Е.В. Усик
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
THE PROSPECTS OF THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITIES QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN THE FRAME OF FGOS IMPLEMENTATION
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы модернизации высшего профессионального образования в условиях внедрения ФГОС. Обосновываются принципы, формы и методы совершенствования действующих внутривузовских систем менеджмента качества. Предлагаются механизмы, обеспечивающие эффективную работу систем менеджмента качества образования в условиях реализации ФГОС.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт, система менеджмента качества образования, педагогическая квалификация преподавателя вуза, компетентностный подход.
Abstract: this article shows the problems of higher education modernization in the frame of FGOS implementation. Here is substantiated of approaches, forms, methods of the improvement of high school quality management systems. Author offers mechanisms which provide an effective work of higher education quality management systems in the frame of FGOS implementation.
Keywords: FGOS, education quality management system, lecture's pedagogical qualification, competence approach.
Проблема эффективного управления современным вузом в условиях глобализации, развития интеграционных связей и конкурентных отношений приобретает особую актуальность с появлением новых требований, которые предъявляются к высшему учебному заведению присоединением к Болонскому процессу, рынком образовательных услуг, рынком труда и самими потребителями образовательных услуг. Качество образовательной услуги сегодня рассматривается как способность образовательной системы удовлетворять, с одной стороны, потребности рынка труда в кадрах с определенным уровнем компетентности, с другой -потребности личности в получении конкурентоспособных знаний.
Одним из наиболее ярких событий в рамках повышения качества образовательных услуг стала разработка и внедрение в работу вузов Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) третьего поколения. Процесс внедрения в деятельность вуза ФГОС приобретает особую важность в условиях создания двухуровневой системы подготовки кадров нового типа, обладающих не только высоким уровнем профессиональной квалификации, но и компетентностью, гибкостью мышления, инновационной активностью и пр. Внедрение в деятельность современного вуза данных стандартов будет способствовать трансформации образования в эффективный механизм социальной и психической адаптации личности, обеспечению каждого выпускника индивидуальным инструментарием выстраивания жизненной стратегии, включающей в себя производственную, личную, социальную, правовую и иные сферы [2].
Однако стоит заметить, что совершенствование системы высшего профессионального образования через внедрение образовательных стандартов нового поколения может не иметь смысла, если не будут модернизированы и обновлены содержание и методы обучения. Эффективность компетентностной модели образования зависит не только от качества методических разработок и уровня
© Е.В. Усик, 2012
проработанности сопутствующей документации, но и от уровня ответственности, подготовленности, вовлеченности, заинтересованности профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения в целом и каждого преподавателя в частности. Данная реформа высшего профессионального образования станет лишь очередной растратой бюджета, если ничего не изменится в организационной структуре вузов, материально-технической оснащенности аудиторных фондов, методах и инструментах проведения учебных занятий, в деятельности преподавателей и студентов, характере взаимодействия между ними.
Ввиду выше сказанного, особую значимость приобретает вопрос: способны ли существующие системы менеджмента качества (СМК) решать новые задачи, обеспечивать эффективное внедрение ФГОС? Создание внутривузовской системы менеджмента качества поспособствовало осознанию миссии, целей, задач, международных стандартов для вузов в области управления качеством, что стало регламентироваться в соответствующей документации. Внедрение СМК позволило многим вузам упорядочить основные процессы по внутреннему обеспечению качества образования, установить взаимодействие с потребителями и заказчиками образовательных услуг.
Совершенствование системы менеджмента качества является неотъемлемым элементом в обеспечении успешной реализации ФГОС. Модернизированная СМК должна быть построена на нескольких приоритетных в современных условиях принципах (см. рис.). Рассмотрим их подробнее.
Принцип постоянного повышения педагогической квалификации преподавателей
Принцип коллегиальности
Принцип прозрачности контроля
Принципы построения современной системы менеджмента качества вуза
Принцип мотивации субъектов образовательного процесса на повышение качества собственной деятельности
Принцип полисубъектности управления качеством
Принцип разделения систем обеспечения и управления качеством образования в вузе
Рис. Принципы построения современной системы менеджмента качества образования
Первый принцип - это принцип мотивации субъектов образовательного процесса на повышение качества собственной деятельности. Он позволяет
сконцентрироваться на главном - отношении человека к образовательной среде. Если этот принцип рассматривать как системообразующий, то научный, преподавательский и студенческий потенциал вуза превращается в один из основных ресурсов повышения качества образования, а СМК решает в первую очередь задачи создания условий для саморазвития и обучающих, и обучающихся [3].
Стоит отметить, что мотивация на основе общей системы ценностей является наиболее естественным способом обеспечения активности человека, который включает все силы и весь потенциал для решения задач, стоящих перед организацией. Безусловно, весь преподавательский состав осознает значимость качества образования. Однако, пока не будут созданы реальные условия, позволяющие им чувствовать удовлетворение от своей деятельности, материальную и социальную защищенность, видеть четкую взаимосвязь между результатами своего труда и его оценкой, установка на качество образования как корпоративную ценность выполняться не будет. Для обеспечения таких условий необходимы эффективные стимулы, повышающие заинтересованность преподавателей в своей деятельности, возможности участия студентов в организации образовательного процесса и совершенствовании его качества.
Вторым принципом, на который должна опираться современная СМК вуза - это разделение систем обеспечения и управления качеством образования в вузе. В международном стандарте ИСО 8402 разграничены понятия «обеспечение качества» и «управление качеством». Первое подразумевает «все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также подтверждаемые, необходимые для создания достаточной уверенности в том, что объект будет выполнять требования к качеству». Под управлением качеством понимаются «методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству» [4].
Обеспечение качества образования в вузе - это вид деятельности, который включает стратегическое планирование, кадровую политику, четкую организацию работы, материально-техническую базу, финансовые ресурсы, а также управление качеством. Система обеспечения качества едина в своих рамках с общим управлением вуза. Ее сложность и многокомпонентность делают весьма затруднительным эффективное управление качеством образовательного процесса. В связи с этим обстоятельством целесообразным является выделение самостоятельного вида управленческой деятельности, ключевым моментом которого будет являться педагогическое взаимодействие в системе «преподаватель - студент».
Разделение функций подобным образом весьма важно в условиях внедрения ФГОС. Основным субъектом управления в системе управления качеством становится кафедра. В ее функции теперь входит не только обеспечение обновления образовательных программ, совершенствование методов и форм обучения, но и создание методики, направленной на формирование компетенций у студентов. Формирование компетенций, будь то профессиональных или общекультурных, в силу их интегративной природы делает невозможным закрепление за какой-то конкретной дисциплиной или даже кафедрой. Следовательно, нужно разработать новые принципы и способы взаимодействия внутри профессорско-преподавательского состава вуза, что позволит гарантированно обеспечить согласованную позицию по вопросам подбора, структурирования учебного материала, преемственности содержания образования, выработать общую траекторию движения к результату.
Следующим принципом является принцип полисубъектности управления качеством. Одним из положений Всеобщего менеджмента качества (TQM) является следующий момент: «Пусковым механизмом системы качества является лидерство» [1]. В рамках высших учебных заведений таким безусловным лидером и гарантом качества является ректор. Однако в идеале лидерство предполагает создание таких
условий, при которых будут создаваться условия для проявления инициативы всех субъектов образовательного процесса.
Эффективная реализация новых стандартов требует формирования определенной педагогической элиты вуза - профессионалов, подготовленных к работе в новых условиях, умеющих использовать современные технологии, принимающих на себя ответственность за качество образования. Сегодня далеко не все преподаватели связывают эффективность своего труда с качеством работы образовательного учреждения и подготовки его выпускников, что, возможно, объясняется незначительной ролью, которая в действительности отведена им в системе обеспечения качества. Еще в меньшей степени представлены в ней сами обучающиеся - студенты. Однако характер ФГОС третьего поколения предусматривает увеличение объемов самостоятельной работы обучающихся, возможность построения индивидуальных образовательных планов, индивидуального подбора перечня изучаемых дисциплин, требует увеличения роли студента в управлении качеством образования.
Необходимость этого закреплена и в соответствующих европейских нормативных актах. В «Стандартах и директивах», разработанных Европейской ассоциацией гарантии качества высшего образования, одна из директив подразумевает «обязательное участие студентов в процедурах гарантии качества» [5]. В развитие общеевропейской тенденции в пакет методических материалов, сопровождающих разработку основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО), включена программа наддисциплинарного курса «Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно-ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО». Данный учебный курс призван сформировать у учащихся базовую структуру знаний о компетентностном подходе и готовность личного участия в его реализации, что дает основания для включения в систему управления качеством образовательного процесса студентов как его полноправных субъектов.
Перейдем к следующему принципу, на котором должна строиться современная СМК вуза. Данным принципом является принцип коллегиальности. Реализация новых образовательных стандартов предполагает работу проектных команд. Активное сотрудничество преподавателей необходимо с целью проектирования таких категорий, как: результатов образования, принципов и методов формирования компетенций, контрольно-оценочного инструментария для определения уровня сформированности компетенций, содержания и способов презентации преподаваемых дисциплин, приоритетных образовательных технологий, форм и методов организации воспитательной работы в вузе.
Процесс разработки проектов новых стандартов и примерных основных образовательных программ продемонстрировал возможности широкого социального партнерства. Создание компетентностной модели выпускников опиралось на согласовании позиций профессионального и педагогического сообщества, государственного и образовательного заказа. Опыт такого сотрудничества обязан получить массовое распространение.
Пятым принципом является принцип постоянного повышения педагогической квалификации и мастерства преподавателей. Современные образовательные стандарты вряд ли могут быть реализованы, если преподавательский состав не пройдет необходимую подготовку, где сможет освоить новые компетенции. К сожалению, многие предлагаемые сегодня программы повышения квалификации для преподавателей в настоящий момент не помогают овладеть необходимыми видами профессиональной деятельности и не способствуют профессиональному развитию.
Сложившаяся ситуация не только не отвечает современному этапу модернизации высшего образования, но даже порождает сомнения в достижении поставленных целей. Совершенствование содержания и методов профессионального
образования, переход к деятельностному обучению, предоставляющему выпускнику возможность получения квалификации, востребованной на рынке труда не только в настоящий момент, но и в перспективе, - вот те требования, которые предъявляются к профессиональному образованию в рамках задач программы модернизации России. Таким образом, программы повышения квалификации преподавателей должны приобрести компетентностно-ориентированный характер, строиться на основе модульного принципа сетевых форм организации образовательного процесса, позволяющих формировать индивидуальный учебный план.
Еще один принцип, необходимый при формировании современной СМК -принцип прозрачности контроля. Смысл данного принципа заключается в установлении связи между качественными показателями работы преподавателя и уровнем его экономического, социального и профессионального стимулирования, в оценке деятельности кафедр и преподавателей по разработке совместных проектов по обеспечению достижения общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся, в оценке применения новых методов и современных технологий в учебном и воспитательном процессе. Данный принцип приведет к росту конкуренции, обновлению программ, переходу на современные образовательные технологии, использованию инновационного инструментария проведения учебных занятий и, как следствие, - к повышению качества и эффективности обучения.
Организационным ядром системы, выстроенной на выше приведенных принципах, может стать центр менеджмента качества образования. В его состав могут входить различные организационно-структурные единицы, специализирующиеся на информационно-техническом обеспечении, контроле качества обучения, обработке различных рейтинговых программ, образовательном прогнозировании, совершенствования качества методической и дидактической работы. Направления деятельности центра зависят от управленческих механизмов, которые будут обеспечивать переход вузов к новому качеству образовательного процесса, без чего невозможно внедрение ФГОС ВПО. К работе в центре менеджмента качества могут привлекаться представители общественности, сферы труда, региональных и муниципальных органов управления. При таких условиях можно достичь не только гармонизации процессов внешнего и внутреннего контроля качества образовательного процесса, но и обоснованного выбора стратегии развития высшего образования с учетом ожиданий всех заинтересованных лиц.
Современные приоритеты государственной политики в области образования уже нашли выражение в новых подходах к стандартизации образования, в новых представлениях о его результатах, что предполагает совершенно новые ценностные позиции преподавателей в вузах. В таких условиях необходимо использовать потенциал уже созданных внутривузовских СМК, совершенствовать их деятельность в области управления качеством образовательных процессов, налаживать новые механизмы по обеспечению профессионального роста преподавателей. Отсутствие действий в данном направлении развития СМК может стать одной из причин неудачной реализации ФГОС в системе высшего образования.
Литература
1. Адлер Ю. П., Липкина В. В. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности // Стандарты и качество. 2000. № 10, с. 14-22.
2. Ситникова М. И., Рагозина Л. Д. Управление качеством образования в инновационном вузе: организационно-педагогические условия // Педагогическое образование в России. 2011. № 3, с. 71-80.
3. Факторович А. А. Педагогическая деятельность преподавателя вуза в современных условиях // Педагогика. 2010. № 5, с. 103-108.
4. ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества» // ООО «Международный центр качества» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://files.stroyinf.ru/Data1/5/5812/.
5. Стандарты и директивы для агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы // Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.quality.edu.ru/quality/sk/req/221/.
И.М. Шмелев
ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА МИРА И СТРАТЕГИЙ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ У ВЕРУЮЩИХ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ
THE RELATIONSHIP OF IMAGE THE WORLD AND COPING BEHAVIOR
OF BELIEVERS PEOPLE
Аннотация: в статье рассматривается понятие «образа мира», анализируются характеристики образа мира верующих людей, понятия «совладающее поведение» и «религиозное совладание». Приводятся данные исследования взаимосвязи образа мира и стратегий совладающего поведения у верующих людей.
Ключевые слова: образ мира, совладающее поведение, копинг-поведение, религиозное совладание.
Abstract: this article discusses the concept of "image of the world", analyzes the characteristics of image the world of believers people, the concept of "coping" and "religious coping". The data analyzes the correlation of image the world and coping behavior among the faithful men.
Keywords: image of the world, coping, coping behavior, religious coping, coping mechanism.
Как одна из форм общественного сознания, религия представляет собой совокупность представлений о мироздании, которые определяют образ жизни людей, их духовно-нравственные и культурные ценности и занимает важное место в развитии и истории всего человечества. Анализ научных работ, направленных на изучение специфических психологических и личностных особенностей верующих (А. Бандура, В. Вундт, У. Джеймс, А. Маслоу, Г. Оллпорт, В. Франкл, З. Фрейд, Э. Фромм, Д. Элкинд, И.Н.Яблоков и др.), обусловливает постановку и актуальность нашего исследования. В имеющихся исследованиях особое внимание уделяется изучению религиозности человека, выделению личностных характерологических особенностей, характеризующих верующих, описывается специфика религиозного опыта в жизни человека. Вместе с тем, фундаментальные теоретические и практические исследования в этой области, в основном, проводились зарубежными авторами, а исследований в рамках отечественной школы психологии практически нет. Также слабо изученным является и вопрос о том, какой отпечаток накладывает Вера и религиозные представления на образ мира субъекта и как это влияет на способность индивида справляться с трудными жизненными ситуациями, на выбор тех или иных стратегий и ресурсов совладающего поведения.
Цель исследования - изучение взаимосвязи образа мира и стратегий совладающего поведения у верующих людей.
© И.М. Шмелев, 2012