А.С. Ишмеева, канд. экон. наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных и экономических дисциплин, Уфимский юридический институт МВД России, А.М. Валеева, магистрант, кафедра инновационной экономики, Башкирский государственный университет, г. Уфа, Россия,
[email protected], [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
В статье рассматривается актуальное и самое перспективное на сегодняшний день направление развития экономики регионов и страны в целом - инновационная деятельность. В условиях западных санкций и в рамках реализации политики импортозамещения государство обязано особое внимание уделять вопросам развития инновационной деятельности в регионах. В данной статье показано, что в Российской Федерации существует система государственной поддержки и стимулирования этой деятельности, наличествуют законодательная основа и федеральные структуры, реализующие программу помощи субъектам предпринимательства, работающим в сфере инноваций. Сегодня в стране определились два ведущих игрока в сфере инновационной деятельности: государство и крупный частный бизнес. Также в статье обозначен ряд причин, тормозящих развитие инновационной деятельности, и делается вывод, что несмотря на кризисные явления в экономике и достаточно сложную международную политическую обстановку у России есть потенциал для развития как на федеральном уровне, так и в регионах. По результатам исследования инновационной активности регионов Приволжского федерального округа делается вывод о необходимости соблюдения баланса между количественным и качественным развитием инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова: регион, инновация, инфраструктура, инновационная деятельность, государственно-частное партнерство, инфраструктура, инкубатор, технопарк.
В условиях западных санкций и крайней нестабильности курса рубля на фоне падения мировых цен на нефть главной целью отечественной экономики становится развитие внутреннего потенциала.
Однако для скорейшего выхода из кризисного состояния субъектам российской экономики важно обратить пристальное внимание на инновационную деятельность. В сложившихся условиях очевидна необходимость активизации и повышения социально-экономической продуктивности инновационной деятельности в стране. Государство обязано строго упорядочить дальнейшее
управление организационно-экономическими процессами в этой области, что потребует мобилизации всех ресурсов.
Организационное управление инновационными процессами означает выстраивание многоуровневой структуры воздействия: от целенаправленной государственной политики до менеджмента каждого конкретного инновационного проекта. Поэтому государственный уровень управления инновационной активностью объективно должен быть тесно связан с практикой управления на предприятиях. С одной стороны, государство должно аккумулировать в основных
т
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Организационное управление инновационными процессами означает выстраивание многоуровневой структуры воздействия: от целенаправленной государственной политики до менеджмента каждого конкретного инновационного проекта.
программных документах и мероприятиях опыт саморазвития инновационной деятельности, с другой - предопределять ее возможности и перспективы.
В силу ряда исто- -
рических обстоятельств в Российской Федерации сформировались два ведущих игрока в сфере инновационной деятель-ности1:
— государство (а также госкорпорации и компании с госучастием);
— частный крупный бизнес, возникший в результате и в процессе социально-экономических преобразований в стране.
Поэтому в сегодняшних условиях актуальной представляется локализация процессов, связанных с развитием инновационной деятельности в рамках государственно-частного партнерства, с более четким дальнейшим вектором развития в этой сфере частного сектора экономики. Так как во всем мире частные предприятия, имеющие инновационную направленность, наиболее адекватно вписаны в рыночные отношения, то именно они интенсивно внедряют современные методы административного и экономического управления. Уже сейчас в Европе в сфере частного бизнеса сосредоточено более трети от общего числа творческих коллективов, занятых решением конкретных научно-технических задач.
Сегодня ключевой проблемой отечественных экономических отношений является то, что они в меньшей -степени, чем в других странах, мотивируют субъектов предпринимательства к инновационной деятельности. Стимулирование инновационного развития предприятий в Российской Фе- _
дерации является на современном этапе весьма сложной задачей. строения и биотехнологий);
Главными направлениями политики — низкий уровень юридической грамот-
Российской Федерации в области инноваци- ности участников процесса коммерциализа-онного развития до 2020 года (утверждены ции и др.
Сегодня ключевой проблемой отечественных экономических отношений является то, что они в меньшей степени, чем в других странах, мотивируют субъектов предпринимательства к инновационной деятельности.
распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 года № 2227-р) являются долгосрочное развитие субъектов инновационной деятельности, а также финансирование сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.
Исследование современного состояния инновационного развития позволило выделить следующие основные проблемы, препятствующие масштабной коммерциализации научных разработок2:
— отсутствие ясных ориентиров при выборе направления поиска новейших технологий и современных разработок (в силу исторической запутанности структуры российской науки трудно понять, в каком научном учреждении ведутся перспективные исследования; ученые очень часто оторваны от реальных потребностей рынка и не учитывают их при выборе тематики научных исследований);
— сложность адекватной коммерческой оценки российских технологий из-за многочисленных факторов неопределенности, связанных с интеллектуальными продуктами, спецификой отечественной экономики и т.д.;
— незавершенность большинства исследований и малое количество разработок, близких к серийному производству (только одно из 500 запатентованных в России изобретений находит применение в промышленности);
— — постепенная потеря российскими учеными приоритета в различных областях науки и техники (в первую очередь это относится к информационным и телекоммуникационным технологиям, отдельным направлениям машино-
Из мировой практики известно, что главными условиями развития благоприятной среды для успешной инкубации новых технологий являются:
— творческая предпринимательская среда;
— развитие научно-исследовательских институтов, работающих в качестве точек роста;
— доступность венчурного капитала;
— государственное стимулирование предпринимательского климата и др.
В Российской Федерации получили широкое развитие следующие виды и формы инновационных предприятий: технопарки и технополисы. Правительство РФ в 2006 году утвердило государственную программу создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий. Эта программа софинансирования строительства технопарков из федерального бюджета действовала с 2007 года по 2014 год. За время действия программы регионами РФ было выделено более 11 миллиардов рублей. Критериальными показателями эффективности программы можно считать тот факт, что создано 12 технопарков, включающих 775 компаний и 18876 рабочих мест, и произведено продукции на сумму 40526778 тыс. рублей3.
Интересно, что несмотря на кризисные явления в экономике и сложную международную политическую обстановку у России,
по мнению многих экспертов и специалистов рейтинговых агентств, есть потенциал для развития - как на федеральном, так и на региональном уровне. У России имеется потенциал для развития инновационной деятельности. Так, по итогам опроса «The 2015 Global Startup Ecosystem Ranking» Москва занимает 13-е место в рейтинге глобальных городов с наиболее привлекательной для стартапов экосистемой (1-е место у Кремниевой долины, 5-е - у Тель-Авива, 6-е -у Лондона, 9-е - у Берлина, 11-е - у Парижа, 12-е - у Сан-Паулу)4.
По данным Ассоциации кластеров и технопарков, на территории РФ в 2015 году действовало 179 технопарков5. Динамика их создания корреллирует с общими политическими и экономическими процессами, определяющими развитие страны (рисунок) 6.
Поддержка развития подобных наукоемких предприятий, специализирующихся на воспроизводстве знаний и умений для науки, экономики и образования, осуществляется на сегодняшний день со стороны государства на федеральном уровне в рамках деятельности нескольких федеральных министерств и ведомств, среди которых Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
oioimrnrnoioioioirnoooooooooooooooo
Динамика создания технопарков в России в 1990-2015 годах
4 ДИСКУССИЯ « журнал научных публикаций ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Характеристика регионов ПФО с точки зрения наличия организаций инновационной инфраструктуры
Регион Количество организаций инновационной инфраструктуры
Республика Башкортостан 12
Республика Марий Эл 5
Республика Татарстан (Татарстан) 32
Удмуртская Республика 10
Чувашская Республика 8
Пермский край 4
Кировская область 6
Нижегородская область 25
Оренбургская область 5
Пензенская область 10
Самарская область 12
Саратовская область 15
Ульяновская область 11
Таким образом, можно говорить о выстраивании государственного регулирования и стимулирования развития инновационной инфраструктуры, но для получения максимального синергетического эффекта сюда обязательно нужно включать элементы взаимодействия со сферами науки и экономики.
В целях исследования перспектив инновационной деятельности в регионах рассмотрим в качестве объекта Приволжский федеральный округ (ПФО), в котором выделяются по своей активности в области инновационной деятельности ряд субъектов РФ.
Анализ количественной структуры организаций инновационной инфраструктуры в Приволжском федеральном округе7 показывает, что лидирующее место занимают Татарстан, Нижегородская и Саратовская области. Республика Башкортостан по этому показателю находится рядом с Самарской, Ульяновской и Пензенской областями (таблица).
По данным «Рейтинга инновационной активности регионов - 2014», составленного Национальной ассоциацией инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), общий
«... одной из основных причин повышения инновационной активности субъектов РФ является реализация программы импортоза-мещения. Это подтверждается как мнением большей части представителей регионов, так и положительной динамикой по целому ряду показателей: числу новых стартапов (средний рост на 13%) и технологий (8%), полученных
Во многих регионах РФ инновационная деятельность проявляется
в наличии инфраструктуры, которая поддерживается федеральными и региональными властями, а также крупным бизнесом.
патентов (5%) и других»8.
Согласно результатам этого рейтинга, Татарстан с 3-го места переместился на 2-е (теперь он сразу после Москвы), Нижегородская область осталась на 5-м месте, Саратовская область с 17-го перешла на 22-е место. Республика Башкортостан с 20-го места поднялась на 11-е - и это среди группы регионов с высокой инновационной активностью, где многие, наоборот, показали падение!
Эффективное развитие инновационной инфраструктуры подразумевает баланс ее количественного и качественного состава.
Во многих регионах РФ инновационная деятельность проявляется в наличии инфраструктуры, которая поддерживается федеральными и региональными властями, а также крупным бизнесом. Однако в бли-
инновационный индекс субъектов РФ вырос жайшее время темпы ее развития могут су-
более чем на 12%, что является самым высо- щественно снизиться. Политико-экономиче-
ким показателем за последние годы. По мне- ская ситуация не способствует притоку ин-
нию Президента НАИРИТ Ольги Усковой, вестиций. Бизнес-ангелы и фонды корректи-
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
руют стратегии, все ожидают актуализации информации по прогнозам движения экономики в соответствии с изменяющейся ситуацией на валютном рынке и международной политикой РФ.
В такой ситуации перспективным направлением инновационной деятельности является создание малых инновационных предприятий. Однако в этой ситуации перед будущими собственниками малых инновационных предприятий встает дилемма: развивать бизнес самостоятельно (в том числе путем организации и налаживания взаимодействия с крупным бизнесом с целью получения от него заказов) или же попытаться продать его еще на стадии устойчивого функционирования. Мировой опыт показывает, что крупному бизнесу легче купить готовое инновационное предприятие, чем искать инновационные разработки в науке с целью дальнейшего в них инвестирования. Следовательно, малые инновационные организации являются инвестиционно привлекательными и имеют потенциального потребителя.
Опыт ближайших соседей Республики Башкортостан показывает, что для роста инновационной деятельности требуется устой-
чивая взаимосвязь науки и образования, так как наука имеет своей целью познание природы и сущности всего и получение через это нового знания, а образование - передачу, распространение и усвоение этих знаний среди членов общества для развития и совершенствования их жизни. Таким образом, данные институты не должны существовать друг без друга. Примерами их взаимодействия являются, во-первых, обширная деятельность сферы образования в процессе подготовки кадров высшей категории (аспирантура, докторантура и т.д.), а во-вторых, научные изыскания вузовской общественности, имеющие место на протяжении всего времени развития системы образования.
Уже взаимодействие экономики и науки проявляется в стремлении бизнеса обеспечить свою конкурентоспособность через развитие и внедрение в практику инновационных технологий - более экономичных и рентабельных. Это порождает необходимость использования наукоемких технологий и, как следствие, привлечение к их созданию научных кадров либо финансирование соответствующих разработок научными институтами.
т
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Сегодня у Республике Башкортостан имеется огромный научный и образовательный потенциал. Действует здесь и крупный бизнес. Это должно являться фактором роста инновационной деятельности и количества малых инновационных предприятий. Возможно, отсутствие мощного роста обусловлено тем, что большая часть управленческих систем в регионе, методов и инструментов внедрения и развития инноваций сконструированы не для инновационной деятельности рыночных предприятий.
Однако в целом перспективы развития инновационной деятельности в регионе положительны. В настоящее время эта деятельность является динамично развивающимся сегментом экономики региона, который, однако, пока не оказывает существенного влияния на экономику в целом. Для того чтобы в ближайшие годы был достигнут существенный рост, необходимо выстраивать взаимосвязи между промышленно-производствен-ными и технико-внедренческими организациями: такие точки соприкосновения намного чаще рождают новых игроков, способствуют открытию новых производств, а кроме того, в связи со спецификой деятельности не требуют больших вложений в инфраструктуру. В то же время динамика прироста основных показателей инновационной деятельности в ближайшие годы может замедлиться в связи с финансовыми ограничениями и обозначенными выше проблемами. ^
Литература
1. Агейкина М.С. Анализ форм взаимодействия крупного и малого бизнеса // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С. 149-151.
2. Проблемы и перспективы коммерциализации технологий в России [Электронный ресурс]. URL: http://www.iqlink.ru/public01.php (дата обращения: 05.03.2016).
3. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http ://minsvyaz.ru/ru/activity/programs/2/ (дата обращения: 01.03.2016).
4. Фонд «СКОЛКОВО» представил итоги первого мониторинга «кембрийского взрыва стар-тапов» в России [Электронный ресурс]. URL: http://venturevolga.com/fond-skolkovo-predsta-vil-itogi-pervogo-monitoringa-kembrijskogo-vzryva-startapov-v-rossii.html (дата обращения: 05.03.2016).
5. БИТ. Бизнес & информационные технологии [Электронный ресурс]. URL: http://bit.samag.ru/ archive/article/1520 (дата обращения: 03.03.2016).
6. Там же.
7. Полномочный представитель Президента РФ в ПФО [Электронный ресурс]: официальный сайт. URL: http://www.pfo.ru/ (дата обращения: 05.03.2016).
8. Инновационная активность выросла благодаря импортозамещению: НАИРИТ подводит итоги «Рейтинга инновационной активности регионов -2014» [Электронный ресурс]. URL: http://www. nair-it.ru/news/31.07.2015/461 (дата обращения: 05.03.2016).
REGIONAL INNOVATIVE ACTIVITY DEVELOPMENT PERSPECTIVES IN MODERN CONDITIONS
A.S. Ishmeyeva, Candidate of Economics, Docent, The department of socio-humanitarian and economic disciplines, Ufa Juridical Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, A.M. Valeeva, Master's student, The department of innovative economics, Bashkir State University, Ufa, Russia, [email protected], [email protected]
This article considers urgent and perspective for today development way of regional economy and the country. In the conditions of western sanctions and the policy of import phase-out the state must pay special attention to the problems of innovative activity's development in regions. In the article by means of application of study, analysis and synthesis methods, it is shown that the Russian Federation has a system of state support and stimulation of this activity; there is a legislative base and federal bodies which carry out the program of aid for entrepreneurship subjects in the sphere of innovations. Today in Russia
there are two leaders in the sphere of innovative activity. But the article separates out some reasons for this activity's lagging. There is a conclusion that despite the crisis phenomena in the economy and international political situation, according to many experts and rating agencies, Russia has a potential for development on federal and regional level. During the investigation of innovative activity of Volga Federal District there is a conclusion about a necessity of quality and quantity balance's combination of innovative infrastructure development in the region.
Key words: region, innovation, infrastructure, innovation, public-private partnerships, infrastructure, incubator, Technopark.
References
1. Ageikina M. S. Analiz form vzaimodeistviia krup-nogo i malogo biznesa [Analysis of forms of interaction between big and small business]. Problemy sovremennoi ekonomiki - Problems of modern Economics, 2012, no. 1, pp.149-151.
2. Problemy i perspektivy kommertsializatsii tekh-nologii v Rossii [Problems and prospects of commercialization of technologies in Russia]. Available at: http://www.iqlink.ru/public01.php. (accessed 05.03.2016).
3. Ministerstvo sviazi i massovykh kommunikatsii Rossiiskoi Federatsii [The Ministry of communications and mass communications of the Russian Federation]. Available at: http://minsvyaz.ru/ru/activity/ programs/2/ (accessed 01.03.2016).
4. Fond «SKOLKOVO» predstavil itogi pervogo monitoringa «kembriiskogo vzryva startapov» v Rossii [Fund "SKOLKOVO" presented the results of the first monitoring "Cambrian explosion of startups" in Russia]. Available at: http://venturevolga.com/fond-skolkovo-predstavil-itogi-pervogo-monitoringa-kem-
brijskogo-vzryva-startapov-v-rossii.html (accessed 05.03.2016).
5. BIT. Biznes & informatsionnye tekhnologii [BIT. Business & information technology]. Available at: http://bit.samag.ru/archive/article/1520 (accessed 03.03.2016).
6. BIT. Biznes & informatsionnye tekhnologii [BIT. Business & information technology]. Available at: http://bit.samag.ru/archive/article/1520 (accessed 03.03.2016).
7. Polnomochnyi predstavitel' Prezidenta RF V PFO [Plenipotentiary representative of RF President In Volga Federal district]. Available at: http://www.pfo. ru/ (accessed 05.03.2016).
8. Innovatsionnaia aktivnost' vyrosla blagodaria im-portozameshcheniiu NAIRIT podvodit itogi Reitinga innovatsionnoi aktivnosti regionov 2014 [Innovation activity has increased due to the substitution NAIRIT summarizes the results of the Rating of innovative activity of regions 2014]. Available at: http://www.nair-it.ru/news/31.07.2015/461 (accessed 05.03.2016).