Научная статья на тему 'Перспективы развития отечественных регональных предприятий в современных условиях трансформации конкурентной среды'

Перспективы развития отечественных регональных предприятий в современных условиях трансформации конкурентной среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БИЗНЕС / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СЕТЬ / REGIONAL BUSINESS / IMPORT SUBSTITUTION / EXPORT-ORIENTED MODEL / COMPETITIVENESS / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL POTENTIAL / INNOVATION / REGIONAL NETWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Семеркова Любовь Николаевна, Белякова Вера Анатольевна, Шерстобитова Татьяна Ивановна

Дается анализ возможных направлений развития регионального бизнеса с точки зрения перспектив импортозамещения и перехода к экспортоориентированной модели развития. Авторы доказывают необходимость взаимодействия региональных предприятий в рамках деловых сетей с целью эффективной реализации стратегий импортозамещения. Дается оценка возможным направлениям взаимодействия региональных предприятий со своими контрагентами и предлагается возможная модель отношений между предприятиями в2в и в2с рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Семеркова Любовь Николаевна, Белякова Вера Анатольевна, Шерстобитова Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ENTERPRISES’ DEVELOPMENT PROSPECTS UNDER MODERN CONDITIONS OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT TRANSFORMATION

The article analyzes the possible directions of the regional business development from the perspective of the import substitution and the transition to export-oriented model. The authors argue the need for enterprise’s cooperation in regional business networks with the aim of effective import substitution strategy’s implementation. They evaluate possible areas of regional enterprises cooperation and offer a possible model of relations between B2B and B2C enterprises.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития отечественных регональных предприятий в современных условиях трансформации конкурентной среды»

A brief history of the development of the category of economic interests is presented. The possibility of their structuring and necessity of formalized representation of specific forms of their expression for coordination of economic interests of economic subjects in problem situations of management of regional economy is performed.

Key words: a region, economic recourses, management, economic interests, the structure of interest, formalization of specific forms of expression of economic interests.

Sychova Irina Victorovna, doctor of economic science, professor, fim@,tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University.

УДК 330.163

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РЕГОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ

Л.Н. Семеркова, В.А. Белякова, Т.И Шерстобитова

Дается анализ возможных направлений развития регионального бизнеса с точки зрения перспектив импортозамещения и перехода к экспортоориентированной модели развития. Авторы доказывают необходимость взаимодействия региональных предприятий в рамках деловых сетей с целью эффективной реализации стратегий импортозамещения. Дается оценка возможным направлениям взаимодействия региональных предприятий со своими контрагентами и предлагается возможная модель отношений между предприятиями в2в и в2с рынков.

Ключевые слова: региональный бизнес, импортозамещение, экспортоориенти-рованная модель, конкурентоспособность, научно-технический потенциал, инновации, региональная сеть.

Возможности развития российской экономики в условиях войны санкций, нестабильности курса рубля и цен на нефть остаются достаточно неопределенными. С одной стороны, для отечественных предприятий, прежде всего региональных, открываются благоприятные перспективы, связанные с импортозамещением. С другой стороны, пока достаточно сложно оценить потенциал предприятий по реализации данных перспектив и, соответственно, определить стратегии их развития.

Как известно, есть два типа промышленной политики — импортозамещение и поощрение экспорта [5]. Под импортозамещением традиционно понимается протекционистская поддержка отраслям и предприятиям, которые «не только не экспортируют свою продукцию, но и не могут конкурировать с импортом на внутреннем рынке» [1]. Но в сложившихся

условиях импортозамещение - это вынужденная политика, которая обусловлена объективно сложившимися обстоятельствами. В идеале, исходя из успешного опыта «азиатских тигров», политика импортозамещения также объективно должна перерасти в политику поощрения экспорта.

В мировой практике развивающихся стран высокие темпы роста обеспечивали либо отрасли, использующие трудоемкие технологии (легкая промышленность и сельское хозяйство), либо отрасли с «наибольшими экстерналиями»[3] - внешними синергетическими эффектами, сложно поддающихся измерению, возникающих, как правило, в высокотехнологичных и наукоемких отраслях, к которым относится машиностроение.

Проблемы конкурентоспособного развития российских предприятий накладываются на глобализационные изменения мирового уровня, обусловленные трансформацией социально-экономического развития общества и формированием новых условий конкуренции. Российским компаниям необходимо учитывать возможные стратегии мировых лидеров, как на внутренних, так и на мировых рынках, не конкурируя в патентно-насыщенных секторах.

Очевидно, что для большинства отечественных промышленных компаний, особенно региональных, возможности импортозамещения ограничены преимущественно местными рынками. Вопрос состоит в том, есть ли у данных компаний шансы перейти от локального импортозамещения к экспортноориентированной стратегии, и какие должны для этого существовать предпосылки. Это становится особо актуально для регионов с ограниченным экспортным и ресурсным потенциалом, для предприятий которых импортозамещение - реальный шанс расширить свою деятельность и занять освободившиеся рыночные ниши. Типичным представителем данной группы является Пензенская область, где основные виды деятельности относятся к обрабатывающей промышленности - производство продуктов питания и машиностроение, а также сфера услуг, связанная с коммунальным обслуживанием населения (табл.1).

Существующий в регионе бизнес условно можно поделить на две категории:

1. Предприятия, входящие в крупные российские или международные холдинги, имеющие юридическую независимость, но с точки зрения менеджмента, маркетинга зависящие от центральных офисов. Это такие структуры, как группа компаний «Черкизово», группа компаний "Дамате", Холдинг «Объединенные кондитеры», АПК "Стойленская Нива", ОАО «Пензадизельмаш», ОАО «Радиозавод» и др.

2. Региональные предприятия, которые действуют независимо не только как юридические организации, но и самостоятельно разрабатывают и осуществляют производственно-коммерческую деятельность. В основном это средний и малый бизнес.

Очевидно, что эти вторая группа предприятий является не столько конкурирующей, сколько поддерживающей по отношению к первой. Региональные предприятия в отличие от предприятий, входящих в холдинги, имеют меньше возможностей для выхода на международные рынки, но имеют достаточный потенциал для импортозамещения на местных рынках.

Таблица 1

Распределение числа крупных и средних организаций (включая производственные единицы) по чистым видам экономической деятельности в Пензенской области, за 2014 год [2]

по видам экономической деятельности Число организаций

единиц в % к итогу

Всего в экономике 1119 100

добыча полезных ископаемых 13 1,2

обрабатывающие производства: из них 790 70,6

- производство пищевых продуктов, напитков, табака 225 20,5

- производство машин, оборудования 115 10,3

- целлюлозно-бумажное производство, издатель- 63 5,6

ская и полиграфическая деятельность

- металлургическое производство и производство 78 7,0

готовых металлических изделий

- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 90 8,0

производство и распределение электроэнергии, 316 28,2

газа и воды

Основными задачами для предприятий региона, определяющими их стратегические перспективы, на наш взгляд, являются наращивание научно-технического потенциала и расширение связей с зарубежными партнерами. Пока для пензенских предприятий характерна низкая инновационная активность (на уровне 10% от общего числа предприятий). По данным статистики, число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, за последние три года постоянно сокращается, а также сокращается численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, что ведет к потере научно-исследовательского потенциала области в целом (рис.1) .

Очевидно, что необходима, прежде всего, активизация научных исследований, что требует повышения привлекательности научной сферы

для молодых и высококвалифицированных кадров, стимулирования научных обменов с учеными других российских регионов и стран.

Рис.1. Численность работников, выполнявших научные исследования

и разработки, чел.[2]

Эффективность стратегий импортозамещения и повышение конкурентоспособности региона в целом становится возможным при успешном создании и функционировании инновационных сетей, как свидетельствует мировая практика и ряд исследовательских работ. К началу нового века использование сетевых принципов организации компаний стало ведущим направлением в менеджменте. В сеть могут входить как предприятия-участники холдинга и лишь формально независимые, так и полностью независимые предприятия, но связанные между собой участием в единой технологической цепочке. Организационные сети коренным образом меняют условия конкуренции, т.к. связывают предприятия между собой договорами, финансовыми обязательствами, соблюдением внутренних специфических технических и технологических стандартов и пр. Разорвать такие взаимосвязи сегодня практически не возможно. Иногда формируется условно монопольный рынок, когда зависимый партнер просто не может сменить поставщика из-за увеличения транзакционных издержек.

Вышеперечисленные тенденции касаются всех предприятий, не зависимо от экономической сферы деятельности и требуют учета в современных реалиях рынка.

Сотрудничество предприятий в бизнес-сетях принимает формы совместного предпринимательства, различных контрактных и субконтрактных отношений, франчайзинговых цепей, вертикальных интегрированных объединений. Сетевая модель применяется как в качестве модели внутриорганизационного сотрудничества, так и между компаниями и группами компаний.

Сетезация сравнима с методами сужения собственной производственной деятельности, когда предприятие перестает само заниматься какими-то видами производства и перепоручает их внешним исполнителям, т.е. использует аутсорсинговые схемы.

Проводимое нами исследование [4] показало, что среди возможных направлений формирования отечественных инновационных сетей (федеральные сети, региональная кластеризация, сети международного сотрудничества (со странами СНГ, дальнего зарубежья) в настоящее время преобладают формы отношений на региональном и федеральном уровне (табл.2).

Таблица 2

Взаимодействие инновационных компаний по типам контрагентов в порядке убывания значимости с градацией на основе географического

критерия, %

Региональный Федеральный Страны Дальнее Суммарный

уровень уровень СНГ зарубежье показатель

С ведущими пользователями (ключе- 28,3 43,5 10,9 8,7 91,3

выми клиентами)

В рамках технологической цепи (цепи 32,6 30,4 8,7 15,2 87,0

поставок)

С органами власти 39,1 23,9 4,3 2,2 69,6

С государственными и общественны-

ми исследовательскими структурами (например, НИИ ран) 21,7 26,1 8,7 6,5 63,0

С предприятиями из других (смежных) 17,4 30,4 4,3 8,7 60,9

отраслей

С университетами 17,4 19,6 8,7 10,9 56,5

С предприятиями отрасли (конкурентами) 17,4 23,9 6,5 6,5 54,3

С инвесторами 10,9 21,7 8,7 4,3 45,7

Другое 0,0 2,2 0,0 0,0 2,2

Если рассматривать взаимодействие с точки зрения возможных контрагентов, то наиболее популярными из них являются ведущие пользователи, поставщики технологической цепи и органы власти. При этом первым двум в большей степени, чем остальным контрагентам, присущ такой вид взаимодействия, как приобретение знаний и технологий. Ориентация субъектов бизнеса на госструктуры и госкорпорации как потенциальных

партнеров является характерной чертой российского бизнеса. По оценкам ряда исследований, госзаказ значительно превалирует в качестве основы для партнерства над необходимостью вести конкурентную борьбу на внешних и внутренних рынках.

Что касается перспектив выхода на международные рынки, то здесь основными партнерами пензенских предприятий по экспорту выступают страны бывшего СССР, что вполне логично, т.к. с этими странами сохранились технологические связи. Индия также является давним партнером России. Практически отсутствуют партнерские связи с развитыми странами, кроме Германии. Интерес для иностранных партнеров представляют как некоторые виды машиностроительной продукции, так и разработки в сфере программного обеспечения. Недостаточно активное взаимодействие с данными партнерами связано с технологической отсталостью продукции, ее высокой себестоимостью, несоответствием стандартам, а также со сложностями построения коммуникаций (рис.2).

Рис.2. Основные партнеры Пензенских предприятий по экспорту

В рамках данного исследования рассматривается возможность применения механизма на основе концепции маркетинга взаимодействия для региональных инновационных систем, поскольку именно здесь существуют предпосылки для формирования и развития инновационного спроса, обуславливающего направления динамичного экономического роста. Плотность и насыщенность связей на региональном уровне значительно выше, что в большей степени способствует открытости и адаптивности, необходимых для восприятия новых знаний и развития научно-технического потенциала региона.

С другой стороны, уровень бюрократии на региональном уровне также выше, что является причиной информационной ассиметрии и препятствует образованию новых связей, необходимых для развития инновационной среды. В том случае, если региональные системы являются закрытыми образованиями с неэффективными взаимодействиями, достаточно сложно говорить о благоприятном инновационном климате и предпринимательской активности экономических субъектов.

Региональные сети не рассматриваются как закрытые системы, где реализуются спрос и предложения на инновации. Некоторые из них могут и должны стать приложением для апробации результатов деятельности ведущих предприятий региона, поскольку их эффект значительно повышается при ориентации на конкретные проблемы российской экономики, что особо важно для депрессивных регионов.

Необходимость развития региональных сетей предопределяется важностью создания конкурентного преимущества региона, повышения его привлекательности для инвесторов. В качестве главной цели формирования региональной инновационной сети должно рассматриваться повышение качества жизни населения региона, и соответственно, удовлетворение их интересов не столько в оперативном, сколько в стратегическом аспекте. В данном аспекте предлагается выделять следующие задачи, которые обуславливают формирование и развитие региональных сетей:

- определение инновационных целей региона, которые можно достичь при использовании потенциалов предприятий региона;

- обоснованный выбор ключевых отраслей и предприятий региона с целью их радикального технологического и технического обновления и рациональное распределение ресурсов в соответствии с приоритетами их использования;

- разработка мероприятий, направленных на усиление взаимодействия между предприятиями наукоемкого сектора и предприятий, динамично развивающихся и социально значимых отраслей в регионе;

- необходимость наличия новых знаний и постоянного обновления потенциала;

- синхронизация деятельности организаций по всему циклу создания и распространения инноваций;

- установление и развитие отношений, обеспечивающих организации передовыми знаниями и ресурсами, необходимыми для поддержания устойчивого конкурентного преимущества.

- формирование и стимулирование спроса на региональную инновационную продукцию, как среди предприятий потребителей, так и среди местного населения;

- привлечение внерегиональных и иностранных партнеров;

- организация и поддержка взаимодействия с различными государственными структурами на региональном и федеральном уровне, расширение контактной аудитории взаимодействия;

- создание и развитие инновационной инфраструктуры на региональном уровне.

Реализация данных задач практически не возможна без участия госструктур в лице региональных органов власти, но, рассматривая процесс формирования сети, необходимо понимать, что они здесь должны играть обеспечивающую роль. Главные же дуальные отношения должны форми-

роваться между субъектами бизнеса - поставщиками и потребителями инноваций, которыми могут выступать предприятия высоко- и среднетехно-логичных В2В отраслей (связь и информационные технологии, машиностроение и т.п.), с одной стороны, и предприятия низкотехнологичных секторов, ориентированных на конечное потребление (пищевая и легкая промышленность, розничная торговля), с другой.

Включение в сеть предприятий В2С отраслей является важным условием для продвижения инновационных продуктов и формирования новых стандартов потребления. Исследование их проблем и /или совместно с ними потребностей конечного потребителя, позволяет определить возможные направления инновационного развития. Проблема же состоит в том, что такие совместные исследования и дискуссии практически не проводятся, поскольку значительные различия в организационных структурах и культурах препятствуют установлению отношений в процессе создания и потребления инновации. Со стороны наукоемкого сектора взаимодействию мешает низкая степень знания рынка и потребителей и отсутствие проверенных контактов в данной сфере; со стороны низкотехнологичных отраслей существующий спрос удовлетворяется преимущественно за счет импортных технологий, но требования рынка активизируют спрос на новые отечественные технологии и технологические услуги.

Проблемы предприятий в сфере В2С обуславливают специфику технологических процессов и предъявляют спрос на инновационные технологии, способных установить новые, более качественные стандарты потребления. На примере пищевой промышленности можно рассмотреть возможность формирования инновационной сети через спрос со стороны конечного потребления и специфику технологических процессов отрасли (табл.3)

Таблица 3

Спрос на технологии и оборудование в пищевой промышленности с учетом специфики технологических процессов

Проблемы потребителей пищевых продуктов Специфика технологических процессов Требуемые технологии и оборудование

1 2 3

1.Проблема увеличения сроков хранения без консервантов с максимальным сохранением полезных свойств 1. Необходимость создания значительных сезонных производственных запасов, пополнение которых не совпадает по срокам с их переработкой 1.Технологии безопасной заморозки, холодильное оборудование; создание современных хранилищ для сезонных запасов сырья и запасов готовой продукции

2. Потребность в продуктах питания по оригинальным технологиям 2. Длительность производственного цикла, продолжающегося от несколько часов до нескольких лет; 2. Технологии, позволяющие сократить длительность производственного цикла без ущерба для качества продуктов

Окончание табл.3

1 2 3

3. Потребность в экзотических продуктах, не прорастающих в местах проживания 3. Несовпадение районов производства и потребления отдельных пищевых товаров 3. Улучшение качества тары, позволяющей минимизировать потери при хранении и транспортировки продуктов; создание современного фасово-упаковочного оборудования

4. Необходимость в диетическом питании для поддержания здоровья 4. Специфика производства продуктов питания для различных возрастных групп, жителей различных районов; 4. Технологии производства продуктов детского питания, продуктов лечебно-профилактического назначения с учетом специфики отдельных районов

5. Возможность использования отходов пищевых продуктов в различных сферах деятельности 5. Неполная переработка сельскохозяйственного сырья, отходы после которой могут наносить вред окружающей среде 5.Ресурсособерегающие безотходные технологии переработки сельхозсырья на базе новых методов обработки (физических, биохимических, микробиологических)

6. Потребность в экологически безопасных и полезных продуктах 6. Недостаточная обеспеченность сырьем и компонентов с необходимыми качественными характеристиками технологических процессов 6. Экологически безопасные и биодобавки и компоненты, позволяющие повысить питательные свойства пищевых продуктов

7. Непостоянство качества продуктов питания 7. Сложность при определении стандартов и замеров на различных этапах производственного процесса, что влияет на качество изготовляемых продуктов 7. Приборы, определяющие качественные и количественные показатели на различных этапах производственного процесса; дозиметры; технологии, обеспечивающие качественный контроль сырья и готовой продукции

Перспективы развития регионального бизнеса связаны с определением тех отраслей и предприятий, поддержка которых действительно может обеспечить стратегическое конкурентное преимущество отечественной экономики и переход к экспортоориентированной модели. Развитие новых технологических связей и научных обменов становится возможным при общей привлекательности региона как с позиций его научно-технического, так и социокультурного потенциала, и данные сферы деятельности, по нашему мнению, могут обеспечить наибольшие экстерналии. В данной связи перспективным направлением исследований являются вопросы, связанные с определением формы и структуры сети, оптимизации отношений между партнерами и повышения синергетического эффекта от их взаимодействия.

Список литературы

1. Данилов-Данильян А. В. Рыночный подход к импортозамещающей промышленной политике государства// Портал информационной поддержки малого и среднего производственного бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.subcontract.ru/Docum/DocumShow_DocumID_177. html, 1.03.2004

2. Пензастат. [Электронный ресурс]. - URL: http://pnz.gks.ru (дата обращения 20.06.2015)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. 479 с..

4. Шерстобитова Т.И. «Стратегии управления отношениями субъектов инновационной сети»/монография - Пенза: ИИЦ ПГУ, 2014 202 с.

5. Khan, Mushtaq H. Investment and Technology Policies. UN DESA, 2007; Gibbs, Murray. Trade Policy. - New Yor k, United Nations DESA, 2007. 47 p.

Семеркова Любовь Николаевна, д-р экон. наук, проф., [email protected], Россия, Пенза, Пензенский государственный университет,

Белякова Вера Анатольевна, канд. экон. наук, доц., vera. belyakova@,mail.ru, Россия, Пенза, Пензенский государственный университет,

Шерстобитова Татьяна Ивановна, канд. экон. наук, доц., [email protected], Россия, Пенза, Пензенский государственный университет

REGIONAL ENTERPRISES' DEVELOPMENT PROSPECTS UNDER MODERN CONDITIONS OF THE COMPETITIVE ENVIRONMENT TRANSFORMATION

L.N. Semerkova, V.A. Belyakova, T.I. Sherstobitova

The article analyzes the possible directions of the regional business development from the perspective of the import substitution and the transition to export-oriented model. The authors argue the need for enterprise's cooperation in regional business networks with the aim of effective import substitution strategy's implementation. They evaluate possible areas of regional enterprises cooperation and offer a possible model of relations between B2B and B2C enterprises.

Keywords: Regional business, import substitution, export-oriented model, competitiveness, scientific and technological potential, innovation, regional network

Semerkova Lubov Nikolaevna, prof., PhD, Head of the department "Marketing, business and services", [email protected], Penza State University,

Belyakova Vera Anatolievna, Ph.D., associate professor of the department "Marketing, business and services", [email protected], Penza State University,

Sherstobitova Tatiana Ivanovna, Ph.D., associate professor of the department "Marketing, business and services", [email protected], Penza State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.