Региональная экономика: Regional Economics:
теория и практика 31 (2015) 29-35 Theory and Practice
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Устойчивое развитие регионов
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРОРЕГИОНА «ДОНБАСС» В УСЛОВИЯХ ЦЕНТР-ПЕРИФЕРИЙНОГО КОНФЛИКТА НА УКРАИНЕ
Антон Викторович БРЕДИХИН
аспирант кафедры стран постсоветского зарубежья, Российский государственный гуманитарный университет,
Москва, Российская Федерация
Аннотация
Тема. Современная Украина находится в состоянии политического кризиса. Возник и стремительно развивается центр-периферийный конфликт по оси «Официальный Киев - Донбасс». В рамках волны народного протеста, названной «Русской весной», Автономная Республика Крым и город республиканского значения Севастополь провели референдум и высказали свою позицию за вхождение в состав Российской Федерации. Эту позицию Россия поддержала. Подобные референдумы прошли в Донбассе, где было объявлено о создании Донецкой и Луганской народных республик. Сложившаяся ситуация по оси «Центр - Периферия» требует переговорного процесса. Его возможность реальна в рамках работы российско-украинского еврорегиона «Донбасс». Созданный в 2010 г он был призван выступить качественно новой площадкой взаимодействия российской и украинской сторон на локальном уровне: реализован ряд общих проектов, созданы кластеры в экономической, экологической и социогуманитарной сферах.
Цели. Рассмотрение возможностей развития Донецкой и Луганской народных республик в рамках еврорегиона «Донбасс» и перспектив реализации их статуса в качестве участников трансграничного объединения, вплоть до вхождения в состав еврорегиона на правах субъектов международного права.
Методология. В работе был использован метод SWOT-анализа для прогнозирования развития еврорегиона «Донбасс» в современных политических условиях и с участием новых акторов.
Результаты. Были получены выводы о возможности реализации данного проекта лишь с учетом привлечения к работе представителей Донецкой и Луганской народных республик. Они могут быть задействованы во внешнеполитической и внешнеэкономической сферах органов исполнительной власти Ростовской области, которая является наиболее активным членом еврорегиона «Донбасс».
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
История статьи:
Принята 23.04.2015 Одобрена 13.05.2015
УДК 323.473
Ключевые слова: еврорегион, Донбасс, конфликт, периферия, приграничье
Приграничные территории государств, выступая в роли периферии по отношению к официальному центру, приобретают целый ряд отличительных от других регионов страны качеств. Им присущ дуализм воздействия, ведь кроме центра на них, сильнее, чем на остальные регионы страны, оказывают влияния соседние государства и другие внешние акторы, ставящие перед собой задачу реализации тех или иных целей. Отдаленность от столицы подталкивает приграничные регионы к формированию коммуникативного пространства «по ту сторону границы». При этом зона приграничья превращается в своеобразный центр глобализации и должна рассматриваться «не как аналитически пустая транзитная зона, но как место креативного культурного производства» [1, с. 208].
Приграничье, в любом виде, сохраняет фактор конфликтогенности, территориальных претензий. Доктор философии и антропологии Р. Альварес считает, что трансграничная территория иллюстрирует механизмы решения конфликтов и противоречий в иерархически организованном мире глобализированной экономики [2, 445]. К выводу, что трансграничье носит характер «мобильных территорий», функционирующих в условиях высокой неопределенности глобальных и национальных рисков социально-экономического развития, приходит А. Роттенбург [3, с. 93].
При этом следует выделить три важнейших параметра приграничных территорий1:
1 World Development Report. Reshaping Economic Geography. World Bank, 2009. 124 p.
1) пространственную концентрацию населения за счет эффекта масштаба, действующего в городских агломерациях (density);
2) экономическое расстояние территорий, связанное с подключением к глобальным «коридорам» и внутристрановым рынкам за счет развития транспортной и логистической инфраструктур по перемещению факторов производства (distance);
3) институциональные барьеры движения факторов производства, связанные с территориальной мобильностью товаров, рабочей силы, финансов, научных технологий, повышающих эффективность человеческого капитала (division).
В целом же еврорегионы способствуют более рациональному размещению промышленных ресурсов и пространственному развитию данных территорий, межрегиональному рынку и «бремени» по охране границы2.
Наиболее успешно и институционализированно данный процесс развит в Европе, где границы на протяжении многих веков изменялись, а ее главный экономический и политический актор - Европейский союз - использует приграничное взаимодействие в качестве инструмента локальной интеграции между своими членами и претендентами на членство3. Исследователь М. Перкманн отмечал, что трансграничные регионы процветают именно потому, что выполняют особые функции как «территориальные единицы» европейской региональной политики в контексте многоуровневого (надрегионального) управления европейской экономикой [4, с. 160].
Формированию трансграничного сотрудничества присущи четыре шага развития:
1) ознакомление (партнеры исследуют приграничье, сближаются, определяют направления сотрудничества) [5, с. 70];
2) стратегия развития (определение сильных и слабых сторон сотрудничества и территории для деятельности)[6, с. 83];
2 Синяускас Н.А. Внешние факторы стратегического развития еврорегиона «Донбасс» // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2013. №№ 3. С. 190-194.
3 Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей: подписана 21.05.1980 в Мадриде. Конвенция имеет также Дополнительный протокол от 09.11.1995. подписанный в Страсбурге.
3) разработка и обеспечение программ (формирование институциональных структур, организующих сотрудничество на локальном уровне);
4) наблюдение, корректировка и оценка работы [7, с. 42].
Рассмотрим перспективы развития трансграничного образования на примере российско-украинского еврорегиона «Донбасс» [8, с. 95].
В 2014 г. на фоне усугубления политического кризиса на Украине, отстранения от власти легитимного избранного президента Украины В.Ф. Януковича и его побега из страны, прихода к власти лидеров Евромайдана (с дальнейшим избранием президентом Украины П.А. Порошенко) произошло обострение отношений по линии Центр - Периферия.
После захвата административных зданий в западных регионах страны представителями «Правого сектора» на Юго-Востоке произошли политические протесты русскоязычного населения, названные «русской весной». Результатом этих народных протестов стали референдумы, проведенные в Автономной Республике Крым и Севастополе, на которых жители регионов изъявили желание войти в состав Российской Федерации. После объявления результатов референдумов Президент Российской Федерации В.В. Путин принял решение о приеме новых субъектов в состав Российской Федерации.
Подобные процессы происходили и в Донбассе, где после штурма местных администраций представителями пророссийских организаций было объявлено о создании Донецкой и Луганской народных республик. Кроме того, 11.05.2014 были проведены референдумы, на которых жители республик проголосовали за независимость. Одновременно с этими процессами официальный Киев начал карательную операцию против мирных жителей Донбасса - так называемую антитеррористическую операцию (АТО).
Процесс формирования напряжения по линии официальный Киев - Донбасс [9, с. 50], складывался в течение длительного периода. Приход к власти в стране В.Ф. Януковича в 2010 г. снизил напряженность. Особую роль сыграло гуманитарное сотрудничество в рамках еврорегиона «Донбасс» [10, с. 17]. Так, рядом пророссийских организаций еврорегиона в 2012 г. была создана гражданская инициативная группа «Донбасс за Евразийский Союз», позиционирующая себя в качестве первой
Роль еврорегиона «Донбасс» в конфликте по оси «Центр - Периферия» на Украине
Источник: авторская разработка.
совместной организации граждан еврорегиона. При этом одной из главных задач являлась активная поддержка вхождения Украины в Евразийский Союз. В 2012-2013 гг. инициативной группой «Донбасс за Евразийский Союз» были проведены акции «Наш ответ Тягнибоку!» на высочайшей точке Левобережной Украины - Могиле Мечетной, «Донбасс за перезагрузку отношений с Россией» в Донецке, флеш-моб баннеров «Донбасс за ЕАС!», круглый стол «Роль общественных организаций в создании Евразийского Союза» в Луганске. Движение также вошло в состав международного крыла Общероссийского народного фронта «Интернациональная Россия», стало участником Евразийского диалога при Европейском клубе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и Российско-Украинской молодежной палаты.
Большая часть из членов данной общественной инициативы сыграла роль в создании Донецкой народной республики. Координатор общественного движения «Донбасс за Евразийский Союз» по Донецкой области А.Е. Пургин стал вице-премьером, а затем и спикером Верховного совета ДНР. Идеолог движения, кандидат исторических наук, доцент С. А. Барышников стал ректором Донецкого национального университета. Ряд членов вошли в
органы исполнительной и законодательной власти. Многие активисты оказались в рядах ополчения ДНР4.
В рамках внутриполитического конфликта на Украине [11, с. 10] особую роль сыграл еврорегион «Донбасс». В ходе проведения военной операции официальным Киевом еврорегион выступил в роли основного гуманитарного актора поддержки беженцев. Ростовская область, представляющая еврорегион в 2014 г. в составе Ассоциации европейских приграничных регионов5, приняла основной поток беженцев на свою территорию и оказала поддержку в дальнейшем их размещении по другим субъектам Российской Федерации. Кроме того, в тот период все основные форумы еврорегиона также проходили на территории Ростовской области [12, с. 85].
Конфликт на Украине и роль в нем еврорегиона «Донбасс» можно представить в виде схемы (см. рисунок).
Данные, представленные на рисунке, показывают, что наиболее тесное взаимодействие осуществляется
4 Бредихин А.В. Модель еврорегиона Донбасс в системе российско-украинского порубежья // Юристъ-Правоведъ. 2013. № 3. С. 109-112.
5 Стратегия социально-экономического развития Еврорегиона «Донбасс» до 2020 года. URL: http://gauriac.ru/strategies.php
SWOT-анализ будущего еврорегиона «Донбасс» в контексте конфликта по оси «Официальный Киев - Донбасс»
Характеристика Возможности Угрозы
Сильные стороны Образование единого политического пространства между Россией и Украиной. Вхождение Украины в Евразийский Союз. Признание ДНР и ЛНР Российской Федерацией и вхождение их в состав Евразийского Союза Расширение количества участников еврорегиона до шести членов путем включения в его состав ДНР и ЛНР Подписание вне еврорегиональных соглашений о дружбе и сотрудничестве между Ростовской областью, ДНР и ЛНР
Слабые стороны Придание официального статуса членов еврорегиона Донецкой и Луганской народным республикам вместо Донецкой и Луганской областей Украины. Замораживание конфликта по оси «Официальный Киев - Донбасс» по аналогии с молдово-приднестровским конфликтом Евроинтеграция Украины. Вступление Украины в НАТО. Отказ от приграничного сотрудничества Украины с Россией
Источник: авторская разработка.
в рамках треугольника ДНР - ЛНР - Ростовская область. Воронежская область в данном случае занимает периферийное положение ввиду небольшой протяженности границы с зарубежными партнерами, недавнего вступления в состав еврорегиона и отсутствия налаженных экономических и гуманитарных связей [13, с. 32].
В то же время сам формат еврорегиона «Донбасс» [14, с. 11] в настоящее время носит неопределенный характер. Напомним, что в него от Российской Федерации входят Ростовская и Воронежская области, а от Украины - Донецкая и Луганская области6. Однако возникает ситуация, когда de fadto на территории Донецкой и Луганской областей функционируют еще два политических субъекта, не получивших международного признания. Учитывая затяжной характер развития конфликтной ситуации [15, с. 56], невозможность ее решения посредством так называемого крымского сценария или переговорного процесса (Минские встречи), проведем SWOT-анализ будущего еврорегиона
6 Программы социально-экономического развития приграничных муниципальных образований Ростовской области в рамках Еврорегиона Донбасс на 2013-2015 гг. URL: http://euroregion-^пЬа88.га/рп^гат8/есопот1с/ргс^гатта_го-Ьог11ег2013-2015. (!ос.
«Донбасс» в рамках сложившейся ситуации [16, с. 30].
Таким образом, роль еврорегиона «Донбасс» в контексте российско-украинских отношений в дальнейшем будет расширяться [17, с. 153] и приобретать роль площадки по гармонизации отношений в регионе [18 с. 45]. Количество его участников в настоящее время может быть расширено до шести членов. При этом руководство Донецкой и Луганской народных республик может приобрести статус наблюдателей по согласованию с официальным Киевом.
При развитии дальнейшего пути евроинтеграции Украины [19, с. 20] официальный Киев может отказаться от совместных еврорегионов с Российской Федерацией. В этом случае в составе еврорегиона «Донбасс» могут остаться представители Донецкой и Луганской народных республик.
В случае изменение геополитического курса Украины на интеграцию с Российской Федерацией и вступления ее в Евразийский Союз ДНР и Донецкая область, а также ЛНР и Луганская область сформируют единые политические образования в рамках еврорегиона, укрепив локальные «мостики» интеграции между Украиной и Россией.
Список литературы
1. Rosaldo R. Culture and Truth. The remaking of Social Analysis. Boston, 1989. 328 p.
2. Alvarez. R. The Mexican-US Border: The Making an Anthropology of Borderlands // Annual Review of Antropology. 1995. Vol. 24. P. 447-470.
3. RottenburgM. Sitting in a Bar. Studies in Cultures, Organizations and Societies, 2000. Vol. 6. P. 87-100.
4. PerkmannM. Cross-Border Regions in Europe. European Urban and Regional Studies. 2003. Vol. 10. № 2.
5. Вардомский Л. Российское порубежье в условиях глобализации. М.: ЛИБРОКОМ, 2008. 216 с.
6. Вардомский Л., Голунов С. Прозрачные границы. Безопасность и трансграничное сотрудничество в поясе новых пограничных территорий России. Москва - Волгоград: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2002. 573 с.
7. Луцишин П.В., Луцишин Н.П. Свропейське транскордонне сшвроб^ництво: сутшсть i структура // Украшський географiчний журнал.1998. № 2. С. 41-44.
8. Бредихин А.В. Роль еврорегионов в наднациональной интеграции (на примере еврорегиона «Донбасс» // Россия и современный мир. 2013. № 3. С. 90-101.
9. Туровский Р.Ф. Центр и регионы: проблемы политических отношений. М.: ВШЭ, 2006. 399 с.
10. ЕвтишинаК.А., Зинченко В.А., Мищенко К.Н., Орлинский С.А., ШеховцовР.В. Перспективы социально-экономического развития приграничных территорий в рамках международного сотрудничества еврорегиона «Донбасс» // Бизнес-информ. 2014. № 1. С. 16-19.
11. Тхагапсоев Х.Г., Черноус В.В. Реинтеграция постсоветской России: преграды и пути преодоления // Научная мысль Кавказа. 2013. № 4. С. 9-17.
12. ВолковЮ.Г., Черноус В.В., Сериков А.В., Барков В.А., БарбашинМ.Ю., Гвинтовкин А.Н., Садко Д.О. Ростовская область: двадцать лет реформ глазами жителей // Гуманитарий Юга России. 2012. № 1.
13. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. М.: Экономика, 2000. 440 с.
14. Шеховцов Р.В. Стратегия долгосрочного социально-экономического развития еврорегиона «Донбасс»: актуальные проблемы, задачи и перспективы инфраструктурно-логистического развития // Инженерный вестник Дона. 2012. № 1. С. 509-514.
15. Приграничный субрегион Ростовской области в социально-экономической системе Еврорегиона «Донбасс». Ростов-н/Д: Минэкономразвития Ростовской области, 2012. 170 с.
16. Borys T., Panasiewicz Z. Panorama Euroregionуw // Urz^d Statystyczny w Jeleniej Gуrze. Jelenia Gуra, 1997. P. 33-34.
17. Henning M., Moodysson J. and Nisson M. Innovation and Regional Transformation: from clusters to new combinations. Region Skane, 2010. 214 p.
18. Ketels C. Recent research on competitiveness and clusters: what and the implications for regional policy? Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2013. Vol. 6. № 2. P. 269-284.
19. Van der Velde Martin R. So Many Regions, So Many Borders. A Behavioural Approach in the Analysis of Border Effects // Paper Prepared for the 37th European Congress of the European Regional Science Association (Rome, Italy, August 26-29, 1997). Rome, 1997.
P. 153-171.
С.182-201.
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
Sustainable Development of Regions
DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE DONBASS EUROREGION IN CONDITIONS OF THE CENTER - PERIPHERY CONFLICT IN UKRAINE
Anton V. BREDIKHIN
Russian State University for Humanities, Moscow, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 23 April 2015 Accepted 13 May 2015
Keywords: Euroregion, Russia, Ukraine, Donbass, conflict, center, periphery, border area
Abstract
Subject The article covers the issues and problems of the center - periphery conflict situation in Ukraine.
Objectives The paper aims to consider the development of the Donetsk and Luhansk People's Republics within the Donbass Euroregion, as well as the prospects for the realization of their status as members of the cross-border association until the affiliation in the European region as subjects of international law.
Methods In the work, I used a method of SWOT analysis to predict the development of the Donbass Euroregion in the contemporary political conditions and with the participation of new actors. Results The work's results can be used by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation in the framework of the implementation of rehabilitation activities.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Rosaldo R. Culture and Truth. The remaking of Social Analysis. Boston, 1989, 328 p.
2. Alvarez R.R. The Mexican-US Border: The Making of an Anthropology of Borderlands. Annual Review of Anthropology, 1995, vol. 24, pp. 447-470.
3. Rottenburg M. Sitting in a Bar. Studies in Cultures, Organizations and Societies, 2000, vol. 6, pp. 87-100.
4. Perkmann M. Cross-Border Regions in Europe. European Urban and Regional Studies, 2003, vol. 10, no. 2, pp. 153-171.
5. Vardomskii L. Rossiiskoe porubezh'e v usloviyakh globalizatsii [Russia's bordering region in the context of globalization]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2008, 216 p.
6. Vardomskii L., Golunov S. Prozrachnye granitsy. Bezopasnost' i transgranichnoe sotrudnichestvo v poyase novykh pogranichnykh territorii Rossii [Porous borders. Security and cross-border cooperation in the zone of the new border territories of Russia]. Moscow, Volgograd, Nauchno-obrazovatel'nyi forum po mezhdunarodnym otnosheniyam Publ., 2002, 573 p.
7. Луцишин П.В., Луцишин Н.П. Свропейське транскордонне сшвроб^ництво: сутшсть i структура.
Украгнський географiчний журнал, 1998, no. 2, pp. 41-44.
8. Bredikhin A.V. Rol' evroregionov v nadnatsional'noi integratsii (na primere evroregiona "Donbass" [The role of Euroregions in supranational integration (the Euroregion Donbass case study]. Rossiya i sovremennyi mir = Russia and Modern World, 2013, no. 3, pp. 90-101.
9. Turovskii R.F. Tsentr i regiony: problemy politicheskikh otnoshenii [The Centre and the regions: problems of political relations]. Moscow, HSE Publ., 2006, 399 p.
10. Evtishina K.A., Zinchenko V.A., Mishchenko K.N., Orlinskii S.A., Shekhovtsov R.V. Perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya prigranichnykh territorii v ramkakh mezhdunarodnogo sotrudnichestva evroregiona "Donbass" [Prospects of socio-economic development of the border area within the framework
of the international cooperation Euroregion Donbass]. Biznes-inform = Business Inform, 2014, no. 1, pp.16-19.
11. Tkhagapsoev Kh.G., Chernous V.V. Reintegratsiya postsovetskoi Rossii: pregrady i puti preodoleniya [Reintegration of post-Soviet Russia: obstacles and ways to overcome]. Nauchnaya mysl' Kavkaza = Scientific Thought of the Caucasus, 2013, no. 4, pp. 9-17.
12. Volkov Yu.G., Chernous V.V., Serikov A.V., Barkov V.A., Barbashin M.Yu., Gvintovkin A.N., Sadko D.O. Rostovskaya oblast': dvadtsat' let reform glazami zhitelei [The Rostov Oblast: twenty years of reforms through the eyes of residents]. Gumanitarii Yuga Rossii = Humanitarians of South of Russia, 2012, no. 1, pp.182-201.
13. Regional'noe razvitie: opytRossii i Evropeiskogo Soyuza [Regional development: the experience of Russia and European Union]. Moscow, Ekonomika Publ., 2000, 440 p.
14. Shekhovtsov R.V. Strategiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya evroregiona "Donbass": aktual'nye problemy, zadachi i perspektivy infrastrukturno-logisticheskogo razvitiya [Strategy of long-term socio-economic development of the Euroregion Donbass: current issues, challenges and prospects of artery logistics development]. Inzhenernyi vestnik Dona = Engineering Journal of Don, 2012, no. 1, pp.509-514.
15. Prigranichnyi subregion Rostovskoi oblasti v sotsial 'no-ekonomicheskoi sisteme Evroregiona "Donbass " [A border sub-region of the Rostov region in the socio-economic system of the Euroregion Donbass]. Rostov-on-Don, Minekonomrazvitiya Rostovskoi oblasti Publ., 2012, 170 p.
16. Borys T., Panasiewicz Z. Panorama Euroregionow. Urz^d Statystyczny w Jeleniej Gorze. Jelenia Gora, 1997, pp. 33-34.
17. Henning M., Moodysson J., Nisson M. Innovation and Regional Transformation: from Clusters to New Combinations. Region Skane, 2010, 214 p.
18. Ketels C. Recent research on competitiveness and clusters: what and the implications for regional policy?
Cambridge Journal of Regions, Economy and Society, 2013, vol. 6, no. 2, pp. 269-284.
19. Van der Velde Martin R. So Many Regions, So Many Borders. A Behavioural Approach in the Analysis of Border Effects. Paper Prepared for the 37th European Congress of the European Regional Science Association, Rome, Italy, August 26-29, 1997. Rome, 1997.