Авторы статьи:
Александр Викторович Жарков, соискатель, Омская гуманитарная академия, e-mail: [email protected]; Олег Юрьевич Патласов, доктор экономических наук, профессор; заместитель ген. директора ООО «Западносибирский биотехнологический центр по селекции и семеноводству картофеля и томинамбура».
Рецензенты:
А.М. Попович, доктор экономических наук, профессор, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского;
О.В. Сергиенко, кандидат экономических наук, доцент, Омская гуманитарная академия. УДК 330.34:334.012.64(571.13)
Т.И. Захарова
Тарский филиал Омского государственного аграрного университета
имени П.А. Столыпина
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В ТАРСКОМ РАЙОНЕ
Дан анализ состояния малого бизнеса и проблем развития малого предпринимательства, форм государственной поддержки и защиты интересов предприятий в Тарском районе. Ключевые слова: бизнес, малое предпринимательство, государственная поддержка предпринимательской деятельности.
Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. Поскольку экономика Российской Федерации в большой степени зависит от развития бизнеса, следует отметить, что малый бизнес очень универсален и гибок. Сектор малого бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики, и на его пути возникает множество проблем - это, прежде всего, неэффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Эта деятельность в равной степени важна как для экономики государства в целом, так и для каждого гражданина в отдельности. Ведь малый бизнес влияет на все сферы нашей жизни - экономическую, политическую, социальную, научно-техническую и т.д. Государству необходимо процветание малого бизнеса, и оно должно стимулировать его развитие, активно участвовать в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России и рассматривать новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса [1].
Цели исследования - рассмотреть современное состояние малого бизнеса и проблемы его развития, проанализировать формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий, выявить перспективы малого бизнеса на сегодняшний день в Тарском районе.
Предмет исследования - проблемы малого бизнеса в Тарском районе Омской области. Объектом исследования является малое предпринимательство.
В соответствии с целью и объектом работы решались следующие задачи: •S определение сущности и роли малого бизнеса;
•S анализ современного состояния и проблем развития малого бизнеса в Тарском районе; S оценка государственного регулирования малого бизнеса; •S выявление перспектив.
Конкретно роль малого бизнеса проявляется в том, что его развитие способствует созданию новых рабочих мест, внедрению новых товаров и услуг, удовлетворению нужд населения, обеспечению специализированными товарами и услугами, наполнению доходной части скудных местных бюджетов. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в
условиях рынка, создает глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего немыслима его эффективность. Громадное социально-экономическое значение малого предпринимательства заключается в большей роли, которую он может сыграть в развитии региона и решении социально-экономических проблем на местах [2].
Мониторинг процессов развития малого предпринимательства _в Тарском муниципальном районе за 2009-2013 гг._
Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
ФНС РФ: субъектов малого пред- 1168 1089 1147 1403 1032
принимательства, ед.
В том числе количество индиви- 991 1021 998 1002 850
дуальных предпринимателей, ед.
Количество субъектов малого 1021 1170 1117 1372 991
предпринимательства:
юридических лиц (за исклю- 156 157 142 147 148
чением КФХ)
индивидуальных предприни- 991 937 895 1159 801
мателей
КФХ 34 76 80 66 42
Доля работников, занятых в ма- 12,6 12,0 14,4 15,6 14,8
лом бизнесе, %
Численность занятых на малых 3123 2931 3564 3878 3673
предприятиях
В том числе у индивидуальных 1198 2281 2608 2901 2720
предпринимателей
Среднемесячная зарплата, тыс.
руб. занятых:
у субъектов малого предпри- 6,5 6,5 8,3 7,6 7,2
нимательства
индивидуальных предприни- 5,5 4,9 6,5 5,8 5,2
мателей
По состоянию на 1 января текущего года в Тарском районе зарегистрировано 1032 субъекта малого и среднего бизнеса, в том числе 868 индивидуальных предпринимателей (таблица). Количество субъектов, осуществляющих деятельность, - 991 ед., в том числе 42 крестьянских (фермерских) хозяйства. В 2013 г. резко снизилось количество индивидуальных предпринимателей. Их уменьшение в Тарском районе, как и во всей стране, связано с двукратным повышением суммы страховых взносов в Пенсионный фонд с 1 января текущего года. В связи с этим понизилась среднемесячная зарплата на 20% по сравнению с прошлым периодом.
Доля работников, занятых в малом бизнесе, в общей численности экономически активного населения Тарского района в 2013 г. понизилась на 5,1% по сравнению с 2012 г. Отраслевой состав субъектов малого предпринимательства в Тарском районе представлен на рисунке.
Основное количество малых и средних предприятий - юридических лиц осуществляет деятельность в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, предоставления различных видов услуг, строительства. 54% индивидуальных предпринимателей занимаются оптовой и розничной торговлей. Одним из наиболее распространенных видов деятельности в малом бизнесе является сфера услуг.
Важнейшая функция малого и среднего предпринимательства - обеспечение занятости населения. Численность занятых на малых предприятиях в Тарском районе стабильно растет. Так, в 2012-2013 гг. по сравнению с предыдущим периодом она выросла на 25%.
Число замещенных рабочих мест в организациях малого и среднего бизнеса (юридических лицах) превысило 3500 чел., в том числе индивидуальных предпринимателей - 2700 чел.
Несмотря на трудности и неудачи последних лет, малое предпринимательство в целом развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социально-трудовые, научно-технические проблемы. В 2014 г. на территории района предпринимателями реализуются такие крупные и социально-значимые для населения нашего и соседних районов проекты, как киноцентр «Авиатор» в городе Таре и частный пансионат для пожилых людей в селе По-логрудово, получивший финансовую поддержку Министерства труда и социального развития Омской области.
10 14
54
>0 сельское хозяйство = торговля
N услуги Ш перерабатывающие производства
¡1 остальные
Распределение действующих малых и средних предприятий по видам экономической деятельности за 2013 г., %
В Тарском муниципальном районе активно действуют областной Фонд поддержки малого и среднего бизнеса, Целевая программа развития малого предпринимательства.
Основными направлениями расходования финансовых средств в рамках принятой программы являются:
• информационная, методическая и организационно-кадровая поддержка малого и среднего предпринимательства;
• мероприятия по поддержке предпринимательской инициативы (премии главы Тар-ского муниципального района в сфере развития предпринимательства; организация и проведение конкурса «Лучшая бизнес-идея», участие в региональных мероприятиях, посвященных развитию малого и среднего предпринимательства и др.).
В 2013 г. администрацией района продолжена работа по реализации долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства». Благодаря финансированию данного мероприятия район стал одним из 12 районов Омской области, которому предоставлены областные и федеральные средства на поддержку субъектов малого предпринимательства. Грантовую поддержку получили проекты в сельском хозяйстве, общественном питании, переработке бытовых отходов, туризме, обрабатывающем производстве; 6 из них реализуются в сельских поселениях, 7 - в городе Таре.
За анализируемый период общий объем финансирования малого предпринимательства составил в 2010 г. - 1166,6 тыс. руб. (995 тыс. руб. - районный бюджет, 171,6 тыс. руб. - федеральный бюджет); в 2011 г. - 4050 тыс. руб. (450 тыс. руб. - районный, 3600 тыс. руб. -федеральный бюджет); в 2012 г. - 3566,4 тыс. руб. (1446,4 тыс. руб. - районный, 2120 тыс. руб. - федеральный бюджет), в 2013 г. - 2944,6 тыс. руб. (1944,6 тыс. руб. - районный, 1000 тыс. руб. - федеральный бюджет).
За все время реализации Программы - с 2010 по 2013 г. - предпринимателями района получено из различных источников финансирования 48 млн 441 тыс. руб.
В 2013 г. приоритетной целью в сфере малого и среднего бизнеса являлось повышение его роли в процессе модернизации экономики, дальнейшая ориентация в реальный сектор и увеличение доли оборота малых предприятий.
Для достижения поставленной цели максимально были задействованы все имеющиеся ресурсы для ускоренного развития бизнеса, в том числе организовано вовлечение в занятия бизнесом молодежи и граждан, не занятых в экономике.
Сегодня в малом бизнесе сегмент приблизительно 30% - молодые люди. По итогам прошлого года в Тарском районе 25% вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - это люди моложе 35 лет.
Огорчает совершенно другое: при анализе социологических опросов, проведенных среди студентов старших курсов Тарского филиала ОмГАУ, из 100 опрошенных 14 хотят стать предпринимателями, 48 - пойти в государственные структуры на работу, 38 - в другие сферы.
В Омской области проработаны направления поддержки, рекомендованные Минэкономразвития РФ, и в настоящее время внесены изменения в условия по предоставления субсидий, повышающих конкурентоспособность субъектов малого и среднего предпринимательства.
Внесены изменения в перечень затрат предпринимателей, применивших энергосберегающие мероприятия. С 2013 г. к субсидированию принимаются в т.ч. затраты, связанные с технологическим присоединением к источнику электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет 500 кВт (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности). Расширен перечень затрат, принимаемых к субсидированию у малых инновационных предприятий. Кроме того, проработаны новые направления поддержки кредитных потребительских кооперативов.
Также модернизации экономики будут способствовать новые виды поддержки малого и среднего предпринимательства: софинансирование муниципальных программ по созданию субъектов малого бизнеса, создание эффективной системы поддержки малого и среднего бизнеса, поддержка кредитных потребительских кооперативов. Сохранятся все основные виды финансовой поддержки.
В сфере налогообложения основной задачей станет максимальное развитие системы патента как наиболее простой и удобной для микропредприятий и индивидуальных предпринимателей формы налогообложения.
Будет продолжена деятельность по снижению административного давления на бизнес (работа областной межведомственной комиссии по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности, областного координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства; проведение «круглых столов» с контролирующими органами; усиление информационной поддержки предпринимателей в связи с работой регионального портала малого и среднего бизнеса).
Библиографический список
1.Фомина, Е. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы [Электронный ресурс] / Е. Фомина, Д. Казанцев. - Режим доступа: http://smao.ru/ru/tp/analytics/article_1023.html.
2. Крюков, С. Поддержка малого бизнеса увеличивается / С. Крюков ; ОАО «РосБР» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosbr.ru.
T.I. Zakharova
Tara branch of Omsk State Agrarian University of name P.A. Stolypin PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN TARSKY AREA
Position of individual business and problems of its development, the forms of state support and protection of enterprises interests in Tarsky area.
Key words: business, small business, state support of entrepreneurship.
References
1. Fominna E., Kazantzev D. Small business in Russia: state and problems. Mode of access: http://smao.ru/ru/tp/analytics/article_1023.html.
2. Kryukov S. Support of small business increases. (OJSC "RBD"). Mode of access: http://www.rosbr.ru.
© Захарова Т.И., 2014
Автор статьи - Татьяна Ивановна Захарова, кандидат экономических наук, доцент, Тарский филиал Омского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, г. Тара, e-mail: [email protected].
Рецензенты:
Н.А. Седельникова, кандидат исторических наук, Филиал Омского государственного педагогического университета в г. Таре;
Т.В. Зинкевич, кандидат экономических наук, Администрация Тарского муниципального района, Комитет по экономике и управлению муниципальной собственностью.
УДК336.717.13
Е.В. Иванова
Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
АНАЛИЗ РЫНКА БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ С ПЛАСТИКОВЫМИ КАРТАМИ
В РОССИИ
Пластиковые карты являются относительно новым банковским продуктом, но уже успевшим занять свое место среди банковских услуг. Работа с пластиковыми картами является одной из перспективных для банков в настоящее время. В статье проведен анализ предоставления и использования карт, рассмотрены их виды и определены преимущества и недостатки. Автором сформулированы проблемы развития рынка банковских карт и сделан вывод, что для активизации развития рынка банковских карт в РФ требуется постоянная и планомерная работа с населением и торговыми предприятиями по изменению стереотипного подхода к расчетам в торговой сети, которую необходимо осуществлять в тесном взаимодействии кредитных организаций с органами государственной власти и управления.
Ключевые слова: банковские карты, банки, безналичные платежи, международная платежная система.
В современных условиях развития экономики происходит процесс интеграции банковских систем отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В экономически развитых странах пластиковая карта является основных атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.
Рынок платежных карт все больше становится полем конкурентной борьбы между российскими банками. Операции по банковским карточкам относятся к числу наиболее доходных видов банковской деятельности. В среднем доход на единицу затрат в карточном бизнесе выше, чем по другим видам операций.
Если сравнивать банковские карточки с депозитными счетами, как механизм привлечения средств населения, то первые менее эффективны, потому что процентная ставка по ним может быть значительно ниже, чем процентная ставка по депозиту. Но интерес к картам сохраняется, так как он обусловлен не столько процентами, сколько другими факторами: удобством пользования, автоматическим предоставлением банковского кредита, возможностью от-