МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№6/2015
ISSN 2410-700Х
5. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2012 год и период 2013 и 2014 годов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2012(2013-2014).pdf
6. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2013 год и период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2013(2014-2015).pdf
7. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2014(2015-2016).pdf
8. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2010(2011-2012).pdf
9. Инфляция будет двузначной. http://www.opec.ru/1786437.html
© В.А. Федотовская, 2015
УДК 33
Худр Алвесам магистр 1-го года, РУДН г МОСКВА, РФ E - mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ СИРИИ В УЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Аннотация
В статье дан обзор банковской системы САР (Сирийской арабской республики). Проанализированы условия функционирования банковской системы, сформулированы ее основные проблемы и дальнейшие задачи. В статье рассмотрена структура активов банковского сектора САР и осуществлена попытка прогноза дальнейшего развития банковской системы Сирии в зависимости от исхода вооруженного конфликта, длящегося сейчас в стране.
Abstract
The article gives an overview of the banking system of the Syrian Arab Republic. Analyzed the conditions of the banking system, formulated its basic problems and future challenges. The article describes the structure of the banking sector's actives and made an attempt to forecast the further development of the banking system in Syria, depending on the outcome of an armed conflict that has lasted now in the country.
Ключевые слова
банковская система, экономика, ВВП, активы, капитализация, кредитный портфель, Non Performing Loans
Банковская система Сирии функционирует в тяжелых условиях внутреннего военного конфликта. Сирийский конфликт вступает в пятый год, а поток беженцев остается одним из самых крупных в истории современности. По данным УВКБ ООН, более 3,9 млн. сирийцев уже бежали из своей страны3. Иордания - с численностью населения 6,4 млн. чел. в настоящее время имеет прирост населения за счет сирийских беженцев более, чем 620 тыс. чел. В Ливан приток беженцев на март 2015 года составлял 1 189 214 чел. В Турции присутствуют 1 718 147 чел. официально зарегистрированных сирийских беженцев; в Египте - 133 619 чел.; в Ираке 244 523 чел.
По оценкам ООН, число жертв превысило 220 000 человек; 840000 были ранены. По состоянию на март 2015 года, около половины сирийского населения было вынуждено покинуть свои дома, так что в Сирии, кроме беженцев, насчитывается 7,6 млн. внутренне перемещенных лиц и более чем 1,5 миллиона
3 The ILO response to the response to the Syrian refugee crisis: http://www.ilo.org/beirut/areasofwork/syrian-http ://www. ilo. org/beirut/areasofwork/syrian-refugee refugee refugee-crisis
160
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
мигрантов, не являющихся беженцами. Более 12,2 млн. чел. в Сирии нуждаются в гуманитарной помощи, в том числе 5,6 млн. детей4.
Конфликт подтолкнул миллионы людей в нищету; четыре из пяти сирийцев, по оценкам, в 2014 году жили в бедности (SCPR). 64,7% сирийцев, живут в условиях крайней нищеты, будучи не в состоянии удовлетворять свои первоочередные потребности5. Хотя точность этих данных трудно оценить в конфликтной ситуации, они остаются весьма показательными. Безработица в период между 2011 и 2014 годами выросла с 15% до 58%. Около 3 миллионов потеряли свои рабочие места во время конфликта, что негативно сказалось на их 12200000 иждивенцев (SCPR).
Конфликт вызвал падение государственных доходов и всплеск расходов, обуславливая существенный дефицит государственного бюджета. ESCWA оценивает в 2013 дефицит бюджета в 26,3% ВВП. По оценкам EIU дефицит составляет 12,9% в 2013 и 10,7% ВВП в 2014 году. SCPR оценивает дефицит почти на 20% в течение 2013 и 2014 года и почти в два раза увеличивает свои оценки (до 35,7% и 40,5%) после учета внебюджетных субсидий. SCPR отмечает, что внешний долг Сирии вырос в десять раз с 7% ВВП в 2010 году до 71% в конце 2014 года, в то время как внутренний долг вырос с 16 до 76% ВВП. Это подразумевает общий долг 147% от ВВП к концу 2014 года. Между тем, EIU традиционно оценивает внешний долг в 2014 году на гораздо более низком уровне - 40% ВВП.
Затяжной вооруженный конфликт привел к значительному росту дефицита счета текущих операций и обесцениванию обменного курса национальной валюты. Снижение доходов от экспорта из-за воздействия конфликта (с последующим снижением производства), а также снижение международных валютных резервов вызвали значительное снижение курса сирийского фунта: от 47 фунтов за доллар (март 2011 г.) до 176 фунтов за доллар на конец 2014г. (EIU).
До кризиса экономические реформы в Сирии помогли усилить рост экономики, хотя страна и переживала ряд внешних и внутренних шоков, в частности, влияние мирового финансового кризиса и длительных засух, которые негативно повлияли на макроэкономические показатели страны. Несмотря на ускорение экономического роста в течение последнего десятилетия, это не привело к значительному росту количества рабочих мест или сокращению масштабов нищеты. Общество стало более маргинализированным, страдая от серьезных потрясений, связанных как с переходной экономикой, так и с последствиями засух. Это в особенно сильной форме проявлялось на востоке, следовательно, стимулировало внутреннюю миграцию населения в более крупные региональные города и в пригороды Дамаска.
ВВП Сирии остался зависимым от экспорта нефти и сельского хозяйства, которые сами по себе подлежат рискам. То есть, в сущности, ВВП страны всегда был зависим от цен на нефть и уровня осадков. Страна вступила в период гражданского противостояния с «сырой» экономикой, очень уязвимой к внешним факторам воздействия.
Банковской системе САР, как структурной части экономики, присущи признаки, характеризующие переходной период от экономики тоталитарного государства к государству с рыночной экономикой. Банковская система Сирии до 2001 г. полностью контролировалась правительством, и ни один частный или иностранный банк не мог работать в Сирии. Иностранные банки получили лицензии в декабре 2002 года, в соответствии с Законом от 28 марта 2001 года, который позволяет создание частных и совместных банков. Иностранцы имеют право на обладание до 49 процентов капитала банка, но не могут иметь контрольные пакеты акций6. По состоянию на январь 2014 года, в банковской системе САР, кроме Центрального банка, насчитывается 6 специализированных государственных банков, а также 15 частных банков.
4 http://www.un.org/ru/documents/journal.asp
5http://scpr-syria.org/
6 CIA World Factbook. 2013
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Весьма примечательно, что основная масса капитала всех коммерческих банков САР сосредоточена в руках трех крупнейших банков: Коммерческого банка Сирии (40,43%), Катарского национального банка в Сирии (8,66%) и Кооперативного аграрного банка (6,39%) (рис. 1).
Таблица 1
Банки, входящие в банковскую систему САР*
№ п/п Наименование банка Капитал в S.Y
1 Commercial bank of Syria 70,000,000,000
2 Industrial Bank 1,677,975,439
3 Agricultural Cooperative Bank 11,063,764,000
4 Popular Credit Bank 2,334,931,000
5 Real Estate Bank 8,253,390,000
6 Saving Bank 2,341,789,973
7 Bank BEMO Saudi Fransi 5,000,000,000
8 Bank Of Syria & Overseas 4,000,000,000
9 The International Bank For Trade & Finance 5,250,000,000
10 Arab Bank- Syria 5,050,000,000
11 Audi Bank - Syria 5,724,500,000
12 Bank Byblos -Syria 6,120,000,000
13 Syria Gulf Bank 3,000,000,000
14 Cham Bank 5,000,000,000
15 Syria International Islamic Bank 8,499,406,700
16 Bank of Jordan-Syria 3,000,000,000
17 Fransa Bank -Syria 4,429,061,200
18 Bank Al-Sharq 2,500,000,000
19 Qater national Bank- Syria 15,000,000,000
20 AL baraka bank Syria 4,888,945,250
*Источник - Центральный банк Сирии
Государственные банки Popular Crédit Bank, Real Estate Bank, Saving Bank, Industrial Bank, Commercial Bank of Syria, Agricultural Coopérative Bank обеспечивают обычные услуги, предоставляемые банками в других странах с заметным исключением, что банки специализированы по секторам экономики и, соответственно, предназначены для предоставления услуг специально для предприятий, работающих в конкретном секторе.
Центральный банк Сирии управляет всеми валютными и торговыми операциями и определяет приоритеты кредитования государственного сектора. Промышленный Банк также относится больше к государственному сектору, хотя он и недостаточно капитализирован. В результате, частный сектор часто вынужден использовать зарубежные банки, кредитование в которых стоит дороже, и, следовательно, представляет собой недостаточно эффективное решение для промышленных потребностей в финансировании.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№6/2015
ISSN 2410-700Х
■ Commercial bank of Syria
■ Industrial Bank
■ Agricultural Cooperative Bank
■ Popular Credit Bank
■ Real Estate Bank
■ Saving Bank
■ Bank BEMO Saudi Fransi
■ Bank Of Syria & Overseas
■ The International Bank For Trade &
Finance
■ Arab Bank- Syria
■ Audi Bank - Syria
■ Bank Byblos -Syria
■ Syria Gulf Bank
■ Cham Bank
■ Syria International Islamic Bank
■ Bank of Jordan-Syria
Рисунок 1 - Распределение капитала коммерческих банков в банковской системе Сирии Экономические и финансовые санкции в отношении Сирии и угроза санкций против материнских банков (например, тех, которые основаны в Ливане и Иордании) продуцируют существенное давление на рентабельность сирийских частных банков, а тем более на Сирийский Международный исламский банк и государственные банки, потому что они непосредственно были санкционированы. Банки-корреспонденты провели закрытие счетов, и возможности размещения капитала за рубежом стали недоступны, а долларовые сделки были сильно ограничены. Иностранные стратегические партнеры местных банков в ряде случаев дистанцировались от своих сирийских филиалов, ограничивая их операционную деятельность, отказываясь от участии в совете директоров, и так далее'.
Услуги, предоставляемые компаниям-нерезидентам сирийскими банками, как правило, ограничиваются предоставлением банковских счетов в иностранной и национальной валюте, и банковских гарантий. Компании-нерезиденты, которые получают банковскую гарантию на основе наличествующих средств на своем счете, могут получить кредиты от сирийских банков в национальной валюте.
Процентные ставки в Сирии низкие (между 2 и 10 процентами); в реальном выражении, с учетом среднегодового уровня инфляции, они являются отрицательными. Частный сектор может занимать по ставкам от 7 до 10 процентов, но приоритетом для правительства является кредитовать общественный и смешанный сектора на более выгодных условиях. Кредитование, таким образом, существенно ограничено.
Теперь следует обратить внимание не на общий объем кредитов и депозитов (тем более, что данные недоступны, а информация зачастую носит непрозрачный и устаревший характер), а на характер функционирования банковской системы САР. Как и весь характер государственного устройства, а также и, соответственно, экономика, банковский сектор страны является в значительной мере конъюнктурным (это, в первую очередь, касается, государственного банковского сектора). Таким образом, управление банковской
7 http://carnegie-mec.org/2015/01/07/syrian-financial-sector
1,44%.
2,56%. 1,73%-4,91%. 2,89% 1,73%
3,53%
3,31% 2,92% 3,03%
8,66%
40,43%
0,97%
2,89%
6,39%
4,77%
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
системой Сирии осуществляется в непростых условиях: с одной стороны, вооруженный конфликт, потеря контроля над частью территории; с другой стороны - автократичное, конъюнктурное управление.
Во-первых, Центральный банк Сирии управляется «Экономическим комитетом» и «Денежно-кредитным советом». Это - правительственные структуры. Они определяют, в частности, и валютную политику САР.
Во-вторых, если в большинстве стран главным управляющим звеном банковской системы является Центральный банк, то в СРА уже много лет часть функций центрального банковского учреждения осуществляется Коммерческим банком. Так, именно там хранятся резервы иностранной валюты государства, а также проводятся все банковские операции с иностранной валютой.
В-третьих, валютный рынок в стране функционирует крайне неэффективно. Более половины валютных операций проводится через «черный рынок», что, разумеется, в условиях отсутствия правообразующего документа и единых установленных правил организации работы, приводит к стихийному осуществлению валютных операций. При этом курсовая политика Центрального банка Сирии не учитывает реалий, так что курс национальной валюты не соответствует рыночному.
В-четвертых, филиальная сеть банков очень ограничена, ассортимент банковских услуг недостаточен.
Каковы же перспективы развития банковской системы САР в таких условиях?
После того, как ситуация в стране стабилизируется, Сирии придется бороться с непосредственными экономическими проблемами. Также необходимо для поддержки возвращения внутренне перемещенных лиц и беженцев из соседних стран, восстановить инфраструктуру страны, расширять предоставление общественных услуг, включая здравоохранение и образование, и восстановить социальную структуру страны. Всегда трудно оценить стоимость рекапитализации неплатежеспособных банковских систем в контролируемых государством экономиках, таких, как Сирия.
В конце 2011 года, средний NPL (Non Performing Loans, или сумма просроченных платежей сроком от 90 дней) по сводкам частных сирийских банков составил 7,5 процента, увеличившись до 21,5 процента на конец 2012 года, а в июне 2013 года - до 43 %8. Частные банки, как правило, имеют более низкие коэффициенты NPL, чем государственные банки; кроме того, они более реалистичны в оценке истинного уровня потерь по ссудам.
Принимая эти цифры во внимание, разумно предположить, что по крайней мере 50 процентов кредитов, входящих в портфель государственных банков Сирии, вероятно, будут неработающими. Конечно, не все обесцененные кредиты повлекут за собой списание всех средств. Кредиты могут быть иногда реструктуризированы, а также на обеспечение может быть наложен арест. Скорость восстановления сирийские кредитов будет низкой, но, тем не менее, не нулевой.
Итак, каковы же реальные приоритеты для реконструкции и развития сирийской банковской системы после завершения конфликта?
Если предположить, что головные офисы и филиалы физически сохранятся, первая задача будет заключаться в восстановлении и предоставлении надежного электропитания и подключения к Интернету через банковские сети. Без них процесс согласования счетов в сводной книге - и управление ликвидной позиции банка - задерживается и зависит от курьеров.
Также следует обратить внимание на центробанк. Авторитетный и компетентный ЦБ - это ключ к модернизации банковской системы, потому что только Центральный банк может заставить коммерческие банки принять трудные решения, которые необходимы для модернизации их деятельности.
В-третьих, кредитные портфели госбанков должны пройти переоценку и реструктуризацию, а затем банки вновь капитализируются.
Наряду с этими должна быть введена современная система электронных платежей.
Но самое главная и самая трудная проблема будет состоять в повышении профессионализма и заинтересованности управляющих банковских сотрудников в государственных банках, а также в модернизации и применении законов и правил, которые лежат в основе деятельности финансовой системы
8 http://carnegie-mec.org/
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
государства. Выполнение этого задания, скорее всего, будет измеряться десятилетиями, а не только ближайшими годами.
Будущие капитальные средства должны учитывать потребности растущей постконфликтной экономики.
Что касается уровня будущего кредитования, надо полагать, что после окончания конфликта, сирийские банки должны будут обеспечить большие суммы денег для финансирования проектов по реконструкции старых и создания новых предприятий. Банковское кредитование на Ближнем Востоке, как правило, эквивалентно примерно 55 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) страны, в соответствии с оценками МВФ. Для сирийских банков, чтобы достичь этого соотношения, кредитные портфели должны составить около $ 40 млрд, из которых можно было бы ожидать около трех четвертей суммы кредитных портфелей государственных банков в общем объеме, на основе последних цифр центробанка Сирии.
Конечно, этот процесс касается только проблемных кредитов и дальнейшего роста кредитования. Сирийские банки также сталкиваются с потерями в других областях, таких как потеря недвижимого имущества, а также с расходами, связанными с восстановлением физической инфраструктуры.
В конце 2010 года сирийскими банками государственного сектора были выданы ссуды в размере $ 20,657mn, согласно данным Центрального банка Сирии (и используя обменный курс $ 1 = S £ 45,8)9. В соответствии с предположением, что 50 процентов этих кредитов обесценились, и что обесцененные кредиты имеют убыточность 75 процентов к данным конца 2010 года, капитал государственных банков показывают отрицательную чистую стоимость активов $ 4 млрд. Таким образом, государственные банки должны будут показать капитал в $ 4,1 млрд., если они хотят достичь требуемого соотношения восьми процентов долевого участия / активов. Сумма дефицита текущего капитала и будущих результатов требований к капиталу в общей сумме составляет $ 8,1 млрд. на рекапитализацию банковской системы. Если соотношение NPL порядка 60 процентов, а не 50 процентов, общая стоимость вырастет до $ 9,6 млрд. Следует отметить, что эти расчеты учитывают только потери по ссудам, а не потери или увеличение расходов в других областях.
Наличие наличных денежных средств в районах, контролируемых правительством будет еще одной проблемой для банков. Многое будет зависеть от готовности иностранных покровителей режима предоставлять ему помощь. (Предполагается, что и контролируемые повстанцами районы будут продолжать получать наличные доллары от своих зарубежных благотворителей).
Государственные банки будут продолжать поддерживать местные отрасли, предоставляя кредиты, не вызывающие прироста «плохих» долгов. Они будут в состоянии сделать это, потому что на государственные банки приходится очень большая часть банковской системы, и значительная часть экономики будет в состоянии продолжать работать.
Когда военные действия закончатся, состояние банковской системы Сирии будет зависеть от того, как долго еще будут продолжаться боевые действия, и кто будет выступать в качестве победителя.
Если мятежники свергнут режим Асада, разрушение инфраструктуры страны будет огромным. Режимная номенклатура, которой управлялась финансовая система страны в последние годы, должна будет либо уйти, либо быть удаленной насильно, физические активы будут разграблены либо представителями уходящего режима, либо неконтролируемыми элементами победивших сил.
Если правительство Асада восстановит контроль над всей территорией, то разрушения в регионах за пределами Дамаска будут значительным, но ключевой инфраструктурой останется Дамаск, поскольку там последствия боевых действий будут минимальны.
Банковская система любой страны отражает более широкую экономическую конъюнктуру, поскольку она работает как часть экономики. В структуре экономики Сирии было мало положительных изменений в течение многих десятилетий. Рост предпринимательской деятельности частного сектора и отраслей -практически химера, поскольку их успех основывался на избирательном покровительстве режима.
Так называемая «реформа» сирийской банковской системы в последние годы в сочетании с предоставлением новых банковских лицензий в интересах частного сектора и иностранных банков с приобретением акций во многих из этих банков проходила в интересах ближайшего окружения Асада.
9 http://www.syrianfinance.gov.sy/
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №6/2015 ISSN 2410-700Х_
Тем не менее, процесс реформ принес новые технологии в сирийскую банковскую систему. Шесть из 20 банков Сирии теперь - ливанские банки по составу основных акционеров. Иорданские банки являются крупнейшими акционерами еще в трех, а катарские инвесторы еще в двух.
Ливанские банки, в частности, выиграют после окончания боевых действий (предполагая, что экономические санкции будут сняты). С их сильными личными связями в Сирийском бизнес-сообществе, географической близостью и предпринимательской хваткой они уже выстроили мощные франшизы на тот момент, когда гражданская война в Сирии началась в 2011 году.
Но опыт Ирака после свержения Саддама Хусейна является поучительным примером для всех, кто думает, что смена режима приведет к быстрому и резкому изменению устаревшей банковской системы. В Ираке государственные банки по-прежнему доминируют в банковской системе, на них приходится около 90% банковских активов. Программы реформ, осуществляемых иностранными советниками при поддержке миллионов долларов, мало что дали в течение многих лет. Иракские банкиры с многолетним опытом работы на развитых рынках были обескуражены от возвращения в Багдад ужасных угроз безопасности и от своей неспособности ориентироваться в сектантской среде, которая продолжает пронизывать все сферы иракской жизни.
После того, как ситуация стабилизируется, Сирии придется бороться с непосредственными экономическими проблемами. Также необходимо для поддержки возвращения внутренне перемещенных лиц и беженцев из соседних стран восстановить инфраструктуру страны, расширять предоставление общественных услуг, включая здравоохранение и образование, и восстановить социальную структуру страны. Всегда трудно оценить стоимость рекапитализации неплатежеспособных банковских систем в контролируемых государством экономиках, таких, как Сирия. Список использованной литературы:
1. The ILO response to the response to the Syrian refugee crisis: http://www.ilo.org/beirut/areasofwork/syrian-http://www.ilo.org/beirut/areasofwork/syrian-refugee refugee refugee-crisis
2. http://www.un.org/ru/documents/) ournal.asp
3. http://scpr-syria.org/
4. Copenhagen Business School: http://www.cbs.dk/
5. The Economist Intelligence Unit Limited: http://www.escwa.un.org/
6. CIA World Factbook. 2013
7. http://carnegie-mec.org/2015/01/07/syrian-financial-sector
8. http://www.syrianfinance.gov.sy/
© Худр Алвесам, 2015
УДК 332
Хусаинова Светлана Васильевна
канд.экон.наук, доцент, ФГАОУ ВПО ЕИ К(П)ФУ, г. Елабуга
Аюпова Венера Казбековна канд.пед.наук, доцент, НОУ ВПО ВЭГУ, г. Уфа Устюжина Ольга Николаевна канд.экон.наук, доцент, ФГАОУ ВПО ЕИ К(П)ФУ, г. Елабуга
husainovasv@mail. ги
РОЛЬ УЧАСТИЯ РЕГИОНОВ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Аннотация
В последнее десятилетие проблемы региональной конкурентоспособности стали популярной и даже модной темой научных исследований во всем мире. Очевидно, свою роль в этом сыграли нужды
166