ствование в стране «единого социального пространства». При фактическом уровне доходов сельского населения основная масса граждан не в состоянии оплачивать жилищно-коммунальные услуги, образование, медицинское обслуживание.
Согласно Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г. одной из целей государственной политики является повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения, приближение села к городским жизненным стандартам. В Концепции отмечается, что уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов, бедность остается массовым явлением и разрушает трудовой и генетический потенциал села. Одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики и технологическое обновление её отраслей, в первую очередь в агропромышленном комплексе [4].
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СЕЛА НА
Повышение реального уровня оплаты труда работников аграрного сектора - важнейший путь увеличения доходов сельских жителей. Для осуществления этой цели, прежде всего, необходимо повысить конкурентоспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей. Так как, именно сельское хозяйство является системообразующим сектором экономики страны, определяющим удовлетворение жизненных потребностей всего населения.
Источники
1. Интегральная оценка уровня жизни сельского и город-
ского населения. - Москва: Гриф и К0, 2009. - 88 с.
2. Агропромышленный комплекс Пензенской области. Ста-
тистический сборник. - Пенза, 2010.
3. Состояние социально-трудовой сферы села и предло-
жения по её регулированию. Ежегодный доклад по результатам мониторинга 2010 г.: науч. изд. - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010. - Вып. 12. - 264 с.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2010 г.
№ 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 г.
ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В.В. Кузнецов, д.э.н., проф., М.В. Борисова, к.э.н., доц. Ульяновского государственного технического университета
В сельской местности Ульяновской области проживает 350 тыс. человек или 27% от общей численности населения. Из 811,8 тыс. чел. (62,5%) населения в трудоспособном возрасте и 46% занятого населения, в сельском хозяйстве области занято 13,1%. Сельскохозяйственным производством в
Ульяновской области занимаются 83 сельскохозяйственных организации, 1710 крестьянских (фермерских) хозяйств, около 253 тыс. семей имеют личные подсобные хозяйства. Укрупнено состояние аграрного сектора области можно представить данными, показанными в табл. 1.
Таблица 1 - Производство сельскохозяйственной продукции во всех хозяйствах, в том числе в личных
Наименование продукции сельхоз- 1985 г. 1990 г. 1995 г. 2009 г. Произведено
Все хозяй- В том числе: Все хозяйст- Все хозяйст- Все хозяй- В том числе: Ства в 2009 г. к 1990 г. населением в 2009 г.
производства ства население ва ва ства население к объему 2009 г. %
Продукция животно- Сокр.Ц),
водства, в том числе: - мясо в жив. весе - молоко - яйца, млн шт. 154,3 612,5 510,5 18,8 27,7 34,3 190,7 676,6 586,6 111,6 555,2 536,9 57,5 271,8 421,7 41,4 181,8 166,1 - ув. 4 3,3 р. 4 2,5 р. 4 1,4 р. 72 67 40
Продукция растениеводства, в том числе: 1726 1942 718,8 1144,3 4 1,7 р.
- зерновые 308,9 - 301,2 180,5 132,7 53,7 4 2,3 р. 40
- сахарная свекла 55,0 - 50,8 31,4 50,9 9,3 4 1,0 р. 18
- подсолнечник - картофель - овощи 390,4 88,7 65,3 31,2 372,0 91,8 355,1 112,3 248,5 77,8 212,3 54,7 4 1,5 р. 4 1,18 р. 85 70
Посевная площадь в Ульяновской области в 2009 г. составляла 42% посевной площади 1990 г. На протяжении всего периода (1990-2009 гг.) развитие агропромышленного комплекса Ульяновской области характеризовалось снижением темпов экономического роста и сокращением ресурсного потенциала.
Например, в 2009 г. крестьянское подворье произвело 52,4% сельскохозяйственной продукции области, в том числе: 85% картофеля, 70% овощей, 72% товарного мяса, 67% молока, 40% яиц1. При этом следует отметить, что производство в крестьянских фермерских хозяйствах не перешагнуло порог 56% объемов производства сельхозпродукции области, что позволяет говорить о бесперспективности этого
1 Экономическое развитие Ульяновской области в 2009 г. -Ульяновск, 2010.
направления организации производства на селе. Данная ситуация характерна для всей страны. В условиях разрушения крупнотоварного производства переход на мелкотоварное является вынужденной мерой по выживанию сельского населения и обеспечению страны продовольствием. Однако в стратегическом плане это вызывает проблемы с производством качественной сельскохозяйственной продукции, с обеспечением роста производительности труда в личных подсобных и фермерских хозяйствах, с обеспечением сырьем перерабатывающей промышленности и конкурировать как на мировом, так и на внутреннем рынке с продукцией западных производителей.
Следует отметить тот факт, что наши возможности по защите аграрного сектора были существенно ограничены, так как на переговорах по вступлению в ВТО российскую сторону вынудили пойти на значи-
тельные уступки по ряду ключевых позиций. В итоге Россия сократила заявляемый объём государственной поддержки аграрного сектора с 16,2 до 9 млрд долл. в год. При этом развитые страны - члены ВТО сохраняют высокий уровень поддержки сельского хозяйства (в бюджете Европейского союза она измеряется суммой в 40 млрд евро в год). России же предлагают включить в 9 млрд долл. не только бюджетные расходы, но и льготы по оплате электроэнергии и топлива для сельскохозяйственных предприятий, а также инфраструктурные затраты. Наши будущие «соседи» по ВТО стремятся к тому, чтобы максимально снизить для России допустимый уровень государственной поддержки сельского хозяйства. Из сказанного следует, что в регионах необходимо искать пути повышения эффективности АПК: за счет увеличения поставок сельхозтехники отечественного производства, вовлечения крестьянства в создание производственно-потребителских кооперативов и включение за счет этого использования выведенных из оборота пахотных земель, создания предприятий малого и среднего бизнеса по организации услуг по ремонту и внедрению в производство сельскохозяйственной техники.
Попытка замены крупных коллективных хозяйств новыми структурами, соответствующими капиталистическим методам хозяйствования, пока не дали положительных результатов (фермерство не стало преобладающей формой на селе, созданные новые структуры взамен колхозов и совхозов в условиях сложившейся политики государства в течение целого десятилетия по отношению к отечественному сельскохозяйственному производству, привели к убыточности многих современных сельскохозяйственных предприятий). В этих условиях они не могут вести не только расширенное воспроизводство, но даже обеспечить себя финансовыми ресурсами на простое воспроизводство: замену изношенной техники, выплату заработной платы, закупку минеральных удобрений и т. п.
Учреждение Российской лизинговой компании позволило в последние годы, за счет средств регионов (по примеру машинно-тракторных станций (МТС) в 30-е гг. в СССР) создавать кустовые механизированные отряды по обслуживанию сельскохозяйственных предприятий.
Важную роль в развитии АПК Ульяновской области будут играть агроиндустриальные кластеры, представляющие собой особую социально-экономическую систему. Ведущую роль в развитии агропромышленных кластеров будут играть мясопродукто-вый, молочно-продуктовый и зерно-продуктовый под-кластеры, где уже сегодня заложен достаточно высокий потенциал, а при условии продолжения работы по целевому реконструированию и модернизации животноводческой и растениеводческой отраслей они окажут значительное влияние на областные экономические показатели.
Рост эффективности АПК в целом по Ульяновской области сохранится при условии успешной реализации намеченных проектов, таких как:
1) Группа компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО) - проект создания вертикально интегрированного агрохолдинга по производству хлебобулочных изделий из собственного сырья и их продаже через собственные торговые сети, организация производства пшеницы и ржи на площади 100 тыс. га;
2) Агрохолдинг «РуснРусГрупп» (г. Нижний Новгород) - проект по освоению залежных земель на
территории Новомалыклинского, Мелекесского, Ста-ромайнского, Чердаклинского районов;
3) Компания «Иволга - холдинг» (Казахстан) -проект создания агропромышленного предприятия -ООО «Зерновая компания «Поволжье» в Тереньгуль-ском районе;
4) ООО «Табачная компания Дворцовый ряд» - проект создания агропро-мышленного предприятия на базе СПК «Сызранский» по производству зерновых культур и строительству свиноводческого комплекса на 12 тыс. гол.;
5) ООО Агрофирма «Мордовзерноресурс» (г. Саранск) - производство продукции растениеводства на неиспользуемых и неэффективно используемых землях площадью 18 тыс. га в Сурском районе;
6) ОАО «Красный Восток Агро» (Татарстан) -строительство мегафермы на 7800 коров на территории ФГУП Учхоз УГСХА;
7) ООО АФ «Мордовцемент» (Мордовия) -производство зерновых культур и строительство молочного комплекса на 1200 коров на территории Сурского района;
8) ООО «Чебоксарская птицефабрика» (Чувашия) - производство высокоурожайных сортов зерна на территории Майнского района;
9) ОАО «ГК НМЖК» (Нижегородская обл.) -создание АПК по выращиванию и переработке рапса на территории Вешкаймского района;
10) ЗАО ТД «Талина» (г. Саранск) - реконструкция свиноводческого комплекса «Рощинский» на 54 тыс. гол. в Ульяновском районе;
11) ОАО Птицефабрика «Атемарская» (Мордовия) - реконструкция и строительство птицеводческого комплекса на базе ОГУП «Ульяновскпти-цепром».
В стратегической перспективе к 2020 г. будет запланировано:
- строительство новых и реконструкция и техническое перевооружение существующих ферм крупнорогатого скота, свиноводческих и птицекомплексов, что позволит существенно увеличить численность поголовья коров, свиней и птицы;
- племенная база Ульяновской области должна обеспечить удельный вес племенного скота в общем объёме поголовья до 30-40% (план на 2012 г. -13%);
- общее поголовье молочных коров к 2020 г. должно увеличиться до 150 тыс.;
- увеличение объёмов производства высококачественной пшеницы твёрдых и сильных сортов, с применением высокоурожайных сортов зерновых культур, ресурсо- и влагосберегающих технологий, развития элитного семеноводства доведением устойчивых урожаев зерновых до 900-1000 тыс. т;
- повысить роль производственно-потребительских кооперативов на основе развития малого и среднего предпринимательства на селе; Основной исполнитель программы «Развитие малого бизнеса и предпринимательства на селе» - государственный Россельхозбанк. Для обслуживания заёмщиков Ульяновской области в 19 из 21 муниципального образования Ульяновской области открыты его дополнительные офисы, в районах работают 25 отделений Сбербанка России;
- в целях устойчивого и стабильного повышения показателей сельскохозяйственной отрасли и повышения конкурентоспособности продолжение работы по подготовке квалифицированных кадров и их закрепление на селе, для чего: продолжить работу по реализации намеченных областными целевыми
программами мероприятий по обеспечению жильём граждан и их семей, проживающих в сельской местности, по материальному стимулированию молодых специалистов при поступлении их на работу в сельскохозяйственные организации в форме предостав-
ления им единовременных денежных выплат, по подготовке и переподготовке кадров и развитию социальной инфраструктуры села за счёт средств областного бюджета области.
НИЗКИИ УРОВЕНЬ ЖИЗНИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ И.К. Бородин, асп. Всероссийского института аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова
В современной России состояние села наиболее ярко характеризует практически тотальная бедность сельского населения. Социальные различия между городским и сельским населением имеет затяжной характер и тенденции к усугублению. На этом можно предположить, что бедность на селе -причинно-следственный результат того кризиса, которым охвачено не только сельское хозяйство, но в целом уклад сельской жизни. Главная проблема кризиса села, состоит в том, что развитие сельского хозяйства страны длительное время оказывалось в состоянии неопределенности целей и без институциональной обеспеченности. Старые институты и отношения оказались разрушенными, а новые еще не созданы. Кризис на селе и его тяжелейшее последствие, такое как масштабная бедность сельских жителей - результат этого перехода и сопутствующих ему на протяжении многих лет ошибок по управлению преобразованиями на селе
В связи с трансформацией процессов в современной России были затронуты все основные формы организации труда на селе. Это послужило причиной, как обеднения сельского населения, так и сокращения его численности. Основные причины:
1) Сокращение числа рабочих мест.
2) Выход из строя большей части сельскохозяйственной техники.
3) Низкий уровень заработной платы.
4) Отсутствие инфраструктуры.
В основной массе на селе уровень заработной платы очень мал. В связи с чем парадоксом является то, что среди жителей на грани нищеты находятся не только безработные, но и имеющие постоянный заработок, поскольку нередко оклад составляет сумму равную прожиточному минимуму, а иногда и меньше, что приводит к поиску работы в городе. Но на это уходит не мало времени (по статистике около года), и что само по себе сокращает сельское население. Наряду с этим сельское население беднее города, о чем свидетельствует официальная статистика, малоимущими являются около половины селян.
Отмечается сокращение посевных площадей, низкое количество трудоспособного населения, уменьшение потребительских способностей и низкая численность сельскохозяйственной техники.
В большинстве деревень отсутствуют образовательные учреждения, больницы, средства связи, дороги. Как следствие этому низкий уровень грамотности (в последнее время уровень получения образования в селах значительно уступает городскому) и здравоохранения (высокая смертность в связи с отсутствием должного медицинского обслуживания). Т.е., по сути, бедность сельского населения, является бедностью по всем показателям, это отсутствие медицинского обслуживания, низкая грамотность, отсутствие социального пакета.
Но стоит отметить, что среди сельского населения существую и обеспеченные фермеры, к сожалению, этот процент очень мал по отношению к общему количеству жителей сел. В основном они находятся в
Южном и Поволжском федеральных округах, Московской, Ленинградской, Белгородской областях.
Сельское население можно разделить на три группы:
1) Специалисты
2) Квалифицированные сельские рабочие
3) Неквалифицированные сельские рабочие
Экономические реформы в аграрной отрасли,
основанные на реорганизации совхозов и колхозов кардинально изменили структуру сельского населения.
Основной род занятий сельских специалистов является работа в бюджетных организациях, по причине своевременной и постоянной выплаты заработной платы. И только пятая часть специалистов работает в частных предприятиях. А среди специалистов, которые обслуживают отрасли сельского хозяйства остались единицы.
Одна из самых острых проблем - безработица. По данным исследования зарегистрированными безработными являются 3,6%, незарегистрированными 32,5%.
Помимо этого просматривается тенденция старения сельского населения, а вследствие уменьшения популяции. По составу, более половины работающих селян находятся в возрастной группе 25-44 года, при чем большинство из них находятся в интервале 35-44.
Апеллируя всеми этими фактами можно сделать вывод о том, что современное состояние аграрного сектора страны можно оценить как неудовлетворительное.
Рассмотрим так же особенности низкого уровня жизни на селе в мировом масштабе. Несмотря на глобализацию, во многих странах в сельской местности живет большая часть бедных людей. Из отчета ООН за 2008 г. видно, что приблизительно 75% населения деревень живут менее чем на 1 долл. в сутки.
Однако эта закономерность не распространяется на все регионы и страны. Например, в странах Азии более 90% бедного населения приходится на села, когда в странах Латинской Америки и Карибского бассейна большинство бедного населения проживает в городах, и лишь 40% на сельской местности.
Тенденции в мире показывают, что бедность свойственна сельскому населению, но в связи с процессами урбанизации постепенно охватывают города, куда приезжает основной поток сельчан, готовых браться за любую работу. Такие масштабы бедности села еще раз подтверждает необходимость смены модели его развития. Выход из данной ситуации заключается в разработке кардинально новых подходов к управлению и эффективному использованию сельского хозяйства. В первую очередь необходимо обеспечить поддержку региональных властей для поддержания развития сельской местности, обеспечение трудовой занятости сельчан с постоянной заработной платой, оказание помощи предприятиям и предоставление социального пакета жителям села. Предпринятые шаги должны привести к снижению оттока населения деревень,