Салина И.Н.
соискатель Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, г. Москва [email protected]
наше будущее -
автомобили на биотопливе
перспективы развития экономики производства
с использованием биотоплива
_Аннотация
В статье рассмотрены перспективы развития экономики производства с использованием биотоплива.
Одним из основных показателей состояния развитой экономики страны является состояние ее аграрного комплекса, в том числе наличие рентабельного и высокоразвитого сельского хозяйства.
В экологии биоэкономика позволяет предотвращать загрязнение окружающей среды, снижать объемы выбросов газов, вызывающих парниковый эффект, и других ядовитых веществ; создавать новые материалы, химикаты. Так, в США закон «О сельском хозяйстве» указывает, что создание биозаводов -национальная задача, и обязывает госучреждения страны использовать биотопливо.
Еще в августе 2005 г. президент США Дж. Буш подписал закон об энергетической политике, предусматривающий субсидии и налоговые льготы производителям этанола. Фермеры, выращивающие сою
для переработки ее в биодизель, уже получили субсидии в размере 7,5 млрд долл. за последние 10 лет. Обеспечиваются финансовой поддержкой масштабные научные исследования и разработки в этой области.
Проект энергетической программы Б. Обамы направлен на поддержание и улучшение энергетической политики в стране. Согласно этому документу производство энергии из альтернативных источников должно удвоиться в течение трех лет, а к 2025 году обеспечивать четверть необходимой энергии. Рассчитывая уменьшить зависимость экономики США от импорта нефти, создать дополнительные рабочие места и улучшить состояние окружающей среды, Обама намерен предоставить производителям «чистой» энергии 150 млрд долл. в ближайшие десять лет.
Прогнозы
По прогнозу Международной энергетической ассоциации мировое производство биотоплива, благодаря ежегодным темпам прироста в 7-9%, возрастет до 150 млн т к 2030 году. С помощью различных бюджетных мер главным образом налогового характера в ряде европейских стран принята программа, стимулирующая увеличение производства биотоплива и доведение его доли до 5,75% к 2010 г. (1,4% в 2005 г.).
К 2010 г. прогнозируется рост потребления в Европе автомобильного топлива из возобновляемого сырья (биоэтанол и биодизель) с 7 до 15 млн тонн. При этом инвестиции на строительство 40 новых заводов биодизеля и 60 заводов биоэтанола до конца 2010 г. составят, по крайней мере, 4 млрд долл. К 2020 году директивами Еврокомиссии предусматривается увеличение на 20% произ-
водства биотоплива и его доли в энергопотреблении, а также снижение выбросов вредных веществ в атмосферу на те же 20%.
Топливо из крахмала
Для производства биоэтанола подходит любое сырье, содержащее крахмал, будь то пшеница, кукуруза, сахарный тростник или свекла, а также отходы целлюлозы, обычных опилок, стеблей пшеницы. Так, из одной тонны кукурузы можно получить 410 литров этанола. Исходя из производственных затрат, стоимость 1 литра при этом
- 9-10 руб. или 0,35 долл. Стоимость производства 1 литра бензина в России составляет 4-5 руб., что в два раза ниже стоимости биоэтанола.
Когда эти продукты доходят до потребителя, розничные цены на них внутри страны существенно возрастают:
- на биотопливо - до 33 руб./литр за счет акцизного налога в 23 рубля;
- на бензин - до 22,7 руб./литр за счет различных налогов и сборов. При таком раскладе цен в нашей стране отказ от использования бензина и переход на биотопливо представляется маловероятным. Однако российский биоэтанол имеет хорошие перспективы экспорта в страны ЕС, где себестоимость его производства составляет 0,55 долл./литр, а розничная цена бензина - 2,2 долл./литр.
Расход топлива
С 2001 года такими крупными автомобильными концернами, как Audi, Ford, Citroen выпущено более 50 тысяч моделей автомобилей, мото-
Ключевые слова:
биотопливо, биоэкономика, биодизель, энергетическая стратегия, автомобили, транспорт, сельское хозяйство
Keywords:
bio-fuel, bio-economy, bio-diesel, energy strategy, cars, transport, agriculture
ры которых приспособлены для работы на биоэтанольной смеси Е85 (это 85% спирта и 15% бензина для уверенного пуска на морозе). Их отличия от бензиновых моторов минимальны: изменены материалы уплотнений и магистралей топливной системы, из-за изменившихся условий сгорания изменены материалы для клапанов и их седел. Расход биотоплива в автомобилях выше, чем у автомобилей, использующих бензин так как при сгорании 1 литра бензина выделяется 31,9 кДж/л энергии, а при сгорании 1 литра этилового спирта - 21,2 кДж/л, что на 34% меньше. Однако увеличение расхода топлива на эти самые 34% возможно только в автомашинах с двигателями, изначально рассчитанными на традиционный бензин и далее адаптированными к топливу E85. За счет высокого октанового числа этанола (105) его можно сжигать в двигателях с достаточно большой степенью сжатия. Поэтому новые двигатели, рассчитанные на новый источник энергии и не уступающие бензиновым, возможны. Так, инженеры Audi при разработке биотопливного двигателя
...биоэкономика позволяет предотвращать загрязнение окружающей среды, снижать объемы выбросов газов, вызывающих парниковый эффект
к 2010 г. прогнозируется рост потребления в Европе автомобильного топлива из возобновляемого сырья (биоэтанол
и биодизель) с 7 до 15 млн тонн
смогли снизить этот процент до 10%: 200-сильный турбомотор при переводе на этанол потерял всего 20 сил.
На примере автомобиля того же концерна Audi A5 можно сравнить и расход топлива на 100 километров: 9 литров биоэтанола Е85 против 6,9 л стандартного бензина. Но благодаря тому, что стоимость биоэтанольной смеси почти в полтора раза ниже стоимости бензина (1,36 и 2,2 доллара за литр соответственно), даже повышенный ее расход для владельца является экономичнее. Сейчас в Германии 100%-ный биодизель продают около 2000 АЗС. Через 15 лет намерена полностью отказаться от нефти в пользу биоэнергетики Швеция, где заправка, продающая более 4 млн литра бензина в год, уже сейчас обязана иметь колонку топлива Е85 (85% биоэтанола и 15% бензина). Водители машин на биоэтаноле бесплатно въезжают в центр Стокгольма и не платят за парковку, снижены ежегодные налоги на автомобиль.
Российское биотопливо
России, несмотря на достаточные запасы нефти и газа, пора думать о перспективах в энергетике биотоплива. Большая часть экспортированного Россией зерна идет на корм для животных или на производство биоэтанола в Европе. Постоянно возрастающее значение биотоплива в мировой энергетике особое внимание обращает на страны, которые имеют необходимое количество посевных площадей. Особое место здесь может занять Россия.
В России не используются 20 млн га продуктивной пашни. Это означает, что наше сельское хозяйство может без особых проблем осилить производство зерна на 20 млн т, что достаточно для производства 7 млн т биоэтанола. Европа не располагает таким большим количеством посевных площадей. А значит, для России это реальная возможность «перехватить» данный рынок и диктовать свои условия не только по поставкам газа и нефти, но и биотоплива.
Перспектива развития отечественного рынка биоэтанола и биодизеля представляется в двух направлениях: производство биотоплива на экспорт и потребление биотоплива внутри страны. Спрос на биоэтанол за рубежом, где на сегодняшний день действуют льготы на ввозимый биоэта-
для производства биоэтанола подходит
любое сырье, содержащее крахмал
нол, и разрешенный безакцизный экспорт российского биоэтанола на Запад и в Японию, позволят производству данного продукта в России стать экономически эффективным. А существующий в нашей стране акциз на этанол остается существенной проблемой, которая затрудняет развитие внутреннего рынка. Биоэтанол рассматривается в системе налогообложения РФ не как компонент моторного топлива, а как спиртосодержащий продукт, облагаемый непомерно высоким акцизом. Это делает производство этого вида топлива нерентабельным.
Эффективным развитие таких производств и технологий в России может быть только при поддержке государства.
И первым шагом для развития производства топливного биоэтанола в России должна стать отмена акциза на биоэтанол. Необходимо законодательное выделение биотоплива как отдельного вида топлива, не попадающего под действие федерального закона об обороте этилового спирта.
Следующим шагом может быть принятое на государственном уровне решение о том, что 5% в составе моторного топлива должны занимать биоэтанол или биодизель отечественного производства. Таким образом можно стимулировать производство бензина с улучшенными характеристиками, так как даже использование биоэтанола в смеси с обычным топливом способствует улучшению экологических характеристик последнего.
Использование имеющегося потенциала при государственной поддержке и наличии соответствующей нормативно-правовой базы позволит повысить доходность аграрного сектора. Массовое строительство заводов по производству биоэтанола и биодизеля приведет к появлению новых рабочих мест. В целом же массовое использование биотоплива улучшит экологическую обстановку в стране.
Литература
1. Мировой рынок топливных гранул и других видов твердого биотоплива. Справочник. - СПб., 2008.
2. Гомонай М.В. Древесное биотопливо: брикеты и гранулы. - М., 2007.
.. .российский биоэтанол имеет хорошие перспективы экспорта в страны ЕС
3. Аблаев А.Р., Гумеров Ф.М., Левин И.Ф. и др. Производство и применение биодизеля. - М.: АПК и ППРО, 2006.
4. Асаул А. Н., Клюев А.Ф. Экономика предпринимательства. - СПб.: АСВ, 2002.
5. Материалы Конгресса «Биодизель - 2008» и «БиоГаз - 2008» в электронном виде.
Salina I.N.
Applicant, Academy of National Economy
under the Government of the Russian Federation, Moscow
Prospects of Economic Development of Production Using Bio-fuel
_Abstract
^^he article examines economic prospects of production using bio-fuel.