Научная статья на тему 'Перспективы развития Таможенного союза Российской федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в связи с присоединением новых государств (на примере Кыргызской Республики)'

Перспективы развития Таможенного союза Российской федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в связи с присоединением новых государств (на примере Кыргызской Республики) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
753
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ В РАМКАХ СНГ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ РФ / РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / CUSTOMS UNION OF THE CIS / CUSTOMS UNION OF THE RUSSIAN FEDERATION / BELARUS AND KAZAKHSTAN / THE COMMON ECONOMIC SPACE / THE KYRGYZ REPUBLIC / THE WORLD TRADE ORGANIZATION / CUSTOMS AND TARIFF REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мещериков Виктор Александрович

Статья посвящена одной из проблем интеграции государств на постсоветском пространстве. В ней освещены соглашения, принятые в рамках Таможенного союза СНГ и Таможенного союза РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Рассмотрен порядок присоединения новых участников к Таможенному союзу РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан на примере Кыргызской Республики. Проанализировано влияние соглашений, принятых в рамках Всемирной торговой организации, на участников членов ВТО при присоединении к Таможенному союзу. Отмечены проблемные аспекты присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of development of the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan due to accession of new states (for example, the Kyrgyz Republic)

The presented paper is devoted to one of the problems of integration of the former Soviet Union. It covered agreement taken within the customs union within the CIS and the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan. Author discusses how new members to join to the Customs Union of the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan on the example of the Kyrgyz Republic. Author analyzes the impact of the WTO Agreements for the Custom Unions members and marks problem of joining of the Kyrgyz Republic to the Customs Union.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития Таможенного союза Российской федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан в связи с присоединением новых государств (на примере Кыргызской Республики)»

УДК 34:339.543.6

перспективы развития таможенного союза российской федерации, республики Беларусь и республики Казахстан в связи с присоединением новых государств (на примере кыргызской республики)

© мещериков В. А., 2014

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Статья посвящена одной из проблем интеграции государств на постсоветском пространстве. В ней освещены соглашения, принятые в рамках Таможенного союза СНГ и Таможенного союза РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан. Рассмотрен порядок присоединения новых участников к Таможенному союзу РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан на примере Кыргызской Республики. Проанализировано влияние соглашений, принятых в рамках Всемирной торговой организации, на участников — членов ВТО при присоединении к Таможенному союзу. Отмечены проблемные аспекты присоединения Кыргызстана к Таможенному союзу.

Ключевые слова: Таможенный союз в рамках СНГ; Таможенный союз РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан; единое экономическое пространство; Кыргызская Республика; Всемирная торговая организация; таможенно-тарифное регулирование.

Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве между членами Таможенного союза и другими государствами, входящими в СНГ, имеет экономическое и политическое значение.

В настоящий момент можно наблюдать желание отдельных стран — членов СНГ войти в состав Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (далее — ТС). К таким государствам относятся Кыргызская Республика и Армения. Так, Армения выразила желание о присоединении к ТС в сентябре 2013 г., а Кыргызстан изъявил желание вступить в члены ТС еще в апреле 2011 г., и в октябре 2012 г. было принято решение о присоединении его к ТС. Отметим, что Кыргызстан и Армения являются членами ВТО.

Рассматривая историю создания ТС на постсоветском пространстве, можно выделить условно два этапа его формирования: первый этап — создание Таможенного союза в рамках СНГ и второй этап — это формирование Таможенного союза трех государств: России, Белоруссии и Казахстана и Единого экономического пространства.

Нормативно-правовую базу ТС в рамках СНГ составляют: Договор от 24 сентября

1993 г. «О создании экономического союза»; Соглашение от 6 января 1995 г. «О таможенном союзе между Российской

Федерацией и Республикой Беларусь», Соглашение от 20 января 1995 г. «О

Таможенном союзе», который был заклю-

чен между тремя государствами: Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. 29 марта 1996 г. заключен Договор между Российской

Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. 29 марта 1996 г. был подписан договор о присоединении Кыргызской Республики к соглашениям о Таможенном союзе.

26 февраля 1999 г. был подписан Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Данное соглашение было заключено между пятью государствами: Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

Таким образом, Кыргызстан подписал весь пакет договоров, направленных на формирование таможенного союза, и является членом данной организации. Но развитие отношений в области формирова-

ния ТС на этом не закончилось. Три государства: РФ, Беларусь и Казахстан — пошли дальше в развитии отношений в рамках ТС и заключили ряд соглашений, в которых они выступают учредителями.

В соответствии с Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 14 в п. 4 утвержден «Перечень международных договоров, составляющих договорно-правовую базу таможенного союза» в новой редакции. Перечень этих договоров содержится в приложении 4 к данному Решению. Особенность данного перечня состоит в том, что весь комплекс договоров по формированию таможенного союза разделен на две части: в первой части содержатся международные договоры, действующие в рамках ЕврАзЭС, участником которых выступает и Кыргызстан, а во второй части содержатся международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы ТС. В этой части содержатся 38 документов, которые включают международные договоры, соглашения и протоколы, к которым необходимо присоединиться Кыргызстану, чтобы стать полноправным членом ТС с участием указанных государств. В соответствии с Протоколом от 6 октября 2007 г. о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним, в ст. 4 Протокола определен порядок присоединения: «После вступления в силу международные договоры, включенные в часть вторую Перечня, открыты для присоединения к ним других государств — членов Евразийского экономического сообщества при условии, что присоединяющееся государство выражает согласие на обязательность для него всех международных договоров, включенных в часть вторую Перечня.

Для присоединяющегося государства указанные международные договоры вступают в силу одновременно по истечении трех месяцев с даты сдачи им депозитарию письменных уведомлений о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для их вступления в силу». Таким образом, Кыргызстану необходимо ратифицировать весь пакет документов, чтоб стать полноправным участником ТС.

Теперь рассмотрим некоторые особенности ТС. Одной из особенностей можно счи-

тать то, что РФ является членом ВТО, а Казахстан и Беларусь стремятся к вступлению в данную организацию. 19 мая 2011 г. между этими государствами был заключен Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы. В Преамбуле договора отмечается, что «Стороны стремятся к скорейшему присоединению на скоординированных условиях к Всемирной торговой организации и признают, что членство каждой из Сторон в ВТО создаст благоприятные условия для углубления их интеграции в международную торговую систему и эффективного функционирования Таможенного союза, в соответствии с правилами и обязательствами в рамках ВТО».

Так, в соответствии со ст. 2 данного договора «Стороны (РФ, Республика Беларусь и Республика Казахстан) примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из Сторон, включая обязательства каждой Стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО». До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые Сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами. Данная норма позволяет сделать вывод о том, что ТС строится на основании норм и принципов ВТО.

Еще одной особенностью данного договора, по нашему мнению, является то, что в соответствии с п. 2 ст. 1 «с момента присоединения Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой Стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО». Также, в соответствии с п. 4. ст. 1 данного соглашения, «в случае отличий между консолидированными результатами переговоров по ставкам импортных пошлин Сторон, достигнутыми в процессе присоединения к ВТО, такие Стороны незамедлительно проведут между собой консультации и в сжатые сроки всту-

пят в переговоры с членами ВТО, чьи интересы затронуты такими расхождениями, в целях гармонизации ставок импортных пошлин. При этом все Стороны координируют позиции и выражают намерение руководствоваться соответствующими положениями Соглашения ВТО, которые применяются в случае гармонизации тарифов таможенными союзами.

Ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки, согласованные в результате гармонизации, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО».

Исходя из вышесказанного, можно придти к заключению, что страны ТС готовы изменять ставки Единого таможенного тарифа (далее — ЕТТ) в случае, если Казахстан и Беларусь вступят в ВТО, и при этом уступки, сделанные ими в ставках на импортные товары, для стран ВТО, больше, чем они предусмотрены в ЕТТ ТС.

Возвращаясь к вопросу о присоединению Кыргызстана к ТС, отметим, что Кыргызская Республика является членом ВТО еще с 1998 г. Как было указано, ТС функционирует в соответствии с правилами и обязательствами, существующими в рамках ВТО, поэтому присоединение Кыргызстана к ТС должно пройти без каких-либо осложнений, но на самом деле это не так.

В обзоре торговой политики в рамках обязательств Кыргызской Республики перед Всемирной торговой организацией, сделанном секретариатом ВТО, подчеркивается, что с точки зрения ВТО самым значимым аспектом при интеграции Кыргызстана в Таможенный союз будет гармонизация тарифов с тарифами союза, что неизбежно повлечет повышение общей ставки по тарифам. «Иными словами, от текущего низкого тарифа в рамках режима открытой торговли состоится переход к относительно высокой тарифной системе Таможенного союза. Средняя ставка пошлины для ТС составляет 10,5 %, в то время как пошлина по обязательствам ВТО для Кыргызстана не превышает 5 %» [1].

Отмечается, что средние тарифные ставки Таможенного союза превышают ставки Кыргызстана на 10 % или более. В настоящее время Кыргызская Республика не ссылается на статьи 24 и 28 по процедурам пересмотра своих обязательства в рамках тарифов ВТО. «И неясно, каким образом будет выплачиваться компенсация при

таком большом количестве тарифных позиций при значительной разнице тарифов», — говорится в документе.

При этом секретариат ВТО отметил необходимость проведения раунда дополнительных переговоров с возможными компенсациями членам ВТО» [2].

В связи с этим рассмотрим статьи XXIV и XXVIII ГАТТ 1994 г., на которые указывает Секретариат ВТО в отношении Кыргызстана. Данные статьи касаются вопроса регулирования процедур пересмотра обязательства в рамках тарифов ВТО.

В рамках ГАТТ 1994 г. имеется ряд договоренностей о толковании статей XXIV и XXVIII.

Статья XXIV посвящена таможенным союзам, зонам свободной торговли и временным соглашениям, ведущим к образованию таможенного союза или зоны свободной торговли. В частности, каждый пункт данной статьи посвящен отдельным аспектам, связанным с регулированием отдельных отношений в рамках таможенного союза, зон свободной торговли и т. д.

Пункт 5 ст. XXIV рассматривает общее воздействие степени влияния пошлин и других мер регулирования торговли, применявшихся до и после образования таможенного союза; в отношении пошлин и сборов основывается на полной оценке средневзвешенных тарифных ставок и взимаемых таможенных пошлин.

Пункт 6 ст. XXIV устанавливает процедуру для случаев, когда член, создающий таможенный союз, намеревается повысить связанную ставку пошлины.

В п. 12 ст. XXIV отмечается, что «каждый член ВТО несет полную ответственность по ГАТТ 1994 г. за соблюдение всех его положений и принимает все разумные меры, имеющиеся в его распоряжении, для обеспечения их соблюдения региональными и местными правительствами и властями в пределах своей территории».

Однако основные положения, регулирующие возможность пересогласования тарифных уступок на постоянной основе, закреплены в ст. XXVIII ГАТТ 1994 г., касающейся процедуры модификации тарифных расписаний. К ее использованию прибегают страны-члены, формирующие таможенные союзы (п. 6 ст. XXIV), а также страны, стремящиеся усилить защиту отдельных отраслей от быстрорастущего импорта на долгосрочную перспективу.

Статья XXVIII ГАТТ 1994 г. «Изменение перечней» предусматривает следующие виды пересогласований: трехлетнее открытое пересогласование, пересогласование при особых обстоятельствах и зарезервированное пересогласование. Существенные требования во всех трех случаях практически одинаковы — страны-инициаторы должны провести переговоры с членами, имеющими первоочередные переговорные права (определяются переговорными документами и являются странами, с которыми уступка была первоначально согласована).

Необходимо отметить, что в данной норме встречается две категории заинтересованных лиц: основной заинтересованный поставщик и существенно заинтересованные поставщики. В договоренности о толковании п. 3 ст. XXVIII ГАТТ 1994 г. при решении вопроса о том, какие члены являются основными заинтересованными поставщиками (на основании вышеуказанного п. 1 либо п. 1 ст. XXVIII), а какие — существенно заинтересованными поставщиками, учитывается только торговля, затрагиваемым товаром, осуществляемая на основе РНБ. Однако торговля данным товаром на основе недоговорных преференций учитывается также, если в такой торговле перестали действовать преимущества преференциального режима и она вернулась к режиму наибольшего благоприятствования, в момент ведения переговоров об изменении или отзыве уступки либо это произойдет к моменту завершения этих переговоров.

Различия между видами пересогласова-ний касаются сроков. В первом случае страна может изменить уступку или отказаться от нее в первый день каждого трехлетнего периода, начиная с 1958 г., после проведения переговоров или получения согласия от вовлеченных в переговоры стран-членов. Уведомление о соответствующем намерении должно быть направлено не ранее 6 и не позднее 3 месяцев до начала первого дня трехлетнего периода, и все переговоры должны быть завершены до начала первого дня трехлетнего периода.

Во втором случае изменение или отказ от уступки может быть произведен в любое время при особых обстоятельствах при получении разрешения других стран-членов. Решение стран-членов относительно запроса страны-инициатора должно быть сделано в течение 30 дней со дня его подачи, пересогласование должно быть завершено в течение 60 дней со

дня получения разрешения (этот период может быть продлен, если переговоры касаются уступок по широкому спектру товаров).

В третьем случае не существует временных ограничений относительно начала или окончания пересогласования. Но страна-член должна зарезервировать право изменять тарифы до конца любого трехлетнего периода, рассчитываемого так же как и при пересогласовании первого вида, путем подачи соответствующего уведомления до начала этого периода.

Переговорный процесс также регулируется ст. XXVIII bis. «Тарифные переговоры» ГАТТ 1994 г. В соответствии с подп. (а) п. 2 этой статьи, переговоры, предусмотренные ею, могут проводиться на основе выборочного потоварного подхода или путем применения такой многосторонней процедуры, какая может быть принята заинтересованными Договаривающимися Сторонами. Такие переговоры могут быть направлены на снижение пошлин, связывание пошлин на существующем уровне или принятие обязательств о том, что отдельные пошлины или средний размер пошлин на определенные категории товаров не превышают установленного уровня. Связывание против повышения низких пошлин или беспошлинного режима, в принципе, признается как уступка, равноценная по своему значению снижению высоких пошлин.

Механизм изменения или отказа от тарифных уступок на постоянной основе представляется сложным: во-первых, требуется достаточно много времени на переговоры сразу с несколькими участниками; во-вторых, это равноценные компенсационные уступки по другим товарам; и, в-третьих, существует угроза ответных действий другой стороны в случае ее несогласия.

На практике страны-инициаторы оставляют для пересогласования очень ограниченный набор тарифных уступок, и количество обращений к этому механизму падает. По приблизительным оценкам ВТО, в 1951—1994 гг. было инициировано порядка 300 пересогласований. После уточнения некоторых положений ст. XXVIII и внесения изменений в механизм разрешения споров в результате Уругвайского раунда, т. е. с 1995 г., организацией зафиксировано всего лишь 35 обращений о намерениях вступить в переговоры о пересогласовании. Из них 4 заявки были отозваны, по 11 переговоры завершены и модификации разре-

шены, по 5 переговоры завершены, но модификации не разрешены по разным причинам. По 15 заявкам переговоры все еще продолжаются (две из них касаются расписаний, отозванных в контексте расширения ЕС (Венгрия и Болгария)) [3].

В Кыргызской Республике для реализации задач, связанных с вступлением в ТС, было принято постановление Правительства КР «О межведомственной комиссии при правительстве КР по переговорам о присоединении КР к Таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и Единому экономическому пространству» от 2 мая 2012 г. № 269 [4].

10 августа 2012 г. состоялось заседание рабочей группы Евразийской экономической комиссии по вопросу участия КР в Таможенном союзе, в котором принимала участие киргизская делегация. По итогам заседания был согласован план мероприятий по вопросу присоединения КР к Таможенному союзу.

В 2012 г. киргизская сторона, согласно плану, предоставила анализ национального законодательства на соответствие договорно-правовой базе Таможенного союза, включая сравнение обязательств КР и РФ по таможенным тарифам перед ВТО, а также пакет нормативных правовых актов и международных договоров.

Исходя из доклада, представленного киргизской стороной, можно сделать вывод, что проблема гармонизации таможенного тарифа приходится на 49 % от общего числа всей товарной номенклатуры. Данный процент должен снизиться, и это прежде всего обусловлено тем, что по мере реализации обязательств РФ перед ВТО до 2020 г. процент несовпадения должен составить около 40 %.

Также можно отметить, что если в ближайшее время к ВТО присоединятся Казахстан или Беларусь, их вступление будет связано с большими уступками, чем те, на которые пошла РФ. Указанное обстоятельство в той или иной степени позволит Кыргызстану облегчить переговорный процесс со странами ВТО по компенсациям, связанным с присоединением к ТС.

Помимо переговорных процессов со странами ВТО Кыргызстан ждут еще внутренние экономические сложности: подорожание

импортных товаров для населения; сокращение налоговых поступлений в бюджет государства; выделение дополнительных статей в

расходной части бюджета страны на внесение членских взносов и на содержание комиссии ТС. Соответственно, Кыргызстану придется решать вышеназванные проблемы, что может затянуть процесс его присоединения к ТС России, Белоруссии и Казахстана. ^

1. Министерство экономики Кыргызстана [Электронный ресурс]. URL: www.mert.kg

2. Там же.

3. Безверхая И. А. Механизмы изменения или отказа от уступок в рамках ВТО [Электронный ресурс]. URL: http:/ / www.be5.biz/ekonomikal

4. Правительство Кыргызской Республики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gov.kg/

список литературы

О создании экономического союза : договор от 24 сент. 199З г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О Таможенном союзе : соглашение от 20 янв. 1995 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

О Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь» : соглашение от б янв. 1995 г. // Собр. законодательства РФ. — 1996. - № 45. - Ст. 5057.

Договор о присоединении Кыргызской Республики к Соглашениям о Таможенном союзе от 29 марта 199б г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ/GATT) (вместе с Договоренностями в отношении положений о платежном балансе, освобождения от обязательств, о толковании статей II: 1 «Ь», XVII, XXIV, XXVIII, «Марракешским протоколом...») : заключено в г. Марракеше 15 апр. 1994 г. // Собр. законодательства РФ. — 2012. — № З7 (Прил., ч. б). — С. 2524—25З8.

Безверхая И. А. Механизмы изменения или отказа от уступок в рамках ВТО [Электронный ресурс]. — URL: http:/ / www.be5.biz/ekonomika

Камышевский В. И. Кыргызстан и Таможенный союз ЕврАзЭс: особенности вступления и возможные последствия [Электронный ресурс] // Евразийский юрид. журн. — 201З. — № 5 (б0). — URL: http://www.eurasialegal.info

Prospects of Development of the customs union of Russia, Belarus and Kazakhstan Due to Accession of New States (for example, the Kyrgyz Republic)

© Meshcherikov V., 2014

The presented paper is devoted to one of the problems of integration of the former Soviet Union. It covered agreement taken within the customs union within the CIS and the Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan. Author discusses how new members to join to the Customs Union of the Russian Federation, the Republic of Belarus and the Republic of Kazakhstan on the example of the Kyrgyz Republic. Author analyzes the impact of the WTO Agreements for the Custom Union's members and marks problem of joining of the Kyrgyz Republic to the Customs Union.

Key words: Customs Union of the CIS; Customs Union of the Russian Federation, Belarus and Kazakhstan, the Common Economic Space, the Kyrgyz Republic; the World Trade Organization; customs and tariff regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.