Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ В ЕАЭС'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ В ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
406
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФИСКАЛЬНАЯ РОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ТАМОЖЕННАЯ ГРАНИЦА / ТОВАРЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / УЧАСТНИК ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТАМОЖЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ / ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коровяковский Денис Геннадьевич, Храмов Сергей Андреевич

Таможенные сборы являются самими необычными таможенными платежами, что связано с обстоятельствами, в соответствии с которыми они вводились в качестве инструментов таможенного регулирования. Таможенные сборы в рамках определённой сущности оказывают специфическое воздействие, пополняя федеральный бюджет и реализуя регуляторную функцию. В момент введения таможенных сборов и в последующий период, когда приоритет отдавался декларированию в письменной форме, а техническая оснащённость в части телекоммуникационных каналов связи, отлаженных информационных электронных баз, стационарных компьютеров и прочего подобного, отличалась низким уровнем, таможенные сборы были предельно актуальны, поскольку заложенная в них сущность позволяла на практике компенсировать расходы должностных лиц таможенных органов, реализованные в рамках осуществления ими действий в отношении участника внешнеэкономической деятельности. Однако так ли необходимы они в условиях современной системы таможенного регулирования, когда подавляющее большинство операций, связанных с выпуском товаров, осуществляется при помощи новейших информационных технологий? Каковы перспективы их развития, есть ли таковые? Настоящая статья направлена на разрешение поставленных вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE INSTITUTE OF CUSTOMS FEES IN THE EAEU

Customs fees are unusual customs payments themselves, which is due to the circumstances under which they were introduced as instruments of customs regulation. Customs fees within a certain entity have a specific impact, replenishing the federal budget and implementing a regulatory function. At the time of the introduction of customs fees and in the subsequent period, when priority was given to declaration in writing, and the technical equipment in terms of telecommunication communication channels, debugged electronic information bases, stationary computers and other similar things was low, customs fees were extremely relevant, since the essence embedded in them allowed in practice to compensate for the expenses of officials customs authorities implemented as part of their actions in relation to a participant in foreign economic activity. However, are they really necessary in the conditions of the modern system of customs regulation, when the vast majority of operations related to the release of goods are carried out using the latest information technologies? What are the prospects for their development, are there any? This article is aimed at resolving the issues raised.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ТАМОЖЕННЫХ СБОРОВ В ЕАЭС»

Перспективы развития и совершенствования института таможенных сборов в ЕАЭС

Коровяковский Денис Геннадьевич,

доктор педагогических наук, кандидат юридических наук, доцент, профессор Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

Храмов Сергей Андреевич,

Студент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

Таможенные сборы являются самими необычными таможенными платежами, что связано с обстоятельствами, в соответствии с которыми они вводились в качестве инструментов таможенного регулирования. Таможенные сборы в рамках определённой сущности оказывают специфическое воздействие, пополняя федеральный бюджет и реализуя регуляторную функцию. В момент введения таможенных сборов и в последующий период, когда приоритет отдавался декларированию в письменной форме, а техническая оснащённость в части телекоммуникационных каналов связи, отлаженных информационных электронных баз, стационарных компьютеров и прочего подобного, отличалась низким уровнем, таможенные сборы были предельно актуальны, поскольку заложенная в них сущность позволяла на практике компенсировать расходы должностных лиц таможенных органов, реализованные в рамках осуществления ими действий в отношении участника внешнеэкономической деятельности. Однако так ли необходимы они в условиях современной системы таможенного регулирования, когда подавляющее большинство операций, связанных с выпуском товаров, осуществляется при помощи новейших информационных технологий? Каковы перспективы их развития, есть ли таковые? Настоящая статья направлена на разрешение поставленных вопросов.

Ключевые слова: таможенные сборы, таможенное регулирование, фискальная роль, таможенные платежи, таможенные пошлины, таможенная граница, товары, таможенные операции, таможенное сопровождение, временное хранение, таможенные органы, участник внешнеэкономической деятельности, таможенное законодательство, экономическая сущность, таможенная статистика.

S2

см

см

см

Z

54

В соответствии со статьёй 46 ТК ЕАЭС таможенные сборы относятся к таможенным платежам. Пункт 1 статьи 47 ТК ЕАЭС определяет таможенные сборы как обязательные платежи, взимаемые за совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением транспортных средств, а также за совершение иных действий, установленных настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании [1].

Законодательно закреплённое определение не в полной мере отражает сущность, в связи с чем необходимо его дополнить в соответствии с установленным пунктом 2 статьи 8 НК РФ определением сбора как обязательного взноса, взимаемого с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введён сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности [2].

В результате некоторого рода компиляции формируется определение таможенных сборов как платы за действия юридического характера должностных лиц таможенных органов в отношении лица (юридического или физического), ввозящего на территорию Евразийского экономического союза или вывозящего за её пределы товары. Здесь необходимо сделать ремарку следующего характера: «выражение «плата за действия» не тождественно термину «вознаграждение», а приравнивается к компенсации расходов на осуществление таможенных операций, таможенного сопровождения, хранения, прочих действий, закреплённых актами таможенного законодательства, таким образом иллюстрируя экономическую сущность таможенных сборов».

Нормы, регулирующие отношения, так или иначе связанные с таможенными сборами, закреплены Главой 8 «Таможенные сборы» Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ № 289-ФЗ), а также отдельными статьями ТК ЕАЭС (например, статьёй 343 «Таможенное сопровождение»). Ставки таможенных сборов в со-

ответствии с пунктом 2 статьи 47 ТК ЕАЭС устанавливаются национальным таможенным законодательством государств-членов: применительно к Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2020 N 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» [4] и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2018 г. N 1082 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение» [5].

Таможенные сборы - плата за действия, совершённые в отношении объекта, перемещаемого участником внешнеэкономической деятельности через таможенную границу ЕАЭС. В связи с этим таможенные сборы делятся по классификационному признаку - «в зависимости от конкретного действия» и устанавливаются на законодательном уровне государств-членов ЕАЭС: применительно к России пунктом 2 статьи 37 ФЗ № 289-ФЗ:

- таможенные сборы за совершение таможенных

операций, связанных с выпуском товаров;

- таможенные сборы за таможенное сопровождение;

- таможенные сборы за хранение [3].

Наиболее распространённым на практике является таможенный сбор за таможенные операции, связанных с выпуском товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в связи с тем, что уплата сбора предстаёт одним из условий для помещения под отдельные таможенные процедуры (например, таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления).

Таможенные сборы за таможенное сопровождение - это определённая плата, производимая участником внешнеэкономической деятельности в пользу федерального бюджета за действия, которые были осуществлены сотрудником таможенных органов в рамках таможенного сопровождения объекта до места назначения, проводимого по решению таможенного органа о необходимости применения данной меры, обеспечивающей реализацию таможенного контроля.

Таможенный сбор за хранение является платой за помещение объектов в открытые или закрытые

(в случае помещения товаров определённых лиц) склады временного хранения таможенного органа для содержания на их территории до выпуска товаров в обращение.

Значение признаков при формировании понимания дефиниции таможенных сборов признаётся предельно важным, поскольку определение позволяет выстроить общий образ категории, не предполагающий своего рода детализации. В связи с чем необходимо предметно выделить признаки:

1) обязательный характер, основанный на конституционной норме (статья 57 Конституции Российской Федерации);

2) возмездный характер - плата за действие должностного лица таможенного органа;

3) величина сбора соответствует ставке сбора или зависит от неё;

4) сбор исчисляется в валюте государства-члена ЕАЭС (применительно к Российской Федерации - в рублях в соответствии со статьёй 75 Конституции Российской Федерации и пунктом 3 статьи 39 ФЗ № 289-ФЗ);

5) сумма сбора не может превышать величины затрат, осуществляемых в рамках совершения действий должностными лицами таможенных органов;

6) элементы сборов устанавливаются на национальном уровне законодательства стран-участниц Евразийского экономического союза;

7) сборы не являются регулярными платежами;

8) ответственность за исчисление суммы сбора лежит на плательщике таможенных сборов или таможенном органе (статья 39 ФЗ № 289-ФЗ);

9) взимание осуществляется таможенными органами;

10) по уплате сборов предусмотрены льготы в форме освобождения от их уплаты (статья 47 ФЗ № 289-ФЗ).

Определённые признаки позволяют сформировать детальное представление о сущности таможенных сборов.

В таблицах 1 и 2 представлены данные, касающиеся поступлений от таможенных платежей в период с 2015 года по 2021 год, а также динамики таможенных сборов и таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами.

Таблица 1. Поступления в форме обязательных платежей в связи с вывозом и ввозом товаров в период с 2015 по 2021 годы

Платёж (в млрд руб.) / год 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Налог на добавленную стоимость при ввозе 1839,4 1659,7 1900,8 2255,5 2613,4 2701,6 3421,5

Ввозные таможенные пошлины 482,2 489,8 506 578,6 618,2 615,5 755,9

Вывозные таможенные пошлины 2780,4 2054,1 1968,3 3025,7 2291,3 1148,1 2526,4

Акцизы при ввозе подакцизных товаров 47,5 58,8 76 95,2 88,8 98,0 130,9

Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами 8,8 5,6 7,4 16,3 25,0 28,9 43,7

5 -о

сз

<

Окончание

Платёж (в млрд руб.) / год 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Таможенные сборы 16 16,9 18,4 20,3 20,0 - -

Иные платежи -47,2 18,9 98,8 71,6 72,4 159,7 278,5

Итоговая сумма платежей 5127,1 4308,8 4575,7 6063,2 5729,1 4751,8 7156,9

Источник: данные взяты из ежегодных отчётов ФТС России, находящихся в открытом доступе на официальном стайте ФТС России, - ежегодных сборников «Таможенная служба Российской Федерации» [6].

Таблица 2. Динамика «Таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами» и «Таможенных сборов» в период с 2015 года по 2021 год

Показатель 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами (в млрд рублей) 8,8 5,6 7,4 16,3 25 28,9 43,7

Таможенные сборы (в млрд рублей) 16 16,9 18,4 20,3 20 - -

Сумма таможенных платежей (в млрд рублей) 5127,1 4308,8 4575,7 6063,2 5729,1 4751,8 7156,9

Доля таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами в объёме таможенных платежей 0,17% 0,13% 0,16% 0,27% 0,44% 0,61% 0,61%

Доля таможенных сборов в объёме таможенных платежей 0,31% 0,39% 0,40% 0,33% 0,35% - -

Темпы прироста таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами -63,93% -36,36% 32,14% 120,27% 53,37% 15,60% 51,21%

Темпы прироста таможенных сборов -2,44% 5,63% 8,88% 10,33% -1,48% - -

По результатам анализа приведённых выше данных логичными и обоснованными представляются следующие выводы, касающиеся таможенных сборов и таможенных пошлин, налогов, уплачиваемых физическими лицами:

1) наименьшая фискальная эффективность присуща «Таможенным пошлинам, налогам, уплачиваемым физическими лицами» (на протяжении выбранного периода) (формирующим «Совокупный таможенный платёж») наряду с «Таможенными сборами» (в период с 2015 по 2019 годы);

2) «Таможенные пошлины, налоги, уплачиваемые физическими лицами» демонстрируют строго положительную динамику, начиная с 2016 года, с присущими значительными приростами (максимальный прирост составляет 120,27% в 2018 году (8,9 млрд рублей));

3) динамика «Таможенных сборов» в период с 2015 года по 2018 год положительная, однако максимальный прирост составляет 10,33% в 2018 году (1,9 млрд рублей), что вновь свидетельствует о низкой фискальной роли платежей;

4) за 2020 и 2021 годы данные, касающиеся — объёмов «Таможенных сборов» отсутствуют.

£ В статистических ежегодниках от 2020 й и 2021 годов Федеральной таможенной службы ~ России отсутствует сумма «Таможенных сборов», г что может быть связано:

- либо с крайне малой её величиной;

- либо с включением её в сумму «Иных платежей»;

- либо с допущенной составителем сборника грубой оплошностью, повлекшей пренебрежение этой суммой ввиду каких-либо причин и обстоятельств.

В любом случае достаточно странным признаётся отсутствие отдельно прописанной суммы «Таможенных сборов» (по предыдущим годам эта сумма была отражена); при этом если второе обстоятельство действительно имеет место, то оно может означать лишь стремление к оптимизации работы по составлению статистических документов - «начиная с 2020 года, в ежегодниках отдельно сумма таможенных сборов прописываться не будет»; однако если имеют место первое или третье обстоятельства, то логичным представляется следующее - «размер таможенных сборов намеренно скрывается в связи с недостаточным его значением, что недопустимо и свидетельствует о не вполне профессиональным подходе к выполнению обязательств по составлению статистических документов».

Фискальное значение таможенных сборов является достаточно низким. Тому причинами являются:

- низкие ставки;

- недостаточный уровень контроля за взиманием

сумм, причитающихся к уплате в бюджет;

- статус «дополнительного к таможенной пошлине» платежа.

Пути решения:

1) Индексация ставок по таможенным сборам (однако значительное увеличение не соотносится с сущностью сборов как компенсацией расходов в связи с осуществлением действий должностными лицами таможенных органов, связанных с выпуском товаров; а индексация, которая имела место в прошлом (при которой минимальная ставка таможенного сбора за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, была увеличена с 500 рублей до 775 рублей), коренным образом ситуацию не поправит).

2) Улучшение условий сбора (мероприятие поспособствует увеличению сумм обязательных платежей, поскольку участник внешнеэкономической деятельности получит больше возможностей к исполнению обязанности по уплате сборов; а также минимизации случаев, при которых суммы сборов не уплачивается в связи с недостаточным оснащением таможенных органов; однако стоит отметить, что фискальная роль в значительной мере не увеличится).

3) Формирование доверительных и приемлемых отношений между участниками ВЭД и таможенными органами.

В целом проблема, связанная с таможенными сборами, является той, что заложена изначально в сущности инструмента.

В условиях современной системы таможенного регулирования таможенные сборы в большей степени представляют собой изживший себя инструмент, отличающийся меньшей эффективностью в связи с постепенным переходом к «умной таможне».

Вышеприведённое - качественная сущность сборов, их фискальная роль - свидетельствует о необходимости упразднения таможенных сборов путём включения в размер таможенных пошлин.

Литература

1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) (опубликован в издании и на Официальном сайте Евразийского союза http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017) (дата обращения: 17.04.2022)

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) (опубликован в изданиях: «Собрание законодательства РФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340; «Парламентская газета», N 151-152, 10.08.2000) (дата обращения: 17.04.2022)

3. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) (опубликован в изданиях: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 04.08.2018; «Собрание законодательства РФ», 06.08.2018, N 32 (часть I), ст. 5082) (дата обращения: 17.04.2022)

4. Постановление Правительства РФ от 26.03.2020 N 342 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров» (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 30.03.2020, а также в «Собрании законодательства РФ», 06.04.2020, N 14 (часть I), ст. 2099) (дата обращения: 17.04.2022)

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2018 г. N 1082 «О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение» (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 13.09.2018, а также в «Собрании законодательства РФ», 17.09.2018, N 38, ст. 5859) (дата обращения: 17.04.2022)

6. Ежегодные отчёты Федеральной таможенной службы России // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России // [Электронный источник] (дата обращения: 18.04.2022) URL: https://customs.gov.ru/activ-ity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE INSTITUTE OF CUSTOMS FEES IN THE EAEU

Korovyakovskiy D.G., Khramov S.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

Customs fees are unusual customs payments themselves, which is due to the circumstances under which they were introduced as instruments of customs regulation. Customs fees within a certain entity have a specific impact, replenishing the federal budget and implementing a regulatory function. At the time of the introduction of customs fees and in the subsequent period, when priority was given to declaration in writing, and the technical equipment in terms of telecommunication communication channels, debugged electronic information bases, stationary computers and other similar things was low, customs fees were extremely relevant, since the essence embedded in them allowed in practice to compensate for the expenses of officials customs authorities implemented as part of their actions in relation to a participant in foreign economic activity. However, are they really necessary in the conditions of the modern system of customs regulation, when the vast majority of operations related to the release of goods are carried out using the latest information technologies? What are the prospects for their development, are there any? This article is aimed at resolving the issues raised.

Keywords. Customs fees, customs regulation, fiscal role, customs payments, customs duties, customs border, goods, customs operations, customs escort, temporary storage, customs authorities, participant in foreign economic activity, customs legislation, economic essence, customs statistics.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. "Customs Code of the Eurasian Economic Union" (Appendix No. 1 to the Treaty on the Customs Code of the Eurasian Economic

5

"O

C3

<

Union) (published in the publication and on the Official website of the Eurasian Union http://www.eaeunion.org/, 12.04.2017) (accessed: 04/17/2022)

2. "Tax Code of the Russian Federation (Part Two)" dated 05.08.2000 N 117-FZ (as amended and supplemented, entered into force on 01.01.2022) (published in the publications: "Collected Legislation of the Russian Federation", 07.08. 2000, N 32, article 3340; "Parliamentary newspaper", N 151-152, 10.08.2000) (accessed: 04/17/2022)

3. Federal Law No. 289-FZ of August 3, 2018 "On Customs Regulation in the Russian Federation and on Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (as amended and supplemented, effective from January 1, 2022) (published in Publications: Official Internet portal of legal information http:// pravo.gov.ru, 08/04/2018; "Collected Legislation of the Russian Federation", 08/06/2018, N 32 (Part I), Art. 5082) (accessed: 04/17/2022)

4. Decree of the Government of the Russian Federation of March 26, 2020 N 342 "On rates and the basis for calculating customs

fees for customs operations related to the release of goods" (published on the official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov.ru, 03/30/2020, as well as in the "Collection of Legislation of the Russian Federation", 04/06/2020, N 14 (part I), art. 2099) (accessed: 04/17/2022)

5. Decree of the Government of the Russian Federation of September 11, 2018 N 1082 "On the rates and base for calculating customs fees for customs escort and storage" (published on the official Internet portal of legal information http://www.pravo.gov. ru, 09/13/2018, as well as in the "Collection of Legislation of the Russian Federation", 09/17/2018, N 38, article 5859) (accessed: 04/17/2022)

6. Annual reports of the Federal Customs Service of Russia // Official website of the Federal Customs Service of Russia // [Electronic source] URL: https://customs.gov.ru/activity/re-sults/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (accessed: 04/18/2022)

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.