УДК 656.7
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ ADS-B ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО МОНИТОРИНГА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
Э. В. Горбунов*, С. О. Майнашева, В. М. Мусонов
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
*Е-mail: [email protected]
От способности точно определять, отслеживать и обновлять информацию о местоположении воздушных судов на прямую зависит минимальное расстояние, которое должно выдерживаться между воздушными судами (т.е. нормы эшелонирования), и следовательно, эффективность использования участка воздушного пространства.
Ключевые слова: организация воздушного движения, воздушное судно, безопасность полета.
PROSPECTSOFDEVELOPMENTOFTHETECHNOLOGYOFADS-
BFOREFFECTIVEMONITORINGOFAIRCRAFT
E. V. Gorbunov*, S. O. Maynasheva, V. M. Musonov
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: [email protected]
The ability to accurately determine, track and update information about the location of the aircraft will affect the minimum distance that must be maintained between aircraft (i.e. separations), and consequently, the efficiency of the use of area airspace.
Keywords: air traffic management, aircraft, flight safety.
Радиовещательное автоматическое зависимое наблюдение (ADS-B) признано одним из наиболее важных механизмов реализации глобальной эксплуатационной концепции ОрВД для будущей основанной на траектории системы организации воздушного пространства.
ADS-B представляет собой метод наблюдения, который зависит от радиовещательного сообщения воздушным судном о своем местоположении (широта и долгота), абсолютной высоте, скорости, опознавательном индексе воздушного судна и другой информации. ADS-B зависит от источника данных о местоположении (например, такого как глобальная навигационная спутниковая система (GNSS)) необходимого качества и требует дополнительной информации от других бортовых систем. Каждое сообщение ADS-B включает сведения о качестве данных о местоположении и скорости. Это позволяет принимающим сторонам определить, являются ли эти данные адекватными для использования в предполагаемой функции[2].
Также в систему ADS-B входят компоненты:
• TrafficInformationServices-Broadcast (TIS-B) — компонент ADS-B технологии, предоставляющий бесплатный сервис обозрения авиатрафика для воздушных судов, оборудованных приемниками ADS-B.TIS-B позволяет воздушным судам, оборудованными не-ADS-B транспондерами, передавать своё местоположение (получаемое с помощью радаров) воздушным судам, оборудованным ADS-B.
• FlightInformationServices-Broadcast (FIS-B) — компонент ADS-B технологии, который обеспечивает распространение в эфире бесплатной информации о погоде, временным ограничениям на полёты и специальной информации о воздушной обстановке.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2
Рис. 1. Схема работы ADS-Втехнологии
ADS-B поддерживает как наземное, так и бортовое наблюдение. Поскольку информация ADS-B OUT передается в радиовещательном режиме, принятое сообщение может обработать любой подходящий для этого приемник. Для обработки данных, поступающих от окружающих воздушных судов, оборудованных системой ADS-B OUT, бортовые функции наблюдения (ASA)/бортовые функциональные возможности требуют оснащения воздушного судна приемниками ADS-B IN. В большинстве этих функциональных возможностей/ функций для графического представления информации о движении используется индикатор обстановки.
В функции ADS-B используются различные методы и частоты, в частности, расширенный сквиттер, работающий на частоте 1090 МГц, а также приемопередатчик универсального доступа (UAT) (978 МГц) и ОВЧ-линия цифровой связи (VDL) режима 4 (118-137 МГц)[1].
Поскольку сообщения ADS-B передаются в режиме радиовещания, их можно принимать и обрабатывать с помощью любого подходящего приемника. В результате, ADS-B поддерживает как наземную функцию, так и бортовую систему наблюдения ASA. Для приема и обработки сообщений ADS-B устанавливаются наземные станции авиационного наблюдения. В случае бортовых видов применение оборудованные приемниками ADS-B воздушные суда могут обрабатывать сообщения от других воздушных судов, чтобы определить местоположение окружающих воздушных судов.
Рис. 2. Блок-схема информационных потоков от бортовых источников данных
Информация ADS-B передается в режиме радиовещания в виде отдельных сообщений, каждое из которых содержит соответствующий набор информации (например, местоположение в пространстве и барометрическая высота, местоположение на земле, скорость, опознавательный индекс и тип воздушного судна, аварийная информация). Данные о местоположении и скорости передаются дважды в секунду [3].
Неоспоримые приемуществаADS-B в том, что пилоты видят на экранах в кабине пилотов информацию о трафике движения ВС такого же вида, как и на экранах диспетчеров. Это сильно улучшает владение обстановкой пилотами, так как они знают своё положение относительно других воздушных судов, получают информацию об ухудшении погоды и информацию о сложной местности.
ADS-B обеспечивает больший запас по обнаружению конфликтов, поскольку эффективная дальность действия составляет более 100 миль. Пилоты воздушного судна могут видеть расположение, курс, скорость и высоту других воздушных судов. ADS-B дает пилотам такие сервисы, как графическое отображение погодных условий и текстовые полетные рекомендации при более низкой себестоимости, чем была ранее.
Библиографические ссылки
1. Международная организация гражданской авиации. Руководство по бортовым функциям наблюдениям, издание первое, 2014 г.
2. Neobkhodimost-aviatsionnogo-nablyudeniya (In Russ.). [Электронный ресурс]. URL: http://adsbradar.ru/ads-b-tekhnologiya/neobkhodimost-aviatsionnogo-nablyudeniya ( дата обращения: 09.02.2017)
3. Опыт и перспективы внедрения АЗН-В в Российской Федерации // ФГУП ГосНИИ Аэронавигация, 2011
© Горбунов Э. В., Майнашева С. О., Мусонов В. М., 2017