ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
I А. В. Боярских
364
Аннотация. Автор статьи подробно рассматривает сам процесс формирования гражданского общества Тюменского края на современном этапе его развития и определяет и обосновывает перспективы развития политических институтов данного общества. Итогом статьи является авторское представление данного процесса в форме модельной схемы, отражающей не только современное состояние политических институтов гражданского общества Тюмени, но и перспективы их эволюции.
Ключевые слова: общество, гражданское общество; процесс, развитие, эволюция; институты, политические институты; перспективы, перспективы развития.
Summary. The author examines in detail the process of formation of civil society in the Tyumen region at the present stage of its development, defines and justifies the development prospects of the political institutions of this society. The article concludes with the author's representation of this process in the form of a model scheme reflecting not only the current state of political institutions of Tyumen civil society, but also prospects of their evolution.
Keywords: society, civil society; process, development, evolution; institutions, political institutions; prospects, development prospects.
Под вовлеченностью граждан в политическую активность имеется в виду не анализ электорального поведения, а участие граждан в решении различных актуальных проблем общественного развития. При этом участие это понимается как вовлеченность в деятельность институтов гражданского общества. Одним из важных показателей отношения к некоммерческому сектору является желание и готовность граждан принимать участие в работе НКО. Исследование показало, что на сегодняшний день потенциал вовлечен-
ности россиян в деятельность некоммерческих организаций можно признать невысоким (желание выразили лишь около 14% опрошенных). Очевидно, сказывается низкая информированность граждан о деятельности НКО, а также специфика политической культуры российских граждан (низкий уровень социальной активности).
Однако функция третьего сектора состоит не только в том, чтобы взаимодействовать с властью в сфере социальных проблем и развития гражданского общества. Институты граж-
данского общества должны влиять на власть и именно в области принятия политических решений. Следовательно, оценка степени влияния третьего сектора на власть во многом определяет его эффективность. В среднем представители НКО оценивают это влияние как слабое, хотя и положительное. Проявляется это влияние, прежде всего, в следующих областях (региональный уровень):
• разработка органами власти альтернативных способов решения проблем;
• формирование органами власти повестки дня деятельности;
• реализация органами власти управленческих решений.
Характерно, что как оценка степени влияния НКО, так и области влияния практически одинаково оцениваются как представителями самого третьего сектора, так и представителями власти, что говорит об адекватности этих оценок, причем уровень влияния на региональном уровне выше, чем на федеральном. Следует отметить, что на федеральном уровне представители НКО и власти ставят на первое место влияние некоммерческого сектора на «соблюдение органами власти избирательного законодательства и избирательных прав граждан», что особенно актуально в период проведения национальных выборов. Эти организации некоммерческих объединений политического характера функционируют при политических партиях, и, хотя законодательно контроль на выборах наблюдателями от общественных организаций запрещен, ведут активную общественную деятельность в других сферах.
Самыми известными из таких организаций, по опросам ФОМ, оказались «Молодая гвардия «Единой России»,
национал-большевики и движение «Наши» - их упомянули по 17% опрошенных (среди молодых респондентов - 24, 23 и 21% соответственно). Еще 9% россиян знают о существовании «России молодой», 3% - об «Авангарде красной молодежи». По 2% респондентов называли Народно-демократический союз молодежи, «Местных», Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) и «Новых людей». Впрочем, столько же - 2% - отметили и «Голос молодежи»: вымышленную организацию, включенную в список исключительно для того, чтобы примерно оценить долю случайных ответов. Так что реально круг молодежных организаций, известных хоть сколько-нибудь заметной части россиян, сводится к четырем упомянутым вначале.
Реформа политической системы, при всех ее нюансах, была направлена на реализацию следующих основных принципов модернизации политической системы страны:
• отстранение неэффективной и неконструктивной политической оппозиции от участия в реальной политике на основании ее слабой гражданской поддержки в последние десять лет;
• конструирование политической системы страны в соответствии с требованиями времени и с процессами формирования идеологической структуры современного российского общества;
• разработка реальной политической системы, которая рассчитана на постоянное функционирование в условиях растущей активизации гражданского общества.
Соответственно, реакция на реформу политической системы институтами гражданского общества была вполне предсказуемая. С одной стороны, третий сектор воспринял этот про-
365
цесс как естественное продолжение усиления государства по стабилизации существующих общественных отношений. С другой стороны, третий сектор насторожился, памятуя о том, что стремление к балансу политической системы иногда может привести к усилению бюрократии. Сегодня есть немало примеров, когда диалог институтов гражданского общества и власти сводится к проформе, в которой третий сектор заведомо принимает подчиненное положение в силу специфики отношений с властью.
Проведенные исследования и опросы экспертов позволяют заключить, что и население, и институты гражданского общества в целом лояльно отнеслись к политическим реформам последнего времени. Но при этом не следует забывать, что реформа политической системы только тогда сможет доказать свою эффективность, когда она будет апробирована в третьем секторе и основных аналитических организациях гражданского общества.
Исследования показали, что реакция экспертного сообщества и части 366 организаций гражданского общества на реформу избирательной системы в России неравнозначная. Многими независимыми экспертами положения реформы расцениваются как отход от демократии. Тем не менее, институты гражданского общества живо отреагировали на последние политические события. Среди них такие общественные организации, как Клуб политического действия «4 ноября», объединяющий сторонников либерального консерватизма - членов партии «Единая Россия», и «Социально-консервативный клуб», также объединяющий членов партии «Единая Россия», но сторонников социального консерватизма.
Клуб «4 ноября» имеет своих представителей и филиалы в регионах, регулярно проводит семинары и собрания, наращивая свое влияние в политической жизни страны. Деятельность клубов стимулировала проведение широкой внутрипартийной и общероссийской дискуссии о путях развития России, результаты которой нашли отражение в программных документах партии. Клуб «4 ноября» в своей деятельности опирается на наработки НКО «Институт общественного проектирования», которое, кроме того, ведет по заказу государственных организаций и партии «Единая Россия» серьезные исследования российского общества и широкую просветительскую деятельность («Стратификация российского общества», «Российская элита», «Русские чтения»). Многие наработки «Института общественного проектирования» легли в основу программных установок партии «Единая Россия».
Одновременно институты гражданского общества активно участвуют в процессе анализа соблюдения органами власти избирательного законодательства и избирательных прав граждан. В частности, в преддверии прошедших выборов эффективно действовала система «горячая линия», разработанная Координационным советом неправительственных организаций по защите избирательных прав граждан и Российским фондом свободных выборов.
В 2008 г. завершается одна из самых масштабных и растянутых во времени реформ в государственном устройстве России - реформа местного самоуправления по лекалам, заданным Федеральным законом № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоу-
правления в Российской Федерации». С вступлением в силу этого закона завершается «достройка донизу» системы публичной власти в стране.
Как показывают исследования (в том числе - ведущиеся Институтом современного развития), реформа местного самоуправления уже приняла необратимый характер. Впервые в российской истории формируется - по крайней мере, в поле позитивного права - система публичной власти, не основанная на жестком подчинении местного самоуправления органам государственной власти. Впервые за пределами городских поселений появляется двухуровневая система местной власти («поселение - район»).
Исследования показывают, что новая система начинает работать, но с немалыми проблемами и с разной степенью эффективности. В общем дизайне реформы выявились конкретные проблемы и недостатки, многие из которых были вполне предсказуемы. Это относится к бюджетному обеспечению, которое должно решаться не 131-м Законом, а в рамках Бюджетного кодекса, к кадровому голоду низовых уровней самоуправления, нестабилизировавшемуся статусу районного звена, недостаточной правовой определенности городских поселений (в частности, к отсутствию правовой базы для формирования городских агломераций).
Несмотря на это, первые плоды реформы внушают умеренный оптимизм. Там, где существуют объективные (большая бюджетная обеспеченность, традиция общественного плюрализма, знакомство с опытом европейских соседей) и субъективные (инициативные руководители органов МСУ, более активный малый бизнес) предпосылки, «низовой уровень»
местного самоуправления «ожил», начинает использовать созданные реформой возможности в интересах своих поселений, занимает активную позицию в отношениях с органами региональной власти.
Еще одно формирующееся в результате реформы общественное явление -появление «муниципального класса»: миллионный по составу «политический класс» депутатов и руководителей органов МСУ, фактически включенный в политическую по характеру деятельность. Он обладает определенным авторитетом в своих поселениях (разумеется, весьма различным в разных условиях), пониманием проблем «местной политики», видит ее ресурсные и административные ограничители.
На массовом уровне новая система МСУ, по большому счету, остается незамеченной: признавая необходимость действенной местной власти и отмечая конкретные дела своих муниципальных властей, люди не верят в ее способность и ресурсную обеспеченность для решения назревших проблем.
От дальнейшего развития системы местного самоуправления - решения проявившихся по ходу ее реформирования проблем, создания адекватной мотивации у большинства ее работников - зависят не только эффективность работы «нижнего этажа» публичной власти, но и перспективы развития демократического сознания, приобщения значительной части российского населения к участию в политической и общественной жизни.
Эффективность публичной власти на местах - как на региональном, так и на местном уровнях - важнейшая задача как в плане решения модерниза-ционных задач, так и стимулирования политического участия граждан.
367
368
С этой точки зрения представляется целесообразным следующий комплекс мер.
1. Оптимизировать существующий механизм наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов Федерации, в частности:
• четко соблюдать процедуры и сроки выдвижения, рассмотрения и утверждения кандидатур на пост губернатора;
• продолжить работу по формированию «президентского кадрового резерва» на высокие посты в региональной власти и использовать эти кандидатуры при назначениях;
• повысить роль законодательных собраний субъектов Федерации, в том числе через активное использование предусмотренной законом процедуры официального предложения кандидатуры на пост губернатора большинством в законодательном собрании региона, активизации контрольных функций региональных парламентов, таких как вменение в обязанность новоназначенному губернатору представлять законодательному собранию программу деятельности и ежегодные отчеты по ней с правом законодательного собрания выносить оценку деятельности губернатора.
2. Усовершенствовать порядок формирования Совета Федерации. В политическом и юридическом сообществе нет единой точки зрения по вопросу, возможно ли в рамках действующей Конституции перейти к выборности верхней палаты (например, предусмотрев право выдвижения альтернативных кандидатур для всенародного голосования соответственно главой исполнительной власти и законодательным собранием региона). Однако необходимость мер по повы-
шению эффективности исполнения Советом Федерации конституционной функции представительства интересов регионов большинством экспертов признается задачей первостепенной важности.
3. Оценить выполнение реформы местного самоуправления и принять государственную программу ее дальнейшего совершенствования. Такая программа могла бы включать:
• рассмотрение поправок в Бюджетный кодекс с целью более адекватного ресурсного обеспечения потребностей местного самоуправления;
• сохранение на среднесрочный период гибкости правовых рамок в части распределения полномочий между региональной властью и МСУ, а также между поселковым и районным уровнем МСУ, чтобы дать возможность учесть местные условия формирования объема полномочий МСУ;
• создание федеральной программы подготовки (переподготовки) кадров местного самоуправления.
Существенным отличием политических партий от других общественных объединений, действующих на политической арене, является стремление к получению политической власти или ее осуществление путем участия в выборах, в парламентской деятельности, в правительстве.
Тюменский край можно охарактеризовать как регион со слабой, имитационной партийностью. Профессионализм, квалификация, уровень толерантности политических менеджеров и экспертов, мотивация их деятельности, этические нормы, которыми они руководствуются, находятся в Тюменском крае на уровне развития, недостаточном для обеспечения гарантированной стабильности демократиче-
ских институтов и устойчивого развития общества. Процесс демократизации политической ситуации в Тюменской области, становления институтов гражданского общества развивается в значительной степени спонтанно, что создает почву для непрогнозируемых изменений политической ситуации в области, при этом вектор политических настроений жителей региона в любой момент может непредсказуемо измениться, что не исключает и возможности увеличения влияния экстремистских сил.
В качестве одного из механизмов решения проблем, связанных с нарастанием социальной напряженности, может выступать деятельность институтов гражданского общества в рамках артикулирования и агрегирования интересов социальных групп.
Эффективному выполнению данных функций политическими партиями, а также представителями неправительственного сектора препятствует достаточно низкий уровень их информированности об актуальных проблемах общества, решению данного вопроса могло бы послужить создание разветвленной исследовательской структуры, специализирующейся на проведении объективного анализа и мониторинга данных проблем с охватом всех регионов республики.
Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам.
Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают движения, позволяющие со-
четать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.
Ситуация в Тюмени осложняется тем, что развивающемуся гражданскому обществу противостоит такой мощный противник, как российская бюрократия, мешает формированию общественных движений имитация и низкий уровень общественно-политической включенности индивидов.
Сущность проблемы взаимоотношений гражданского общества и государства заключается в мобилизации социальной энергии частной сферы и поиске каналов ее передачи в публичную власть. Тюменскую область в этом ракурсе следует отнести к регионам со слабым третьим сектором и государственно-корпоративной моделью взаимодействия с органами власти: довольно большое количество общественных объединений - это еще не показатель развитости третьего сектора. Включение общественных сил в обсуждение механизмов реформирования с возможным последующим участием в реализации своих предложений позволит перевести негативные настроения населения в русло конструктивного диалога.
Конструктивно-оппонирующее противостояние государства и гражданского общества отнюдь не свидетельствует о том, что гражданское общество представляет позитивный полюс, концентрирующий демократическое начало, а государство - полюс негативный, отягощенный авторитарно-бюрократическими извращениями. Речь должна идти о взаимодействии, в котором не только гражданское общество становится базой демократической государственности, но и правовое государство, представляя публичный интерес, защищает права человека и гражданина от всяко-
369
го ряда деформаций в структурах гражданского общества.
Одной из эффективных форм взаимодействия между гражданским обществом и властью в аспекте связующего звена краевой социально-политической системы являются экспертные и общественные советы при органах государственной власти, как образования с участием представителей общественности, с внутренней формализованной структурой, обладающие определенными закрепленными за ними полномочиями, с которыми государственные органы консультируются по вопросам принятия и исполнения своих решений.
Можно утверждать, что значительная часть российского общества поддержит линию на инициированную сверху и управляемую государством либерализацию общественно-политической жизни. Такая либерализация должна соответствовать общественным установкам, то есть:
• являться следствием или дополнением к высоко ценимым завоеваниям последних лет - стабильности и поряд-
370 ку, социально-экономическому благополучию. В этой связи вполне актуально наблюдение М. Е. Салтыкова-Щедрина, русского либерала XIX в., относительно того, что даже модернизационно настроенные слои российского общества хотят и «конституции», и «севрюжины с хреном»; при этом «севрюжина» явно приоритетней, а «конституция» желательна, но лишь при условии, что «севрюжины» не убудет;
• инициироваться и осуществляться государством, получать однозначную публичную поддержку со стороны первых руководителей страны. В этом случае даже «авторитарная часть» российского общества не выступит про-
тив подобного начинания, поскольку ориентирована на беспрекословное следование «линии власти»;
• начинаться с конкретных мер, которые соответствуют наиболее выраженному общественному запросу, связанному с демократизацией: укрепление основ правового государства, обеспечение равенства перед законом, противодействие коррупции;
• не менее важно и поступательное движение в области политической либерализации: расширение свободы СМИ, либерализация законодательства об общественных организациях, совершенствование избирательных процедур;
• иметь инструментальный характер и «экономическое наполнение»: субэлитные группировки, малый бизнес, «средний класс» должны получить значимые свидетельства того, что расширяются их возможности высказывать свою позицию и отстаивать свои интересы во всех ветвях власти - исполнительной, законодательной и судебной.
В Тюменской области успешно функционируют институты гражданского общества, созданные по инициативе наиболее авторитетных представителей тюменской общественности. Наиболее известные гражданские институты - Гражданский форум Тюменской области (работает с 2001 г.) и Общественный совет г. Тюмени (создан в 2005 г.).
Благодаря работе гражданских институтов общественность получила возможность конструктивного диалога с властью, проявления гражданских инициатив и осуществления наиболее значимых социальных проектов.
Один из ведущих проектов Гражданского форума - проект «ГРАЖДАНСКАЯ ТРИБУНА», структура которого состоит из трех основных блоков:
1. Гражданский мониторинг по наиболее значимым социальным проблемам.
2. Издание газеты «Гражданская трибуна Тюменской области».
3. Работа Общественной приемной институтов гражданского общества.
Эффективность деятельности гражданских институтов в 2009 г. определялась социальной значимостью проводимых мероприятий, результативностью приложения сил, учетом интересов всех социальных групп населения города, участием в мероприятиях институтов гражданского общества на уровне Тюменской области и России.
Ведущие задачи развития институтов гражданского общества в 2009 (кризисном) году:
1. Организация и проведение независимых общественных экспертиз отраслей и сфер развития городской среды (экологическая экспертиза, экспертиза состояния дорожно-транспортной системы, ситуации на дорогах, общественной безопасности и т.д.).
2. Организация мониторинга гражданских инициатив, общественно-политической ситуации на территории области и города Тюмени.
3. Обеспечение бесперебойной работы Общественной приемной Гражданского форума Тюменской области и Общественного совета г. Тюмени.
4. Организация правового и правозащитного бесплатного консультирования для населения с привлечением юристов и социальных консультантов, психологов.
5. Организация консультирования по ситуациям, связанным с финансово-экономическим кризисом в стране, и отражение его на ситуации в городе Тюмени.
6. Прием граждан по вопросам общественной безопасности с участием руководителей службы участковых уполномоченных (акция «Горячий четверг»).
Проект «ГРАЖДАНСКАЯ ТРИБУНА» предусматривает проведение ежеквартальных мониторингов общественного мнения по наиболее актуальным вопросам развития гражданского общества. С этой целью Центр изучения гражданских инициатив, который является юридическим оператором Общественной приемной, в 2009 г. провел четыре социологических исследования по изучению общественного мнения по темам:
1. «Финансовый кризис: ожидания населения, проблемы, пути решения».
2. «Проблемы молодежи Тюменской области в условиях социально-экономического кризиса».
3. «Влияние религиозных организаций на духовно-нравственное воспитание молодежи Тюменской области».
4. «Молодежный алкоголизм: реалии и прогнозы».
В рамках проекта «ГРАЖДАНСКАЯ ТРИБУНА» осуществляется обеспечение деятельности Общественного совета г. Тюмени, который в 2009 г. отметил 4-летие своей деятельности.
За 4 года своего существования Общественный совет г. Тюмени (далее ОСТ) состоялся как системное структурное образование, деятельность которого осуществляется по принципу саморазвития. Достигнута высокая планка конструктивного диалога между властью и обществом, определена область принятия совместных решений и синтеза гражданских инициатив, утверждены основные приоритеты и направления развития.
371
372
Общественный совет г. Тюмени работает в тесном сотрудничестве с Гражданским форумом Тюменской области через своих представителей в руководящих органах форума. За 2009 г. структурными подразделениями ОСТ было проведено более 60-ти социально-значимых мероприятий.
На базе АНО «ЦИГИ» созданы и функционируют Общественные приемные:
1. Гражданского форума Тюменской области (с 2006 г.);
2. Общественного совета г. Тюмени (с 2005 г.);
3. Члена Общественной палаты РФ (с 2006 г.);
4. Гражданского форума УрФО (с 2008 г.);
5. Форума женщин УрФО (с 2006 г.).
Все роли и функции Общественной приемной взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, формируя уникальный комплекс системного подхода к формированию, изучению и развитию гражданского общества в Тюменской области.
Главная задача работы Общественных приемных - концентрация внимания власти на самых острых проблемах современного гражданского общества Тюменской области, грамотная и своевременная подача конкретных предложений и рекомендаций органам власти и последующий общественный (гражданский) контроль принятия и реализации решений по поднятым вопросам.
В Общественной приемной Гражданского форума Тюменской области осуществляется прием обращений всех граждан, в том числе адресованных действующим членам Общественной палаты РФ, работа которых организована в рамках Гражданского форума.
Конкретные задачи работы Общественной приемной:
1. Информирование граждан о способах защиты гражданских прав, путей преодоления бюрократии и коррупции, источниках правовой защиты.
2. Определение уровня социальной напряженности (конфликтности) в социальных слоях гражданского общества.
3. Просвещение граждан, информирование их о реализации социально-экономических программ органов власти области и города.
4. Разработка предложений по выработке оптимального механизма учета обращений (инициатив) гражданского населения, по результатам изучения общественного мнения для принятия эффективных управленческих решений.
5. Проведение общественных экспертиз проектов и программ, нормативно-правовых актов.
На 31 декабря 2009 г. (с начала года) в Общественной приемной зарегистрировано 513 обращений. Основная задача - изучить содержательную структуру обращений граждан, их целевую направленность. В ситуации кризиса активность граждан приобрела четко направленный характер, особенно в отношении поиска рабочих мест, самозанятости и повышения тарифов на услуги ЖКХ. Люди обращаются по жилищным проблемам, в том числе по сносу ветхого жилья, по ситуации с долевым строительством, ремонту домов, подъездов, фактам незаконного выселения, получения ссуд для молодых семей и т.д. Большой пул обращений - по поводу необоснованного повышения тарифов на услуги ЖКХ в системе ТСЖ, оказанию нека-
чественных коммунальных услуг, злоупотреблений служебным положением руководства ТСЖ.
Встречаются обращения по уголовным делам (насилие в местах содержания заключенных), проблемам охраны окружающей среды, вопросам начисления пенсий и пособий, размещения материнского капитала, сохранения культурно-исторического наследия и системе общественной безопасности и т.д.
За каждым обращением стоят живые люди с их проблемами и заботами, которые приходят в Общественную приемную или звонят по телефону в поисках социальной справедливости. Помощь данной организации заключается в оказании услуг, которые попадают под категорию услуг «Социальное обслуживание населения», а именно:
1. Социально-психологическое консультирование, оказание психологической помощи (беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса граждан и т.д.).
Организации Тюмени, объединяющие интересов и
2. Консультирование по вопросам занятости: трудоустройство, поиски временной работы, консультации по оформлению самозанятости.
3. Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственных, муниципальных и негосударственных системах социальных служб и защиты своих интересов.
4. Оказание помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права граждан.
5. Помощь в оформлении документов.
6. Оказание помощи в вопросах, связанных с пенсионным обеспечением в части составления запросов в департамент социальной защиты населения Тюменской области и Пенсионный фонд в отчет на письменные обращения пенсионеров.
7. Содействие в привлечении к уголовной ответственности виновных
Таблица
373
граждан на основе их разнообразных самопомощи
№ Направление деятельности организаций Кол-во организаций
1. - профессиональные объединения 111
2. - клубы, творческие коллективы и т.п. 80
3. - спортивные 44
4. - по молодежным проблемам 44
5. - по проблемам семьи, материнства и детства 43
6. - объединения ветеранов 41
7. - общества людей с ограниченными возможностями 36
8. - культивирование здорового образа жизни 16
9. - военно-патриотические 15
10. - правозащитные 15
11. - научные ассоциации 15
12. - благотворительные фонды 13
13. - экологические 4
3 / гон Преподаватель век
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ
с-
374
Отстранение неэффективной и неконструктивной политической оппозиции от участия в реальной политике, на основании ее слабой гражданской поддержки
а
(О
<и
_0 II—
I—
О
О
Конструирование политической системы страны в соответствии с требованиями времени и с процессами формирования идеологической структуры современного российского общества
Разработка реальной политической системы, которая рассчитана на постоянное функционирование в условиях растущей активизации гражданского общества
5
^
(О
О
X
(О
|_
&
О
<и
.0
X
X
<и
т
1-
о
<и
Э"
ю
О
Информирование граждан о способах защиты гражданских прав, путей преодоления бюрократии и коррупции, источниках правовой защиты
Определение уровня социальной напряженности (конфликтности) в социальных слоях гражданского общества
Просвещение граждан, информирование их о реализации социально-экономических программ органов власти области и города
Разработка предложений по выработке оптимального механизма учета обращений (инициатив) гражданского населения, по результатам изучения общественного мнения для принятия эффективных управленческих решений
—У
Проведение общественных экспертиз проектов и программ, нормативно-правовых актов
Рис. Перспективы развития политических институтов гражданского общества
Тюменской области
в физическом и психическом насилии, совершенном в семье над детьми, женщинами, престарелыми людьми, инвалидами (в части оформления писем-запросов в прокуратуру Тюменской области в следственные органы).
Впервые в 2009 г. совместно с Общественным советом при ГУВД по Тюменской области была проведена акция «Горячий четверг» - весенний и осенний период. В четверг в 16 часов в течение 2-х месяцев (апрель-май, ок-
тябрь-ноябрь) проводились встречи населения с высшим руководством ГУВД по работе с участковыми уполномоченными по вопросам общественной безопасности. За год за помощью обратилось 65 граждан города, по всем обращениям приняты оперативные меры. Звонков получено более 200. Эта работа будет продолжаться и в 2010 г.
Продолжили поступать тревожные сообщения и обращения по ситуации на дорогах города Тюмени в осен-
не-зимний период, ситуации в дачных кооперативах, где продолжаются нарушения в отношении распределения земельных участков и т.д.
В Общественной приемной в течение года было проведено более 60-ти мероприятий, в том числе связанных с финансово-экономическим, социальным кризисом.
Одним из знаковых событий в 2009 г. была организация и проведение Собрания региональных общественных объединений по выдвижению кандидатов на конференцию в УрФО по выборам членов ОПРФ третьего созыва. В Общественной приемной побывало более 100 представителей областных НКО, представляющих 70 региональных организаций.
В течение 2009 г. в структуре Общественного совета Тюменской области под эгидой Общественных приемных при содействии АНО «ЦИГИ» было создано два Комитета, цели и задачи которых существенно увязаны с целями и задачами нашей организации: Комитет по делам казачества. Главная задача данного Комитета - патриотическое воспитание молодежи, Комитет правозащитных организаций Палаты представителей общественных объединений ОСТ. Одной из основных задач Комитета является правовая защита подростков и молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, представителей групп социального риска, в том числе нравственно-патриотическое воспитание молодого поколения. В течение 2009 г. оба Комитета принимали активное участие в комплексных мероприятиях, проводимых Общественной приемной.
В прошедшем году была разработана комплексная программа граждан-
ско-патриотического и духовно-нравственного воспитания молодых граждан города. Также проведено расширенное заседание Комитета молодежных объединений ОСТ по теме «Молодежное общественное сознание», семинар молодежных общественных организаций Тюмени по теме «Трудоустройство молодежи в период кризиса» и многие другие подобные семинары и круглые столы.
Таким образом, в Тюмени насчитывается несколько сот организаций, объединяющих граждан на основе их разнообразных интересов и самопомощи (см. табл.).
Все эти организации, как правило, работающие на некоммерческой основе, имеют довольно узкие задачи, а именно: удовлетворение конкретных потребностей входящих в них людей на основе объединения собственных усилий и оказания воздействия на общество и органы власти с целью оказания помощи. Некоторые из подобных общественных организаций могут быть членами общероссийских, региональных, международных ассоциаций (например, спортивные, эко- 3'5 логические, по профессиональным интересам), другие же являются чисто местными, городскими, районными (города) образованиями.
Возможности такого рода организаций определяются тем, кто их члены и насколько организации сумели объяснить органам законодательной и исполнительной власти свою значимость. Место подобных организаций в социальной иерархии определяется, прежде всего, законодательной базой общероссийского, регионального и городского уровня и реальной близостью (способности к лоббированию) к властным структурам. Надо учитывать и то, что
вЕк
376
часть общественных ассоциаций является самоорганизацией граждан, а другие создаются органами власти с целью мобилизации граждан для решения общественно-значимых или общегосударственных задач в условиях недостаточности людских, материальных, финансовых или властных ресурсов администраций различного уровня.
В Тюмени сложилась практика обращения общественных организаций за материальной помощью к городским властям. Помощь оказывается на основании Временного положения о целевом финансировании общественно полезных программ (муниципальном гранте), утвержденного Решением Тюменской городской Думы (от 22.04.97, № 98), и системы муниципального социального заказа, регулируемой Положением о муниципальном заказе в г. Тюмени, утвержденным Решением Тюменской городской Думы (от 27.10.99, № 508). С целью облегчения процесса получения грантов администрация города проводит разъясняющие семинары. Наибольшую активность проявляют ныне такие организации, как: «Аванпост», «Боевое братство», «Непоседы», а также «Особый ребенок», «Общество глухих», да и вообще ассоциации людей с ограниченными возможностями.
Обобщить выделенные нами перспективы развития политических институтов гражданского общества Тюменского края нам позволила авторская модель (рис.)
Гражданское общество не возникает там, где люди не борются за свои права и свободы, где отсутствуют традиции критического анализа деятельности властей и где политические свободы воспринимаются как своеволие и отсутствие ответственности за поступки. Наряду с этим, сегодня объективно возрастает необходимость консолидации социума в самом широком контексте создания гражданского общества отдельных регионов, в рамках представленной работы внутри отдельного региона. Наиболее важными социально-политическими аргументами в пользу формирования гражданского общества в России являются:
• консолидация и объединение усилий общества и государства по нормализации внутригосударственной обстановки;
• интеграция широких слоев населения;
• признание приоритетности общечеловеческих ценностей;
• выработка активной гражданской позиции.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гарант [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw/rostov/ 174847/ (время доступа: июнь 2011).
2. Морозов И. Л. Информационная безопасность политической системы // Полис. -2002. - № 5.
3. Курс политологии: учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2002. Щ
вЕк