Секция
«МЕСТО РОССИИ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА»
УДК 623.46
Е. М. Андриянова, С. А. Денисова Научный руководитель - О. В. Летунова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ К ГОДУ РОССИЙСКОЙ КОСМОНАВТИКИ
Анализируются перспективы развития российской космической отрасли в преддверии Года российской космонавтики.
Накануне празднования 50-летия полета первого человека в космос, которое будет отмечаться в 2011 г., актуальными становятся вопросы оценки роли и места России в освоении космического пространства. В связи с грядущим событием принят Указ Президента РФ «О праздновании 50-летия полета в космос Ю. А. Гагарина», объявляющий 2011 г. в нашей стране Годом российской космонавтики. У России есть все возможности обеспечить себе статус полномасштабной великой державы в освоении космоса, в разработке и использовании различных космических технологий. Даже в тяжелейшие 1990-е гг. нашим ученым - разработчикам космической техники удавалось решать исключительно сложные задачи развития данной сферы. Удалось тогда сохранить важнейшие компоненты отечественной ракетно-космической техники как военного, так и гражданского назначения, несмотря на неблагоприятный внутриполитический климат, несмотря на катастрофическую нехватку финансовых средств, разрушение системы государственного управления в наукоемких отраслях промышленности. Нельзя забывать и о том, что в Советском Союзе было достигнуто мировое лидерство среди космических держав по производству ракет для выведения на орбиту искусственных аппаратов, также по разработке методов преодоления искажений водно-солевого обмена в условиях невесомости для осуществления длительных пилотируемых полетов.
В настоящий момент российская космонавтика находится в числе ведущих в мире. В России создана и устойчиво функционирует система доступа в космическое пространство, основанная на целом ряде экономически эффективных средств выведения. При поддержке руководства страны мы реализуем ряд программ в области освоения и использования космического пространства, основные из которых - Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг. и федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система». В этом году Советом Безопасности РФ приняты «Основы политики РФ в области космической деятельности на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу». Этот документ предусматривает качественно новый этап развития ракетно-космической отрасли.
Он обязывает нас реально перейти к осуществлению новых амбициозных - в хорошем понимании этого слова - планов в космической сфере. Ведутся проектные работы по новому российскому космодрому на Дальнем Востоке, продолжается сотрудничество с нашими зарубежными партнерами по ряду интересных совместных проектов. Готовится к принятию новая федеральная целевая программа, специально ориентированная на внедрение результатов космической деятельности в экономику страны. Так что у нас есть четкие планы и весомые предпосылки к их реализации.
Россия, безусловно, является мировым лидером в области пилотируемой космонавтики, нами накоплен уникальный опыт длительных - до полутора лет! -полетов человека в космос на орбитальных станциях, который представляется особенно ценным в связи с широко обсуждаемыми сегодня марсианскими планами. Соответственно, полагает Е. И. Жук, «мы сохраняем лидерство и по ряду связанных с этим технологий и направлений, включая средства жизнеобеспечения, космическую биологию и медицину, комплексные технологии планирования и реализации длительных полетов» [2, с. 67]. Мы располагаем уникальными возможностями по экономически эффективной доставке в космос различных полезных нагрузок. Так что мы уверенно себя чувствуем в части средств выведения и ракетного двигателестроения. Есть существенные достижения в ядерной космической энергетике, создании электроракетных двигателей. Практически уникальна наша программа в области космического материаловедения.
Отстаем мы, пожалуй, там, где зависим от современной электронной компонентной базы - прежде всего, в части создания современных космических аппаратов, других прикладных космических систем, а также в части обеспечения абонентской аппаратурой пользователей на Земле. Кроме того, отмечает А. В. Яковенко, «нужно понимать, что на протяжении двух десятилетий, когда мы в силу причин экономического характера были не в состоянии финансировать создание новых перспективных космических аппаратов и станций для межпланетных исследований и фундаментальных исследований с орбиты Земли, весь мир на месте не стоял, и, напри-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
мер, американские телескоп «Хаббл», марсоходы и межпланетные станции, летавшие к Юпитеру и Сатурну - это серьезное достижение, которое задает очень высокую планку в этой области» [5, с. 56]. Тут нам еще есть над чем поработать и, вероятно, прежде всего - в рамках международных программ, обеспечивающих взаимовыгодное использование возможностей и достижений их участников.
Действующая Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг. была утверждена в 2005 г., в последующем в нее вносился ряд изменений. Как записано в Программе, ее основная цель -удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов, а также населения страны в космических средствах и услугах. Для достижения этой цели мы работаем по трем основным направлениям. Первое из них - расширение и повышение эффективности использования космического пространства для решения стоящих перед Российской Федерацией задач в экономической, социальной, научной, культурной и других областях деятельности, а также в интересах безопасности страны. Второе направление - расширение международного сотрудничества в области космической деятельности и выполнение международных обязательств Российской Федерации, в части разработки, применения и поставок ракетно-космической техники. Наконец, третье направление - укрепление и развитие космического потенциала Российской Федерации, обеспечивающего создание и использование требуемой номенклатуры космических систем и комплексов с характеристиками, соответствующими мировому уровню, а также гарантированный доступ и необходимое присутствие в космическом пространстве.
А. И. Гриценко отмечает: «Чтобы достичь поставленной цели, в рамках Федеральной космической программы мы решаем следующие задачи» [1, с. 34]. Это развитие, восполнение и поддержание количественно-качественного состава орбитальной группировки космических аппаратов в интересах социально-экономической сферы, науки и безопасности страны, по таким направлениям, как связь, телевещание, ретрансляция, дистанционное зондирование Земли, гидрометеорология, экологический мониторинг, контроль чрезвычайных ситуаций, фундаментальные космические исследования, космические микрогравитационные исследования. Это создание, развертывание и эксплуатация элементов российского сегмента Международной космической станции для проведения фундаментальных и прикладных исследований, реализация долгосрочной программы научно-прикладных исследований и экспериментов на российском сегменте станции. Необходимо также обеспечивать функционирование российского сегмента международной спутниковой системы поиска и спасания КОСПАС - САРСАТ. Решение всех этих важных задач невозможно без создания перспективных средств выведения космических аппаратов, поддержания и развития объектов космодромов, технологического обеспечения разработки и производства изделий ракетно-космической техники с характеристиками мирового уровня.
Учитывая экономическую ситуацию в стране в тот период, когда мы планировали эту программу, она, конечно, не отличалась амбициозностью и была направлена прежде всего на решение «земных», прикладных задач, связанных с созданием космических средств для удовлетворения потребностей государственных структур и отчасти - отечественной фундаментальной науки. Однако, с точки зрения В. М. Постышева, «в последние годы в мире сформировались новые перспективные позиции, прежде всего, связанные с изучением и освоением планет и тел Солнечной системы» [4, с. 345]. О своих амбициях по исследованию и освоению Луны, а в более далекой перспективе и по осуществлению или участию в планируемых полетах на Марс уже помышляют ведущие страны и организации мира - США, Китай, Индия, Япония, Европейское космическое агентство. Сейчас Роскосмос при поддержке руководства страны работает над тем, чтобы российская космическая программа заняла достойное место в решении глобальных задач освоения космоса. Кроме того, все большее внимание уделяется проблемам использования результатов космической деятельности в национальной экономике.
Работая с 2006 г. в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 гг., мы обеспечили надежное функционирование и дальнейшее развитие орбитальных группировок космических аппаратов (КА) социально-экономического назначения. В настоящее время группировка действующих спутников фиксированной спутниковой связи состоит из 13 космических аппаратов, насчитывающих в общей сложности 230 различных ретрансляторов. В этом году орбитальная группировка пополнена новым современным связным спутником «Экспресс-АМ33». Сегодня группировка связных КА обеспечивает высокое качество связи и предоставление современных мультисервисных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видео-конференцсвязь, передача данных, доступ к сети Интернет) пользователям в государственной сфере и массовым пользователям. Успешно продолжается эксплуатация космического аппарата дистанционного зондирования Земли «Ресурс-ДК». Его ввод в эксплуатацию положил начало созданию качественно новой орбитальной группировки космической системы мониторинга Земли.
Как отмечает М. Н. Лысенко, «В целях наращивания отечественной группировки аппаратов дистанционного зондирования Земли и метеорологии выполнены основные объемы работ по изготовлению КА «Метеор-М», «Электро-Л» и «Канопус-В» [3, с. 38]. Их запуск и ввод в эксплуатацию позволят предоставлять метеослужбам необходимые метеоданные, осуществлять оперативное выявление катастрофических явлений в природе и техногенных аварий, своевременно предупреждать о лесных пожарах. В рамках программы фундаментальных космических исследований российские ученые продолжают работу с аппаратурой «Конус-А» (спектрометр гамма-всплесков) на борту американского КА «Винд», научным комплексом «Рим-Памела» (магнитный спек-
Секция «Место России в процессе освоения космоса »
трометр электронов, протонов и античастиц) в составе КА «Ресурс-ДК», с аппаратурой для исследования атмосферы планет (приборов «ОМЕГА» и «СПИКА-М») на борту европейского аппарата «Марс-Экспресс», а также приборов «ПФС» и «СПИКА-В» на борту европейской станции «Венера-Экспресс».
Выполнен основной объем работ по изготовлению астрофизической обсерватории «Спектр-Р». Практически завершены работы над научно-исследовательским аппаратом «Коронас-Фотон», активно ведутся работы по созданию межпланетной станции «Фобос-Грунт». В 2007 г. осуществлен успешный полет автоматической лаборатории «Фо-тон-М». Совместно с европейскими партнерами на борту этого аппарата проведены эксперименты в области космического материаловедения и биологии. По программе пилотируемых полетов осуществлялись регулярные полеты кораблей «Союз ТМА» и транспортных кораблей «Прогресс М» к Международной космической станции (МКС). В целом Россия активно участвует в строительстве и эксплуатации станции и продолжает последовательно поддерживать предложение о продлении сроков ее эксплуатации на период после 2015 г.
Обеспечивается готовность наземной экспериментальной базы для отработки элементов ракеты-носителя «Ангара», включая проведение огневых испытаний двигателей для этого носителя, работы по созданию и отработке новых разгонных блоков и транспортных модулей, продолжаются летные испытания носителя «Союз-2». На космодроме Байконур осуществляется дальнейшая модернизация стартовых и технических комплексов РН типа «Протон», «Союз», «Зенит-М». Как видим, объем работ по программе выполнен значительный. Но, конечно, основная работа еще впереди.
Таким образом, Россия обладает уникальным опытом в области освоения космического пространства, в области управления пилотируемыми космическими полетами. Величайшими историческими достижениями являются длительная эксплуатация орбитальной станции «Мир» и рекордные по продолжительности полеты российских космонавтов. Участие в программе Международной космической станции (МКС) нашей страны с ее опытом, техническими и технологическими решениями явилось определяющим фактором, обеспечившим начало строительства станции и ее эксплуатацию в пилотируемом режиме. В результате будут продолжены международные пилотируемые полеты. Это позволит приобщить к ним представителей стран, которые в одиночку не смогли бы их осуществить. Россия продолжит развитие российского сегмента МКС и реализует утвержденную национальную программу научно-прикладных экспериментов и программы сотрудничества с международными партнерами. Условием успешного развития космонавтики является обеспечение надежного доступа в космос как пилотируемых кораблей, так и автоматических аппаратов. Россия, имея эффективную систему средств выведения полезных грузов в космос, продолжает ее совершенствовать в национальных и международ-
ных проектах с участием США, Индии, Бразилии, Европейского космического агентства (ЕКА).
Мы выяснили, что наиболее значительные стимулы для развития экономики, промышленности, науки, образования, культуры может создать пилотируемая экспедиция на Марс. Россия имеет уникальные достижения в области автоматической стыковки крупногабаритных конструкций в космосе, ракетных двигателей и космической энергетики. Наша страна готова предложить международному сообществу свои средства и перспективные разработки освоения Марса и Луны. Космические программы России предусматривают проекты их освоения со значительно меньшими средствами и в более короткие сроки. Использование уникального опыта России по созданию и длительной эксплуатации крупногабаритных пилотируемых систем, а также их составных частей и средств обслуживания приведет к повышению вероятности достижения гарантированного результата и снижению затрат на подготовку и реализацию проекта пилотируемой экспедиции на Марс.
Мы пришли к выводу, что Россия приветствует новые инициативы США по освоению космического пространства и выражает готовность к участию в будущих космических проектах. Вместе с тем мы подтверждаем неизменность собственного курса на освоение космоса, в первую очередь в интересах устойчивого позитивного развития России и в целом цивилизации на Земле. Эта работа имеет традиционно прогнозируемый плановый характер, и в настоящее время ее фундамент закладывается в Федеральной космической программе Российской Федерации на период до 2015 года.
Библиографические ссылки
1. Гриценко А. И. Освоение космического пространства - глобальная международная проблема // Региональный вектор международных отношений. Аналитический бюллетень. Научные доклады Ин-та стратегических исследований. М. : ЭНДИ-СИ, 2009. № 1. С. 34-37.
2. Жук Е. И. Реализация национальных интересов России в международном космическом сотрудничестве // Синергия векторов международной безопасности современного мира. Аналитический бюллетень. Научные доклады Института стратегических исследований. М. : ЭНДИСИ, 2009. № 11. С. 67-69.
3. Лысенко М. Н. Законодательные основы международного сотрудничества в области освоения космического пространства // Вестник МГУ. 2009. № 7. С. 38-41. Сер. «Политология».
4. Постышев В. М. Политико-правовые аспекты международного космического сотрудничества // Современный миропорядок и Россия : сб. науч. ст. М. : РАГС, 2009. С. 345-348.
5. Яковенко А. В. Космос: новая сфера геополитических отношений // Актуальные аспекты развития международных отношений : сб. науч. статей. Астана : Евразийский нац. ун-т им. Л. Н. Гумилева, 2008. С. 56-59.
© Андриянова Е. М., Денисова С. А., Летунова О. В., 2010