66
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
УДК 658:651.1(045)
В.В. Матвеев, Л. С. Федотова
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АПТЕЧНЫХ СЕТЕЙ В РЕГИОНАХ
Рассмотрены проблемы современного состояния фармацевтического рынка России. Проанализированы факторы, определяющие степень конкуренции на данном рынке. Отмечается усиление конкурентных позиций крупных аптечных сетей. Дана оценка возможных вариантов развития фармацевтического рынка, где определяющая роль будет принадлежать крупным аптечным сетям.
Ключевые слова: фармацевтический рынок, аптечная сеть, конкуренция, экспансия, государственная программа.
Экономика современной России характеризуется бурным развитием торговли. Можно утверждать, что торговля, наряду с некоторыми добывающими отраслями, представляет собой пример успешной и весьма быстро растущей отрасли.
В данной статье будут рассмотрены факторы, определяющие развитие весьма специфичного вида торговли - это аптечная торговля. За период, который занимает чуть менее 25 лет, аптечная торговля в России претерпела весьма существенные изменения: была практически полностью ликвидирована сеть государственных аптек. В настоящее время аптечная торговля в России характеризуется не только быстрым ростом, но и жёсткой экспансией со стороны крупных аптечных сетей. Крупные игроки аптечного рынка осуществляют политику поглощения по отношению к мелким частным аптекам. В результате происходят принципиальные изменения всей структуры российской аптечной сети.
В настоящее время фармацевтический рынок России входит в десятку самых крупных фармацевтических рынков мира. По итогам 2011 г. Россия заняла 8-е место. Объем фармацевтического рынка России в 2011 г. составил 824 млрд руб. (с НДС) в ценах конечного потребления, что на 12% больше, чем показатель 2010 г. [1]. По итогам 2012 г. Россия переместилась ещё на одну ступеньку вверх и вышла на 7-е место. Объем фармацевтического рынка России в 2011 г. составил 921 млрд руб. (с НДС) в ценах конечного потребления, что на 12% больше уровня данного показателя в 2011 г.
Ещё одной стратегической особенностью российского фармацевтического рынка является его жёсткая зависимость от импорта: 76% от всех денежных затрат населения на приобретение лекарств - это затраты, связанные с приобретением продукции зарубежных производителей [2].
Данная ситуация во многом определяется однозначно агрессивной политикой крупных аптечных сетей, которые в ходе конкурентной борьбы используют весьма жёсткие методы, пытаясь удержать старые рынки и завоевать новые рынки сбыта фармацевтической продукции.
Здесь необходимо отметить, что сама экономическая ситуация, которая сложилась в России на рубеже ХХ - XXI вв. однозначно способствовала именно этому сценарию развития ситуации на фармацевтическом рынке страны. Государство фактически самоустранилось от решения проблем обеспечения населения страны лекарственными средствами, что привело к жёсткому кризису всей системы государственных аптек. В этих условиях создание и развитие частных фирм было только делом времени.
В качестве примера можно рассмотреть развитие аптечной сети «36,6», которая возникла в 1991 г. За прошедшие годы стратегия бизнеса развития данной фирмы изменялась несколько раз. Первоначально фирма специализировалась на оптовой торговле лекарствами, затем было создано собственное производство. Однако после дефолта 1998 г. руководство фирмы принимает весьма смелое решение о создании принципиального нового для российского фармацевтического рынка формата своей деятельности: супермаркета товаров для красоты и здоровья.
В 2004 г. фирма начинает проводить активную экспансионистскую политику по отношению к конкурентам в различных регионах страны. Так, в 2005 г. были приобретены аптечные сети в Волгограде («Добрый сосед»), Дмитрове («Мега-стиль»), Новосибирске («Аптечный торговый дом»), Перми («Чаша здоровья»), Самаре («Неболит»), Санкт-Петербурге («Апельсин» и «Таблетка») и Сарове («Доктор Зеленкин»). В январе 2006 г. завершена сделка по приобретению аптечной сети «Фармация» («Пермские аптеки») в Пермском крае. Всего в 2006 г. было куплено 18 сетей из 352 аптек и открыто 75 новых точек. К концу 2006 г. «36,6» приблизилась к заветной цифре в тысячу аптек и стала
первой национальной сетью. В течение 2007 г. было приобретено 26 сетей из 293 точек, органически открыто ещё 166. В июле 2007 г. в Нижнем Новгороде открылась тысячная аптека [3].
Столь масштабный рост стал возможен в результате проведенного в конце 2003 г. IPO ОАО «36,6» и привлечения 14,4 млн долл. акционерного капитала [4].
В Санкт-Петербурге в тот период времени крупнейшей сетью являлась фирма «Фармакор», в состав которой в начале 2006 г. входило около 200 аптек традиционного формата. Объем продаж сети в 2005 г. превысил 100 млн долл., что позволило ей делить с фирмой «Ригла» второе и третье места в рейтинге по объёму товарооборота среди российских фармацевтических фирм. Компания, развивалась почти исключительно за счет собственной прибыли. Данная фирма стала одной из первых, кто организовал сеть социальных отделов на базе своих аптек, предоставляя скидки социально уязвимым группам населения [4].
В 2004 г. руководство компании принимает решение о выходе в Северо-Западные регионы России. В течение 2005 г. «Фармакор» открывает более 200 аптек в регионах страны. Компания входит в ТОП-50 российских ритейлеров и становится одной из двух аптечных сетей в рейтинге 600 крупнейших компаний России. Успешный опыт развития аптечной сети в Северо-Западном федеральном округе позволил компании выйти за его пределы уже в 2007 г. В этом году было освоено 17 новых регионов страны. Аптеки сети появились в большинстве городов-миллионников. На конец года аптечная сеть «Фармакор» насчитывала около 300 розничных точек в более чем 30 городах России. С 2010 г. продолжается активное развитие региональной торговой сети [5].
Естественно, что фармацевтический рынок достаточно быстро оказался поделённым между крупнейшими игроками. Ситуация на данном рынке по итогам 2010-2012 гг. представлена в табл. 1.
Таблица 1
ТОР-15 российских аптечных сетей по доле коммерческого розничного рынка лекарственных
средств в денежном выражении [6; 7]
Рейтинг Аптечная сеть Местонахождение Количество Доля на коммерческом розничном
головного офиса точек рынке лекарственных средств, %
продаж 2010 2011 Первое
на 01.07.12 полугодие 2012 г.
1 Ригла Москва 751 2,38 2,55 2,41
2 Аптека 36,6 Москва 935 2,47 2,33 2,22
3 А5 Group Москва 1308 1,61 1,99 2,10
4 UMG Москва 721 0,86 1,00 1,90
5 Алфега Аптека Москва 967 0,83 1,56 1,51
6 Фармакор* Санкт-Петербург 399 1,66 1,51 1.26
7 Фармаимпекс Ижевск 303 1,09 1,22 1.24
8 Имплозия** Самара 895 1,38 1,29 1.22
9 АСНА Москва 156 0,87 1,11 1,13
10 Старый лекарь* Москва 241 0,94 0,93 0,86
11 Самсон-Фарма Москва 23 0,74 0,82 0,85
12 Радуга Санкт-Петербург 500 0,79 0.99 0,83
13 Доктор Столетов Москва 403 0,81 0,81 0,74
14 Волгафарм Волгоград 69 0 79*** 0 74*** 0,74
15 Фармленд Уфа 210 0,65 0.70 0,73
* - с учётом аптек, работающих с компанией по договору франчайзинга; ** - экспертная оценка;
*** - представлены данные аптечной сети «Вита», которая в 2012 г. покинула список ТОР-15 крупнейших аптечных сетей России.
Данные таблицы позволяют сделать некоторые выводы:
- во-первых, явное преобладание московских фирм: их 9 из 15. Их доля в общем объёме коммерческого розничного товарооборота лекарственных средств на протяжении всех трёх лет имеет
2013. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
чётко выраженную тенденцию к увеличению. В 2010 г. - 11,51%, в 2011 г - 13,10%, в первом полугодии 2012 г. - 13.72%. За рассматриваемый период эта доля возросла на 2,21 процентных пункта. Это свидетельствует о том, что экспансия крупных московских аптечных сетей в регионы продолжается;
- во-вторых, доля ТОР 15 крупнейших российских аптечных сетей в общём объёме товарооборота лекарственных средств неуклонно возрастает в течение всего рассматриваемого периода времени: с 17,87% в 2010 г. до 19,74% в первом полугодии 2012 г., то есть почти на два процентных пункта. Таким образом, процесс укрепления конкурентных позиций крупнейших аптечных сетей не затухает, более того, позиции этих фирм только усиливаются;
- в-третьих, только одна аптечная сеть «выпала» из данного списка: «Вита», которая базируется в Самаре. Её заменила «Волгафарм», место дислокации - Волгоград. Можно утверждать, что вероятность появления новых крупных «игроков» на фармацевтическом рынке с течением времени уменьшается. Это объясняется крайне жёсткой конкурентной борьбой между аптечными сетями. А также очень высоким порогом для вступления в данную отрасль, а также необходимостью наличия значительных ресурсов для развития аптечной сети.
Кроме того, необходимо отметить, что в течение 2012 г. практически все крупные аптечные сети стали изменять стратегию своего развития. В частности, можно назвать:
- появление дискаунтеров, работающих под другим брендом, нежели головная фирма;
- получили дальнейшее развитие аптеки сегмента премиум, предлагающие клиентам У1Р-обслуживание, в частности, магазины и студии косметики.
Следует отметить, что в 2012 г. ситуация на фармацевтическом рынке России во многом определялась изменениями в государственной политике регулирования данного рынка. Можно утверждать, что со стороны государства была предпринята попытка сформировать политику, которая будет влиять на развитие фармацевтического рынка в среднесрочной и долгосрочной перспективе. К сожалению, после фактической ликвидации системы государственных аптек ситуация на этом рынке определялась частными фирмами, которые в первую очередь исходили из собственных представлений о возможных перспективах развития отрасли. При этом не является секретом, что мотив получения максимальной нормы прибыли зачастую был определяющим в выборе конкретной политики развития аптечной фирмы. Здесь можно упомянуть «Стратегию лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года», согласно которой в качестве стратегической цели, которая должна определять развитие фармацевтического рынка, определяется повышение доступности для населения качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов.
Однако реализация данной стратегии может столкнуться с жёсткой необходимостью решения целого комплекса проблем. На наш взгляд, в качестве одной из самых сложных для решения проблем можно назвать создание современной фармацевтической отрасли по производству качественных и доступных для большинства населения по своим ценам лекарственных препаратов.
Формально решение данной весьма сложной проблемы предполагается путём реализации «Стратегии развития медицинской науки в России на период до 2025 года». Обе стратегии предполагают в качестве конечной даты своей реализации 2025 г. Однако, по нашему мнению, строить какие-то достаточно точные прогнозы на период более 10 лет в настоящее время весьма проблематично в силу динамичного и зачастую непредсказуемого развития ситуации как в национальной, так и мировой экономике.
Кроме того, реализация «Стратегии развития медицинской науки в России на период до 2025 года» в качестве стратегической цели предусматривает необходимость разработки инновационной продукции и необходимых для этого технологий. В итоге доля инновационных продуктов, которые будут выведены на рынок, должна составить до 10% от общего числа впервые зарегистрированных продуктов [8].
Принята «Государственная программа развития фармацевтики и медицинской промышленности до 2020 года», которая предполагает выделение из государственного бюджета 100 млрд руб. Реализация данной Программы должна не только обеспечить применение в этой отрасли международных стандартов, но и способствовать притоку значительных иностранных инвестиций.
Данная программа включает в свой состав три подпрограммы:
- «Развитие производства лекарственных средств», где в качестве основной цели была определена организация производства воспроизведённых и инновационных лекарственных средств, необходимых для лечения социально-значимых заболеваний;
- «Развитие производства медицинских изделий» предполагает организацию производства высокотехнологичных медицинских изделий;
- «Совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных и медицинских изделий» предполагает решение нормативно-правовых проблем в данной области, а также повышение качества и безопасности продукции и обеспечение приоритета развития предприятий фармацевтической и медицинской промышленности на территории страны, а в роли фирм-производителей будут выступать российские фирмы.
Реализация данной программы предполагает выход на конкретные цифровые показатели: к 2020 г. лекарственные средства отечественного производства должны занимать не менее 50% данного рынка, а медицинские изделия отечественного производства - не менее 40% [8].
При рассмотрении ситуации на фармацевтическом рынке России и оценке перспектив его развития следует помнить ещё и о том, что с 01.01.2014 г. Россия должна перейти к соблюдению стандартов GMP (Good Manufacturing Practice - надлежащая производственная практика). Однако фактически фармацевтическая отрасль России не готова к переходу к этому стандарту, что на практике означает не сокращение, а, наоборот, увеличение зависимости от импорта лекарственных средств.
Достаточно точное представление о перспективах аптечных сетей в нашей стране даёт анализ информации о ёмкости и структуре фармацевтического рынка, представленный в табл. 2.
Таблица 2
Ёмкость и структура фармацевтического рынка России [2]
Сектор фармацевтического рынка 2010 г. 2011 г. 2012 г.
млрд руб. % млрд руб. % млрд руб. %
Государственный сектор готовых 211 28,71 226 27,43 236 25,62
лекарственных средств
Коммерческий сектор парафармацевтики 118 16,05 130 15,78 149 16,18
Коммерческий сектор 406 55,24 468 56,79 537 58,20
готовых лекарственных средств
Итого 735 100,0 824 100,0 921 100,0
Самые низкие темпы роста в течение этого периода характерны для государственного сектора готовых лекарственных средств - 11,2%. Максимальные, учитывая агрессивную политику аптечных сетей, в коммерческом секторе - 13,2%. Естественно, что доля государственного сектора сократилась более чем на 3 процентных пункта при практически аналогичном росте коммерческого сектора.
Данная динамика определяется двумя причинами:
- во-первых, государство экономит бюджетные средства, когда речь идёт о дополнительном лекарственном обеспечении. Для этого используется система тендерных закупок. Формально это осуществляется под лозунгом уменьшения зависимости от поставок импортных лекарственных средств. Однако необходимо отметить, что закупка лекарственных средств государственными лечебными учреждениями не сокращается, а даже увеличивается;
- во-вторых, сокращается объём поставок лекарственных средств в аптеки по системе льготного обеспечения по причине уменьшения количества граждан, имеющих права на получение льгот по лекарствам.
К сожалению, данные меры не оказали положительного воздействия на уровень зависимости от импорта российского рынка готовых лекарственных средств. Согласно данным «Ежемесячного розничного аудита фармацевтического рынка Российской Федерации», удельный вес импортных лекарств возрастает как в денежном, так и натуральном выражении. Причём, если сравнивать данные за 2011 и 2012 гг., то прирост импорта в денежном выражении составил 0,7 процентных пункта, то в натуральном выражении - 2,1 процентных пункта. Это заставляет задуматься об эффективности проводимой государством политики замещения импортных лекарственных средств на лекарственные средства, производимые отечественными фирмами [2].
Рассматривая ситуацию, которая в настоящее время сложилась на фармацевтическом рынке России, необходимо учитывать, что его формирование и развитие происходило в весьма специфических условиях, которые сложились в нашей стране в начале 90-х гг. прошлого столетия. При сохра-
2013. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
нении в системе здравоохранения значительного участия государства, фармацевтический рынок стал развиваться по законам рынка со всеми его достоинствами и недостатками.
Государственная система здравоохранения однозначно предусматривает, что оборот лекарственных средств контролируется непосредственно государством. В этих условиях любые импортные лечебные препараты могли оказаться на территории страны только после длительной процедуры проверки. Приобретение этих препаратов осуществлялось только централизованно. На практике это означало, что в сфере обращения лекарственных средств функционировало предприятие «Фармация», которое включало в свой состав все звенья управления оборотом медикаментов. После его ликвидации на рынок вышло множество фирм, которые стали заниматься куплей-продажей фармакологических препаратов. Вполне естественно, что это сопровождалось появлением не только «серого» рынка фармацевтических препаратов. Появился и стал бурно развиваться «чёрный» рынок. Всё это самым негативным образом сказалось на качестве лекарственных препаратов.
Кроме того, необходимо учитывать, что общий уровень развития фармацевтической промышленности в СССР был весьма невысоким. В результате эта отрасль не соответствовала потребностям населения страны ни по качеству, ни по количеству производимых лекарственных препаратов. Не хватало даже самых обычных заурядных препаратов. Однако особенно острой проблема обеспечения лекарственными препаратами была для больных, страдающих сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, туберкулёзом.
В конце 80-х гг. XX в. объём фармацевтического рынка России в составе СССР составлял примерно 2,5 млрд долл. США. В начале 90-х гг. этот показатель уменьшился до 0,6 млрд долл. [9].
После этого начинается медленное оживление рынка фармацевтических товаров, однако кризис 1998 г. снова обрушил этот рынок. Ситуация стала постепенно выправляться только с начала 2000-х гг. Принципиальной особенностью этого процесса становится бурное развитие аптечных сетей.
В течение последних трёх лет (2010 - 2012 гг.) фармацевтический рынок России развивается достаточно стабильно. Это объясняется тем, что в этот период на фармацевтическом рынке никак не проявились факторы, которые могли бы спровоцировать какие-то значительные изменения. Имели место только небольшие изменения в некоторых сегментах рынка. Так, был отмечен рост продаж препаратов парафармацевтики. Прирост в 2012 г. был большим, чем в 2011 г. По мнению экспертов, данный сегмент данного рынка является наиболее выгодной группой для продажи в аптеках [2].
Рынок фармакологических товаров является одним из самых доходных в современной России. Это определяется следующими факторами:
1) весьма высокий потенциальный спрос на данные препараты со стороны подавляющего большинства населения страны;
2) постоянное увеличение доли пенсионеров, которым требуется больше лекарственных препаратов;
3) значительная доля населения с низкими и незначительными доходами, что определяет низкое качество их жизни. Естественно, что это негативно влияет на состояние их здоровья и провоцирует рост смертности;
4) устойчивое желание россиян заниматься самолечением;
5) недоверие к официальной медицине, что может спровоцировать ухудшение самочувствия.
Аптечные сети всё более широко используют новые формы продвижения лекарственных
средств. Для этого широко используется реклама в Интернете, мобильный маркетинг, видеоконференции. Обычной стала практика, когда аптечные сети формируют собственные персонализированные базы врачей, которые используются для продвижения на рынок наиболее выгодных препаратов.
Многие аптечные сети используют стратегию, суть которой заключается в создании льготных условий для постоянных покупателей, так называемых программ лояльности. При таком варианте клиенты смогут приобретать некоторые лекарственные препараты только в определённых аптеках. Количество таких аптек достаточно ограниченное.
В качестве основных факторов, негативно влияющих на развитие рынка фармацевтических товаров в России, можно назвать:
- несовершенное законодательство;
- достаточно высокие барьеры для вступления в отрасль, что снижает уровень конкуренции и усиливает монополизацию данного рынка;
- нехватка квалифицированной рабочей силы;
- весьма высокая доля контрафактной продукции. В России эта проблема отягчается ещё и тем, что фактически отсутствует действенная система санкций за торговлю фальшивыми лекарствами. В этих условиях определяются следующие перспективы развития аптечных сетей в России:
1) развитие торговли фармацевтическими препаратами в формате дискаунтеров, когда розничные цены незначительно отличаются от оптовых цен;
2) появление для покупателей с высоким уровнем доходов аптек класса премиум;
3) возможны дальнейшие поглощения и слияния;
4) дальнейшее обострение конкурентной борьбы за потенциального покупателя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. URL: http://www.tadviser.ru/index.php
2. URL: http://www.dsm.ru
3. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/36,6
4. Нильва И.Е. Региональная экспансия аптечных сетей. URL: http://www.medcentre.com.ua/articles/Regionalnaya-ekspansiya-aptechnyh-setey-42241
5. URL: http://pharmacor.ru/about/
6. URL: http://impharma.ru/text/668
7. URL: http://pharmapractice.ru/67870
8. URL: http://government.ru
9. URL: http://pharma-seo.ru/pharmrinok-rossii-2.html
Поступила в редакцию 16.09.13
V. V. Matveev, L.S. Fedotova
Development prospects for pharmacy chains in regions
The article is devoted to the problems of modern situation in pharmaceutical market of Russia. Factors determining competition in the market are analyzed. The strengthening of competitiveness of large pharmacy nets is identified. The article assesses possible variants of pharmacy market development where the leading role will be given to large pharmacy chains.
Keywords: pharmaceutical market, pharmacy chain, competition, expansion, federal program.
Матвеев Владимир Валентинович доктор экономических наук, профессор
ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]
Федотова Людмила Сайнакаевна, кандидат экономических наук, доцент
ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» 117997, Россия, г. Москва, ул. Островитянова, 1
Matveev V.V., doctor of economics, professor
Udmurt State University
426034 Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4
Fedotova L.S.,
candidate of economics, associate professor
N. Pirogov's Russian National Research Medical University
117997, Russia, Moscow, Ostrovityanova st, 1