РАЗДЕЛ 1.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Хахонова Н.Н. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО УЧЕТА
Развитие рыночных отношений, международные хозяйственные и финансовые связи России выдвинули в число актуальных вопрос о совершенствовании бухгалтерского учета, приближении его содержания и методов к международно-принятым нормам. Как свидетельствует мировая практика, переход к использованию МСФО является постепенным и целенаправленным процессом. Невозможность такого перехода в один день (и даже в один год) обусловлена необходимостью реализации широкого круга мероприятий, делающих этот переход реальным. В частности, требуются коррективы в законодательстве, прежде всего в гражданском и налоговом, а также пересмотр практически всей нормативной базы бухгалтерского учета. Органы, регулирующие учет, должны подготовить и издать детальные инструкции по внедрению и применению новых положений (стандартов). Налоговым органам потребуется пересмотреть свои подходы к использованию данных бухгалтерского учета в отчетности, включая серьезные изменения в налоговых декларациях.
В этих условиях следует отметить, что соблюдение принципов гармонизации российского бухгалтерского учета с межнациональными идеями, заложенными МСФО, отражает все положительное, что содержится в МСФО, и все рациональное, что имелось в прежних централизованных указаниях по организации учета.
Именно поэтому при дальнейшем развитии российской системы бухгалтер-
ского учета, с учетом затруднений, выявленных в ходе реализации мероприятий Программы реформирования бухгалтерского учета 1998 г., предполагается принять во внимание в качестве основных направлений следующее:
- обеспечение открытости, понятности и полезности бухгалтерской отчетности заинтересованным пользователям, в том числе иностранным инвесторам. С этой целью следует использовать международные стандарты финансовой отчетности в качестве основы для разработки положений и других нормативных актов по бухгалтерскому учету с учетом конкретных условий рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации;
- реализация таких подходов к составлению бухгалтерской отчетности, которые обеспечат формирование отчетности финансовой информации исходя из приоритета экономического содержания фактов хозяйственной деятельности перед их юридической формой;
- завершение формирования модели взаимодействия системы бухгалтерского учета с системой налогообложения, при этом разночтения наличия бухгалтерского учета и налогового учета должны быть устранены путем принятия Налогового кодекса в полном объеме и разработки необходимых корректировок данных бухгалтерского учета для целей налогообложения.
Для достижения вышеуказанных целей в июле 2000 г. Правительством Российской Федерации была принята
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 г. Непосредственно с бухгалтерским учетом связаны 2 положения данной Программы:
• усиление прозрачности деятельности организации;
• выработка основных направлений развития бухгалтерского учета в стране.
В рамках реализации требований данной Программы Минфином РФ были разработаны «Основные направления развития Российской системы бухгалтерского учета» на период 2001-2005 гг. Именно в этом документе были определены стратегические задачи развития учета в России:
- создание совместимой с МСФО системы бухгалтерского учета, учитывающей потребности предприятий в зависимости от структуры собственности и объемов работы на рынках капитала;
- обеспечение возможностей для внедрения МСФО в качестве единственно допустимого формата финансовой отчетности для эмитентов ценных бумаг и других заинтересованных предприятий;
- развитие бухгалтерской профессии в качестве активного участника процесса регулирования российского бухгалтерского учета.
Особенностью данного документа являлась постановка задач дальнейшего реформирования учета с учетом специфики деятельности различных типов предприятий. Все предприятия России были разделены на 4 категории:
I — предприятия, котируемые на международных рынках капитала и/или в российских торговых системах;
II — не котируемые на рынке публичные компании;
III — частные акционерные компании и общества с ограниченной ответственностью, за исключением малых предприятий;
IV — малые предприятия.
Некоторые из котируемых компаний в категории I уже используют МСФО при подготовке финансовой отчетности, но продолжают руководство-
ваться национальными стандартами для российской отчетности. Такие предприятия также должны перейти к использованию МСФО в полном объеме. Соответственно, цель реформы системы учета применительно к предприятиям категории I заключается в создании практической базы для ведения учета и подготовки финансовой отчетности исключительно на основе МСФО без использования российских стандартов бухгалтерского учета (без подачи отчетности по российским нормам).
Создание основ для внедрения и применения МСФО в качестве единственного формата учета и отчетности требует следующих мер:
• разработки и принятия рекомендаций по внедрению МСФО в качестве официального нормативного акта в составе российской законодательной базы;
• разработки и принятия нормативного акта, определяющего порядок трансформации данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности по МСФО для целей налогового учета.
Предприятия категории II будут использовать при подготовке финансовой отчетности российские стандарты бухгалтерского учета. Однако эти предприятия также заинтересованы в наличии совместимых с МСФО российских бухгалтерских норм.
Соответственно, основная задача реформы системы учета применительно к предприятиям категории II заключается в разработке комплекса совместимых с МСФО российских норм бухгалтерского учета, что требует следующих мер:
• разработки и принятия новых российских стандартов бухгалтерского учета, совместимых с МСФО и соответствующих их основным принципам в части раскрытия и представления информации, а также оценки и отражения в учете фактов хозяйственной деятельности;
• пересмотра действующих российских стандартов бухгалтерского учета для обеспечения их совместимости с соответствующими эквивалентами в системе МСФО.
• разработки и принятия нормативного акта, определяющего порядок трансформации данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности для целей налогового учета.
В данном случае Россия может воспользоваться опытом ЕС по приведению Директив ЕС по бухгалтерскому учету в соответствие с МСФО, запланированному в рамках Стратегии в отношении финансовой отчетности, разработанной Европейской комиссией.
Предприятия категории III будут также использовать при подготовке финансовой отчетности российские стандарты бухгалтерского учета. Однако, учитывая отсутствие заинтересованных пользователей их финансовой отчетности, а также ограничения на раскрытие отдельных данных, их отчетность должна регулироваться гораздо менее строгими требованиями в отношении представления детальной финансовой информации. Соответственно, применительно к предприятиям категории III необходимо решить следующие задачи:
• оценить объемы информации, подлежащей раскрытию в финансовой отчетности;
• учесть результаты этой оценки при разработке и пересмотре российских стандартов бухгалтерского учета.
Компании в категории IV представляют собой особые предприятия, которые должны иметь право вести упрощенный учет и готовить упрощенную отчетность. Упрощенная система учета и отчетности для малых предприятий должна быть организована таким образом, чтобы сводить к минимуму расходы по трансформации данных финансовой отчетности в этом формате для целей налогового учета. Кроме этого, такая упрощенная система должна обеспечивать максимально полное удовлетворение потребностей руководства в части бухгалтерского учета.
Соответственно, основные цели реформы бухгалтерского учета для малых предприятий включали в себя следующее:
• создание системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности для малых предприятий, отвечающей требованиям налогового законодательства в части расчета налогооблагаемой базы и подачи налоговых деклараций;
• учет потребностей руководства малых предприятий в части управленческого учета и внутрифирменной отчетности (контроля за затратами и т.д.) при разработке упрощенной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Все планируемые мероприятия были разделены на три группы:
¡.Совершенствование методологии учета.
2.Совершенствование бухгалтерской отчетности.
3.Развитие бухгалтерской профессии.
Например, в части совершенствования методологии учета предусматривалось:
• разработать следующие ПБУ: «Расчеты по налогам»; «Финансовые вложения»; «Реорганизация организаций»; «Аренда основных средств»; «Прекращаемая деятельность»; «Промежуточная отчетность»; «Затраты по займам»;
• переработать следующие ПБУ: ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов»; ПБУ 6/97 «Учет основных средств»; ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности»;
• разработать отраслевые инструкции по учету доходов и расходов;
• подготовить указания по ведению процедур корректировки данных бухгалтерской отчетности, учитывающие последствия инфляции;
• обеспечить формирование модели взаимодействия системы бухгалтерского учета с системой налогообложения.
К настоящему времени Минфином России переработаны ПБУ 5/98, ПБУ 8/98 и ПБУ 6/97, утверждены ПБУ 15/01, 16/02, 17/02, 18/02, 19/02, 20/03.
В части совершенствования бухгалтерской отчетности предусматривается:
• установить дифференцированный подход к порядку формирования и представления бухгалтерской отчетности;
• разработать специализированную бухгалтерскую отчетность для операторов соглашений о разделе продукции;
• установить норму, предусматривающую проведение обязательного аудита организаций — эмитентов ценных бумаг, котирующихся на бирже.
В части развития бухгалтерской профессии планируется:
• обеспечить окончание аттестации главных бухгалтеров организаций, попадающих под обязательный аудит;
• установить квалификационные требования к специалистам организаций, составляющих отчетность на базе МСФО;
• разработать новую Программу подготовки профессиональных бухгалтеров.
В настоящее время уже разработана новая Программа подготовки профессиональных бухгалтеров.
Однако к 2005 г. появился целый комплекс новых проблем, требующих своего скорейшего разрешения, которые проявляются:
а) в отсутствии официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;
б) в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;
в) в неоправданно высоких затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам;
г) в значительном административном бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной власти, а также излишних затратах из-за необхо-
димости параллельно с бухгалтерским учетом вести налоговый учет;
д) в слабости системы контроля качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской отчетности;
е) в недостаточности участия профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности, включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;
ж) в низком уровне профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.
Таким образом, можно сделать вывод, что сложившаяся система бухгалтерского учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащего качества и надежности формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного использования этой информации.
Для решения вышеуказанных проблем Министерством финансов России была подготовлена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, разработанная по решению Правительства Российской Федерации, направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям.
В соответствии с Концепцией целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации. В частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических ре-
шений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующими субъектами и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности будет осуществляться по следующим основным направлениям:
1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;
2) создание инфраструктуры применения МСФО;
3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.
Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики Российской Федерации.
Реформа российского учета — это процесс достаточно сложный и длительный. Определить срок ее окончания практически невозможно, т.к. процесс совершенствования «окончить» нельзя. И, тем не менее, нам представляется возможным сделать вывод о том, что большая часть работы уже выполнена. МСФО уже вошли и в практику учета, и в сознание профессиональных бухгалтеров. А значит, можно уже говорить не о реформе, а о дальнейшем развитии и совершенствовании учета в стране.