ПАВЛИЧЕНКО Н.В., доктор юридических наук, доцент, [email protected] Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 123995, г. Москва, Поварская, 25
PAVLICHENKO N.V., Doctor of Legal Sciences, associate professor, [email protected] All-Russian Scientific Research Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Povarskaya St. 25, Moscow, 123995, Russian Federation
САМОДЕЛКИН А.С., SAMODELKIN A.S., кандидат юридических наук, Candidate of Legal Sciences,
доцент, [email protected] associate professor, [email protected] Всероссийский научно-исследовательский All-Russian Scientific Research Institute институт Министерства внутренних дел of the Ministry of the Interior Российской Федерации, of the Russian Federation, 123995, г. Москва, Поварская, 25 Povarskaya St. 25, Moscow, 123995,
Russian Federation
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО* ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (АНАЛИЗ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»)**
* Редакция журнала, признавая языковые правила частью юридической (правотворческой) техники и сознавая важность их единообразного понимания и применения, выражает сожаление в отношении неопределенности, сложившейся вокруг термина «опреративно-розыскной». Оперативно-розыскной деятельностью называется деятельность, являющаяся предметом регулирования федерального закона. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации — авторский проект федерального закона, опубликованный в N 1 (31) за 2015 г. журнала «Юридическая наука и правоохранительная практика» (прим. ред.) .
** Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Волгоградской области в рамках проекта проведения научных исследований («Влияние региональных социальных институтов на взаимодействие оперативно-розыскных органов и населения»), проект N 15-13-34019.
Реферат. Актуальность и новизна проекта определяются следующим: необходимостью кодификации законодательства, регламентирующего оперативно-розыскную деятельность при одновременном предотвращении «размывания» ее предмета; прогрессивностью самого документа, развивающего координацию и взаимодействие оперативно-розыскных органов (при этом критикуются отдельные стороны авторского подхода по закреплению соответствующих механизмов), моделью принципов оперативно-розыскной деятельности; новаторством идеи социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям, путем заключения с ними трудовых договоров. Высокую оценку получает институт принудительных мер обеспечения оперативно-розыскного производства (доставление; задержание; личный досмотр; изъятие, приведение в негодность или уничтожение документов, предметов, материалов, веществ; ограничение использования сетей связи и средств связи; приостановление услуг связи). Высказывается поддержка новой редакции нормы, предусматривающей освобождение от уголовной ответственности лиц, выполняющих специальные задания по борьбе с преступностью, а также других идей: определение порядка оперативно-розыскного производства, формирование оперативно-розыскного глоссария, разработка процедуры подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Резюмируется, что проект Федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации» потребует активной работы по приведению в соответствие с ним нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность оперативно-розыскных органов, и внесения изменений в уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое законодательство, в подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации. Предлагаемая кодификация положит начало новому этапу развития оперативно-розыскного законодательства и будет способствовать созданию эффективного правового режима оперативно-розыскной деятельности, защите лиц, вовлеченных в оперативно-розыскную сферу и укреплению правовых механизмов обеспечения прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Ключевые слова: кодекс, закон, оперативно-розыскная деятельность, конспирация, негласность, принципы, идеи, новации.
© 2015 LS&LP. Open Access. This article is distributed under the terms of the Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 Internationa! License (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc/4.0/legalcode).
PROSPECTS OF DEVELOPING THE CRIME DETECTION LEGISLATION (ANALYSIS OF THE DRAFT OF THE FEDERAL LAW "CRIME DETECTION CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION")
Abstract. The significance and originality of the draft is determined by several factors: 1) necessity to codify the legislation regulating detective activities and to avoid "washing out" of its subject;
2) progressiveness of the document itself which improves coordination and cooperation of detective bodies (some sides of the authors' approach relating to fixing the relevant mechanisms are criticized);
3) model of detective activities' principles; 4) innovative idea of social and legal protection of persons, assisting the detective divisions, through concluding employment contracts with them. The institution of compulsory measures of ensuring the detective proceedings (conveying; detention; personal search; seizure; destroying or making documents, objects, materials, substances worthless; restriction of using communication nets and facilities; communication service suspending) is highly assessed. The new wording of the norm stipulating the release of persons, fulfilling special crime fighting tasks, from criminal responsibility and other ideas (notably establishing the detective proceedings' order, forming of detective glossary, developing the procedure of preparing and conducting detective actions) are approved. The considered Federal law draft requires conducting active work aiming at both adjusting normative acts, regulating the activities of detective bodies, in accordance with this law and amending the criminal, criminal procedure and labour legislation as well as subordinate normative acts of the Russian Federation. The proposed codification initiates new stage of the detective legislation's development and favours the establishment of efficient legal regime of detective activities, protection of persons involved in the detective sphere and consolidation of legal mechanisms of ensuring individual rights when conducting detective actions.
Keywords: code, law, detective activities, conspiracy, confidentiality, principles, ideas, innovations.
12 августа 2015 года исполнилось 20 лет со дня принятия Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Все эти годы представители оперативно-розыскной науки (О.А. Вагин, К.К. Горяинов, Н.С. Железняк, А.П. Исичен-ко, О.А. Ковалев, В.Ф. Луговик, К.В. Сурков, А.Ю. Шумилов и ряд других) [1; 2; 3; 4] предпринимали попытки создания эффективного правового режима оперативно-розыскной деятельности, формирования социального контроля над ее осуществлением, укрепления правовых механизмов обеспечения прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий и т.п. Результаты их предложений легли в основу проектов оперативно-розыскных законов или проектов изменений и дополнений в действующую редакцию вышеназванного нормативного правового акта.
Вместе с тем анализ проблем оперативно-розыскной деятельности сквозь призму научных разработок других отраслей права свидетельствует о том, что оперативно-розыскное законодательство не успевает за развитием правовых средств защиты человека, вовлеченного в правоохранительную сферу. По-прежнему дискуссионными или малоисследованными остаются вопросы координации оператив-
но-розыскной деятельности, социального и пенсионного обеспечения лиц, вовлеченных в оперативно-розыскную сферу; правовой природы контракта о конфиденциальном сотрудничестве как основы правоотношений, возникающих между конфидентом и оперативно-розыскным органом; взаимосвязи и взаимообусловленности норм оперативно-розыскного, трудового, уголовного, уголовно-процессуального права.
Именно поэтому появление проекта Федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации», подготовленного заслуженным юристом Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором В.Ф. луговиком, представляется своевременным, а актуальность и новизна проекта определяется следующими обстоятельствами:
1. В связи с тем, что оперативно-розыскная деятельность регламентируется на федеральном уровне не только Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», но и иными федеральными законами: «О наркотических средствах и психотропных веществах», «О связи», «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации» и други-
ми, полагаем абсолютно верным придание Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности» статуса кодифицированного нормативного правового акта -кодекса, обладающего приоритетом относительно других нормативных актов не по силе действия, а исключительно по предмету регулирования. Как правильно обозначил автор законопроекта в пояснительной записке, это позволит предотвратить происходящее в настоящее время «размывание» предмета правового регулирования оперативно-розыскной деятельности.
2. Следует отметить прогрессивный подход В.Ф. Луговика, который в своем авторском проекте Оперативно-разыскного кодекса Российской Федерации предлагает статью 19 «Координация и взаимодействие оперативно-разыскных органов». В ее содержание автор включил две части:
«Часть 1. Оперативно-разыскные органы могут создавать координационные органы, совместные информационные системы и взаимодействовать при решении стоящих перед ними задач.
часть 2. Оперативные подразделения оперативно-разыскных органов вправе проводить совместно с работниками уголовно-исполнительной системы оперативно-разыскные мероприятия в следственных изоляторах и исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».
Очевидно, что законодательной новеллой является только первая часть указанной статьи, при этом она лишь в общих чертах определяет координацию, предполагая возможность создания координационных органов и совместных информационных систем. Развивая эту идею, мы полагаем необходимым более детально регламентировать в предлагаемом проекте технологию координации оперативно-розыскной деятельности всех уполномоченных субъектов.
Прежде всего, по нашему мнению, следует разделить положения, регламентирующие координацию ОРД и взаимодействие ее субъектов, так как данные понятия не являются тождественными и имеют существенные правовые и организационно-тактические различия. В связи с этим в части первой отдельной статьи «Координация оперативно-разыскной деятельности» необходимо, на наш взгляд, обозначить ее сущность и содержание, а
также цель и задачи. Однако ключевым элементом предлагаемой статьи должна стать законодательная регламентация основных направлений координации ОРД.
Первым направлением координации ОРД следует определить информационное обеспечение органов, уполномоченных на осуществление ОРД. Следующим направлением координации, которое, по нашему мнению, должно быть законодательно закреплено, является совместное или согласованное проведение ОРМ органами, осуществляющими ОРД.
Заключительным направлением координации ОРД, как нам представляется, должны стать совместная разработка и издание межведомственных приказов, инструкций и иных организационно-распорядительных документов, обязательных для исполнения всеми органами, осуществляющими ОРД.
Последовательным с точки зрения юридической техники решением, на наш взгляд, будет включение в федеральные законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность отдельных оперативно-розыскных органов, положений, корреспондирующих с нормами анализируемой нами статьи Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Полагаем, что эти положения должны отражать сущность и значимость координации ОРД, а также доминирующую роль координирующего органа. В то же время, по существу, они будут иметь декларативный характер, устанавливающий правовую основу для формирования системы координационных отношений в ОРД. В связи с этим полагаем целесообразным включить в соответствующие нормативные правовые акты норму, в которой было бы определено, что ОРД оперативных подразделений того или иного ведомства включена в систему координации, осуществляемой федеральным органом исполнительной власти, назначаемым Правительством Российской Федерации, направления и формы которой определяются оперативно-розыскным законодательством и межведомственными актами.
В главе 2 раскрывается содержание 9 принципов оперативно-розыскной деятельности. Нормы статей понятны, потенциально реализуемы и не декларативны. Как следует из законопроекта, под принципами автор понимает основополагающие идеи (категории), позволяющие поз-
нать сущность оперативно-розыскной деятельности и являющиеся «теоретическим обобщением того, наиболее типичного, что выражает самую суть явления» [5, с. 6].
В предлагаемой автором концепции принципам придается статус стержневых правовых положений, что соотносится с международной правовой практикой. Так, раздел 2 Рекомендации N Rec (2005) 10 Комитета министров Совета Европы «Об "особых методах расследования" тяжких преступлений, в том числе террористических актов» посвящен принципам использования особых методов расследования на государственном уровне; в Рекомендации N R (2005) 9 Комитета министров Совета Европы «О защите свидетелей и лиц, сотрудничающих с правосудием»* выделено 9 принципов защиты.
Предлагаемые автором принципы оперативно-розыскной деятельности напрямую связаны с деятельностью оперативных подразделений, они не являются научной абстракцией, созданной пытливым умом ученого. На наш взгляд, эти принципы будут воплощаться, становиться реальностью, а точнее сказать, претворяться в жизнь через практическую деятельность. Именно в связи с тем, что принципы отражают устойчивые особенности отношений, сложившихся в практической деятельности оперативных подразделений, а также в связи с тем, что эти отношения характеризуются константностью, можно говорить об их объективности.
Особенно следует отметить правильность подхода автора к принципу конспирации, который рассматривается им как средство достижения негласности. Им предлагаются методы ее достижения: использование документов, зашифровывающих личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств оперативно-розыскных органов, и личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе; создание ле-гендированных организаций; имитация противоправного поведения и др.
Свое воплощение принцип конспирации находит в правовых требованиях,
* Обе Рекомендации приняты 20 апреля 2005 г. на 924-ом заседании представителей министров.
сконцентрированных в разных статьях проекта Федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации». Наиболее ярко они отражаются в ч. 1 ст. 11 проекта Федерального закона (в части, касающейся получения лицом информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны), ч. 3 ст. 25 (в части, касающейся ознакомления прокурора с материалами находящегося в производстве у сотрудника оперативного подразделения дела); ст. 51 (в части, касающейся использования псевдонима при заполнении протокола лицом, оказывающим конфиденциальное содействие); п. 9 ст. 21 (в части, касающейся использования документов, зашифровывающих личность и ведомственную принадлежность предприятий, помещений и транспортных средств); ч. 4 ст. 47 (в части, касающейся ограничения судей в получении информации, относящейся к сведениям ограниченного распространения) и в других.
Интересно, что автор проекта отдельно выделил принцип обеспечения негласности сотрудничества с лицами, который подразумевает право граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства на сохранение тайны своего сотрудничества с оперативно-розыскными органами. Этот важнейший принцип, находящийся в зависимости от принципа обеспечения конспирации в оперативно-розыскной деятельности, актуализируется на фоне предложений отдельных ученых об обнародовании (рассекречивании) имен лиц, содействовавших правоохранительным органам в 30-50-х гг. XX в., как это сделано в Польше, Чехии, Прибалтике [6, с. 43].
3. Новаторской представляется идея автора о необходимости социальной и правовой защиты лиц, оказывающих содействие оперативным подразделениям, путем заключения с ними трудового договора, что позволит время сотрудничества засчитывать в трудовой стаж и осуществлять необходимые социальные выплаты и взносы.
Актуальность законодательного решения подобного вопроса определяется беспрецедентными решениями Верховного Суда Российской Федерации, который в своем апелляционном определении от
10 ноября 2014 г. N 80-АПГ14-8* пояснил, что конфиденциальное сотрудничество по контракту с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, не основывается на нормах трудового законодательства. По мнению суда, правоотношения, связанные с заключением контракта с гражданами, выразившими согласие содействовать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, регулируются Федеральным законом от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», такой контракт не идентичен ни контракту о прохождении службы в органах внутренних дел, ни трудовому договору. При этом орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, не выступает в рамках спорных правоотношений в качестве работодателя (нанимателя), не обеспечивает постоянную занятость такого гражданина и его зачисление в штат.
На наш взгляд, подобные решения судебной власти не позволяют полноценно осуществить социальную и правовую защиту конфиденциальных сотрудников, так как для полной реализации права на безопасное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, должны применяться правовые нормы, регулирующие взаимосвязанные родственные правоотношения: трудовые, административно-правовые, гражданско-правовые [7, с. 3032; 8, с. 12-17]. Весомым доводом в пользу данной точки зрения является следующее: Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» в ч. 6 ст. 18 указывает, что «период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность в качестве основного рода занятий, включается в трудовой стаж граждан». Это положение находит свое отражение и конкретизируется в ведомственных приказах субъектов оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, ст. 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» распространяет на конфиденциальных сотрудников социальные льготы и гарантии, которые могут быть реализованы лишь при оформлении отношений в соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации. Более того,
* Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
ведомственные нормативные акты, разъясняя положение ст. 18 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», предусматривают финансовое обеспечение дополнительных социальных гарантий, которые находят свое прямое воплощение в трудовом законодательстве.
Анализ приведенного в статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации определения трудовых отношений позволяет выделить наиболее значимые их признаки. К ним можно отнести следующие: 1) основанность на соглашении, 2) выполнение лицом трудовой функции, 3) обязанность работника подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, 4) обязанность работодателя обеспечить условия труда.
Не сложно заметить, что все перечисленные признаки находят свое полное или частичное проявление в отношениях, возникающих между конфидентом и органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. Отсутствие же четкого соответствия признаков правоотношений, описанных в ст. 15 Трудового кодекса РФ, можно объяснить спецификой деятельности лиц, оказывающих содействие, необходимостью сохранения их конфиденциальности.
4. Впервые в отечественном законодательстве предусматриваются принудительные меры обеспечения оперативно-розыскного производства. В их числе: 1) доставление; 2) задержание; 3) личный досмотр; 4) изъятие; 5) приведение в негодность или уничтожение документов, предметов, материалов, веществ; 6) ограничение использования сетей связи и средств связи; 7) приостановление услуг связи. Каждой из них посвящена отдельная статья кодекса. Включение в Оперативно-разыскной кодекс принудительных мер обеспечения оперативно-розыскного производства, а значит, и получение возможности их реализации, принципиально меняет концептуальные положения ОРД, долгие годы испытывавшей дефицит властно-распорядительных возможностей.
5. В целях обеспечения правовой защиты предусмотрено освобождение от уголовной ответственности лиц, выполняющих специальные задания по борьбе с преступностью. В частности, ст. 73 проекта гласит, что не подлежит уголовной от-
ветственности лицо, которое, выполняя в соответствии с настоящим кодексом специальное задание по выявлению, предупреждению или пресечению преступления и действуя с другими его участниками, вынужденно совершит преступление, за исключением тяжкого или особо тяжкого, связанного с посягательством на жизнь или здоровье человека.
Предлагаемая норма существенно отличается от ч. 4 ст. 18 Федерального закона «об оперативно-розыскной деятельности», предусматривающей норму, касающуюся освобождения от уголовной ответственности лиц из числа членов преступной группы, совершивших противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченных к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавших раскрытию преступлений, возместивших нанесенный ущерб или иным образом загладивших причиненный вред. отсутствие конвергенции норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства, использование терминов, которые носят оценочный характер («противоправное деяние», «не повлекшее тяжких последствий», «лицо из числа членов преступной группы», «активно способствовало раскрытию»), привело к тому, что указанные положения федерального закона за истекшие практически 20 лет, прошедшие со дня появления данной статьи в Федеральном законе «об оперативно-розыскной деятельности», к сожалению, никак не повлияли на эффективность борьбы с организованной преступностью, а случаи
реализации механизма освобождения от уголовной ответственности лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, судебной практике не известны [9, с. 57].
Названный проект содержит еще ряд идей, которые оцениваются нами как новаторские и инновационные. Это и определение порядка оперативно-розыскного производства, и формирование оперативно-розыскного глоссария, и разработка процедуры подготовки и проведения оперативно-розыскных мероприятий и др.
Безусловно, принятие предложенного Виктором Федоровичем луговиком проекта Федерального закона «оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации», в связи с его ярко выраженной новизной, потребует активной работы законодателя в части приведения в соответствие с ним нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность оперативно-розыскных органов, и внесения изменений в уголовное, уголовно-процессуальное, трудовое законодательство, в подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации. Вместе с тем принятие названного проекта в качестве кодифицированного нормативного правового акта послужит новым этапом развития оперативно-розыскного законодательства и будет способствовать созданию эффективного правового режима оперативно-розыскной деятельности, защите лиц, вовлеченных в оперативно-розыскную сферу, и укреплению правовых механизмов обеспечения прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Список литературы
1. Шумилов А.Ю. Новая редакция оперативно-разыскного закона России: Открытый проект: науч.-справ. пособие. М., 2004. 32 с.
2. Инициативный авторский проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об оперативно-разыскной деятельности"» / К.К. Горяинов, О.А. Вагин, А.П. Исиченко, О.А. Ковалев // Современные подходы к правовому регулированию оперативно-разыскной деятельности: инициативные авторские проекты Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности». Омск, 2006. С. 80-90.
3. Луговик В.Ф. Инициативный авторский проект Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности» // Современные подходы к правовому регулированию оперативно-разыскной деятельности: инициативные авторские проекты Федерального закона «Об оперативно-разыскной деятельности». Омск, 2006. С. 44-79.
4. Луговик В.Ф. Проект Федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации». Омск, 2014.
5. Добровольская Т.Н. Принципы советского уголовного процесса (вопросы теории и практики). М.: Юрид. лит., 1971. 200 с.
6. Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). М., 1998. 232 с.
7. Луговик С.В. Особенности правового регулирования труда лиц, конфиденциально сотрудничающих с органами внутренних дел // Российский следователь. 2007. N 17. С. 30-32.
8. Луговик С.В., Павличенко Н.В. Природа правоотношений между конфидентами и органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность // Оперативник (сыщик). 2011. N 1. С. 12-17.
9. Горяинова К.К., Вагина О.А., Исиченко А.П. Теория и практика применения органами внутренних дел закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // Проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: сб. науч. тр. М., 2002.
References
1. Shumilov A.Yu. Novaya redaktsiya operativno-rnzysknogozakona Rossii: Otkrytyy proekt [The new version of operational-investigative law Russia: Open project]. Moscow, 2004. 32 p.
2. Goryainov K.K., Vagin O.A., Isichenko A.P., Kovalev O.A. initsiativnyy avtorskiy proekt Federal'nogo zakona «O vnesenii izmeneniy idopolneniy vFederal'nyy zakon "Ob operativno-rozysknoy deyatel'nosti"» [Initiating the author's project of the Federal Law "On Amendments and Additions to the Federal Law "On operative-investigative activity""]. Sovremennye podkhody k pravovomu regulirovaniyu operativno-rnzysknoy deyatel'nosti: initsiativnye avtorskie proekty Federal'nogo zakona «Ob operativno-rnzysknoy deyatel'nosti» [Modern approaches to legal regulation of operative-investigative activity: initiative copyrights draft federal law "On operative-investigative activity"]. Omsk, 2006. Pp. 80-90.
3. Lugovik V.F. Initsiativnyy avtorskiy proekt Federal'nogo zakona «Ob operativno-rnzysknoy deyatel'nosti» [Initiating the author's project of the Federal Law "On operative-investigative activity"]. Sovremennye podkhody k pravovomu regulirovaniyu operativno-rnzysknoy deyatel'nosti: initsiativnye avtorskie proekty Federal'nogo zakona «Ob opera-tivno-rnzysknoy deyatel'nosti» [Modern approaches to legal regulation of operative-investigative activity: initiative copyrights draft federal law "On operative-investigative activity"]. Omsk, 2006. Pp. 44-79.
4. Lugovik V.F. Proekt Federal'nogo zakona «Operativno-razysknoy kodeks Rossiyskoy Federatsii» [Draft Federal Law "Operative-investigative activity Code of the Russian Federation"]. Omsk, 2014.
5. Dobrovol'skaya T.N. Printsipysovetskogo ugolovnogoprotsessa (voprosy teoriiipraktiki). [The principles of the Soviet criminal process (theory and practice)]. Moscow, Yuridicheskaya literatura Publ., 1971. 200 p.
6. Petrukhin I.L. Lichnye tayny (chelovek i vlast') [Personal secrets (man and power)]. Moscow, 1998. 232 p.
7. Lugovik S.V. Osobennosti pravovogo regulirovaniya truda lits, konfidentsial'no sotrudnichayushchikh s organami vnutrennikh del /Features of legal regulation of the labor of persons in private cooperating with the internal affairs bodies]. Rossiyskiy sledovatel' - Russian investigator, 2007, no. 17, pp. 30-32.
8. Lugovik S.V., Pavlichenko N.V. Priroda pravootnosheniy mezhdu konfidentami i organami, osushchestvlyay-ushchimi operativno-rnzysknuyu deyatel'nost' [The nature of relations between confidant and bodies conducting operational-search activity]. Operativnik (syshchik) - Operative (the detective), 2011, no. 1, pp. 12-17.
9. Goryainova K.K., Vagina O.A., Isichenko A.P. Teoriya i praktika primeneniya organami vnutrennikh del zakona «Ob operativno-rozysknoy deyatel'nosti» [Theory and practice of internal affairs agencies of the law "On operative-investigative activity"]. Problemy teorii i praktiki operativno-rozysknoy deyatel'nosti [Problems of the theory and practice of operative-investigative activity]. Moscow, 2002.