Удк 336.711
перспективы развития денежно-кредитной политики в России: концепция и ресурсы
А. Н. КОНДРАТЬЕВ, кандидат экономических наук, заместитель заведующего кафедрой экономической теории, регионалистики и правового регулирования экономики Е-mail: konlexx@nm. т Курская академия государственной и муниципальной службы
В статье отмечается, что для минимизации влияния мировых финансовых потрясений на российскую экономику необходимы соответствующие финансовые механизмы. Для этого следует изменить подход и степень участия банковской системы в периоды кризисов. Эта система (помимо привычного кредитования) должна иметь ресурсы и методики оказания финансовой помощи российскому бизнесу. Поэтому представляется целесообразным создание системы финансовой стабилизации и фонда финансовой стабилизации (ФФС).
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, финансовый кризис, банковская концепция, механизм финансовой стабилизации, механизм кредитования, концепция финансовой взаимопомощи, стратегия финансовой стабилизации.
необходимость и основные направления новой стратегии денежно-кредитной политики России. Современная международная ситуация на финансовых рынках свидетельствует о высокой вероятности новой волны финансового кризиса в ближайшем будущем, поскольку факторы, вызвавшие финансовый кризис, не были устранены.
К этим факторам относятся:
1) несовершенство мировой валютно-финансо-вой системы с существующими диспропорциями;
2) высокая доля кредитов в экономиках и государственных финансах европейских государств, США;
3) возникшие диспропорции в мировой экономике, когда появились так называемые страны-производители (Китай, государства Юго-Восточной Азии) со значительным профицитом торгового и платежного балансов и страны-потребители (США, европейские государства) с дефицитом экспортно-импортных операций и даже платежного баланса. Во многом именно это является фундаментальной причиной растущей безработицы и рецессии в Европейском Союзе (ЕС) и США;
4) высокая доля доллара в международных расчетах и обострившаяся конкуренция между основными мировыми валютами — долларом и евро за мировое лидерство, влияние в определенных регионах.
Европейский финансовый кризис 2011—2012 гг. по своей сути не был решен. Ряд политических (выборы президента Франции, грядущие выборы в Германии), экономических (высокая стоимость «вывода» Греции из Еврозоны) и имиджевых (распад еврозоны при возникновении первой серьезной проблемы подорвет доверие к этой валюте) причин побудил государства ЕС к определенному переносу кризиса на более поздние сроки, но не к решению самих проблем.
За счет различного рода перекредитования (прямой помощи, пролонгации долгов, поддержки ликвидности банков, обмена старых долгов на
новые) финансовый кризис был отложен на 2—3 года. Поэтому в ближайшие несколько лет стоит ожидать его новых витков. Российская экономика и банковская система, в частности, должны быть к этому готовы.
Россия с ее высокой интеграцией в мировую финансовую систему и моноориетированной экономикой, в немалой степени зависящей от цен на энергоносители, понесет потери в случае спада. Это подтвердил кризис 2008 г., который значительно снизил темпы экономического роста и даже привел к определенной рецессии (рис. 1) [2].
Для снижения влияния мирового кризиса на российскую экономику необходима разработка механизма действия банковской системы вместе с государственной властью в период финансовой нестабильности (кризиса) и противодействия негативным факторам. Этот механизм может быть выражен в государственной политике, политике Банка России и являться определенным порядком действия в чрезвычайной экономической ситуации. Его необходимо внедрять уже в настоящее время — в относительно стабильной финансовой ситуации, поскольку в период кризиса принятие скоропалительных мер зачастую приводит к ошибкам или недостаточности средств для реализации определенных мероприятий.
Понятно, что фундаментальной причиной высокой зависимости российской экономики от мировых финансовых колебаний является ее моноукладность. И это нельзя изменить одномоментно, хотя новые экономические вызовы диктуют необходимость скорейшей корректировки конъюнктуры российской экономики, чему также должна способствовать денежно-кредитная политика России. Решение данного вопроса относится
Рис. 1. Номинальный ВВП России в 2006—2011 гг., млрд руб.
к среднесрочной перспективе, в том числе за счет использования новых инструментов денежно-кредитной политики.
Необходимо исходить из того, что РФ должна адаптироваться к мировым ценам на нефть и другие сырьевые ресурсы. Конечно, это накладывает ограничения на возможности страны оказывать экономическое и даже политическое влияние в мире. Однако наиболее важная задача — посредством денежно-кредитной политики обеспечить более стабильное развитие экономики даже в условиях мирового финансового кризиса.
Два этих аспекта — стабильность российской экономики в условиях мировых кризисов и более высокая инвестиционная активность — станут новой стратегией денежно-кредитной политики России.
Для этого необходимо разработать несколько иную концепцию действия банковской системы, Банка России вместе с органами государственной власти по формированию и использованию фондов резервирования, фондов финансовой стабилизации и фондов инновационного развития. Назовем ее концепцией финансового взаимодействия (КФВ).
В рамках КФВ предстоит реализация следующих мероприятий:
1) переход от концепции кредитования экономического субъекта к концепции финансовой помощи экономическому субъекту;
2) снижение зависимости российской экономики (в первую очередь российских банков и юридических лиц) от иностранных заимствований в евро, долларах;
3) использование государственных резервов (золото-валютных резервов Банка России, Фонда национального благосостояния РФ и Резервного фонда РФ) для обеспечения софинансирования, сокредитования инвестиционных программ модернизации экономики, инвестирования проектов российских хозяйствующих субъектов.
Если концепция финансовой помощи позволит снизить негативные последствия мировых финансовых кризисов, то два других аспекта стратегии позволят фундаментально изменить финансово-кредитную ситуацию, снизить зависимость российской экономики от цен на энергоносители. Стратегия КФВ представлена на рис. 2.
В результате новая концепция денежно-кредитной политики (концепция ведения банковского бизнеса) разделяется на два основных стратегических направления:
Рис. 2. Схема концепции финансовой взаимопомощи перспективной денежно-кредитной политики России
1) стратегия финансовой стабилизации (СФС), в рамках которой Банк России, Правительство РФ вместе с коммерческими банками (и с крупными небанковскими юридическими лицами) формируют сначала Фонд финансовой стабилизации РФ (ФФС), а в периоды финансовой нестабильности осуществляют кредитование участников системы стабилизации в 2—3-х кратном объеме вложения коммерческого банка (предприятия, организации) в ФФС по ставке рефинансирования;
2) стратегия инновационного инвестирования. В рамках данной стратегии осуществляется кредитование инновационных проектов российского крупного и среднего бизнеса с использованием государственных резервов.
Такая концепция финансовой взаимопомощи (концепция финансовой стабилизации) будет способствовать более быстрым темпам экономического роста и максимальному снижению влияния мировых кризисов на российскую экономику.
новая банковская концепция: концепция финансовой помощи вместо концепции кредитования. На чем основывается любой коммерческий банк? На выданных кредитах? Нет. На финансовой стабильности или даже шире — на финансовом благополучии заемщика.
Было бы идеальным вариантом, если существующая концепция банков сменилась: вместо привычного кредитования экономического субъекта — оказание ему финансовой помощи. В любом случае коммерческий банк в современных экономических реалиях с участившимися экономическими кризисами (если он планирует долгосрочную работу и развитие своего бренда) должен не «топить» заемщика в период финансовой нестабильности,
отказывая ему в определенной финансовой поддержке, а быть его «спасательным кругом».
В настоящее время американо-европейская концепция ведения банковского бизнеса — «мы открываем над клиентом зонтик, когда светит солнце» терпит крах. Кризисы 2008 г. и 2011—2012 гг. это подтверждают. Именно в периоды спада ФРС США и Евроцент-робанк стараются максимально активизироваться и активизировать банковскую сферу, но не уходить в тень, как это было зачастую в предыдущие финансовые кризисы [4]. Тем самым они подтверждают, что современный банк — не только кредитор, но и финансовый помощник.
Не секрет, что лавинообразное падение биржевых индексов, массовый отток вкладов, резкое снижение кредитования юридических лиц, кризис банковского доверия — все это зачастую происходит по причине снижения активности банков и сворачивания работы регуляторов в периоды финансовой нестабильности.
Опыт мирового экономического спада в 1929 г. доказывает, что резкое падение индексов на Нью-Йоркской фондовой бирже осенью 1929 г. было связано с тем, что банки в одночасье потребовали погашения клиентами маржевых займов. Это привело к лавинообразному отказу от них, резкому падению биржевых индексов и в итоге — к многолетнему экономическому кризису [3]. Природа многих других кризисов была аналогичной [1]. Именно вывод финансовых потоков банковской системой в периоды нестабильности зачастую влечет такое лавинообразное падение. Это еще раз подтверждает несовершенство концепции кредитования.
Россия может стать в определенной мере новатором, изменив концепцию ведения банковского бизнеса.
Если рассмотреть процесс финансирования деятельности юридического лица, то финансовые ресурсы заемщику жизненно необходимы не столько в те моменты, когда «светит солнце». Острее он в них нуждается в неблагополучные периоды, во время кризиса и финансовой нестабильности.
Конечно, в благополучные экономические периоды риски невозврата кредита ниже. Однако отказ в финансовой помощи предприятию, бизнесу на
закупку оборотных средств для выполнения заказа, выплаты заработной платы тогда, когда предприятие в них нуждается, может привести к их банкротству. А спасительная финансовая помощь, зачастую не столь существенная, как инвестиционный кредит, даст новый импульс развитию предприятия, позволит ему «удержаться на плаву» при экономической нестабильности, сохранить партнерские связи, выполнить заказы.
У России есть уже опыт осуществления такой концепции. В 2008 г., когда начался мировой финансовый кризис, инициатива В. В. Путина заключалась в следующем:
— повышение финансовых гарантий вкладов граждан на сумму до 750 тыс. руб. через Агентство по страхованию вкладов;
— отказ от взимания налога на прибыль авансовыми платежами и уплата налога на прибыль по фактическим показателям за 2008 г.;
— возможность использования населением материнского капитала уже с 2008 г.;
— поддержание банковской ликвидности системообразующих банков и др.
Все эти меры и были финансовой помощью в период кризиса.
Если бы руководство страны и банковская система использовали концепцию «открываем зонтик, когда светит солнце», в России в 2008 г. произошел бы лавинообразный обвал, как это было в кризисы 1929 г. в США и 1998 г. в России.
Уже сейчас в ЕС используется аналогичный механизм финансовой помощи, что и не позволяет членам содружества впасть в лавинообразный финансовый кризис.
Таким образом, концепция финансовой помощи работает. Ее возникновению способствуют новые экономические вызовы и реалии.
Данный механизм должен действовать не «в ручном режиме управления», а как самоуправляемая система. И в ее участии обязаны принимать участие не только государство и Банк России, но и коммерческий сектор. Это может происходить как при формировании фондов стабилизации, фондов взаимопомощи, так и при их использовании.
Руководящую роль в управлении такой системой должен играть Банк России как кредитор последней инстанции, как фундамент денежно-кредитной политики.
Механизм финансовой помощи (стабилизации) в периоды финансового кризиса включает участие
трех или даже четырех сторон (а не двух — государства и Банка России). Трехсторонняя система состоит из:
— Правительства РФ;
— Банка России;
— коммерческих банков.
В отдельные моменты в систему могут включаться крупные организации и предприятия — юридические лица. Тогда она становится четырехсторонней.
Конечно, такой подход противоречит законам ведения банковского бизнеса, так как в периоды кризиса:
— растут риски;
— снижаются обороты заемщиков;
— растет их просроченная задолженность;
— ухудшается качество залога.
Но концепция типа «моя хата с краю» опасна. Уже сейчас финансовая система меняется, сталкивается с новыми вызовами. И банки, и бизнес, и государство находятся в «одной лодке» и страдают от последствий кризисов. Именно поэтому нужны механизмы помощи и для банковской системы, и для бизнеса.
Причем речь не идет о безвозмездной помощи. Она будет осуществляться на принципах платности, возвратности и срочности. Это кредит, но выдаваемый по иным методикам. Для использования такой концепции банковскому сообществу придется провести ряд важных мероприятий:
1) формирование политики Банка России по поддержке банковской ликвидности в целях повышения финансовой стабильности экономических субъектов в периоды кризиса (финансовой нестабильности);
2) обеспечение результативности данных мероприятий, поддержка банковской ликвидности средствами (наличие фонда финансовой стабилизации);
3) разработка методики поддержки банковской ликвидности, критериев кредитования банков;
4) принятие коммерческими банками решения об участии в системе поддержки финансовой стабилизации экономики и формировании Фонда финансовой стабилизации РФ (ФФС);
5) изменение коммерческими банками методики кредитования и критериев оценки заемщиков в условиях финансовой нестабильности;
6) создание Фонда финансовой стабилизации РФ (ФФС).
За относительно короткий период банковской системе необходимо провести немалую работу по формированию, по сути, нового инструментария кредитования в период финансовых кризисов.
Концепция финансовой помощи и система финансовой стабилизации (СФС), несомненно, необычны. Но они способны стать примером для всего мирового банковского сообщества, продемонстрировать, как эффективно действовать в условиях финансовых кризисов: системно, с участием самого бизнеса и коммерческих банков, а не посредством административного вмешательства государства в экономику.
Если существующий механизм кредитования не способен эффективно работать в условиях кризиса, приводит к резкому снижению объема кредитования, вкладных операций и даже банкротству
банков, то использование механизма финансовой помощи позволит коммерческим банкам получать дополнительную ликвидность из ФФС и продолжить кредитование даже в условиях финансовой нестабильности, хотя и по другим методикам. И банки, и бизнес будут работать, получать прибыль. От реализации этого механизма выигрывают все.
Список литературы
1. Кондратьев А. Н. Мировые экономические кризисы: причины, последствия и пути выхода. М.: LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012.
2. URL: http://ru. wikipedia. org/wiki.
3. URL: http://wikipedia. org/wiki.
4. URL: http://Historic. ru: historic. ru/books/item/ f00/ s00/z0000036/st350.shtml.