В.С. КОГТЕВ
Перспективы развития пунктов пропуска, расположенных на российско-китайской границе
Создание оптимальных условий для деятельности всех таможенников в целом, и в первую очередь тех, кто исполняет свои функции на таможенных постах и пунктах пропуска, становится первоочередной задачей. К сожалению, приходится констатировать неудовлетворительное состояние обустройства нашей границы.
Для выполнения задач по обустройству таможенной границы Российской Федерации и создания надлежащих условий труда, отвечающих современным требованиям, разработана Концепция развития таможенных органов Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.05.2006 г. № 172-р. Эта Концепция и Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 гг. являются единственными документами, в которых утверждаются новые принципы пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, товаров и транспортных средств.
Эффективное проведение таможенного контроля в пунктах пропуска напрямую связано с созданием качественной инфраструктуры, которая не только бы удовлетворяла всем требованиям таможенных и контролирующих органов, но в первую очередь способствовала бы оперативному обслуживанию перемещаемых через Государственную границу физических лиц, товаров и транспортных средств с соблюдением высокого качества контроля.
Для этого необходимо строительство полноценных объектов таможенной инфраструктуры, удовлетворяющих всем требованиям контролирующих органов, обладающих комплексом сооружений, необходимых для их функционирования (боксы углубленного досмотра, стационарные инспекционно-досмо-тровые комплексы, СВХ, фумигационные площадки, вольеры для служебных собак и др.). Решить эту проблему можно только при условии целевого финансирования из Федерального бюджета.
Из 85 пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, по виду международного сообщения 54 морских, 5 автомобильных, по 10 смешанных и воздушных и по 3 речных и железнодорожных. Если морские, воздушные и железнодорожные пункты пропуска располагаются в портах, вокзалах и аэропортах, то для функционирования автомобильных пунктов пропуска требуется соответствующая требованиям времени инфраструктура.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время автомобильные пункты пропуска являются «узким местом», затрудняющим развитие как региональных транспортных систем, так и в целом всей транспортной системы России, что,
в свою очередь, препятствует увеличению товарооборота между Россией и КНР. Из пяти автомобильных пунктов пропуска, действующих в Дальневосточном регионе, четыре пункта (АПП «Марково», АПП «Турий Рог», АПП «Полтавка», МАПП «Краскино») функционируют по временной схеме и находятся в собственности коммерческих структур, за исключением пассажирского направления МАПП «Пограничный», находящегося на балансе Гродековской таможни.
В целях обустройства указанных пунктов пропуска Дальневосточным таможенным управлением был проведен ряд мероприятий.
1. В 2007 г. разработаны и утверждены задания на проектирование новых пунктов пропуска МАПП «Пограничный» на 800 автомашин в сутки и МАПП «Краскино» на 250 автомашин в сутки. Проведен (по МАПП «Пограничный») и объявлен (по МАПП «Краскино») конкурс на выполнение проектно-изыскатель-ских работ. На 2008 г. намечены утверждение проектно-сметной документации на строительство намеченных объектов и начало их строительства. Окончание строительства и ввод в эксплуатацию новых объектов планируются на 2009 г.
2. В проект сводного плана капитальных вложений на 2008 г. включена корректировка рабочих проектов на строительство пунктов пропуска «Марково» и «Турий Рог». Строительство объектов планируется в 2008-2010 гг.
3. Рассматривается вопрос о приобретении в 2009 г., с последующей реконструкцией или нового строительства, АПП «Полтавка».
Отдельной проблемой является обеспеченность собственными площадями таможен и таможенных постов региона. Согласно существующей структуре в Дальневосточном федеральном округе находятся 73 таможенных органа, в том числе одно управление, 16 таможен, 56 таможенных постов. Необходимо отметить, что практически все таможни региона расположены на площадях, закрепленных за ними на праве оперативного управления. Иная ситуация складывается с таможенными постами: из 78 занимаемых ими помещений, 60 (т.е. 77 % от их общего количества) не принадлежат таможенным органам. Отсутствие у таможенных постов помещений, находящихся в оперативном управлении, не позволяет надлежащим образом обустроить рабочие места таможенников и оснастить их комплексом современных информационно-технических средств.
Исходя из этого на Коллегии ФТС России, состоявшейся 13 марта 2007 г., было принято решение о проработке вариантов поэтапного перевода (до 2010 г.) таможенных постов региона в помещения, находящиеся в федеральной собственности, для чего потребуются строительство новых зданий, приобретение и капитальный ремонт помещений. Ввиду этих задач таможням было дано поручение проработать с органами местного самоуправления и иными организациями вопрос о закреплении на праве оперативного управления или выкупа занимаемых таможенными постами площадей. Однако некоторые собственники недвижимости и органы исполнительной власти не намерены передавать принадлежащие им площади в федеральную собственность для последующего закрепления на праве оперативного управления. Отказы в передаче нежилых помещений были получены по 7 объектам Сахалинской, Магаданской, Камчатской, Находкинской, Биробиджанской таможен региона.
В отношении 11 таможенных постов, которые размещаются в зданиях аэропортов, речных и морских портов, железнодорожных вокзалов, с решением данной проблемы нет ясности из-за отсутствия нормативных документов и действующего механизма передачи помещений, находящихся в частной собственности. В этой связи таможенные посты, расположенные в помещениях аэропортов в городах Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Хабаровск, целесообразно оставить на прежних условиях, т. е. в безвозмездном пользовании.
Наиболее перспективно в этом направлении ведется работа во Владивостокской таможне. Там уже рассмотрено и включено в проект сводного плана капитальных вложений приобретение помещений для деятельности Владивостокского автотранспортного, Первомайского таможенного поста и поста «Морской порт Владивосток». Для реализации данного проекта запланировано выделение 180,842 млн рублей.
Следуя положениям Концепции развития таможенных органов Российской Федерации в части размещения таможенных органов в помещениях, являющихся федеральной собственностью, планируется строительство 14, приобретение 17 и капитальный ремонт одного объекта. Ориентировочная потребность в финансировании данных мероприятий составит 2783,48 млн рублей, что позволит в основном решить проблему обеспечения таможенных постов собственными площадями до 2010 г., а именно:
в 2008 г. ориентировочная потребность в финансировании составит 637,34 млн рублей на строительство 6 объектов для Хасанской, Сахалинской, Находкинской и Гродековской таможен, приобретение 2 объектов для Владивостокской таможни и капитальный ремонт одного объекта для Находкинской таможни;
в 2009 г. - 932,24 млн рублей на строительство 4 объектов для Уссурийской, Хасанской, Ванинской, Гродековской таможен и приобретение 9 объектов для Уссурийской, Хасанской, Находкинской, Камчатской, Благовещенской, Ва-нинской таможен;
в 2010 г. - 1103,3 млн рублей на строительство 4 объектов для Уссурийской, Благовещенской, Биробиджанской, Гродековской таможен и приобретение 6 объектов для Находкинской, Камчатской, Биробиджанской, Гродековской, Хабаровской таможен.
Важным направлением обустройства пунктов пропуска является оснащение таможен региона мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами (ИДК). В 2007 г. было запланировано оснащение инспекционно-досмотровыми комплексами 6 таможен Дальневосточного региона, в том числе Биробиджанской, Благовещенской, Владивостокской, Находкинской, Хабаровской и Уссурийской. Для всех мобильных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) определены и согласованы со всеми контрольными службами места их размещения.
В соответствии с сетевым графиком, разработанным ФТС России, произведена централизованная поставка мобильных ИДК в таможенные органы Дальневосточного региона, и в настоящее время ведется работа по приемке, оформлению и лицензированию ИДК. Во всех таможнях, за исключением Ха-
баровской, площадки под размещение ИДК выполнены за счет средств собственников пунктов пропусков. Для проектирования и строительства площадки для ИДК на МАПП «Покровка» Хабаровской таможни разработано и согласовано в ФТС России задание на проектирование, объявлен конкурс с запросом котировок на проектирование площадки под ИДК открытый конкурс на выполнение строительных работ по объекту «Площадка для работы мобильного ИДК на МАПП «Покровка»». Вопрос финансирования проектирования и строительства площадки уже решен.
Итоги работы
Дальневосточного таможенного управления за 9 месяцев 2007 г.
За отчетный период таможни Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ) перечислили в федеральный бюджет 89 млрд 502 млн рублей, выполнив установленное задание на 105,6 %. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года дальневосточные таможенники перечислили в государственную казну на 14 млрд 876 млн рублей (или на 20 %) больше. В общей сумме перечислений таможнями ДВТУ на Владивостокскую приходится 35 % (31,3 млрд рублей), Находкинскую - 30 % (26,5 млрд рублей), Ванинскую - 7 % (6,4 млрд рублей), Уссурийскую - 7 % (6,3 млрд рублей), Хабаровскую - 5 % (4,8 млрд рублей), Хасанскую - 4,9 % (4,4 млрд рублей).
Таможнями ДВТУ оформлено 172 346 грузовых таможенных деклараций. Внешнеэкономическую деятельность осуществляли 12 828 участников, из которых 11 113 (или 87 %) составили участники, зарегистрированные на территории Дальнего Востока. При этом количество оформленных грузовых таможенных деклараций по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилось на 14,7 %, а количество участников ВЭД - на 14,6 %.
Товарооборот через таможни ДВТУ составил 17 млрд 792 млн долларов США. По сравнению с аналогичным периодом 2006 г. произошло увеличение стоимости товарооборота на 51 %. За отчетный период перемещено 37,4 млн тонн грузов, причем основная часть грузов (89 %) пришлась на экспорт. По сравнению с аналогичным периодом 2006 г. рост составил 34 %.
Экспорт. Через таможни ДВТУ вывезено 33,4 млн тонн грузов, по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. натуральный объем экспортных грузов возрос на 35,2 %. Стоимость экспорта составила 10 млрд 184 млн долларов США (57 % от общего объема товарооборота). По сравнению с аналогичным периодом 2006 г. стоимостной объем экспорта увеличился на 87 %. Стоимостной объем экспорта по основным странам-контрагентам распределился следующим образом: Япония - 30 %, Республика Корея - 29 %, Китай - 20 %, Сингапур - 5,5 %, Швейцария - 4 %.