Научная статья на тему 'Перспективы развития малой энергетики с использованием топливных элементов'

Перспективы развития малой энергетики с использованием топливных элементов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1016
239
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ / FUEL CELL / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ / ENERGY TRANSFORMATION / ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ / FOREIGN PRODUCERS / ИСТОЧНИКИ ВОДОРОДА / HYDROGEN SOURCES

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гатина Р. З., Гафуров Н. М., Зайнуллин Р. Р.

В статье рассматриваются перспективные разработки автономных систем электроснабжения на основе микротурбин и топливных элементов. Решения проблем снижения выбросов углекислого газа осуществляется посредством сжигания углеводородных топлив и повышения эффективности энергетических установок. Анализируются перспективы развития альтернативной энергетики в России на возобновляемых источниках энергии, которая имеет свою специфику, а также особенности работы топливных элементов и осуществления электрохимических процессов. Рассматриваются перспективы использования топливных элементов в качестве альтернативных источников электроснабжения жилых, коммерческих и промышленных зданий. Анализируется зарубежный опыт эксплуатации топливных элементов и основные их преимущества в сравнении с традиционными энергоустановками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF A SMALL-SCALE POWER GENERATION WITH USE OF FUEL CELLS

The article deals with the perspective development of autonomous power supply systems based on microturbines and fuel cells. Solutions to reduce carbon dioxide emissions from the combustion of hydrocarbon fuels and increase the efficiency of power plants. Prospects for the development of alternative energy in Russia on renewable energy sources, which has its own characteristics. Features of the way of operation of fuel cells and the implementation of electrochemical processes. Prospects for using fuel cells as alternative sources of electricity for residential, commercial and industrial buildings. The foreign experience in the operation of fuel cells and their main advantages in comparison with traditional power plants are analyzed.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития малой энергетики с использованием топливных элементов»

УДК 621.352

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОЙ ЭНЕРГЕТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ТОПЛИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

Р.З. Гатина1, Н.М. Гафуров1, Р.Р. Зайнуллин2

казанский национальный исследовательский технологический университет,

г. Казань, Россия

2Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия

[email protected]

Резюме: В статье рассматриваются перспективные разработки автономных систем электроснабжения на основе микротурбин и топливных элементов. Решения проблем снижения выбросов углекислого газа осуществляется посредством сжигания углеводородных топлив и повышения эффективности энергетических установок. Анализируются перспективы развития альтернативной энергетики в России на возобновляемых источниках энергии, которая имеет свою специфику, а также особенности работы топливных элементов и осуществления электрохимических процессов. Рассматриваются перспективы использования топливных элементов в качестве альтернативных источников электроснабжения жилых, коммерческих и промышленных зданий. Анализируется зарубежный опыт эксплуатации топливных элементов и основные их преимущества в сравнении с традиционными энергоустановками.

Ключевые слова: топливный элемент, преобразование энергии, зарубежные производители, источники водорода.

PERSPECTIVES OF DEVELOPMENT OF A SMALL-SCALE POWER GENERATION WITH USE OF FUEL CELLS

R.Z. Gatina1, N.M. Gafurov1, R.R. Zainullin2

1Kazan national research technological university, Kazan, Russia 2Kazan state power engineering university, Kazan, Russia

[email protected]

Abstract: The article deals with the perspective development of autonomous power supply systems based on microturbines and fuel cells. Solutions to reduce carbon dioxide emissions from the combustion of hydrocarbon fuels and increase the efficiency of power plants. Prospects for the development of alternative energy in Russia on renewable energy sources, which has its own characteristics. Features of the way of operation of fuel cells and the implementation of electrochemical processes. Prospects for using fuel cells as alternative sources of electricity for residential, commercial and industrial buildings. The foreign experience in the operation of fuel cells and their main advantages in comparison with traditional power plants are analyzed.

Keywords: fuel cell, energy transformation, foreign producers, hydrogen sources

В большинстве развитых стран быстро растет интерес к рассредоточенным источникам энергии сравнительно малой мощности. Главные преимущества этих

автономных энергоустановок - умеренные капитальные затраты при строительстве, быстрый ввод в эксплуатацию, сравнительно простое обслуживание и хорошие экологические характеристики. При автономной системе электроснабжения не требуется вложений в линии электропередач и подстанции. Расположение автономных источников энергии непосредственно в местах потребления не только избавляет от потерь в сетях, но и повышает надежность электроснабжения.

Хорошо известны такие автономные источники энергии, как малые газотурбинные установки (ГТУ), двигатели внутреннего сгорания, ветро-установки и солнечные батареи на полупроводниках. В настоящее время в качестве инновационного продукта выступают микротурбины, которые используются в качестве двигателей компактных модульных генераторов электроэнергии, работающих в диапазоне мощностей от 25 до 200 кВт. Микротурбины имеют максимально простую конструкцию в виде одновальной схемы (рис. 1) - одноступенчатый центробежный компрессор и одноступенчатая центростремительная турбина. Частота вращения ротора из-за малой размерности достигает 40000-120000 об/мин, поэтому применяются керамические и газостатические подшипники. Камера сгорания выполняется в многотопливном исполнении и может работать как на газообразном, так и на жидком топливе. Однако основным недостатком микротурбин является относительно низкий КПД простого цикла, который не превышает 14-18%. Для повышения его эффективности часто применяют регенераторы теплоты выхлопных газов, что в некоторых случаях оправдано и позволяет повысить КПД микротурбин в регенеративном цикле до 2832% [1].

Рис. 1. Принципиальная тепловая схема микротурбины

Сейчас спрос на микротурбины растет в секторе ЖКХ, судостроении, на транспорте и в других отраслях экономики в качестве постоянно работающего основного генератора. Однако в реалиях современного мира выработка электроэнергии с эффективным КПД в 30% считается очень низким и недопустимым. Поэтому все большую практическую применимость находят новые способы и методы генерации электроэнергии, такие как использование топливных элементов, которые в отличие от микротурбин и двигателей внутреннего сгорания не сжигают топливо. Они преобразовывают химическую энергию топлива в электричество при помощи химической реакции. Поэтому топливные элементы не производят большого количества парниковых газов, выделяющихся при сгорании топлива, таких как двуокись углерода (С02), метан (СН4) и окись азота ^Ох). Выбросы из топливных элементов представляют собой воду в виде пара и низкие уровни двуокиси углерода (или же выбросов СО2 нет вообще), если в качестве топлива для элементов используется водород [2].

Сегодняшний повышенный интерес к технологиям улавливания и захоронения СО2 (CO2 capture and storage, CCS) связан со снижением выбросов СО2, когда нет реальных возможностей радикально сократить масштабы сжигания углеводородного топлива. В отличие от других технологий, CCS не экономит топливо и не содействует решению иных задач, кроме проблемы изменения климата. Данная технология (CCS) включает в себя улавливание и сепарирование СО2, транспортировку, и собственно закачивание и хранение. В принципе ни один из компонентов не связан с разработкой каких-то новых технологических решений, но долгосрочное захоронение огромных объемов - задача недешевая и энергоемкая. Поэтому одним из направлений снижения выбросов CO2 является развитие альтернативной энергетики на возобновляемых источниках энергии, которая имеет свои особенности и недостатки [3; 4].

К примеру, в России развитие ветроэнергетики ограничивается непостоянством скорости ветра (от 3 до 15 м/с) в зависимости от погодных условий, дороговизной установки ветрогенераторов и их обслуживанием. Применение гелиоэлектростанций ограничивается интенсивностью солнечного излучения в зависимости от времени года, суток и метеоусловий, неэффективностью в ночное время суток. Наиболее востребованным для Российских широт остается развитие геотермальной энергетики. Однако основным недостатком геотермальных электростанций является низкий эффективный КПД станции (не превышает 20%) по сравнению с традиционными тепловыми электростанциями (40-42%). Поэтому наибольший интерес проявляется в использовании топливных элементов в качестве источника энергии.

В топливных элементах применяется электрохимический процесс соединения водорода с кислородом, получаемым из воздуха (рис. 2).

Рис. 2. Принципиальная схема топливного элемента

В топливных элементах используются электроды (твердые электрические проводники), находящиеся в электролите (электрически проводимая среда). Когда в контакт с отрицательным электродом (анодом) входят молекулы водорода, последние разделяются на протоны и электроны. Протоны проходят через протонно-обменную мембрану (ПОМ) на положительный электрод (катод) топливного элемента, а электроны проходят через внешний контур цепи, производя электричество. Происходит химическое соединение молекул водорода и кислорода с образованием воды как побочного продукта этой реакции. Единственный вид выбросов от топливного элемента - водяной пар. Фактически, принцип работы топливной ячейки является обратным процессу электролиза воды (разложение воды на водород и кислород с помощью электричества) [5].

Основные процессы: со стороны анода 2Н2 ^ 4Н+ + 4е-, со стороны катода: О2 + 4Н+ + 4е- ^ 2Н2О.

В связи с тем, что основным отличием разных типов топливных элементов является электролит, топливные элементы подразделяются по типу используемого электролита, т.е. высокотемпературные и низкотемпературные топливные элементы. Водород является наиболее распространенным топливом, но иногда также могут использоваться углеводороды, такие как природный газ и спирты (метанол). Топливные элементы отличаются от аккумуляторов тем, что для них требуется постоянный источник топлива и кислорода (воздуха) для поддержания химической реакции, и они производят электроэнергию до тех пор, пока их подача осуществляется.

Наиболее простыми являются щелочные топливные элементы (ТЭ), с которых началось освоение этого вида автономных источников энергии. Рабочая температура в этих ТЭ составляет 80-95°С, электролитом является 30% раствор едкого калия. Работают щелочные ТЭ на чистом водороде.

В последнее время большое распространение получил топливный элемент типа РЕМ с мембранами протонного обмена (с полимерным электролитом). Рабочая температура в этом процессе - также 80-95°С, но в качестве электролита используется твердая ионообменная мембрана с перфторсулфокислотой [6].

К перспективным видам топливных элементов относится также ТЭ с расплавленным карбонатом типа MCFC. Этот ТЭ при работе на метане имеет КПД по электроэнергии 50-57%. Рабочая температура 540-650°С, электролит - расплавленный карбонат калиевой и натриевой щелочей в оболочке - матрице из литий-алюминиевого оксида LiA102 [7].

И, наконец, наиболее перспективный топливный элемент - SOFC. Это твердооксидный топливный элемент, использующий любое газообразное топливо и наиболее пригодный для сравнительно крупных установок. Его КПД по электроэнергии составляет 50-55%, а при использовании в установках комбинированного цикла - до 65%. Рабочая температура 980-1000°С, электролит - твердый цирконий, стабилизированный иттрием [8].

Все перечисленные выше установки относятся к промышленному классу. Их разработчики постоянно стремятся к повышению мощности агрегатов, чтобы улучшить стоимостные характеристики (удельные затраты на кВт установленной мощности и стоимость выработанной электроэнергии).

Наибольшего технологического совершенства достигли среднетемпературные топливные элементы первого поколения, работающие при температуре 200-230°С на жидком топливе, природном газе либо на техническом водороде (продукт конверсии органического топлива). Электролитом в них служит фосфорная кислота, которая заполняет пористую углеродную матрицу. Электроды выполнены из углерода, а катализатором является платина (платина используется в количествах порядка нескольких граммов на киловатт мощности) [9].

Одна из таких электростанций введена в строй в штате Калифорния 1991 году. Она состоит из восемнадцати батарей массой по 18 тонн каждая и размещается в корпусе диаметром чуть более 2 м и высотой около 5 м. Две электростанции на ТЭ США поставили в Японию. Первая из них была пущена еще в начале 1983 года. Эксплуатационные показатели станции соответствовали расчетным. Она работала с нагрузкой от 25 до 80% от номинальной, КПД достигал 30-37% - это близко к современным крупным тепловым электростанциям. Время ее пуска из холодного состояния - от 4 ч до 10 мин., а продолжительность изменения мощности от нулевой до полной составляет всего 15 сек [10].

В различных районах США проводились испытания небольших теплофикационных установок мощностью по 40 кВт с коэффициентом использования топлива около 80%. Такие установки могут нагревать воду до 130°С и размещают в прачечных, спортивных комплексах, на пунктах связи и т.д. Установки уже проработали в общей сложности сотни тысяч часов. Экологичность электростанций на топливных элементах позволяет размещать их непосредственно в городах.

Первая топливная электростанция в Нью-Йорке мощностью 4,5 МВт заняла

территорию в 1,3 га. Теперь для новых станций с мощностью в два с половиной раза больше нужна площадка размером 30x60 м. Строят и несколько демонстрационных электростанций мощностью по 11 МВт. Расчетный срок службы новых электростанций - не менее 30 лет [11].

Фирма Westinghaus (США) исследует свойства топливных элементов на твердых оксидах с 1958 года. Она разрабатывает энергоустановки мощностью от 25 до 200 кВт, использующие газообразное топливо, получаемое из угля (синтезгаз), и испытывает пилотные установки мощностью свыше мегаватта. Другая американская фирма Engelgurd проектирует топливные элементы мощностью 50 кВт и более, работающие на метаноле, с фосфорной кислотой в качестве электролита.

В Европе топливными элементами занимаются бельгийско-нидерландский консорциум Elenko, западногерманские фирмы Siemens, EnBW, RWE, итальянская Fiat, английская Jonson Metju. Это далеко не полный список компаний, работающих над созданием энергетических установок нового поколения.

В России еще с 2004 года горно-металлургическая компания «Норникель» пыталась наладить производство топливных элементов, ежегодно выделяя на эти разработки по 40 млн долларов, однако работы были приостановлены уже в 2008 году. В 2012 году Казанский Институт органической и физической химии им. Арбузова запатентовал миниатюрный топливный элемент, позволяющий вырабатывать от 1 до 5 кВт, и выступил с инициативой о возможности создания на базе института производство топливных элементов либо их отдельных деталей при наличии должного финансирования. Тем временем, в Институте физики твёрдого тела РАН (ИФТТ РАН) ученые самостоятельно разрабатывали новый тип химических источников энергии для удаленных территорий и специального применения - ТОТЭ (твердооксидный топливный элемент). Новый топливный элемент имеет КПД более 50% по выходу электроэнергии, а при учете теплового выхода - до 85-90%. В отличие от распространенных дизель-генераторов, новый источник работает без обслуживания до 4 лет. Это может быть применимо, например, в газовой промышленности [12; 13].

Газовая промышленность заинтересована в обеспечении своих подразделений надежными, экологичными, удобными в эксплуатации стационарными энергоустановками, основанными на топливных элементах (в блочном исполнении и полной заводской готовности), и в их размещении на объектах при условии минимального объема строительно-монтажных работ. Это связано с тем, что топливные элементы отнесены к числу преобразователей энергии, которые позволяют создать энергоустановки промышленных мощностей. Такие энергоустановки автономного энергоснабжения необходимы для питания технологического оборудования, станций катодной защиты, систем телемеханики и связи магистральных газопроводов, электро- и теплоснабжения вахтовых поселков. Развитие собственных систем электроснабжения становится особенно актуальным при освоении газовых месторождений удаленных районов Крайнего Севера и шельфа арктических морей [14].

Интерес газовой промышленности к водородной энергетике обусловлен целым рядом причин. Во-первых, природный газ долгое время будет оставаться основным источником водорода. Во-вторых, наличие развитой инфраструктуры снабжения природным газом позволит создать инфраструктуру производства и снабжения водородом на начальном этапе. В-третьих, существующая газотранспортная система может стать в будущем основой системы транспорта водорода как отдельно, так и в смеси с природным газом с выделением водорода в пункте назначения.

Определим возможную себестоимость выработки электроэнергии с помощью топливных элементов. Для этого проведем технико-экономические расчеты. В качестве примера рассмотрим топливные элементы двух производителей ReliOn и Dantherm Power, которые уже хорошо зарекомендовали себя на мировом рынке (табл. 1) [15].

Таблица 1

Технические характеристики топливных элементов_

Производить Наименование Показатель параметра, размерность

ReliOn Е 2500 Мощность номинальная: 2500 Вт; Топливо: индустриальный водород с чистотой 99,95%; Окислитель: наружный воздух; Расход топлива: 30 л/мин (0,8 бар) или 3 часа работы из расчета использования одного 40 л баллона с давлением 150 бар; Эффективный КПД: 42%; Средний ресурс: 6000 ч. Рыночная стоимость: 12 185 $.

Dantherm Power DBX5000 Мощность номинальная: 5000 Вт; Топливо: индустриальный водород с чистотой 99,95%; Окислитель: наружный воздух; Расход топлива: 72,5 л/мин (5 бар) или 73 мин. работы из расчета использования одного 40 л баллона с давлением 150 бар; Эффективный КПД: 40%; Средний ресурс: 9000 ч. Рыночная стоимость: 18 800 $.

Рыночная стоимость индустриального водорода с чистотой 99,95% (водород газообразный марки Б) в объеме 40 л (6 м3) под давлением 150 бар составляет около 1860 руб. [16].

Определим суммарную выработку электроэнергии за рекомендуемый производителем ресурс работы топливного элемента. ReliOn Е 2500: 6000 ч-2,5 кВт= 15000 кВт-ч; Dantherm Power DBX5000: 9000 ч-5 кВт=45000 кВт-ч. Теперь определим стоимость израсходованного топлива за рекомендуемый производителем ресурс работы топливного элемента. ReliOn Е 2500: 1860 руб-6000 ч/3 ч=3,720 млн руб.; Dantherm Power DBX5000: 1860 руб-9000 ч/1,22 ч=13,721 млн руб. Также необходимо учитывать амортизационные отчисления для воспроизводства (покупки) нового оборудования по окончанию срока службы топливного элемента, которую можно принять в первом приближении равную первоначальной стоимости без учета инфляции. ReliOn Е 2500: 12185 $=12185-60 руб.=731,1 тыс. руб.; Dantherm Power DBX5000:

18800 $=18800-60 руб.= 1,128 млн руб. Причем стоимость курса доллара ($) в российских рублях принималась равной около 60 руб. на конец 2017 года. Таким образом, себестоимость выработки 1 кВт-ч электроэнергии с помощью топливных элементов составит: (3720000+731100)/15000=296,74 руб. для топливного элемента ReliOn Е 2500 и (13721000+1128000)/45000=330 руб. для топливного элемента Dantherm Power DBX5000. Сводные данные представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные технико-экономические показатели

Производить Суммарная выработка электроэнергии, кВт-ч Общая стоимость израсходованного топлива, руб. Общая амортизационная стоимость оборудования, руб. Себестоимость выработки 1 кВт-ч электроэнергии, руб.

ReliOn 15000 3720000 731100 296,74

Dantherm Power 45000 13721000 1128000 330

Таким образом, высокая себестоимость (около 300 руб.) производства 1 кВт-ч электроэнергии с помощью топливных элементов в сравнении с традиционными способами производства (3,5-5 руб.) не способствует их широкому внедрению, особенно в России. Однако, с другой стороны, отсутствие вредных выбросов в атмосферу и возможность использования вырабатываемой воды или пара в системе отопления способствует широкому внедрению топливных элементов в зарубежных странах, где действует система штрафов за выбросы С02 при сжигании топлива и поощрение за использование различных источников низкопотенциальной теплоты.

В перспективе можно использовать вместо дорогого топлива, как водород (с чистотой 99,95%), природный газ, что должно способствовать снижению себестоимости производства 1 кВт-ч электроэнергии, но при этом потребуется использование технологически сложного оборудования для получения водорода из метана. Известно, что процесс преобразования природного газа (содержание метана СН4 до 98%) с помощью реакции с водяным паром широко используется в промышленности, называемый паровой риформинг или паровая конверсия:

СН4 + 2Н2О ^ 4Н2 + СО2, СН4 + Н2О ^ ЗН2 + СО.

В процессе конверсии с водяным паром образуется углекислый газ (С02) и окись углерода (СО), поскольку ископаемое топливо, содержит углерод. Монооксид углерода (СО) оказывает неблагоприятное воздействие на химические реакции внутри топливного элемента, что также потребует использования различных технологических решений.

Выводы

В настоящее время топливные элементы не получили широкого внедрения из-за использования более дорогого топлива и относительно высокой стоимости оборудования. Однако у топливных элементов есть будущее, они обладают неоспоримыми преимуществами в сравнении с традиционными энергоустановками, заключающиеся в следующем:

1) Влияние на окружающую среду. Топливные элементы представляют собой чистый метод производства электроэнергии из ископаемого топлива. Между тем они как топливные элементы, работающие на чистом водороде и кислороде, производят только воду, электроэнергию и тепловую энергию; другие типы топливных элементов выделяют ничтожно малое количество серных соединений и очень низкий уровень двуокиси углерода. Однако двуокись углерода, выделяемая топливными элементами, является концентрированной, и ее легко можно удерживать вместо того, чтобы выбрасывать в атмосферу.

2) Эффективность. Топливные элементы преобразовывают энергию, имеющуюся в ископаемом топливе, в электроэнергию намного эффективнее, чем традиционные способы производства электричества со сжиганием топлива. Это означает, что для производства одинакового количества электроэнергии требуется меньше топлива. Могут выпускаться топливные элементы (в комбинации с турбинами, работающими на природном газе), которые будут работать в диапазоне мощности от 1 до 20 МВт с КПД 70%. Этот КПД намного выше, чем КПД, который может достигаться при помощи традиционных методов производства энергии в указанном диапазоне мощности.

3) Мобильность. Топливные элементы могут выпускаться очень малых размеров; это позволяет размещать их в тех местах, где требуется электроэнергия. Это касается установок для жилых, коммерческих, промышленных зданий и даже для транспортных средств.

4) Надежность. Топливные элементы являются полностью закрытыми устройствами без подвижных частей и сложного машинного оборудования. Это делает их надежными источниками электроэнергии, способными работать в течение многих часов. Кроме того, они являются почти бесшумными и безопасными источниками электроэнергии. Также в топливных элементах нет скачков электричества; это значит, что их можно использовать в тех случаях, когда нужен постоянно работающий, надежный источник электроэнергии.

Литература

1. Хакимуллин Б.Р., Зайнуллин Р.Р. Газотурбинные технологии для решения проблем энергоснабжения. // Теория и практика современной науки. 2017. № 4 (22). С. 304-307.

2. Топливные элементы. Вполне реальная альтернатива существующим ТЭС. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://portal-energo.ru/articles/details/id/802.

3. Stephen A. Rackley. Carbon Capture and Storage. Butterworth-Heinemann, 2009. 408 p.

4. Экологическая эффективность технологии газификации угля на примере Красноярской агломерации. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://modernproblems.org.ru/ecology/24-hlebopros8.html.

5. Гафуров Н.М., Багаутдинов И.З. Общие сведения о топливных элементах. // Инновационная наука. 2016. № 4-3. С. 68-70.

6. Frano Barbir. PEM Fuel Cells. Theory and Practice. 2nd Edition. Academic Press. 2012. 444 p.

7. Гафуров Н.М., Багаутдинов И.З. Перспективы использования топливных элементов в малой энергетике и промышленности. // Инновационная наука. 2016. № 4-3. С. 70-71.

8. Топливные элементы. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://wiki.zr.ra/Топливные_элементы.

9. Гафуров Н.М., Хакимуллин Б.Р., Багаутдинов И.З. Зарубежный опыт эксплуатации топливных элементов // Инновационная наука. 2016. № 4-3. С. 71-73.

10. Топливные элементы. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://n-t.ru/tp/ie/te.htm.

11. Водородная энергетика. Электрохимические генераторы на топливных элементах. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.startbase.ru/knowledge/articles/121/.

12. Казанские ученые разработали проект производства водородных топливных элементов. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rt.rbc.ru/tatarstan/17/02/2014/55928ec99a794751dc832c15#.

13. Как в России создают свои твердооксидные топливные элементы. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tehnoomsk.ru/node/1978.

14. Weidong He, Weiqiang Lv, James Dickerson. Gas Transport in Solid Oxide Fuel Cells. Springer International Publishing. 2014. 75 p.

15. Водородные топливные элементы. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://skomplekt.com/tovar/9/20/.

16. Водород (Н2). [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.vodorod54.ru/hydrogen.html.

Авторы публикации

Гатина Резеда Зуфаровна - студентка 5 курса, кафедры <<Химии и технологии высокомолекулярных соединений)) Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ).

Гафуров Наиль Маратович - студент 5 курса, кафедры <<Химии и технологии высокомолекулярных соединений)) Казанского национального исследовательского технологического университета (КНИТУ).

Зайнуллин Радик Рустэмович - к.ф.-м.н., старший преподаватель кафедры «Промышленная электроника и светотехника» Казанского государственного энергетического университета (КГЭУ).

References

1. Hakimullin B.R., Zainullin R.R.. Gas turbine technologies for the solution of problems of power supply. // Theory and practice of modern science. 2017. No. 4 (22). P. 304-307.

2. Fuel elements. Quite real alternative to the existing thermal power plants. [Electronic resource] / Access mode: http://portal-energo.ru/articles/details/id/802.

3. Stephen A. Rackley. Carbon Capture and Storage. Butterworth-Heinemann, 2009. 408 p.

4. Ecological efficiency of technology of gasification of coal on the example of Krasnoyarsk agglomeration. [Electronic resource] / Access mode: http://modernproblems.org.ru/ecology/24-hlebopros8.html.

5. Gafurov N.M., Bagautdinov I.Z. General information about fuel elements. // Innovative science. 2016. No. 4-3. P. 68-70.

6. Frano Barbir. PEM Fuel Cells. Theory and Practice. 2nd Edition. Academic Press. 2012. 444 p.

7. Gafurov N.M., Bagautdinov I.Z. Prospects of use of fuel elements in a small-scale power generation and the industry // Innovative science. 2016. No. 4-3. P. 70-71.

8. Fuel elements. [Electronic resource] / Access mode: http://wiki.zr.ru/ТопJнвнLIе_эJIементLI.

9. Gafurov N.M., Hakimullin B.R., Bagautdinov I.Z. Foreign operating experience of fuel elements // Innovative science. 2016. No. 4-3. P 71-73.

10. Fuel elements. [Electronic resource] / Access mode: http://n-t.ru/tp/ie/te.htm.

11. Hydrogen power. Electrochemical generators on fuel elements. [Electronic resource] / Access mode: https://www.startbase.ru/knowledge/articles/121/.

12. Kazan scientists have developed a project for the production of hydrogen fuel cells. [Electronic resource] / Access mode: https://rt.rbc.ru/tatarstan/17/02/2014/55928ec99a794751dc832c15#.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. How in Russia they create their solid oxide fuel cells. [Electronic resource] / Access mode: http://tehnoomsk.ru/node/1978.

14. Weidong He, Weiqiang Lv, James Dickerson. Gas Transport in Solid Oxide Fuel Cells. Springer International Publishing. 2014. 75 p.

15. Hydrogen fuel cells. [Electronic resource] / Access mode: https://skomplekt.com/tovar/9/20/.

16. Hydrogen (H2). [Electronic resource] / Access mode: www.vodorod54.ru/hydrogen.html.

Authors of the publication

Reseda Z. Gatina - student, department «Chemistry and Technology of Macromolecular Compounds)) Kazan National Research Technological University (KNRTU).

Nail M. Gafurov - student, department <<Chemistry and Technology of Macromolecular Compounds)) Kazan National Research Technological University (KNRTU).

Radik R. Zainullin - candidate of physico-mathematical sciences senior lecturer of department «industrial electronics and lighting» Kazan state power engineering university (KSPEU).

Дата поступления 05.10.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.