3. Динаев, Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.04 / Динаев Борис Мазанович ; Шуйский гос. пед. ун-т. - Шуя, 2009. - 23 с.
4. Муровицкий, А.И. Инновационная методика воспитания физических качеств у спасателей и пожарных в процессе профессионально-прикладной подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Муровицкий Александр Иванович ; Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск, 2004. - 19 с.
5. Самсонов, Д.А. Теоретико-методические аспекты совершенствования
профессионально-прикладной физической подготовки пожарных : автореф. дис. ... канд. пед. наук :
13.00.04 / Самсонов Дмитрий Алексеевич ; Рос. гос. соц. ун-т. - М., 2005. - 24 с.
6. Северин, Н.Н. Педагогическая концепция многоуровневой системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России к деятельности в чрезвычайных ситуациях : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Северин Николай Николаевич ; С.-Петерб. ун-т Гос. противопожар. службы МЧС России. - СПб., 2013. - 57 с.
7. Стрижак, А.П. Адекватность в действиях как критерий эффективности профессионально-прикладной физической подготовки курсантов учебных заведений МВД РФ / А.П. Стрижак, Г.Н. Германов, И.А. Сабирова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 8 (90). - С. 90-94.
REFERENCES
1. Andreev, V.I. (1995), Professional orientation ofphysical training of cadets of fire and technical schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow, Russian Federation.
2. Bortnev, D.A. (2005), Professional and applied physical training of cadets of fire and technical school, dissertation, Malahovka, Russian Federation.
3. Dinaev, B.M. (2009), Improvement of professional and applied physical training of cadets in higher education institutions of a fire and technical profile, dissertation, Shuja, Russian Federation.
4. Murovickij, A.I. (2004), Innovative technique of education of physical qualities at rescuers and firefighters in the course of professional and applied preparation, dissertation, Smolensk, Russian Federation.
5. Samsonov, D.A. (2005), Theoretical-methodological aspects of improvement of professional and applied physical training offirefighters, dissertation, Moscow, Russian Federation.
6. Severin, N.N. (2013), The pedagogical concept of multilevel system of vocational training of employees of GPS of Emercom of Russia to activity in emergency situations, dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.
7. Strizhak, A.P., Germanov, G.N. and Sabirova, I.A. (2012), “Adequacy in actions as criterion of efficiency of professional and applied physical training of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.90, № 8, pp.90-94.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.02.2014.
УДК 796:339.13; 796:659.1
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА РОССИИ НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
Валерий Иванович Григорьев, доктор педагогических наук, профессор,
Сергей Сергеевич Филиппов, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты научного анализа путей развития физической культуры, спорта и туризма на основе использования механизма государственно-частного партнерства в реализации капиталоемких программ развития, создания дополнительных мощностей, обеспечения гарантий и страхования при создании корпораций со смешанным государственным и частным ка-
питалом. Механизм ГЧП рассмотрен как часть национального экономического кода развития -иерархически выстроенная система государственного экономического стимулирования развития отрасли, для которой характерны преференции в совершенствовании отношений, разграничения функций и полномочий участников отношений, высокая конкурентоспособность. Обсуждается принцип эндогенного рекурсивного развития ГЧП, указывающий на нелинейный характер экономических преобразований и необратимость эволюционных процессов. Дается эмпирическая оценка потенциальной эффективности форм взаимодействия власти и бизнеса.
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, мобилизационная стратегия, крос-снаучные исследования, макроуровневый подход, новый технологический уклад, формы собственности, темпы развития отрасли.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p60-66 PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE, SPORT AND TOURISM IN RUSSIA ON THE BASIS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
Valery Ivanovich Grigoryev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Sergey Sergeyevich Filippov, the doctor of pedagogical sciences, professor,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of the scientific analysis of the ways for development of physical culture, sports and tourism on the basis of use of the mechanism of state-private partnership in implementation of capital-intensive programs of development, creation of additional capacities, providing guarantees and insurance at creation of corporations with the mixed state and private capital. The public-private partnership mechanism is considered as part of the national economic code of development - hierarchically built system of the state economic incentives of development of branch for which preferences in improvement of the relations, differentiations of functions and powers of participants of the relations, high competitiveness are characteristic. The principle of endogenous recursive development of the public-private partnership indicating nonlinear nature of economic transformations and irreversibility of evolutionary processes is discussed. The empirical assessment of potential efficiency of forms of interaction of the power and business is given.
Keywords: state-private partnership, mobilization strategy, cross science re-searches, macro-level approach, new technological way, forms of ownership, rates of development of branch.
ВВЕДЕНИЕ
Мировая практика государственно-частного партнерства (англ. Public Private Partnership - общественно-частное партнерство; далее по тексту - ГЧП) - как форма стратегического развития физической культуры, спорта и туризма, интегрирована в развитие российской отрасли в конце 1990-х годов. Однако, несмотря на ожидания, предпринятая попытка использования европейского и азиатского опыта, с целью повышения экономической эффективности отрасли, в российских реалиях оказались мало эффективной. В условиях дефицита инвестиционных ресурсов, связанных с экономическим кризисом, целые сегменты отрасли вынуждены обратиться к опыту ГЧП, расширяющему возможности внедрения новых бизнес-проектов и стандартов организации бизнеса. Регламентация партнерских отношений государства и частного бизнеса осуществляется с учетом нормативно-правовых актов, размещенных на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации - Федеральных законов, приказов и Постановлений Правительства РФ (www.economy.gov.ru).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Предварительно отметим, что генезис «кооперативного» формирования рынка физкультурно-спортивных услуг начала 90-х гг. - как начального этапа развития предпринимательства на основе ГЧП, не выдвигался в отдельный исследовательский блок,
поскольку не был выработан единый методический подход к оценке явления. При анализе генезиса проблемы ГЧП особое место занимают вопросы, связанные с исследованием таксономической структуры ГЧП, выделение объектно-предметной области деятельности ГЧП, оценку его потенциала в отраслевой структуре, обоснование критериев эффективности. Эти вопросы, хотя и начали изучаться исторически раньше проблемы эффективности ГЧП в развитии отрасли, но по своей логике и генезису ориентированы на достижение неких синергий во взаимодействии контрагентов: государства как собственника стратегических активов) и частного капитала. В числе главного преконтрукта ГЧП рассматривается государственный патернализм (опыт азиатских «тигров» ведения бизнеса, Japan Incorporated), сфокусированный на масштабное развитие и повышение экономического потенциала корпоративного ядра отрасли [1]. На передний план выдвигаются социально-экономические, институциональные и правовые механизмы ГЧП - как структурные коды реализуемых инноваций в управлении смешанной собственностью. В развернувшемся дискурсе между контрагентами ГЧП выдвигаются взаимные претензии, характеризующие сущность конфликта интересов:
- в основе идеологемы развития ГЧП заложено стремление к «быстрым» доходам за счет перераспределения средств федерального и регионального бюджетов, правительственных фондов при сравнительно низком уровне социальной ответственности;
- бизнес-структуры предъявляют завышенные требования к государству, рассматривая его источник безвозвратных средств, а не равноправного партнера;
- дискриминация партнерства проявляется в случае, когда госструктуры перекладывают финансовые обязательства и риски банкротства, на плечи инсургентов ГЧП;
- низкие гарантии государства возврата инвестиций частного партнера ГЧП обусловлены слабой законодательной базой, неясными процедурами тендера и налогового режима.
Исследование причинно-следственных цепочек, порождающих напряжение между контрагентами ГЧП, как «научная проекция» решения проблемы, получила дальнейшее развитие. В частности, предлагаются организационные решения проблемы на основе диффузии институтов частной инициативы в функции госсектора. Решение данного вопроса видится в оптимизации баланса между централизацией финансирования, возрастании объёма безвозмездных перечислений - как основы циклической модернизации отрасли. Это смещает угол зрения на механизмы партнерства государства и частного капитала в вопросах стратегического планирования, рационализации функций моделирования, организации (внутренних регламентов) деятельности, структур управления и схем партнерства во всех сегментах физической культуры, спорта и туризма.
Разработка комплекса мер по реализации стратегии и принципов развития отрасли на основе государственно-частного партнерства, рассматривается в федеральном блоке социально-экономического развития как приоритетное направление совершенствования финансового обеспечения отрасли. На это указывает содержание главных нормативных документов - «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» (далее по тексту - Стратегии) (www.infosport.ru>strategiya) и государственной программы «Развитие физической культуры и спорта»), где финансовый вектор государственной политики рассматривается как экономически эффективное вложение в развитие человеческого потенциала (www.gosprogrammy.gov.ru). Интерес к ГЧП со стороны крупных инвесторов резко возрастает, поскольку предоставляемые льготы по ряду налогов, платежей, сборов и пошлин, распространяемые на субъекты предпринимательской деятельности (независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности и вида деятельности), позиционированы в этих документах как формы прямой государственной поддержки, реализуемые в рамках федеральных, региональных и муниципальных программ развития. Выделяется принцип мобилизационной концентрации ресурсов, сфокусированный на достижение пролонгированных целей, где
риски и отдача превышают возможности частных игроков. В рамках консолидации усилий контрагентов (на «входе» управленческого алгоритма) государство диктует поведенческие условия и стандарты, ориентированные на высокую результативность, где бизнес-структуры реализуют функции предпринимательства, которые не может осуществлять госсектор. Как следствие, модель ГЧП повышает темпы рекурсивного саморазвития в рамках структуры эндогенных факторов, улучшение экономических результатов. ГЧП позволяет, тем самым, снизить нагрузку на бюджеты разного уровня за счет повышения объёма привлекаемых средств крупных компаний под государственные гарантии. Доказательная логика сводится к тому, что интеграционная модель ГЧП в условиях стохастической неопределенности рынка физкультурно-спортивных услуг, обеспечивает оптимизацию затрат, внедрение новых бизнес-процессов, повышению конкурентоспособности, максимально возможное снижение рисков. Ключевыми узлами стратегического партнерства, являются: 1) определение статуса и устранение правовых пробелов в регулировании организационно-финансовых аспектов ГЧП с учетом возможных состояний структуры отрасли; 2) преодоление ведомственной разобщенности с учетом динамики возможного «поля трендов»; 3) определение форм поддержки и сроков реализации с учетом стоха-стичности и нелинейности развития отрасли.
Российская юрисдикция ГЧП обусловлена проводимой реформой государственного управления, нацеленной на снижение конфликтности интересов между корпоративными образованиями ГЧП. Действующее законодательство, определяющее логическое поле и принципы взаимодействия контрагентов ГЧП, обеспечивает инвесторам правовую защищенность и уверенность в будущем, позволяет принимать более высокие риски в функциональной плоскости развития партнерства. Кодифицированный правовой документ «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» №627-100 от 25.12.2006 принятый в 69 субъектах Российской Федерации, сфокусирован на устранении ведомственной разобщенности, пробелов в регулировании организационноэкономических отношений между контрагентами ГЧП. В нем определены ковенанты взаимодействия ГЧП, связанные с привлечением дополнительных средств путем использования лизинговых и концессионных механизмов, развития практики долевого финансирования и мера ответственности сторон (http://www.bestpravo.ru/leningradskaya/bz-postanovlenija/m3r.htm). Государство, обеспечивая гарантии, инвестиции и страхование, по существу выполняет функции катализатора в запуске этих проектов. Реализация ГЧП порождает новые межкорпоративные взаимоотношения и виды сотрудничества, обеспечивающие капитализацию ресурсов, обмен научно-техническими ресурсами, реализуемые на уровне брендов технологий и услуг. Его экономическая эффективность проявляется в технологическом прорыве, повышении мощностей и концентрации всех видов ресурсов, во внедрении высокоэффективных технологий.
Создание государственно-частных консорциумов соответствует принципу субсидиарности при решении ряда задач - в консолидированном заказе на проведение соревнований федерального значения, в более эффективной эксплуатации спортивных сооружений, в диверсификации физкультурно-спортивных услуг, в эффективной рекламе.
Поскольку предметом развернувшегося дискурса является баланс вкладов государства и частного бизнеса, дальнейшая аргументация проблемы основывается на интерпретации и прогнозировании этого фактора в развитии отрасли. Предлагается эмпирическая методика оценки потенциальной эффективности лизинговых и концессионных механизмов, долевого финансирования проектов, методов взаимодействия с партнерами, конкурентами и государственными органами управления. Это дает основание для выделения в группе наиболее эффективных форм партнерства: лизинг, государственночастные предприятие, договор о разделе продукции и концессионные соглашения. ГЧП является альтернативой как государственному предпринимательству (в форме госпредприятий, унитарных предприятий, акционерных обществ со 100% государственным ка-
питалом), так и полной передаче хозяйственной деятельности в частный сектор, в том числе через приватизацию активов (www.samaracitynews.ru/content/item/1672/).
Решение проблемы предусматривает выделение причинно-следственных моделей ГЧП (по количественным и качественным переменным), обеспечивающим высокое качество корпоративного управления государственной собственностью и повышение рисков возвратности инвестиционных ресурсов. Подразумевается, что комплекс бизнес-единиц частного сектора экономики, не включенный в свободный хозяйственный оборот, будет направляться для более эффективного использования в развитие отрасли. Отдельные элементы концепции ГЧП и принципы корпоративного управления рассматриваются как структурно образующие. Расходы федерального бюджета в последние шесть лет осуществляли 39 главных распорядителей. Наиболее крупными из них, на долю которых приходилось 82% расходов по разделу «Физическая культура и спорт» явились: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство образования и науки РФ, Министерство обороны РФ, Минспорттуризм РФ, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. С учетом того, что доля государства в расходах на образование не должна опускаться ниже 80%, а в здравоохранении - ниже 65%, общие государственные расходы на воспроизводство человеческого потенциала должны быть последовательно увеличены до 20% ВВП при существенном повышении их эффективности.
Предложенная концепция ГЧП в научном развитии переросла в принцип привлечения государством средств бизнеса. К примеру, Минспорттуризм РФ - как собственник в отношении федерального имущества, заинтересовано в привлечении частных инвестиций в реализации крупных госпроектов в качестве равноправных партнеров инвестирования крупных проектов спорта высших достижений. Решение задачи осуществляется на основе принципов эффективного корпоративного управления, концессионных соглашений, соглашений о разделе продукции, арендных, инвестиционных и иных форм договоров, в которые включаются особые условия об участии государственной стороны со своим объёмом обязательств и прав в рамках проекта и о распределении прав на создаваемые в ходе проекта объекты, продукцию и услуги.
К группе российских ГЧП-институтов относятся: Инвестфонд РФ и госкорпорации, Особые экономические зоны (ОЭЗ), концессии, Российская венчурная компания (РВК), ФЦП/ФАИП и долгосрочные региональные ЦП (РЦП), региональные фонды развития, соглашения о разделе продукции и государственно-частные предприятия, определяющие размер финансового сектора отрасли и его вес в структуре экономики. Кроме того, это центры трансфера технологий и инновационно-технологические центры [2].
Анализ Федерального портала «Инфраструктура и ГЧП в РФ» показывает, что к 2013 г. в стране, на основе ГЧП реализовано более 300 успешных проектов. Доминантный вектор развития отрасли проявляется в государственных обязательствах на возведение к 2020 г. спортивной инфраструктуры, включая 1467 многофункциональных залов, 733 залов с бассейнами и 733 стадионов-площадок за счет капитальных вложений в объёме 106,7 млрд. руб. Доля средств федерального бюджета в реализации этого проекта составляет 53,6 млрд. руб., объём средств бюджетов субъектов Российской Федерации -48,0 млрд. руб. и частного сектора экономики - 5,1 млрд. руб.
Заключение концессионных соглашений - это один из способов перехода к рыночным формам государственного участия в развитии социально значимых проектов, поддержке инвестиционной деятельности, где государство гарантирует возвратность инвестиций на продолжительный срок. Отметим, что количественный состав данных рассматриваемого экономического объекта ГЧП не претендует на размерность в рамках генеральной совокупности Российского бизнеса. Но с точки зрения оценки валидности разрабатываемой модели, представляется адекватным по предметной сфере, современным требованиям эконометрики. Кумулятивные значения балансных затрат государства и
частного бизнеса вполне отвечают логике функционирования ГЧП при реализации спортивных проектов федерального уровня.
Затраты на подготовку и проведение к XII зимних Олимпийских играм в 2014 г. и XI Паралимпийских игр в Сочи превзошли по данным www.vancouver2010.com аналогичные показатели Ванкувера (при подготовке XI зимних Олимпийских игр, 2010 г.) в 7 раз. Самыми крупными из завершенных проектов являются: возведение спортивных объектов к XII зимним Олимпийским играм в 2014 г. и XI Паралимпийским играм в Сочи; возведение на Северном Кавказе 5 крупных курортов; подготовка к чемпионату мира по футболу 2018 г.; проведение в 2013 г. XXVII Всемирной летней универсиады в Казани. На финансирование этих масштабных спортивных проектов, как следует из материалов, размещенных на официальном сайте XXII Олимпийских зимних игр, правительство выделило на реализацию бюджетные средства 1,5 трлн. рублей - как взнос в уставные капиталы компаний «Федеральная сетевая компания» (ФСК), «Кубаньэнерго» и «Холдинг МРСК» ( www.sochi2014.com). Покрыть такие расходы из госсредств трудно, поэтому партнерами государства при создании Олимпийских объектов стали крупные акционерные компании, включая банки, со значительной долей участия в них государства. По данным (www.klerk.ru/inspection/) ОАО «РЖД» профинансировало строительство олимпийских объектов, совмещенной автомобильной и железной дороги из Адлера в Красную Поляну, двух железных дорог, грузового двора и гостиницы. Кроме того, в Сочи построен ряд перспективных объектов в хорошей локации, модернизированы морской порт и аэропорт [10]. Реализация средств Фонда, имманентных федеральному бюджету и доходам от управления фондом, осуществляется при посредничестве ОАО «Сбербанк России» и ОАО «Внешэкономбанк» путем льготного кредитования строительства объектов, ипотечного и иных форм кредитования. Стоимость этих кредитов определялась минимальной ставкой рефинансирования Банка России +0,4%, (при процентной ставке в пределах 0,4+1,4% к ставке рефинансирования).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследования позволяют утверждать, что в России формируется инновационная, более совершенная модель экономического развития консолидированных компаний культуры, опирающаяся на механизмы ГЧП. Развитие проекта осуществляется на платформе проводимых реформ государственного управления, опирающихся на конституционное право и федеральное законодательство. Системная синергия экономического развития отрасли определяется стратегическими решениями государства по концентрации усилий и ресурсов, направляемых на масштабное совершенствование инфраструктуры и обновление материальной базы, переподготовку тренерских кадров в отрасли. Переход на принципы ГЧП связан с качественным, концептуальным скачком в развитии, для которого характерны преференции в поступательном совершенствовании экономических отношений, разграничения функций и полномочий, высокая конкурентоспособность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаев, А.И. Государственно-частное партнерство в РФ: экономическое содержание и правовое обеспечение / А.И. Николаев // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.
- 2007. - № 1-2 (30-31). - С. 36-38.
2. Веймарн, А. Что нужно сделать, чтобы в России государственно-частное партнерство начало работать в полную силу и эффективно / А. Веймарн // Однако : деловой и политический журнал. - 2013. - № 15 (164). - С. 37-41.
REFERENCES
1. Nikolaev, A.I. (2007), “Public-private partnership in Russia: economic substance and legal support”, Real Estate and investment. Legal regulation, No. 1-2 (30-31), pp. 36-38.
2. Weimar, A. (2013), “What you need to do to in the Russian public-private partnership has started to work in full force and effective”, However: business and political journal, No. 15 (164), pp. 3741.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.02.2014.
УДК 37.037
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ДЕФИЦИТОМ МАССЫ
ТЕЛА
Елена Владимировна Егорычева, старший преподаватель,
Волжский политехнический институт (филиал)
Волгоградского государственного технического университета
Аннотация
На основе экспериментальных исследований и результатов статистического анализа показано, что дефицит массы тела у юношей, как мышечного, так и жирового компонентов, негативно влияет на большинство показателей функциональной подготовленности. Соматическое здоровье таких студентов соответствует уровню ниже среднего. Многие показатели физического развития, физической и функциональной подготовленности имеют большие диапазоны отклонений от средней групповой величины. Поэтому при организации занятий со студентами, имеющими недостаток массы тела, необходим индивидуальный или дифференцированный подход.
Ключевые слова: дефицит массы тела, студенты, занятия физической культурой.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p66-70 ASSESSMENT OF PHYSICAL DEVELOPMENT, FUNCTIONAL STATE AND PHYSICAL READINESS OF STUDENTS WITH DEFICIENCY OF BODY WEIGHT
Elena Vladimirovna Egorycheva, the senior teacher,
Volzhsky Polytechnical Institute (branch) of the Volgograd State Technical University
Annotation
On the basis of the pilot studies and results of the statistical analysis it has been shown that deficiency of body weight at young men, both muscular, and fatty components, negatively influences on the majority of indicators of functional readiness. Somatic health of such students corresponds to level below the average. Many indicators of physical development, physical and functional readiness have big ranges of deviations from average group size. Therefore, at the organization of occupations with the students having a lack of body weight, the individual or differentiated approach is necessary.
Keywords: deficiency of the body weight, students, occupations by physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Исследования последних лет показывают, что количество студентов дневной формы обучения, имеющих отклонение массы тела от принятой нормы, достигает в некоторых вузах 30+40% от всех обучающихся [2]. Несмотря на то, что масса тела является одним из основных показателей физического развития человека, современные методики занятий физической культурой в отечественных вузах практически не придают значения этому важному фактору. При организации занятий со студентами, имеющими недостаток массы тела, очень важно учитывать, совпадают ли уровни их физического развития, физической и функциональной подготовленности.
бб