УДК 629.014.8
Хегай Юрий Александрович
кандидат технических наук, доцент кафедры экономики и организации предприятий энергетического и транспортного комплексов Сибирского федерального университета
Тарасова Наталия Олеговна
студентка Сибирского федерального университета
Лукьяненко Елизавета Сергеевна
студентка Сибирского федерального университета
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ И АВТОМОБИЛЕЙ-ГИБРИДОВ
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы создания и применения более экологичных в сравнении с автомобилем транспортных средств: электромобилей и автомобилей-гибридов, отмечены их преимущества и недостатки при эксплуатации. Приведены прогнозные данные ряда компаний на 2015 г. об обороте электротранспорта на мировом рынке и перспективах его производства.
Ключевые слова:
автомобили, окружающая среда, экология, аккумуляторы, электромобили, гибридные автомобили, оборот электротранспорта, перспективы производства.
Khegay Yury Aleksandrovich
PhD in Technical Sciences, Assistant Professor, Department for Economics and Management of the Energetic and Transport Complexes Enterprises, Siberian Federal University
Tarasova Natalia Olegovna
Student, Siberian Federal University
Lukyanenko Elizaveta Sergeevna
Student, Siberian Federal University
DEVELOPMENT PROSPECTS OF ELECTRIC AND HYBRID VEHICLES
Summary:
The article deals with the issues of development and introduction of the environment-friendly vehicles: electric and hybrid ones. The advantages and disadvantages of their exploitation are discussed. The authors consider the look-ahead data of a number of companies for 2015 regarding the sales turnover of electric vehicles in the world market and the prospects for its production.
Keywords:
vehicle, environment, ecology, accumulators, electric vehicles, hybrid vehicles, turnover of electric vehicles, production prospects.
Автомобильный транспорт в настоящее время, безусловно, является неотъемлемой частью жизни населения. Он является наиболее удобным, достаточно быстрым и самым распространенным способом передвижения. И более того, он является самым востребованным транспортом практически во всех сферах деятельности.
К положительным сторонам этого вида транспорта можно отнести:
- быструю и своевременную доставку как грузов, так и пассажиров;
- доставка производится по большей степени на малые расстояния или небольшими партиями;
- при транспортировке груза можно применять более простые виды тар и упаковок, которые будут разрешены при транспортировке именно этим видом транспорта;
- повышенная мобильность;
- маневренность и т. д.
Несмотря на это, существует и ряд недостатков этого транспорта:
- высокая себестоимость перевозок;
- возможность хищения как автомобиля, так и автомобиля с грузом;
- высокая степень аварийности и т. д.
Но на фоне этих недостатков существует еще один немаловажный фактор - нанесение высокого экологического ущерба окружающей среде. Загрязнение окружающей среды этим видом транспорта происходит на всех стадиях его производства, в процессе эксплуатации, при переработке как самих автомобилей, так и топлива, масел и т. д. В процессе же самой эксплуатации происходит выбрасывание в атмосферу большого количества газов, оксидов азота и серы, которые, в свою очередь, пагубно сказываются на окружающей среде.
Автомобили вырабатывают до 70 % вредных выбросов в атмосферу. В среднем каждый год выбросы загрязняющих веществ в экосферу от транспортных средств увеличиваются на 3,1 %.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
В России ежегодно выбрасывается более 12,6 млн т вредных канцерогенных веществ, которые наносят существенный вред здоровью людей и всей окружающей среде.
Немаловажным фактором является и высокая затратность автомобилей, работающих на бензине.
Наличие всех этих недостатков привело к необходимости создания и совершенствования новых автомобилей, которые в первую очередь будут более экологически безопасными и менее затратными. В последнее время все чаще заходит речь об электромобилях, которые, возможно, в скором будущем придут на смену автомобилям.
Электромобилем называется такое транспортное средство, которое приводит себя в движение не двигателем внутреннего сгорания, а электродвигателем. Заряжается он как от аккумуляторов, так и от домашней сети. Более того, в электромобилях отсутствует коробка передач, вследствие присоединения вала непосредственно к колесам. Первые электромобили появились почти на 50 лет раньше, чем двухместный автомобиль, но они так и не стали использоваться.
Переход на электромобили в период 2015-2020 гг. объявили правительства многих стран, которые одобрили проекты на развитие электротранспорта в больших городах, сильно страдающих от загрязнения воздуха.
Главным преимуществом электромобилей перед автомобилем является высокая экологич-ность, так как при их эксплуатации полностью отсутствуют вредные выхлопы и соединения, потому что для передвижения они не используют горючие смеси. Кроме того, во много раз снижается взрывоопасность. Энергия, которая используется в электромобилях, многократно дешевле бензина. Аккумуляторы таких транспортных средств могут заряжаться во время движения со склона и от солнечного света. Помимо этого, они надежны и длительны в эксплуатации и имеют низкий уровень шума [1]. Простота сборки и конструкции электромобиля обусловливает снижение расходов при его эксплуатации.
Но, как и везде, здесь есть несколько недостатков. К первым из них относятся трудности производства емких и дешевых аккумуляторов. Для их создания используют драгоценные металлы. Такие аккумуляторы разряжаются достаточно быстро, а их переработка является проблемой, поскольку они содержат ядовитые вещества. Кроме того, проблемой является низкий пробег между зарядами.
В России электроэнергия стоит в несколько раз дешевле, чем в других странах, вследствие этого электромобили на рынке должны вызывать больший интерес в целях экономии. За последние 10 лет производители набрались достаточно опыта в изготовлении электромобилей, спрос на эти транспортные средства с каждым годом растет и получил признание от потребителей.
Согласно исследованиям IDTechEx, к 2015 г. оборот на рынке электротранспорта во всем мире (включая гибридный транспорт) достигнет 227 млрд долл. По прогнозам другой энергетической компании - PriceWaterhouseCoopers, к 2015 г. мировое производство электромобилей вырастет до 500 тыс. единиц в год. В настоящее время мировым лидером в изготовлении электромобилей является Китай, где изготавливаются и экспортируются пассажирские электромобили в США и другие европейские страны [3].
Российский рынок электромобилей только начинает развиваться. Отечественные производители решили добавить в свой ассортимент более безопасные и экологические транспортные средства, среди которых КамАЗ, АвтоВАЗ, LADA Kalina. Стоимость такого электромобиля составляет 1,2 млн руб., что является довольно высокой ценой для отечественного потребителя.
Еще одной проблемой сбыта является несовершенство технологий. Помимо того что запас заряда является низким, на данный момент электромобили являются низкоскоростными. Максимальное расстояние, на которое способно проехать это транспортное средство при полной зарядке, составляет 150 км на магистралях и шоссе. Что касается городских условий, то эта цифра сокращается до 50 км, так как нахождение в пробках на дорогах пагубно сказывается на зарядке аккумулятора, а чтобы полностью зарядить его, потребуется около 8 часов. Отсутствие зарядных станций является также немаловажным фактором невысокого спроса.
Для того чтобы электромобили приобрели спрос на рынке, в первую очередь должна быть сформирована инфраструктура как в городах, так и на междугородних трассах по обслуживанию, техническому осмотру и ремонту транспортных средств. Помимо этого необходимо применить методы стимулирования со стороны государства.
Но, несмотря на все эти причины, прогнозируется все более обильное внедрение электромобилей в России, конкуренцию которым могут составить гибридные автомобили.
К гибридным автомобилям относятся машины, которые совмещают в себе двигатель внутреннего сгорания и электрический двигатель. Такие автомобили уже давно не являются новшеством на авторынках.
В гибридном автомобиле присутствуют три составляющие:
- двигатель внутреннего сгорания;
- электромотор;
- аккумуляторная батарея.
Главным в этой связке выступает либо двигатель внутреннего сгорания, либо электромотор, либо оба одновременно. Управляет обоими моторами бортовой компьютер [4].
Основным преимуществом гибридного автомобиля является снижение потребления топлива. В то время, пока автомобиль находится в пробке, он не генерирует выхлопные соединения. Электродвигатель позволяет обеспечить моментальную остановку и запуск. Помимо этого на обогрев салона не используется топливо.
Недостатком такого автомобиля является его высокая стоимость. Чем экономичнее «гибрид», тем выше его стоимость - на 15-20 %. Следовательно, сегодня наиболее развитыми сегментами ассортимента таких автомобилей являются бизнес-класс и люкс. Еще одним, существенным негативным фактором, как и для электромобилей, является утилизация аккумуляторных батарей, которые рано или поздно изнашивают ресурс перезарядов [5].
Несмотря на такие сложности, процесс внедрения электромобилей и гибридных автомобилей развивается, и, возможно, в скором будущем они будут уже обычным явлением на дорогах России.
Ссылки:
1. Дэниэлс Д. Современные автомобильные технологии : учебник. М., 2003. 224 с.
2. Хегай Ю.А. Проблемы экологической обстановки на автомобильном транспорте в Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 2. С. 386-388.
3. Электромобиль - будущее наступило [Электронный ресурс]. URL: http://www.car-tales.ru/news/perspektivy-razvitiya-elektromobilej (дата обращения: 07.12.2014).
4. Перспективы гибридного автомобиля [Электронный ресурс]. URL: http://www.metallopt.ru/test/39229 (дата обращения: 07.12.2014).
5. Там же.