cлoжнocть фopмиpoвaния гpyппoвoгo мнения пo индивидуальным cyждeниям экcпepтoв, вoзмoжнocть дaвлeния aвтopитeтoв в гpyппe.
Подводя итоги, отметим, что основными методами оценки финансовой устойчивости предприятия являются:
- дерево решений;
- графический анализ;
- анализ показателей;
- корреляционно-регрессионный анализ;
- временные ряды (прогнозирование);
- метод экспертных оценок.
Список литературы:
1. Азрилиян А.Н. Большой экономический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2008.
2. Азрилиян А.Н. Краткий экономический словарь. - М.: Институт новой экономики, 2009.
3. Гальчина О.Н. Теория экономического анализа: учебное пособие. -М.: Дашков и Ко, 2010.
4. Головнина Л.А. Экономический анализ. Современный инструментарий для принятия экономических решений: учебное пособие. - М.: Кно-Рус, 2010.
5. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия. Критерии и методы оценки в рыночной экономике: учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2007.
6. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие. -М.: Дело и сервис, 2008.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСТРОВЕ РУССКИЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
© Верхотуров Д.А.*
Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток
Анализируется современное состояние особых экономических зон, рассматриваются перспективы развития предпринимательства на о. Русском.
* Ассистент кафедры Бухгалтерского учета и аудита
Мировой экономикой выработан и апробирован на практике целый ряд методов, способствующих интенсификации предпринимательской деятельности. Одними из таких методов является создание особых экономических зон.
На прошедшем в июле 2009 года во Владивостоке Тихоокеанском экономическом конгрессе, собравшем множество представителей бизнеса и власти из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, исполнительный секретарь азиатско-тихоокеанского экономического совета Колин Хэзелтайн назвал Владивосток спящей красавицей, пробудить которую должен будущий саммит АТЭС 2012 года. Как подчеркнул международный чиновник, АТЭС является клубом, в рамках которого эффективно взаимодействуют страны с различными политическими и экономическими системами. Ключевыми стали вопросы долгосрочного развития Приморья.
Особые (свободные) экономические зоны (ОЭЗ) существуют практически во всех странах мира, охватив как развитые, так и развивающиеся страны. Российская Федерация относительно недавно стала использовать их для решения стратегических задач развития отдельных территорий. В 2005 году в России впервые было организовано шесть особых экономических зон, среди которых были четыре технико-внедренческих (инновационных) и две промышленно-производственных. В апреле 2006 года было принято решение на всей территории Калининградской области ввести свободную экономическую зону, а в 2007 году Правительство России приняло решение о создании семи особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Таким образом, к началу 2010 года в России существовало 13 особых экономических зон. В апреле 2010 года к списку ОЭЗ добавилась еще одна - на острове Русском. Ее было решено создать в туристско-рекреационной форме.
Под особой экономической зоной понимается та часть территории России, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны в России создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры [1]. Причем в последнее время при создании ОЭЗ основной акцент ставится не столько на внешнеэкономическую деятельность, сколько на внедрение новейших технологий. Именно за счет инноваций резиденты экономических зон постоянно завоевывают новые рынки сбыта для своей продукции, а так же повышают ее конкурентоспособность. Так, по мнению министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, туристско-рекреационная зона на острове Русском создана, так как «обладает большим потенциалом с точки зрения привлечения туристов... нужно использовать то, что мы сейчас готовимся к проведению саммита АТЭС и вкладываются большие деньги в строительство инфраструктуры на Русском. Поэтому эта туристско-рекреационная зона, на наш
взгляд, будет обладать рядом преимуществ, потому что строятся и дороги, и мост, и энергетическая инфраструктура. По предварительным оценкам, там может быть до полумиллиона туристов» [2]. То есть, с точки зрения государства, создание ОЭЗ позволит привлечь отечественные и иностранные инвестиции и передовые технологии в отдельно взятый регион, что в свою очередь должно привести к созданию новых рабочих мест и, что не менее важно к апробации инновационных методов менеджмента и организации труда. С экономической точки зрения, для Приморья, это должно привести к освоению новых рынков сбыта турпродуктов, уменьшению издержек обращения в связке туроператор-турагент-потребитель, минимизации затрат, связанных со льготным таможенным и налоговым режимом, расширением доступа к инфраструктуре, использованию более дешёвой рабочей силы и снижению влияния региональных властей на рекреационную зону. Все это, в конечном счете, должно привести к бурному развитию территории Приморского края.
Ставя цель привлечения отечественных и иностранных инвестиций в освоение и развитие территории острова Русский, основанного инновационных технологиях нельзя не отметить, что это развитие будет проходить не с чистого листа, а на оставшейся после саммита инфраструктуре, которая потребует определенных изменений.
Сегодня в России определились три направления в создании свободных экономических зон.
Сторонники первого из них обосновывают необходимость сосредоточиться в масштабах страны на создании ОЭЗ в технико-внедренческой форме, создав своего рода аналог «Кремниевой долины» в каждом регионе России. Так же стоит отметить, что создание технопарков (технико-внедренческая форма) в рамках свободных экономических зон может стать ключевым фактором в повышения инновационной активности региона при общей ограниченности бюджетных средств и необходимости привлечения инвесторов. Так, в соседнем Китае, в рамках государственной программы поддержки инноваций «Факел» на сегодня действует более 50 технопарков.
Сторонники второго подхода акцентируют внимание на создании ОЭЗ в промышленно-производственной форме. Тем самым предлагается задействовать, модернизировать и реконструировать огромные производственные мощности, доставшиеся России в наследство от СССР. Меньшая часть сторонников этого подхода предлагает не реконструировать, но создавать новые промышленные предприятия. Действительно, создание инновационных технопарков даже в развитых странах предполагает наличие значительного финансирования на начальном этапе. Частным же предприятиям, вкладывающим инвестиции, государство предлагает льготный режим налогообложения, предоставление государственных субсидий и т.д.
Вместе с тем считается, что на том же начальном этапе модернизация и восстановление уже существующих производственных мощностей обойдется дешевле, в то время как создание новых будет сопоставимо по расходам с первым направлением.
Сторонники третьего, комбинированного, подхода предлагают разумное сочетание первых двух типов, а так же и двух других форм ОЭЗ: тури-стско-рекреационной и портовой.
Бесспорно, каждый из этих подходов имеет право на реализацию. Но в научных кругах наиболее утвердилось третье направление, сторонники которого предлагают решать проблемы путем своеобразного синтеза первых двух и инноваций внутри них.
Резиденты ОЭЗ имеют существенные таможенные и налоговые льготы: например, для них установлена пониженная ставка страховых взносов в размере 14 %, вместо обычных 26 %. Предполагается, что использование таких благоприятных условий позволит резидентам ОЭЗ - коммерческим предприятиям в кратчайшие сроки освоить передовые технологии, и выйти на мировые стандарты качества, сделав свою продукцию конкурентоспособной на международных рынках.
Но дело не только в материальной базе и инфраструктуре. Как известно, концепция инноваций в рамках ОЭЗ предполагает создание среды, которая путем эволюционного развития экономики, науки и культуры позволит получить качественно новый результат. Во всем мире ОЭЗ зарекомендовали себя как бизнес-инкубаторы для малого бизнеса. Однако в рамках ОЭЗ потребуется создание целого ряда и других рыночных структур: туроператоров - формирующих туристский продукт, турагентов его продвигающих, гостиниц, ресторанов, и иных обслуживающих предприятий. Для этих фирм потребуются сотни управленцев (менеджеров), бухгалтеров, программистов и многих других специалистов. Все это предстоит необходимо предусмотреть и внести изменения в «Стратегию социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» [3]. Без перечисленных чисто рыночных структур существование ОЭЗ на острове Русский не представляется возможным. При этом важно учитывать, что для выживания на рынке этим предприятиям потребуется внедрение инноваций направленных на развитие собственного бизнеса. Такие инновации известны в науке как адаптивные инновации.
И это приводит нас к выводу, что предприятиям расположенным в особой экономической зоне потребуется постоянная, творческая связь с наукой, основанная на рыночных взаимоотношений. В этих отношениях наука со своим потенциалом призваны стать генератором инноваций.
Таким образом, создание особых экономических зон должно обеспечить: - привлечение как зарубежных, так и отечественных инвестиций в реальный сектор экономики;
- стимулировать развитие региона, содействовать в решении его экономических проблем;
- стать толчком в инновационном развитии передовых отраслей промышленности и сферы услуг;
- способствовать созданию новых высококвалифицированных рабочих мест.
Представляется, что особые экономические зоны - этот относительной новый, но уже положительно зарекомендовавший себя как перспективный инструмент станет основой для построения диверсифицированной экономики нашей страны и позволит ускорить развитие передовых секторов промышленности и сферы услуг.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». Собр. законод-ва Р.Ф. - 2005. - № 30. ч. 2, С. 3127.
2. Двойнова Т. Остров освоения / Т. Двойнова. - Режим доступа: http://www.ng.ru/regions/2010-04-05/1_island.html
3. Краевой закон от 20 октября 2008 г. № 324-КЗ-ФЗ «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года» // Приморская газета. - 2008. - № 92 (379).
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБНОВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
© Гарипов А.В.*
Ижевский государственный технический университет, г. Ижевск
В статье предложена модель, которая позволяет определить требующиеся вложения в обновление оборудования при известном характере его износа и старени, при заданной функции вложений для любой желаемой динамики изменения продуктивности.
Сохранение устойчивости деятельности предприятия требует его развития. Задача развития предприятия является многоплановой: она решается несколькими взаимодействующими подсистемами. Сюда входят системы совершенствования производственной базы предприятия, обновления технологий производства, обеспечения конкурентоспособности продук-
* Соискатель кафедры «Интеллектуальные информационные технологии в экономике»