Научная статья на тему 'Перспективы развития логистического аутсорсинга как способа сокращения производственных издержек'

Перспективы развития логистического аутсорсинга как способа сокращения производственных издержек Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / ЛОГИСТИКА / ПЕРЕВОЗКИ / ОПТИМИЗАЦИЯ / РОССИЯ / 5PL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гурецкайте Кристина Жидруновна, Салов Александр Игоревич

В статье рассматриваются экономические причины роста популярности логистического аутсорсинга в России и корреляция данного процесса с общемировыми тенденциями, осуществляется классификация уровней сервиса логистических провайдеров и анализ перспектив и путей развития логистического аутсорсинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития логистического аутсорсинга как способа сокращения производственных издержек»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО АУТСОРСИНГА КАК СПОСОБА СОКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ИЗДЕРЖЕК Гурецкайте К.Ж.1, Салов А.И.2

1Гурецкайте Кристина Жидруновна - магистрант, направление: технология транспортных процессов;

2Салов Александр Игоревич - аспирант, направление: динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры, Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград

Аннотация: в статье рассматриваются экономические причины роста популярности логистического аутсорсинга в России и корреляция данного процесса с общемировыми тенденциями, осуществляется классификация уровней сервиса логистических провайдеров и анализ перспектив и путей развития логистического аутсорсинга.

Ключевые слова: аутсорсинг, логистика, перевозки, оптимизация, Россия, 5PL.

В экономической теории существует два подхода к определению ключевой цели существования и функционирования организации. Одна часть научного сообщества во главу угла ставит формирование стабильного денежного потока и извлечение максимальной прибыли; вторая - рассматривает прибыль лишь в качестве средства, с помощью которого необходимо и возможно достигать высших социальных целей -увеличение качества жизни социума, решение острых проблем на локальном и (или) глобальном уровнях и так далее [1].

Ни для кого не секрет, что российские реалии и присущая ей ментальность не особо способствуют развитию социально ориентированного бизнеса, так что в отечественной практике господствует первый, ориентированный на прибыль, подход.

При этом вариантов повышения прибыльности организации так же немного - это наращивание объёмов продаж и снижение любых издержек, прямо или косвенно связанных с повседневной деятельностью организации.

С начала нового тысячелетия и вплоть до мирового финансового кризиса 2008 года российская экономика росла феноменальными темпами - среднегодовой рост Валового Внутреннего Продукта за этот период превышал семь процентов, а суммарно составил 91% [2]. В таких условиях отечественные предприниматели не особо обращали внимание на расходы и отдавали предпочтение экстенсивному, количественному росту.

Последовавшее за кризисом пятилетие Россия вместе со всем миром преодолевала последствия лопнувшего "пузыря", но в тот момент, когда ситуация более-менее стабилизировалась, Россия подверглась мощнейшему коллективному санкционному давлению. В результате отечественная экономика вместо заявленных опережающих темпов развития на протяжении всех этих десяти лет пребывала в стагнирующем состоянии. Темпы роста российской экономики оказались в два раза меньше среднемировых и самыми слабыми среди всех стран постсоветского пространства (за исключением Украины):

Прирост ВВП* в постсоветских государствах в 2008-2018 гг.

Страна Кумулятивный Среднегодовые

прирост, % темпы прироста, %

1 Туркменистан 96,6 7

2 Узбекистан 71,3 5,5

3 Грузия 60,4 4,8

4 Таджикистан 51,1 4,2

5 Молдова 37,8 3,3

6 Литва 31,3 2,8

7 Казахстан 28,7 2,6

8 Латвия 22,5 2

9 Киргизстан 21,9 2

10 Армения 20,7 1,9

11 Беларусь 19,1 1,8

12 Эстония 19 1,8

13 Азербайджан 9,9 0,9

14 Россия (МВФ) 7,5 0,7

Россия (Росстат) 3,8 0,4

15 Украина -10,6 -1,1

Рис. 1. Прирост ВВП в постсоветских государствах в 2008-2018 гг.

При сохранении высокой конкуренции практически во всех рыночных сегментах предприниматели начали адаптироваться к изменившимся условиях и адаптировать под них бизнес-модели. Процесс адаптации сопровождался повсеместным переходом к политике минимизации издержек.

Год от года данная тенденция всё больше и больше набирает обороты, и одна из ключевых форм её реализации - аутсорсинг, то есть частичная или полная передача какой-либо третьей стороне тех или иных функций организации.

Всё больше производителей, основная масса которых пока ещё сконцентрирована в развитых странах, делает ставку на аутсорсинг, снимая с себя обязанности и риски, связанные с перевозкой и хранением грузов. Процентное соотношение передаваемых на аутсорсинг функций, согласно статистическим данным [3], распределяется следующим образом:

• транспортные услуги - 66%;

• складские услуги - 52%;

• комиссионирование и управление запасами - 41%;

• клиентский сервис - 22%;

• упаковка, складирование и маркировка - 21%;

• сопутствующие услуги - 18%;

• возврат товаров от потребителя обратно к производителю - 15%.

Высокий спрос на логистический аутсорсинг объясняется тем, что использование услуг сторонних организаций позволяет устранить:

1) Необходимость подготовки и последующего содержания отдельного логистического подразделения;

2) Необходимость регулярной переподготовки кадров в целях поддержания достаточного компетентного уровня;

3) Рассредоточение точек приложения сил руководителя, снижение управляемости;

4) Невозможность оперативного воплощения новых концепций и идей из-за отсутствия необходимых кадровых и иных ресурсов.

Аутсорсинг позволяет организации сэкономить денежные средства, а также время сотрудников, что благоприятно сказывается на её общей рентабельности. Согласно рыночным законам, активный спрос породил не менее активное предложение, в связи

с чем провайдеры логистических услуг были классифицированы сперва на три, а после - на пять уровней сервиса [4].

- 1PL (автономия): логистическим провайдером является сам грузовладелец, выполняющий все операции с помощью собственного подвижного состав и персонала;

- 2PL (частичный аутсорсинг): логистический провайдер предоставляет грузовладельцу транспортные средства и складские помещения, все остальные процессы осуществляет технический персонал грузовладельца;

- 3PL (комплексный аутсорсинг): грузовладелец выполняет только функцию планирования логистических процессов, чаще всего на концептуальном уровне; логистический провайдер при этом не только предоставляет транспортные средства и складские помещения, но и организует и контролирует все промежуточные процессы, минимизируя участие грузовладельца.

Несмотря на свою комплексность, 3PL-подход перестал в полной мере соответствовать потребностям грузовладельцев. От провайдеров понадобилось не просто выполнение поставленных задач, а проектирование, обоснование и управление цепями поставок - так и появился следующий уровень, 4PL, который подразумевал анализ деятельности, реинжиниринг бизнес-процессов и максимально эффективное внедрение технологий. Таким образом, 4PL-подход стал стратегическим, в то время как 3PL по-прежнему оставался тактическим [5].

Последующие достижения научно-технического прогресса стали основой появления следующего уровня аутсорсинга в логистике - 5PL, получившего неформальный статус "виртуальной логистики". Исследователь Иванов Д.А. в работе "Стратегическая кооперация" дал следующее определение 5PL-провайдеру: "динамическая открытая бизнес-система, основанная на формировании юридически независимыми предприятиями единого информационного пространства с целью совместного использования своих технологических ресурсов для реализации всех этапов работ по выполнению проекта от источников первичного сырья до сдачи продукции конечному потребителю" [6]. Его ключевые черты одновременно являются и его преимуществами: децентрализованность; гибкость; адаптивность; саморегулируемость; согласованность действий между всеми субъектами цепи поставок. Они особенно наглядны в формате сравнительной таблицы:

Использование услуг каждого из этих провайдеров в большей или меньшей степени позволяет получить следующие преимущества:

- фокусировка сил и внимания на основных организационных процессах, улучшение их качества;

- улучшение операционного контроля;

- минимизация затрат на перевозку и складирование;

- частичное сокращение инвестиций, связанных с обучением персонала, закупкой транспортных средств и их обслуживанием;

- снижение рисков, связанных с осуществлением логистической деятельности;

Показатель 3РЬ 4РЬ 5РЬ

Форма управления Тактическая Стратегическая Стратегическая + 1Т-управление

Ключевая функция Исполнение физических логистических операций вместо грузовладельца Формирование цепи поставок, выполнение всех её составляющих и стремление к оптимизации процессов Трансформация цепи поставок в интеллектуальную логистическую систему

Наличие активов Провайдер чаще всего владеет материальными активами и ресурсами, нематериальный капитал минимален, ограничен системой отслеживания грузов Ключевой актив - технологии, знания и опыт; материальные активы - техника и программное обеспечение Ключевой актив -технологии, знания и опыт; материальные активы - техника и программное обеспечение

Клиентская база Компании и грузовладельцы, не обладающие достаточными материальными и нематериальными активами для совершения логистических операций Компании с усложнёнными цепями поставок Грузовладельцы и организации с разветвлённой сетью контрагентов и сверхсложными цепочками поставок

При этом реализация двух последних уровней предполагает наличие развитой материально-технической базы, владение передовыми программами и системами, а также предпринимательскую смелость. В наиболее развитых странах 4PL-провайдеры уже давно получили широкое распространение, а 5PL пока что нацелены только на крупнейшие компании, глобальные корпорации и межнациональные конгломераты, системы связи в которых отличаются повышенной сложностью.

И, несмотря на присущий отрасли консерватизм, её будущее за цифровизацией и внедрением современных информационных технологий на всех этапах цепочки продаж. В ближайшем будущем стоит ожидать трансформации существующих 3PL- и 4РЬ-провайдеров до пятого уровня; при этом компании, не пожелавшие скорректировать бизнес-процессы, не пропадут с рынка, а лишь частично потеряют рыночную долю и станут субподрядчиками 5PL-провайдеров. Данное направление развития логистического аутсорсинга обусловлено стремлением к минимизации тех немногих недостатков, которые пока ещё ограничивают коэффициент полезного действия от его применения:

- рост вероятности непредвиденных расходов, связанных с ошибочными решениями провайдера;

- снижения контрольно-надзорного потенциала компании-заказчика, как следствие, снижение управленческой гибкости.

И, наконец, последний вопрос, требующий разрешения, - это создание международной нормативно-правовой базы аутсорсинга, на основании которой будут самостоятельно функционировать и взаимодействовать между собой участники логистических цепочек, не боясь утечек информации, корпоративного шпионажа и иных противоправных действий со стороны контрагента.

Таким образом, логистический аутсорсинг имеет огромный потенциал для роста и развития, зачатки которых мы наблюдаем уже сейчас. И будем наблюдать в краткосрочной и среднесрочной перспективе.

Список литературы

1. Когда цель бизнеса - не прибыль, а лучший мир. [Электронный ресурс] // Портал "SEB" 18.10.2017. Режим доступа: goo.gl/SciERH/ (дата обращения: 15.04.2019).

2. Башкатова Анастасия. За 10 лет Россия выбилась в аутсайдеры. [Электронный ресурс] // Независимая газета. - 02.09.2018. URL: http://www.ng.ru/economics/2018-09-02/2_7301_outsider.html/ (дата обращения: 15.04.2019).

3. Виряскин С. Передай другому: российский рынок аутсорсинга // Клерк, 2015. 03.11.2015. Режим доступа: https://www.klerk.ru/buh/articles/432610/ (дата обращения: 15.04.2019).

4. Карпова Н.П., Королев В. О. Аутсорсинг и его роль в логистике // Молодой ученый, 2015. № 19. С. 379-381. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/99/22141// (дата обращения: 15.04.2019).

5. Зуева Е.М. Формирование концепции 5PL-логистики. [Электронный ресурс] // Материалы конференции самарского государственного экономического университета, 2013. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008907/ (дата обращения: 15.04.2019).

6. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая кооперация // М.: Вершина, 2006. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.