ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «МЕРИДИАН»
в условиях новой региональной экономической архитектуры
н. Манукова, М.Ю. Ильина
Ника Манукова
Мария Ильина
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «МЕРИДИАН» В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Ника Манукова - директор ювелирной свободной экономической зоны «Меридиан» (Ереван), региональный представитель Всемирной ассоциации свободных экономических зон. Является действующим членом рабочей группы по государственной стандартизации при Министерстве экономики Республики Армении. Окончила Ереванский институт народного хозяйства (1997). С 2011 года является преподавателем Российско-Армянского (Славянского) университета и Французского университета в Армении. С 2010 по 2013 год работала заместителем директора, внутренним аудитором ЗАО «Ситроникс Армения». Являлась экспертом проекта GOPA Consultants/Всемирный банк по развитию механизмов взаимодействия государства и общества на базе Национального собрания Республики Армении. В 2005-2009 годах возглавляла ООО «Институт развития бизнеса и персонала». Сфера исследовательских интересов: теория организации, теория управления персоналом, система менеджмента качества на основе международных стандартов (ISO), система международных стандартов финансовой отчетности.
Электронная почта: [email protected]
Мария Юрьевна Ильина — к. э.н., магистр политологии. Окончила Российско-Армянский (Славянский) университет (2009), магистратуру Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте Российской Федерации (2014) и аспирантуру при Финансовом университете при правительстве Российской Федерации (2013). Работала помощником вице-президента ювелирного дома «Эстет» (20122014). С 2014 года является младшим научным сотрудником Центра постсоветских исследований Института экономики Российской академии наук. Имеет опыт работы над проектами государственного и международного уровня. Сфера научных интересов: развитие евразийской интеграции на основе инновационного фактора, анализ проблемы интеграции промышленных комплексов и вопросы экономической безопасности государств — членов ЕАЭС.
Электронная почта: [email protected]
76
ПРАКТИКА ИНТЕГРАЦИИ ЕЭИ — № 3 (28) август '15
Free Economic Zone «Meridian» Development Prospects in a New Economic Architecture
Nika Manukova, Maria Ilyina
In the proposed article, the authors postulate that integration of the Republic of Armenia into the economic system of members states of the Eurasian Economic Union (EAEU) must proceed on a stage-by-stage basis focusing on a limited number of the most promising branches of national industry enjoying a significant competitive edge. The cluster/zonal model which involves priority development of free economic zones currently appears to be the most auspicious of all models that can be used to integrate Armenian economy into the EAEU. It will play the pivotal role in implementation of the strategy designed to expand trade, economic and production ties within the union, proactively strengthen the positions of manufacturers hailing from member states in third-country finished product markets, and induce foreign transnational corporations to provide state-of-the-art technologies and capital required to promote industrial modernization in member states.
Key words: free economic zone, FEZ «Meridian», jewelry industry, Republic of Armenia, Eurasian integration, Eurasian integration models JEL: F15, F 20, L16, L68, P33
В предложенной статье авторы отмечают, что интеграция Республики Армении в экономику государств - членов Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) должна осуществляться поэтапно через узкий круг наиболее перспективных отраслей национальной промышленности, имеющих существенные конкурентные преимущества.
В настоящее время среди различных моделей интеграции экономики Армении в ЕАЭС наиболее перспективной представляется кластерная/зональная модель, связанная с приоритетным развитием свободных экономических зон. Она призвана сыграть важную роль в стратегии расширения торгово-экономических и производственных связей в рамках союза, активного укрепления позиций товаропроизводителей государств-участников на рынках готовой продукции третьих стран, привлечения современных технологий и капитала крупнейших иностранных транснациональных корпораций в интересах модернизации промышленности государств - членов союза.
Ключевые слова: свободная экономическая зона, СЭЗ «Меридиан», ювелирная промышленность, Республика Армения, евразийская интеграция, модели евразийской интеграции.
Историческим событием, предопределившим вектор формирования новой региональной экономической архитектуры на постсоветском пространстве, стало начало функционирования в 2015 году Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Характерной чертой новой парадигмы экономического развития должна стать диалектика интеграции и дезинтеграции, выражающейся в усилении взаимодействия во взаимодополняющих отраслях (элементов в подсистеме) и ослаблении сотрудничества в однородных отраслях (между подсистемами). Взаимосвязь интеграции и дезинтеграции проистекает из того, что сегодня между бывшими союзными
77
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «МЕРИДИАН»
в условиях новой региональной экономической архитектуры
н. Манукова, М.Ю. Ильина
республиками промышленная кооперация строится на совершенно новой основе, имеющей все меньше общего с экономической системой Советского Союза.
Принимая во внимание специфику евразийской интеграции Армении, связанную с отсутствием общей границы и соответствующих транспортно-коммуникационных возможностей, а также учитывая особенности современного экономического развития (регионализация экономики, формирующийся единый рынок, высокая турбулентность мировой экономики, сокращение экономических циклов, кастомизация конечной продукции), среди различных моделей интеграции для Армении перспективной, на наш взгляд, является кластерная/зональная модель. Она позволит правильно настроить двусторонние экономические отношения под финансовые потоки ювелирной промышленности и обеспечить колоссальный эффект, несмотря на транспортные и коммуникационные ограничения.
Данное предположение основывается на том, что объединение вокруг определенных отраслевых и территориальных кластеров с целью генерирования интегрированных производственных циклов способствует обеспечению качественного преобразования производительных сил и резкому росту производительности труда в условиях ограниченных возможностей путем концентрации усилий государства на создании единых кооперационных производственных цепочек и обеспечения эффекта синергии. Кластерный/зональный подход — управленческая технология, позволяющая углубить интеграцию путем повышения конкурентоспособности отдельной отрасли и национальной промышленности в целом.
Выявление преимуществ и недостатков существующих моделей позволит нам научно обосновать выдвинутое положение (см. таблицу 1).
Справедливо отметить, что региональная и корпоративная модели интеграции зачастую не развиваются отдельно друг от друга, они неотделимы, взаимосвязаны и взаимодействуют, образуя систему интеграционных связей в экономике.
С учетом высокого экспортного потенциала ювелирной отрасли Республики Армении целью создания в 2014 году ювелирной свободной экономической зоны «Меридиан» стало:
• стимулирование развития реального сектора экономики Армении в целом и ювелирной отрасли в частности;
• привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ);
• расширение экспортных возможностей до $250-300 млн в год;
• поступательная трансформация Армении в ювелирный центр евразийского пространства.
Создание СЭЗ «Меридиан» не является бизнес-проектом в чистом виде, а, скорее, направлено на развитие ювелирного кластера на евразийском пространстве.
78
ПРАКТИКА ИНТЕГРАЦИИ ЕЭИ — № 3 (28) август '15
Модели Преимущества Недостатки Условия применения
Рыноч- ная • ориентация на развитие максимально широкого круга отраслей; • быстрая генерация инноваций в промышленности; • гибкое реагирование на технологические вызовы; • эффект spillover (распространение новых решений в смежные отрасли) • недостаточная финансовая устойчивость; • сильная подверженность колебаниям в рамках экономических циклов; • высокая амплитуда бизнес-циклов через механизмы формирования «пузырей» на финансовых рынках • единая экономическая архитектура; единый закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» для всех стран — участниц интеграционного объединения; • гибкая система государственной поддержки; • унификация и взаимопризнание пробирных клейм; • развитый и хорошо структурированный финансовый рынок, предлагающий широкий набор финансовых продуктов поддержки промышленности; • эффективная система энфорсмента (принуждения к исполнению контрактов); • наличие общего рынка без изъятий и ограничений; высокая транспарентность сектора; • высокая эффективность контрольных функций государственных органов
Кластер- ная/ зональ- ная • концентрация усилий государства на создании промышленных центров и коопераций; • слабая уязвимость к финансовым рискам ввиду ориентации на поддержку конкретной территориальной локализации; • возможность устранить негативное влияние недостаточно развитых рыночных институтов на реиндустриализацию; • привлечение пии под конкретные проекты промышленного развития; • возникновение эффекта синергии между участниками кластера, позволяющего преодолеть существующие ограничения и барьеры; • активная кооперация хозяйствующих субъектов • чрезмерная специализация; • рост дифференциации доходов; • институциональные ловушки; • уменьшение конкурентного давления • высокое качество государственного администрирования в налаживании и поддержке разных форм промышленной кооперации и сотрудничества ключевых субъектов; • прямое инвестирование государственных средств в промышленность, а также в создание правовых и экономических условий развития промышленности
Корпора- тивная • создание «внутрифирменного» пространства, где свободно перемещаются товары, рабочая сила, капитал; • формирование спонтанных норм и правил поведения, облегчающих функционирование предпринимательских организаций; • «экспорт корпоративной практики» (положительное воздействие на состояние институциональной среды) • сложность в увеличении фондов, вызванная ограниченной ответственностью; • разделение права собственности и контроля • наличие крупных межотраслевых компаний; • сильная банковская система, выступающая в качестве стратегических партнеров ведущих корпораций; • высокий уровень развития корпоративной культуры, регламентирующей деятельность экономических агентов, компенсируя неразвитость рыночных институтов
Таблица 1. Характеристика моделей экономической
интеграции
Источник: составлено авторами.
79
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «МЕРИДИАН»
в условиях новой региональной экономической архитектуры
н. Манукова, М.Ю. Ильина
Таблица 2. Прогнозные показатели завершения строительства СЭЗ «Меридиан»
Прогнозный по- 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023
казатель
процент 65 70 75 77 80 80 80 80 80 80 80
готовности
Источник: по данным бизнес-плана СЭЗ «Меридиан».
Общая территория экономической зоны.........10 га
Площадь для производства и офисы............25 450 м2
Выставочные залы............................10 180 м2
Площадь для производства алмазов............6000 м2
Вспомогательная площадь.....................10 000 м2
(парковка, склад, сейфы)
Согласно прогнозным оценкам, в полную эксплуатацию территория будет введена к 2023 году (см. таблицу 2).
Налоговые и таможенные преимущества:
Налог на прибыль............0%
НДС.........................0%
Подоходный налог............0%
Таможенные пошлины..........0%
Налог на имущество..........0%
Немаловажно, что на территории ювелирной свободной экономической зоны будет действовать выставочный центр площадью 10 тыс. м2 для проведения международных выставок, конференций и других массовых мероприятий, что привлечет интерес мировой ювелирной индустрии к евразийскому региону. В октябре 2014 года в СЭЗ «Меридиан» прошла международная ювелирная выставка Yerevan Show, ставшая не только региональным мероприятием, но и значимым событием для мировой ювелирной индустрии.
Начало функционирования Евразийского экономического союза создает в регионе новую экономическую конфигурацию. В условиях обозначенных председательствующей в 2015 году в ЕАЭС Республикой Беларусь основных приоритетов по дальнейшему развитию союза ювелирная СЭЗ «Меридиан» может стать эффективным инструментом наращивания потенциала взаимовыгодной промышленной кооперации. Ювелирный сектор в отраслевых приоритетах развития промышленности стран — участниц ЕАЭС обозначен только Республикой Арменией, а потому для этого сектора отсутствует конкурентное пересечение с приоритетами развития промышленности остальных государств — членов союза (см. таблицу 3).
80
ПРАКТИКА ИНТЕГРАЦИИ ЕЭИ — № 3 (28) август '15
Российская Федерация Республика Беларусь Республика Казахстан Республика Армения
- - - Ювелирная промышленность
Металлургия металлургическое производство и производство готовых металлических изделий горнометаллургическая отрасль горнодобывающая и металлообрабатывающая промышленность
Химическая и нефтехимическая промышленность химическое производство (включая нефтехимию); производство резиновых и пластмассовых изделий химическая промышленность; нефтехимия -
Транспортное машиностроение. автомобильная промышленность транспортные средства, автомобильная техника транспортное машино-строение,автомобиль-ная техника -
Сельскохозяйственное машиностроение сельскохозяйственное машиностроение; тракторостроение и коммунальное машиностроение сельскохозяйственное машиностроение; строительная техника -
тяжелое машиностроение машины и оборудование для горнодобывающей промышленности и разработки карьеров горнорудное машиностроение; нефтегазовое машиностроение -
Энергомашиностро- ение производство электрооборудования электротехническое машиностроение -
Станкостроение станкостроение станкостроение -
легкая промышленность текстильное, швейное, кожевенное и обувное производство легкая промышленность текстильное, швейное, кожевенное и обувное производство
промышленность строительных материалов производство прочих неметаллических минеральных продуктов строительная индустрия и производство строительных материалов строительная индустрия и производство строительных материалов
радиоэлектронная промышленность радиоэлектроника компонентная база, бытовая техника точное приборостроение
авиастроение информационнокоммуникационные и авиакосмические технологии информационные и коммуникационные технологии; осмиче-ская деятельность информационные и коммуникационные технологии
Фармацевтическая и медицинская промышленность фармацевтическая промышленность фармацевтическая промышленность Фармацевтическая и медицинская промышленность
Биотехнологии биотехнологии биотехнологии биотехнологии
- пищевая промышленность пищевая промышленность пищевая промышленность; винно-водочная промышленность; производство бутили-рованной минеральной воды и соков
Таблица 3. Отраслевые приоритеты развития промышленности государств — участников
ЕАЭС
81
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «МЕРИДИАН»
в условиях новой региональной экономической архитектуры
н. Манукова, М.Ю. Ильина
Российская Федерация Республика Беларусь Республика Казахстан Республика Армения
лесопромышленный комплекс обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство
наноиндустрия нанотехнологии - -
Оборонно-промышленный комплекс оборонно-промышленный комплекс оборонная промышленность -
Судостроение - - -
Источник: составлено авторами по данным аналитической справки Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии «О результатах анализа национальных программ Беларуси, Казахстана и России в сфере промышленности»; Стратегия промышленной политики Республики Армении, ориентированной на экспорт (2012).
Оценка национальных программ развития промышленности государств — участников союза показывает высокую степень пересечения рынков сбыта, которая предопределяется тем, что стороны преимущественно рассматривают интеграционное объединение с позиции дополнительных экспортных возможностей, а национальные рынки ориентируют на импортозамещение собственной продукцией.
С учетом того, что ювелирная отрасль не является отраслевым приоритетом промышленного развития партнеров Республики Армении по интеграции, СЭЗ «Меридиан» может сыграть важную роль в формировании новой парадигмы экономического развития в регионе.
Потенциал углубления евразийской интеграции Армении во многом будет зависеть не от простого снятия существующих экономических барьеров и ограничений на рынке ювелирной продукции, а от согласования экономической политики в конкретных областях во избежание переизбытка или нехватки ювелирной продукции в экономическом пространстве ЕАЭС.
Таблица 4. Распределение экспорта и импорта ювелирной продукции Армении по группам стран, $ тыс.
Группы стран 2012 2013 2014
Экспорт
ЕАЭС 2874 4517 3835
Снг-12 6139 13 659 12 389
ЕС-27 25 74 194
Другие регионы 13 160 21 269 21 527
Импорт
ЕАЭС-4 37 4 0
Снг-12 60 0 0
ЕС-27 4422 4077 3561
Другие страны 2514 2480 2257
Источники: составлено и рассчитано по данным International Trade Center.
82
ПРАКТИКА ИНТЕГРАЦИИ ЕЭИ — № 3 (28) август '15
Экспорт в Армению В другие страны
Страны 2012 2013 2014 2012 2013 2014
Россия 37 4 0 176 965 718558 778 709
Казахстан 0 0 0 0 118 84
Беларусь 0 0 0 - - -
- импорт из армении импорт из других стран
Россия 2095 2752 1875 406907 502310 476 988
Казахстан 779 1519 1582 53 556 73 516 62 300
Беларусь - 246 378 - - -
Источники: составлено и рассчитано по данным International Trade Center.
Таблица 5. Распределение экспорта и импорта ювелирной продукции стран — участниц ЕАЭС в/из Армении, $ тыс.
Кроме того, необходимо выявлять возможные области дезинтеграции ювелирной отрасли Армении с третьими странами.
Из таблиц 4 и 5 видно, что за последние годы взаимный товарооборот ювелирных изделий уменьшался, что можно охарактеризовать как снижение уровня конвергенции экономики стран ЕЭАС в ювелирной отрасли.
Создаваемые в СЭЗ условия могут стать эффективным драйвером развития кооперационных производственных цепочек в ЕАЭС. Несмотря на то, что Россия занимает четвертое место в мире по добыче золота, по производству ювелирных изделий она находится лишь на 12-м месте. Сейчас ставка в России делается не на развитие условий ведения ювелирного бизнеса и производства, создание новых технологий, а на сырьевой экспорт. Так, например, в настоящее время в России происходит опережающий рост продаж брендирован-ных изделий, доля которых оценивается в 30% от общего объема продаж. И с каждым годом она растет. В связи с этим возникает проблема сохранения национальными производителями своих позиций на внутреннем рынке и развития национального ювелирного искусства.
Для оценки перспектив развития ювелирной СЭЗ «Меридиан», в первую очередь, следует провести сравнительный анализ некоторых показателей ювелирного сектора стран — участниц Евразийского экономического союза.
Армения имеет ряд конкурентных преимуществ, которые позволят зоне «Меридиан» решить стоящие перед Арменией и ее партерами по ЕАЭС проблемы развития ювелирной промышленности, связанные с высокой налоговой и административной нагрузкой, слабой защищенностью ювелирного рынка от незаконного импорта и контрафакта, а также нехваткой кадровых ресурсов.
В 2013 году Всемирная ассоциация армянских ювелиров (AJA), оператор СЭЗ «Меридиан» и Министерство образования и науки Армении подписали меморандум о сотрудничестве в подготовке про-
83
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СВОБОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ «МЕРИДИАН»
в условиях новой региональной экономической архитектуры
н. Манукова, М.Ю. Ильина
фессиональных ювелиров. Цель сотрудничества — обеспечение сферы ювелирного дела Армении молодыми профессиональными кадрами, соответствующими требованиям рынка труда.
Уже в ближайшее время у Армении появится легальный и упрощенный доступ к рынкам ЕАЭС, который откроет новые возможности. Однако наличия возможностей недостаточно, чтобы говорить о развитии ювелирного сектора. Главное сейчас — выработать стратегию развития, разработать механизмы привлечения инвестиций, создать благоприятные условия ведения бизнеса, чтобы укрепить свои позиции на внешних рынках. Необходимо отметить, что без наличия вышеперечисленных условий общий рынок ЕАЭС может быть освоен не столько отечественными товаропроизводителями, сколько иностранными.
В настоящее время на рынках стран — участниц ЕАЭС ювелирные изделия армянского производства представлены довольно слабо, а масштабной работы в этом направлении пока не ведется. Поэтому создание свободной экономической зоны для ювелиров — это как раз то, чего до сих пор не хватало ювелирной отрасли.
Ранее, 27-28 ноября 2014 года, было подписано девять меморандумов между СЭЗ «Меридиан» и СЭЗ «Каунас», «Клайпеда», «Мариямполе» и «Кедайняй».
В течение последних нескольких лет проведена колоссальная работа по запуску ювелирной СЭЗ. Безусловно, нам еще многое предстоит сделать, так как «Меридиан» находится на начальном этапе развития, и функционирование СЭЗ непременно столкнется с определенными вызовами.
Сейчас у руководства «Меридиана» есть некоторое видение развития ювелирной свободной экономической зоны, в том числе в рамках ЕАЭС (см. таблицу 6).
Успешное функционирование ювелирной свободной экономической зоны «Меридиан» позволит Армении стать не только региональным ювелирным кластером, будет рассматриваться как продолжение взятого руководством Республики Армении курса на развитие приоритетных отраслей промышленности, ориентированных на экспорт, но и выйти на уровень ювелирного центра в масштабах евразийского региона.
ЛИТЕРАТУРА
Евразийская экономическая комиссия. Доступно на: http://www.
eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx
Ильина М. (2014) Армения и Таможенный союз: перспективы развития единого интеграционного пространства России и Армении. Конференция «Ломоносов-2014». Доступно на: http://lomonosov-msu.ru/archive/
84
ПРАКТИКА ИНТЕГРАЦИИ ЕЭИ — № 3 (28) август '15
Краткосроч-
ный
(от 1 года до 3 лет)
Среднесроч-
ный
(от 3 до 5 лет)
Долгосрочный (от 5
до 10 лет)
Армения
позиционирование СЭз на мировом рынке ювелирной продукции посредством проведения ежегодной международной ювелирной выставки YEREVAN SHOW, в том числе путем тесной кооперации с министерством диаспоры ра, диппредставительствами, отделениями Всемирной ассоциации армянских ювелиров (AJA), а также профильными организациями, с которыми вырабатывается механизм сотрудничества (Всемирная конфедерация ювелиров CIBJO). Активные работы по данным направлениям уже ведутся. привлечение резидентов и мировых ювелирных брендов. Уже подписано соглашение о сотрудничестве с девятью компаниями.
Реализация всей цепочки производства золота и ювелирных изделий в Армении
Увеличение объема производимой и экспортируемой в Армении ювелирной продукции, создание алмазной биржи как дополнительного элемента инфраструктуры СЭз
трансформация Армении в региональный ювелирный кластер и его развитие
Выстраивание единых кооперационных производственных цепочек, в том числе с участием западных ювелирных компаний, кооперация деятельности на уровне конкретных предприятий ювелирного рынка и правительственных программ государств — членов ЕАЭС.
продвижение экспорта кооперационной ювелирной продукции на рынки третьих стран
Реализация потенциала межотраслевой интеграции и наращивание возможностей общего рынка ювелирной продукции без изъятий и ограничений
Создание Евразийского ювелирного центра
Таблица 6. Развитие ювелирной СЭЗ «Меридиан»
Период
ЕАЭС
Lomonosov_20i4/26io/2200_25985_c6o9ca.pdf
Манукова Н. (2012) Диагностика системы менеджмента качества с применением матричного метода анализа. Вестник РАУ.
Международный статистический комитет СНГ. Доступно на: http://www. cisstat.org/
Национальная статистическая служба. Доступно на: http://armstat.am Стратегия промышленной политики Республики Армении, ориентированной на экспорт (2012).
Хейфец Б., Либман А. (2008) Корпоративная интеграция. Альтернатива для постсоветского пространства. Москва: ЛКИ.
ЦИИ ЕАБР (2012) Единая торговая политика и решение модерни-зационных задач ЕЭП. Доклад № 8. Санкт-Петербург: ЕАБР. Доступно на: http://www.eabr.org/r/research/centre/projectsCn/projects_cu/mdex.
php?id_4=41409&linked_block_id=0
International Trade Center. Доступно на: http://www.intracen.org/
85