Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
692
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / CURRENCY REGULATION / CURRENCY CONTROL / CUSTOMS AUTHORITIES / CURRENCY LEGISLATION / IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексеева Е. В., Петухова В. В.

Система валютного регулирования в Российской Федерации на сегодняшний день не идеальна. Как и любая другая система, она постоянно находится в движении и требует постоянных преобразований и корректировок. Необходимость анализа перспектив развития системы валютного регулирования и контроля в Российской Федерации обусловлена тем, что от валютной политики страны зависит повышение уровня экономической безопасности, что является одной из стратегических целей российской таможенной службы. Проблема утечки капитала из Российской Федерации так же не теряет своей актуальности. Для защиты экономических интересов и обеспечения финансовой безопасности страны, стабилизации экономических отношений и поддержания продуктивной деятельности валютного регулирования необходимо совершенствовать работу органов валютного регулирования в Российской Федерации. Значительный объем задач по валютному регулированию относится именно к области деятельности таможенных органов. В статье рассмотрена деятельность таможенных органов Российской Федерации как органа валютного контроля, а так же представлены основные направления развития деятельности таможенных органов в системе валютного регулирования и контроля, такие как либерализация российского валютного законодательства в отношении физических лиц посредством устранения необоснованных ограничений в отношении валютных операций между физическими лицами, применение передовых информационных технологий, нацеленных на упрощение валютного контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE SYSTEM OF CURRENCY REGULATION AND CONTROL

The system of currency regulation in the Russian Federation is not perfect today. Like any other system, it is constantly in motion and requires constant transformations and adjustments. The need to analyze the prospects for the development of the system of currency regulation and control in the Russian Federation is due to the fact that the country's currency policy depends on improving the level of economic security, which is one of the strategic goals of the Russian customs service. The problem of capital flight from the Russian Federation has not lost its relevance. To protect economic interests and ensure the country's financial security, stabilize economic relations and maintain productive currency regulation, it is necessary to improve the work of currency regulation bodies in the Russian Federation. A significant number of tasks related to currency regulation relate specifically to the activities of customs authorities. The article examines the activities of the customs authorities of the Russian Federation as a currency control body, as well as presents the main directions of development of customs authorities in the system of currency regulation and control, such as the liberalization of Russian currency legislation in relation to individuals by eliminating unjustified restrictions on currency transactions between individuals, the use of advanced information technologies aimed at simplifying currency control.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ»

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10753

Е.В. Алексеева - кандидат экономических наук, доцент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],

E.V. Alekseeva - candidate of economic Sciences, associate Professor, Tsiolkovskiy Kaluga State University;

В.В. Петухова - студент, Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского, [email protected],

V.V. Petukhova - student, Tsiolkovskiy Kaluga State University.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THE SYSTEM OF CURRENCY REGULATION AND CONTROL

Аннотация. Система валютного регулирования в Российской Федерации на сегодняшний день не идеальна. Как и любая другая система, она постоянно находится в движении и требует постоянных преобразований и корректировок. Необходимость анализа перспектив развития системы валютного регулирования и контроля в Российской Федерации обусловлена тем, что от валютной политики страны зависит повышение уровня экономической безопасности, что является одной из стратегических целей российской таможенной службы. Проблема утечки капитала из Российской Федерации так же не теряет своей актуальности. Для защиты экономических интересов и обеспечения финансовой безопасности страны, стабилизации экономических отношений и поддержания продуктивной деятельности валютного регулирования необходимо совершенствовать работу органов валютного регулирования в Российской Федерации. Значительный объем задач по валютному регулированию относится именно к области деятельности таможенных органов. В статье рассмотрена деятельность таможенных органов Российской Федерации как органа валютного контроля, а так же представлены основные направления развития деятельности таможенных органов в системе валютного регулирования и контроля, такие как либерализация российского валютного законодательства в отношении физических лиц посредством устранения необоснованных ограничений в отношении валютных операций между физическими лицами, применение передовых информационных технологий, нацеленных на упрощение валютного контроля.

Abstract. The system of currency regulation in the Russian Federation is not perfect today. Like any other system, it is constantly in motion and requires constant transformations and adjustments. The need to analyze the prospects for the development of the system of currency regulation and control in the Russian Federation is due to the fact that the country's currency policy depends on improving the level of economic security, which is one of the strategic goals of the Russian customs service. The problem of capital flight from the Russian Federation has not lost its relevance. To protect economic interests and ensure the country's financial security, stabilize economic relations and maintain productive currency regulation, it is necessary to improve the work of currency regulation bodies in the Russian Federation. A significant number of tasks related to currency regulation relate specifically to the activities of customs authorities. The article examines the activities of the customs authorities of the Russian Federation as a currency control body, as well as presents the main directions of development of customs authorities in the system of currency regulation and control, such as the liberalization of Russian currency legislation in relation to individuals by eliminating unjustified restrictions on currency transactions between individuals, the use of advanced information technologies aimed at simplifying currency control.

Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, таможенные органы, валютное законодательство, совершенствование.

Keywords: currency regulation, currency control, customs authorities, currency legislation, improvement.

Совершенствование системы валютного регулирования в Российской Федерации необходимо, так как осуществление валютно-финансовых операций в настоящее время является важнейшим звеном успешного решения внутригосударственных задач, связанных с проведением в стране кардинальных финансовых, экономических и политических реформ, в том числе по обеспечению финансовой и экономической безопасности государства. В системе валютного регулирования Российской Федерации важная роль отведена таможенным органам, которые в рамках своей компетенции, решают задачи по предотвращению оттока валютных средств из страны при осуществлении внешнеэкономической деятельности субъектами валютных отношений.

Стоит заметить, что большинство структурных подразделений таможенных органов разработали алгоритмы, выполнение которых дает возможность предоставить неотъемлемые условия соблюдения норм и правил валютного законодательства при осуществлении таможенного контроля.

На сегодняшний день к важнейшим направлениям работы таможенных органов при осуществлении валютного регулирования и контроля относят предупредительное противодействие схемам преступного выведения денежных средств за рубеж, базирующееся на совершенствовании механизмов риск-ориентированного подхода при осуществлении данной контрольно-надзорной функции; отмену правил о репатриации доходов в российской

валюте по внешнеторговым контрактам; противодействие незаконному вывозу капитала - наделение уполномоченных банков правом не осуществлять противоречащие валютному законодательству России валютные операции своих клиентов и ужесточение ответственности за незаконные валютные операции.

Для поддержания уровня экономической безопасности планируется наделить Федеральное казначейство обязанностями агента валютного контроля и разрешить ему создавать валютные счета для внебюджетных фондов и государственных организаций. Участники расчетов должны будут осуществлять все валютные операции через счета казначейства и непосредственно докладывать ему о внешнеторговых сделках. Для контроля и проверки, информацию о таких процедурах казначейство будет получать из баз данных ФТС и Федеральной налоговой службы, а замкнет систему информационный обмен между казначейством, ФНС и Центральным банком России. Нововведения вступят в силу с 2022 года.

К 2024 году планируется планомерная отмена репатриации валютной выручки в российских рублях и ускоренный возврат налога на добавленную стоимость для экспортеров, которые осуществляют расчеты в рублях.

В качестве направления работы таможенных органов при осуществлении валютного регулирования можно выделить дифференциацию криптовалютного рынка - министерство финансов РФ и ЦБ России создали проект федерального закона, который характеризует криптовалюту, как цифровой финансовый актив, имеющий место за пределами валютного регулирования и контроля.

Следует отметить понижение уровня ответственности за нарушение валютного законодательства - постепенная отмена уголовной ответственности за уклонение от репатриации иностранной валюты и снижение административной ответственности за задержку репатриации валютной выручки и ряд других нарушений валютного законодательства. Поправки в уголовное и административное законодательство существенно смягчат ответственность за неисполнение обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ, а также в значительной степени снизят риски для экспортеров. В частности, они предполагают значительное увеличение порога суммы невозвращенных денежных средств, за которую наступает уголовное наказание. Установлено также, что уголовная ответственность будет наступать только за повторно совершенное правонарушение, то есть только в том случае, если ранее участник внешнеэкономической деятельности уже подвергался административному наказанию за аналогичное деяние. В части административной ответственности вводится возможность применять в качестве наказания предупреждение, а не только штраф.

Дальнейшая работа по реализации таможенными органами функции органа валютного контроля должна быть сосредоточена, прежде всего, на следующих основных направлениях:

1. Совершенствование действующей законодательной и нормативно - правовой базы, регулирующей мероприятия по валютному контролю.

2. Взаимодействие таможенных органов с иностранными государствами, а также оперативное сотрудничество с уполномоченными органами валютного контроля государств - членов Евразийского экономического союза.

3. Повышение профессионального уровня сотрудников и его всестороннего обеспечения, обязательного для оперативной управляемости, контроля и координации деятельности.

4. Подготовка технологии образования и ведения сводного досье валютного контроля участника внешнеэкономической деятельности по всем принятым им внешнеторговым соглашениям с учетом вероятного нелегального вывода денежных средств из-под юрисдикции РФ с учетом состояния на сегодняшний день внешнеторговых договоров с целью установления и пресечения правонарушений, связанных с несоблюдением валютного законодательства.

5. Совершенствование системы межведомственного информационного взаимодействия в части получения информации и выявления осуществляемых резидентами сомнительных финансовых операций в целях исключения избыточной административной нагрузки на добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. Увеличение числа пользователей информационной базы данных среди органов валютного контроля позволит вовлечь в процесс информационного обмена по каналам электронной связи всех контролирующих органов (например, налоговых органов). Широкое использование телекоммуникационного обмена позволило бы значительно сократить документооборот и трудоемкость проводимой уполномоченными банками работы по представлению информации, нередко дублируемой в различные инстанции, ужесточение мер административного воздействия и четкое распределение функций по валютному контролю среди субъектов валютного регулирования в законодательном порядке.

6. Формирование согласованных надзорных мероприятий при выполнении валютного контроля в сфере смежной компетенции таможенных и налоговых органов в целях устранения дублирующих функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля.

7. Усиление риск-ориентированного подхода при разработке мероприятий, сосредоточенных на противодействии подозрительным финансовым операциям, и внедрение комплексной системы категорирования участников внешнеэкономической деятельности, базирующейся на данных, получаемых в результате межведомственного взаимодействия.

8. Модернизация системы отслеживания и контроля перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС с учетом сложившегося положительного опыта Организации экономического сотрудничества и развития, а также установление комплекса мер по противодействию легализации материальных средств, полученных незаконным способом и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС в соответствии с рекомендациям Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

К эффективным мерам по совершенствованию валютного законодательства РФ следует отнести осуществление таможенного контроля на базе объединения информационных ресурсов национального сегмента данных, состоящего из данных государственных надзорных органов РФ, а также данных, получаемых в пределах международных соглашений. Необходимость дальнейшей либерализации валютного законодательства поддерживают Министерство финансов, Министерство экономического развития и Банк России (придерживается консервативного сценария постепенного смягчения валютного контроля), однако современные экономические условия обязывают разрабатывать и внедрять антисанкционные и дедолларизационные регулирующие меры. В долгосрочной перспективе нельзя исключать полную отмену валютного контроля в России в пользу усиления налогового контроля и контроля за отмыванием денежных средств, основанных на глобальном обмене финансовой информацией (с 2018 г. Россия присоединилась к системе автоматического обмена финансовой информацией). Международный обмен финансовой информацией по единому стандарту рассматривается как наиболее эффективный метод борьбы с уходом от уплаты налогов и отмыванием средств, что позволяет получать данные о финансовых счетах налогоплательщиков от более чем 80 юрисдикций, в т.ч. так называемых офшоров. Таким образом, скрыть доходы от российских налоговых органов в зарубежных странах станет намного сложнее, а со временем и вовсе невозможно.

Важными направлениями улучшения технологии обеспечения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования в условиях развития передовых цифровых систем являются:

- урегулирование использования информационных технологий, обмен информацией в пределах интегрированной информационной системы Союза и увеличение количества использования документов в электронной форме для модернизации валютного регулирования;

- осуществление автоматической проверки данных о разрешительных документах, получаемых в электронном виде из федеральных органов исполнительной власти и государственных органов государств-членов Союза, с применением способов семантического анализа и самообучающихся систем;

- утверждение совокупности мер, направленных на минимизацию рисков использования участниками внешнеэкономической деятельности разнообразных схем и методов выполнения сомнительных валютных операций, в том числе в области обращения цифровых финансовых активов;

- организация оперативной и стабильной системы устранения и прекращения правонарушений валютного законодательства, базирующейся на принципе гласности и самостоятельности, а также на приемах, нацеленных на предупредительный по отношению к угрозам и рискам характер воздействия;

- подготовка международных соглашений и иных документов, обеспечивающих соблюдение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

- улучшение эффективности обнаружения сомнительных валютных операций и правонарушения законодательства на начальных стадиях совершения будет гарантировано благодаря автоматизации, аналитической работы по выбору объектов контроля.

В качестве перспективных направлений, касающихся цифровизации ФТС, следует обозначить следующие направления развития сервисов: оформления электронных таможенных расписок участником ВЭД через личный кабинет, заявления о возврате авансовых платежей в электронном виде, информации о статусе обеспечения уплаты таможенных платежей в режиме реального времени, использования авансовых платежей для списания ввозных таможенных пошлин. Необходимо особое внимание уделять законопроектам, суть которых заключается в создании и развитии сервисной системы для участников внешнеэкономической деятельности, предусматривающей электронный документооборот между компаниями и госорганами (в частности таможенными), призванных оказать помощь в уменьшении уровня незаконного оттока капитала из страны.

Таким образом, для реализации поставленных задач таможенным органам необходимо в большем объеме применять имеющиеся в их запасе средства экономического и правового воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. Данное влияние должно сводиться к стимулированию бизнеса к честному, разумному и ответственному выполнению валютных операций с нерезидентами. Благодаря развитию цифровых технологий и совершенствованию валютного законодательства государственные органы будут иметь возможность отслеживания валютных операций, незаконного оттока капитала из страны, что будут способствовать обеспечению экономической безопасности страны и развитию внешней торговли.

Источники:

1. Алексеева Е.В., Ахмедзянов Р.Р., Кондрашова И.В. Некоторые проблемы цифровизации взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности//Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 6.

С. 18-21.

2. Бабина К.И., Савинова Д.Н. Актуальные проблемы валютного контроля в сфере цифровизации ВЭД//Актуальные

проблемы правотворчества в Российской Федерации. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции.- 2020.- С. 4-8.

3. Гомон И.В., Ахмедзянов Р.Р., Корзанова А.В. Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами, как составная часть экономической безопасности//Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-3 (77). С. 73-78.

4. Мигел А.А., Шуликова М.А. Совершенствование валютного контроля в системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма в России // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Т. 3. №2. - С. 177-181.

5. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля//Вестник Калужского университета. 2019. № 2. С. 73-77.

6. Тимохин А.Ю., Дорожкина Т.В. Содействие ФТС России развитию нормативной базы по осуществлению валютного контроля//Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5-3. С. 89-92.

7. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://customs.gov.ru/ References:

1. Alekseeva E. V., Akhmedzyanov R. R., Kondrashova I. V. Some problems of digitalization of interaction of customs authorities with participants of foreign economic activity/ / Russian Economic Bulletin. 2019. Vol. 2. No. 6. Pp. 18-21.

2. Babina K. I., Savinova D. N. Actual problems of currency control in the sphere of foreign trade digitalization//Actual problems of law-making in the Russian Federation. Collection of articles on the results of the International scientific and practical conference.- 2020. - P. 4-8.

3. Gomon I. V., Akhmedzyanov R. R., Korzanova A.V. Currency control carried out by customs authorities as an integral part of economic security//Economics and entrepreneurship. 2016. No. 12-3 (77). Pp. 73-78.

4. Miguel A. A., Shulikova M. A. Improving currency control in the system of countering the legalization (laundering) of criminal proceeds and the financing of terrorism in Russia // Russian Economic Bulletin. - 2020. - Vol. 3. No. 2. - P. 177181.

5. Petrushina O. M., Neparko M. V., Guzha V. O. performance Indicators of currency regulation and currency control bod-ies//Herald of the Kaluga state University. 2019. No. 2. Pp. 73-77.

6. Timokhin A. Yu., Dorozhkina T. V. Assistance of the Federal customs service of Russia to the development of the regulatory framework for currency control//Economics and business: theory and practice. 2019. No. 5-3. Pp. 89-92.

7. Federal customs service [Electronic resource]. - Mode of access: https://customs.gov.ru/

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10754

Б.А. Али - аспирант, Южный федеральный университет, Россия, [email protected], B.A. Ali - postgraduate, Southern Federal University, Russia.

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕНОСТИ DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE DEVELOPMENT OF THE FOOD INDUSTRY

Аннотация. Задачи повышения продовольственной безопасности предполагают необходимость модер-низационных изменений в пищевой промышленности в целях повышения ее конкурентных позиций на мировых рынках. Решение данных задач возможно на основе использования цифровых технологий. В статье представлен обзор основных направлений использования цифровых технологий в пищевой промышленности, выявлены тенденции дальнейшего развития процессов цифровых трансформаций. Сделан вывод о том, что основные перспективы внедрения цифровых технологий в отрасли связаны с использованием технологий Big Data в решении организационно-управленческих задач стратегического развития.

Abstract.The tasks of improving food security suggest the need for modernization changes in the food industry in order to increase its competitive position in world markets. The solution of these problems is possible through the use of digital technologies. The article provides an overview of the main directions of using digital technologies in the food industry, identifies trends in the further development of digital transformation processes. It is concluded that the main prospects for the introduction of digital technologies in the industry are associated with the use of Big Data technologies in solving organizational and managerial tasks of strategic development.

Ключевые слова: пищевая промышленность, устойчивое развитие, цифровизация, автоматизация, стратегическое развитие.

Keywords: food industry, sustainable development, digitalization, automation, strategic development. Введение

Современной проблемой развития пищевой промышленности ряда развивающихся стран, включая Россию и Сирию, является низкий технологический уровень и низкая инновационная активность предприятий пищевой промышленности, что создает высокие риски их устойчивому развитию. Серьезность данной проблемы усугубляется сохранением высокого уровня продовольственной импортозависимости наших стран при удовлетворении основных потребностей в продуктах питания. Так, например, аналитики Национального рейтингового агентства в своем исследовании, результаты которого были представлены в начале декабря этого года газетой «Коммерсант», констатировали, что России не удалось в полной мере реализовать стратегию импортозамещения, несмотря на достигнутые успехи в сельском хозяйстве (рис. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.