(N
%
О
(N
УДК 338.43 ББК 65.32
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
Рассмотрены направления развития малого бизнеса в сельской местности. Обоснована необходимость диверсификации сельской экономики в Российской Федерации. Рассмотрены направления совершенствования сельской экономики в Российской Федерации.
Ключевые слова: сельскохозяйственные предприятия, сельская местность, малый бизнес, сельское хозяйство, несельскохозяйственная занятость, Российская Федерация.
K.S. Karelia
PROSPECTS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN RURAL AREAS
The article observes directions of small business development in rural area. The author proves the necessity of diversification in rural economy in the Russian Federation, and considers ways of improving the rural economy in the Russian Federation.
Keywords: agricultural enterprises, rural areas, small business, agriculture, non-farm employment, the Russian Federation.
SSI
Zsl
KS г
MhSI
HSS
H5i
Ой"
%<s ^ 1
5s 1
^ n £
S I
8s! ИН 25 о
СнО!
£я§|
E40 I
йи-і
See
H
H
о
H
PQ
CO
H
В XXI в., благодаря развитию информационных и коммуникационных технологий мир столкнулся с таким явлением, как глобализация. Именно глобализационные процессы стали определять направление развития экономических процессов в мире. В условиях глобализации прежние устои и представления требуют своего теоретического переосмысления и новых практических подходов. Глобализационные процессы так же стали причиной повышения роли городов в развитии общества, т.е. ускорили и расширили процессы урбанизации. Сегодня города занимают только 1% площади суши, но в них концентрируется половина населения мира и большая часть промышленности, поэтому урбанизация является основным фактором развития общества, влияющая на тенденции развития мира в целом.
Несмотря на быстрый рост городов, половина населения мира все еще проживает в сельской местности. Общее число сельских населенных пунктов на Земле примерно составляет — 12-20 млн [2].
Что касается России, то исторически сложилось так, что Россия является аграрной страной, из 24,5 тыс. муниципальных образований на долю сельских поселений приходится более 20 тыс. На сегодняшний день 35% населения России проживает в сельской местности, кроме того, на сельских территориях осуществляют хозяйственную деятельность более 22 млн владельцев земельных участков состоящих в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
В настоящее время сельское хозяйство России находится в кризисной ситуации. Существующие резкие различия в условиях труда и быта сельского и городского населения привели к образованию перенаселенных агломераций и обезлюдению многих сельских поселений в нашей стране. И если сегодня не принять меры по снижению массовой дегра-
© К.С. Карелина, 2011
«К1
2нё Яч >
«31
Ен^ 1
ой-
^ 1
1
^ Л £ ё§! ь Е
« цт I
8Н! й§ о
ул* ЕнО а
*МЦ МО I £И4
нее
и
н
н
о
н
м
со
Н
дацию сельских территорий, то навряд ли стоит рассчитывать на благоприятные социально-экономические прогнозы и, в целом, на успешное развитие общества и страны в будущем.
Преодоление имеющихся проблем в сельской местности возможно благодаря приоритетному развитию малого бизнеса в сельском хозяйстве, способного решить ряд социально-экономических вопросов, прежде всего, в сфере занятости и увеличения доходов населения.
Понятие «малый бизнес в сельском хозяйстве» в данной статье используется для обозначения индивидуальных хозяйств, а так же малых сельскохозяйственных предприятий, к которым по российскому законодательству относятся хозяйства с численностью постоянных работников до 100 чел. Под малым бизнесом в сельской местности автор статьи понимает — деятельность в сфере производства и сбыта сельскохозяйственной продукции с целью получения дохода и реализации личного интереса.
Устойчивое развитие сельских территорий объявлено Министерством сельского хозяйства РФ первостепенным направлением развития сельской экономики, где становлению малого предпринимательства определена одна из ведущих ролей. Так же это особенно значимо в осуществлении федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующего исполнение муниципальными властями широкого круга вопросов местного значения, в том числе в области создания условий и поддержки малых форм предпринимательства в сельских поселениях.
Вместе с тем, на селе существует ряд объективных проблем, препятствующих полноценному развитию деятельности субъектов малых форм хозяйствования, а именно:
- снижение качества и уровня жизни населения в сельской местности;
- относительно низкий уровень занятости и доходов сельского населения;
- неравномерное развитие сельскохозяйственного производства;
- низкий уровень развития несельскохозяйственных направлений деятельности;
- ухудшение кадрового потенциала и демографической ситуации села;
- ухудшение экологической обстановки на интенсивно используемых территориях;
- разрушение взаимовыгодных связей между городом и селом.
Так же деятельность малых форм организации в сельском хозяйстве в настоящее время имеет свои особые качественные характеристики [1]:
- ограниченность масштабов деятельности;
- острая нехватка капитала для предпринимательской деятельности;
- недостаточность земельных ресурсов;
- недостаточность подходящих производственных помещений;
- дефицит инфраструктурных услуг;
- низкое качество информации для бизнеса;
- кадровая проблема;
- сопротивление развитию со стороны сельских жителей, что ограничивает основу предпринимательской деятельности — личную инициативу.
Сложившаяся ситуация во многом обусловлена слабостью местного самоуправления; ведомственной разобщенностью в управлении сельской
%
М местностью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
информационной изолированностью сельских поселений; слабым представлением сельских жителей о своих социальных и экономических правах; ограниченным доступом сельского населения к рынкам реализации ^ своей продукции, материально-техническим и финансовым ресурсам.
5^ Малый бизнес в сельской местности так же является источником аль-
тернативной (несельскохозяйственной) занятости сельского населения.
Занятость в несельскохозяйственных отраслях на селе является важным источником доходов сельского населения в силу сезонности аграрного труда, а значит, и невозможности круглогодичной занятости в сельскохозяйственном производстве. Реальной альтернативной занятости в сельской местности пока еще очень немного, в основном она представлена сбором дикоросов, неформальными услугами на внутридеревенском рынке услуг и сельским туризмом. Размещение в сельской местности современных малых производств необходимо в сложившейся ситуации. Необходимо создание в сельской местности максимально возможного набора разнообразных хозяйственных форм и видов деятельности, удовлетворяющих потребности населения в сфере занятости.
Существует несколько направлений развития малого бизнеса в сельской местности:
- хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции;
- сельский туризм: развитая туристическая инфраструктура в сельской местности способствует устойчивому сельскому развитию, так как позволяет создавать дополнительные рабочие места, увеличивать доходы сельских жителей, в частности, хозяев гостевых домов и сельских гостиниц, обсуживающего персонала, расширять производство и рынок сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной в домашних хозяйствах, обеспечивать рост объемов производства изделий народных промыслов и прежде всего сувениров, увеличивать налоговые поступления в местные бюджеты благодаря появлению малых предприятий
; и индивидуальных частных предпринимателей, вовлеченных в турис-
тический бизнес, модернизировать местную бытовую инфраструктуру, ой § способствовать развитию народных промыслов и ремесел;
^1 - сельская торговля: формирование разветвленной сети магазинов
^ | и выездной торговли в отдаленных селах и малых деревнях позволяет
1 развивать стабильный рынок сбыта продовольственных и промышленной ^ | ных товаров, сельхозпродукции и даров леса, развивать бытовые услуги,
| привлекать финансовые ресурсы сельских предпринимателей, занимаю-
в щихся торговлей;
йо 1 - народные промыслы и ремесла: содействие мастерам в обмене опы-
к®Э том, защита интересов мастеров народных промыслов в администра-
тивных органах, коммерческих или общественных организациях и учреждениях, налаживание связей с торговыми и иными предприятиями, организациями и физическими лицами, занимающимися реализацией изделий народных промыслов, содействие выставочно-ярмарочной деятельности, возрождение старых и освоение новых приемов создания из-
«
Н
делий народных промыслов, привлечение молодежи к занятиям народными промыслами, осуществление поиска благотворителей, спонсоров, грантодателей, готовых поддержать деятельность мастеров; со - бытовое и социально-культурное обслуживание сельского населения;
Н- заготовка и переработка дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений и другого недревесного сырья;
<N
%
О
(N
SS1
2нё Яч >
MhSI
HSS
«31
оК %<s ^ 1
5s 1
^ Л £ ё§! h Е
S V I
8s! й§ о
ЕнО а
£яЦ
МО I £И4
See
«
н
н
о
н
PQ
со
н
- заготовка и обработка древесины;
- производство строительных материалов, строительство;
- транспортировка грузов, пассажирские перевозки.
Разумеется, этот список не исчерпывает всех видов занятости в несельскохозяйственной сфере.
На основе вышерассмотренного целесообразно предложить следующие приоритетные мероприятия развития малого бизнеса в сельской местности:
- формирование условий, стимулирующих предпринимательскую активность населения, а также формирование благоприятной среды для развития малого предпринимательства;
- развитие системы финансово-кредитной поддержки малого бизнеса;
- совершенствование земельных отношений и регулирование оборота земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств;
- создание региональной рыночной инфраструктуры, улучшение научного и информационно-консультационного обслуживания;
- повышение кадрового потенциала сельских предпринимателей, социальная защита сельских предпринимателей;
- распространение передового отечественного и зарубежного опыта среди малых форм хозяйствования.
Реализация предложенных мероприятий будет способствовать диверсификации сельской экономики и как результат — созданию новых рабочих мест в сельской местности, а так же удовлетворению потребностей населения в бытовых услугах, увеличению доступа предпринимателей к долгосрочным кредитам и информационным ресурсам, установлению и развитию контактов с крупными закупщиками сельскохозяйственной продукции. Это позволит снизить уровень деградации сельских территорий и увеличить качество и уровень жизни сельских жителей в Российской Федерации.
Список использованной литературы
1. Колодина Е.А. Сельскохозяйственная экономика и бизнес: модуль для повышения квалификации муниципальных служащих / Е.А. Колодина. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. — 155 с.
2. URL: http://geography.kz/slovar/urbanizaciya/.
Referenses
1. Kolodina E.A. Sel’skokhozyaistvennaya ekonomika i biznes: modul’ dlya povysheniya kvalifikatsii munitsipal’nykh sluzhashchikh / E.A. Kolodina. — Irkutsk: Izd-vo BGUEP, 2009. — 155 s.
2. URL: http://geography.kz/slovar/urbanizaciya/.
Информация об авторе
Карелина Ксения Сергеевна — магистрант, кафедра экономики и государственного управления, Байкальский государственный университет экономики и права, г. Иркутск, e-mail: [email protected].
Author
Karelinа Ksenia Sergeyevna — candidate for master’s degree, Chair of Economy and Public Management, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, e-mail: [email protected].