности до сферы услуг.
После сильного падения российских индексов в сентябре-октябре Правительство РФ начало разрабатывать ряд антикри-
зисных мер, направленных, в том числе, на поддержку российских ТНК. 23 октября 2008 г. Государственная дума приняла поправки в федеральный бюджет на 2008-2010 гг., которые увеличивали финансирования по отдельным антикризисным направлениям; также были приняты законы, расширяющие полномочия Банка России, позволяя ему не только идти на «спецмеры» по скупке кризисных банков и оперировать государственными ценными бумагами, но и осуществлять куплю-продажу корпоративных ценных бумаг. Именно выкуп акций с фондового рынка вызывал наибольшие противоречия у многих экономистов. Можно сказать, что подобный подход не помогает реальной экономике, а всего лишь перераспределяет ресурсы в пользу инвесторов, потерявших деньги7. Более того, многими участниками рынка подобные действия интерпретируются как возврат контроля над бизнесом государству. Объем государственной помощи крупному бизнесу на конец 2008 г. приближался к 6 трлн руб. - это ненамного уступало расходам бюджета России на 2008 г. (6,75 трлн руб.)8.
С отраслевой точки зрения, финансовая помощь оказывалась прежде всего предприятиям отрасли топливно-энергетического, металлургического и химико-лесного комплексов, хотя также значительное количество средств было выделено транспортным, телекоммуникационным и другим компаниям.
В ноябре 2009 г. премьер-министр РФ В.В. Путин предложил снизить налоги на бизнес. В тот же день президент Д.А. Медведев провел встречу с представителями крупнейших российских корпораций, таких как «Интеррос», «Металлоинвест», «Альфа-групп», «Ренова», «Онэксим», «Базэл», «Северсталь», «Газпром», «Мечел», НЛМК, ММК, ТМК, «Сургутнефтегаз», «Лукойл». Во время беседы бизнесмены говорили о необходимости ускоренного возврата НДС, снижения НДПИ и налогов в целом, замораживания тарифов естественных монополий, просили приостановить либерализацию энергорынка, дать льготные кредиты для рефинансирования внешних займов и капвложений9.
В декабре 2009 г. Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение, которые могут претендовать на получение прямой государственной поддержки. Этот список состоит из 295 предприятий и включает в себя крупнейшие российские ТНК. Согласно перечню системообразующих организаций, утвержденному данной Правительственной комиссией, главная задача работы с такими компаниями - поддержание их устойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры, такие как государственные
гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика.
Безусловно, вышеизложенные факты подтверждают гипотезу об изменении характера мирового хозяйствования вследствие кризиса. Тем не менее уже на нынешнем этапе можно предложить некоторые варианты направления деятельности и повышения конкурентоспособности российских компаний на международной арене в более долгосрочной перспективе.
Во-первых, необходимо продолжать увеличивать степень государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в различных сферах бизнеса, способствовать их росту и выходу на международный уровень. Благодаря развитию альтернативных сфер производства у России есть шанс диверсифицировать свою экономику и не зависеть всецело от энергетических ресурсов. Особенно интересен совместный проект биржи ММВБ и корпорации нанотехнологий «Роснано» - Рынок инноваций и инвестиций, стартовавший в июле 2009 г. Целями созданной торговой площадки являются создание прозрачного механизма привлечения инвестиций в высокотехнологичный сектор экономики России и выстраивание полной инвестиционной цепочки - от финансирования на начальном этапе до подготовки к первичному размещению акций предприятия на бирже. Фактически этот шаг означает создание российского аналога американской биржевой площадки высокотехнологичных компаний NASDAQ. На начало 2010 г. российская инновационная биржа включала в себя 10 эмитентов, однако предприятий, потенциально способных получить финансирование через Рынок инвестиций и инноваций, в данный момент в России насчитывается около четырех сотен.
Во-вторых, следует усиливать позиции существующих собственных ТНК для упрочнения своих позиций на глобальных рынках и осуществления глобализации в национальных интересах. Этому могли бы способствовать проведение размещения финансовых инструментов российских корпораций на мировых биржах, сотрудничество с зарубежными центрами инновационных технологий в целях совершенствования процесса производства.
В-третьих, существенной помощью для утверждения России в мировой экономике может быть усиление сотрудничества со странами СНГ, увеличение числа общих проектов и рост объема российских прямых инвестиций в постсоветские республики. Это поможет создать мощную структуру, нацеленную на дальнейшую экспансию ТНК за рубеж и достаточно независимую от деятельности западных ТНК. Помимо распространения русского языка, низких транспорт-
ных издержек при налаживании производственных связей и в целом понятной местной предпринимательской среды, бывшие советские республики характеризуются сравнительно емкими рынками сбыта с низкой конкуренцией и довольно лояльным отношением к российской продукции.
Что же касается внутренних аспектов действия российских ТНК, то основной целью можно определить обеспечение прозрачности их деятельности. Этого можно достичь путем совершенствования соответствующих правовых актов и законодательных инициатив по ограничению монополистической деятельности и по защите прав инвесторов.
Повышение и совершенствование производительности труда, конкурентоспособности продукции, степени инновационности технологической базы также составляют сегодня ключевую задачу для руководителей российских предприятий, так как именно их совокупность определяет текущую позицию предприятия на рынке и возможности, а также перспективы его успешного и стабильного развития. Низкое значение хотя бы одного из перечисленных показателей делает инвестиционный климат в стране неблагоприятным, положение предприятий неустойчивым, а перспективы развития неопределенными.
Россия обладает колоссальным экономическим потенциалом, который может быть реализован при тщательном планировании деятельности российских ТНК в посткризисном мире. Реализация вышеизложенных принципов, по моему мнению, могла бы обеспечить России стабильное экономическое развитие и экспансию национальных ТНК. В свою очередь, это дало бы возможность нашему государству занять более высокое положение в современных международных экономических отношениях и использовать максимальную выгоду от глобализационного процесса.
Примечания
1 Бортова М.П. Современные проблемы транснационализации производства и капитала // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3.
2 Вафина Н.Х. Транснационализация производства в свете теории самоорганизации экономических систем. М.: КГФИ, 2002. С. 27.
3 Бортова М.П. Указ. соч.
4 Игнатова Т.В., Миронова О.А. и др. Современные мирохозяйственные процессы: глобализация, интеграция, регионализация. М.: РГБ, 2009. С. 318.
5 World investment report 2009. UNCTAD. N. Y.; Geneva, 2009.
6 Гуриев С. Мифы экономики. Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. С. 72.
7 Там же. С. 68.
8 Лебедев А. «Веселуха». «Долги госкомпаний правительство рассматривает как свои, что же до бизнесов, выросших из залоговых аукционов, то в политической элите есть сторонники идеи о возврате контроля над этими бизнесами государству»: Комментарий Александра Лебедева // Новая газета. 2008. 14 сент.
9 Милов В. Имитация решений. «Если мы хотим всерьез бороться с кризисом, то пора понять, что плацебо от серьезных болезней не лечит» Ведомости. 2008. 26 нояб.