Научная статья на тему 'Перспективы развития индустрии гостеприимства'

Перспективы развития индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1464
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА / УРОВЕНЬ КОНКУРЕНЦИИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ / HOSPITALITY INDUSTRY / LEVEL OF COMPETITION / COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шашкина Наталья Викторовна

В статье проанализированы современные тенденции развития индустрии гостеприимства, сформулированы принципы стратегического управления конкурентоспособностью предприятий российской индустрии гостеприимства, определены основные направления развития таких предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шашкина Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for the development of the hospitality industry

The paper analyzes the current trends of the hospitality industry, formulated the principles of strategic management competitiveness of companies in the Russian hospitality industry, the main directions of improving the competitiveness of the hospitality industry.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития индустрии гостеприимства»

Н.В. ШАШКИНА

Наталья Викторовна ШАШЮША — аспирантка кафедры экономики и менеджмента Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права.

В 2009 г. окончила Санкт-Петербургский государственный университет.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — социальный туризм.

^ ^ ^

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА*

Проблемы управления конкурентоспособностью российских предприятий индустрии гостеприимства в условиях посткризисной экономики занимают важное место в системе развития общественных отношений [1; 2; 5; 7]. Конкурентоспособность предприятий индустрии гостеприимства включает комплекс социально-экономических характеристик, определяющих, с одной стороны, положение субъекта хозяйствования на рынке, развитие его производственного, кадрового и маркетингового потенциала, с другой стороны, внешних по отношению к нему социально-экономических и организационных условий, позволяющих создавать более привлекательные услуги для потребителей, чем у конкурентов. В основе управленческих решений по повышению конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства должны лежать не только исследования тенденций развития, разработка прогнозов, но и эффективное использование ресурсов в процессе адаптации предприятий к изменчивым факторам внешней среды [4].

Структурная организация рынка услуг индустрии гостеприимства определяется наличием хозяйственных отношений, обладающих различным уровнем и потенциалом развития, состоянием его качественных и количественных характеристик, целевой направленностью. Так, устойчивому развитию российского рынка услуг индустрии гостеприимства препятствует сохранение его пространственной асимметрии, связанное с неоднородностью экономического пространства страны [3]. Можно отметить следующие тенденции развития индустрии гостеприимства в Российской Федерации: активное развитие межрегионального сотрудничества в данной сфере; усиление роли индустрии гостеприимства на федеральном и региональном уровнях; активизация продвижения национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках. К факторам, препятствующим развитию индустрии гостеприимства в регионах России и формированию конкурентоспособного национального турпродукта, относятся: слаборазвитая туристская инфраструктура в регионах России; недостаточное осознание роли потенциала событийного, социального, доступного, медицинского, аграрного, делового туризма, их воздействия на региональную экономику; недостаточное внимание местных и региональных властей к разработке стратегий и программ развития индустрии гостеприимства; низкая инвестиционная и деловая активность; дефицит квалифицированных кадров в индустрии гостеприимства; недостаток информации и низкая эффективность систем продвижения туристических продуктов на рынок.

С учетом специфики отечественного рынка услуг индустрии гостеприимства можно сформулировать следующие принципы управления конкурентоспособностью предприятий российской индустрии

ГРНТИ 06.71.57 ©Н.В. Шашкина,2013 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук проф. С.М. Климова.

гостеприимства: соответствие стратегии формирования рынка услуг индустрии гостеприимства общей стратегии развития хозяйственной системы; решающая роль факторов финансового и человеческого капитала в процессе развития индустрии гостеприимства; согласование экономических интересов основных субъектов рынка услуг индустрии гостеприимства; социальная ответственность государства и бизнеса за устойчивое и эффективное развитие индустрии гостеприимства. Установленные принципы управления конкурентоспособностью предприятий индустрии гостеприимства могут быть положены в основу определения стратегии развития российского рынка услуг индустрии гостеприимства в целом.

Политика государства в этом отношении должна строиться, исходя из потребностей обеспечения эффективного и устойчивого развития рынка услуг индустрии гостеприимства на перспективу. Так, на федеральном уровне целесообразны формирование приоритета развития индустрии гостеприимства; распределение ответственности по информационному сопровождению федеральной целевой программы, ввода в эксплуатацию новых туристских объектов и т. д. На региональном уровне необходимы соблюдение приоритета развития индустрии гостеприимства; информационное сопровождение развития различных видов туризма. Для предприятий индустрии гостеприимства важно обеспечение информационной открытости их деятельности для населения, проведение информационных туров, мастер-классов (например, по ремеслам), дней открытых дверей на туристских объектах; информирование региональных властей о деятельности таких объектов, проведении мероприятий, праздновании событий и пр. Важно также работать над популяризацией конкретных туристских объектов и регионов. Для каждого объекта необходимо четко определить целевую аудиторию, выделить основной сегмент потребителей, а также тех, кто дополнит и заменит основной сегмент в периоды «снижения спроса». Если заранее определить и понять потребности сегментов, будет проще строить маркетинговую программу по продвижению услуг индустрии гостеприимства.

Перспективность развития предприятий, функционирующих в индустрии гостеприимства, определяется уровнем конкуренции в данной сфере. При усилении конкуренции, вызванной новыми технологиями, больше внимания уделяется брендингу, качеству, клиентоориентированности. Чтобы повысить конкурентоспособность предприятий индустрии гостеприимства, необходимо разработать стратегию управления с акцентом на развитие и углубление связей с клиентами. Предприятия индустрии гостеприимства должны учитывать изменения в предоставлении услуг различным группам клиентов. Так, пенсионеры, не ограниченные традиционными временными рамками длительности поездки и приобретающие путевки на более длительный срок, смогут стать основной движущей силой спроса на рынке услуг индустрии гостеприимства, что потребует необходимости изменений в действующей структуре сбыта и обслуживания. Дополнительные меры по улучшению условий финансирования пожилых людей, предоставление им льгот и субсидий при правильном подходе дадут рынку еще больше клиентов и увеличат спрос на услуги индустрии гостеприимства. Также существует гарантированная законом обязанность заботиться о потребностях инвалидов, и эту группу все чаще учитывают как важный сегмент рынка. Таким образом, предприятия индустрии гостеприимства получают возможность обслуживать крупный и все более возрастающий рынок, одновременно выполняя требования закона.

В связи с этим к основным направлениям повышения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства следует отнести: создание единого информационного пространства и продвижения национального туристского продукта на мировом и внутреннем рынках услуг индустрии гостеприимства; развитие событийного, социального, доступного, медицинского, аграрного, делового туризма; расширение гостиничной сети, транспортной инфраструктуры; совершенствование структуры управления и системы принятия решений, системы стимулирования; развитие репутационного потенциала предприятий индустрии гостеприимства; повышение безопасности; работа с населением; применение инновационных методов развития индустрии гостеприимства; организация процесса подготовки кадров и повышение квалификации работников сферы гостеприимства.

Важной задачей для предприятий индустрии гостеприимства является создание репутации предприятия высокого качества обслуживания, которое обеспечивается коллективными усилиями работников всех служб гостиницы, постоянным и эффективным контролем со стороны администрации, проведением работы по совершенствованию форм и методов обслуживания. Приоритетным направлением развития было и остается повышение квалификации уже работающих в индустрии людей, из-

менение их менталитета и ценностных ориентиров [6]. Главные трудности заключаются в отсутствии финансовой поддержки со стороны предприятий, интереса индустрии в обучении персонала, отсутствии рычагов законодательного и нормативно-правового воздействия; в слабых финансовых возможностях хозяйствующих субъектов, высокой текучести кадров, сезонном характере функционирования сферы обслуживания, большом количестве временного персонала, большой протяженности города, значительном количестве закрывающихся предприятий. В связи с этим менеджменту предприятия важно знать и понимать текущие и будущие потребности компании и ее сотрудников, добиваться удовлетворения их взаимных интересов. С этой целью в компании необходимо регулярно проводить оценку удовлетворенности сотрудника в рамках утвержденной кадровой политики, что предполагает снижение тревожности, напряженности и конфликтности в коллективе и, соответственно, повышение лояльности сотрудников, мотивации для их профессионального развития.

Реализация основных направлений повышения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства должна быть направлена на поиск сбалансированного набора инструментов конкурентной политики, с использованием новых институциональных технологий в части сравнительного анализа альтернативных вариантов развития предприятий индустрии гостеприимства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Долматеня Ю.В. Международный опыт управления туризмом // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2. С. 61-64.

2. Карпова Г.А., Хорева Л.В. Классификация в туризме: практика и методология // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2. С. 64-69.

3. Лунева Е.В. Особенности становления и тенденции развития рынка услуг индустрии гостеприимства в России // Труды государственного Кубанского аграрного университета. Вып. 1 (5). Краснодар: КубГАУ, 2007.

4. Мохое А.И. Факторы конкурентных преимуществ предприятий гостиничных услуг // Интеграл. 2010. № 6 (56).

5. Сущинсшй Ф.В. Современные подходы к определению и исследованию лояльности туристов к дестина-ции // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2. С. 104-107.

6. Финеган Н. Кадровые тренды // Гостиничное дело. 2012. Окт.

7. Шубаева В.Г., Бурова Н.В. Индикаторы привлекательности региона как туристской дестинации и маркетинговая стратегия ее развития // Известия СПбУЭФ. 2012. № 2. С. 124-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.