педагогические науки
Колодезникова Сардаана Ивановна, Гуляев Петр Дмитриевич ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОНЛАИН-ОБУЧЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ...
УДК 377.02
DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0031
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
© 2019
Колодезникова Сардаана Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивно-оздоровительного туризма и массовых видов спорта Института физической культуры и спорта Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (677000, Россия, Якутск, улица Кулаковского, 48, e-mail: kolsar@mail.ru) Гуляев Петр Дмитриевич, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой рекреации и спортивно-оздоровительного туризма Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта (678670, Россия, Республика Саха (Якутия), Чурапчинский улус, с. Чурапча, ул. Спортивная, 2, e-mail: risot@chgifkis.ru)
Аннотация. Современное информационное образовательное пространство направлено на внедрение и развитие информационных технологий в образовательный процесс. Сегодня можно с уверенностью говорить, что онлайн-об-учение стало одной из важных и актуальных стратегий деятельности вуза. В статье рассматривается целесообразность его использования в Арктической зоне Республики Саха (Якутия). На основе изучения трудов специалистов по Арктике авторами дается характеристика особенностей жизненного уклада, ценностных ориентиров населения Арктики, дается обзор законодательной базы, регламентирующей права и интересы жителей циркумполярных территорий. Расширение Арктической зоны в республике - включение дополнительно 8 улусов в 2019 году - лишь подтверждает необходимость распространения информационных образовательных технологий. В результате уточнения дефиниции понятия «электронное обучение», краткого исторического экскурса рассмотрены формы организации онлайн-обучения; определены сильные и слабые стороны онлайн-обучения, среди которых особенно актуальными в условиях Арктики могут стать: отсутствие элементарной компьютерной грамотности как слабая сторона; сокращение затрат на обучение, экономия времени обучающихся и постоянное профессиональное самосовершенствование как сильная сторона. Представлены результаты социологического опроса специалистов, проживающих и работающих в Арктической зоне, подтверждающие потенциал развития онлайн-обучения в республике. Также авторами предложен перечень мероприятий, направленных на обеспечение онлайн-образования в Арктической зоне Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: Арктическая зона, онлайн-обучение, электронное обучение, циркумполярные территории, Республика Саха (Якутия), образовательный процесс, курс, информационные технологии, коммуникации, культурное наследие, образовательная платформа, дистанционное обучение.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ONLINE-LEARNING IN THE ARCTIC ZONE OF THE SAKHA REPUBLIC (YAKUTIA)
© 2019
Kolodeznikova Sardaana Ivanovna, candidate of pedagogical sciences Institute of physical culture and sport North-Eastern federal university of a name of M.K. Ammosov (677000, Russia, Yakutsk, st. Kulakovskogo, 48, e-mail: kolsar@mail.ru) Gulyev Petr Dmitrievich, candidate of pedagogical sciences, head of the department of recreation and sports and health tourism Churapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports (678670, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Churapchinsky Ulus, Churapcha Village, Sportivnaya St., 2,e-mail: risot@chgifkis.ru)
Abstract. Modern information educational space is aimed at the introduction and development of information technology in the educational process. Today it is safe to say that online learning has become one of the most important and relevant strategies of the university. The article considers the expediency of its use in the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia). Based on a study of the work of specialists in the Arctic, the authors describe the characteristics of the lifestyle, the value points of the Arctic population, provide an overview of the legal framework governing the rights and interests of people living in circumpolar territories. The expansion of the Arctic zone in the republic - the inclusion of an additional 8 districts in 2019 - only confirms the need to disseminate information educational technologies. As a result of clarifying the definition of the concept of «e-learning», a brief historical excursion, the forms of organizing online training were considered; identified the strengths and weaknesses of online learning, among which the most relevant in the Arctic can be: lack of basic computer literacy as a weakness; reducing the cost of training, saving students time and continuous professional self-improvement as a strength. The results of a sociological survey of specialists living and working in the Arctic zone, confirming the potential for the development of online training in the country are presented. The authors also proposed a list of activities aimed at providing online education in the Arctic zone of the Republic of Sakha (Yakutia).
Keywords: Arctic zone, online learning, e-learning, circumpolar territories, Republic of Sakha (Yakutia), educational process, course, information technologies, communications, cultural heritage, educational platform, distance learning.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В Указе Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (от 7 мая 2018 года) перед Правительством РФ поставлена задача обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, внедрения на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, об-
разовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышения их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, обеспечения возможности на уровне среднего общего образования обучаться по индивидуальным образовательным траекториям (в том числе с использованием дистанционных) [1]. Данное поручение объясняет приоритетную цель госу-
Kolodeznikova Sardaana Ivanovna, Gulyev Petr Dmitrievich pedagogical
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ONLINE-LEARNING ... sciences
дарственной политики в современном мире, когда конкурентноспособность страны оценивается инвестицией в человеческий ресурс, в интеллектуальный потенциал. В предложенных условиях перед системой образования стоит глобальная задача поиска эффективных способов подачи содержания образовательного материала, новых форм организации образования.
Современная система образования быстро трансформируется, появляются такие направления как информатизация образования, электронное обучение, цифро-изация образования. При этом абсолютно справедливо утверждение, что современная система образования РФ призвана обеспечить историческую преемственность поколений, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, сохранению, распространению и развитию национальной культуры, формирование культуры межнациональных отношений и т.д. [2]. Особо актуальна мысль о том, что важно сохранить социальную и экономическую неоднородность регионов при определении ее содержания [2].
Анализ исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор. Особенность рассматриваемой проблемы позволил выделить основные положения, которые сводятся к идее о том, что: во-первых, необходим комплексный, многоаспектный подход к процессу трансляции культуры через систему образования. Именно синкретизм духовных, материальных, социальных культур заставляет сегодня системно подходить к развитию образования коренных народов Арктики [3].
Во-вторых, упрощенный, штампованный подход к модернизации образования народов Севера может нанести непоправимый вред традиционной культуре, В.И. Головнев дает исчерпывающее объяснение: «Одним из въевшихся в сознание штампов модерна является изображение северных традиций древними-ценными- неизменными, а потому требующими к себе почтения, изучения и охранения от пагубного воздействия современности. Спектр проекций этого штампа широк — от изоляционистских моделей резерваций («назад в пещеры») до исключения северян из числа конкурентов на проектном поле современности» [4, С.7.].
Сохранение традиционной культуры циркумполярной территории невозможно без инвестиции в человеческий капитал, как писал А.Чилингаров, исследователь Арктики: «...Одной из основных задач развития Арктической зоны Российской Федерации является развитие человеческого потенциала, в том числе закрепление молодежи на Крайнем Севере, а также привлечение ее к решению научных, технологических и экономических проблем, связанных с освоением региона» [5, С.2].
В интервью журналу «Транспортная стратегия» Артур Николаевич Чилингаров выразил очень важную мысль: «Россия перестала целенаправленно готовить специалистов для этого стратегически важного региона. А Крайнему Северу нужны не только нефтяники и газовики, но и учителя, врачи, представители других профессий социальной сферы. И я убежден, что проблему кадрового голода в Арктике следует решать на уровне государства. Высшие учебные заведения не должны терять арктическую направленность в подготовке студентов. Кроме того, нужно привлекать молодежь и заинтересовывать ее условиями работы на Крайнем Севере, как делают некоторые нефтяные компании, обеспечивая обучение. Арктике нужны высококвалифицированные специалисты» [6, С.38].
Формирование целей статьи (постановка задания). Изучение возможностей реализации дистанционного онлайн-обучения в условиях Арктики (на примере Республики Саха (Якутия).
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации, определенных Указом 124
Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации», входят: территории Аллаиховского улуса, Анабарского национального (Долгано-Эвенкийского) улуса, Булунского улуса, Нижнеколымского района, Усть-Янского улуса (Республика Саха (Якутия) [7]. В 2019 г. статус арктических получили дополнительно восемь улусов на территории Республики Саха (Якутия): Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский и Эвено-Бытантайский районы Якутии [8].Безусловно, расширение Арктической зоны в Республике Саха (Якутия) благоприятно скажется на социально-экономическом развитии указанных улусов, что подчеркивали и глава (Ил Дархан) республики [9], и специалисты по проблемам якутской Арктики [10]. В Государственных программах особое внимание уделяется развитию образования и кадрового потенциала [11]. На практике же цифры достаточно тревожные -численность населения арктических регионов республики с 1990 года сократилась более чем в 2 раза, а миграционные оттоки увеличились в 1,5 раза. На сегодняшний день население 13 арктических регионов республики составляет около 69 тыс. человек, что есть только 7,4 % от общей численности населения республики. Если в стране средний уровень безработицы составляет 7,5 %, то в Арктической зоне Якутии показатель составляет 9,1 %. [12]. Возникает вопрос - как обеспечить компетентными кадрами циркумполярные территории с достаточно экстремальными природно-климатическими условиями, с неразвитой инфраструктурой, поставив приоритетную задачу сохранить традиционный уклад жизни коренных народов, привлекать молодежь в северные улусы.
На наш взгляд, экономически целесообразно внедрять модернизированные инновационные образовательные технологии, а именно дистанционное онлайн-обучение.
Несколько слов о сути электронного обучения. Кстати, специалисты до сих пор не пришли к единому мнению при определении данного понятия: одни достаточно скептически относятся, считая модным веянием, другие рассматривают как самостоятельное направление в педагогической науке. Ключевым составляющим электронного обучения является использование любых электронных носителей информации для обеспечения всех видов преподавания и обучения - как в Сети, так и вне ее [13-16]. Исчерпывающее определение электронного обучения, на наш взгляд, следующее: это процесс, в результате которого формируются знания и повышается качество обучения, при этом учебный материал и инструкции педагога передаются через интернет [17].
Федеральный закон «О внесении изменений в закон РФ «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (28.02.2012. № 11-ФЗ) определил электронное обучение как «организацию образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие участников образовательного процесса» [18].
Форм реализации электронного обучения достаточно много: блоги, сетевые энциклопедии, дискуссионные онлайн-клубы, онлайн-игры и симуляторы, онлайн-кур-сы в рамках систем управления обучением (Learning management systems, LMS), массовые открытые онлайн-курсы (МООК) и другие [19-22]. В рамках изучения данной проблемы нас интересуют массовые онлайн-курсы. На сегодняшний день самыми известными как удачные разработки международными онлайн-курсами платформы являются Coursera, Khan Аcademy, edX, Futurelearn,
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Колодезникова Сардаана Ивановна, Гуляев Петр Дмитриевич ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ...
Open2Study [23].
Созданная ведущими вузами РФ национальная платформа открытого образования с 1 сентября 2015 г. предоставляет обучающимся возможность проходить курсы на русском языке по базовым дисциплинам бакалавриата и магистратуры [24]. Перечень высших учебных заведений, предлагающих обучаться дистанционно в России, представлен на сайте http://edu.rin.ru/.
Романова Н.Л. предлагает разделить массовые он-лайн-курсы на три типа в зависимости от педагогических подходов. В первую группу входят массовые открытые дистанционные курсы, где цель обучения определяется самими обучающимися. На таких курсах важна мотивация на самостоятельное обучение, поэтому ведущими формами выступают непрерывное обучение и повышение квалификации. Основой второй группы курсов выступают определенные задания. Другими словами, слушатель может выбирать и выполнять определенный набор задач, возможно совместно с другими слушателями. Третья группа открытых онлайн-курсов построена по типу международной платформы Coursera, т. е. с четким учебным графиком, расписанием, дедлайнами и аттестацией слушателей различного рода. Записаться на такие курсы может любой человек независимо от местонахождения, уровня образования, лингвокультуры. Разрабатывают такие курсы профессионалы [25].
Изучение мнений специалистов позволило сделать SWOT-анализ сильных и слабых сторон онлайн-обучения (табл.1):
Таблица 1 - SWOT-анализ онлайн-обучения (на основе работ Нечаевой Л.А., Романовой Н.Л.) [25, 26]
Сильные стороны Слабые стороны
Большая свобода доступа к обучающим ресурсам, сокращение затрат на обучение и экономия времени обучающихся и преподавателей; Отсутствие элементарной компьютерной грамотности;
гибкость обучения: возможность выбора продолжительности и последовательность изучения материалов; недостаточная саморегуляция обучения;
компетентность, качественность, эффективность образования -электронные курсы создаются при участии целой команды специалистов со всего мира, электронный вариант учебных материалов позволяет своевременно и оперативно их обновлять; отсутствие привычек социализации, установления контактов с другими обучающимся;
возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания; трудности оценивания уровня усвоения материала слушателями, которые предполагают документально подтвердить свое обучение для предъявления документа в другие учебные заведения или работодателю;
реализация потребности в самообучении и постоянном профессиональном самосовершенствовании под профессиональным руководством. потеря ориентации для тех, кто привык к строгим академическим курсам.
Для уточнения отношения населения к дистанционным онлайн-курсам сочли целесообразным организацию простого опроса среди специалистов от 27 до 55 лет, проживающих в Арктических улусах Республики Саха (Якутия). В опросе участвовал 31 человек, проходивший курсы переподготовки при ИНПО СВФУ. Охвачены улусы: Абыйский, Анабарский, Верхоянский, Нижнеколымский, Оленекский.
Анкетирование выявило следующее:
1. На курсы приехали 51,6 % учителей-предметников, 25,8 % медицинских работников, 22,6 % экологов.
2. Практически все опрошенные (85,7%) ответили, что для них приезд в г. Якутск с целью прохождения курсов повышения квалификации, переподготовки
сложный процесс. Основными причинами были указаны:
- стоимость проезда дорогая (72%);
- половина времени уходит на дорогу, если ездить наземным путем (100%) - неразвитая инфраструктура;
- жилищные проблемы во время учебы (56%);
- долгий отрыв от производства, от семьи негативно сказывается на качестве профессиональной деятельности (73%).
Бесспорно, основная проблема заключается в территориальной отдаленности северных улусов от столицы республики, что становится причиной возникновения сопутствующих. Что касается, проблемы, связанной с жильем, в менталитете северного человека заложена гостеприимность, и они по привычке гостят у городских родственников, что, скорее, напрягает хозяев.
3. Из 30 опрошенных 22 владеют базовыми навыками работы на компьютере, все опрошенные желают совершенствовать компьютерную грамотность и научиться работать в сети Интернет.
4. Во всех улусах, где проживают респонденты, есть проблемы со связью.
5. К дистанционным курсам все опрошенные видят больше положительного, нежели отрицательного, при этом 50% высказали скептицизм, связанный с проблемами с коммуникациями и информационными технологиями. Данное обстоятельство нашло подтверждение в другом исследовании авторов, находящемся в разработке. При устранении указанной проблемы видят большую перспективу в онлайн-обучении.
Здесь уместно напомнить, что в Республике Саха (Якутия) существует закон «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в РС (Я) принятый от 04.10.2002 №47-2 №429-II, в котором говорится, цитируем: «Установить, что критериями труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия) признаются отсутствие круглогодичного автотранспортного сообщения, водного сообщения, наличие естественных преград для передвижения любого вида наземного транспорта и отсутствие оборудованных посадочных площадок для авиационного транспорта, а также значительная отдаленность местности от улусного (районного) центра» [http://docs.cntd.ru/document/8020i0254]. В перечень входят все Арктические улусы. Северные улусы республики в совокупности занимают более половины территории региона - 1,7 млн.км2, или 54,8%.
В целом, можно констатировать, что работающее население, специалисты, проживающие в Арктических улусах готовы и видят перспективы в дистанционном онлайн-обучении. Если рассуждать с точки зрения экономической целесообразности, организация такого формата обучения эффективнее и выгоднее, приведем в пример деятельность Арктического университета (Норвегия, Тромсе), имеющего богатый опыт организации онлайн-обучения.
Выводы
В современных условиях организации образовательного процесса по принципу «образование в течение всей жизни» и наделения на государственном уровне особыми правами Арктической зоны в России считаем целесообразным:
- обеспечение информационно-коммуникационными технологиями и формирование единого информационного пространства в Арктической зоне с учетом-природ-но-климатических особенностей;
- организацию масштабного мониторинга с целью выявления потребности в квалифицированных кадрах;
- постоянное сотрудничество с работодателями в Арктических улусах для обеспечения государственного заказа на конкретное направление подготовки;
- организацию сетевого взаимодействия с университетами, имеющими опыт в организации онлайн-обуче-ния (Арктический университет);
- обучение преподавателей, обеспечивающих он-
Kolodeznikova Sardaana Ivanovna, Gulyev Petr Dmitrievich PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ONLINE-LEARNING ..
pedagogical sciences
лайн-обучение, в ведущих вузах, практикующих он-лайн-обучение на мировом уровне
- разработку и реализацию образовательных программ, отвечающих всем требованиям онлайн-курсов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Указ Президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]—Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/57425 (дата обращения 11.04.2019).
2. Семенова А.А. Кочевая группа как метод организации образовательного процесса ДОО в условиях оленеводства Якутии // Арктика. XXI век. Гуманитарные науки. - 2018. - № 2(16). — С.18-21.
3. Малышева Е.В., Набок И.Л. Образование коренных малочисленных народов Арктики: проблемы и перспективы развития // Общество. Среда. Развитие. - 2015. - №1. — С. 138-144.
4. Головнёв А.В. Этничность: устойчивость и изменчивость (опыт Севера) // Этнографическое обозрение. - 2012. - № 2. - С. 3-12.
5. Арктика. Инновации. Будущее [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://crowdspace.ru/files/solution/28a/ d64/8f3/14840b7da4cbc0f1e9807a2.pdf (дата обращения 11.04.2019).
6. Русская Арктика: важно знать главное // Транспортная стратегия —ХХ1Век. — 2018. - №40. — С.38 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_36460406_92380654.pdf (дата обращения 05.05.2019).
7. Указ Президента Российской Федерации «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 27.06.2017 г. N 287) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ip s/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102349446 (дата обращения 15.04.2019).
8. Указ Президента РФ от 13.05.2019 № 220 от 13.05.2019 № 220 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=324376&fld=134&dst=1000000001,0 &rnd=0.5608898476274913#05390556640279498 (дата обращения 15.04.2019).
9. Территория Якутии со статусом Арктической зоны расширена указом Президента [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/2627641.html (дата обращения 19.05.2019).
10. Указ Путина о расширении якутской Арктики восстанавливает справедливость [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://arctic.s-kon.ru/novosti/ukaz-putina-o-rasshirenii-yakutskoj-arktiki-vosstanavlivaet-spravedlivost/ (дата обращения 19.05.2019).
11. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/GGu3GTtv8bvV8gZxSEAS1R7Xmzl oK6ar.pdf (дата обращения 19.05.2019).
12. Освоение Якутской Арктики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nu.s-vfu.ru/topic_week/osvoenie-yakutskoy-arktiki/ (дата обращения 15.04.2019).
13. Andrews R. (2011) Does e-Learning Require a New Theory of Learning? Some Initial Thoughts // Journal for Educational Research Online. Vol. 3. No 1. P. 104-121.
14. Снегирева Л.В. Современное состояние проблемы дидактического обеспечения электронного обучения в высшей школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 398-401.
15. Токтарова В.И. Управление электронным обучением в условиях адаптивной информационно-образовательной среды вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1 (29). С. 96-101.
16. Ваганова О.И., Гладков А.В., Трутанова А.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях электронного обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 190-193.
17. Pange A., Pange J. (2011) Is E-Learning Based on Learning Theories? A Literature Review // World Academy of Science, Engineering and Technology. Vol. 5. No 8. P. 56-60.
18. Склатер Н. Электронное образование в облаке // Международный журнал по проблемам систем управления виртуальным и индивидуальным обучением. - 2010. - № 1 (1) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.distance-learning.ru (дата обращения 6.05.2019).
19. Рогова Н.Н. Применение массовых открытых онлайн курсов для организации самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 390-392.
20. Kobernyk O.M., Stetsenko N.M., Boichenko V.V., Pryshchepa S.M. Improving professional and pedagogical training of future teachers by moodle platforms (on the example of the course "Pedagogy") // Научен вектор на Балканите. 2018. № 1. С. 53-58.
21. Сабирова Ф.М., Шурыгин В.Ю. Историко-биографический подход при изучении физики будущими учителями физики с использованием LMSMOODLE //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 287-290.
22. Евстропова Н.С., Опарина К.С. Использование технологии массовых открытых онлайн-курсов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 224-226.
23. Вьюшкина, Е. Г. Массовые открытые онлайн-курсы: теория, история, перспективы использования //Известия Саратовского уни-
верситета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2015. - Том 15. - № 2. - С. 78-83.
24. Фомина, А. С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 1. — С. 101-106.
25. Романова Н. Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения. — Педагогика высшей школы. — 2018 - №2 (12). — С. 5-8.
26. Нечаева Л.А. Возможности электронного обучения в формировании межкультурной компетенции: опыт работы Арктического университета //Непрерывное образование: XXI век. — 2014. — Вып. 2 (6). — С.1-11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://LLL21. petrsu.ru
Статья поступила в редакцию 26.05.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019
126
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2019. Т. 8. № 3(28)