_— СОЦИОЛОГИЧ ЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2024-12-18 УДК 347.961:004
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОТАРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Попова Д.А1., Бохан К.А.2
1 Нотариальная контора города Ростова-на-Дону, 2Ростовский государственный экономический университет
Аннотация. В исследовании анализируется влияние цифровизации и новейших технологий на нотариальное производство. Цель исследования-проанализировать технологии и программное обеспечение, которое позволяет оптимизировать нотариальное производство. Для реализации цели необходимо решить ряд следующих задач: выявить признаки цифровизации нотариального производства; исследовать проблемы цифровизации в контексте нотариального производства в Российской Федерации; выявить область применения новейших технологий в нотариальном производстве и установить перспективы развития. Особое внимание в исследовании уделяется единой информационной системе (ЕИС) и каким образом данная платформа влияет на делопроизводство, рассматриваются конкретные примеры. Далее, в исследовании анализируются перспективы оптимизации нотариального производства в будущем. Результаты исследования: нотариальное производство в значительной степени может оказать содействие в реализации судопроизводств различного уровня. В заключении, на основании полученных результатов, оценивается эффективность нотариального производства на сегодняшний день.
Ключевые слова: нотариальное производство, Единая информационная система нотариата, электронный нотариат, цифровизация, персональная идентификация.
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF NOTARIAL PROCEEDINGS IN THE ERA OF DIGITALIZATION
Daria A. Popova1, Ksenia A. Bohan2
Notary office of the city of Rostov-on-Don, 2Rostov State Economic University
Abstract. The study analyzes the impact of digitalization and the latest technologies on notary production. The purpose of the study is to analyze the technologies and software that allows you to optimize notary production. To achieve this goal, it is necessary to solve a number of the following tasks: to identify signs of digitalization of notary production; to investigate the problems of digitalization in the context of notary production in the Russian Federation; to identify the scope of application of the latest technologies in notary production and to establish development prospects. The study pays special attention to the unified information system (UIS) and how this platform affects office management, specific examples are considered. Further, the study analyzes the prospects for optimizing notary proceedings in the future. Research results: notary proceedings can greatly assist in the implementation of legal proceedings at various levels. In conclusion, based on the results obtained, the effectiveness of notary proceedings to date is assessed.
Keywords: notarial proceedings, Unified Information System of Notary, electronic notary, digitalization, personal identification.
Введение.
На сегодняшний день эпоха цифровизации существенно повлияла на многие сферы жизни общества. Так как нотариальное производство является публичной процедурой, которая реализуется на основе нормативно-правового регулирования, оптимизация в данном случае позволяет не только сократить время, необходимое для проведения процедуры, но также сделать его доступнее.
Таким образом, новые технологии позволяют усовершенствовать процессы нотариального производства.
Цель исследования-проанализировать технологии и программное обеспечение, которое позволяет оптимизировать нотариальное производство.
Для реализации цели необходимо решить ряд следующих задач:
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
- выявить признаки цифровизации нотариального производства;
- исследовать проблемы цифровизации в контексте нотариального производства в Российской Федерации;
- выявить область применения новейших технологий в нотариальном производстве и установить перспективы развития.
В практике Российской Федерации нотариальное производство никогда не теряло своей актуальности за счет гарантии проведения устойчивого делового оборота.
Известно, что новейшие технологии оказывают значительное влияние на социум. Данная тенденция не обошла стороной юридическую сферу, включая нотариальное производство. С недавних пор появилось новое понятие - «электронный нотариус». Примечательно, что данное понятие не определяет конкретного андроида на базе искусственного интеллекта, а является системой сбора и сохранения информации, необходимой для совершения нотариального производства. С 2013 года в Федеральном законе появилось новое определение, которое гласит о том, что в компетентности нотариусов удостоверять документы как на электронном носителе, так и на бумажном-физическом. Одновременно с этим, в деятельность нотариата была введена единая информационная база (ЕИС), благодаря которой нотариальное производство претерпело значительные изменения. Следует отметить, что, если рассматривать данную категорию со стороны технологического аспекта, то ЕИС представляет собой базу данных, систематизирующую информацию, благодаря чему специалисты могут ей воспользоваться в любое время суток.
Помимо прочего, ЕИС - интерактивная платформа, которая позволяет пользователям взаимодействовать между собой. Очевидно, что внедрение данной платформы позволяет в значительной степени усовершенствовать нотариальное производство.
Обсуждение.
С 2013 года и по сей день единая информационная база расширяется и совершенствуется. Так, в 2019 году удалось структурировать нотариальные действия и создать Реестр.
Таким образом, нотариальное производство приобрело прозрачность. Так, на сегодняшний день ЕИС является центральным хранилищем юридической информации. Важнейшим нововведением стал тот факт, что, благодаря ЕИС, клиенты - физические или юридические лица имеют возможность обратиться к нотариусу дистанционно. Также, ЕИС позволяет физическим и юридическим лицам взаимодействовать между собой через нотариуса, причем возможность взаимодействия также может происходить в дистанционном режиме. Помимо этого, платформа
предоставляет возможность взаимодействия клиентов и нотариуса по видеозвонку и провести сделку.
Целесообразно перечислить услуги, которые на сегодняшний день доступны в онлайн-формате:
- заключение брачного договора;
- вопросы раздела имущества;
- сделки с долями в обществах с ограниченной ответственностью.
Благодаря цифровизации и появлению различных новых технологий нотариальное производство совершенствуется, адаптируясь под современные тенденции и тренды.
На сегодняшний день, все большую популярность в исследованиях отечественных ученых правоведов набирает термин «электронный нотариат». Подходов к определению данного программного обеспечения большое множество. На основании изученной литературы возможно дать следующее определение: электронный нотариат -это система технологий и программного обеспечения, позволяющая эффективно проводить юридическое взаимодействие. Следует отметить, что проведение юридических процессов с использованием новейших технологий отражено в законодательстве Российской Федерации.
В качестве примера успешного введения новых технологий и программного обеспечения, проанализируем предоставление нотариальных услуг в области наследственных дел с применением электронных ресурсов. Так, благодаря обширной электронной правовой базе, нотариусы имеют возможность проводить розыск имущества наследодателей в кредитных организациях. Благодаря электронной базе данных, можно узнать об обязательствах, которые налагаются на наследодателя. Нередки случаи, когда наследники не осведомлены обо всем имуществе покойного.
Таким образом, когда наследство переходит во владение наследника, то и обязательства в том числе. Так, если у наследодателя недвижимость была приобретена в кредит, то в случае наследования, обязательства по выплате кредита переходят к наследнику.
Следовательно, нотариус является ответственным лицом, которое производит запрос используя электронные формы.
Далее, ответным обращением кредитные организации оповещают нотариуса о возможных обязательствах наследника.
Помимо прочего, нотариус предоставляет информацию о счетах наследодателя.
Благодаря электронной базе данных, нотариальное производство оптимизируется, за счет чего процесс получения информации занимает
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
значительно меньше времени, чем это было пять лет назад.
Благодаря полученной информации, наследники могут принять решение: отказываться от наследства или принять его.
Формирование электронного документооборота -процесс длительный. В России он действует в полной мере с 2018 года. Он получил название Единой информационной системы нотариата или ЕИСН. Ее преимущество заключается в том, что нотариусы могут в режиме реального времени получить информацию из государственных реестров, таких как: ЗАГС, реестр недвижимости, реестр юридических лиц.
Помимо прочего, в электронную базу входит информация из Федеральной службы судебных приставов, Министерства внутренних дел, Федеральной налоговой службы, Центрального банка России, Центрального каталога кредитных историй.
Результаты.
Необходимо отметить, что появление новых электронных платформ привело к формированию новой статьи в ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которая свидетельствует об особенностях применения информационных технологий в целях идентификации физических лиц [1]. Теперь, при личном согласии физических лиц, банки, государственные органы и прочие организации могут размещать в электронной базе информацию о физических лицах на безвозмездной основе. Это необходимо для оптимизации дальнейшей работы с физическими лицами. В электронной базе (единой системе идентификации) размещаются биометрические данные физического лица, персональные данные. Если гражданин дал согласие на хранение его данных в единой системе персональных данных, то проверка информации о физическом лице может осуществиться в режиме реального времени.
Информация, которую таким образом получает нотариус, следующая: ФИО, дата рождения, адрес места жительства, паспортные данные, а также страховой номер лицевого счета физического лица. Такой способ получения персональной информации активно используется в судопроизводстве, зачастую именно в делах по части гражданского права в целях предъявления обвинения или наоборот, защиты прав подсудимого.
Таким образом, нотариальное производство в значительной степени может оказать содействие в реализации судопроизводств различного уровня.
Помимо прочего, благодаря рассмотренным платформам, нотариусы, на основании биометрических данных, могут установить подлинность видеозаписей, что зачастую может оказать существенное влияние на дело.
Следующей важной функцией нотариусов во взаимодействии с электронной базой данных является получение информации от свидетелей, которые находятся в другой стране, а также возможность произвести анализ подлинности документов.
Таким образом, появление единых баз данных в России привнесло значительное количество изменений в федеральные законы страны. Так, в 2022 году 14.07 был принят закон № З39-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Этот закон у специалистов получил условное название «о нотариальных архивах». Положения данного федерального закона вступили в силу в 2023 году.
Появление новых технологий и платформ привело к правовому регламентированию и структурированию норм содержания и хранения нотариальных документов на цифровых носителях. Помимо этого, использование информации нотариусами также строго определено законами Российской Федерации.
Следующим преимуществом использования новейших технологий и платформ является упрощение процедуры приема и архивирования документов физических лиц. Благодаря обновлению статей в Федеральном законе об использовании цифровой информации, электронные документы приравниваются к физическим. Помимо прочего, были обновлены определения таких понятий как «нотариальных архив» и «нотариальные документы». Нотариальные документы -это документы, сформированные на электронном или бумажном носителе, засвидетельствованные нотариусом или другим уполномоченным лицом в целях проведения нотариального делопроизводства. Нотариальный архив- электронная база данных или место хранения физических документов, переданных на постоянное или временное хранение [5].
Благодаря удобству электронной базы данных, количество успешно проведенных нотариальных взаимодействий стремительно растет. Статистические данные позволяют сделать вывод о том, что повышается качество защиты персональных данных граждан Российской Федерации и юридических лиц. Но несмотря на такую положительную статистику, существуют риски. Так, дистанционное взаимодействие нотариуса и физического лица не может гарантировать защиту информации за счет подделывания мошенниками электронных подписей. Потому, несмотря на возможность проведения встречи с нотариусом в дистанционном формате, личное присутствие физического лица и обработка его информации в реальном времени является гарантией сохранения его прав.
В 2013 году в Федеральном законе об «электронной подписи» были внесены существенные изменения. Нотариусы обязаны иметь усиленную квалифицированную подпись; то есть - пол-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ный аналог подписи, которая усилена средствами шифрования. Следует отметить, что усиленная квалифицированная подпись имеет полную юридическую силу, также как и оригинал на бумаге.
Единая информационная база нотариата объединяет в себе информацию, которая необходимо нотариусам для работы. Также в своей деятельности нотариусы используют предложение «еНот», которое позволяет пользователям взаимодействовать между собой. Следует отметить, что база данных зашифрована. В приложении предусмотрено два типа администраторов: администратор электронной базы данных и системный администратор [3].
Работа системного администратора основана на управлении серверами, а администратор регионального центра регистрируют новых пользователей - нотариусов субъектов Российской Федерации.
В единую базу данных входят следующие реестры :
- реестр наследственных дел;
- реестр уведомлений о залоге движимого имущества;
- реестр нотариальных действий.
Работа с реестрами подразумевает следующее:
- хранение информации;
- осуществление конфиденциальности информации;
- предоставление сведений.
В базу данных информация вносится нотариусами в электронной форме. Также следует отметить, что обслуживание баз данных осуществляется на круглосуточной основе операторами. Помимо этого, базы данных доступны для нотариусов и должностных лиц.
Из вышеизложенной информации можно сделать вывод о том, что единые базы данных являются надежным средством сохранения персональной идентификации граждан. Но, несмотря на положительные стороны, существует ряд проблем. Так, к единой базе данных есть доступ не только у нотариусов, но и у должностных лиц местного самоуправления, которые могут вносить новые данные, информация о которых не поступает в нотариальные палаты. Данное положение дел накладывает временные издержки, так как информация в форме электронного документа направляется в нотариальную палату только с квалифицированной электронной подписью. Данную проблему можно решить за счет предоставления ограниченного доступа к базе данных. По мнению Г.Ю. Николаевой - президента Нотариальной палаты Самарской области, на всех лиц, пользующихся электронной базой
данных ЕИС, необходимо наложить единые требования к внесению новой информации или же ее обновления [4].
Следующим проблемным аспектом, связанным с электронными базами данных, является согласие физического лица на обработку данных. Известным фактом является то, что нотариусы осуществляют обработку персональных данных с целью защиты прав и интересов граждан.
Таким образом, отказ физического лица от обработки информации является причиной невозможности проведения нотариальных действий.
Тем не менее, анализируя закон «О персональных данных» можно сделать вывод о том, проблема обработки информации в электронном формате является актуальной на сегодняшний день.
Далее, следует проанализировать проблему ограниченности информации, представленной в единой электронной базе. Речь о технических ошибках, которые могут возникать в случае наложения реестра один на другой. За счет сотрудничества нотариата с субъектами и предоставления ими своих баз данных, данная проблема постепенно отходит на второй план.
В результате анализа деятельности нотариусов, неоспорим тот факт, что наиболее часто физические лица обращаются по делам, связанным с наследством, недвижимостью и пр. Поэтому особым актуальным сотрудничеством является взаимодействие нотариусов с Росреестром. Благодаря данному сотрудничеству, повышается вероятность предотвращения недействительных сделок, оптимизация времени, необходимого для получения сведений. Помимо этого, повышается качество сделок. Из проблем, которые не устранены на данный момент, можно отметить, что сервис электронного документооборота Ро-среестра не всегда работает стабильно.
Таким образом, из-за задержки документы утрачивают свою актуальность.
Далее, рассмотрим взаимодействие нотариата с ЗАГСом. Благодаря сотрудничеству, нотариусы получают необходимую информацию о физических лицах, такую как: дата рождения, дата смерти, информация о браках, установление отцовства, информацию о смене фамилии и имени и т.д. Информация конфиденциальна и зашифрована в единой базе данных, что позволяет пресечь мошеннические действия. Благодаря совершенствованию базы данных ввиду внедрения новых технологий, при обращении физического лица к нотариусу, специалист вводит персональные данные в систему и получает необходимые сведения.
С 2011 года Федеральная нотариальная палата сотрудничает с государственным банком «Сбер». Благодаря общей базе данных, нотари-
_— СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
усы могут получить сведения о вкладах наследодателя и остатках на счетах. За счет развития цифровых технологий, стала возможной разработка сервиса «Утрата близкого человека». Нотариусы будут иметь доступ к подсервису, который получит название «Получение наследства».
Благодаря созданию данного сервиса, гражданам будет доступна услуга переноса денежных средств наследодателя, без необходимости посещения банка. Данный сервис позволит не только оптимизировать работу нотариального производства, но и уменьшить финансовые затраты обратившихся граждан. Работа данного сервиса будет осуществляться следующим образом: после обращения физического лица к нотариусу и предоставления документов, специалист обрабатывает их и далее весь пакет документов направляет ответственному сотруднику в банк. После проведения проверки, банк осуществляет перевод денежных средств наследодателя наследнику.
Данный сервис поможет не только сократить время, необходимое для проведения операции, но также усилить меры безопасности по охранению прав граждан России. Опыт сотрудничества банка «Сбер» и ФНП показывает, что на сегодняшний день, взаимодействие является необходимостью. Тем не менее, только «Сбер» на данный момент сотрудничает с ФНП, когда как граждане пользуются и другими банками. Повсеместное сотрудничество банков с ФНП расширило бы возможность нотариального взаимодействия и упростило проведение нотариального производства.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Литература:
Следующей перспективой развития нотариального производства является сотрудничество ФНП с органами МВД. Благодаря такому взаимодействию, нотариусы смогут получить информацию об утере паспорта, его обновлении. Данное взаимодействие позволило бы в значительной мере снизить активность мошенников.
Заключение.
На сегодняшний день, благодаря стремительному развитию технологий, спрос на услуги нотариусов возрос в значительной степени.
В результате анализа статистических данных и отзывов лиц, получивших услуги нотариуса, стало возможным сделать вывод о том, что потребители отметили сокращение времени, которое необходимо для обработки информации и предоставления необходимых данных. Позитивные отзывы оставлены не только физическими лицами, но и представителями юридических лиц.
Подытоживая вышесказанное, стоит отметить, что эпоха цифровизации в значительной степени повлияла на нотариальное производства. Программа «Информационное общество» способствовала внедрению новых технологий в нотариальное производство, что привело к появлению новых возможностей развития и оптимизирования существующей системы.
Проанализированные перспективы развития нотариального производства позволяют сделать вывод о том, что в будущем ожидается, что нотариальное производство станет еще эффективнее.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
1. Антрушина Д.А. Электронный документооборот в нотариате: правовое регулирование и проблемы практики / Д.А. Антрушина // Вопросы российской юстиции. 2020. № 5. 11131. : https://injust-journal.ru/wp-content/uploads/2020/04 (дата обращения 10.10.2024).
2. Жучков С.В. Цифровизация нотариального производства: современное состояние и перспективы развития / С.В. Жучков, Е.С. Смольянинов // Право и управление. 2022. № 11. С. 103-106.
3. Тарасова Е.А. Современный нотариат = Электронный нотариат? (Цифровизация нотариальной деятельности) / Е.А. Тарасова // Пермский юридический альманах. 2019. № 2. С. 337-344.
4. Холкина М.Г. Правовое регулирование нотариальных действий в условиях становления цифровой экономики / М.Г. Холкина, А.Г. Кравченко // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика и право. 2021. № 1. С. 104-114.
5. Штапаков М.И. Проблемы электронного нотариата / М.И. Штапаков, О.С. Скачкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4-3(43). С. 232-234.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
References:
1. Antrushina D.A. Electronic document management in notariate: legal regulation and problems of practice /
D.A. Antrushina // Issues of Russian Justice. 2020. № 5. URL : https://injust-journal.ru/wp-content/uploads/ 2020/04 (date of application 10.10.2024).
2. Zhuchkov S.V. Digitalization of notarial production: current state and development prospects / S.V. Zhuchkov,
E.S. Smolyaninov // Law and Management. 2022. № 11. P. 103-106.
3. Tarasova E.A. Modern notary office = Electronic notary office? (Digitalization of notarial activities) / E.A. Tara-sova // Perm legal almanac. 2019. № 2. P. 337-344.
4. Kholkina M.G. Legal regulation of notarial acts in the context of the formation of the digital economy / M.G. Kholkina, A.G. Kravchenko // Asia-Pacific region: economics, politics and law. 2021. № 1. P. 104-114.
5. Shtapakov M.I. Problems of electronic notaries / M.I. Shtapakov, O.S. Skachkova // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2020. № 4-3(43). P. 232-234.
Информация об авторах
Попова Дарья Александровна
магистр права, Нотариальная контора, г. Ростов-на-Дону ОРСЮ: 0009-0008-4343-0365 [email protected]
Daria A. Popova
Master of Low, Notary office, Rostov-on-Don
ORCID: 0009-0008-4343-0365 [email protected]
и корпоративного управления, Ростовский государственный экономический университет ORCID: 0009-0000-1847-582X [email protected]
Бохан Ксения Александровна
магистрант группы CEPZ-821 кафедры антикризисного
Ksenia A. Bohan
Master's Student of group CEPZ-821 Department of Anti-Crisis and Corporate Management, Rostov State University of Economics ORCID: 0009-0000-1847-582X [email protected]