Н.В. ШАШКИНА
Наталья Викторовна ШАШЮША — аспирантка кафедры экономики и менеджмента Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.
В 2009 г. окончила Санкт-Петербургский государственный университет.
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — социальный туризм.
^ ^ ^
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА*
Проблемы управления конкурентоспособностью российских предприятий индустрии гостеприимства в условиях посткризисной экономики занимают важное место в системе развития общественных отношений [1; 2; 5; 7]. Конкурентоспособность предприятий индустрии гостеприимства включает комплекс социально-экономических характеристик, определяющих, с одной стороны, положение субъекта хозяйствования на рынке, развитие его производственного, кадрового и маркетингового потенциала, с другой стороны, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных условий, позволяющих создавать более привлекательные услуги для потребителей, чем у конкурентов. В основе управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства должны лежать не только исследования тенденций развития, разработка прогнозов, но и эффективное использование ресурсов в процессе адаптации предприятий к изменчивым факторам внешней среды [4].
Структурная организация рынка услуг индустрии гостеприимства определяется наличием хозяйственных отношений, обладающих различным уровнем и потенциалом развития, состоянием его качественных и количественных характеристик, целевой направленностью. Так, устойчивому развитию российского рынка услуг индустрии гостеприимства препятствует сохранение его пространственной асимметрии, связанное с неоднородностью экономического пространства страны [3]. Можно отметить следующие тенденции развития индустрии гостеприимства в Российской Федерации: активное развитие межрегионального сотрудничества в данной сфере; усиление роли индустрии гостеприимства на федеральном и региональном уровнях; активизация продвижения национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках. К факторам, препятствующим развитию индустрии гостеприимства в регионах России и формированию конкурентоспособного национального турпродукта, относятся: слаборазвитая туристская инфраструктура в регионах России; недостаточное осознание роли потенциала событийного, социального, доступного, медицинского, аграрного, делового туризма, их воздействия на региональную экономику; недостаточное внимание местных и региональных властей к разработке стратегий и программ развития индустрии гостеприимства; низкая инвестиционная и деловая активность; дефицит квалифицированных кадров в индустрии гостеприимства; недостаток информации и низкая эффективность систем продвижения туристических продуктов на рынок.
С учетом специфики отечественного рынка услуг индустрии гостеприимства можно сформулировать следующие принципы управления конкурентоспособностью предприятий российской индустрии
ГРНТИ 06.71.57 ©Н.В. Шашкина,2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. С.М. Климова.
гостеприимства: соответствие стратегии формирования рынка услуг индустрии гостеприимства общей стратегии развития хозяйственной системы; решающая роль факторов финансового и человеческого капитала в процессе развития индустрии гостеприимства; согласование экономических интересов основных субъектов рынка услуг индустрии гостеприимства; социальная ответственность государства и бизнеса за устойчивое и эффективное развитие индустрии гостеприимства. Установленные принципы управления конкурентоспособностью предприятий индустрии гостеприимства могут быть положены в основу определения стратегии развития российского рынка услуг индустрии гостеприимства в целом.
Политика государства в этом отношении должна строиться, исходя из потребностей обеспечения эффективного и устойчивого развития рынка услуг индустрии гостеприимства на перспективу. Так, на федеральном уровне целесообразны формирование приоритета развития индустрии гостеприимства; распределение ответственности по информационному сопровождению федеральной целевой программы, ввода в эксплуатацию новых туристских объектов и т. д. На региональном уровне необходимы соблюдение приоритета развития индустрии гостеприимства; информационное сопровождение развития различных видов туризма. Для предприятий индустрии гостеприимства важно обеспечение информационной открытости их деятельности для населения, проведение информационных туров, мастер-классов (например, по ремеслам), дней открытых дверей на туристских объектах; информирование региональных властей о деятельности таких объектов, проведении мероприятий, праздновании событий и пр. Важно также работать над популяризацией конкретных туристских объектов и регионов. Для каждого объекта необходимо четко определить целевую аудиторию, выделить основной сегмент потребителей, а также тех, кто дополнит и заменит основной сегмент в периоды «снижения спроса». Если заранее определить и понять потребности сегментов, будет проще строить маркетинговую программу по продвижению услуг индустрии гостеприимства.
Перспективность развития предприятий, функционирующих в индустрии гостеприимства, определяется уровнем конкуренции в данной сфере. При усилении конкуренции, вызванной новыми технологиями, больше внимания уделяется брендингу, качеству, клиентоориентированности. Чтобы повысить конкурентоспособность предприятий индустрии гостеприимства, необходимо разработать стратегию управления с акцентом на развитие и углубление связей с клиентами. Предприятия индустрии гостеприимства должны учитывать изменения в предоставлении услуг различным группам клиентов. Так, пенсионеры, не ограниченные традиционными временными рамками длительности поездки и приобретающие путевки на более длительный срок, смогут стать основной движущей силой спроса на рынке услуг индустрии гостеприимства, что потребует необходимости изменений в действующей структуре сбыта и обслуживания. Дополнительные меры по улучшению условий финансирования пожилых людей, предоставление им льгот и субсидий при правильном подходе дадут рынку еще больше клиентов и увеличат спрос на услуги индустрии гостеприимства. Также существует гарантированная законом обязанность заботиться о потребностях инвалидов, и эту группу все чаще учитывают как важный сегмент рынка. Таким образом, предприятия индустрии гостеприимства получают возможность обслуживать крупный и все более возрастающий рынок, одновременно выполняя требования закона.
В связи с этим к основным направлениям повышения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства следует отнести: создание единого информационного пространства и продвижения национального туристского продукта на мировом и внутреннем рынках услуг индустрии гостеприимства; развитие событийного, социального, доступного, медицинского, аграрного, делового туризма; расширение гостиничной сети, транспортной инфраструктуры; совершенствование структуры управления и системы принятия решений, системы стимулирования; развитие репутационного потенциала предприятий индустрии гостеприимства; повышение безопасности; работа с населением; применение инновационных методов развития индустрии гостеприимства; организация процесса подготовки кадров и повышение квалификации работников сферы гостеприимства.
Важной задачей для предприятий индустрии гостеприимства является создание репутации предприятия высокого качества обслуживания, которое обеспечивается коллективными усилиями работников всех служб гостиницы, постоянным и эффективным контролем со стороны администрации, проведением работы по совершенствованию форм и методов обслуживания. Приоритетным направлением развития было и остается повышение квалификации уже работающих в индустрии людей, из-
менение их менталитета и ценностных ориентиров [6]. Главные трудности заключаются в отсутствии финансовой поддержки со стороны предприятий, интереса индустрии в обучении персонала, отсутствии рычагов законодательного и нормативно-правового воздействия; в слабых финансовых возможностях хозяйствующих субъектов, высокой текучести кадров, сезонном характере функционирования сферы обслуживания, большом количестве временного персонала, большой протяженности города, значительном количестве закрывающихся предприятий. В связи с этим менеджменту предприятия важно знать и понимать текущие и будущие потребности компании и ее сотрудников, добиваться удовлетворения их взаимных интересов. С этой целью в компании необходимо регулярно проводить оценку удовлетворенности сотрудника в рамках утвержденной кадровой политики, что предполагает снижение тревожности, напряженности и конфликтности в коллективе и, соответственно, повышение лояльности сотрудников, мотивации для их профессионального развития.
Реализация основных направлений повышения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства должна быть направлена на поиск сбалансированного набора инструментов конкурентной политики, с использованием новых институциональных технологий в части сравнительного анализа альтернативных вариантов развития предприятий индустрии гостеприимства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долматеня Ю.В. Международный опыт управления туризмом // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2. С. 61-64.
2. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Классификация в туризме: практика и методология // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2. С. 64-69.
3. Лунева Е.В. Особенности становления и тенденции развития рынка услуг индустрии гостеприимства в России // Труды государственного Кубанского аграрного университета. Вып. 1 (5). Краснодар: КубГАУ, 2007.
4. Мохое А.И. Факторы конкурентных преимуществ предприятий гостиничных услуг // Интеграл. 2010. № 6 (56).
5. Сущинсшй Ф.В. Современные подходы к определению и исследованию лояльности туристов к дестина-ции // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2. С. 104-107.
6. Финеган Н. Кадровые тренды // Гостиничное дело. 2012. Окт.
7. Шубаева В.Г., Бурова Н.В. Индикаторы привлекательности региона как туристской дестинации и маркетинговая стратегия ее развития // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2. С. 124-128.