УДК 338.484.2
DOI: 10.12737/14534
Голубчиков Сергей Николаевич1, Плисецкий Евгений Евгеньевич2, Хетагурова Валерия Шотаевна3
1-2 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва, Российская Федерация);
1 канд. геогр. наук, доц.; e-mail: s_golubchikov@mail.ru;
2 канд. геогр. наук, доц.; e-mail: evgenie.pliseckij@mail.ru;
3 Российский государственный социальный университет, Филиал в г.Дедовск (г.Дедовск, Российская Федерация); канд. геогр. наук, доц.; e-mail: vhetag@yandex.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В АРКТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕРЁЗОВСКОГО РАЙОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)
Этнографический туризм в современном мире, и в России в частности, за последние десятилетия приобрел особую актуальность, поскольку он позволяет прикоснуться к истокам национальной культуры не только своего народа, но и познакомиться с культурой других народов. Россия отличается крайним многообразием этнокультурных туристских ресурсов, которые в недостаточной степени используются в качестве значимого вида туризма, который мог бы обеспечить той или иной территории нашей страны значительный приток туристов. Арктика сегодня становится всё более привлекательной для экологического и этнографического туризма. В Российской Арктике проживают свыше 30 малочисленных коренных народов Севера, они сохранили особую культуру, способы выживания в экстремальных условиях среды, навыки традиционного щадящего природопользования, умения жить в согласии с окружающей средой. Этнографический туризм на Севере России считается одним из самых перспективных. В статье представлены материалы, собранные во время поездки в Берёзовский район Ханты-Мансийского автономного округа в июне 2015 г., где авторы провели анкетирование среди населения и государственных служащих по вопросу о том, имеется ли в районе программа и какие проводятся мероприятия по развитию экологического и этнографического туризма. Авторы изучили, как организован этнографический туризм в Берёзовском районе, роль в этом процессе национальной родовой общины. Всего в Югре 475 территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, которые способны предложить туристам возможность знакомства с бытом и укладом жизни коренного населения, посещение жилищ и культовых сооружений, участие в фольклорных обрядах, красочных фольклорных представлениях, погостить в настоящем чуме, побывать на стойбищах оленеводов, прокатиться на оленьих упряжках, узнать секреты национальной кухни.
Рассмотрен опыт деятельности туристическо-этнографического комплекса «Сорни Сэй», который знакомит туристов с культурой народов Севера, организует и проводит различного уровня мероприятия и программы, изготавливает сувениры, организовывает семинары и мастер-классы по декоративно-прикладному искусству.
Ключевые слова: этнографический туризм, Арктика, коренные малочисленные народы Севера, этнографический комплекс, родовая община, Березовский район ХМАО.
Этнографический туризм приобретает в современном высокоурбанизированном и ритмичном мире особую актуальность, поскольку он позволяет прикоснуться к истокам национальной культуры не только своего народа, но и познакомиться с культурой других народов, отношение к которым зачастую формируется на стереотипах и шаблонах. На протяжении последних де-
сятилетий проблема сохранения этнокультурного наследия, самобытности и разнообразия многоликой палитры народов, территориальных групп и сообществ, приобрела поистине глобальный характер.
С учетом растущей значимости туризма, его всестороннее изучение немыслимо без активного обращения к этнокультурной тематике. Согласно экспертным прогно-
зам, путешествия с этнокультурной мотивацией уже во второй четверти нынешнего столетия станут одним из самых массовых и динамичных видов международного туризма. Этнотуризм - это особый вид познавательных путешествий, основной целью которых является посещение какого-либо объекта для исследования архитектуры, культуры, традиций и быта народа, этноса, живущего или когда-либо проживавшего на данной территории. Классические этнографические туры включают в себя знакомство с бытом и укладом жизни народа, посещение жилищ и культовых сооружений, участие в фольклорных обрядах, красочных фольклорных представлениях. Такой вид отдыха появился вследствие возросшего интереса туристов к подлинной жизни народов, к народным традициям, творчеству, обрядам и культуре. Интерес объясняется, в свою очередь, стремлением людей в современном унифицированном мире к самоидентификации, поиску и изучению своих этнических корней. Результаты такого познания позволяют почувствовать себя особенным, причастным к целой истории со свойственными ей культурными традициями. Знакомство с культурами и этническими особенностями других народов помогает составить картину целостного многогранного мира со всеми его народностями, уникальными в своей индивидуальности.
Россия отличается крайним многообразием этнокультурных туристских ресурсов, которые в недостаточной степени используются в качестве значимого вида туризма, который мог бы обеспечить той или иной территории нашей страны значительный приток туристов. И особого внимания в данном контексте заслуживают районы Российской Арктики, сохраняющие уникальный этнический колорит коренных малочисленных народов Севера. Арктика сегодня становится всё более привлекательной для экологического и этнографического туризма.
В Российской Арктике проживают свыше 30 коренных малочисленных народов Севера (КМНС) численностью до 30 тыс. чел., они сохранили особую культуру, способы выживания в экстремальных ус-
ловиях среды, навыки традиционного щадящего природопользования, умение жить в согласии с окружающей средой. Не случайно этнографический туризм становится всё более популярным в Скандинавских странах, в Исландии, на Севере Канады, на Аляске. Ежегодно 200 тыс. европейцев посещают Север Норвегии, чтобы встретить здесь Новый год, полюбоваться полярным сиянием, познакомиться с культурой и бытом саамов. Иное у нас, как, например, в соседней со Скандинавией Мурманской области, где пока совершенно не развит этнографический туризм, как, впрочем, и в других арктических регионах страны. В то же время этнографический туризм на Севере России считается одним из самых перспективных - он имеет большое будущее в России. На это указывает огромный потенциал страны, который составляют территория, богатейшее культурное и историческое наследие.
Этнографический (не путать с этническим1) туризм способствует развитию тесных связей и обмену между представителями разных народов России, включению их самобытной культуры в мировое наследие [5]. К сожалению, определение этнографического туризма трудно найти в учебниках [1, 5-7], хотя в сети Интернет представлено широкое разнообразие определений этого вида туризма. По-видимому, данное обстоятельство, среди прочего, мешает его организованному и целенаправленному развитию в Российской Арктике, в том числе в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, на Таймыре. По мнению авторов учебника «Основы туризма» А.С. Кусова и Ю.А. Джаладян [5], эти районы вообще не являются туристическими (за исключением плато Путорана), так как не имеют туристических центров. С этим утверждением невозможно согласиться. Известно, что туристские ресурсы на территории России используются не в полной мере. Одними из ценнейших
1 Этнический туризм основан на посещении туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких. Выделяют также этнокультурный туризм - поездки, организуемые в места проживания малочисленных народов, не имеющих своего государственного и административного образования.
ресурсов являются традиции и обычаи народов России, открывающие возможности для развития этнографического туризма, в частности, в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО).
Этнографический туризм представлен тремя основными видами:
1) посещение существующих поселений - этнических деревень, сохранивших особенности традиционной культуры определенных народов (временные и постоянные);
2) знакомство с музеями народного быта - особый интерес вызывают «живые» этнографические музеи под открытым небом, фольклорные деревни, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта. При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежавший к той или иной культуре и эпохе, узнать о его назначении, ощутить причастность к культуре своего и других народов. В сельских домах можно познакомиться с жителями, которые одеты в национальные костюмы, заняты традиционными ремеслами. Чем больше на территории элементов этнографического наследия, тем выше степень её привлекательности для туризма [2];
3) знакомство с непредметными формами наследия - с традициями, праздниками, обрядами и обычаями. Это элементы социального и культурного наследия, передающегося от поколения к поколению, и сохраняющиеся в определенных сообществах, классах и социальных группах в течение длительного времени [4].
Этнографический туризм - визитная карточка Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в том числе и ее северозападного Берёзовского района. Древняя культура коренных малочисленных народов ХМАО - хантов (устар. остяки), манси (устар. вогулы) и лесных ненцев представляет большой интерес. Общая численность коренных народов Севера в пределах ХМАО составляет всего 31932 чел. (2% всего населения округа, данные 2014 г.), но численность их растёт, больше всего их проживает в Берёзовском районе. Всего же в Югре 475 территорий традиционного природопользования КМНС. Побывать
в национальных селениях, на стойбищах оленеводов, погостить в настоящем чуме, прокатиться на оленьих упряжках, узнать секреты национальной кухни - такую возможность уже сегодня предоставляют гостям Югры различные туристические программы. В 2014 г. в Югре было реализовано 290 туристских программ, из которых 44 - экологической и этнографической направленности, 11 круизных речных маршрутов, а всего в 2009-14 гг. здесь побывало 2,67 млн. туристов [8].
Небольшой город Берёзово с населением около 8,6 тыс. чел. считается местным туристическим центром. Основан в 1593 г. как город-крепость с чердынским воеводой. Город никогда не разрушался и сохранил своё историческое лицо, в нём много старинных купеческих зданий, богатый краеведческий музей. Берёзово является одним из знаменательных мест, сыгравших огромную роль в истории не только Сибири, но всей России: это место связано с ссылкой А.Д. Меньшикова и его семьи, бояр Долгоруких, А.И. Остермана, декабристов, Л.Д. Троцкого.
До нач. 2000-х гг. в Берёзово летал из Москвы рейс самолета Ан-24, сейчас до него можно добраться из Ханты-Мансийска по реке на «Метеоре», а также и на самолёте, в том числе из Тюмени. В последнее время к Берёзовскому району стали проявлять интерес те, кто хотел бы пожить в природных условиях, отдохнуть, половить рыбу. Особый спрос на знаменитую сосьвинскую селёдку, которая подавалась к царскому столу (обитает только в реке Северная Сосьва, на которой стоит Берёзово), ну и, конечно на муксуна и тайменя.
Во время пребывания в Берёзово в июне 2015 г. мы провели анкетирование среди населения и государственных служащих. При ответе на вопрос о том, имеется ли в районе программа по развитию экологического и этнографического туризма, опрошенные разделились во мнении о наличии подобной программы. По словам одного из опрошенных, являющегося муниципальным служащим, такая программа есть, но её реализация тормозится плохо развитой инфраструктурой, обусловленной суровостью климата, вли-
яющей на транспортную доступность территории. Кроме того, было отмечено отсутствие интереса местных властей к данной сфере. Хотя здесь прослеживается явно слабая осведомленность населения о существующих приоритетах государственной региональной и муниципальной политики в округе, ставящей туризм важной задачей развития экономки округа.
Рассмотрим, как организован этнографический туризм в Берёзовском районе, где этим занимаются национальные родовые общины (НРО) КМНС.
НРО КМНС «Турупья» (с. Саранпуль) предлагает спортивно-рыболовный и охотничий туризм в летний и зимний период времени. В 2013 г. на угодьях общины в урочище Турупья, вблизи оз. Турупья, обустроен промышленный стан и ведётся приём туристов. На стойбище предоставляется возможность познакомиться с культурой и бытом КМНС. Стоимость услуги - 5 тыс. рублей в сутки с человека. В эту стоимость входит предоставление снегохода/лодки с подвесным мотором, аренда домика, услуги проводника, трансфер до места охоты/рыбалки с промышленного стана и обратно.
НРО КМНС «Рахтынья» (с. Сосьва) занимается этнографическим туризмом, знакомит гостей с культурой и бытом КМНС, позволяя приобщиться современному человеку к истокам древней культуры. Община владеет охотничьими угодьями и рыбопромысловыми участками, что позволяет организовывать рыболовный и охотничий туризм.
ООО «НП Элаль» предлагает познакомиться с культурой и бытом народов Югры в туристическо-этнографическом комплексе «Сорни Сэй» (в переводе с мансийского - Золотой песок), расположенного в 3 км от Берёзово. Хвойный лес, чистый воздух, богатые рыбой воды р. Северная Сосьва, условия проживания и быта приближены к естественным, - все это оставит поистине незабываемые впечатления для самого искушенного туриста. «Сорни Сэй» знакомит туристов и жителей района с культурой народов Севера, организует и проводит различного уровня мероприятия как окружного, так и районного значения, новогодние и праздничные программы, дни выходного
дня, семейный отдых, детские этнографические палаточные лагеря (в каникулярный период), осуществляет пошив чумов и одежды для различных мероприятий, оленеводов и рыбаков-охотников (в том числе и национальной), изготавливает сувениры, проводит семинары и мастер-классы по декоративно-прикладному искусству КМНС. Работает комплекс круглогодично. Руководит общиной, которая была создана в нач. 2000-х гг., Филиппова Ольга Константиновна. Переехав сюда с Байкала, она руководила местным Домом быта в Саран-пауле. Идея создания общины, по словам Ольги Константиновны, родилась так: «Ездя по поселкам, видя, что условия такие, не очень социально-обеспеченные люди и отдаленность района от цивилизации накладывают свои сложности, не каждый человек может выехать, продать свою вещичку какую-то <...> и создалась у меня идея, что нужно объединить всех мастеров нашего района и сделать национально-традиционное предприятие, которое занимается сувенирным производством. Если кто-то что-то умеет делать, поделку какую, он может изготовить, дать нам ее, а мы уже выезжаем на разные выставки, в Москву и другие города, где эти вещи и реализуем.».
Позже был создан палаточный лагерь для детей (открыт 18 июля 2010 г.), действующий во время каникул в летний период, а в последнее время - и в новогодние каникулы. Дети отдыхают здесь в 3 летних смены по 30 человек, работают с ними профессиональные педагоги из коренных жителей из числа КМНС. Жизнь в лагере обустраивается по образу жизни мансийской общины. Каждый отряд является определённым мансийским родом, а воспитатель отряда считается «хранительницей очага» этого рода. Дети в первый день делятся на 3 рода (отряда), а воспитатели - «хранительницы очага» - знакомят ребят со своими родами (отрядами), с его традициями и занятиями. У каждого рода - своя тамга (печать). Этой печатью отмечаются добрые и полезные дела рода. Кроме того, для каждого рода выбирается совет старейшин. Вечером весь род собирается у костра. Во время вечерних посиделок дети обсуждают итоги дня, а затем проводят
Рис. 1 - Возможности для рыбалки в комплексе «Сорни Сэй» (а - Е.Е. Плисецкий со щукой весом 15 кг; б - вид на р. Северная Сосьва, фото авторов)
Рис. 2 - Традиции гостеприимства народов Севера (а - традиция встречи гостей: необходимо перешагнуть через костёр; б - традиционное жилище народов Российской Арктики - чум)
концерт. Такое действо повторяется каждый день. В это время дети исполняют частушки и сценки на злобу дня, поют песни под гитару, а «хранительницы очагов» рассказывают мансийские сказки. Эти моменты надолго остаются у ребят в памяти. Так же в лагере дети в игровой форме изучают мансийский язык. Очень увлекательно проходят занятия по экологии, в рамках экологического воспитания проходят походы «Зелёный патруль», во время которых ребята учатся правильно разводить и тушить костры в лесу, ориентироваться на местности, распознавать лекарственные травы. В лагере проходит активная работа кружков по национальным видам творчества: бисероплетению, плетению из осоки, шитью национальных орнаментов, изготовлению утвари из бересты. В лагере ребята самостоятельно ходят на рыбалку (рис. 1), сами разделывают и готовят рыбу, следуя
советам опытных наставников, регулярно проводят соревнования по национальным видам спорта. Ребята узнают много интересных игр, которые можно проводить на свежем воздухе. При этом забывают про мобильники, телевизор и компьютеры -все отдыхают и набираются сил на свежем, пропитанном хвоей воздухе.
В «Сорни Сэй» часто приезжают иностранные туристы, чтобы отведать национальные блюда. В меню входят жаркое из оленины, уха, строганина из нельмы и муксуна, пироги с рыбой и ягодами, чай на травах. Налажен и международный обмен. В «Сорни Сей» проходили обучение участники Российско-Канадской программы НОРДЕП2. После угощения и экскурсии
2 НОРДЕП - это партнерская программа между Канадой и Россией по развитию районов Крайнего Севера, разработанная Канадским агентством международного развития.
по территории комплекса гостей знакомят с традиционной культурой народов Югры. Это проходит в форме театральных постановок, песен, рассказывания сказок. Гостям очень нравится разучивать национальные танцы и песни. Туристы активно посещают мастер-классы по изготовлению национальной игрушки - кукол акань, сувениров из бересты и бисера. Единственное, что не позволяется - это использовать обрядовую культуру (шаманизм). Только сами её носители могут посвящать людей в её тайны, если считают это нужным. Экскурсия (вход) по туристическо-этнографиче-скому комплексу «Сорни Сэй» стоит 250 р. (дети - 150 р.), проживание в течение суток с пятиразовым питанием и предоставлением различных услуг - 3 690 руб. Предоставление в аренду домиков (до 8 чел.) стоит 1500 руб. в 1 час.
Практически все работники «Сорни Сэй», которые помогают организаторам во всём, по национальности ханты и манси. Частыми гостями «Сорни Сэй» являются жители г. Берёзово. Люди с удовольствием проводят выходные в этногра-фо-туристическом комплексе. Зачастую люди приезжают семьями и остаются на все выходные. В зимнее время они арендуют избушки, а в летнее - чумы и палатки (рис. 2). Гости с огромным удовольствием пользуются баней. Зимой любимой забавой является ледяная горка, спускающаяся с яра на реку. Взрослые вместе с детьми катаются на ледянках и оленьих шкурах, после чего идут греться в гостевой чум и пить травяной чай. В лагере разработаны и действуют 3 программы организации отдыха выходного дня и отдыха для молодожёнов, а также для детских коллективов «Добрые соседи». В будущем организаторы планируют создать охот-
ничью тропу и организованную рыбалку.
Ежегодно 9 августа отмечается Международный день коренных народов мира. Основное внимание ООН в 2013 г. было уделено теме «Создание альянсов коренных народов: соблюдение положений договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей». Выделение этой проблемы из всего спектра вопросов, касающихся коренных народов, не случайно. Образ жизни, условия проживания, мировоззрение этих народов ставят их в особое положение, которое всё больше учитывается мировым сообществом. В России вопрос о «контроле над своей судьбой» также актуален для аборигенных народов. Об этом заявляют их лидеры на больших форумах, об этом говорят оленеводы, охотники и рыболовы в тайге и тундре.
Ещё в 1763 г. великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью». К сожалению, на волне мировых финансово-рыночных отношений, в современной трактовке, слово «могущество» было заменено на слово «богатство», которое выделяет важность и значимость территориальных и природных ресурсов Сибири. Но только ли этот смысл вкладывал в эти строки учёный? Ведь «могуществом» России всегда были и остаются не только её территории, но также многонациональ-ность и многоконфессиональность проживающего на ней населения. Испокон веков Россия являлась страной с богатой историей, религиозными и культурными традициями населяющих её многочисленных народов [3]. Именно бережное отношение к своим природным богатствам, устоям и обычаям, а также заимствование опыта и культуры смежных народов - характерная черта нашего государства.
Список источников:
1. Асташкина М.В., Козырева А.Н., Кусков А.С., Санинская А.А. География туризма. М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2008. 432 с.
2. Голубчиков С.Н., Хетагурова В.Ш., Брюханова Г.А. Тверь как туристический центр Дальнего Подмосковья // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 3. С. 131-135.
3. Голубчиков С.Н., Хетагурова В.Ш., Брюханова Г.А. Экономический кризис как стимул развития рекреационно-туристического комплекса Северного Подмосковья. // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 2. С. 41-47.
4. Воскресенский В.Ю. Международный туризм. М.: Юнити-Дана, 2007. 255 с.
5. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. М.: КНОРУС, 2010. 400 с.
6. СамойленкоА.А. География туризма. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 368 с.
7. Теория и практика туризма. Вопросы географии / Отв. ред. В.М. Котляков, В.И. Кружалин, Н.В. Шабалина. Сб. 139. М.: Издательский дом «Кодекс», 2014. 472 с.
8. Ханты-Мансийский автономный округ. Ханты-Мансийск, 2015. 56 с.
9. Этнографический туризм в России. URL: http://rusotourism.ru/etnograficheskiy-turizm-v-rossii.html (Дата обращения: 1 октября 2015).
Sergey N. Golubchikov1, Evgeny E. Plisetsky2, Valeriya Sh. Khetagurova3
1-2 National Research University «Higher School of Economics» (Moscow, Russia); PhD in Geography, Associate Professor;3 Russian State Social University (branch in Dedovsk, Russia); PhD in Geography Associate Professor
PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF ETHNOGRAPHIC TOURISM IN THE ARCTIC (EXPERIENCE OF BEREZOVSKIY DISTRICT OF THE KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG)
Ethnographic tourism in the modern world, particularly in Russia, in the last decade is relevant, because it allows not only to touch the originins of national culture of own people, but also to learn the culture of other nations. Russia has an extremely ethno-cultural diversity of tourism resources. But they are not sufficiently used as a meaningful kind of tourism that attracts tourists in our country. The Arctic is becoming increasingly attractive for ecological and ethnographic tourism. In the Russian Arctic there are more than 30 small indigenous peoples, they have retained a distinctive culture, knowledge how to survive in extreme environments, the traditional skills of sparing natural resources, the ability to live in harmony with the environment. Ethnographic tourism in the North of Russia is considered one of the most promising. The article presents the materials collected during the trip in the Berezovskiy district of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug in June 2015, where the authors conducted a survey among the population and government officials about existence and implementation of a program for developing ecological and ethnographic tourism. The way of organization of ethnographic tourism in Berezovsky district was studied; the role of national tribal community (NRA) in this process was determined.
There are 475 traditional territories of indigenous peoples of the North in Yugra. They are able to offer visitors the opportunity to acquaintance with the life and lifestyle of the indigenous population, visiting homes and places of worship and participation in folk rituals, colorful folklore performances, stay in real chum, to go to the camp of reindeer herders, a ride on a reindeer sled, learn the secrets of the national cuisine. The experience of the activities of tourist-ethnographic complex «Sorni Say,» which acquaints visitors with the culture of the North, organizes and conducts various activities and programs, manufactures souvenirs, organizes seminars and workshops for arts and crafts is considered. Keywords: ethnographic tourism, Arctic, indigenous peoples of the North, an ethnographic complex, tribal community, Berezovskiy district of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug.
References:
1. Astashkina M.V., Kozyreva A.N., Kuskov A.S., Saninskaja A.A. Geografija turizma. [Geography of tourism]. Moscow: Alfa-M, INFRA-M, 2008. 432 p.
2. GolubchikovS.N., Khetagurova V.Sh., Bryukhanova G.A. Tver' kak turisticheskij centr Dal'nego Podmoskov'ja [Tver as tourist center far Moscow suburbs] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol. 9, Iss. 3. PP. 131-135.
3. Golubchikov S.N., Khetagurova V.Sh., Bryukhanova G.A. Ekonomicheskij krizis kak stimul razvitija rekreacionno-turisticheskogo kompleksa Severnogo Podmoskov'ja [The economic crisis as incentive to the development of the recreational and tourist complex in Northern Moscow Region] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges]. 2015. Vol. 9, Iss. 2. PP. 41-47.
4. Voskresenskij V.Ju. Mezhdunarodnyj turizm [International tourism]. Moscow: Juniti-Dana, 2007. 255 p.
5. Kuskov A.S., Dzhaladjan Ju.A. Osnovy turizma [Basics of tourism]. Moscow: KNORUS, 2010. 400 p.
6. Samojlenko A.A. Geografija turizma [Geography of Tourism]. Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. 368 p.
7. Teorija i praktika turizma. Voprosy geografii [The theory and practice of tourism. Questions of Geography] / Ed. V.M. Kotljakov, V.I. Kruzhalin, N.V. Shabalina. Vol. 139. Moscow: Publishing House «Code», 2014. 472 p.
8. Hanty-Mansijskij avtonomnyj okrug [Khanty-Mansi Autonomous Okrug]. Khanty-Mansiysk, 2015. 56 p.
9. Etnograficheskij turizm v Rossii [Ethnographic Tourism in Russia]. URL: http://rusotourism.ru/etnograficheskiy-turizm-v-rossii.html (Accessed on October 1, 2015).