Вопросы анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии при критических состояниях
с этим возникла острая необходимость в проведении разнонаправленных образовательных мероприятий в коллективе, В частности, при содействии Японской ассоциации международного сотрудничества с привлечением японских специалистов дважды были проведены семинары для медицинских сестер госпитальных подразделений всей системы экстренной медицины республики. Так как больные реанимационного отделения в наибольшей мере нуждаются в сестринском уходе, для среднего медицинского персонала данного подразделения отдельно были проведены специальные курсы по сестринскому процессу. Дефицит нехватки специальной литературы по сестринскому процессу был частично восполнен выпуском двух методических рекомендаций — «Рекомендации по заполнению листов сестринского процесса» и «Методические разработки для начинающих медсестер».
Опыт РНЦЭМП по новым сестринским технологиям заинтересовал наших американских коллег, которые пригласили нескольких наших старших медсестер в международный семинар, организованный на днях USAID (США) в г. Алматы. В ходе семинара специалисты по сестринскому делу из стран Восточной Европы и СНГ имели возможность подробно ознакомиться с новыми формами организации работы среднего медицинского персонала в системе экстренной медицинской помощи Узбекистана.
Вышеуказанная образовательная программа постепенно стала менять отношение работников к сестринскому процессу. В последующем возникла также такая отрадная тенденция, что сами клинические отделения выступают инициаторами нововведений в области сестринских технологий. Так, сотрудниками от-
деления эндохирургии была разработана альтернативная форма «Сестринских записей», учитывающая особенности контингента их больных и пожелания самих медсестер. Данная форма отражает не только объем лечебно-диагностических манипуляций, выполненных в соответствии со стандартами, но и индивидуализированный дополнительный перечень вмешательств, рекомендованных врачом во время совместного обхода. Подобный подход к ведению сестринских записей явился важным составляющим в повышении коллегиальности между врачом и средним медицинским персоналом.
В заключение необходимо остановиться на основных результатах первого этапа внедрения сестринского процесса в клиническую практику РНЦЭМП. Главным достижением последних лет, безусловно, является то, что медицинская сестра становится полноценным партнером врача, В условиях экстренной медицины с более высоким потоком тяжелых больных, требующих постоянного наблюдения и интенсивный уход, невозможно обеспечить непрерывный мониторинг и своевременное выполнение лечебно-диагностических манипуляций без активного участия медицинской сестры. В новых условиях сами сестры стали более ответственно относиться к своим обязанностям; появились чувства самоуважения и самокритичности, возникла атмосфера творческого состязания, постоянного повышения профессионализма, самообразования. Медсестра старается чаще находиться у постели больного, оказывает более квалифицированный уход за пациентом, активно и с большой изобретательностью содействует психологической разгрузке пациента, обеспечению более комфортного пребывания его в стационаре.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
Махкамов Ф.Р., Мухамедова Н.С. Ташкентский педиатрический медицинский институт
Огромная социальная значимость сферы здравоохранения и ее отличительные особенности, такие как высокая себестоимость услуг, асимметричность информации во взаимоотношениях между продавцом и покупателем, широкое распространение такого явления как моральный риск и др., делают актуальными как активное государственное регулирование рынка медицинских услуг, так и необходимость наличия профессиональных посредников, способных квалифицированно отстаивать права пациентов. Таковыми, как правило, выступают страховые организации.
Как показывает мировой опыт, медицинское страхование (как добровольное, так и обязательное) способно играть весьма положительную роль в повышении качества медицинских услуг, привлечении в отрасль здравоохранения дополнительных ресурсов, защите интересов и прав широких слоев населения. В Узбекистане эта отрасль страхования пока еще находится на начальной стадии своего развития. Но перед тем как приступить к освещению основных преимуществ медицинского страхования, давайте определим, что, же такое медицинское страхование. Медицинское страхование осуществляется в двух основных формах:
обязательной и добровольной, каждая из которых имеет свои особенности, принципы и порядок проведения страхования.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) -это один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. Как правило, ОМС призвано обеспечить всем гражданам равные гарантированные возможности получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС. Таким образом, ОМС - это разновидность социального страхования, выполняющего важные функции социальной защиты населения.
Добровольное медицинское страхование (ДМС), как и обязательное медицинское страхование, преследует цель предоставления гражданам гарантии получения медицинской помощи путем страхового финансирования. Однако ДМС, в отличие от ОМС, является отраслью не социального, а коммерческого страхования. Поэтому если ОМС работает на основе принципа коллективной солидарности и направлено на
226
Вестник экстренной медицины, 2013, № 3
Критик холатларда анестезиология, реанимация ва интенсив терапия масалалари
социальное выравнивание и обеспечение минимума благосостояния, то ДМС работает на основе принципа страховой эквивалентности, то есть по договору ДМС застрахованный получает те виды медицинских услуг и в тех размерах, за которые была уплачена страховая премия.
В Узбекистане в настоящее время продолжается реформа системы здравоохранения, направленная, на улучшение качества медицинских услуг и обеспечение бесплатными базовыми услугами населения, прежде всего за счет:
- улучшения материальной базы здравоохранения;
- повышения уровня подготовки и квалификации медицинских работников;
- оптимизации системы государственного финансирования отрасли, в том числе за счет сокращения неоправданных расходов и привязки направляемых бюджетных средств к результатам деятельности медицинских учреждений;
- укрепления первичного звена здравоохранения (где оказывается основная масса базовых услуг);
- развития негосударственного коммерческого сектора здравоохранения и частичной коммерциализации государственных медицинских учреждений;
- развития рыночной конкуренции в сфере платных медицинских услуг и укрепления механизмов защиты интересов и прав пациентов.
Одним из направлений совершенствования системы управления и финансирования здравоохранения является развитие в стране добровольного медицинского страхования, осуществляемого на коммерческой основе. Рынок ДМС Узбекистана обладает следующими специфическими особенностями: в большинстве случаев страхуется лишь экстренная медицинская помощь, но не лечение хронических заболеваний; доминирует корпоративное страхование, индивидуальное медицинское страхование пока редкое явление; хотя предоставление услуг по ДМС в Узбекистане менее выгодно по сравнению с большинством других видов страхования, страховые компании вводят и развивают данный вид страхования с целью расширения ассортимента своих услуг.
В развитых странах добровольное медицинское страхование носит дополнительный характер и реализуется помимо государственного финансирования и обязательного медицинского страхования. Государственное финансирование и ОМС охватывают базовые медицинские услуги, предоставляемые всем застрахованным лицам. ДМС покрывает дополнительные медицинские услуги, за которые государство не может гарантировать своим гражданам оплату из средств бюджета или ОМС. Анализ основных принципов ме-
дицинского страхования, применяемых в большинстве зарубежных стран, показывает, что практически везде широко применяется частичная оплата застрахованными лицами определенных медицинских услуг. Механизм сооплаты сдерживает пациентов от ненужных расходов, так как часть этих расходов идет непосредственно из их кармана. Другими отличительными признаками систем страхования здоровья является наличие «периода ожидания», предшествующего выплате оговоренного договором страхования пособия по нетрудоспособности или применение франшизы. Отметим, что в мире система здравоохранения, основанная на страховых принципах, позволяет добиться качественного медицинского обслуживания при ощутимо меньших расходах финансирования. О том, насколько широкие перспективы открываются для страховых компаний при развитии ОМС, говорит фактор соотношения страховых расходов к валовому внутреннему продукту (ВВП) в разных странах. В частности, страны Европы с развитой системой страховой медицины тратят около 6-9% ВВП, в Германии на здравоохранение расходуется около 11% ВВП, в США с применением частной оплаты медицинских услуг затраты составляют около 14% от ВВП. Впрочем, и эти расходы могут возрасти.
В России, например, обязательное медицинское страхование введено с 1993 года, с момента принятия федерального закона об обязательном медицинском страховании. Стоит отметить, что внедрение ОМС в России привело к многочисленным нарушениям и накручиванию услуг медицинских работников. Однако необходимо отметить что ОМС - изначально трудный вид бизнеса за незначительные средства, за которые нужно организовать делопроизводство, печатать полисы, содержать сотрудников, выпускать обязательные информационные материалы и т.д.
Еще одним слабым местом ОМС является вопрос решения лекарственного обеспечения. Например, в Европе существует разнообразие программ. В Великобритании часть лиц вообще не платит - пенсионеры, беременные и маленькие дети - или платит часть от фиксированной суммы (например, во Франции - от 0 до 65% и т.д.). То есть в этих странах основные расходы на лекарства несут государство, больничные кассы и т.д. В рыночных условиях пока ничего лучшего для контроля над расходами наших медицинских эскулапов, чем медицинское страхование, пока не создано. Третейским судьей в этом вопросе могут выступить именно страховые компании, которые будут максимально заинтересованы в эффективности лечебного процесса клиентов, без дополнительных «накруток» со стороны медицинских учреждений.
Shoshilinch tibbiyot axborotnomasi, 2013, № 3
227